Перейти на главную страницу
УТВЕРЖДЕНО
кафедрой «Общественные науки»
А в т о р - с о с т а в и т е л ь – д-р филос. наук, проф. Н.Г. Багдасарьян
Подготовлен на кафедре «Общественные науки».
© Н.Г. Багдасарьян, 2002
Цели изучения культурологии как интегративной социально-гуманитарной дисциплины в рамках профессионального журналистского образования могут быть обозначены следующим образом:
- понимание социокультурного смысла своей будущей профессиональной деятельности;
- формирование способности к предвидению возможных социокультурных последствий профессиональной деятельности;
- овладение культурологическими методами анализа профессионально значимых проблем;
- формирование моральных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.
Базовый курс закладывает ключевые понятия, составляющие теоретическую, методологическую основу культурологии. Курс состоит из двух блоков – «Морфология культуры» и «Феноменология культуры». Морфология культуры рассматривает закономерности строения культуры и процессы ее формообразования в онто- и филогенезе. В программе курса эта часть представлена темами, раскрывающими проблемы происхождения культуры, ее структуры, динамики, языка. В основу отбора тем для изучения феноменологии культуры было положено «культурное значение» тех или иных феноменов для высшего профессионального образования и воспитания определенных отношений к миру человека и природы.
Студент, изучивший курс культурологии, должен знать:
- основные категории, понятия теории культуры, ее структуру и функции;
- основные концепции культурологического знания;
- характеристики наиболее значимых культурных феноменов;
иметь представление о:
- типологических, трансляционных, семиотических механизмах культуры;
- особенностях культурных эпох и стилей;
- специфике культурологического анализа процессов и явлений, месте отечественной культуры в общей социокультурной динамике;
- выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического знания, применять их для обоснования практических решений, касающихся как профессиональной деятельности, так и повседневной жизни;
- работать с социально-научными и гуманитарными текстами;
- формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры.
Образование как фактор становления интеллектуальных основ профессионализма. Социальная компетентность как основа профессиональной культуры. Социально значимые профессиональные качества современного журналиста. Профессионализм и профессиональная компетентность как необходимые условия цивилизационного прогресса.
Статус культурологии в системе образования.
Предметная область культурологии, проблема ее определения. Проблема целостности и принцип дополнительности в становлении современной картины мира. Процессы сближения и интеграции различных областей знания. Культура в системе современных наук: философии, истории, социологии, психологии, этнографии, семиотики и др. Роль культурной и социальной антропологии в становлении культурологии как научной дисциплины. Культурологические школы ХХ века: общественно-историческая (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби); натуралистическая (З. Фрейд, К. Юнг, К. Лоренц, Б. Малиновский); социологическая (Т. Элиот, В. Парето, П. Сорокин, А. Вебер, Т. Парсонс); структурально-символическая (Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ю. Лотман). Структура культурологического знания: фундаментальная и прикладная культурология. Социальная и гуманитарная культурология.
История и логика развития понятия «культура». Разнообразие определений культуры как отражение сложности и многозначности феномена. Современные научные представления о культуре. Необходимость межпредметного подхода.
Проблема культурогенеза. П. Тейяр де Шарден о рефлексии и самосознании человека как импульсе возникновения и развития культуры. Концепция игровой деятельности человека как источника культуры. Сущность культурогенеза как процесса постоянного самообновления культуры. Виды и формы культурной инноватики. Микро- и макродинамика культурогенеза.
Ценностная природа культуры. Ценность как критерий различения «наук о природе» и «наук о духе». Понятие культурной нормы и культурной ценности. Классификация и иерархия ценностей. Эволюция ценностей. Проблема ядра и периферии ценностных систем. Ценностный аспект межкультурных коммуникаций: соотношение универсального и уникального.
Культура как система. Проблема неоднородности культуры. Структура культуры: специфический уровень культуры и культура повседневности, элитарная и демократическая культура. «Высокое» и «низкое», «сакральное» и «мирское» как оппозиции. Феномен «массовой культуры». Функции культуры.
Смыслы культуры: культура как поиск смысла человеческого существования; как форма одновременного бытия и общения людей разных культур; как сфера самодетерминации личности; как «мир впервые» (В. Библер). Культ и культура: проблема совмещения «правды бытия» и «правды смысла», смысла и реальности (П. Флоренский). Культура как «творение духа и свободы» (Ж. Маритен).
