Перейти на главную страницу
К.П.Троекуров – друзья или враги?», 6 класс …………………………………………………6
по теме «Жизнь и творчество И.С.Тургенева», 10 класс…………………………………….47
1) Формировать умение узнавать сравнительный оборот и ставить запятые.
2) Закрепить умение определять синтаксическую роль слов.
3) Совершенствование коммуникативных умений.
4) Формирование навыков ассоциативного восприятия текста.
5) Формирование навыков логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание.
На доске портрет М.Ю. Лермонтова
Эпиграф: Лермонтов! Сияющее слово.
И обращено не к нам одним.
Вечно молодо оно.
И вечно ново.
А. Прокофьев
Дети рассаживаются группами по 6-8 человек.
I. Начало урока
1) Общая работа с классом:
-Почему именно эти слова я записала на доске как эпиграф?
(Будут звучать строки из произведений Лермонтова, и говорить мы будем о нем)
2) Проверка домашнего задания:
Письмо наизусть стихотворения М.Лермонтова “Утес”
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Выразительно читаем стихотворение (подготовленный ученик)
Вопросы к классу:
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какие картины представили?
- Какие слова в тексте несут на себе особую эмоциональную нагрузку (ключевые слова)?
- Какие языковые средства помогают раскрыть авторское отношение к изображаемому?
(Ученики называют эпитеты: тучка золотая (она ассоциируется у детей со светской ветреной красавицей), утес-великан. Говорят о «нанизывании» развернутых метафор, которые «вбирают в себя» олицетворения, что создает особый, метафорический мир:
и т.д.
Отдельно работаем с ключевыми словами: «Одиноко» и «в пустыне». Ученики в группах «простраивают» ассоциативные цепочки к этим словам и делают выводы о роли этих слов для понимания глубинного смысла стихотворения.
Анализируем это стихотворение и с точки зрения известных сведений о второстепенных членах предложения, выясняем, чем выражены обстоятельства.
3) Проверяем усвоение теоретического материала прошлого урока. (Используем прием РКМЧП “верно-неверно”). Предлагаем ученикам в группах выделить из предложенных им утверждений верные и неверные. Выполняя задание, дети должны обосновать свой ответ, привести примеры.
1. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения.
2. Классификация обстоятельств в основном совпадает с классификацией наречий.
3. Как второстепенный член предложения обстоятельство не сочетается с глаголом и прилагательным.
4. Как второстепенный член предложения обстоятельство не входит в словосочетание.
5. Обстоятельство может быть выражено инфинитивом.
6. Обстоятельство может быть выражено фразеологизмом.
II. Переходим к теме “Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами”
1) Знакомимся с обстоятельствами, выраженными сравнительными оборотами и способами выделения этих оборотов на письме.
Смотрим подготовленную учеником презентацию.
Необходимо обратить внимание учеников, что главное в оформлении сравнительного оборота – это употребление специального служебного средства – сравнительного союза (как, будто, точно, словно и др.). Обсуждаем с детьми, что сравнение как троп используется поэтами и писателями, чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другим, что придает речи выразительность, образность.
2) Записываем, пользуясь текстом поэмы М.Ю. Лермонтова “Мцыри”, примеры обстоятельств, выраженных сравнительными оборотами.
3) Обсуждаем, почему в рассказе юноши-послушника так много сравнений.
Запятая пред сравнительным союзом СТАВИТСЯ |
Примеры
|
1. При сравнительном обороте |
В эту минуту пламеневшее лицо его было прекрасно, как буря. Твой стих, как божий дух, носился над толпой. |
2. При соединении частей сложного предложения |
Только едва он коснулся двери, как она вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею. |
Запятая пред сравнительным союзом НЕ СТАВИТСЯ |
Примеры
|
1. Сравнительный союз – часть сказуемого. |
Злой язык как стрела. Звезды на темном небе словно блестки. |
2. Сравнительный оборот – устойчивое сочетание. |
Она была чудо как хороша. |
По данному началу написать миниатюру, используя сравнительные обороты. Каждая группа получает свою карточку-задание.
