Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

Учитель начальных классов МОБУ «Саракташская СОШ №1»

Арчибасова Елена Владимировна





Обобщение опыта учителя начальных классов

МОБУ «Саракташская СОШ №1»

Арчибасовой Елены Владимировны

1 квалификационная категория


по теме:

Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.



Введение

Мы живём в эпоху четвёртой информационной революции, которая совершается благодаря развитию информационных телекоммуникационных технологий и обеспечивает человеку безграничные возможности для получения, переработки и производства информации.

Каждый исторический процесс характеризовался преобладанием того или иного вида человеческой деятельности и соответствующей организацией обучения. Сегодня на смену предшествующим укладам пришло постиндустриальное общество. Многие учёные склонны называть эту стадию информационным обществом ( Д.Белл, М. Маклюэн, Е. Масуда, В.М. Глушков), подчёркивая тем самым преобладание процессов оперирования информацией над всеми остальными за счёт использования новых ИКТ-технологий.

Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества, оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. А ведь именно такой результат является основным свидетельством эффективности работы школы как социального института.

Процесс обучения в информационно-образовательном пространстве направлен на создание опыта обращения с информацией, её целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учащегося.

Сегодня у нас в стране в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды» и письмом минобразования России от 13.08.02 №01-51-088 ин «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях» происходит повсеместное оснащение школ новейшими компьютерами, обеспечение доступа к сети Интернет.

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни.

«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», /Стандарты второго поколения/.

Основным в информационном обществе является компетентностный подход к обучению, предполагающий формирование у ученика ключевых компетенций , т.е. способностей решать возникающие жизненные проблемы, используя имеющиеся знания, умения и навыки.

Педагог современной школы осуществляет профессиональную деятельность в период высоких темпов развития науки и технологий, информационной цивилизации, работает в условиях, когда научное знание устаревает и обновляется быстрее, чем успевает усвоиться учениками в рамках специально организованного процесса обучения.

Из 100% наших сегодняшних знаний, лишь 60% будут актуальны через 3-4 года. По данным психологических исследований более 50% выпускников начальной школы недостаточно глубоко понимают содержание текста, а значит не вычерпывают всю его информацию, 43% не умеют выделять главное, существенное, испытывают затруднения в умении делать выводы.

На первый план выходит важнейшая социальная деятельность –

Обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.

Актуальность развития критического мышления учащихся вытекает из особенностей современной ситуации в России. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому, правовому государству, к рыночной экономике. Страна нуждается в построении гражданского общества, состоящего из активных, критически мыслящих граждан, ответственных за свою судьбу и судьбу своей страны.

Актуальность проблемы подтверждается «Концепцией структуры и содержания правового образования в школе», в которой говорится о том, что выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности.

По мере развития экономики, социально-политической и культурной жизни интеллектуальный труд будет рассматриваться, как мастерство выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления

Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических перегрузок ребенок должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование. Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:

• уметь самостоятельно приобретать знания;

• применять их на практике для решения разнообразных проблем;

• работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

• самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Для успешной реализации этих целей была разработана Технология Развития Критического Мышления. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

Технология развития критического мышления обеспечивает деятельностный подход к процессу обучения. Китайская пословица гласит:« Не давай голодному рыбу- дай ему удочку ».Умение добывать в море информации –нужную, подходить к информации критически, структурировать информацию, фиксировать ее различными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной, переводить ее в словесную форму; Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие, доказывать – это познавательные универсальные учебные действия, которые успешно могут быть сформированы при использовании ТРКМ.

Анализ изученной литературы и оценка реальной ситуации обучения младших школьников выявили противоречия между актуальностью развития критического мышления у детей и неразработанностью в теории и практике педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса.

С учётом выявленных противоречий был сделан выбор темы, проблема которой: разработка и использование технологии развития критического мышления в начальной школе на уроках окружающего мира.

Предполагаемый результат: развитие критического мышления у учащихся начальных классов ;

Продукт проекта: методические рекомендации, разработки уроков, фрагментов уроков;

Цель проекта: Теоретически обосновать и экспериментально проверить методику использования технологии критического мышления использованию технологии на уроках окружающего мира в 3 классе.

Задачи проекта:

1.Проанализировать современную педагогическую литературу, психологическую, методическую литературу по технологии развития критического мышления и произвести отбор необходимого материала для создании методических рекомендаций, разработки уроков с использованием ТРКМ.

2.Разработать методические рекомендации, уроки, фрагменты уроков по ТКРМ, направленных на формирование познавательных УУД.

3.Определить критерии эффективности разработанного комплекса.

4.Подобрать диагностический инструментарий для оценивания познавательных УУД.

Этапы реализации проекта:

Таблица1




Название этапа

Предполагае

мый


результат

Дата

начала


Дата

окон


чания

1

Анализ современной педагогической, психологической, методической

литературыпо технологии развития критического мышления.

Отбор необходимого материала для

создании методических рекомендаций, разработок

уроков с использованием ТРКМ,

направленных на формирование познавательных УУД.



Теоретическое обоснование

проекта.


Октябрь

2011


Апрель

2012


2

2.Разработка методических

рекомендаций, уроков,

фрагментов урока по ТКРМ.


Методические рекомендации, , разработки

уроков с с использовании

ем ТРКМ.


Апрель

2012


Апрель

2012


3

Определение критериев эффективности разработанного комплекса .

Диагностический инструмента

рий


Апрель

2012


Апрель

2012


Ресурсное обеспечение проекта:

Таблица 2.



Ресурсы

Необходимое количество

Цена

1

Учебные пособия по окружаещему миру

24

библиотека

2

Компьютеры

12

школьный

3

Проектор

1

школьный

4

Интердоска

1

школьный

5

Диски

5

школьный

6

Бумага

1 пачка

165 руб.

