Перейти на главную страницу
«Вторая жизнь ненужных вещей».
Мусор – то, что стало нам уже не нужным. В первую очередь, это относится к упаковочному материалу: бумаге, полиэтилену, алюминиевой фольге, стеклянной таре и другим видам упаковки и расфасовки товаров.
Но не стоит торопиться. Внимательно рассмотрите упаковку различных товаров, которые есть в доме ( например, упаковку продуктов питания, моющих средств, стеклянные банки, коробки от карандашей или фломастеров и др.) Какие знаки говорят о том, что упаковка может быть использована повторно?
Перерисуйте или наклейте эти знаки в свободные «окошки».
|
|
|
|
|
|
|
|
В течение 3-4 дней записывайте всё, что попадает в ваше мусорное ведро. Если есть возможность, взвесьте различные виды отходов на домашних весах, если нет – укажите наименование отхода.
В графе «День 1-й» - пример заполнения таблицы.
Дни |
Пищевые отходы |
Различные виды бумаги |
Металл |
Синтетические упаковочные материалы |
Стекло, фарфор, фаянс
|
Другие отходы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
День 1-й |
Картофельные очистки (200г) |
1 газета, бумажные салфетки |
Фольга от шоколада, 2 пальчиковые батарейки |
3 стаканчика из под йогурта и оболочка от 5 сосисок |
Разбитая банка |
Сломанная кукла,1 пара носок |
День 2-й |
|
|
|
|
|
|
День 3-й |
|
|
|
|
|
|
День 4-й |
|
|
|
|
|
|
Придумайте варианты повторного использования отслуживших свой век вещей. Это может быть всё, что угодно: от спичечного коробка до старой маминой сумки.
Предшественники Менделеева (Доберейнер, Ньюлендс, Мейер) сделали много для подготовки открытия периодического закона. Но ни один из этих учёных не решился на основании подмеченной периодичности предсказать новые химические элементы .Ни один из них не сумел в полном объёме охватить совокупность физических и химических свойств элементов и образованных ими веществ, обнаруживающих всю глубину периодического закона. Для них периодичность была лишь удобным способом классификации; они не увидели в ней фундаментального закона природы.
Мир сложен.
Он полон событий, сомнений, и тайн бесконечных, и смелых догадок.
Как чудо Природы является гений
И в хаосе этом находит порядок…
Весь мир большой:
жара и стужа,
планет круженье, свет зари –
всё то , что видим мы с наружи,
законом связано внутри.
Найдётся ли правило простое, что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит.
Природы ищет Алфавит.
3-й ученик. Приступая к чтению лекции по химии в Петербургском университете и перебрав все книги, Менделеев не нашёл ничего, что можно было бы рекомендовать студентам в качестве учебного пособия. Поэтому он решил написать новую книгу «Основы химии».
Случилось в Петербурге это.
Профессор университета писал учебник для студентов…
Задумался невольно он:
«Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?»
Искали многие решенье ,но, проходя лишь полпути, бросали.
Мучило сомненье:
« А можно ли закон найти?»
Мир состоит из Элементов. (В то время знали 60.)
А сколько их всего? На это нельзя ответить наугад.
Но не гадал, а верил он:
«Тут должен, должен быть закон!»
Упрямо он искал решенье.
Был Труд, надежда и Терпенье,
И Вера в то, что он найдёт!
Он так работал целый год.
4-й ученик. 17 февраля (1 марта) 1869 г. Д.И. Менделеев предполагал выехать из Петербурга для обследования артельных сыроварен в Тверскую и другие губернии. В день выезда он искал ответ на вопрос: какую группу элементов в «Основах химии» следует описывать сразу после щелочных металлов?
Но вот дела отложены,
расчёты прерываются.
С утра поездку дальнюю
учёный собирается.
Все чемоданы собраны.
На козлах кучер мается:
«Поспеть бы надо к поезду, а барин всё копается!
А барин одевается и к двери направляется.
Он к двери на- прав- ля-ет-ся…
И вдруг!!!
Шляпа брошена в углу!
Он бросается к столу.
И строчит карандашом.
Наконец-то! Он нашёл! Он на чём попало пишет.
Ничего вокруг не слышит.
Наконец-то понял он, в чём разгадка, в чём закон!
Из кабинета не выходит:
«Не упустить бы мысли той!»
Он элементы ставит в строй,
Но всё ж таблица не выходит…
Тогда, усталостью сражён, лёг на диван и видит сон…
(Под тихую музыку в полумраке на сцене, кружась и мелькая, появляются учащиеся со знаками химических элементов.)
1-й ведущий.
