Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

Приложение 2

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет .

Предложена Э. Ф. Замбицявичене


Описание теста:

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программно материала начальных классов.


1 субтест - исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого. 
2 субтест - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений. 
3 субтест - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
4 субтест - выявление умения обобщать. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.
Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок т одновременно про себя.

Текст методики


Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.
1. У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
2. В тёплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
3. В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
4. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
5. Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). 
6. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).
7. Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

2. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится.


Это "лишнее" слово надо найти и исключить его.
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. 
8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 
9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение 
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа - одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги) Тебе нужно выбрать одно слово из пяти, которое связано со словом над чертой точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).



Примеры:
лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги 
бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

Нужно установить, во-первых, какая ссязь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.

1. огурец/овощ = георгин/сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. учитель/ученик = врач/кочки, больные, палата, больной, термометр
3. огород/морковь = сад/забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы
4. цветок/ваза = птица/ клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
5. перчатка/чулки = сапог/подошва, кожа, нога, щетка 
6. Темный/светлый = мокрый/солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
7. Часы/время = термометр/стекло, температура, кровать, больной, врач
8. Машина/мотор = лодка/река, моряк, болото, парус, волна
9. Стул/деревянный = игла/острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная 
10. Стол/скатерть = пол/мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

4. Эти пары слов можно назвать одним названием, брюки, платье... - одежда треугольник, квадрат ... - фигура


Придумай название к каждой паре:


1. Метла, лопата... 
2. Шкаф, диван...
3. Окунь, карась... 
4. День, ночь...
5. Осень, весна… 
6. Слон, муравей...
7. Огурец, помидор... 
8. Июнь, июль...
9.Сирень,шиповник… 
10. Дерево, цветок.

Оценка и интерпретация результатов. (по Л. И. Переслени, 1990)

1 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: "Почему не шнурок?". После правильного объяснения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слов "всегда", что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задаете вопрос: "Почему?". При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10 проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8 пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно" решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как "имя" и "фамилия".

3 субтест. За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла.

4 субтест. При неправильном ответе предлагается подумать еще. При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая бальная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов - 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытки (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный объём произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый.Оценка успешности (О. У.) решения словесных субтестов определяется по формуле: ОУ = X х 100% /40 , где Х - сумма баллов, полученных испытуемым. На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности:

4 Уровень успешности - 32 балла и более (80-100% О.У.),
3 Уровень - 31,5-26,0 балла (79,9 - 65%),
2 Уровень - 25,5 - 20,0 балла (64,9-50%), 
1 Уровень - 19,5 и менее (49,9% и ниже)

Список используемой литературы:


  1. С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке». Москва издательство «Просвещение» 2011г.

  2. Е.О.Иванова ,И.М. Асмоловская «Теория обучения в информационном обществе» Москва издательство «Просвещение» 2011г.

  3. Ю.В.Воронина «Современный урок окружающего мира»

  4. издательство ГБУ РЦРО, г.Оренбург, 2011г.

  5. И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская «Учим детей мыслить критически» - СПб издательство «Речь» 2003г.

  6. И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек «Критическое мышление – технология развития» - СПб издательство «Скифия» 2003г.

  7. Ю. Г. Тамберг «Как научить ребенка думать» - Москва издательство «Просвещение» 1995г.

  8. И. С. Якиманская «Знания и мышление школьника» - Москва издательство «Просвещение» 1998г.

  9. Ш. А. Амонашвили «Гуманно-личностный подход к детям» - Москва – Воронеж 1998г.

  10. О.К. Громова «Развитие информационной культуры у детей в школьных и детских библиотеках» Издательство Профессия С-Петербург, 2009 год.

  11. И. В. Муштавинская «Технология развития критического мышления на уроках и в системе педагогогики учителя» Москва издательство «Просвещение» 2008г.

  12. О.Н Федотова, Г.В.Трафимова « Окружающий мир. Методическое пособие ».Москва. Академкнига/учебник 2006г .

  13. Н.А. Морева «Основы педагогического мастерства» Москва. Просвещение, 2006г.



Саракташ 2012 год




<предыдущая страница


Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе

Мы живём в эпоху четвёртой информационной революции, которая совершается благодаря развитию информационных телекоммуникационных технологий и обеспечивает человеку безграничные возм

534.23kb.

15 12 2014
3 стр.


Использование здоровьесберегающей технологии на уроках чтения в начальной школе

Красный – плохое, огорчен, расстроен; зеленый – уравновешенное, спокойное; синий – хорошее, радостное, бодрое

60.88kb.

11 10 2014
1 стр.


Руководством Г. Л. Лазаревой по теме «Использование методов и технологии критического мышления на уроках английского языка»

Обладать способностью отстаивать свою точку зрения логическими доводами, то есть иметь развитое критическое мышление. И, кроме того, владеть иностранными языками

159.7kb.

08 10 2014
1 стр.


Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии должны прийти на помощь школе. Именно здоровьесберегающие технологии являются составляющими здоровьесберегающей педагогики

490.82kb.

24 09 2014
3 стр.


Мастер – класс Группа «Технология развития критического мышления»»

«О реализации опытно-экспериментальной работы педагогов школы в 2011-2012 учебном году по направлению «Технология развития критического мышления как средство формирования мыслитель

170.92kb.

15 12 2014
1 стр.


Конспект урока по информатике «Текстовый редактор» с элементами стратегии развития критического мышления». «Здоровьесберегающие технологии»

Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения

395.67kb.

12 10 2014
3 стр.


Разработка серии уроков по теме «Система образования в Германии» в рамках технологии критического мышления Жукова А. Д. учитель немецкого языка

Разработка серии уроков по теме «Система образования в Германии» в рамках технологии критического мышления

210.36kb.

10 10 2014
1 стр.


Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

В начальной школе все шире применяются информационно- компьютерные технологии (икт) : для повышения мотивации учащихся, организации индивидуальной и групповой работы, диагностики и

15.25kb.

11 10 2014
1 стр.