Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Г. Лысьва, Пермский край
Проект
«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»
Тема
Формирование толерантности у учащихся
Автор:
Скотынянская В.Э.
Зам. директора по ВР
МОУ «СОШ №6»
2009 г.
Краткое описание проекта
Проект «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!» призван создать условия для создания воспитательной среды, направленной на формирование культуры толерантности у учащихся в условиях современной школы.
Этот проект рассчитан на 2 года: 2009-2011 учебные годы.
Целевая группа: учащиеся с 5-го по 11-ый класс.
Проект состоит из 3 этапов.
-
Подготовительный этап.
-
Основной этап.
-
Завершающий этап.
Подготовительный этап (сентябрь – декабрь 2009 г.) - включает мероприятия, проводимые в рамках семинара «Разработка и реализация моделей образовательно-воспитательных программ по формированию культуры толерантности в условиях современной школы». Создание условий для оформления основных идей проекта, запуск концепции – непосредственное начало реализации программы, приведение основных компонентов воспитательного процесса в соответствие с характеристиками концепции. Это разработка проекта, подготовка материалов для реализации проекта. Получение консультаций от научного руководителя Вертинского Александра Владимировича, к.и.н., декана исторического факультета ПГПУ. Проведение комплекса мероприятий с педагогическим коллективом МОУ «СОШ №6».
Основной этап (декабрь 2009 г. – май 2011г.) - реализация проекта, преодоление несоответствий, реформирование компонентов данного проекта.
На завершающем этапе (май – июнь 2011г.) – планируется аналитико–обобщающий – анализ, рефлексия процесса и результатов воспитательной работы по данному проекту. Определение перспектив дальнейшей деятельности проведение педагогического совета, на котором будут подведены итоги реализации проекта и определение перспектив на будущее. Трансляция опыта школы на другие ОУ города и района. Размещение материалов на сайте школы.
Автор предполагает, что продуктом проекта можно считать проведение массовых мероприятий, банк разработок мероприятий по проблеме толерантности.
Описание проекта
«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»
Гипотеза проекта
За основу проекта взят опыт МОУ гимназии № 35 г. Екатеринбурга.
В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости:
-
воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
-
обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
-
прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах[1].
Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI-XVII вв., восставших против «терпения нетерпимости» и жестоких религиозных столкновений. Важнейшим результатом деятельности философов явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке (в соответствии с Оксфордским словарем) толерантность - это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным означает «позволять, допускать, проявлять великодушие
в отношении других». В арабском толерантность - это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, ... расположенность к другим». В персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению». В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей[3].
Благодаря усилиям ЮНЕСКО, в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также в воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке. Это может произойти в скором будущем, если понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон школьного учителя.
В научной литературе толерантность рассматривается прежде всего как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Наша школа самая молодая школа в городе. В этом году мы отметили 20-летний юбилей. За этот небольшой срок успели сформироваться традиции, уклад жизни. Но, к сожалению, нельзя сказать о том, что в школе есть система для формирования культуры толерантности у учащихся. Число учащихся сократилось с 1200 человек в 1995 году до 431 ученика в 2009 году, количество конфликтных ситуаций не уменьшается. Так, за 2008-2009 учебный год школьная служба примирения разобрала 11 конфликтов.
В связи с этим актуальна роль школы в целенаправленном управлении процессами конструирования адекватных «Я - образа» и образа других, формирования у учащихся разного возраста представлений о различных аспектах взаимодействия, привития им навыков цивилизованного межэтнического и межкультурного общения, толерантности. Доказано, что подростковый возраст является наиболее способным к усвоению социально значимых ценностей и формированию толерантности. Именно в этом возрасте идет поиск приемлемых социальных ролей, личностного самоопределения, развитие социальной активности и социальной ответственности, стремление проявить себя за рамками ближайшего социума. Поэтому формирование понимания проблем толерантного поведения необходимо развивать и воспитывать у учащихся.
Проблема заключается в том, что необходимо перестроить воспитательный процесс в школе так, чтобы формировать культуру толерантности у учащихся в деятельностном режиме, используя интерактивные формы работы.
В качестве гипотезы рассматривалось предположение о том, что составляющие уровня толерантности выполняют важную функцию социального познания меняющегося мира и создают благоприятные предпосылки для регуляции отношений учащихся школы, проживающих в городе, характеризующимся заметным возрастанием уровня полиэтничности его населения. Предполагается также, что значительный потенциал, обеспечивающий эффективность процесса формирования толерантности, заключается в проектной и продуктивной совместной творческой деятельности учащихся.
