Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

МОУ «Тверской лицей»



Технология развития критического мышления

Разработка серии уроков по теме «Система образования в Германии» в рамках технологии критического мышления

Выполнила:

Жукова А. Д.

учитель немецкого языка

МОУ «Тверской лицей»

Тверь

2011 год

Технология развития критического мышления

Проект обучения чтению и письму для развития критического мышления проект сотрудничества учителей, ученых и учеников многих стран мира. Его с 1996 года совместно реализуют институт «Открытое общество», Международная читательская ассоциация и Консорциум гуманной педагогики. В России проект осуществляется институтом «Открытое общество» с 1997 года.

Эта технология позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, лекции учителя и т. д.). Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному целеполаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную самостоятельную деятельность на уроке. Использование этой технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся, обучать каждого в зоне ближайшего развития.

В соответствии с этой технологией процесс обучения состоит из трех стадий. Первая - стадия вызова. На этой стадии урока необходимо актуализировать и обобщить имеющиеся знания по изучаемой теме; вызвать интерес к ней, мотивировать учащихся к активной учебной деятельности.

На стадии осмысления задачи другие - получение новой информации, ее осмысления и соотнесение с собственными знаниями.

Заключительная стадия стадия - размышления и рефлексии, подразумевающая целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще не познанного - вопросов и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»), анализ всего процесса изучения материала.

Что дает учащимся технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»? Во-первых, повышается ответственность за качество собственного образования. Во-вторых, развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большими объемами информации. В-третьих, развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми.

Данная технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.

В качестве отличительных особенностей технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» следует отметить ее универсальный характер, что позволяет эффективно работать в данном проекте любому учителю-предметнику с учащимися разных возрастов: от младших школьников до студентов вузов. Эта педагогическая технология ориентирована на реальную учительскую практику, так как задействует чтение и письмо - базовые процессы в любой образовательной деятельности. Она дает возможность одновременного, эффективного решения задач обучения и развития, гармоничного сочетания работы с текстом и общения (групповой работы). Открытость по отношению к другим видам деятельности.

Технология развития критического мышления

Калейдоскоп уроков



















Урок № 1

Урок № 2

Урок № 3

Урок № 4

Урок № 5

Ypoк № 6

Тип урока

Работа с

информационным текстом



Работа с

художественн

ым текстом


Взаимообучение

Дискуссия

Письмо

Урок-

исследование



Вызов

Мозговой

штурм, кластер



Мозговой

штурм


Верные-

неверные


утверждения

Толстые

вопросы


Инвентаризац

ия


Парная

мозговая


атака

Осмыслен

не

Инсерт

Чтение с

остановками



Зигзаг

Перекрестн

ая

дискуссия



Составление

чернового

текста, правка


Заполнение

таблицы


Рефлексия

Возвращение к

кластеру


Кластер

Концептуальная или сводная таблица

Эссе

Редактирован

ие, издание



Дальнейшее

целеполагание





Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
Инсерт - прием маркировки текста. Учащимся предлагается схема маркировки текста, предполагающая следующие значки:

«V» - галочкой отмечается то, что известно;

«-» - знаком минус помечается то, что противоречит представлеииямчитающих;

«+» - знаком плюс помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;

«?» - вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.
Толстые и тонкие вопросы
Толстые вопросы - это проблемные вопросы, требующие неоднозначного ответа. Таблица толстых и тонких вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация понимания пройденного. Выглядит она так:

? (Толстые)

? (Тонкие)

Дайте 3 объяснения, почему ... ?

Объясните, почему …?

Почему Вы думаете …?

Почему Вы считаете? …?

В чем различие …?

Предположите, что будет, если …?

Что, если …?

Какова взаимосвязь …?

Что произойдет, если …?


Кто?

Что?


Когда?

Может …?


Будет…?

Мог ли …?

Как звать …?

Было ли?


Согласны ли Вы?

Верно ли?



Стратегия «Зигзаг»

Цель: изучение и систематизация большого по объему материала.

Учитель предварительно разбивает текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в рабочих группах - 5 человек.



Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных приемав. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как задание – организационная форма работы с текстом большого объема. Тогда используют одну из графических форм (например, «кластер»), составляется общая презентационная схема рассказа по теме. По окончанию работы учащиеся переходят в свои рабочне группы.

