Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Проект

Экологическая тропа.

Почвы Ларинского заказника.

Руководитель Учитель биологии МОУ «Наша школа» Буянова Галина Владимировна.

Проектная группа: Кайбазакова Ольга шк №8, г. Томск,

Кравченко Алина, шк №8, Томск,

Власова Кристина, шк №22,пос. Светлый,

Курадченко Алеша, шк №22,пос. Светлый,

Майоров Сергей, шк №22,пос. Светлый,

Давыдова Галя, интернат №1, Томск,

Попова Мария, шк №82,г.Северск.

Цель :Формирование экологического мировоззрения детей через оценку экологического состояния почвы Ларинского заказника.

Задачи:


  1. Углубить знания о почве как о плодородном слое Земли.

  2. Изучить роль почвы для произростающих на ней растениях.

  3. Определить физические свойства и кислотность почвы Ларинского заказника.

  4. Определить тип почвы.

  5. Определить антропогенные нарушения исследуемого участка.

Главные вопросы проекта:

  1. Почему в Ларинском заказнике произрастают в преимущественно хвойные растения.

  2. Каково экологическое состояние почвы в районе Ларинского заказника.

Как мы работали:

I. Сначала мы овладели некоторыми теоретическими знаниями:



  1. Узнали что почвы имеют профильное строение и различаются по строению горизонтов.

  2. Научились распознавать механический состав почвы.

  3. Познакомились с химическим составом почвы, научились определять кислотность почвы.

  4. Узнали, что существуют растения – индикаторы, которые произрастают только на определенных почвах.

II. Затем мы занялись исследованием почвы Ларинского заказника.

  1. Мы сходили на экскурсии в лес и разработали экологическую тропу.

  2. Выбрали 4 участка на которых изучали профили и свойства почв.

  3. Также мы знакомились с окружающими растениями- индикаторами.

  4. Фиксировали экологическое состояние почвы.


Отчет проектной группы.
Экологическая тропа разработана на территории Ларинского заказника в его лесной зоне. Начинается на обрыве реки Тугояковка и продолжается в северо-восточном направлении вдоль лесной тропы на протяжении примерно двух километров.(Планы.№1,№2)

Участки на которых выкопаны почвенные профили и изучались свойства почв:



  1. Обрыв на р. Тугояковка в районе ДООЛ «Эколог».

  2. Выше еще на 0 м на расстоянии 300м в хвойном (ельник) лесу вдоль тропы на п.Овражное.

  3. Выше на 20 м на расстоянии 150 м в смешанном лесу (ельник, сосна, пихта, береза).

  4. Выше на 10 м на расстоянии 150м в на лесной поляне смешанном лесу.

План.№1


Почва- основной источник плодородия Площадь почвенных ресурсов составляет 129млн. км2 или 86,5% площади суши. Почвы разрушаются быстрее чем восстанавливаются, ведь для восстановление всего1 см почвы требуется 250-300 лет. В реки, озера, океаны Смывается ежедневно столько почвы, что если бы ею загрузить вагоны товарного поезда, то он опоясал бы земной шар 150 раз.
Да ,для нас это грязь на калошах,

Да для нас это хруст на зубах,

И мы мелем и месим, и крошим

Тот не на чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно своею


Так о земле под ногами писала Анна Ахматова.

Ученые дают такое определение почвы:

Почва- это рыхлый, поверхностный слой земной коры, образованный в результате разрушения горных пород и жизнедеятельности живых организмов.

Почва состоит из хорошо выраженных слоев, называемых почвенными горизонтами.

Горизонт А-гумусовый, насыщен растениями, животными, микроорганизмами.

Подслои:


А0- подстилка,

А1 - гумусовый, богатый органическими веществами,

А2 – подзолистый или элювиальный, светлоокрашенный в связи с вымыванием органических веществ .

Горизонт В- горизонт вмывания или иллювиальный содержит в основном минеральные вещества и органические, перемешанные мелкозернистой материнской породой.

Горизонт С- материнская порода.

Почвы Ларинского заказника имеют следующие показатели профиля.







А0 – 3-5 см



А1 – 7-11 см


А2 – 14-34 см



В – от1м до уровня воды на участке1 и больше




С

На исследуемых участках мы до уровня С не добрались, хотя на территории лагеря есть яма выкопанная на -4 м в глубину, и также не достигла материнских пород, а есть участки в восточном и западном направлении, где материнские породы выходят на поверхность и представлены глинистым сланцем.

Механический состав почвы определяется соотношением количества твердых частиц различных размеров.

В зависимости от соотношения количества песчаных (больше 0,01мм) и глинистые (меньше 0,01мм),различают песчаные, супесчаные, суглинистые и глинистые почвы.

Песчаные и супесчаные почвы плохо удерживают воду и питательные вещества, они более или менее сухие и бедные.