Основная
цель данного проекта -
содействовать максимально широкому распространению как самих идей и социальных образцов толерантности, так и информации о практическом опыте приобщения к культуре толерантности учащихся разного возраста, вероисповедания, национальности.
Задачи проекта:
-
ознакомление учащихся с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «границы толерантности»;
-
обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе;
-
развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
-
развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
-
осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
-
формирование позитивного отношения к своему народу;
-
развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
-
повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы, обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражения своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;
-
развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
-
обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.
-
организовать мониторинг эффективности реализации проекта «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!».
Для определения проблемного поля провели сравнительный анализ понятий «толерантность» и «нетерпимость».
Критерии толерантности:
|
Проявления нетерпимости:
|
-
равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
-
возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
-
взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);
-
равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
-
сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
-
охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
-
свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
-
сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
-
позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
| -
оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
-
игнорирование (отказ в беседе, в признании);
-
негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
-
этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
-
преследования, запугивания, угрозы;
-
поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
-
дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
-
расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
-
ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);
-
национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
-
фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
-
империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
-
эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
-
осквернение религиозных или культурных символов;
-
религиозное преследование (насаждение веры, ее ценностей, обрядов);
-
изгнание (официальное или насильственное);
-
сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов обычно в ущерб интересам одной группы);
-
репрессии (насильственное лишение человека его прав), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).
|
Для решения проблем разработан план реализации проекта, ориентированный на формирование толерантности учащихся, расширение их межкультурной компетентности, приобретение этнокультурного опыта, навыков позитивного межэтнического взаимодействия. Он предполагает овладение учащимися наиболее устойчивыми элементами повседневно-бытового материального мира: еда, одежда, костюм, а также внешними проявлениями культуры своего и других народов.
Ресурсы:
Человеческие:
-
Зам. директора по ВР;
-
Психолог;
-
Социальный педагог;
-
Старшая вожатая;
-
Библиотекарь;
-
Классные руководители;
-
Администратор сайта;
-
Администрация школы.
Финансовые (из внебюджетных средств):
-
Средства на приобретение канцелярских товаров;
-
Средства на приобретение поощрительных подарков для учащихся на мероприятиях;
-
Средства на приобретение поощрительных подарков активных участников проекта среди классных руководителей.
Материальные:
-
Медиакомплексы для классных руководителей;
-
Техника для проведения общешкольных мероприятий.
Информационные:
-
Информационные ресурсы школьной библиотеки;
-
Информационные ресурсы городской библиотеки;
-
Информационные ресурсы ЦНМО;
-
Ресурсы Интернет;
-
Школьные СМИ (для трансляции опыта, рекламы и публикации разработок мероприятий).
Партнёры:
Классные руководители – организуют работу по формированию воспитательной среды направленной на формирование культуры толерантности, помогают организовать классные коллективы на участие в общешкольных мероприятиях, помогают включить в реализацию проекта родителей, проводят классные часы, деловые игры, помогают психологу и членам ШСП в проведении тренингов.
Родители – помогают организовывать и проводить массовые мероприятия в рамках проекта, помогают в поиске внебюджетных средств для реализации проекта.
Библиотекарь (в т.ч. из ЦГБ) – оказывает помощь в подборе информации, реализует мини-проект «Милосердие на книжной полке», помогает в организации и проведении массовых мероприятий.
ШСП (школьная служба примирения) – помогают в разрешении конфликтных ситуаций, организуют просветительскую деятельность в классных коллективах, организуют практическую деятельность по обучению бесконфликтному общению.
Учитель ИЗО - организует и проводит выставки творческих работ учащихся по тематике проекта.
Учитель обществознания – организует работу группы учащихся по составлению списка «Принципы толерантного поведения»;
Администратор сайта – помогает в обработке и размещении материалов на сайте, обновляет раздел «Новости», размещает объявления о предстоящих мероприятиях в школе;
Главный редактор школьной газеты – организует обучение членов ред. Коллегии по вопросам толерантности, организует работу пресс-центра по сбору, обработке и публикации материалов по толерантности;
Актив школы – оказывают помощь в организации и проведении массовых мероприятий по тематике проекта;
ЦНМО – предоставление информации, оказание методической помощи и проведение консультаций для классных руководителей по тематике проекта.
