Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


СБОРНИК
МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

по курсу
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Для студентов юридического факультета


Москва

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова

2007

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой уголовно-правовых

дисциплин


С о с т а в и т е л ь – канд. мед. наук, доц. Е.И. Цымбал


Сборник методических материалов по курсу «Юридическая психология». – М.: ИМПЭ им. А.С. Гри­боедова, 2007. – 14 с.
Подготовлен на юридическом факультете.
Программа соответствует требованиям

Государственного образовательного стандарта и

рекомендациям Совета по правоведению УМО университетов РФ

© Цымбал Е.И., 2007




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

В ХХ веке психология, наряду с физикой, химией и генетикой, была в ряду наиболее динамически развивающихся наук. Знания, накопленные психологией, в значительной мере определяют представления человека о себе. Накопление огромного объема информации о психической деятельности, привело к разделению психологи на отдельные направления, в том числе и юридическую психологию. Возникновения юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины обусловлено, во-первых, спецификой предмета и, во-вторых, необходимостью учета основных положений доктрины уголовного права.

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. к числу основных принципов уголовного судопроизводства отнес принцип вины и принцип справедливости. Это требует более пристального внимания к установлению субъективной стороны состава преступления и изучению личности преступника. Для решения указанных задач нередко бывает необходимо использовать специальные познания в области психологии. Анализ следственной и судебной практики, включая практику Верховного Суда России, свидетельствует о неготовности правоохранительных органов и судебной системы давать оценку не противоправному деянию, а лицу его совершившему. Сложившееся положение обусловлено тем, что эксперты зачастую не понимают потребности правоприменительной практики, не могут доступно сформулировать свои выводы, в свою очередь следователи и суд не пытаются оценить обоснованность выводов, содержащихся в заключениях экспертов, не знают пределов компетенции экспертов, ставят перед ними вопросы, не соответствующие представлениям научной психологии и психиатрии. В этой ситуации юристу необходимо лучше разбираться в вопросах, связанных с использованием специальных знаний в области психологии.

Учебная программа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и учетом многолетнего опыта практической деятельности в области юридической психологии, современных достижений гуманитарных наук и потребностей правоприменительной практики.



Целью данного курса является формирование у студентов базовых знаний и навыков по юридической психологии, что является обязательным условием подготовки квалифицированных специалистов, способных решать психологические проблемы, возникающие в их профессиональной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:



  • усвоение основных положений общей психологии и методов психологической диагностики;

  • изучение психологических основ правоприменительной деятельности;

  • формирование у студентов мотивации к овладению психологическими знаниями и умениями;

  • ознакомление студентов с методикой и методологий основных видов судебно-психологической экспертизы;

  • овладение навыками оценки полноты и обоснованности заключений экспертов-психологов;

  • усвоение базовых психологических знаний и навыков, необходимых для планирования и производства следственных и процессуальных действий;

  • развитие значимых для юриста качеств: наблюдательности, внимания, памяти, психологической устойчивости к конфликтным ситуациям.

Необходимым условием успешного освоения учебного материала курса является самостоятельная работа. Готовясь к семинарскому занятию, студенты должны повторить материал лекций, изучить рекомендованную литературу, уяснить содержание основных вопросов по соответствующей теме. Изучение курса завершается зачетом.

Особенностью курса является его прикладная направленность, формирование у студентов понимания, в каких случаях возникает необходимость привлечения специалиста в области психологии, в каких процессуальных формах это можно сделать и какие вопросы можно поставить перед этим специалистом. Акцент делается на усвоение студентами базовых положений юридической психологии, основываясь на которых они смогут в процессе самообразования получить необходимую информацию по более узким конкретным проблемам, с которыми они буду сталкиваться в своей профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется использованию психологических знаний в процессе уголовного судопроизводства.


ПРОГРАММА




Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ И ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1. Основные положения общей психологии


Объект, предмет и задачи психологии, отличие предмета и методов психологии и психиатрии. Личностный и деятельностный подход в психологии. Основные психические процессы (мышление, память, внимание, эмоции и воля). Темперамент и характер. Основные концепции психической деятельности и направления современной психологии.

