Перейти на главную страницу
« С детства на зеленый росток нашего таланта, как сухие листья в осеннем лесу, наваливаются чужие мысли, и их мы должны усвоить, чтобы личный зеленый росток мог выше подняться. Но как трудно среди тлеющих мыслей других людей находить свою собственную». (М.М.Пришвин). И как должно быть трудно ученику в современном учебном процессе среди постоянного информационного взрыва, среди увеличения в десятки раз объема потребляемой информации сохранить и прорастить свой собственный зеленый росток мысли.
Основой современных образовательных стандартов II поколения становится формирование следующих ключевых компетенций:
• информационной — умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
• коммуникативной — умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
• самоорганизационной — умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;
• самообразовательной — готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность
На их реализацию направлены современные образовательные технологии, такие как: портфолио, метод кейс стадии, развитие критического мышления через чтение и письмо, которые активно входят в практику школ и помогают учителю формировать ключевые компетенции учащихся.
Одной из самых эффективных технологий для работы с текстом является «Технология критического мышления через чтение и письмо»
Цель данной образовательной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Вызов
актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме или проблеме;
Слово Флиминой Ж.Б.
Существуют правила применения синквейна:
Мудрая, полезная.
Читаем, узнаём, размышляем.
Книга – мой друг.
Помощник.
Школа
Просторная, шумная.
Учит, воспитывает, удивляет.
Школа – мой второй дом.
Друзья.
Добрый, верный.
Уважает, помогает, советует.
«Друг познаётся в беде»
Надёжность.
Чистая, необходимая.
Оживляет, питает, лечит.
Берегите воду!
Жизнь.
Растения
Комнатные, культурные.
Цветут, кормят, выделяют(кислород).
Растения украшают нашу Землю.
Красота.
- Юлия Викторовна,что даёт использование приёма синквейна на уроках?
Диаграмма показывает динамику развития мыслительных процессов и речевых умений учеников через овладение ими умением составлять синквейн. Из проведённых исследований можно сделать вывод, что умение составлять синквейн повысилось: в 6а классе на 7%, в 7а классе на 8%, в 10 классе на 11 %.
«Лучше иногда задавать вопросы,
чем знать наперёд все ответы»
ДЖ. Тэрбер
«Верные - неверные утверждения» или «Верите ли вы»
1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?
2. Верите ли вы, что древние индейцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?
3. Верите ли вы, что впервые термин «радиус» встречается лишь в 16 веке?
4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает «луч»?
5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь?
6.Верите ли вы, что в русском языке слово «круглый» означает высшую степень чего-либо?
7. Верите ли вы, что выражение «ходить по кругу» когда-то означало «прогресс»?
8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает «струна»?
9. Верите ли вы, что определение «касательной» уже есть в первом учебнике геометрии «Начала» Евклида?
Затем учащиеся знакомятся с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме). При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом или можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).пометки должны быть следующие:
v если то ,что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
- если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является новым для вас;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После первого прочтения возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют таблицу «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки. Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» - понятным и четким.
На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста, заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.
-Губина Ю.В. поделится своим опытом работы по использованию приёма «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
· Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
· Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».
· Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
· Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
· Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
· Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).
Простые
Понимание
Уточняющие
Правильно ли я понял..?
Применение
Практические
Как можно применить..?
Что можно сделать из..?
Анализ
Интерпретационные
Синтез
Что будет, если..?
Оценка
Оценочные
Воспроизведение |
Простые Кто? Когда? Где? Как? |
Понимание |
Уточняющие Правильно ли я понял..? |
Применение |
Практические Как можно применить..? Что можно сделать из..?
|
Анализ
|
Интерпретационные Почему?
|
Синтез
|
Творческие вопросы Что будет, если..? |
Оценка
|
Оценочные Как вы относитесь ? |
В начальной школе мы учим составлять кластер. Эта работа, в основном, идёт под руководством учителя. В старших классах кластер составляют учащиеся самостоятельно
Мастер-класс по теме «Использование приема «кластер» технологии развития критического мышления на уроке окружающего мира в начальной школе показывает учитель начальных классов Грицун Д.А.
- Представьте вы пришли на концерт. Какие вы эмоции испытываете?
На доске запись: «Музыка – положительные эмоции. Музыкант поступает хорошо».
- Представьте, что уже поздний вечер, вы устали. Ваш сосед музыкант начинает играть ту же самую музыку. Какие эмоции вы будете испытывать в этой ситуации?
На доске запись: «Музыка – отрицательные эмоции. Музыкант поступает плохо».
- Посмотрите на доску. Какое заметили противоречие?
Формулируется основной вопрос урока: «Что помогает человеку оценить совершенные им поступки и те, которые он намеривается совершить?» Вопрос урока записывается на доску.
- Какой поступок совершили мальчики?
- Как вы определили, что ребята совершили плохой поступок?
- А сами ребята поняли, какой они совершили поступок?
- Ребятам кто-нибудь сказал, какой они совершили поступок?
- Как ребята поняли, что они совершили плохой поступок – ведь им никто не подсказывал?
- Если бы внутренний голос не подсказал ребятам, кто бы это сделал?
От записи проблемы урока проводятся учащимися две стрелки, под которыми записываются ключевые слова – основные версии.
- Ориентируясь на выделенные слова на с.32 определите как называется «внутренний голос человека».
- Что такое совесть?
- Какого человека называют бессовестным?