1. Вечер. Беру томик стихов Михаила Юрьевича Лермонтова и…
2. Лермонтов – один из самых удивительных людей на свете. Читая его стихи…
3. «Прочла и тут же запомнила стихи…»
(О. Берггольц)
4. Читая Лермонтова, мы становимся лучше. В нас пробуждаются самые светлые, добрые, самые благородные чувства…
Группы успевают только начать написание миниатюры, коллективно обсуждая содержание.
Закончить написание миниатюры по данному началу с использованием сравнительных оборотов.
- дать представление о героях, их поведении, взаимоотношениях и отношении к ним окружающих;
- помочь учащимся уяснить зависимость поведения человека от социальной среды, чтобы правильно оценивать поступки действующих лиц,
- развивать умение работать в группах,
- развивать умение работать с текстом как источником информации,
- развивать умение обосновывать свой ответ примерами из текста.
«крепостное право», а также произведения, в которых рассказывается об этом времени.
(ответы учеников)
Обобщение учителя. Роман «Дубровский», который мы начинаем сегодня изучать, имеет антикрепостническую направленность, воссоздает картины крепостного права и чиновничьего быта.
А теперь прочитайте тему урока и ответьте на вопрос: о чем и о ком пойдет речь на уроке?
Запишите тему и поставьте перед собой цель урока. Дети отвечают, что нужно выяснить, друзья или враги Дубровский и Троекуров и что для этого, вероятно, придется сравнивать героев.
Ответьте на вопросы:
- О каком герое узнали? Что узнали? Каким вы себе его представляете?
Дети говорят, что узнали только о Троекурове, о его характере, привычках. Троекуров описан автором как очень неприятный человек. О Дубровском еще ничего не знаем.
Чтение отрыва от слов «Сей Дубровский, отставной поручик гвардии…» до слов «Бедному дворянину… лучше жениться на бедной дворяночке…» Читает учитель.
- О каком герое узнали? Что узнали? Каким вы себе его представляете?
Дети говорят, что узнали о втором герое, Андрее Дубровском и о его характере и привычках.
Посмотрите на тему и скажите, Дубровский и Троекуров – друзья или враги?
Дети говорят, что сейчас автор говорит о героях как о друзьях, значит, выяснена не вся, а только часть проблемы.
Учитель: Теперь более подробно, сравнивая героев, составим таблицу. Исходным пунктом послужит неожиданное, казалось бы, замечание Пушкина о Троекурове и Андрее Дубровском: «Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова».
Учащиеся работают в группах по 5 человек. Время работы 7-8 минут, затем чтение и анализ записей в таблице.
К.П.Троекуров |
Линия сравнения |
А.Г.Дубровский |
«старинный русский барин», «знатный род» |
Происхождение |
«бедный дворянин» |
«богатство и связи», «пространные владения» |
Материальное положение |
«смиренное состояние», «расстроенное состояние» |
«большой вес в губерниях», «соседи рады были угождать малейшим прихотям, … чиновники трепетали при его имени» |
Значимость в обществе |
«бедный сосед» |
Отставной генерал-аншеф |
Чин |
Отставной поручик гвардии |
Пылкий нрав, избалованность, своенравие, надменность |
Характер |
Неперпеливость и решительность, прямота и гордость, независимость |
Вдовец, имеет дочь |
Семейное положение |
Вдовец, имеет сына |
Общее – возраст и семейное положение, все остальное отличает героев. А связывает их воспоминание о былой совместной службе.
Наверное, что-то должно произойти, какие-то события, ведь пока мы узнали, что Троекуров и Дубровский, несмотря на все различия – друзья.
Чтение со слов «Все завидовали согласию, …» (особо выделить фразу «Нечаянный случай все расстроил и переменил», это завязка событий) до слов «Слуга снова поскакал, ирилла Петрович, встав из-за стола, отпустил гостей и отправился спать».
Стадия «Осмысление».
-Что же произошло? Почему уехал Андрей Дубровский?
