Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

1.3. Приемы развития критического мышления

1. «Верные, неверные высказывания»

2. Игра «Верите ли вы?» или «Данетка»

3. «Дерево предсказаний»

4. «Корзина идей»

5. «Кластеры»

6. «Инсерт»

7. Таблица «ЗХУ»

8. «Толстые и тонкие вопросы»

9. «Зигзаг»

10. «Синквейн»

1.4. Использование приемов ТРКМ на разных стадиях обучения окружающему миру.

Таблица 4



Стадия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

1. Вызов

На первом этапе урока – деятельность

учителя направлена

на вызов у учащихся

уже имеющихся знаний

по изучаемому

вопросу, активиза-цию их деятельности, мотивацию к

дальнейшей работе.


Ученик «вспоминает», что ему известно по этому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы.

-составление

списка известной информации;

-рассказ-предположение

по ключевым словам; систематизация (графическая);

кластеры, таблицы;

верные и неверные

утверждения;

перепутанные логические цепочки;



Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах, в группах.

2. Осмысление содержания

На втором этапе урока – стадии осмысления содержания – деятель--ность учителя -направлена на сохранение интереса

к теме при непосред-

ственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от

знания «старого»

к «новому».


Ученик на этом этапе читает, слушает текст, используя предложенные учите-

лем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.



Методы активного чтения:

-маркировка «+»,«-», «?», «V» на полях:

-ведение записей

типа двойных дневников, бортовых журналов:

-поиск ответов на поставленные вначале урока вопросы; и.т.д,


На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный

контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).



3. Рефлексия

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям; внести изменения дополнения; дать творческие, исследовательские

или практические задания на основе изученной информации.



Учащиеся – соотносят «новую» информацию

со «старой» используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.



-заполнение кластеров, таблиц;

-установление причинно-следствен-ных связей между блоками информации;

-написание творческих работ;

и.т.д.



На этой стадии – рефлексии – осуществляется анализ,

творческая переработка, интерпретация изученной информации.

Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.


В целом уроки проходят более активно, плодотворно, учащиеся из объекта обучения становятся полноправными участниками процесса обучения. Атмосфера уважительного отношения к чужому, пусть даже неверному мнению, приводит к открытому диалогу, провоцирует на дискуссию, исключает боязнь получить за неправильный ответ неудовлетворительную оценку. Использование стратегии развития критического мышления учащихся, сотрудничество на уроке позволяют всех учащихся включить в учебный процесс, создать условия для формирования интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальное и коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело. Не следует давать готовых истин. Обучаемые доходят до всего сами. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нём структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Таким образом, можно сделать вывод, что технологию РКМЧП можно считать интегрирующей, в ней обобщены наработки многих технологий: она обеспечивает и развитие мышления, и формирование коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в РКМЧП, каждый преподаватель может выбрать те, которые соответствуют возрастным, психологическим особенностям класса, которые близки лично ему, не выходя за границы рамочного подхода данной технологии, для любого педагога она может стать "своей". Исходные научные идеи: критическое мышление: способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Системы действий учителя и учащихся:

Таблица 5.



Этапы

Действия преподавателя

Действия учащихся

Этап

"Вызов" (актуализация субъектного опыта)



1. Нарисуйте в тетрадях познавательный объект так, как

вы его себе представляете.



1. Каждый в тетради

рисует познавательный объект так,

как его себе представляет.


2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте.

2. Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательным объектом.


3. В тетради нарисуйте таблицу (“маркировочную таблицу”) с тремя одинаковыми колонками. Рисует на доске таблицу

3. Рисуют маркировочную таблицу


4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете

о познавательном объекте.



4. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о познавательном объекте.

5.Обменяйтесь своими мнениями в паре.

5.Обмениваются друг с другом своими знаниями.

6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о познавательном объекте?).

Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы

маркируется словом “Знаю”.


6. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте. Левая колонка

таблицы маркируется словом “Знаю”.Дополняют записи в левой колонке таблицы.



Этап

"Осмысление"



1. Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям.

1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений.

2.На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией).

2.Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений.

Этап


"Чтение с пометками"


1. Предлагает каждому ученику текст.

1. Получают распечатку текста

2. Дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 минут).