Современные типологические классификации культуры: традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. Дихотомия «Восток – Запад». Типологическая характерстика русской культуры.
Типологические модели культуры. Культурно-антропологическая модель Г. Спенсера, Э.Б. Тайлора. Типы культур в функциональной теории Б. Малиновского. Социально-типологическая модель в теории локальных цивилизаций О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина. Структурно-антропологические подходы к типологии культур. Культуры «горячие» и «холодные». Аполлоническая и дионисическая модель культуры Ф. Ницше как выражение естественно-природных начал.
Социокультурные суперсистемы П. Сорокина. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Типология культуры Г. Гегеля. Мистическая космология культуры Д. Андреева. Концепция Ф. Нортропа. Ось мирового времени К. Ясперса. Типология культур в философской школе «диалогики культур» (В. Библер, А. Ахутин), культурологическая концепция М. Бахтина.
Модели динамических процессов. Макродинамические модели культуры. Циклическая модель социокультурных динамических процессов. Идея повторяемости, обратимости в древнекитайской и античной философии. Теория круговорота в истории Дж. Вико. Цикл жизни «культурных организмов» в теории О. Шпенглера. «Круговорот локальных цивилизаций» в концепции А. Тойнби; теория «вызовов» и «ответов». Циклическая концепция «этногенеза» Л.Н. Гумилёва. Культура как «кристализованная пассионарность». Циклы американской истории А. Шлезингера.
Идеи классического эволюционизма. Однолинейный, универсальный и многолинейный типы эволюционных концепций. Г. Спенсер о дивергентности социокультурного процесса. Современный неоэволюционизм.
Культура как синергетическая система. Применение синергетики к исследованию процессов социокультурной динамики. Диалектика хаоса и порядка. Амбивалентная природа хаоса. Точки бифуркации (полифуркации) и поливариантность тенденций самоструктурирования системы. Хаос как механизм смены режимов развития. Нелинейность, множественность путей эволюции. Проблемы управления социокультурными процессами в свете синергетики.
Сущность и виды знаков. Знаки-индексы, иконические знаки, знаки-символы. Семиотический анализ культуры. Семиотика как общая теория знаков (Ч. Моррис, Ч. Пирс, Ф. де Соссюр, Р. Якобсон). Понятие «семиосферы» (Ю. Лотман). Основные разделы семиотики: синтактика, семантика, прагматика. Изучение отношений знаков между собой. Отношение знака к означаемому и к истолкователю.
Символический порядок культуры. Формы, способы, механизмы символизации. Прасимвол. Значение архетипа в процессах символического кодирования культурной информации. Символ в науке и искусстве. Роль символа в религиозных культурах. Сакральные тексты как символически закодированные метафизические знания. «Статус» и «роль» в процессе символизации. Символизация и имидж. Символизация, манипуляция и массовая культура. Символика молодежной субкультуры.
Культура как текст. Специфика и сущность текста, новое понимание текста в постмодернистской традиции. Герменевтика как теория и практика истолкования текстов. «Гипертекст» как феномен информационной культуры.
Проблема понимания как фундаментальная проблема внутрикультурной и межкультурной коммуникации.
Человек-творец и творение культуры. Многообразие отношений к миру. Ментальность как интегральная характеристика индивидуального мира культуры, проявление менталитета в трудовой, правовой, нравственной, обыденной и других сферах культуры. Соотношение индивидуального мира культуры и культуры общества. Личность как ценность и мир ценностей личности. Л. Уайт, М. Мид, Р. Бенедикт о проблеме личностной культурной идентификации. Идея М. Бахтина о соотношении «неофициальной» (карнавальной) и «официальной» культуры. З. Фрейд о роли бессознательного для массовой культуры.
Проблема культурного самосовершенствования личности. Культура индивида как самосознание, самообразование, самовоспитание. Смысл культурного творчества человека. Античная формула «познай самого себя». «Последние» вопросы бытия и их ритуализация в культурах. Структура ритуала. Ритуально-обрядовые игры и их символическая интерпретация. Проблема любви. Человеческая телесность и эрос. Понятие судьбы в контексте разных культур.