Тема 2. Юридическая психология как раздел современной психологии


Объект, предмет, задачи и методы юридической психологии как науки. Связь юридической психологии с общей психологией и другими отраслями научных знаний (уголовным правом, криминологией, судебной психиатрией). Составные части юридической психологии: криминальная психология (психология индивидуального преступного поведения, криминогенность аномалий психики, психология потерпевших, психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей), судебная психология (психология производства следственных и процессуальных действий, судебно-психологическая экспертиза, психология судебного процесса в уголовном и гражданском судопроизводстве), пенитенциарная и превентивная психология, психологическое обеспечение правоохранительной деятельности, включая проблемы профессиональной деформации психологического «выгорания». Методологические основы и понятийный аппарат юридической психологии. Специфика применения в юридической психологии общенаучных методов (наблюдения, опроса, эксперимента, моделирования) и диагностического инструментария общей психологии.

Тема 3. Методы психологического исследования личности


Современные подходы к классификации методов психологической диагностики (по процедуре исследования, по источнику получения данных). Характеристика отдельных методов: биографический метод, наблюдение, диалоговый метод, объективные тесты, стандартные самоотчеты, проективные техники, анализ продуктов спонтанного творчества. Классификации тестовых методик. Наиболее распространенные экспериментально-психологические методики: тест MMPI, опросник Айзенка, тесты Векслера, Люшера, Роршаха и Рокича, проективные рисуночные тесты.

Тема 4. История развития юридической психологии


Основные этапы развития общей психологии и предпосылки возникновения юридической психологии как самостоятельной науки. Развитие криминологии в первой половине XIX века, френология как предпосылка возникновения юридической психологии как научной дисциплины. Взгляды Чезаре Ломброзо на причины преступности. Дореволюционный этап развития юридической психологии в России: изучение личности осужденных в работах М.Н. Гернета, междисциплинарный подход к причинам преступности в трудах Л.Е. Владимирова и Д.А. Дриля. Основные тенденции в развитии зарубежной юридической психологии в XX столетии, внедрение в правоприменительную и экспертную практику теоретических концепций различных научных школ психологии (психоанализ, бихевиоризм, психотехника). Основные этапы развития отечественной юридической психологии в советский и постсоветский периоды (первые годы советской власти, 30–60-е годы, конец ХХ века). Современное состояние российской юридической психологии.


Раздел II. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 5. Криминальная психология


Криминогенность и криминотаксис (связь между нозологической принадлежностью аномалий психики и характером преступного деяния) аномалий психики. Криминогенность наиболее распространенных аномалий психики: алкоголизма, расстройств зрелой личности, органических психических расстройств, олигофрений и отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством. Объяснение противоречий в оценке их криминогенности. Влияние особенностей психики на основные психологические элементы механизма индивидуального преступного поведения. Мотивация преступного поведения у лиц с особенностями психики. Влияние микросоциального окружения на формирование и удовлетворение потребностей лиц с особенностями психики. Роль эмоций в механизме индивидуального преступного поведения, эмоциональные нарушения у лиц с особенностями психики. Конфликтные ситуации и особенности их разрешения лицами с аномалиями. Планирование и совершение преступления лицами с особенностями психики.

Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии. Психологическая характеристика процесса исправления осужденного и последующей адаптации его к условиям жизни на свободе.



Тема 6. Психология следственных и процессуальных действий


Предмет и задачи судебной психологии. Психология основных участников уголовного судопроизводства. Психологические аспекты состязательности сторон. Психологическая характеристика деятельности следователя при производстве следственных действий (осмотра места происшествия, обыска, допроса, очной ставки, следственного эксперимента). Особенности допроса различных участников процесса (подозреваемого или обвиняемого, свидетеля и потерпевшего, экспертов и специалистов). Психологическая подготовка к проведению допроса и других следственных действий. Возможности выявления психологических признаков воздействия на участников уголовного процесса с целью получения от них желательных показаний. Психология поведения подсудимого, раскаяния и признания вины, оценки преступного поведения, вынесения приговора и назначения уголовного наказания. Психологические особенности аудитории суда, их влияние на ход и результаты судебного разбирательства. Психологические основы тактики поведения сторон уголовного процесса.

