Перейти на главную страницу
Экологическое воспитание - это достаточно новое направление дошкольной педагогики, которое основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы. Оно включает игровую, изобразительную, актерскую деятельность, проектирование. Кроме того, экологическое воспитание можно и нужно рассматривать как одну из составных частей социально – личностного развития ребенка – дошкольника, которое является одним из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения.
Данный проект ориентирован на детей 4 - 5 лет, состоит из пяти тем и рассчитан на 10 недель. На обсуждение каждой темы отводится две недели, в течение которых дети знакомятся с животными посредством включения в различные виды деятельности.
Знакомству с животными помогают различные подвижные, настольные, дидактические игры, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, чтение книг о животных, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиоэнциклопедий, рисование, лепка, аппликация, разучивание стихов с использованием перчаточного и пальчикового театра, рассматривание электронных развивающих карт, театрализация этюдов – импровизаций, сказок.
По истечении двух недель проводится итоговое мероприятие в форме путешествия с главными героями аудиоэнциклопедии – Чевостиком и дядей Кузей, направленное на закрепление полученных знаний.
Актуальность.
Живая природа – это удивительно сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным.
Давайте совершим вместе нашими детьми увлекательное путешествие в этот удивительный мир. «Мы среди них, часто их не видя. Мы рядом и совершенно раздельно. Мы часто ничего об их жизни не знаем, а еще чаще не хотим узнать», - говорит Николай Сладков.
Ребенок – дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и пр. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее. При этом важно не заглушить природную тягу к познанию, а расширить познавательную сферу ребенка.
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о мире животных, расширение познавательной сферы ребенка – дошкольника.
- Создание условий для знакомства ребенка – дошкольника с многообразием животного мира;
- Создание условий для формирования у ребенка умений и навыков работы с разными источниками информации, с разными способами получения необходимых, интересных данных, знаний;
- Сообщение дошкольникам элементарных знаний о животных, среде их обитания и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой природы.
- Воспитание способности воспринимать и глубоко чувствовать красоту животного мира;
- Воспитание эстетического отношения к окружающему миру и развитие творчества.
Развивающие:
- Развитие памяти, внимания, кругозора детей;
- Развитие творческого и художественного мышления, воображения и фантазии;
- Обогащение словарного запаса детей.
Однажды к нам в группу попал аудиодиск.Героем серии аудиоэнциклопедий оказался ЧЕВОСТИК - любознательный фантазер и неутомимый искатель приключений! Ему почти 6 лет и он живет на книжной полке у дяди Кузи. А еще на этих полках живут книги, их очень много и дядя Кузя их все прочитал. Именно поэтому Чевостик постоянно задает ему вопросы. Ведь малышу интересно все-все: "Как устроен человек, как можно попасть на Луну, какие животные живут на нашей планете?". А чем наши дети отличаются от Чевостика? Абсолютно ничем! Все те же вопросы возникают у любознательной ребятни, все тех же ответов и рассказов они ждут от нас. Благодаря интересу детей к героям аудиоэнциклопедии и желанию не только услышать, но и увидеть интересных животных, появился проект «Путешествие с Чевостиком».
- «Животные – живые существа»
- «Животные едят, ходят».
- «У животных есть ушки, лапки, хвостики, глазки».
- «Они живут в лесу».
- «Они добрые и красивы».
- «Есть хищники, а есть, которые травку едят».
- «Животные умеют летать, ползать, бегать, плавать».
- Где живут животные?
- Чем питаются?
- Как разговаривают?
- Кто из животных опасен?
- Кто живет близко с нами, а кто далеко?
- Все ли птицы летают, а рыбы плавают?
- Почему некоторые животные едят других?
- Посмотреть компьютерную презентацию;
- Прочитать книгу;
- Послушать аудиоэнциклопедию;
- Спросить у родителей;
- Сходить на экскурсию в зоопарк;
- Посмотреть передачу по телевизору.
ЭТАП 2. Сбор информации.
