КОМПЛЕКСНЫЕ
ЗАНЯТИЯ
ПО
БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ
Занятие по познавательному развитию на тему:
"Труд водителя"
Цель: учить детей логично отвечать на вопросы воспитателя, предлагать варианты ответов. Закрепить знания детей о машинах. Познакомить с трудом водителя. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, бережное отношение к игрушкам-машинам. Закреплять навыки культурного поведения «на дороге».
Ход занятия:
-
Ребята, посмотрите, сегодня в нашем гараже очень много машин. Какого они цвета? Какого размера? Вам нравятся наши машины? Хотите поиграть? (Дети играют, водят машины, рассматривают их).
-
Ребята, скажите, а машины сейчас сами двигаются? (Нет, мы их водим).
-
А как называется человек, который водит машину? (Шофер, водитель).
-
Правильно, водитель.
-
Где сидит водитель? (В кабине).
-
Как водитель управляет машиной? (В кабине есть педаль, кнопочки, руль и т. д.).
-
Чтобы работать водителем, надо много знать. Где лево, где право, где прямо. Для чего нужны педали, руль, кнопочки.
Подвижная игра "Мы водители"
Воспитатель дает задание, по сигналу менять направление: влево, вправо, прямо, тормози...
-
Молодцы, как вы хорошо научились водить свои машины.
-
Водитель должен не только уметь водить машину, но и уметь ее заправить. Чем заправляют машины? (Бензином).
-
Правильно, без бензина машина не может ездить.
-
Где можно заправить машину? (На автозаправочной станции).
-
На заправочной станции всегда порядок, машины стоят в очереди и заправляют бензина столько, сколько нужно.
-
Как вы думаете, какой машине понадобится больше бензина?
Дидактическая игра "Заправь машину" (Фланелеграф). (Большому автобусу – большую канистру, среднему грузовику – среднюю канистру, маленькому легковому автомобилю маленькую канистру).
-
Ваши заправленные машины теперь могут далеко уехать.
Но водители должны очень аккуратно управлять своей машиной, чтобы сберечь ее от поломок и опасностей.
Поиграйте со своей машиной так, чтобы ей очень понравился водитель, чтобы машине было играть с вами интересно и безопасно.
Рисование на тему:
"Железная дорога для доктора Айболита"
Цель: Учить детей рисовать длинные и короткие пересекающиеся линии с помощью кисточки. Формировать желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Демонстрационный материал: Игрушки – сова, паровоз, деревья.
Раздаточный материал. Прямоугольная карточка (альбомный лист, разрезанный пополам по длинной оси); гуашь, кисть.
Ход занятия:
Обыграйте ситуацию: из леса прилетела сова и плачет. Оказывается, ее совята заболели.
-
Доктор Айболит едет в поезде на помощь, но железная дорога кончилась. Давайте продолжим дорогу, чтобы поезд (покажите игрушечный паровоз) с доктором смог проехать в лес.
Возьмите прямоугольную карточку, нарисуйте на ней параллельные линии – это рельсы – и короткие перпендикулярные линии – это шпалы. Раздайте детям остальные карточки и предложите нарисовать рельсы и шпалы. Покажите малышам, как нужно правильно держать кисть тремя пальчиками за середину, обмакивать в воду и набирать краску только на ворс.
Когда детские рисунки будут готовы, положите карточки в ряд – получилась дорога в игрушечный лес; вместе с малышами отправьте по железной дороге игрушечный поезд с доктором Айболитом и совой.
В конце занятия от имени совы поблагодарите ребят за помощь.
Подвижная игра "Поезд"
Занятие по познавательному развитию на тему:
"Грузовой транспорт"
Цель: дать детям представление о грузовом транспорте, о грузах, которые перевозят водители на грузовом транспорте. Закрепить знания о составных частях грузовой машины. Развивать умение имитировать заданный образ, развивать воображение, творчество.
Ход занятия:
-
Ребята, что у вас сегодня было на завтрак? (Каша, чай, булка с маслом).
-
Кто приготовил вам завтрак? (Повар).
-
Детей у нас в группе очень много и в соседней группе детей тоже много, а во всех группах детского сада очень много детей. Откуда же повар взял столько продуктов? (На машине привезли из магазина).