На стадии размышления в рабочих группах оказываются специалисты по каждой из предложенных классу тем. Вернувшись в свою группу эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме, заполнение сводной таблицы.
Прием «Сводная таблица»
Основной смыл использования приема «сводная таблица» в технологии развития критического мышления заключается в том, чтобы выявить «линии сравнения», xapaктеристики или критерии, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее. Для того чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно «линий», а затем предложить их определить наиболее важные. «Важность» необходимо аргументировать. Категории для сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.


Пример (урок истории)

Извозчик

Конка

Омнибус

Линии

сравнения

Трамвай

Автобус

Таксомотор










Маршруты



















Популярность



















Внешний вид

и т.д.











Пример (урок географии)

На стадии вызова учитель просит учащихся представить, что они собираются в дальнее опасное путешествие, например, на полюс: Чтобы понадобилось для этого путешествия? Предложения учащихся записываются в графу «Линии сравнения» заранее заготовленной таблицы.

Например, команда, животные, хорошие карты, снаряжение, опыт, удача и т.д.

На стадии осмысления сводная таблнца заполняется по ходу чтения текста.

На стадии рефлексии (размышления) учащиеся презентуют свои таблицы.


Линии сравнения

Роберт Фалкон Скотт

Рауль Амундсен

Команда







Снаряжение







Опыт







Погода







Удача и т.д.








Прием «Концептуальная таблица»

Учащимся предлагается на смысловой стадии или на стадии размышления работать с таблицей, линии которой и по вертикали и по горизонтали уже заполнены. Знакомство с табличными формами можно начинать с подобной работы.



Прием «Верите ли вы?»

Учитель просит учащихся ответить на вопросы и обосновать свое мнение.


Прием - дискуссия «Совместный поиск»

Иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. Именно в этом случае может помочь дискуссия «Совместный поиск», когда на обсуждение выносится тема и идея произведения в целом. Проблемный вопрос для совместного поиска может заранее подготовить учитель, но лучше, если он возникнет у учащихся в результате обмена мнениями о прочитанном.

Когда вопрос сформулирован и записан, каждый присутствующий в классе обдумывает в течение заданного времени свой ответ и записывает его в тетрадь. Это дает возможность не только четко, понятно сформулировать мысль, но и вовлекает в работу всех учащихся, а не только активную, мотивированную часть класса. Только после этого может начаться дискуссия. Учитель просит учащихся обменяться мнениями, озвучив ответ на вопрос.

По ходу диалога желательно вести «регистрационный журнал», в котором кратко фиксируется идея и автор этой идеи. В роли «регистрационного журнала» может выступать классная доска.


Прием «Перекрестная дискуссия».
Это разговор с самим собой.

Перекрестная дискуссия:

- позволяет увидеть текст в целом, его идею, проблемы; создает условие для предупреждения однозначного толкования события, поступков и характеров героев и т.п.

- помогает овладеть приемами аргументации, научного доказательства, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к чужим и собственным рассуждениям. Внимательность к мнению других помогает не только выяснить смысл вещей, но и формирует демократичный стиль взаимодействия.

Технология проведения включает в себя несколько этапов:

- формулировка вопроса;

- вопрос выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записывается посередине страницы;

- составление схемы для перекрестной дискуссии.

Она выглядит так:

Вопрос - проблема.

Составление списка аргументов «за» и «против»

Аргументы за (да)

Аргументы против (нет)

1.

2.

3.



1.

2.

3.


Вывод (краткий):

- Да, потому, что ..;

- Нет, потому что…


На этапе составления списка аргументов можно предложить такой алгоритм работы:

- Когда каждый набрал некоторое количество аргументов, можно обсудить их в группе, обменяться идеями.

- Озвучивание аргументов для всего класса. Сначала «за», затем «против». Учитель предлагает учащимся внимательно слушать друг друга, не повторять уже высказанную мысль, записывать наиболее понравившиеся аргументы одноклассников. (Этот этап необязателен, если учитель хочет организовать в классе полемику.)

- Заканчивается урок индивидуальной работой.

Учитель просит каждого участника еще раз внимательно посмотреть на аргументы и контраргументы и ответить на вопрос дискуссии.

