Автор-составитель
Камышникова Светлана Анатольевна, воспитатель МБДОУ Детский сад №1 «Росинка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития детей
Комплексное занятие по познавательному развитию
для подготовительной к школе группы
ЛЕСНОЙ ПОЖАР
Калтанский городской округ, 2012
Литература:
Николаева, С.Н. Юный эколог [Текст] – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 128 с.
ОБЖ. Старшая группа. Занимательные материалы / Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
Программное содержание:
Уточнить представления детей о жизни животных на земле, о жизни леса. Воспитывать чувство гордости за свою планету – она единственная в Солнечной системе «живая» планета и является общим домом для всех живых на этой земле, и ее надо беречь.
Расширить сведения детей о лесном пожаре. Познакомить с правилами поведения при пожаре. Побуждать желание сделать приятное для Земли – выразить добрые намерения в рисунке.
Материал:
Глобус, материал для изобразительной деятельности (бумага, карандаши), картины с изображением пожара. Иллюстрации с изображением птиц, животных, деревьев. Карта солнечной системы, плакаты.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей планете Земля, и о таком страшном бедствии, как лесной пожар, который происходит на нашей планете.
Ребята, как называется наша страна? (ответы детей)
Правильно, Россия. В нашей стране много всего самого удивительного: красивые города, удивительные люди, необыкновенно красивая природа.
Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на глобус. Леса – это главное богатство России. Они дают человеку чистый воздух, ягоды, грибы, лекарственные растения.
Леса – это родной дом для огромного количества животных, насекомых, птиц.
Ребята, каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей: воробей, ворона, дятел, сорока, синица)
Назовите пролетных птиц? (ответы детей: снегирь, свиристель)
Откуда они прилетают? (с севера)
Какие птицы прилетают к нам (ответы детей: кукушка, грачи, скворцы, стрижи, чижи и т.д.)
Почему они улетают осенью от нас? (ответы детей)
Правильно, им не хватает корма.
Лес укрепляет берега реки.
Ребята, в лесу растут хвойные и лиственные деревья.
-
Какие хвойные деревья вы знаете? (ель, сосна, пихта) (Дети называют, а воспитатель показывает иллюстрации с изображением деревьев)
-
Назовите лиственные деревья? (береза, клен, рябина) (Дети называют, а воспитатель показывает иллюстрации с изображением деревьев)
Ребята, лес, в котором есть хвойные и лиственные деревья называется смешанным. Эти деревья очень хорошо нам знакомы, ведь это деревья лесов средней полосы России. Здесь живет мы с вами.
-
Давайте поиграем в игру «С какого дерева листок?»
Цель игры: закрепить названия деревьев русского леса.
Ход игры:
-воспитатель предлагает детям рассмотреть листья с разных деревьев.
-
С какого дерева прилетел этот листок?
Дети отвечают: с дуба, березы, клена, рябины и т.д.
Воспитатель:
Ребята, назовите животных смешенного леса. (Дети называют, а воспитатель показывает иллюстрации: медведь, заяц, волк, лиса, белка и т.д.)
Проводится игра
«У кого какой домик»
Цель: в игровой форме закрепить знания детей о жилищах диких животных, птиц, насекомых.
Ход игры
За каждый правильный ответ воспитатель раздает детям фишки. В конце игры путем подсчета фишек определяется победитель.
У медведя – берлога;
У волка – логово;
У белки – дупло;
У ежика – нора;
У муравья – муравейник;
У птицы – гнездо;
У пчелы – улей;
У улитки – раковина.
Сейчас, я загадаю вам загадку: Маленький конек, вместо гривы – огонек (спичка).
Ребята, задумывались ли вы над тем, что детские шалости со спичками и зажигалками могут привести к большому пожару? Вот, казалось бы, только что все было нормально, и вдруг возникает пламя, появляется дым.
Однажды я наблюдала такую картину. Впереди меня по дорожке шли два мальчика. В руках одного из них был коробок со спичками. Мальчик поджигал спички и бросал их на землю.
Хорошо, что налетающий ветерок гасил пламя. Но вот на пути ребят оказалась куча сухой опавшей листвы. Мальчики присели и стали поджигать сухие листья. Пришлось мне вмешаться: отобрать у ребят коробок и объяснить им, что листва может загореться, от сухой листвы загорится трава, потом засохшие ветки и разгорится большое пламя.
Ребята, какие перечисленные действия могут привести к пожару? Объясните свой выбор.
-
Рисование; (нет)
-
Чтение; (нет)
-
Поджигание бумаги; (да)
-
Лепка из пластилина; (нет)
-
Игра с зажигалкой; (да)
-
Зажигание свечи; (да)
-
Чтение книг; (нет)
-
Поджигание сухой травы. (да)
Ребята, никогда не играйте со спичками, не поджигайте бумагу, листву. Помните пословицу: «В одном коробке сто пожаров».
Лесной пожар – это страшное бедствие. Вот послушайте как это бывает в сказке.
Чтение сказки «Незатушенный костер»
Незатушенный костер
Однажды ребятишки разожгли в лесу костер. Сначала они бросали в огонь еловые и сосновые сухие шишки, ветки, потом стали прыгать через костер. А когда им это занятие надоело, они посидели немного, глядя на огонь. Наконец, друзья кое-как затушили костер, оставив тлеть ветки, и убежали собирать ягоды.