Тема 7. Правовое регулирование использования специальных знаний
в области психологии в процессе уголовного судопроизводства


Специалист как сведущее лицо, участвующее в процессе уголовного судопроизводства. Возможности участия специалиста при производстве следственных действий и в оперативно-розыскной деятельности. использование заключений специалиста в процессе доказывания. Предмет деятельности специалиста (психолога, психиатра, педагога). Пределы компетенции специалиста и эксперта. Возможные формы изложения выводов специалиста. Виды судебных экспертиз: основная и дополнительная, повторная. Процессуальные основания назначения дополнительной и повторной экспертизы. Экспертизы единоличные и комиссионные, однородные и комплексные. Особенности регламентации комплексных экспертиз в УПК РФ и Федеральном законе «О государственной судебно-экспертной деятельности». Экспертиза как процессуальная деятельность и форма использования специальных знаний. «Независимая экспертиза» и возможности ее проведения. Правовая регламентация круга лиц, привлекаемых в качестве экспертов и специалистов для дачи заключений по уголовным делам. Государственные судебно-экспертные учреждения и государственные судебные эксперты, их правовой статус.

Тема 8. Судебно-психологическая экспертиза


Судебно-психологическая экспертиза: предмет, цели и задачи. Общие требования к экспертному заключению. Основные формы судебно-психологи­ческой экспертизы: экспертиза эмоциональных состояний и физиологического аффекта, экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях; экспертиза индивидуально-психологических особенностей личности и социально-психологических особенностей членов преступной группы; экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя с отставанием в психическом развитии осознавать характер и общественную опасность совершаемых им действий, а также способности руководить ими. Роль эксперта-психолога при производстве комплексных экспертиз по уголовным делам. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.

Учебные задания к СЕМИНАРСКИм ЗАНЯТИЯм

Тема 1. Психологический анализ преступного поведения


Психологическими обстоятельствами, имеющими уголовно-правовое значение, являются мотивы и цели совершения противоправного деяния, отношение лица к своему преступному деянию и его результатам, которое может проявляться в форме умысла или неосторожности. Указанные обстоятельства образуют психологическую структуру преступления. Психологическая сущность преступного поведения состоит в осознанном стремлении лица добиться поставленной цели противоправным путем. Учет волевого характера преступного поведения находит свое выражение в принципе субъективного вменения.

В зависимости от выраженности субъективного контроля выделяют рефлекторные, импульсивные, инстинктивные и волевые действия. Волевое действие является сознательным поведенческим актом. Оно имеет смысловое содержание, которое определяется целью и мотивом. Совершению волевого действия предшествует процесс его мотивации, выработки цели и средств ее достижения. Побуждение, прежде чем быть реализованным в действии, осознается лицом как мотив поведения, а исполнение волевого действия регулируется лицом в соответствии с его целью. Для права, кроме личного значения, всегда необходимо учитывать социальное значение деяния. В зависимости от своего социально-психологического значения действие может выступать в форме поступка, проступка или преступления.

Преступление как любой волевой акт по своей структуре может быть простыми и сложными. С психологической точки зрения преступным действием считается единый волевой акт, которым достигается цель, не разлагаемая на более простые. При совершении преступления отдельное действие может выступать в качестве самостоятельного, автономного поведенческого акта или являться частью более обширного целого, преступной деятельности. Лишь при совпадения содержания мотивов и цели действия и деятельности можно говорить о единой преступной деятельности лица. В противном случае нарушается смысловое единство деятельности и действия, в силу чего действие выпадает из структуры данной деятельности и становится самостоятельным актом поведения.

Рядом составов преступлений, предусмотренных УК РФ, охватывается только преступная деятельность, то есть деяния складывающиеся из ряда тождественных преступных действий, которые охватываются единым умыслом виновного и составляют в своей совокупности одно преступление. Психологический анализ преступления предусматривает обязательную оценку деятельности лица, предшествовавшей совершению противоправного деяния. Так, при умышленном совершении насильственных преступлений следует учитывать допреступное поведение; конфликтную ситуацию и действия по ее разрешению; подготовку к совершению преступления; непосредственную реализацию преступного умысла.

Даже в тех случаях, когда преступление является простым волевым действием, структурно оно всегда выступает в качестве эпизода единой смысловой деятельности данного лица. На этом основан структурно-психологический анализ, то есть рассмотрение любого преступного акта в единстве с предшествующей деятельностью преступника. Такой подход дает возможность оценить всю деятельность в целом, в том числе входящие в нее непреступные действия, в которых в большинстве случаев четко выражены мотивы и цели их совершения. Это помогает следователю полностью установить психологический механизм деятельности лица, в которой преступление выступает в качестве последнего завершающего действия.

Вопросы для обсуждения


  1. Какие психологические обстоятельства учитываются в уголовном праве?

  2. Дайте классификацию деяний, основанную на их социально-психоло­гической характеристике?