Результаты проекта
Реализация данного проекта позволит сформировать воспитательную среду, направленную на формирование культуры толерантности.
Ожидаемым результатом проекта будет:
-
повышение культуры толерантности у учащихся (отслеживание через диагностику);
-
уменьшение числа конфликтов на 5%;
-
вовлечение 25% учащихся в проектную и совместную продуктивную творческую деятельность;
-
обучение 18 классных руководителей основам толерантной профессиональной позиции педагога.
-
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области толерантности.
Перспективы распространения результатов проекта
Положительные результаты проекта позволят перевести традиционно сложившиеся формы воспитательной работы в школе на новый качественный уровень.
Реализация проекта даст возможность любому желающему ученику проявить себя в процессе работы над проектом через включение в проектную и продуктивную совместную творческую деятельность. Методические разработки могут быть рекомендованы для использования другими учебными заведениями. Опыт может быть транслирован на другие территории Пермского края.
Инструменты и единицы измерения
Инструменты
|
Методики
|
-
Тесты.
| -
Тест на толерантность.
|
-
Тест на толерантность 2.
|
-
Толерантны ли вы?
|
-
Опросник Бойко.
|
-
Тесты (проводимые психологом).
| -
Рефлексивно-оценочная игра «Конфликтная ситуация».
|
-
Диагностическая игра «Найди плюсы и минусы».
|
-
Наблюдение.
| -
Реализация основ толерантной профессиональной позиции педагога.
-
Итоги школьных мероприятий по формированию культуры толерантности.
|
-
Тренинги.
| -
Тренинг «Черты толерантной личности».
|
-
Рефлексия.
| -
Методика «Незаконченные предложения».
-
Рефлексия дня.
-
Пирамида полезности и др.
|
Возможные риски проекта:
-
Может произойти срыв в сроках реализации (в частности из-за эпидемии гриппа).
-
Психологическая ситуация «страха» у педагогов перед инновациями.
-
Не будут получены проектируемые результаты.
Пути устранения возможных рисков
-
Продление сроков реализации проекта.
-
Работа с педагогами по снятию ситуации «страха», поднятие самооценки.
-
При выстраивании процесса реализации проекта, помнить о результате, проводить своевременную корректировку процесса, проводить коррекцию плана реализации.
План-график реализации проекта
Направление работы
|
Мероприятие
|
Срок
|
Ответственные
|
Подготовительный этап
|
Работа с классными руководителями
|
Педсовет «Толерантность как составная часть гражданского воспитания»
|
Декабрь 2009 г.
|
Зам. директора по ВР
|
Основной этап
|
Работа с классными руководителями
|
Заседание ШМО классных руководителей «Толерантность в работе классного руководителя».
|
Январь
2010 г.
|
Руководитель ШМО классных руководителей.
|
Деловая игра для классных руководителей «Тест на толерантность».
|
Февраль 2010 г.
|
Руководитель ШМО классных руководителей.
|
Работа с родителями
|
Тематические классные родительские собрания «Учитель, ученик, родитель», «Как понять ученика».
|
Декабрь 2009 – май 2010 г.
|
Классные руководители, заместитель директора школы по ВР.
|
Проведение общешкольного родительского собрания в форме «круглого стола» на тему: «Что такое толерантность?».
|
Февраль 2010 г.
|
Классные руководители, заместитель директора школы по ВР.
|
Обсуждение проведения совместных мероприятий с родителями по развитию культуры толерантных отношений.
|
Январь – февраль 2010 г.
|
Классные руководители, представители родительских комитетов.
|
Социальное проектирование. Реализация проектов «Скамья примирения», «Где лад – там и клад» или др.
|
Сентябрь-декабрь 2010 г.
|
Классные руководители.
|
Работа с учащимися
|
Входная диагностика
|
Декабрь 2009 г.
|
Психолог.
|
Создание эмблем толерантного сообщества
|
Март 2010 г.
|
Учитель ИЗО.
|
Составление списка
«Принципы толерантного поведения» (9 класс).
|
Апрель 2010 г.
|
Учитель обществознания.
|
Создание мультимедийной презентации «Лики толерантности» (8 класс).
|
Апрель 2010 г.