Пометки: “V” - “знаю”;

“-“ – “противоречит моим первоначальным представлениям”;

“?” – “хочу узнать”;

“+” – “это для меня новое”.


2. Читают текст и на полях делают предложенные

учителем пометки.





3. Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: “Хочу узнать” и “Узнал новое”.

3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии

со сделанными в тексте

пометками.



4. Предлагает учащимся обсудить данные,

записанные во второй колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы “Узнал новое”.



4. Участвуют

в обсуждении




5. Предлагает учащимся обсудить данные, записан

ные ими самостоятельно в третью колонку таблицы “Хочу узнать”.

Заполняет в ходе обсуждения вторую

колонку таблицы на доске.



5. Участвуют

в обсуждении.




6. Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: “Как вы думаете, из каких

источников мы можем об этом узнать?”, “У кого есть энциклопедии?” и др.


6.Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.




7. Дает установку на домашнее задание: “К следующему уроку необходимо ответить на

возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения,

попробуем разобраться вместе”.

7.Выбирают тему для

сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание.


Этап

"Рефлексия"




Предлагает учащимся

разные способы инициирования

рефлексии учащихся.


Проводят рефлексию


Этап

"Домашнее задание"



Предлагает домашнее задание: напишите сказку (эссе и т.п.) (по выбору); составьте структурно-логическую схему с учетом

новых знаний (по выбору учащихся).



Выбирают домашнее задание.


Критерий оценки результата:

Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: оценка (Где ошибка?); диагноз (В чем причина?); самоконтроль (Каковы недостатки?); критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?); прогноз (Постройте прогноз).

Ограничения:

Подготовка специального содержания текстов.

Невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы.



2. Практическая часть

2.1. Примеры использования ТКРМ в начальной школе на уроках окружающего мира

Приемы стадии вызова

УМК «Перспективная начальная школа» 2 класс

Прием «Верные ,неверные высказывания» ("Верите ли вы"), ключевые слова.

Пример№1: Тема: «Зрение».

Прием «Верные и неверные высказывания»(на доске даны высказывания по теме, ученики, используя свои знания должны предположить верно данное высказывание или неверное) Ответ «да» или «нет».

Высказывания до чтения после чтения

1.Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным.

2.Форма глаза напоминает яблоко.

3.Глаза в сильные морозы мерзнут.

4.Зрачок – это отверстие в глазу.

5.В глазу имеется прозрачная линза.

6.Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым.

7.Полезно смотреть на солнце без защитных очков.

Чтобы проверить верны ли предположения ребят или нет, они должны прочитать текст по изучаемой теме и на стадии размышления вернуться к этим предположениям.

Приём – игра «Верите ли вы?», или «Данетка».

Окружающий мир 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Почва»

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

- … ветер может разрушить горы?

- … опавшие осенью листья вредят почве?

- … 1см почвы образуется за 300 лет?

- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?

- … растения участвуют в образовании почвы?

- … почва и камень родственники?

- … почва – наша кормилица?

Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

Мы говорим почва. А что же такое почва?
УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс

Пример №2 : «Экосистемы. Поле.»

Прием – игра «Верите ли вы?»,

1.Экосистема поля незамкнутая - да – нет

2. Круговорот веществ на поле замыкается без помощи человека - да – нет

3. Экосистема поля может стать другой экосистемой - да – нет

4. Поле – это природная экосистема - да – нет
УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс

Тема : «Антарктида – южный полюс планеты».

Используется приём «Верите, ли вы…».

- что Антарктида – самый холодный материк?

- что в Антарктиде есть львы и леопарды?

- что в Антарктиде, как и в пустыне, встречаются оазисы, водоёмы с тёплой водой и растительностью вокруг?

- что Антарктида принадлежит России? - что в Антарктиде нет постоянного населения?

- что рост птиц в Антарктиде достигает 120 см?




№ вопроса

Утверждение после чтения

Утверждение после чтения

1







2







До чтения могут быть 50% и более ответов - не верю.В конце урока или по ходу – дети корректируют свои знания. Можно задание дать письменно -учитель читает выдержки, высказывания, описание материка.
Так же на стадии вызова используется приём «Дерево предсказаний».

Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям



"возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец,

"листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Пример: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?». Учащиеся должны вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблем

Приём «Корзина» идей, понятий имён….