  3. Приведите примеры преступлений, являющихся простыми и сложными волевыми актами?



Тема 2. Пенитенциарная психология


Пенитенциарная психология изучает личность осужденного, динамику изменения психологического состояния осужденного в процессе исполнения наказания, особенности психологического влияния режима и длительности исполнения наказания, эффективность наказания и факторы, оказывающие на нее наиболее значимое влияние, психологическое обеспечение деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений, социально-психологические особенности малой группы в условиях учреждений исполнения наказания, предотвращение порядка исполнения наказания осужденными. Центральное место в пенитенциарной психологии занимает личность осужденного и ее «динамика» в процессе исполнения наказания, а также факторы, положительно влияющие на осужденного и способствующие исправлению и ресоциализации его личности.

Пенитенциарная психология рассматривает специфические состояния, с которыми другие отрасли психологии не сталкиваются. К таким специфическим состояниям можно отнести состояние ожидания изменений (пересмотра дела, смягчения режима или, наоборот, наложения дисциплинарного взыскания, освобождения). Это состояние характеризуется повышенной напряженностью, тревогой, что часто приводит к совершению импульсивных аффектогенных действий. Антагонистом состояния ожидания является состояние безнадежности, обреченности, которое сопровождается апатией, пассивностью, бездеятельностью, доходящей до степени заторможенности, резко сниженным фоном настроения.

Выделяются следующие основные этапы, связанные с изменением психического состояния осужденного в период нахождения в учреждении исполнения наказания.

1. Период фрустрации в связи с новыми условиями жизни, который длится первые три-четыре месяца, а иногда и больше. Период адаптации сокращается, если осужденный до вынесения приговора находился под стражей. Этот период характеризуется резким сужением возможностей удовлетворения потребностей, ломкой стереотипов, необходимостью приспособиться к враждебному окружению. Все это вызывает состояние тревоги, повышенной раздражитель-


ности, сопровождается сниженным настроением, состоянием подавленности и угнетенности.

2. Период адаптации к условиям учреждения исполнения наказания. В этот период восстанавливается интерес к жизни, появляются положительные эмоции, ряд обстоятельств вызывает, повышает психическую активность осужденного. Сам осужденный интегрируется в коллектив (входит в состав микрогруппы) у него возникают новые социальные связи. Выполняемая работа, учеба, свидания с родственниками становятся значимыми для осужденного видами деятельности. Появление новых интересов, расширение видов деятельности и социальных ролей, формирование стабильного микросциального окружения способствуют изменению психологического состояния осужденного.

3. Период исправления. Этот период характеризуется появлением у осужденного целей в жизни, осознанием путей их достижения, он начинает раскаиваться в совершенном преступлении, стремиться возместить нанесенный вред. На этапе исправления происходит формирование новых ценностных ориентаций, а в ряде случаев и изменение мировоззрения.

4. Подготовка к освобождению. Нередко этот период переживается осужденным очень тяжело, что связано с тревожным ожиданием тех трудностей, которые неизбежно ожидают его после освобождения. Отсутствие достоверной информации об обстановке в семье, отношении к нему значимых лиц также болезненно воспринимается осужденным и ведет к углублению эмоциональных нарушений. По этой причине возможно снижение настроения, развитие угнетенности, повышенной раздражительности и т. д.

Коллектив осужденных, характеризующийся специфическими особенностями взаимоотношений, является важным фактором воздействия на личность осужденного. Воздействие коллектива может быть как позитивным, когда оно контролируется администрацией учреждения в интересах достижения целей наказания, так и отрицательным, когда оно определяется лицами, имеющими устойчивые криминальные установки.

Вопросы для обсуждения


  1. Каков предмет пенитенциарной психологии?

  2. Опишите специфические психические состояния, характерные только для лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы?

  3. Охарактеризуйте основные этапы динамики личности осужденного во время нахождения в учреждении исполнения наказания?

  4. Какое влияние оказывает коллектив на осужденного?



Тема 3. Психология потерпевшего


Психология потерпевшего изучает психологические факторы, повышающие риск стать жертвой того или иного преступления, психологические последствия перенесенного преступления, а также разрабатывает особенности производства процессуальных действий с участием потерпевшего. Таким образом, психология потерпевшего связана с уголовным правом, криминологией, уголовным процессом, психологией личности.