7

Тетради с печатной основой

24

134 руб.




Итого:

299 руб


1. Теоретическая часть

1.1. Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

Словосочетание «критическое мышление» в русском языке подразумевают некую сосредоточенность на недостатках. В английском языке понятие «критическое мышление» означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания.

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла –: « как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений; умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем».

Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

При всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от творческого мышления, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Можно сказать, что критическое мышление- это отправная точка для развития творческого мышления, более того и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только овладевать ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. (Загашев И.О., Заир-Бек С.И., 2003)

1.2. Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.

В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.» (Выготский, 1984: 243), а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.

Для развития КМ необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К Меридитом, Ч. Темплом и С. Уолтером педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма.

Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо - те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников и студентов эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.

С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. Практикующие учителя знают, как тяжело школьники соглашаются писать, даже если речь идет не о творческой работе, а о банальном записывании информации из источников. И даже если ученики соглашаются писать, по их конспектам вряд ли можно составить полное представление о том, что они читали или слушали.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить. Это современная "надпредметная" технология. Она решает задачи: образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Базовая модель технологии КМ предлагает 3 стадии:

Каждая стадия в технологии критического мышления выполняет свои функции. Функции повторяются, но на каждом этапе они играют свою роль.

Таблица 3.



Стадия

Функция

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой

информацией, стимулирование интереса к теме).



Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся

знаний по теме).



Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме).

Систематизационная (классификация

полученной информации по категориям знания)



Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему

расширению информационного поля).



Оценочная (соотнесение новой информации и имеющих

ся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).



Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то очевидно, что они не представляют какой-то новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» это как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.



На стадии вызова (её присутствие на каждом уроке обязательно) происходит включение учащихся в деятельность; сопоставление полученного понятия с примерами понятий, имеющихся в научных разработках; индивидуальное формулирование учащимися примеров вопросов и предъявление их классу; учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, делать прогнозы по содержанию предстоящей информации. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.

На фазе вызова решается задача активизации познавательной деятельности учеников. Важно, чтобы каждый смог принять участие в работе. В конце фазы вызова систематизируется вся информация, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы учащиеся увидели собранную информацию в «укрупнённом» виде, при это учитываются все мнения и «правильные» и «неправильные». Учащиеся могут увидеть противоречия, нестыковку, непрояснённые моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Школьник определит для себя на каком аспекте изучаемой темы он должен заострить своё внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность. Т.е. на стадии вызова учитель помогает детям озадачиться, зайти в тупик, а на следующем этапе урока – помочь выбраться из тупика.



Стадия «осмысления» (осмысление содержания) даёт возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями. Она занимает наибольшее значение на уроках, где изучается новый материал. Особенностью данного этапа является возможность увязать новую информацию с уже имеющимися знаниями, за счет постановки сначала репродуктивных вопросов. Анализ и усвоение информации продолжается уже на новом уровне при формулировке продуктивных вопросов и ответов к ним. Более высокий уровень усвоения материала происходит при организации коррекции предъявленных учащимися вопросов и последующих ответов на них. Учащиеся включаются в деятельность по формулировке репродуктивных вопросов на вводных темах: читают текст; формулируют репродуктивные вопросы к тексту; Далее организуется деятельность учащихся по предъявлению вопросов, и они сами формулируют ответы на поставленные вопросы. Затем происходит включение учащихся в деятельность по формулировке продуктивных вопросов; ознакомление учащихся с памяткой по выполнению мыслительных действий.

Чаще всего Стадия «рефлексии» предполагает использование учениками полученных навыков, уметь производить анализ информации, на его основе задавать вопросы, корректировать их, выносить оценочные суждения в нестандартных ситуациях. На этом этапе делается особый акцент на возможность анализа учащимися конкретных жизненных ситуаций, критическую оценку ими выбранных моделей поведения.



следующая страница>


Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе

Мы живём в эпоху четвёртой информационной революции, которая совершается благодаря развитию информационных телекоммуникационных технологий и обеспечивает человеку безграничные возм

534.23kb.

15 12 2014
3 стр.


Использование здоровьесберегающей технологии на уроках чтения в начальной школе

Красный – плохое, огорчен, расстроен; зеленый – уравновешенное, спокойное; синий – хорошее, радостное, бодрое

60.88kb.

11 10 2014
1 стр.


Руководством Г. Л. Лазаревой по теме «Использование методов и технологии критического мышления на уроках английского языка»

Обладать способностью отстаивать свою точку зрения логическими доводами, то есть иметь развитое критическое мышление. И, кроме того, владеть иностранными языками

159.7kb.

08 10 2014
1 стр.


Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии должны прийти на помощь школе. Именно здоровьесберегающие технологии являются составляющими здоровьесберегающей педагогики

490.82kb.

24 09 2014
3 стр.


Мастер – класс Группа «Технология развития критического мышления»»

«О реализации опытно-экспериментальной работы педагогов школы в 2011-2012 учебном году по направлению «Технология развития критического мышления как средство формирования мыслитель

170.92kb.

15 12 2014
1 стр.


Конспект урока по информатике «Текстовый редактор» с элементами стратегии развития критического мышления». «Здоровьесберегающие технологии»

Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения

395.67kb.

12 10 2014
3 стр.


Разработка серии уроков по теме «Система образования в Германии» в рамках технологии критического мышления Жукова А. Д. учитель немецкого языка

Разработка серии уроков по теме «Система образования в Германии» в рамках технологии критического мышления

210.36kb.

10 10 2014
1 стр.


Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

В начальной школе все шире применяются информационно- компьютерные технологии (икт) : для повышения мотивации учащихся, организации индивидуальной и групповой работы, диагностики и

15.25kb.

11 10 2014
1 стр.