Ответ может быть кратким или развернутым, можно предложить сочинение - размышление. Отдельным учащимся можно предложить схему письменной работы.

- Моя позиция.

- Краткое обоснование.

- Возможные возражения.

- Аргументы в пользу моей позиции.

- Заключение.

Прием «Пятиминутное эссе».
Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме и дать учителю почувствовать, что происходит в головах его учеников. Конкретно учащихся просят выполнить следующие два задания: написать, что они узнали по данной теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Учитель сразу же собирает работы и может использовать их при формировании следующего урока.


Прием «Парная мозговая атака».
Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают по теме. Для данного задания устанавливается жесткий лимит времени, обычно 5 минут.

Парная мозговая атака помогает учащимся, для которых затруднительно высказать свое мнение перед большой аудиторией.


Разные возрастные группы учащихся предпочитают неодинаковые приемы и методы:

5 класс - «толстые и тонкие вопросы», «кластеры», «перепутанные логические цепочки». Пятиклассникам трудно объяснить свои предпочтения, поэтому оценка чаще всего происходит с точки зрения «люблю, не люблю», «нравится, не нравится» «нравится, потому что интересно», «не нравится, потому что неинтересно», «не нравится, но нужно». Неожиданно для нас в 5 классе прозвучала такая аргументация: «Мне нравится это делать, потому что нужно приложить всю силу своего ума», «нравится, потому что трудно».
7 класс - наиболее популярны «кластеры», «толстые и тонкие вопросы», «перепутанные логические цепочки». Семиклассников привлекает игровой момент в приеме, элемент соревнования, эмоционального участия, что соответствует возрастным особенностям данной категории учащихся.
8 класс - в первую очередь, выбирает «инсерт», «ассоциации», что дает возможность проверить свои знания по предмету.

Ученики, уверенные в себе, с развитой коммуникативной культурой, успешные в обучении оценивают приемы с точки зрения сложности: не требуют больших интеллектуальных, по их мнению, затрат - значит оценка приема ниже (например, «толстые и тонкие вопросы», «кластеры»). Возможно именно в этом возрасте начинает проявляться когнитивная экономия - процесс, позволяющий уменьшить затраты умственной энергии и сделать мыслительный процесс менее трудоемким.


9 класс - предпочтение отдает «кластеру», «зигзагу», «мозговой атаке».

«Кластеры» потому, что старшеклассники сориентированы на получение большей информации. Теперь на практике они научились быстро и качественно ее обрабатывать.

Высоко оценивается «Зигзаг», поскольку в этом возрасте активно развивается понимание ответственности друг за друга, акцентируется внимание, исчезает страх перед новыми группами, страх перед речевым высказыванием.

У девятиклассников, в отличие от восьмиклассников, оценка приема происходит с точки зрения удобства: чем сложнее работа с приемом, тем оценка ниже.

Технология критического мышления

Тема: Система образования в Германии

Урок №1

Тип урока: Работа с информационным текстом «Школа в Германии»

Вызов: Кластер: По центру доски в овальном круге размещается слово Schule. От него на расходящихся лучах записываются слова и устойчивые выражения: Grundschule, Realschule, Hauptschule, Gymnasiиm, Gesamtschule, Universitat, Hochschule. От них мелкими лучами: in die ... gehen, besuchen, beenden, lernen, studieren, absolvieren, ... ist zu Ende, es gibt, umfassen

Осмысление: инсерт

Учащимся предлагается найти в тексте «Школа в Германии» известные им из программ обучения 5-8 класса лексические единицы и подчеркнуть их в тексте и сосчитать их. Затем предлагается найти в тексте новые слова (кластер) и подчеркнуть их. Затем дети сравнивают, какое количество знакомой и незнакомой лексики имеется в тексте. С помощью мозгового штурма детям предлагается записать свой вариант перевода текста, который они «совершили» без словаря. Далее следует коллективная работа над переводом текста, которая под руководством учителя заканчивается правильным вариантом перевода



Рефлексия

: дети просматривают свои записи в тетрадях и сравнивают свой первоначальный вариант с правильным. При помощи фронтальных вопросов мы контролируем усвоение лексики по теме.