- Подбор художественной, научно – популярной литературы для совместного чтения;
- Сбор материалов, необходимых для организации продуктивных видов деятельности (изготовление атрибутов для путешествий, подбор игрушек для театра и т.д.);
- Посещение зоопарка детей с родителями;
- Организация игровой и учебной деятельности;
- Организация итоговых мероприятий.
Изучая материал, мы решили более подробно остановиться на самых необычных обитателях животного мира (эта тема вызвала наибольший интерес), используя рассказы полюбившегося героя – Чевостика.
- Слушаем аудиоэнциклопедию «Животные Африки»;
- Изучаем животных Африки по электронной карте «Мир животных»;
- Подготовка к путешествиям: изготовление компасов с родителями; обсуждение с детьми вещей, необходимых во время путешествия; комплектация рюкзаков (панамки, карты, компасы); подвижная игра «Самолеты»;
- Чтение книги «Животные жарких стран», рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного;
- Дидактическая игра на развитие речи «Скажи, какой лев?»;
-Дидактическая игра на развитие слухового восприятия «Чей голос?» (животные Африки);
- Лото «Мир животных»;
- Артикуляционная гимнастика «Зоопарк»;
- Пальчиковая гимнастика;
- Рисование животных Африки – жирафа и крокодила;
- Игра на закрепление знаний о животных Африки «Поймай мяч».
Дети достают из приготовленных рюкзаков компасы, карты, надевают панамки и рюкзаки и под «Вступительную песню» отправляются в путешествие.
Вдруг, на дельтаплане появляются дядя Кузя и Чевостик.
д. Кузя: Здравствуйте, ребята! Мы с Чевостиком узнали, что вам нравятся наши рассказы и решили прийти к вам в гости.
Чевостик: Мы пришли не с пустыми руками, а принесли вам кино про животных, которые живут в Африке.
д. Кузя: А чтобы мы с Чевостиком быстрее узнали ваши имена, давайте поиграем в игру «Скажи имя»
Проводится игра «Скажи имя»
Воспитатель: А в нашей группе тоже живут африканские животные. Они оживают, как только попадают в руки наших ребятишек.
Чевостик: Здорово! Предлагаю игру, вы будете показывать оживших животных, а мы с дядей Кузей будем про них рассказывать и показывать кино.
Воспитатель загадывает загадку
Он ходит голову задрав,
Второй ребенок надевает на руку куклу – перчатку Страусенка и рассказывает стихотворение:
А вот летать я не могу,
Очень много силы в нем,
У него огромный рот,
Вот на водопой идет
Толстокожий бегемот,
(руки в стороны, шагаем вперевалку)
А за ним, не зная лени,
Скачут быстрые олени.
(прыжки на месте, ладони у головы)
Хоть вода с песком и глиной,
Пьет жирафа с шеей длинной,
(наклон вперед, руки вниз)
У реки, зарывшись в ил,
Дремлет грозный крокодил.
(присесть, руки вперед, движения врозь – вместе)
д. Кузя: Ну что же, наше путешествие почти закончено.На последок мы с Чевостиком расскажем вам о самой большой обезьяне в мире, о горилле.
Презентация про горилл.
д. Кузя: Вот и все. Нам с Чевостиком пора возвращаться домой. Но мы обещаем вскоре вернуться ,и рассказать вам новые интересные истории.
Воспитатель и дети благодарят героев за интересный рассказ.
Дядя Кузя и Чевостик садятся в дельтаплан и улетают. Дети под «Заключительную песенку» тоже надевают свои рюкзачки и отправляются домой.
Путешествие второе. Животные Австралии.
- Слушаем аудиоэнциклопедию «Животные Австралии»;
- Изучаем животных Австралии по электронной карте «Мир животных»;
- Фотогалерея «Животные Австралии» (рассматриваем и обсуждаем фотографии животных);
- Артикуляционная гимнастика «зоопарк»;
- Пальчиковая гимнастика;
- Читаем книгу «365 фактов о животных»;
- Игра на развитие слухового внимания «Чей голос?» (животные Австралии);
- Дидактическая игра «Кто не живет в Австралии» (четвертый лишний);
- Лепка из глины «Райские птицы»;
- Подвижная игра «Изобрази животное Австралии»;
- Эстафета «По Австралии».