Культура и образованность. Модели «культурного человека», их эволюция. Проблема идеала человеческой жизни. «Учительство» как проблема культуры и ее исторической памяти и «лжеучительство» как форма отрицания культурного наследия. Феномен русской интеллигенции.
Проблема происхождения искусства: «имитативная теория», искусство как мимесис (Демокрит, Аристотель, Лукреций Кар, О. Конт, Ж. Даламбер); искусство как реализация «инстинкта украшения» (Ч. Дарвин, О. Вейнигер, К. Грос); игровая концепция происхождения искусства (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г.В. Плеханов); искусство как способ социализации личности (Л.С. Выготский). Синкретизм первобытного искусства.
Социокультурные смыслы искусства. Искусство как чувственный образ мира, способ коммуникации, передачи информации, отражения действительности, как удовольствие, игра, познание и т.д. Полифункциональность искусства в системе «человек – культура». Познавательная, коммуникативная, компенсаторная, гедонистическая, идеологическая, эстетическая, информативная, знаково-символическая модели искусства. Система наук об искусстве.
Взаимосвязь искусства с другими элементами культуры (экономикой, политикой, философией, религией, наукой, техникой). Искусство элитарное и массовое. Проблема «дегуманизации искусства» (Х. Ортега-и-Гассет). Искусство и политика. Художественное и научно-техническое мышление.
Динамика художественной культуры. Синхронизация и десинхронизация кризисов в искусстве и других областях культуры. Типология искусства: реалистическое и условное. Классика и модернизм. Особенности художественной картины мира ХХ века (в кубизме, сюрреализме, супрематизме, фовизме, абстракционизме, примитивизме и др.). Проблема взаимодействия и синтеза искусств. Влияние новых технологий на художественную культуру.
Религия как специализированная форма культуры, определяющий фактор духовной жизни. Религиозное и светское начала в культуре. Религия как интуитивный способ познания мира, иррациональное осмысление бытия. Вера как основа религии и религиозности. Структура религии: религиозное сознание, религиозный культ, религиозная организация. История мировой культуры как борьба различных видов религиозной веры: радикального монотеизма, политеизма и генотеизма (Р. Нибур). Теория панрелигиозности культуры Б. Меланда. Культурная типология религий: племенные, национальные, мировые. «Теистические» и «нетеистические» религии. «Автономная», «гетерономная» и «теономная» культуры (П. Тиллих). Типология религиозных групп: «церковь», «секта», «мистическое сообщество» (Э. Трёльч). Воздействие религиозного сознания на формы культурной жизни общества.
Наука как культурный феномен. Научное и мифологическое мышление. Протонаучный, архаичный, античный, средневековый, новоевропейский и современный периоды. Наука как система; как социальный институт; как деятельность. Модели научного знания: классическая, неклассическая, неоклассическая. Проблема соотношения религиозного и научного знания в истории культуры. Сциентизм и антисциентизм. Гносеологические и ценностные аспекты науки. Критерии научности. Специфичность естественнонаучного, технического и гуманитарного знания. Этический императив учёного.
Социокультурные смыслы науки и религии. Вера и знание. Наука и религия в свете динамики культуры, обновления её ценностного ядра. Познавательные модели мира (теистические, схоластическая, механистическая, статистическая, системная, диатропическая). Сравнительный анализ религиозной и научной картин мира в динамике цивилизаций и культур. Научные революции и религиозное сознание. Взаимодействие религии и науки с другими элементами культуры.
Антропологические и социокультурные предпосылки возникновения техники. Социокультурные смыслы техники. Техника как социокультурная ценность.
Техника как часть социокультурного пространства. Взаимодействие техники с другими элементами культуры. Техника и экономика; техника и власть; техника и наука; техника и искусство; техника и система образования. Роль техники в динамике культуры.
Техника и человек. Проблема границ между человеком и машиной. Естественный и искусственный интеллект. Логика развития инженерного мышления. Этический императив инженера. Технократизм как проблема общества и культуры. Шкала ценностей западно-европейской культуры, определивших техногенный характер современной цивилизации. Сущность кризиса техногенной цивилизации и перспективы его преодоления.
Понимание цивилизации как тысячелетних циклов, качественно меняющих содержание человеческой истории, в концепции О. Тоффлера. Представления о цивилизациях как стадиях в развитии человеческого общества (Л. Морган, Ф. Энгельс). О. Шпенглер о цивилизации как фазе заката (разложения) культурно-исторического типа. А. Тойнби о цивилизациях как культурно-исторических системах.