А надо вам сказать, что под корнями сосны в уютной норе жила лисица с лисятами. Лисица почувствовала запах дыма, выглянула из норы и увидела горящие ветки. Как раз в это время над поляной пролетала сорока, она тоже заметила огонь и громко встревоженно застрекотала:
— Караул! Пожар! Горим! Горим!
— Эй, сорока-белобока, быстрее лети за медведем, он у нас в лесу главный пожарный, знает, как с огнем справиться. А я побегу зверей созывать на помощь. Если дружно возьмемся за дело, то потушим огонь, ведь он еще маленький.
Сорока полетела за медведем, а лиса созвала на поляну лесных жителей.
— Ну-ка, серые зайки, бегите к ручью за водой. Вы, кроты, ройте землю. А бурундуки, еноты и белки пусть засыпают землей огонь! — стал распоряжаться медведь.
— А нам что делать? — спросили медведя лисы и волки.
— Срывайте большие ветки да сбивайте ими пламя, — скомандовал медведь-пожарный.
Принялись звери с огнем бороться: водой заливать, землей засыпать, ветками сбивать. Огненные язычки становились все меньше и скоро совсем погасли. Никто и не заметил, как одна хитрая огненная змейка спряталась под корягой.
Когда усталые звери разошлись, огненная змейка стала потихоньку лизать корягу, потом поползла по высохшей траве к куче валежника, С каждой минутой она росла и крепла, а когда добралась до валежника, то из маленькой змейки превратилась в настоящего огненного змея. Языки пламени вылетали из его раскрытой пасти, рассыпались искрами и поджигали кусты и деревья.
Ветер подхватил пламя и понес его по лесу. Горящие ветви громко затрещали, лес стал наполняться дымом.
Почуяли звери и птицы запах дыма, выбрались из нор и гнезд и видят: бушует в лесу пожар!
— Нет, с таким огнем нам не справиться! — решили они. — Придется с насиженных мест сниматься и убегать!
Лисица вывела из норы своих малышей и сказала им:
— Бегите, детки, за мной к лесному ручью да пониже к земле пригибайтесь, хвостом мордочку прикрывайте, чтобы дымом не надышаться.
Лисята быстро бежали следом за матерью. Стремительно убегали, спасаясь от огня, и другие лесные обитатели: волки, медведи, белочки, бурундуки. Огненный змей гнался за ними по пятам. Скоро звери добрались до большой реки, в которую впадал ручей. Они бросились в воду и переплыли на другой берег
Огненный змей тоже приполз к реке, добрался до самой кромки воды, зашипел и стал гаснуть — перебраться на другой берег он так и не смог. Как вы думаете, стих ли после этого лесной пожар?
Нет, пожар не стих. Огонь сдался только тогда, когда в лесу появились настоящие пожарные. Люди победили лесной пожар, но зверям и птицам пришлось строить себе новое жилье в другом лесу.
Вопросы к сказке
1. Почему в лесу начался пожар?
2. Как звери боролись с огнем?
3. Куда спряталась огненная змейка?
4. Почему надо бежать, пригибаясь к земле?
5. Как река помогла зверям спастись от огня?
6. Почему звери и птицы не смогли вернуться в свой лес?
7. Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву?
Чтение стихотворений о пожаре
Стихотворения о пожаре
-
В зажигалке или спичке
Огонечек – невеличка
Просит: «Поиграй со мной,
Я ведь робкий и ручной»
Но плохая он игрушка:
Подожжет диван, подушку,
Книжки, стол, ковер, обои
И большой пожар устроит.
Что запомнить мы должны?
Спички детям не нужны!!!
-
У костра играли дети.
Куртка вспыхнула на Пете.
Заметался он с испугу,
Но помог Никита другу:
Петю на бок повалил
И водой его облил…
Забросать землей пришлось,
Чтобы пламя унялось.
В горящей одежде
Бежать запрещается -
От ветра сильнее огонь разгорается!
-
Мы в лесу костёр зажгли,
Посидели и пошли,
А огонь не потушили:
Про него мы и забыли.
Ветром пламя разметало,
И вокруг как в печке стало.
До небес огонь поднялся
И за нами вслед погнался.
Гибнет лес, пропали звери –
Всех несчастий не измерить!
-
Подожгли мальчишки пух,
А огонь-то не потух.
Тополиный пух горит,
Пламя по двору бежит…
Чья-то вспыхнула машина-
Очень страшная картина!
Надо помнить, надо знать:
Пух опасно поджигать!
Воспитатель:
Земля – единственная планета в солнечной системе, где есть условия для жизни растений, животных и людей. Такой жизни, как на Земле нет ни на Марсе и Юпитере (там слишком холодно), ни на Венере и Меркурии (там очень жарко).
Земля – самая прекрасная планета! Все люди должны ее любить и беречь.
«Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь»
Давайте будем беречь планету,
Другой такой ведь на свете нет,
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим!
Ребята, как мы должны беречь планету (показ воспитателем плакаты, дети их называют)
Все-все, в
се на свете нужны,
И мошки не меньше нужны,
Чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников –
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется...
Все-все, все на свете нужны,
И это запомнить
Все дети должны!
Сейчас давайте сделаем подарки для нашей планеты, нарисуем ей красивую, живую природу с птицами, с насекомыми, с животными. (Воспитатель включает музыку леса, дети рисуют)
В конце обсуждаются рисунки.