Дети отвечают, что на псарне слуга Парамошка оскорбил Дубровского, а Троекуров громко рассмеялся, при этом он, конечно же, не думал о том, что творится в душе Дубровского. Он важно расхаживал по псарне, гордясь своим заведением. Он мог хвастаться своей псарней, он был богат и знатен. Но Дубровский тоже любил охоту, был опытным и тонким ценителем собак. Троекуров без Дубровского не выезжал на охоту, поэтому он велел догнать и воротить его. Троекурова очень сердила непокорность Дубровского, особенно письмо, в котором тот посмел требовать наказания провинившегося слуги. Об извинениях и о том, что чувствовал Дубровский, Троекуров, привыкший к всеобщей покорности, даже и не думал.
-Что произойдет дальше, как будут развиваться события? Выскажите свои предположения, нарисовав Дерево предсказаний. Свои версии аргументируйте примерами из текста. Время работы 7-8 минут.
Далее дочитываем главу до конца и убеждаемся в подлости и низости Троекурова, а также тех, кто готов унижаться и идти на любую подлость, лишь бы выполнить волю богатого покровителя. Эти люди вызывают презрение.
Вывод. Крепостное право губило душу крестьян и бедных людей, ставило их в унизительное положение, но оно также развращало и губительно действовало на богатых людей, превращая их в деспотичных, невежественных людей.
“Visiting Britain. London”, 7 класс
Today we are going to speak and read about the places of intertst in London. So you’ll revise all that you know about it. Firstly you will say what you can about London; what places want to visit.
How much do you know about London?
The plan of the topic is on the blackboard:
-a big beautiful city;
-situation of the capital;
-population;
-transport;
-streets, shops;
-places of interest:
-the centre of London;
-tourists.
Phonetic Drill Pp. should read the names of the places in London and pay attention at the article before the geographical names. (Приложение № 1)
2 мин.
II. Groups. To practise giving advice.
Divide the class into small groups and develop ideas about visiting the capital.
Pp. share the ideas with the whole class and decide on the best advice.
10 мин.
III. Individual. To practice reading for the main idea (Просмотровое чтение. Приложение 2).
The text about Oxford [ex.17., p. 42].
Ex.19, p.43. Put the parts of the text ‘’Oxford Cars “ in the right order.
Задание нацелено на выработку умения находить логическую последовательность между разрозненными частями текста, умение находить логические «смычки», фиксировать наличие слов, указывающих последовательность повествования.
(Приложение № 3). Прием «Перепутанные логические цепочки».
It’s time to relax. I want you to copy me.
-Shake your head.
-Rest your head on your hands.
-Strech your neck as far as possible.
-Screw up your eyes.
-Wink one eye, then another eye.
-Look at the far dot.
-Look at your hands in front of you.
-Look at the window (at the door).
-Move your eyes round.
-Chench your eyes.
-Look at the desk.
2 мин.
VI. Reading for detail. Ex. 21. p.46. Read the text “London Parks and Gardens” and say what new facts about parks you have learned. (Приложение № 5).
Прочитав этот текст, ученики выделяют основные моменты по теме, графически оформляют в определенном порядке, что позволяет сформировать целостное представление нового материала, выделить основное, что поможет в дальнейшем пересказать текст. Прием «кластер». (Приложение 6)
You’ve all done that quite well.
For homework you’ll write a page in your Album. Take pictures of some interesting places of our Tomsk.
3 мин.