Современные представления о цивилизации как ритме смены коренных преобразований в обществе. Представления о цивилизации как совокупности культурно-исторической специфики развития отдельных стран: многообразие локальных цивилизаций. Цивилизация как этап поступательного саморазвития человечества. Мегатенденции современного развития. Концепция мировой глобальной цивилизации и метакультуры как стремление человечества к общепланетарному взаимодействию и культурному единству при сохранении культурного многообразия. Глобальный эволюционизм (Н. Моисеев). Проблема экологии культуры.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
1. Теоретические предпосылки культурологического знания.
1. Проблема критериев и оснований для типологии культуры.
2. Типологические модели культуры (О. Шпенглер, П. Сорокин, Ф. Ницше, Н. Данилевский, А. Тойнби и др.).
1. Изменчивость и устойчивость, традиция и новация в культуре.
2. Источники и факторы социокультурной динамики.
3. Модели социокультурной динамики: эволюционная и прогрессивная, циклическая, волновая, синергетическая модели социокультурной динамики.
1. Понятие языка культуры: знак, символ, образ. Семиотический анализ культуры.
2. Понимание как фундаментальная проблема межкультурной комуникации.
1. Человек в системе социокультурных связей. Мир ценностей личности.
2. Смысл культурного творчества человека.
3. Проблема таланта и гениальности.
1. Социокультурные смыслы и функции искусства.
2. Место искусства в культурном становлении личности.
1. Проблема соотношения религии и науки в истории культуры.
2. Модели мира: религиозное и научное понимание.
3. Соотношение священного (сакрального) и светского (секулярного) в индивидуальной культуре.
2. Место и роль культурологии в общей системе знаний о культуре.
3. Роль культуры в становлении личности.
4. Социально-антропологические предпосылки происхождения культуры.
8. Сравнительный анализ концепций культуры.
9. Функционализм как направление культурологической мысли.
15. Культура и природа.
16. Культура как система.
17. Культура и цивилизация.
18. Проблема генезиса культуры.
19. Миф как явление культуры.
20. Место праздника и карнавала в системе культуры.
24. Игровая концепция культуры.
25. К.Г. Юнг об архетипах культуры.
26. К. Леви-Стросс о первобытном мышлении.
27. Эзотерическая культура.
28. Культурологический аспект теории мифа А.Ф. Лосева.
29. Э.Б. Тайлор о первобытной культуре.
30. Место культуры в концепции «ноосферы» В.И. Вернадского.
31. Этнос и культура в концепции Л.Н. Гумилёва.
32. Теория социокультурной динамики П. Сорокина.
33. Социальная стратификация в динамике культуры.
34. Синергетическая концепция социокультурной динамики.
35. Типы динамических изменений в культуре.
36. Соотношение изменчивости и устойчивости в культуре.
40. Культура повседневности.
41. Сравнительный анализ культурологических воззрений Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби.
42. Восток – Запад: противостояние или диалог культур.
48. Молодёжная субкультура.
49. Культура как текст.
50. Культура как синергетическая система.
53. Символика цвета в различных культурах.
54. Символический язык сакральных текстов.
55. Смеховая и зрелищная культура русского средневековья.
70. Проблема выживания человечества и экологическая культура.
71. Современный глобальный кризис и проблема устойчивого развития.
72. Место России в мировой культуре.
73. Проблема соотношения культуры и цивилизации в концепциях О. Шпенглера и Н. Бердяева, ее актуальность.
74. Ценностные основания современной хозяйственной культуры.
б) поведение;
в) почитание;
г) искусство;
д) возделывание;
е) обработка.
б) в эпоху Просвещения;
в) в середине ХХ века.
б) социальнонаучное знание;
в) естественнонаучное знание;
г) интегративное знание.
б) социология;
в) социальная антропология;
г) кинология;
д) культурная антропология;
е) история;
ж) синергетика.
б) компаративный;
в) структурно-функциональный;
г) математического моделирования;
д) эргономический;
е) логистический.
б) О. Шпенглера;
в) Ф. Ницше;
г) А. Тойнби.
7. Работа «Россия и Европа» написана:
а) П.Н. Милюковым;
б) Н.Я. Данилевским;
в) О. Шпенглером;
г) А. Тойнби;
д) Н. Бердяевым.