-
Правильно, когда гуляли, видели, как к кухне приезжала машина и из нее выгружали много продуктов. Какие продукты вы видели? (Молоко в бидонах. Рыбу в металлических ящиках. Сахар, крупу в мешках, картошку и морковку в сетках и много других разных продуктов).
-
На какой машине можно возить продукты?
-
Как называется машина, которая перевозит грузы? (Грузовая).
-
А какие еще грузы может перевозить грузовая машина? (Ответы детей разные: кирпичи, мебель, хлеб, молоко, цемент, книги, доски, картошку в мешках, елки к Новому году и т. д.).
-
Грузовые машины – это помощники человека.
-
Как называется часть машины, где сидит шофер и управляет машиной? (Кабина).
-
Куда складывают груз? (Кузов).
-
Без какой части машина никогда не поедет? (Без колес).
Д/игра "Почини машину" (Собрать по частям машину)
Игра "Перевези груз"
Дети по сигналу превращаются в любую грузовую машину и движутся по группе, не сталкиваются, осторожно везут свой груз. По сигналу останавливаются, заправляются бензином, по сигналу продолжают свой путь.
После игры дети рассказывают, какого цвета грузовиками они были и какой груз они перевозили.
Аппликация на тему: "Светофор"
(из заготовленных частей предмета)
Цель: учить детей составлять из заранее заготовленных кругов и прямоугольника изображение предмета и наклеивать его. Познакомить с сигналами светофора.
Демонстрационный материал. Модель светофора.
Раздаточный материал: Половинка альбомного листа, вырезанный из цветной бумаги большой прямоугольник и 3 круга (красный, желтый и зеленый); фломастеры, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.
Ход занятия:
В начале занятия побеседуйте с детьми:
-
Ребята, мы с вами живем в городе. В городе есть поликлиники, аптеки... А что еще? (Магазины, детские сады, детские площадки и т. д.)
-
Но еще в городе есть машины.
-
Кто управляет машинами? (Водители.)
-
Иногда водители бывают невнимательными, и тогда машина может врезаться в другую машину, в столб, в забор и даже в человека.
-
Для того, чтобы машины пропускали друг друга, люди придумали... (Светофор.)
Покажите детям модель светофора и прочитайте стихотворение С. Маршака:
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:
Красный свет – проезда нет,
Желтый – будь готов к пути,
А зеленый свет – кати!
Дайте каждому ребенку 3 круга: красный, желтый и зеленый. Попросите детей поднять красные круги и скажите: "На красный цвет нужно стоять". Дети поднимают желтые круги – нужно приготовиться. Поднимают зеленые круги – можно идти. Промаршируйте вместе с малышами. Затем дети поднимают желтые круги – нужно остановиться. И т. д.
Предложите каждому ребенку взять прямоугольник и расположить на нем круги, чтобы получился светофор, а затем наклеить детали. Внизу можно дорисовать фломастерами столб, к которому прикреплен светофор.
В конце занятия еще раз спросите у ребят, что нужно делать на каждый цвет светофора.
Занятие по познавательному развитию на тему:
"Пассажирский транспорт"
Цель: познакомить детей с разнообразным пассажирским транспортом. Отметить характерные отличительные признаки от грузового транспорта. Учить детей через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте. Воспитывать вежливое, культурное поведение.
Ход занятия:
В гости к детям пришли Хрюша и Степашка. Но почему-то они расстроены, невеселые. Что-то случилось?
-
Хрюша и Степашка, почему у вас сегодня плохое настроение? – спрашивает воспитатель.
-
Мы сегодня решили самостоятельно поехать в цирк. Вышли на дорогу, посмотрели, а машин видимо-невидимо. Одни машины продукты везут, другие – кирпичи, третьи – мебель повезли, четвертые – доски. Мы их останавливали, просили, чтобы они нас до цирка подвезли, а они проезжают мимо и не останавливаются. Как нам доехать до цирка, не знали, а скоро представление начнется. Что нам делать?
-
Ребята, что же делать Хрюше и Степаше? Как доехать до цирка, вы не знаете? (На троллейбусе, на автобусе, на трамвае, на такси...)