Суглинистые и глинистые почвы, напротив хорошо удерживают воду и питательные вещества, они довольно влажные и богатые.

Исследовать соотношение количества различных частиц в полевых условиях сложно, поэтому мы использовали «Метод шнур». Кусочек почвы смачивается водой и из него скатывается шнур. Тип почвы определяется по состоянию этого шнура. (Таблица№1)

Оценка типа почвы по Методу шнура Таблица№1


Рисунок

Пояснение

Тип почвы




Шнур рассыпается на песчинки

Песок





Шнур рассыпается на песчинки, но остаются небольшие комочки

Супесь



Шнур распадается на отдельные фрагменты

Легкий суглинок



Шнур распадается на отдельные фрагменты при складывании его в кольцо.

Средний суглинок



На кольце образуются трещины

Тяжелый суглинок



Кольцо остается цельным.

Глина

В Ларинском заказнике почвы являются суглинками (на различных участках легкие, средние и тяжелые). (Таблица№5).



Перегной почвы состоит из органических веществ, которые образуются в результате разложения растений. животных и микроорганизмов до гумуса.

Гумус состоит из темноокрашенных гуминовых кислот и светлоокрашенных негуминовых кислот.

Содержание перегноя мы определяли по окраске почвы (Таблица№2).
Оценка содержание перегноя по окраске почвы Таблица№2


Окраска почвы

Содержание перегноя

Очень черная

10-15%

Черная

7-10%

Темносерая

4-7%

Серая

2-4%

Светлосерая

1-2%

Белесая

0,5-1%

В Ларинском заказнике содержание гумуса на исследуемых участках колеблется от 1 до 7%.(Таблица№5).

Очень важный показатель почвы – это ее кислотность. Кислотностью почвы называют активную реакцию почвенного раствора, которая определяется соотношением кислот (ионов Н+) и оснований (ионы ОН-). Кислотность выражается величиной рН (отрицательный логарифм концентрации водородных ионов в растворе). Она определялась по солевой вытяжке (Таблица№3).


Оценка кислотности почвы. Таблица№3

рН вытяжки

кислотность

Тип почвы

4 и менее

Сильно кислая

Кислотное загрязнение

5

Кислая

Подзолистые, болотные, лесные

6

Слабокислая

Подзолистые, болотные, лесные, некоторые черноземы

7

Нейтральная

Серые лесные, черноземы

8-9

Щелочная

Солончаки

Кислотность почвенного раствора имеют очень большое значение в жизни растений. Она определяет минеральное питание растений. На кислых почвах корни не могут нормально поглощать питательные вещества. Также кислая среда резко снижает активность почвенных микроорганизмов. Это вызывает замедление нитрификации и биологической фиксации азота из атмосферы. В результате кислые почвы бедны питательными веществами , в особенности азотом

Сильно щелочные почвы также неблагоприятны для многих растений. На таких почвах некоторые элементы (AL, Fe, Mg) иногда становятся токсичными.

Почвы Ларинского заказника кислые и слабокислые и имеют рН равную 5-6. (Таблица№5).Это бедные почвы, следовательно, для растений существует проблема минерального питания и не все растения могут успешно произрастать на таких почвах.

Существуют растения предпочитающие произрастать на почвах с определенной кислотностью. Их называют индикаторами (Таблица№4).
Растения – индикаторы кислотности почвы Таблица№4

рН

4-5,5

5,5-7,5

8

Растения

Щавель, иван-да-марья, хвощ полевой, осока, подорожник, вероника дубраволистная, лютики, мята полевая, поповник, черника, ель, лапчатка, кисличник

Клевер, тимофеевка, костер, люцерна, сосна, пихта, дуб, бодяк обыкновенный, вьюнок полевой, ромашка

Ковыль, полынь, ольха, береза, осина, рябина

Изучая растительный покров Ларинского заказника, мы обратили внимание, что биологическое разнообразие лесных растений невелико.

В основном встречаются растения из 1-2 группы. Нами был собран гербарий растений – индикаторов: ель обыкновенная, пихта белая, лапчатка прямостоячая, хвощ полевой, лютик ползучий кисличник обыкновенный,

Лишь местами встречаются растения из 3 группы- береза, осина, которые при этом имеют ослабленный вид. Растения невысокие, малоразветвленные.


Данные изучения почвы в Ларинском заказнике. Таблица№5


участка

Толщина горизонтов профиля.

Цвет

Содержание перегноя

%

Механический состав

Кислотность

Растения -индикаторы

Тип почвы

1

Обрыв на р. Тугояковкав.