Для традиционной виктимологии характерен подход, когда ответственность за преступления против личности возлагается не только на преступника, но и на потерпевшего. Эта позиция находит отражение в концепции так называемого «виновного» поведения потерпевшего, хотя категория вина может относиться только к преступнику. В то же время необходимо учитывать, что в ряде случаев поведение потерпевшего непосредственно перед совершением преступления имеет существенное значение для квалификации деяния (противоправное или аморальное поведение) либо исключать уголовную ответственность (необходимая самооборона, крайняя необходимость).

Потерпевший является одной из важных и сложных, с психологической точки зрения, фигур в процессе уголовного судопроизводства. Эта сложность определяется тем, что потерпевший, во-первых, является свидетелем, обладающим значимой для дела информацией. Во-вторых, потерпевший в УПК РФ наделен широким кругом полномочий, поэтому его «процессуальная активность» может оказать существенное влияние на процесс расследования уголовного дела и рассмотрения его судом. В-третьих, потерпевший выступает как объект исследования специалистов в области психологии и психиатрии. Это связано с тем, что преступлением ему может быть причинена психическая травма, кроме того от особенностей личности потерпевшего зависит возможность квалификации действий преступника как совершенных с использованием беспомощного состояния или с особой жестокостью.

Показания потерпевшего являются важным источником доказательств и занимают самостоятельное место в системе доказательств. От свидетельских показаний показания потерпевшего отличаются по своему субъекту, процессуальной природе и содержанию. Эти показания даются лицом, которому причинен моральный, физический или материальный вред и которое является участником процесса и стремится к достижению собственных целей (осуждению виновного, компенсации причиненного преступлением вреда). Показания потерпевшего являются не только источником доказательств, но и средством защиты его интересов. В них может быть выражено и отношение потерпевшего к совершенному преступлению, могут содержаться его объяснения тех или иных фактов, выдвигаемые им версии, аргументы и их обоснование. Вопрос о способности потерпевшего давать правильные показания решает психологическая или комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. При допросе потерпевшего необходимо учитывать, что неправильная организация этого процессуального действия может усугубить имеющуюся у потерпевшего психическую травму.

Изучение личности потерпевшего является одной из обязательных задач дознания или предварительного расследования. Только на основании такого изучения следователь или дознаватель могут оценить достоверность его показаний. Такое изучение в большинстве случаев проводится с помощью традиционных методов (наблюдение, беседа, анализ документов, обобщение независимых характеристик). В случае появления обоснованных сомнений необходимо прибегнуть к специальным методам – назначению соответствующей экспертизы.

Показания потерпевшего зависят от многих субъективных и объективных факторов. Знание психологических закономерностей процесса формирования показаний и их особенностей у потерпевшего, изучение мотивации последнего помогают следователю избрать нужные тактические приемы для получения достоверных сведений. Данные о потерпевшем используются не только на допросе, но и при проведении других следственных действий.



Вопросы для обсуждения

  1. С какими юридическими дисциплинами связана психология потерпевшего?

  2. Какие особенности поведения потерпевшего имеют уголовно-правовое значение?

  3. Какова роль потерпевшего в процессе уголовного судопроизводства?

  4. В чем специфика показаний потерпевшего?

  5. Каковы цели изучения следователем личности потерпевшего?


ВОПРОСЫ ДЛЯ подготовки К ЗАЧЕТУ


  1. Предмет психологии. Основные психические процессы.

  2. Предмет, объект и система юридической психологии.

  3. Особенности методологии юридической психологии.

  4. Предпосылки возникновения юридической психологии.

  5. Формирование юридической психологии как науки.

  6. История зарубежной юридической психологии в ХХ столетии.

  7. История отечественной юридической психологии в ХХ столетии.

  8. Система профессиональных качеств юриста.

  9. Методы изучения личности, подходы к их классификации.

  10. Биографический метод и метод наблюдения.

  11. Краткая характеристика наиболее распространенных экспериментально-психологических методик.

  12. Предмет и задачи криминальной психологии.

  13. Влияние психологических особенностей личности преступника на основные стадии индивидуального криминального поведения.

  14. Криминогенное влияние наиболее распространенных аномалий личности.

  15. Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии.

  16. Психологическая характеристика процесса исправления осужденного.

  17. Психологические особенности допроса свидетелей.

  18. Психологические особенности потерпевшего и их учет при производстве следственных и процессуальных действий.

  19. Психологические особенности подозреваемого и обвиняемого, их учет при планировании следственных действий.

  20. Психологические приемы допроса обвиняемого.