Это приемы организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (индивидуальная работа, 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Приём «Корзина идей»

Окружающий мир 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Почва»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

- … земля

- … растительная земля

- … вещество

- … суша, а не вода

- … место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.

Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов могут быть следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть? К ним вернемся на последующих уроках.

Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:

«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие приёмы. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».

Прием «Кластер»

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки: особенности региона и внутренняя политика. Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких "гроздей", выделение новых. Например: я хочу поподробнее рассмотреть материал об особенностях региона. На стадии рефлексии работа с кластерами завершится. Учитель может усилить эту фазу, предоставив учащимся возможность продолжить исследование по теме, выполнить творческое задание. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности;

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

«Перспективная начальная школа» 3 класс «Вода и её свойства.»

Рисунок 1
Окружающий мир 2 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Состав почвы»

На этапе вызова вспоминается понятие «почва», после которого создаётся кластер по ответам учащихся на вопрос: «Из чего состоит почва?»


минеральные

вещества



почва

бактерии

батер



земля

соли

камни

Рисунок 2

На этапе осмысления содержания идёт проверка данных учащимися ответов. По описанным в учебнике опытам проводятся опыты, позволяющие выявить состав почвы: воздух, вода, перегной, песок и глина, соли.

На этапе рефлексии дети снова возвращаются к составленному кластеру и подводят итоги. Появляются новые веточки. Таким образом, наш кластер принимает вид:



мин. вещ.

бактерии

необходимы


бактерии


бббактерии


почва



земля


соли




перегной

мин. соли



вода

камни






воздух

глина

песок

Рисунок 3


Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.

Рисунок 4 Кластер “Fish bone” – «рыбья кость».

В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений. При этом технология работы может варьироваться.

Прием «инсерт».Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от учителя, во-первых, предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками. Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков. В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.

Знак минус (ученик думал иначе) при работе с более старшими детьми работает нечасто. И все-таки от него не следует отказываться.

Весьма интересным в этом приеме является знак «вопрос». Дело в том, что нередко учителя полагают, что, объясняя учебный материал на уроке, они находятся в поиске ответов на вопросы, которые интересны ученикам. Это на самом деле не всегда так. Авторы учебников ставят перед учениками самые разные вопросы, учитель на уроке требует ответов на них, а вот места для вопросов самих учеников ни в учебниках, ни на уроках нет. А результат всего этого хорошо известен: дети не всегда умеют задавать вопросы, а со временем у них вообще появляется боязнь их задавать.

А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

Занесение результатов в таблицу.



V(знал)

+(новое)

- (думал иначе)

? ( не понял)













Прием составления маркировочной таблицы «ЗХУ» Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: что мы знаем, что мы хотим узнать, что мы узнали (ЗХУ).

Маркировочная таблица ЗУХ

З

Х

У



В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения

Окружающий мир 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Окружающий мир. Тема: «Пресный водоем и его обитатели».

Прием - «Та6лица-ЗХУ»

1.3- что мы знаем Х - что мы хотим узнать У- что мы узнали

река искусственные водоём зелёные растения поглощают

озеро естественные водоёмы углекислый газ, выделяют

пруд обитатели пресных водоёмов кислород

канал растения пресных водоёмов

водохранилище

Приём « Зигзаг»

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала, для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

1 .Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов.

В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом:

выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну

из графических форм (например, кластер). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

З. Стадия размышления: работа в группе экспертов.

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет второе слушание’ темы.

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:

«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта» и другие.

Прием «Написание синквейна» Стихотворные формы (например, Синквейн - пятистишье) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна .На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Окружающий мир 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»


Тема: « Вода»

Вода


Жидкая, твёрдая.

Течёт, испаряется, замерзает.

Настоящее чудо!

Жизнь.


Тема: «Почва»

Живая, плодородная,

Разрушается, впитывает, выращивает

1см образуется за 300 лет!

Земля-матушка


Окружающий мир 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Лес»

Величественный, таинственный,

Живет, растет, радует,

Национальное богатство страны,

Кладовая природы

Приём «Шесть шляп»

Окружающий мир 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Полезные ископаемые»

Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. (Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.)

Жёлтая. Позитивное мышление. (Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых. )

Черная. Проблема. (При добыче полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.)

Красная. Эмоции. (Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства!)