Звучит «Вступительная песенка». Дети надевают свои рюкзаки и отправляются в путешествие по Австралии.
На воздушном шаре появляются дядя Кузя и Чевостик.
д. Кузя: Привет, ребята! Мы с Чевостиком очень по вам скучали, и с нетерпением ждали с вами встречи!
Ведущая: Мы с ребятами тоже очень ждали встречи с вами. И даже познакомились с некоторыми австралийскими животными (предлагает детям перечислить животных, которых они знают).
Чевостик: Какие вы молодцы! Дядя Кузя, а давай расскажем ребятам про животное, которое носит своих детенышей в сумке.
д. Кузя: Конечно, расскажем. Может быть ребята догадались, о каком животном идет речь? (выслушиваются ответы детей)
Ведущая: Уважаемые гости, в нашей группе живет очень маленький, но очень смышленый кенгуру.
(дети говорят – прыгать). Я предлагаю посоревноваться. Прыгать как кенгуру – кто прыгнет выше.
Несколько веревок (лент) раскладываются на полу на расстоянии длины шага. Детям предлагается пройти по дорожке, перешагивая веревочки, как змеек.
Идем по густому лесу( дети выпрямляются, идут осторожно).
Мешают идти ветки (отодвигают руками ветки).
Надо перешагнуть через поваленное дерево (высоко поднимают ноги, как бы перешагивая),
обойти пень (останавливаются и обходят по кругу).
Вот опять мешают идти ветки (осторожно идут вперед),
Сучки в глаза попадают (отодвигают руками ветки, поочередно отводят их в стороны).
Чевостик: Мы почти добрались до реки. Но мне кажется, что я вижу…. Ежика!
д. Кузя: Чевостик, ты почти угадал. Животное, которое ты увидел действительно похоже на ежика, но называется это животное – ехидна.
Презентация про ехидну и утконоса.
Чевостик: Какие забавные эти австралийские животные! Ребята, давайте вспомним, какие животные нам сегодня встречались и покажем их.
Дети показывают кенгуру, коалу, ехидну, утконоса, имитируя их отличительные черты.
Чевостик и дядя Кузя прощаются с детьми, садятся в свой воздушный шар. Под «Заключительную песенку» дядя Кузя и Чевостик отправляются за новыми историями, а дети - домой.
- Слушаем аудиоэнциклопедию «Животные Южной Америки»;
- Изучаем животных Южной Америки по электронной карте «Мир животных»;
- Фотогалерея «Животные Америки» (рассматриваем и обсуждаем фотографии животных);
- Читаем книгу «365 фактов о животных»;
- Игра на развитие слухового внимания «Чей голос?» (животные Южной Америки);
- Артикуляционная гимнастика «Зоопарк»;
- Пальчиковая гимнастика;
- Подвижная игра «Преодолей препятствие»;
- Дидактическая игра на развитие внимания и памяти «Кого не стало?»;
- Разучиваем стихи с использованием театра перчаток;
- Дидактическая игра на проверку знаний о животных «Клубочек».
Звучит «Вступительная песенка». Дети надевают свои рюкзаки и отправляются в путешествие по Южной Америке.
На воздушном шаре с крыльями появляются дядя Кузя и Чевостик.
д. Кузя: Здравствуйте, ребята! Ну вот, мы и снова встретились с вами и, как и обещали, привезли новые истории.
Ведущая: Вот и хорошо, потому что нам с ребятами не терпиться узнать что-нибудь новое и интересное.
Чевостик: Дядя Кузя, давай не будем терять время и расскажем деткам о самой большой птице в мире, о кондоре.
д. Кузя: Конечно, расскажем. Устраивайтесь поудобнее и смотрите.
Презентация про андского кондора.
Чевостик: Вот это крылья!
Ведущая: Ребята, я предлагаю нам превратиться в кондоров и полетать.
(дети изображают полет кондора)
Этот братец хочет спать,
Этот братец лег в кровать,
Это братец чуть вздремнул,
Этот братец уж заснул,
Этот братец крепко спит.