8. Первая попытка определения культуры как суммы всего, что создано людьми – знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества, – принадлежит:
а) Н.Я. Данилевскому;
б) О. Шпенглеру;
в) Э. Тайлору;
г) Л. Уайту.
9. Концепция культуры, в основе которой лежит идея соотношения аполлонического и дионисийского начал, принадлежит:
а) Л. Фробениусу;
б) Ф. Ницше;
в) О. Шпенглеру;
г) Й. Хейзинге.
10. Кому принадлежит концепция, в соответствии с которой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми, и вопрос о том, удасться ли культуре преодолеть природные инстинкты человека, и, прежде всего, инстинкт агрессивности, – это вопрос о судьбе человечества как рода?
а) З. Фрейду;
б) Ф. Ницше;
в) Н. Бердяеву;
г) К. Юнгу.
11. В чем суть понятия архетипического?
а) оно связано с достижениями археологии;
б) оно определяет типы архаической культуры;
в) оно введено К. Юнгом для обозначения первообразов, составляющих содержание коллективного бессознательного.
12. Кто является автором структурного подхода к культуре, опирающегося на анализ системы человеческой деятельности, в рамках которой выделяются четыре подсистемы: организм, личность, социальная система и культурная (в узком смысле слова) система?
а) Г. Спенсер;
б) Т. Парсонс;
в) Э. Тайлор;
г) К. Ясперс.
13. В структуре культуры выделяются следующие уровни:
а) профессиональный (элитарный);
б) культура повседневности;
в) научно-техническая культура;
г) религиозная культура.
б) коммуникативная;
в) правовая;
г) нормативная;
д) психологическая;
е) эстетическая;
ж) этическая;
з) этикетная;
и) ценностная;
к) символическая.
15. Кто автор концепции идеального типа, являющейся эффективной методологической основой для упорядочения эмпирического материала?
а) А. Вебер;
б) М. Вебер;
в) А. Тойнби.
16. В качестве оснований или критериев типологии культуры можно выделить следующие:
а) формационный;
б) этнографический;
в) пространственно-географический;
г) хронологически-временной;
д) ценностный;
е) социальный;
ж) логический;
з) астрологический;
и) все перечисленные.
17. Н.Я. Данилевский, разрабатывая подходы к типологии культуры, выделял четыре основных разряда культурной деятельности. Отметьте правильную позицию:
а) религиозная, собственно культурная, политическая и общественно-экономическая;
б) религиозная, общественно-экономическая, научно-техническая и нравственная;
в) художественная, политическая, религиозная и нравственно-этическая.
18. Какой культурный тип был отмечен О. Шпенглером особо, как находящийся в стадии возникновения?
а) американский;
б) славянский;
в) русско-сибирский;
г) азиатско-японский.
19. Кто является автором концепции цикличности в динамике этнографических систем, основанной на идее пассионарности как пускового момента этногенеза?
а) Л. Гумилев;
б) Н.Д. Кондратьев;
в) П. Сорокин.
20. Кто является автором теории циклов мировой экономической коньюнктуры?
а) Й. Шумпетер;
б) Н.Я. Данилевский;
в) А. Тойнби;
г) Н.Д. Кондратьев.
21. Какой критерий определения социокультурной динамики лежит в основании концепции П. Сорокина?
а) классовый;
б) ценностный;
в) диалектический;
г) исторический.
22. Какой из подходов к социокультурной динамике появился раньше других?
а) эволюционный;
б) циклический;
в) синергетический.
23. Какой из современных подходов к исследованию социокультурной динамики можно охарактеризовать как комплексное научное направление, вобравшее в себя достижения неравновесной термодинамики, теории управления, теории нелинейных сложных систем и информации?
а) аналитический;
б) синергетический;
в) структурно-логический;
г) сравнительно-исторический.
24. Каков базовый критерий культурологического подхода к языку культуры?
а) лингвистический;
б) информационно-исторический;
в) коммуникационный.
25. В рамках каких научных дисциплин наиболее эффективно исследуется язык культуры как способ коммуникации, включающий знаково-символические системы, тексты, формы, образы?
а) семиотика;
б) гносеология;
в) герменевтика;
г) логистика;
д) все перечисленное.