Зеленая. Творчество. (Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.)

Синяя .Философия. (Обобщают высказывания каждой группы.)

Толстые и тонкие вопросы

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Таблица " толстых " и " тонких " вопросов



Толстые?

Тонкие?

Дайте 3 объяснения, почему...?

Кто ?

Объясните, почему...?

Что ?

Почему Вы думаете ...?

Когда ?

Почему Вы считаете ...?

Может ..?

В чем различие ...?

Будет ...?

Предположите, что будет, если... ?

Верно ли ...?

Что, если ... ?

Согласны ли Вы ...?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Среди них концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.

Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Основной смысл использования приема "Сводная таблица" в технологии развития критического мышления заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе "линий сравнения" не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. "Важность" необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения.

«Совместный поиск»

Окружающий мир 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Тема:«Полезные ископаемые»

Прием «Сводная таблица»:

Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.

1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.

2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение. Заполни Сводную таблицу.

Обязательным этапом работы над любым (художественным и нехудожественным) текстом является читательская реакция: обмен мнениями. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный. Реакция на текст, безусловно, будет более активной, если всячески ее стимулировать вопросами, охватывающими три направления:

- на что обратили внимание в тексте? Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему?

- Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось?

- Какие чувства испытали?

Однако иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. Именно в этом случае может помочь дискуссия "совместный поиск", когда на обсуждение выносится тема и идея произведения в целом. Проблемный вопрос для совместного поиска может заранее подготовить учитель, но лучше, если он возникнет у учащихся в результате обмена мнениями о прочитанном. Когда вопрос сформулирован и записан, каждый присутствующий в классе обдумывает в течение заданного времени свой ответ и записывает его в тетрадь. Это дает возможность не только четко, понятно сформулировать мысль, но и вовлекает в работу всех учащихся, а не только активную, мотивированную часть класса.

Только после этого может начаться дискуссия. Просим учащихся обменяться мнениями, озвучив свой ответ на вопрос.

По ходу диалога желательно вести "регистрационный журнал", в котором кратко фиксируется идея и автор этой идеи. В роли "регистрационного журнала" может выступать и классная доска. Такая фиксация повышает ответственность за сказанное, формирует уважительное отношение к чужому мнению, стимулирует активность учащихся. В процессе дискуссии необходимо не только высказать свою точку зрения, но и пояснить (аргументировать) ее, ссылаясь на текст. Учитель должен оживлять разговор, обращаясь к отдельным, не слишком активным, ученикам.

Учитель на подобном уроке не дает ответов на вопросы, ответы учащихся не хвалит и не ругает, но умело направляет к решению вопроса.

Приемы проведения рефлексии

Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом, как уже отмечалось, важно, что в процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным. Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение.

Устная форма. Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Часто студенты или школьники говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы. Среди всего разнообразия приемов устной рефлексии (диалог, дискуссия «Совместный поиск») следует выделить следующие.

Эссе- как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам (М.Н.Эпштейн "На перекрестке образа и понятия"). Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу.

Окружающий мир 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Тема:«Круговорот воды в природе ».

Прием РАФТ:

Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.

Р – роль (любой человек нашей планеты)

А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)

Ф - форма – рассказ

Т – тема «Круговорот воды в природе» .

Учитель предлагает ученикам:

-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.

Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.

Окружающий мир 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Экологические системы»

Цель: показать особую роль живых организмов на Земле.

Оборудование: рисунки различных экосистем и их обитателей, схема “Компоненты экосистемы”

Ход урока: Стадия вызова.

(Звуки природы, аудиозапись)

Эти звуки, наверное, напомнили каждому из вас о великом чуде – природе. Николай Сладков сказал: “Природа как из кубиков сложена из чудес и загадок. Неизвестно, думает ли она, но нас она заставляет думать…”

Придите в лес: девственная зелень листьев, чистота цветов, изощренный узор мха на пне. Все убрано и изысканно украшено самой природой. И все в порядке без вашего участия – годами, веками, тысячелетиями, и каждый день в любое время года.

-Кто же наводит этот порядок?

-На ближайших уроках мы постараемся ответить на этот вопрос.

И Г Р А “Пятый лишний”

- Как можно назвать одним словом?

Береза лягушка

Сосна кит

Ромашка ящерица

Дуб воробей

Пальма заяц

(Растения, животные)

-Что общего у растений и животных?