Тише, дети, не шумите,
Термитов вы не разбудите!
Наши нежные цветки (щепоть руки смотрит вверх, руки перед собой согнуты в локтях).
Распускают лепестки (медленно раскрываем пальцы).
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (плавные движения кистями вправо- влево).
Наши алые цветки закрывают лепестки (медленно соединяем пальцы в щепоть)
Тихо засыпают (опускаем кисти вниз, руки согнуты перед собой в локтях),
Головой качают (качаем кистями, руки перед собой согнуты в локтях).
Чевостик: Очень красивые цветы. Только мне кажется, что в этих цветах кто-то квакает?
Ведущая: Чевостик, тебе не показалось. В наших цветах действительно сидят две лягушки – подружки.
Дети инсценируют стихотворение В.Орлова «С базара»:
-Откуда идёшь ты, лягушка-квакушка?
- С базара домой, дорогая подружка!
- А что ты купила?
- Всего понемножку:
Купила КВАпусту, КВАсоль и КВАртошку.
д. Кузя: Замечательные лягушки. А вы знаете, что в Южной Америке тоже живут лягушки? Они называются древолазы. И мы с Чевостиком вам сейчас про них расскажем.
Презентация про лягушку - древолаза.
Ведущая: Какие интересные истории вы нам рассказали. Ребятишки, давайте вспомним про каких животных вы узнали.
Дети перечисляют животных. Кроме этого, ведущая подводит детей к фотовыставке «Животные Южной Америки» и вспоминает о животных, про которых д. Кузя и Чевостик рассказывали в течение недели.
Чевостик и дядя Кузя прощаются с детьми и под «Заключительную песенку» отправляются в путь за новыми приключениями.
- Слушаем аудиоэнциклопедию «Обитатели океанов»;
- Изучаем обитателей океанов по электронной карте «Мир животных»;
- Фотогалерея «Обитатели океанов» (рассматриваем и обсуждаем фотографии животных);
- Читаем книгу «Животные морских глубин»;
- Подвижная игра «Море волнуется раз…»;
- Рисуем обитателей океана с помощью восковых мелков и акварельных красок;
- Настольная игра – лото «Мир животных»;
- Дидактическая игра на развитие внимания и памяти «Зоологические прятки»;
- Пальчиковая гимнастика.
Под «Вступительную песенку» появляются дядя Кузя и Чевостик. Они едут на аппарате, который называется «Летоплавонырь».
Первый ребенок читает стихотворение про кита (при этом используется игрушка пальчикового театра).
Правильно. Я предлагаю вам немного размяться, у фонтана.
Физкультминутка «Фонтан».
Ведущая: Дядя Кузя, каких морских обитателей ты знаешь?
д. Кузя: Еще мы с Чевостиком видели удивительных красавиц – медуз. Предлагаем и вам насладиться их красотой.
Презентация про медузу.
Ведущая: Дядя Кузя, а в нашей группе тоже живут обитатели океанов. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку:
Известен он во многих странах,
Живет в морях и океанах,
Ему не нужен тесный пруд,
Его второе имя – спрут.
Он может камня вид принять,
Умеет быстро цвет менять.
У него есть восемь ног,
Он зовется - … (осьминог)
Два ребенка рассказывают стих про осьминога
д. Кузя: Еще в океанах живут удивительно веселые морские циркачи – дельфины. Они великолепно играют в мяч, очень добрые. Вот и для вас дельфины передали в подарок мяч, пойдем, поиграем (дети играют пляжным мячом)
Этюд – импровизация
Ныряем, плывем, опускаемся на морское дно
На встречу – медузы (при слове медузы дети приседают)
Подплываем к узкой пещере (дети берутся за руки и проходят через «пещеру»)
На выходе из пещеры – морские ежи (чтобы не уколоться нужно высоко поднимать ноги или прыгать)
Вот мы и добрались до кораллового леса
Презентация про кораллы.
Подарки от морских обитателей.
Путешествие пятое. Животные Сибири.