26. Каково понимание текста в современной культурологической интерпретации?
а) эстетический продукт;
б) знаково-символическая деятельность;
в) пространство смысла;
г) артефакты;
д) литературное произведение;
е) все созданное человеком может быть рассмотрено как текст.
Культурология. ХХ век: Словарь. – СПб., 1997.
Культурология. ХХ век: Энциклопедия: В 2 т. – СПб., 1999.
Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.
Современная западная философия: Словарь. – М., 1991.
Философский энциклопедический словарь. – М., 1997.
Энциклопедический социологический словарь. – М., 1995.
Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 2001.
Культурология: Учеб. пособие и хрестоматия / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 1995.
Культурология. Век ХХ: Антология. – М., 1994.
Культурология. ХХ век: Антология. – М., 1995.
Культура: теория и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 1995.
Морфология культуры: структура и динамика / Под ред. Э.А. Орловой. – М., 1994.
Очерки истории культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 1997.
Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. – М., 1998.
Динамика культурных и социальных связей. – М., 1992.
Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. – М., 1989.
Завадская Е. Культура Востока в современном западном мире. – М., 1977.
Зиммель Г. Избранное: В 2 т. – М., 1996. – Т. 1: Философия культуры.
Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.
Исаченко И.И., Кочетков Г.Б., Могилевская И.М. Наука и техника против человека. – М., 1985.
Искусство в системе культуры. – Л., 1987.
Концептуальная основа социологического анализа культурных изменений // Социодинамика культуры. – М., 1991. – Вып. 1.
Методологические проблемы изучения культуры. – Л., 1979.
Методология и методы исследования культуры. – Л., 1984.
Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. – М., 1995.
Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М.: МГТУ, 1992.
Мириманов В. Искусство и миф. – М., 1997.
Миронов В.Б. Техника и человек. – М., 1988.
Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973.
Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Синергетика общественного прогресса. – М., 1995.
Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. – М., 1994.
Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Сочинения: В 2 т. – М., 1990. – Т. 1.
Новая индустриальная волна на Западе: Антология. – М., 1999.
Понятие судьбы в контексте разных культур. – М., 1994.
Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
Психоанализ и культура: Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма. – М., 1995.
Работы Л. Уайта по культурологии: Сб. переводов ИНИОН. – М., 1996.
Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.
Социо-логос. – М., 1991. – Раздел 4.
Сумерки богов. – М., 1990.
Текст как явление культуры. – Новосибирск, 1989.
Факторы и механизмы развития культуры. – М., 1984.
Философия техники в ФРГ. – М., 1989.
Флиер А.Я. Культурогенез. – М., 1994.
Флоренский П.А. Строение слова // Контекст, 1972: Литературно-теоретические исследования. – М., 1973.
Фрейд З. Психоанализ, религия, культура. – М., 1992.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1989.
Фуко М. Слова и вещи. – М., 1994.
Функции художественной деятельности. – М., 1985.
Цивилизации и культуры. – М., 1994. – Вып. 1: Россия и Восток: цивилизационные отношения.
Цикличность // Мифы народов мира. – М., 1982. – Т. 2.
Чайковский Ю.В. Познавательные модели, плюрализм и выживание // Путь. – 1992. – № 1.
Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. – М., 1971.
Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.
Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.
Шкуратов В.А. Историческая психология. – М., 1997.
Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1994.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. – СПб., 1998.
Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 1995.
Этнопсихологические проблемы семантики. – М., 1973.
Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. – М., 1984.
Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.
Язык и наука конца ХХ века. – М., 1995.
Цели и задачи курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тесты для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Вопросы для подготовки к зачету . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Сборник методических материалов по курсу «Конституционное (государственное) право зарубежных стран». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. – 31 с
14 12 2014
9 стр.
Сборник методических материалов курса «Международное публичное право». М.: Импэ, 2000. 70 с
10 10 2014
6 стр.
Культурология: Сборник методических материалов. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2002. – 25 с
02 09 2014
1 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Наследственное право». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. – 10 с
11 10 2014
1 стр.
Данный сборник может быть полезен педагогам, руководителям методических служб, специалистам управления образования
30 09 2014
8 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Нотариат». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2002. – 30 с
12 09 2014
3 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Гражданское право. Особенная часть». – М: импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 26 с
17 12 2014
4 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Юридическая психология». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 14 с
14 12 2014
1 стр.