-
Правильно, ребята. Хрюше и Степаше надо ехать на транспорте, который возит людей. Это пассажирский транспорт.
-
Чтобы Хрюша и Степаша хорошо запомнили и не перепутали пассажирский транспорт, мы им нарисуем его на схемах: трамвай, троллейбус, автобус, такси.
Рисование пассажирского транспорта
-
Кто едет в пассажирском транспорте? (Пассажиры).
-
Ребята, а вы когда-нибудь ездили на пассажирском транспорте?
-
А с кем вы ездили? (Смамой, папой, бабушкой, братом).
-
Вы слышите, Хрюша и Степаша, наши дети ездили только со взрослыми, так что для безопасности советуем и вам ездить со взрослыми.
-
А еще в пассажирском транспорте надо покупать билет, проходить в салон, садиться на свободное место, соблюдать правила поведения.
Игра "Мы едем в трамвае" (игра со стульчиками).
Игра-инсценировка на тему:
"Безопасность на дороге"
Цель: познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения. Закрепить знание о значении светофора на дороге, правила регулирования движения транспорта и пешеходов. Развивать у детей интерес к машинам, работе водителя, правилам дорожного движения.
Ход занятия:
-
Ребята, вы уже научились играть с машинами, водите их, как настоящие водители. Но на настоящей дороге машин очень много. (Рассматривают картинки по дорожному движению).
-
Строение своей машины водитель хорошо знает. Чем заправить машину водитель тоже хорошо знает. Что же еще должны знать водители, чтобы на дороге было безопасно и не случилось аварии? (Правила дорожного движения).
-
Воспитатель рисует мелом на полу дорогу, перекресток и предлагает детям поиграть в водителя на дороге.
-
Перекресток самое опасное место на дороге.
-
Кто регулирует движение машин, отгадайте загадку?
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный.
(Светофор)
-
Что означает каждый цвет светофора?
Сюжетно-ролевая игра "Светофор"
(Дается представление о двустороннем движении, светофоре, милиционере, пешеходах).
В игре закрепляются правила дорожного движения:
-
не спешить;
-
быть внимательным;
-
следить за движением других;
-
знать сигналы светофора;
-
знать место перехода для пешеходов;
-
знать дорожные знаки (стоп, стоянка, переход, поворот и т. д.).
Лепка на тему: "Машинка"
Цель: Продолжать учить детей лепить из пластилина предметы, состоящие из нескольких частей. Развивать речь, мышление.
Демонстрационный материал: Игрушки или предметные картинки с изображением транспорта и других предметов (игрушки, овощи, одежда, продукты питания и др.).
Раздаточный материал: Пластилин, картонка-подставка, дощечка-подкладка.
Ход занятия:
Покажите детям игрушки или предметные картинки с изображением транспорта и других предметов.
Игра "Третий лишний"
Попросите найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний. Например: корабль, трамвай, куртка. (Куртка лишняя, так как ее одевают, это одежда, а корабль и трамвай перевозят людей – это транспорт.) Огурец, самолет, машина. (Огурец лишний, это овощ, а самолет и машина – это транспорт.)
Предложите детям слепить маленькую машинку.
Сначала они должны скатать шар, раскатать его между ладоней в овальную форму. Из пластилина другого цвета нужно скатать четыре маленьких шарика – это будут колеса – и прикрепить снизу.
Затем надо сделать еще один маленький шарик и расположить сверху машины – это водитель.
Каждый ребенок ставит готовую машинку на картонку-подставку.
Беседа на тему:
"Не попади в беду на дороге"
Цель: связная речь: учить детей отвечать на вопросы воспитателя; грамматический строй: активизировать глаголы; звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [ш] [би].
Ход занятия:
-
Дети, наш город очень большой. На его улицах много разного транспорта. Почему машины не сталкиваются друг с другом? (По дороге висят знаки дорожного движения).
-
Кто регулирует движение на дорогах? (Светофор или регулировщик-милиционер).
-
Что означает красный свет? (Движения нет),
-
Что означает желтый свет? (Внимание).
-
Что означает зеленый свет? (Можно ехать).