- Слушаем аудиоэнциклопедию «Животные Сибири»;
- Фотогалерея «Животные Сибири» (рассматриваем и обсуждаем фотографии животных);
- Читаем книгу «365 фактов о животных»;
- Артикуляционная гимнастика (белка, волк, сова);
- Театрализация «Животные в сказках»;
- Игра на развитие слухового внимания «Чей голос?» (животные Сибири);
- Обрывная аппликация «Белочка»;
- Подвижная игра «В лесу», «У медведя во бору»;
- Дидактическая игра «Чей детеныш?».
Под «Вступительную песенку» появляются дядя Кузя и Чевостик на сапоге – скороходе.
Жили-были старик со старухой - те самые, от которых Колобок укатился. Пошли они в лес. Старик и говорит старухе:
- Глянь-ка, старуха, никак под кустиком-то наш Колобок лежит?
Старик плохо видел, да и у старухи глаза слезились. Наклонилась она поднять Колобок, и наткнись на что-то колючее. Старуха: "Ой!" - а Колобок вскочил на коротенькие ножки и покатил по дорожке.
Катится Колобок по дорожке,- навстречу ему Волк.
Волк (мягкая игрушка в руках ребенка):
Колобок, Колобок, я тебя съем!
Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:
Я лесной Колобок - Колючий Бок!
Я по коробу не скребен,
По сусеку не метен,
На сметане не мешен.
Я под кустиком рос,
Весь колючками оброс,
Я на ощупь нехорош,
Меня голыми руками не возьмешь!
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, Волк, подавно уйду!
Ведущая:
Волк рассердился,- хвать его лапой. Колючки в лапу впились Волку,- ой, больно! А Колобок подскочил и покатился по дорожке, только его Волк и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Медведь.
Колобок, Колобок, я тебя съем!
Где тебе, косолапому, съесть меня!
Я лесной Колобок - Колючий Бок!
Я по коробу не скребен,
По сусеку не метен,
На сметане не мешен.
Я под кустиком рос,
Весь колючками оброс,
Я на вкус нехорош,
Меня в рот не возьмешь!
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от Волка ушел,
От тебя, Медведь, подавно уйду!
Ведущая:
Медведь разозлился, хотел его в пасть схватить, губы наколол,- ой, больно! А Колобок опять покатился, только Медведь его и видел!
Катится Колобок, - навстречу ему Белочка.
Колобок, Колобок, куда катишься?
Качусь по дорожке.
Колобок, Колобок, спой мне песенку!
Я лесной Колобок - Колючий Бок!
И только было покатился по дорожке, Белка его тихонечко, хвостиком толк в канаву! Колобок - плюх!- в воду. Мигом развернулся, заработал лапками, поплыл. Тут все и увидели, что это совсем не Колобок, а настоящий лесной еж.
Под «Заключительную песенку» дядя Кузя и Чевостик уходят из группы, а дети снимают свои рюкзаки.
- У детей сформировались общие представления о многообразии животного мира;
- Сформировались умения навыки работы с разными источниками информации;
- Повысился интерес к животному миру, стало более внимательным отношение к окружающим нас животным;
- Расширился кругозор, словарный запас обогатился;
- Усилилось родительское внимание и интерес к жизни детей внутри группы;
Кроме того, экологическое воспитание можно и нужно рассматривать как одну из составных частей социально – личностного развития ребенка – дошкольника, которое является одним из прио
16 12 2014
1 стр.
Камышникова Светлана Анатольевна, воспитатель мбдоу детский сад №1 «Росинка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития детей
08 10 2014
1 стр.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетного учреждения «Детский сад №26 «Умка» общеразвивающего вида
25 12 2014
1 стр.
«Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»
14 10 2014
1 стр.
12 10 2014
23 стр.
Мдоу "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экологического развития воспитанников второй категории №14 "Улыбка"
12 10 2014
1 стр.
Орловского района объединяет 13 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений следующих видов: 1 детский сад, 7 детских садов третьей категории, 5 детских садов общ
13 10 2014
1 стр.
Сажина Елена Викторовна воспитатель мбдоу «Детский сад №18 комбинированного вида» п. Бавлены Владимирской обл. Кольчугинского р-она
15 10 2014
1 стр.