Урок №2

Тип урока- дискуссия по тексту «Школа без стресса»

В ходе коллективной работы над текстом осуществляется перевод текста на русский язык.



Вызов: толстые и тонкие вопросы - тонкие вопросы: Wer hat diese Schule gegrundet? Wann wurde sie gegrundet? Welche Facher studiert man dort? Welche Facher gibt es in den russischen Schulen nicht? Wie ist die Atmosphare in dieser Schule? Gibt es dort schlechte Noten, Zeugnisse?

Далее детям предлагается задать соседу вопросы о своей школе по типу вопросов, приведенных выше.



Толстые вопросы: Warum gehen die Kinder in die Waldorfschule gem? Warum herrscht dort gute Atmosphare? Wie meint ihr, wodurch unterscheiden sich die Schulen in Russland und in Deutschland? Wollt ihr аuch keine Noten in eurem Zeugnis haben?

Осмысление: перекрестная дискуссия

Разворачивается дискуссия на тему «Нужны ли оценки в школе». Учащиеся высказывают свое мнение и дают краткое его обоснование. Учитель предлагает составить список аргументов «за» и «против». Делается вывод: да, потому , что; нет, потому, что…



Рефлексия:эссе. В конце урока применяется этот прием, чтобы помочь подытожить свои знания по изученной теме и дать учителю почувствовать, что происходит в головах его учеников. Учитель собирает работы и использует их при формировании следующего урока.

Урок № З

Тип урока: работа с художественным текстом

Вызов: инвентаризация: каких сказочных героев вы знаете из русских сказок?

Какие немецкие сказки и сказочных героев вы знаете? Кто такой Мюнхгаузен, Тиль Уленшпигель, Лорелея??? Какие сказки братьев Гримм вы знаете? Кто такой крысолов?



Осмысление: зигзаг

Предварительно текст разбивается на 3 смысловые части. В рабочих группах по 3-4 человека, работая с текстом, они выделяют схему рассказа по тексту. По одному человеку от группы, они передают содержание текста.



Рефлексия: на основе ранее прочитанных и данной сказки детям предлагается нарисовать и воспроизвести «немецкую дорогу сказок», используя схему и картинки учебника.

Урок № 4

Тип урока: взаимообучение.

Работа с текстом «Emanuel und die Schule»



Вызов: верные-неверные утверждения.

Учитель предлагает детям прочитать текст "Emanuel und die Schule"

Учитель ставит проблему ученик-учитель, их взаимоотношения.

Он предлагает тему: Wie viel hangt davon аb, wie sie sich verstehen!

Для обсуждения темы выдвигаются верные и неверные утверждения (они записываются на доске).

Ja, das stimmt.

Nein, das stimmt nicht.

Ученики работают в парах по ролям учитель-ученик, а затем меняются ролями. При этом они используют выражения утвердительные (Ja, das stimmt) и отрицательные (Nein, das stimmt nicht; Nein, keine Spur).



Осмысление: применяется стратегия «Зигзаг».

Учащиеся подробно читают текст. Далее они разбивают текст на смысловые отрывки для взаимообучения.



  1. Emanuel und sein Lernen. Umgebung.

  2. Emanuel und alte Lehrerin.

  3. Emanuel und neue junge Lehrerin.Ihr Аussеhеn.

  4. Emanuels Gefuhle.

  5. Der Grund Еmаnuеls Liebe zur neuen Lehrerin.

Учащиеся делятся на 5 смысловых групп. Они работают с текстом, выделяют основную мысль отрывка и выписывают ключевые слова, на основе которых они составляют краткое сообщение по каждому пункту плана и делятся своими сообщениями.

Рефлексия.

На этом этапе используется приём «Сводная таблица» в технологии развития критического мышления.



Еmanuеl

In der

Stunde


Freunde

Линии

сравнения



Alte

Lehrerin


Neue

Lеhrеrin


Emanuels

Gefuhle











Эммануэль



















На уроке



















Друзья



















Старая

учительница




















Новая

учительница





















Чувства

Эмануэля











На стадии осмысления сводная таблица заполняется по ходу текста.

На стадии рефлексии учащиеся презентуют свои таблицы.



Урок № 5

Тип урока: письмо

Вызов: на данном этапе урока проводится инвентаризация.