- Работа в группах. Каждой группе необходимо написать 10 самых важных правил поведения, которые нужно соблюдать любому человеку. Затем первая справившаяся группа записывает свой вариант. Остальные группы ставят знак «+» там, где варианты совпадают и дописывают свои варианты.
- Совпадения подтверждают, что существуют в обществе принятые всеми правила поведения.
- Ориентируясь на выделенные слова на с.33 определите как называется общепринятые правила поведения.
- Что такое мораль? Запись на доске в кластер понятия мораль.
- Работа с ситуациями, определение того, что помогает людям оценить свой поступок.
Перед мамой стоит дочка и говорит: «Мама прости, что я тебя вчера обманула».
- Девочка совершила хороший поступок?
- Что ей помогло понять, что она неправа?
По улице идет человек на костылях. Мальчик дразнит его, показывает язык, прыгает на одной ноге. Старушки, сидящие на скамейке сказали: «Как не стыдно, разве можно дразнить калеку?»
- Мальчик совершил хороший поступок?
- Его совесть говорит ему, что так делать нельзя?
- Кто ему напомнил принятые в обществе правила поведения?
- Как эти правила называются?
Машина едет на красный свет, милиционер жезлом показывает, что необходимо остановиться и говорит: «Вы нарушили правила движения».
- Водитель совершил хороший поступок?
- Его совесть говорит, что так делать нельзя?
- Кто напомнил ему, что он нарушил правила?
- Как называются правила, которые записаны в государственных документах?
- Найдите на с. 34 учебника как называются правила поведения, которые государства записало в законах и защищает своей силой.
На доске в кластере появляется запись «Право». В итоге кластер может выглядеть следующим образом:
4.Применение нового знания:
В конце урока возвращаемся к проблеме, поставленной ранее. Опираясь на кластер отвечаем на вопросы.
- Что мы хотели выяснить сегодня на уроке?
- Как люди отличают, что такое хорошо, а что такое плохо?
Из опыта работы использования ТРКМ на уроках русского языка и литературы через чтение и письмо – Пакулева М.Н.
Технология развития критического мышления в процессе чтения и письма предполагает равные партнерские отношения как в плане общения, так и в плане конструирования знаний, рождающихся в процессе обучения. Работая в режиме данной технологии, учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно точности и ценности, уметь прогнозировать будущие знания.
Вывод, сделанный на основе наблюдений на уроке по теме «М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
1.Общая характеристика класса в аспекте сформированности критического мышления, общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций.
Большинство учащихся 5 Б класса – дети с достаточно высокой мотивацией к обучению. Многие общеучебные умения сформированы у них на должном для этого возраста уровне:
- один уроков в системе изучения литературы 20 века в 5 классе.
5. Мотивация отбора учебного материала, выбора методов, средств и педагогических приёмов (в соответствии со своеобразием темы, поставленными целями и особенностями класса).
Вводная часть урока – работа по осмыслению эпиграфа - направлена на активизацию мыслительной деятельности школьников. На этапе «Вызов» использовались два приёма: «путешествие» по временам года с использованием загадок и «Ассоциации». Главное назначение их использования – пробудить личный интерес детей к изучению темы, вызвать ассоциации пятиклассников с временами года, «открыть» множественность и индивидуальность подобных ассоциаций, с одной стороны, и их некоторую общность, связанную со схожим жизненным и культурным опытом людей, с другой стороны. «Вызов» перешёл в стадию «Осмысление», где использовались два ведущих для технологии РКМЧП приёма: «Чтение с пометами» и беседа по прочитанному тексту. Использованный текст позволял школьникам связать личный опыт с опытом других людей; давал возможность «открыть» новые аспекты в изучаемой теме (т.е. полностью соответствует требованиям технологии РКМЧП к обучающим текстам). Беседа по прочитанному дала возможность выявить уровень понимания школьниками прочитанного, позволила продолжить систематическую работу по формированию умения отвечать на поставленный вопрос. Стадия «Рефлексия» включала проверку домашнего задания, которое требовало личной оценки произведений, сопоставления двух видов искусства, проявление умения выделить главное, определить основную мысль. Продолжился этот этап урока выбором и частичным анализом лирических произведений на уровне оценки и восприятия. Затем, как уже было сказано, «Рефлексия» перешла в «Новый вызов», когда учащиеся составляли список вопросов для целостного анализа стихотворения. Необходимость осуществить самостоятельно «Осмысление» этого «Вызова» потребовала небольшого комментария по выполнению домашнего задания. Синквейн, которым завершился урок, особый способ формулировки эмоционально и информационно значимого вывода.
6. Определение дальнейшей перспективы деятельности.
«О реализации опытно-экспериментальной работы педагогов школы в 2011-2012 учебном году по направлению «Технология развития критического мышления как средство формирования мыслитель
15 12 2014
1 стр.
Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал
08 10 2014
1 стр.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в учебном предмете
25 12 2014
7 стр.
Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения
12 10 2014
3 стр.
Учить вдумчиво читать текст. Анализировать текст. Обсудить нравственные проблемы. Продолжить отрабатывать методику развития критического мышления через чтение и письмо
13 10 2014
1 стр.
Разработка серии уроков по теме «Система образования в Германии» в рамках технологии критического мышления
10 10 2014
1 стр.
Мы живём в эпоху четвёртой информационной революции, которая совершается благодаря развитию информационных телекоммуникационных технологий и обеспечивает человеку безграничные возм
15 12 2014
3 стр.
09 10 2014
78 стр.