-
Когда едут машины по дороге, где можно перейти дорогу пешеходу? (Пройти через подземный переход или перейти по пешеходному переходу).
-
А если прохожий будет переходить дорогу в неположенном месте, в случае опасности как сигналит автомобиль? (Би-би-би).
-
А если пешеход не услышит сигнала? Давайте ему громче посигналим (Би-би-би).
-
Как затормозит машина? (Ш-ш-ш).
-
Сначала громко, а потом все тише и тише. Давайте попробуем. (Ш-ш-ш, ш-ш-ш).
Водитель должен быть очень внимательным на дороге. Умело управлять своей машиной.
-
Что машина может делать? (Ехать, стоять, тормозить, останавливаться, сигналить, буксовать и т. д.).
-
Еще машина должна слушаться своего водителя и выполнять вместе с ним правила дорожного движения.
-
А правила дорожного движения должен знать только водитель? (Нет, пешеходы, пассажиры).
-
Кто может быть пешеходом? (Девочки, мальчики, дяди, тети, бабушки, дедушки).
-
Сейчас я вам расскажу историю, где пешеходом был маленький зайчонок, который не знал правила дорожного движения. И вот что с ним произошло.
Чтение отрывка К. Чуковского "Айболит"
...И прибежала зайчиха
И закричала «Аи, аи!
Мой зайчик, попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!
-
Почему же зайка попал под трамвай? (Не знал перехода, не слушался, играл на дороге и т. д.).
-
Ребята, а что нам с вами надо знать, чтобы не попасть, как зайка в беду? (Дети рассказывают свои варианты).
-
Молодцы! Вы хорошо запомнили правила уличного движения. Я надеюсь, с вами ничего не случится.
-
У нас в группе очень умные дети и сейчас вы превратитесь в умные машины, которые сами управляются и никогда не попадают в аварии.
Подвижная игра "Цветные автомобили"
Постройка из строительного материала машинки для Мишки
Аппликация тему:
"Автобус для зверят"
Цель: закреплять умение изображать предметы из готовых форм, передавать их строение. Правильно держать ножницы и ровно разрезать узкую полоску бумаги (окна). Упражнять в технике наклеивания.
Материал: бумага для аппликаций, клей, кисти, ножницы, силуэты автобусов, готовые силуэты животных и т. д.
Ход занятия:
-
Ребята, сегодня к нам в гости пришли разные зверюшки. Они очень хотят покататься на машинах и спрашивают у вас совета, на каких кататься лучше (детям предлагают карточки с грузовым и пассажирским транспортом).
-
Ребята, расскажите зверюшкам, на каком транспорте лучше кататься. (Дети рассказывают о троллейбусе, трамвае, такси, автобусе).
-
Ребята, а вы хотите покатать зверюшек на автобусе? Спросите у зверей, хотят ли они покататься на автобусе? (Дети спрашивают...)
Дети наклеивают окошки, в окошки наклеивают зверюшек на силуэты автобусов, после этого обыгрывают в разных ситуациях.
Подвижная игра "Зайчики в трамвайчик"
Рисование на тему:
"Дорога для машин"
Цель: продолжать воспитывать у детей отзывчивость. Учить при закрашивании формы регулировать силу нажима на карандаш. Побуждать к дополнению готового рисунка различными деталями (деревья, дома и т. д.).
Материал: листы бумаги с изображением контура дороги, карандаши, маленькие игрушечные автомобили или трафареты автомобилей, игрушка-милиционер.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)
Много их на улицах города. Одни везут хлеб, другие одежду, третьи везут строительные материалы. «Скорые помощи» спешат к больным, милицейские машины следят за порядком в городе. Всем нужно ехать.
Но вот беда, всю ночь шел снег и завалил все дороги. Не хватает в городе снегоочистительных машин.
-
Кто же поможет? Может быть, мы справимся?
Воспитатель предлагает кисточкой с черной краской расчистить дорогу. Дорога была белой, в снегу, а станет чистой, черной.
Милиционер проверяет качество работы, хвалит детей, что благодаря их стараниям теперь не произойдет авария.
Рисование на тему:
"Машина, пароход и самолет"
Цель: Учить детей дорисовывать на изображенных предметах недостающие детали округлой формы. Закреплять умение понимать содержание стихотворения.