  21. Психологические особенности производства основных следственных действий.

  22. Выявление психологического воздействия в процессе уголовного судопроизводства.

  23. Место происшествия как источник информации о личности преступника.

  24. Психологический анализ конфликтных ситуаций в уголовном процессе.

  25. Судебно-психологическая экспертиза: предмет, цели и задачи.

  26. Основные формы судебно-психологической экспертизы.

  27. Нормативно-правовая регламентация производства судебно-психологической экспертизы.

  28. Требования к форме и содержанию заключения эксперта-психолога.


ЛИТЕРАТУРА


Аминов И.И. Занимательная психология для юристов. – М., 2001.

Антонян Ю.М. и др. Особо опасные лидеры в ИТУ и воспитательное воздействие на них. – М., 1989.

Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. – М.: Наука, 1991.

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. Психология преступника и расследования преступлений. – М., 1996.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.

Блэкборн Р. Психология криминального поведения. – СПб.: Питер, 2004.

Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2000.

Еникеев М.И. Юридическая психология: Учеб. для вузов. – М.: Норма, 2005.

Зелинский А.Ф. Криминальная психология. – Киев, 1999.

Зер Х. Восстановительное правосудие. – М., 1998.

Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. – М., 1980.

Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. – М., 1998.

Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия. – М., 2000.

Пенитенциарная психология и педагогика в Поволжье: Сб. передовых опытов и методических разработок. Вып. 1. – Саратов: УИН Минюста России по Саратовской области, 2004.



Пирожков В.Ф. Криминальная психология: В 2 кн. – М.: Ось-89, 1998.

Полубинский В.И. Основы виктимологии. – М.: ВНИИ МВД РФ, 2000.

Романов В.В. Юридическая психология. – М.: Юристъ, 2006.

Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. – М., 1998.

Ситковская О.Д. Аффект. – М., 2001.

Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. – М.: Юрлитинформ, 2000.

Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Цымбал Е.И. Дети – жертвы половых преступлений // Проблемы защиты жертв преступлений. – М., 1999. – С. 49–54.

Цымбал Е.И. Правовые основания и организационные формы использования специальных знаний в процессе судопроизводства // Российский психиатрический журнал. – 2006. – № 2. – С. 81–84.

Цымбал Е.И. Проблемы правового регулирования использования психологических познаний при проведении следственных действий с участием несовершеннолетних // Психолого-криминалистические проблемы раскрытия преступлений: Тезисы научно-практ. конференции. – М.: ВНИИ МВД, 2002. – С. 26–28.

Цымбал Е.И. Экспертная оценка отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (методические рекомендации) // Независимый психиатрический журнал. – 2003. – № 4. – С. 61–66.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Вопросы и ответы. – М.: Эксмо, 2005.

Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учеб. для вузов. – 2-е изд. – М.: Зерцало, 2003.

Юридическая психология / Отв. ред. А.Р. Ратинов. – М., 1998.



Юридическая психология: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.

Сборник методических материалов по курсу юридическая психология

Сборник методических материалов по курсу «Юридическая психология». – М.: Импэ им. А. С. Гри­боедова, 2007. – 14 с

214.8kb.

14 12 2014
1 стр.


Учебно-методических материалов по курсу психология журналистики для студентов факультета журналистики

Сборник учебно-методических материалов по курсу «Психология журналистики». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2006. – 70 с

1305.33kb.

11 09 2014
9 стр.


Сборник методических материалов по курсу

Сборник методических материалов по курсу «Наследственное право». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. – 10 с

145kb.

11 10 2014
1 стр.


По курсу Психология рекламы

Сборник методических материалов по курсу «Психология рекламы». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2005. – 13 с

214.31kb.

01 10 2014
1 стр.


Сборник методических материалов

Сборник методических материалов по курсу «Конституционное (государственное) право зарубежных стран». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. – 31 с

561.72kb.

14 12 2014
9 стр.


Сборник методических материалов по курсу нотариат Москва

Сборник методических материалов по курсу «Нотариат». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2002. – 30 с

543.09kb.

12 09 2014
3 стр.


Сборник методических материалов по курсу гражданское право

Сборник методических материалов по курсу «Гражданское право. Особенная часть». – М: импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 26 с

430.14kb.

17 12 2014
4 стр.


Сборник методических материалов по курсу управленческие решения

Сборник методических материалов по курсу «Управленческие решения». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 22 с

356.89kb.

27 09 2014
1 стр.