|
Учитель информатики, учащиеся школы.
|
Написание рецензий на произведения русской и зарубежной литературы, посвященные принципам толерантности (11 класс, гуманитарного профиля).
|
Апрель 2010 г.
|
Учитель литературы.
|
«Внеси свой вклад». Создание продолжающихся списков детской художественной литературы и фильмов, выступающих воспитателями доброты и отзывчивости (Разновозрастная творческая группа учащихся).
|
Январь-декабрь 2010 г.
|
Библиотекарь школы.
|
Тренинги толерантного поведения.
|
Январь-декабрь 2010 г.
|
Классные руководители и психолог, участники ШСП.
|
Пресс-тусовка по теме «Роль школьной газеты в просвещении учащихся по проблеме толерантности».
|
Декабрь 2009 г.
|
Главный редактор газеты.
|
Разработка и наполнение странички в школьной газете «Кристалл» с публикациями учащихся, посвященными проблемам толерантного и интолерантного поведения.
|
Январь – декабрь 2010 г.
|
Редакция школьной газеты «Кристалл».
|
Разработка и регулярное пополнение раздела на школьном сайте с материалами, посвящёнными проблеме толерантности.
|
Декабрь 2009-декабрь
2010г.
|
Администратор сайта.
|
Проведение классных часов, игр на формирование толерантности: «Волшебный кристалл» (5-7 классы), «Встречи во Вселенной» (8-11 классы), «Бескорыстие», мини-дискуссии «Проявляешь ли ты толерантность?».
|
Февраль 2010 г.
|
Классные руководители.
|
«Расскажи нам о других». Выступления на классных часах с рассказами о поездках по России и за рубеж.
|
Сентябрь 2010 г.
|
Классные руководители.
|
Деловая игра «Здравствуйте, я – новенький!».
|
Сентябрь 2010 г.
|
Классные руководители.
|
Тестирование «Проявляешь ли ты толерантность?».
|
Январь, сентябрь 2010 г
|
Классные руководители
|
КТД «Новогоднее путешествие вокруг Земли: как разные народы планеты встречают Новый год» (общешкольный проект).
|
Декабрь 2009 г.
|
Зам. директора по ВР, старшая вожатая, актив школы.
|
Диагностика по уровню развития толерантности (по итогам работы школы по проекту).
|
Декабрь 2010 г.
|
Психолог.
|
Книжная выставка «Милосердие на книжной полке».
|
Март 2010 г.
|
Библиотекарь школы.
|
Социальное проектирование, например, проект «Словарь культур», «Школьные субкультуры» и др.
|
Сентябрь-декабрь 2010 г.
|
Классные руководители.
|
Заключительный этап
|
Работа с классными руководителями
|
П/с «Итоги реализации проекта «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»
|
Декабрь 2010 г.
|
Зам. директора по ВР.
|
Заседание ШМО классных руководителей «Толерантность: планы на будущее»
|
Ноябрь 2010 г.
|
Руководитель ШМО классных руководителей.
|
Подготовка материалов по итогам реализации проекта, подготовка к публикации.
|
Октябрь-декабрь 2010 г.
|
Зам. директора по ВР, классные руководители.
|
Работа с родителями
|
Круглый стол «Мы интересны друг другу потому, что мы разные»
|
Декабрь 2010 г.
|
Зам. директора по ВР.
|
Работа с учащимися
|
Итоговое КТД «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»
|
Декабрь 2010 г.
|
Зам. директора по ВР, старшая вожатая, совет школы
|
Литература
-
Алексашкина Л.Н. Школьные курсы всеобщей истории: уроки толерантности//Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№10.-С.24-29.
-
Битянова М. Волшебный кристалл: Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х кл.//Литература: Еженед. газ. Изд. Дома «Первое сентября».-2002.-№39.-С.7-8.
-
Битянова М. Встречи во Вселенной: Игра на развитие толерантности для старшеклассников// Литература: Еженед. газ. Изд. Дома «Первое сентября».-2002.-№39.-С.9-10.
-
Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства//Внешкольник.-2002.-№6.-С.12-16.
-
Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе//Воспитание школьников.-2006.-№1.-С.13-17.