-Чем отличаются живые организмы от неживых?

-Как вы думаете, всем ли будет хорошо жить у нас в Оренбургской области?

(Дети исключают пальму и кита)

Стадия осмысления.

Отталкиваясь от ответов детей и опираясь на них, переходим к работе с текстом учебника.

Текст: “Место обитания”. Чтение с пометами ( v - уже знал, + узнал новое, ? - вопрос)

-Какие утверждения вам уже были известны?

-Найдите и подчеркните предложение, где дается новое название дому наших героев.

-Как они должны себя там чувствовать?

-А для кого это была новая информация?

Задание № 1 с.35

Дети подписывают места обитания белки, одуванчика, осьминога, лилии.

Что если переселить белочку в море, а осьминога в лес?

А могут ли животные и растения жить отдельно друг от друга?

Ищем ответ в тексте (с.35 Экосистема)

1 абзац - Как пользуясь словами текста, показать зависимость живых организмов друг от друга?

2 абзац -Какое слово выделено?

Мы пробовали переселить белочку. Не получилось. Почему?

(Живые организмы приспособлены друг к другу и месту обитания)

На доске появляется запись - кластер: Э к о с и с т е м а

Место обитания Живые организмы

Читая текст на с.35 дети объединяют эти два понятия в экосистему.

(на доске по ходу работы и у детей на листах заполняется кластер )

Итак, тема урока “Экологические системы” (“экос” в переводе “дом”, “место обитания” )

Вернемся к заданию № 1. Какие места обитания мы отметили?

Ж и в ы е о р г а н и з м ы

Лес растения

Луг животные

Море грибы

Озеро бактерии

-Можем ли мы сказать, что животные и растения – это частички леса?

-Теперь попытаемся разобраться, как же устроена экосистема. (Чтение про себя текста на с36)

-Как вы понимаете фразу “Экосистема устроена чрезвычайно мудро”?

Выполнение задания № 2 на с.36 .

Затем ребята в группах читают текст о кормильцах, едоках и мусорщиках на с.36-37. Каждая группа должна ответить на свой вопрос, объяснить, кто есть кто?

Дети делают совместный вывод: Растения не могут жить без животных и других компонентов экосистемы ,так как все они связаны друг с другом в единое целое – в экосистему.

Стадия рефлексии.

После обобщения учителя ребята заполняют оставшуюся часть кластера.

Экосистема

Место обитания живые организмы

Лес луг море озеро растения животные грибы бактерии

Кормильцы едоки мусорщики и выполняют задание № 4 (рассматривают рисунки и находят настоящие экосистемы )

В конце урока подводится итог по сводной таблице

2.2. Для оценивания результативности были разработаны критерии



  • уровень развития развитие логического мышления ;

  • уровень интеллектуальных способностей ;

  • применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях. 

2.3.Диагностический инструментарии

В ходе работы подобраны соответствующие принятым показателям параметры и методики. (Приложение 1)

Для диагностики интеллектуальных способностей учащихся использовалась методика Замбицявичене Э.Ф. (Приложение2)

Критерии сформированности КМ:



  • умение исключать лишнее; 

  • словесно – логическое мышление; 

  • умение обобщать; 

  • умение анализировать.

Уровень развития мышления определялся в баллах: 
высокий- 90 и более баллов; 

возрастная норма-70-89 баллов; 

приближен к норме- 50-69 баллов; 

низкий- 30-49 баллов.

Результаты исследования учащихся сведены в таблицу: 
Уровень развития Начало года Конец 1 полугодия 



Высокий 8,5 % 9, 3 % 
Норма 43,8 % 55,7 % 
Близкий к норме 28,6 % 20,3 % 
Низкий 19, 1 % 14



Заключение

Педагогическая задача учителя состоит в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приёмы технологии РКМЧП.

Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

Рекомендации для работы по ТКРМ

Существуют определённые правила проведения уроков по формированию критического мышления:

• В работу должны быть вовлечены все учащиеся. Для этого, например, используют методический прием – короткие выступления при обсуждении темы – выстраивание логических цепочек и связей, ассоциации, корзина идей и другие. • Следует позаботиться о психологической подготовке учащихся. Для этого полезно проводить разминки, поощрять учеников за активное участие в работе, предоставлять им возможность самореализации. Все мнения, высказывания принимаются, даже неправильные. На протяжении урока учащийся сам находит ошибки, которые он допустил. • Учащихся должно быть не более 30 человек, тогда их можно разделить на группы по 5–6 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в группах. Очень важно, чтобы каждый был услышан, каждая группа имела возможность выступить по проблеме.