Раздаточный материал: Альбомный лист, на котором нарисованы машина без колес, пароход без иллюминаторов, самолет без окошек; кисточка, гуашь, баночка с водой.
Ход занятия:
Стихотворение И. Токмаковой "Поиграем", имитировать вместе с ними соответствующие тексту движения:
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке – пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит: У-у-у!
-
На чем сначала ехали дети? (На лошади.)
-
Куда потом пересели? (На машину.)
-
На чем плыли по реке? (На пароходе.)
-
На чем летели через горы?» (На самолете.)
Положите перед каждым ребенком альбомный лист, на котором нарисованы машина без колес, пароход без иллюминаторов, самолет без окошек.
-
Что забыл нарисовать художник?
Предложите детям самостоятельно дорисовать недостающие детали
Занятие по развитию речи на тему:
"Как нам транспорт помогает"
Цель: словарь: пополнить словарный запас детей о разновидностях транспорта и грузов;
связная речь: учить детей строить предложения, выражающие просьбу, называть правильно предметы в магазине «Автолюбитель»;
грамматический строй: закрепить правильное использование предлогов: В, НА, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, ОТ; звуковая культура речи: учить детей фантазировать, придумывать любой сигнал для своей машины. Регулировать силу голоса.
Ход занятия:
-
Ребята, как вы сегодня добирались до детского сада? (Пешком, на автобусе, на троллейбусе).
-
Кто живет рядом с детским садом - пришли пешком, кто живет далеко от детского сада - ехали на пассажирском транспорте (воспитатель помещает на ковролине изображение автобуса, троллейбуса, такси, трамвая).
-
Как называются люди, которые едут в пассажирском транспорте? {Пассажиры).
-
А кто может быть пассажиром? (Мальчики, девочки, дяди, тети, бабушки, дедушки и т. д.).
-
А на пассажирском транспорте куда еще можно доехать? Как вы думаете, куда едут люди? (На работу, домой, в школу, на рынок, на почту, в кафе, в кинотеатр и т. д.).
-
Транспорт помогает всем нам быстро добраться туда, куда нам необходимо.
-
Ребята, а что делают пассажиры, когда едут в транспорте? (Сидят, стоят, смотрят в окно, разговаривают, покупают билеты, читают газеты, рекламу, входят, выходят...)
-
А что же нам делать, когда надо перевезти какой-то груз? (На машине).
-
Как называются машины, которые помогают нам перевезти груз? (Грузовые).
-
А какие грузы могут перевезти грузовые машины? (Мебель, доски, кирпичи, песок, продукты, бензин, молоко и т. д.).
-
А кто же водит пассажирский и грузовой транспорт? (Водители).
-
Машины наши помощники, но без водителя они не смогут работать.
Дидактическая игра "Купи для машины нужную деталь"
Водитель должен хорошо знать строение своей машины, ее части, и если что-то сломается, купить нужную деталь в магазине. Представьте, что вы водители, а я буду продавцом магазина. У меня в магазине продаются части для машины, вы должны их назвать правильно (в магазине имеются руль, колесо, фара, стекло, педаль, кузов, ручки и т. д.).
Молодцы! Починили свои машины.
Дидактическая игра "Скажи правильно"
На ковролине определить местонахождение водителя, относительно машины (в машине, на машине, за машиной, около машины, перед машиной, слева от машины, справа от машины).
Машины – наши верные и надежные помощники, но чтобы машины служили нам долго и ехали туда, куда надо человеку, человек обязан следить за машиной, аккуратно с ней обращаться, вовремя ее чинить, ставить в гараж от непогоды, беречь ее на дорогах и тогда машина преодолеет все дороги, как в нашей игре.
Дидактическая словесная игра
По дороге прямо... ехали.
На горку... въехали.
С горки... съехали.
Прямо... поехали.
Через мостик... переехали.
В ворота... заехали.
К своему дому... приехали.
Словесная игра "Изобрази сигнал своей машины"
(Би-би, ту-ту, у-у-у, иу-иу и т. д.). (Посигналить тихо около дома, посигналить громко около дома...)