-
Жеребина О.П., Краснокутская Ю.В., Лебедева Н.В. и др. Урок толерантности по теме «Что делает МЕНЯ частью НАС?»//Практика административной работы в школе.-2004.-№7.-С.62-63
-
Ильченко Л.П. Формирование этнокультурной толерантности школьников в процессе знакомства с культурой родного края//Этнопедагогика: Проблемы обучения и воспитания. - СПб,2004.-Вып.3.-С.47-53.
-
Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории// Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№1.-С.18-25.
-
Кожурина Л. В лабиринтах толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание и терпимость // Первое сентября.-2004.-53.-С.2.
-
Коржуев А.В., Кудзиева Н.Ю., Попков В.А. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя вуза//Педагогика.-2003.-№5.-С.44-49.
-
Коршунова Е. Два урока толерантности: 8-1 кл.// Математика: Еженед. газ. Изд. Дома «Первое сентября».- 2003.-№8.-С.16-22.
-
Ленсменг А. Преимущества интеграционной модели образования в мультикультурном обществе: [Интеграция и толерантность попадают в дисгармонию друг с другом, когда интеграция имеет своей целью ассимиляцию и как следствие – идентичность меньшинства и его сохранение как группы ставится под угрозу]//Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой «Образование: исследовано в мире» («oim.ru», «ОИМ»)https://www.oim.ru. - (С дайджестом статьи можно ознакомиться на страницах журнала «ЛС: лучшие страницы педагогической прессы».-2003.-№1.-С.3-6.
-
Лобашов В.Д. Толерантность учебного процесса//Образование в современной школе.-2005.-№6.-С.8-16.
-
Мелихова Г.Н. О толерантности, культуре мира, большевизме и православной культуре//Образование.-2004.-№3.-С.53-68.
-
Морозов Н.В. О формировании толерантного поведения учащихся//Преподавание истории в школе.-2005.-№9.-С.39-40.
-
О создании координационного совета по реализации Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»: Приказ Министерства образования РФ от 18 октября 2001 г. № 3400. – Положение о Координационном совете по реализации Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» // Бюлл. Минобразования РФ. Выс. и сред. проф. образование. – 2002. – № 1. – С. 51-54.
-
Понкин И.В. Толерантность и толерантизм в светском государстве//Образование.-2003.-№5.-С.29-42.
-
Синякова Н.Е. Системный подход к формированию толерантности педагогов-психологов//Психология в школе.-2004.-№4.-С.61-65.
-
Смирнова Н.В., Петрова Г.М. Толерантность образовательного сообщества. [www document]. URL http://www. TOLZ_RU.htm.
-
Степанов П.В. Как воспитывать толерантность в школе// Педагогический вестник.-2000.-№2.-С.2.
-
Степанов П.В.Феномен толерантности//Классный руководитель.-2004.-№3.-С.5-14.
-
-
Темичева Е. Толерантность как условие существования [Обзор исторических корней понятия толерантности; понятие социокультурного подхода к определению толерантности; законодательная база; критика государственной и общественной нетерпимости; критика подходов в преподавании отдельных предметов в школе; о Федеральной целевой программе « Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»; социокультурный подход – наиболее эффективный механизм воспитания толерантности – изучение иных культур]//https://tolerance.fio.ru.
-
Толерантное сознание и формирование толерантных отношений/ Под ред. С.К. Бондаревой: [Сборник содержит материалы социологических исследований, методические разработки, направленные на формирование у старшеклассников установок толерантного сознания]. - М.: Изд-во Московский психолого-социальный институт,2002.-368с.
-
Толерантность и культурная традиция./Под ред. М.Ю.Мартыновой: [В книге рассматривается проблема толерантности с позиции этнолога].- М.:РУДН; институт этнологии и антропологии РАН,2002.-447с.
-
Толерантность в химии и жизни: Разработка внеклассного мероприятия/ В. Семин, О. Золотова, Е. Дяткинская и др. //Химия: Еженед. газ. Изд. Дома «Первое сентября».-2003.-№2.-С.14-15.
-
Тыртышная М.А. Описание занятий с подростками по проблеме толерантности//Классный руководитель.-2005.-№4.-С.125-129.
-
Ямбург Е. Святая наука – расслышать друг друга: [Суть процесса воспитания толерантности и культура диалога у учащихся]//Учительская газета.-2000.-№42.-С.20.
-
Ямбург Е. Святая наука – расслышать друг друга: [Суть процесса воспитания толерантности и культура диалога у учащихся]//Учительская газета.-2000.-№43.-С.20.