• Процедуру и регламент урока надо обсудить в начале занятия и не нарушать их. Устанавливается регламент на выполнение заданий.

Ученики могут делиться на группы добровольно, но обязательно надо добиться, чтобы группы были примерно равны по силам.

Педагогу так надо организовать занятие, чтобы и он сам мог оказаться на уроке в роли ученика, т.е. учиться вместе со своими учениками. У детей необходимо пробудить внутреннюю мотивацию к учёбе. Учителю необходимо научиться быть терпимым к ошибкам детей, научить их самим додумываться до верного ответа. Начиная работать по данной технологии, учитель должен чётко представлять себе и соблюдать следующие правила:

-положительное внимание к ученикам (уточнять, а не критиковать, выслушивать до конца, не прерывать;

-понимание того, что существует определенный риск, так как используются другие формы работы;

-быть терпимым к неопределённости. имеют своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся.



Приложение 1

Критерии Показатели Параметры Методы отслеживания развития критического мышления

1.Умение ставить вопрос

2. Умение работать с информацией

Допустимый уровень – умение ставить разные типы вопросов. 

Средний уровень – умение ставить простые вопросы и обобщающие. 


Низкий уровень – умение ставить только простые вопросы.

Допустимый уровень – умение систематизировать информацию до знакомства с основным источником, умение работать с новой информацией самостоятельно. 


Средний уровень – те же умения, но с помощью группы учащихся. 
Низкий уровень – не сформированы данные умения. стратегия «Вопросительные слова»

-приемы «Составление кластера», «Маркировка текста» 


2.Развитие логического мышления

1.Умение обобщать. 

2.Умение анализировать. 

3.Умение устанавливать причинно - следственные связи.




Высокий уровень-90 баллов и выше. 
Норма-70-89 баллов. 
Близко к норме- 50-69 баллов. 
Низкий уровень-30-49 баллов.


3.Применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях. Способность проводить рефлексию собственной деятельности и деятельности других. . Метод наблюдения

<предыдущая страница | следующая страница>


Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе

Мы живём в эпоху четвёртой информационной революции, которая совершается благодаря развитию информационных телекоммуникационных технологий и обеспечивает человеку безграничные возм

534.23kb.

15 12 2014
3 стр.


Использование здоровьесберегающей технологии на уроках чтения в начальной школе

Красный – плохое, огорчен, расстроен; зеленый – уравновешенное, спокойное; синий – хорошее, радостное, бодрое

60.88kb.

11 10 2014
1 стр.


Руководством Г. Л. Лазаревой по теме «Использование методов и технологии критического мышления на уроках английского языка»

Обладать способностью отстаивать свою точку зрения логическими доводами, то есть иметь развитое критическое мышление. И, кроме того, владеть иностранными языками

159.7kb.

08 10 2014
1 стр.


Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии должны прийти на помощь школе. Именно здоровьесберегающие технологии являются составляющими здоровьесберегающей педагогики

490.82kb.

24 09 2014
3 стр.


Мастер – класс Группа «Технология развития критического мышления»»

«О реализации опытно-экспериментальной работы педагогов школы в 2011-2012 учебном году по направлению «Технология развития критического мышления как средство формирования мыслитель

170.92kb.

15 12 2014
1 стр.


Конспект урока по информатике «Текстовый редактор» с элементами стратегии развития критического мышления». «Здоровьесберегающие технологии»

Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения

395.67kb.

12 10 2014
3 стр.


Разработка серии уроков по теме «Система образования в Германии» в рамках технологии критического мышления Жукова А. Д. учитель немецкого языка

Разработка серии уроков по теме «Система образования в Германии» в рамках технологии критического мышления

210.36kb.

10 10 2014
1 стр.


Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

В начальной школе все шире применяются информационно- компьютерные технологии (икт) : для повышения мотивации учащихся, организации индивидуальной и групповой работы, диагностики и

15.25kb.

11 10 2014
1 стр.