Приложение 1
Read the names of these places:
the Houses of Parliament
the House of Lords, the House of Commons
the London Underground
the Covent Garden Opera House
the Post Office (Telecom) Tower
Windsor Castle
Queen Victoria Memorial
Tower Bridge
Buckingham Palace
the National Gallery
the Monument to Admiral Nelson
St. Martin-in-the-fields
Downing Street
Whitehall
the Moscow Underground
the Tretyakov Gallery
the Winter Palace
the Hermitage
the Kremlin Palace
Palace Bridge
l.What was Oxford like in early days? 2.Why is Oxford a city to see? S.What is Oxford like by day1? 4.Where is Oxford situated? ![]() |
a) Oxford is one of the oldest British cities. It is ninety kilometers from London and stands on the Thames. The Thames runs through2 Oxford and then the river runs south-east to London. b) Oxford is famous for its history and its university3. It started in the 13th century. At that time Oxford was a market town on the river with roads running in it. There were walls around4 the town and not many people lived there. But the town got bigger and bigger. People made new houses, walls, bridges. They made a palace, a castle and some churches. c) Now Oxford is a big city. It has got a lot of old and very beautiful houses. There are many interesting museums, parks and gardens in the city. Tourists from many countries of the world come to Oxford to see it. The city has got a lot of hotels for tourists. There are many shops where visitors can buy souvenirs. The centre of Oxford is a very green place. Visitors love walking in the narrow old streets. Many people travel in the city by bicycle. Some tourists like to see Oxford from the bus. |
a) ____ b) ____ с) ____ extra ____
a) Now they make cars in Oxford too. The name of these cars is Rover. William Morris's cars helped to make Oxford a big modern2 city. Morris had a lot of money3. He gave his money to hospitals and openeda new Oxford college, Nuffield College, He gave away about 30 million.
1.______ 2.______ 3.______ 4.______
The best time to visit Scotland is on January 25th. It is the day when they have Burns [bз:nz] Night in Scotland. On this day in 1759 Robert Burns, the worldfamous Scottish poet [ pəuІt] was born.
Robbie Burns loved Scotland and Scottish people and wrote a lot of poems ['pəuІmz] and songs about them. He wrote about Scottish food and drink too. One day he wrote a poem To a Haggis ['hægІs], an old Scottish dish. That is why Burns Night begins with the parade [pə'reІd] of the haggis. The piper1 walks in. He plays Scottish music. After him walks the chef [∫ef] with a big haggis. He puts the haggis on the table.
Then some man or woman reads the poem To a Haggis and only after that they eat the haggis with potatoes and other vegetables. Then there are more songs and poems. The speaker makes a speech about Robbie Burns. All the people read Burns's poems and drink some whiskey ['wІskІ]. They always drink to women ("to the lassies") and speak about funny things which women do. Then women can speak about men and drink to them. Then all — men and women — dance Scottish dances. The evening finishes with singing Auld Lang Syne [,כ:ld 'lærŋ 'zaІn] — a song which Robert Burns wrote and which people in Britain sing at New Year too.
a) good b)bad
a) a Scottish drink b) Scottish food
a) eats b) brings
7. At the party all people speak about____________ .
a) Robbie Burns b) Scottish food
8. Auld Lang Syne is a very____________ song.
a) long b) famous song.
On Sundays you can listen to the speakers at Speaker's Corner ['kכ:nə]. People from many countries of the world come and speak here. They can speak about any things which are interesting for them and listeners can ask them difficult questions if they like. You can stand on a box and speak to some of the listeners too!
Some people come to Hyde Park to ride a horse on the Rotten Row — a place for riding.
Kensington Gardens is next to Hyde Park. Here you can see the statue ['stæt∫u:] of Peter Pan, the famous boy in the children's story Peter Pan which J.M. Barrie wrote.
Regent’s Park is the home of London Zoo. The Zoo has thousands of birds and animals from many places of the world. There is a theatre in the park too. On a summer evening you can sit out under the night sky and watch a William Shakespeare ['∫eІkspІə] play. William Shakespeare, as you know, is England's most famous writer.
St. James's Park is next to Buckingham Palace. It is smaller, but many people think it is the most beautiful park in London.
1. Научить строить кластер.
2. Способствовать развитию умения работать индивидуально, в группе.
Оборудование: коллекция «Волокна», лупа, пинцет, огнеупорная чашка, рабочая тетрадь.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо, прием – кластер.
Ход урока (1 урок)
1. Изучение нового материала.
Вопросы для обучающихся.
А) Какие волокна изучали в 5 классе?
(Натуральные волокна растительного происхождения – лен и хлопок).
Б) По каким признакам определяют направление нитей основы?
(По кромке, растяжению, звуку).
В) Где применяются ткани изготовленные из этих волокон?