Учащиеся работают со словарями и выписывают дополнительную лексику по пройденной теме.

Frеundliсh / unfreundlich sein;

Sich gut / schlecht verstehen mit + Dat.

Tadeln / loben

Затем эта лексика закрепляется в вопросах Ub.6, 8.57



Осмысление.

На этом этапе дети составляют черновой вариант текста (сообщения) на уроке, используя при этом ключевые слова: Ub.7,8 57

Далее учитель проверяет степень подготовки учащихся.

Рефлексия.

На этом этапе дети получают ДЗ - отредактировать свои сообщения для презентации на следующем уроке.



Урок № 6

Тип урока: урок - исследование

Вызов: вызов проводится в виде парной мозговой атаки по теме «Учёба». На основе этой работы проверяются лексические навыки и умение выражать своё отношение к учёбе. Проверка проводится в форме интервью.

Время ограничено, лимит 10 минут.



Осмысление: проводится с помощью приёма «Концептуальная таблица». Обучающиеся работают с таблицей по теме "Fremdsprachen" S.78

Работа ведётся по вопросам:

1) Welche Fremdsprachen lernt man in unseren Schulen?

2) Englisch, Deutsch, Franzosisch ...

3) Wie lange lernt man eine Fremdsprache?

Аb 5 bis 9

Аb 5 bis 11

Аb 2 bis 9

Аb2 bis 11

4) Was machen wir besonders gern in Deutsch?

Spielen, lachen, malen, singen u.s.w.

5) Welche Bedeutung haben Fremdsprachen im Leben des Menschen?

"Wer eine Fremdsprache nicht kennt, weis nichts von seiner eigenen".

С помощью таблицы дети отвечают на вопросы, дополняют друг друга, осмысливают роль иностранного языка в жизни.



Рефлексия.

Для целостного осмысления роли иностранного языка учитель предлагает ответить на вопросы:

Почему во всех странах мира изучают иностранные языки?

Какие пути и средства необходимы для эффективного изучения иностранного языка.



В качестве ДЗ учитель предлагает написать сочинение о роли иностранных языков в нашей жизни.


Разработка серии уроков по теме «Система образования в Германии» в рамках технологии критического мышления Жукова А. Д. учитель немецкого языка

Разработка серии уроков по теме «Система образования в Германии» в рамках технологии критического мышления

210.36kb.

10 10 2014
1 стр.


Руководством Г. Л. Лазаревой по теме «Использование методов и технологии критического мышления на уроках английского языка»

Обладать способностью отстаивать свою точку зрения логическими доводами, то есть иметь развитое критическое мышление. И, кроме того, владеть иностранными языками

159.7kb.

08 10 2014
1 стр.


Тема: «Игры на уроках немецкого языка в начальной школе». учитель немецкого языка

Цель работы: поделиться идеями, как при помощи игры разнообразить разные виды деятельности на уроках немецкого языка

206.56kb.

16 12 2014
1 стр.


Методическая разработка урока русского языка в7классе учитель: Жукова Л. Г г. Приморско-Ахтарск 2011 г Тема урока: Комплексный анализ текста

Цель урока: 1 проверка уровня усвоения учащимися сведений по основным разделам языка

47.28kb.

26 09 2014
1 стр.


Методическая разработка по теме: «Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»

Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно при проведении урока. Данная разработка может быт

168.51kb.

14 10 2014
1 стр.


Разработка урока по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Стратегия «Чтение текста с пометками»

Цель урока: сформирование представлений о витаминах и их роли в организме человека

63.09kb.

10 10 2014
1 стр.


План-конспект открытого урока немецкого языка в 3 классе по теме Учитель: Ендовицкая Л. А. 2012-2013 учебный год

Задачи урока: Обучение диалогической речи по теме урока Тренировка навыков чтения и инсценирования полилога. Закрепление лексики по теме «Дни недели. Занятия в выходные»

27.97kb.

28 09 2014
1 стр.


Викторина «Что мы знаем о Германии»

В рамках недели немецкого языка библиотека гагу проводит увлекательную викторину для любознательных. Если вы разбираетесь в истории Германии, если вы обожаете Берлин и знаете, что

20.76kb.

17 12 2014
1 стр.