А0 – 3 см

А1 – 11 см

А2 – 34 см

В – 1 м


Темносерая

4-7

Легкий суглинок

рН 5

кислая


Ель, пихта, хвощь кисличник,

подзолистые

2

Ельник


А0 – 5 см

А1 – 10 см

А2 – 14 см

В- не измеряли



Темносерая

4-7

Легкий суглинок

рН 5

кислая


Хвощ, кисличник , лапчатка, вероника

подзолистые

3

Смешанный лес

А0 – 3 см

А1 – 7 см

А2 – 16 см

В- не измеряли



Светлосерая

1-2

Средний суглинок

рН6

слабокислая



Хвощ, кисличник,

пихта



подзолистые

4

Лесная поляна смешанном лесу

А0 – 5 см

А1 – 9 см

А2 – 20 см

В- не измеряли



Серая

2-4

Тяжелый суглинок

рН 6

слабокислая



Хвощ, кисличник, лютик лапчатка,

вьюнок


подзолистые


Заключение.
Проводя свои исследования мы прищли кследующим выводам:

  1. Почвы Ларинского заказника относятся к подзолистым суглинкам с небольшим количеством перегноя

  2. Кислая реакция почвы определяет небогатое разнообразие растений и их виды, поэтому на территории Ларинского заказника произрастают преимущественно хвойные растения.

  3. Антропогенные нарушения почвы в Ларинском заказнике невелики, в основном связаны с уплотнениями, вызванными лесными тропами и дорогам, .замусоривание минимально, лишь однажды нам встретились бытовые отходы.

Необходимо отметить, что заказник – это малопосещаемое населением место, а коллектив ДООЛ «Эколог» осуществляет большую работу по сохранению экологической чистоты заказника.

Литература.

  1. Петров В.В., Абрамова Л.И. и др. Общая ботаника с основами геоботаники: М, Высшая школа, 1994

  2. Почвоведение .под ред.Кауричева И.С, изд.-2: М, Колос, 1975

  3. День Земли. Сборник информационно-методических материалов, Новосибирск, 2000

  4. Лукашевич О.Д., Колбек М.В.Практические работы по экологии и охране окружающей среды.: Томск, изд. ТГАСУ, 2004

  5. Зверев А.Т. Экология: учебник для 6-8клаассов. М, изд. МИИГАиК, 1997


Проект
Экологическая тропа.
Почвы Ларинского заказника.


Руководитель Учитель биологии МОУ «Наша школа» Буянова Галина Владимировна.

ДООЛ «ЭКОЛОГ» 2005

Проект Экологическая тропа. Почвы Ларинского заказника. Руководитель Учитель биологии моу «Наша школа»

Цель : Формирование экологического мировоззрения детей через оценку экологического состояния почвы Ларинского заказника

119.24kb.

14 10 2014
1 стр.


Духовно-нравственное воспитание школьников средствами музейной педагогики. Развитие патриотизма делом. Учитель истории моу сош №5 г. Мытищи, руководитель краеведческого кружка «Русичи» и школьного музея «Наша Перловка»

Учитель истории моу сош №5 г. Мытищи, руководитель краеведческого кружка «Русичи» и школьного музея «Наша Перловка», соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Воронов

67.57kb.

09 10 2014
1 стр.


«учебная экологическая тропа»

Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным уголкам природы. Такой маршрут мы решили создать и в поселке Балакирево. Данная экологическая тропа позволит сформирова

41.51kb.

13 10 2014
1 стр.


Проект Проект разработан ученицей 10 класса моу «Центр образования с. Лаврентия» Андросовой Ниной. Руководители проекта: Павлова Татьяна Михайловна, учитель биологии; Хоперская Елена Александровна, учитель физики

Проект разработан ученицей 10 класса моу «Центр образования с. Лаврентия» Андросовой Ниной. Руководители проекта: Павлова Татьяна Михайловна, учитель биологии; Хоперская Елена Алек

455.23kb.

12 09 2014
3 стр.


Моу сявская сош «Покормите птиц зимой» (социальный проект) Руководитель проекта: учитель начальных классов

Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными

156.95kb.

15 12 2014
1 стр.


Гумус в почвах предгорной подтайги Притомья

Свойства почв изучались на примере Ларинского заказника, расположенного в глубокой долине реки Тугояковка, с широким распространением покатых и среднекрутых склонов

24.22kb.

14 10 2014
1 стр.


Моу «Харпская сош» №26 27. 09. 2011 Шkoл

День здоровья. Мероприятие «Экологическая тропа» прошло с юмором и хорошим настроением участников, которым пришлось немного вспомнить пройденный материал: По сумме 4-х конкурсов по

151.53kb.

16 12 2014
1 стр.


Доклад презентация директора моу мокрокурналинской сош Хушановой И. Л. Наша новая школа. Детей надо учить тому

В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», с целью доведения до сведения общественности и педагогического сообщества результатов реализации про

184.19kb.

15 12 2014
1 стр.