(Постельное белье, бытовая одежда).
Волокно – нить, пряжа – ткань.
Волокна натурального животного происхождения – это шерсть, шелк. Ткани из таких волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье. Волокна делятся на натуральные – это те, которые подарены природой (шерстяные, шелковые, хлопковые, льняные) и химические, которые получают в результате химических процессов.
Все о шерсти.
- Шерсть получают: из овец, коз (мохеровая шерсть), верблюжья шерсть, высокоупругие прокладочные материалы из лошадиного волоса.
- Из истории «Гребешок».
- Промышленность шерстяных тканей.
- Что такое шерсть?
- Что такое пух?
- Обработка шерсти.
- Гладкокрашеные, пестротканые, напечатанные.
- Свойства волокон: (гигроскопичность, упругие, стойкость к воздействию солнца).
- Что изготавливается из шерсти? (драп, сукно, трико, габардин, кашемир).
- Тутовый шелкопряд.
- Китайская легенда.
- Яйцо (грена), гусеница (личинка), куколка и бабочка.
- История разведения тутового шелкопряда.
- Обработка кокона (превращение в нить).
Натуральный шелк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда.
Шелк – это плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратится в куколку.
Шелковые ткани вырабатывают гладкокрашеными, пестрокрашеными, напечатанными.
Шелковые волокна имеют следующие свойства: они обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам, чем другие натуральные волокна. Изделия из натурального шелка очень приятно носить, благодаря их хорошим гигиеническим свойствам.
Как определить по внешнему виду, из какого волокна ткань – натурального или синтетического?
Самый известный и наиболее простой способ определения состава ткани – проба на горение. Для пробы достаточно выдернуть из ткани несколько ниток и поджечь спичкой. Натуральный шелк и чистая шерсть горят медленно, слабо оставляя на конце маленький блестящий темный шарик, издающий запах жженого рога. Искусственная шерсть, хлопчатобумажная и льняная нити горят быстро и ярко, оставляя белый пепел и распространяя запах горелой бумаги.
Ход урока (2 урок)
Стадия «Вызов».
На доске записано слово «волокно».
Предлагается обучающимся обвести это слово в овал. Составляется совместный кластер на основе знаний, полученных на предыдущем уроке.
Стадия «Осмысление».
Переработка нового материала, умение группировать информацию и объяснять,
делать вывод.
Стадия «Рефлексия».
Работа в группах 3-4 человека.
Р |
Л |
Ь |
Н |
О |
Е |
Е |
Н |
К |
О |
А |
Е |
Т |
Х |
Ь |
Н |
О |
Н |
О |
К |
С |
Т |
К |
А |
Н |
Т |
Ь |
Т |
Н |
Х |
Т |
И |
Ж |
И |
В |
О |
Х |
П |
О |
Л |
В |
О |
Л |
О |
К |
Н |
О |
О |
Ш |
К |
Ш |
Х |
У |
Т |
К |
А |
К |
К |
Е |
Л |
Е |
Х |
А |
К |
М |
О |
Р |
Л |
Е |
Н |
Р |
Г |
У |
С |
Е |
Н |
И |
Ц |
А |
О |
С |
Х |
К |
А |
Х |
А |
В |
О |
Н |
С |
Т |
Ь |
О |
З |
С |
У |
К |
Н |
О |
Х |
Сборник методических материалов по курсу «Конституционное (государственное) право зарубежных стран». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. – 31 с
14 12 2014
9 стр.
Сборник методических материалов курса «Международное публичное право». М.: Импэ, 2000. 70 с
10 10 2014
6 стр.
Культурология: Сборник методических материалов. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2002. – 25 с
02 09 2014
1 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Наследственное право». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. – 10 с
11 10 2014
1 стр.
Данный сборник может быть полезен педагогам, руководителям методических служб, специалистам управления образования
30 09 2014
8 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Нотариат». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2002. – 30 с
12 09 2014
3 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Гражданское право. Особенная часть». – М: импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 26 с
17 12 2014
4 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Юридическая психология». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 14 с
14 12 2014
1 стр.