То кружились, то мелькали, то водили хоровод,
то взрывались, то пылали ,то шипели ,то сверкали, то в покое пребывали:
Алюминий, Натрий, Калий, Фтор, Бериллий, Водород…
Перепутались все свойства,
Недалеко до беды.
- Стройся, войско!-
Стали строится в ряды.
(Учащиеся выстраиваются, образуя 1-й и 2-й ряды.)
Во втором ряду волненье:
Все боятся окисленья.
Литий. Поглядите!
1-й ведущий. Злится Литий.
Литий. Фтор ужасный окислитель!
Я не встану в этот ряд!
Пусть другие здесь горят!
2-й ведущий. И бериллий мрачно мыслит:
Бериллий. Кислород нас всех окислит!
И, простите за повтор:
Как не сносен этот Фтор!
1-й ведущий. Бор кивает головой, но не рвётся сразу в бой!
2-й ведущий. И азот не лезет в спор.
Фтор. – Ах! Так мы для вас не пара!
Кислород!
Поддай им жару!
Окисляй!
И за них я. И за вас!
Я сражаться не горю, я вас лучше помирю!
Встану я посередине!..
Натрий,
Алюминий,
Кремний.
Фосфор, Сера,
Хлор!
По порядку, по закону
Кремний стал под Углеродом.
Сера схожа с Кислородом.
Алюминий встал под Бор- замечательный подбор!
Ряд пристраивают к ряду.
А рядов-то десять кряду.
(Показывает по таблице.)
Металлы под металлами,
едкие- под едкими,
ковкие
идут своими клетками.
По порядку все стоит.
Вот Природы Алфавит! (Уходят.)
Вокруг периодического закона вскоре же после его открытия развернулась острая и длительная борьба,
Сторонников у него сначала было очень мало, даже среди русских химиков. Противников-же много, особенно в Германии и Англии. Это были химики, мыслившие эмпирически и не признавшие роли теоретического мышления. К ним относились Бунзен в Германии, Зинин в России, Нильсон и Петереон в Швеции.
Был четвёртый ряд нарушен.
Элемент не обнаружен.
Элемент не обнаружен-
Тот , что в этом месте нужен.
Но напрасно беспокойство.
Существует где-то он!
«Я найду сначала свойства, и поможет мне закон!»
Удельный вес назвал и цвет, летуч на воздухе иль нет, как плавится, в чём растворим…
Законом пользуясь своим,
три элемента предсказал,
как будто их в глаза видал!..
Быть может, раз в тысячелетье
свершить подобное дано.
Но мир открытья не заметил
иль не поверил, всё равно.
И кто –то говорил по-свойски:
«Забудь об этой ерунде!
Как можно обнаружить свойства веществ, не найденных нигде!»
8-й ученик. Первый учебник по неорганической химии на основе периодического закона написал в Петербурге В.Ю. Рихтер (1874) и этим помог признанию самого закона. Но решающее значение имели открытия трёх предсказанных Менделеевым элементов. В 1875 г. Лекок де Буабодран, ничего не знавший о работах Менделеева, открыл новый металл, назвав его галлием. По ряду свойств и по способу открытия (спектральным путём) галлий совпадал с эка алюминием Менделеева. Но его удельный вес оказался меньше предсказанного. Несмотря на это, Менделеев послал во Францию «заметку по поводу открытия галлия», настаивая на своём предсказании.
Вот как-то раз узнали учёные всех стран:
Металл чудесный Галлий (в честь Франции назвали) открыл Буабодран
Довольный и счастливый рассматривал металл,
но писем из России никак не ожидал.
Он взял письмо, прочёл его.
От русского учёного!?
- Ошибся я! Слыхали?!
Француз был удивлён.-
В глаза не видел Галлий, а свойства знает он!
Вес высчитал удельный точней, чем я, стократ
Какой-то Менделеев ещё пять лет назад!-
Глаза его сверкали,
Топорщились усы.
Но вот металл свой Галлий
Он кинул на весы!..
«Прекрасная Таблица !
Я Вами восхищён!
Проверен мной практически
Закон периодический, и я категорически приветствую Закон!»
Это был первый триумф периодического закона, вызвавший большой интерес к трудам Менделеева и его предсказаниям. Учёный мир был ошеломлён тем. Что предсказание Менделеевым свойств эка алюминия оказалось таким точным. С этого момента периодический закон начинает утверждаться в химии, переходя из гипотезы в строго доказанную истину.
В 1879г. Нильсон в Швеции открыл скандий, в котором воплотился предсказанный Менделеевым эка бор.
В 1886г. Винклер в Германии открыл германий. Свойства германия с удивительной точностью совпали с предсказанными Менделеевым для эка силиция.
Ведь Галлий был одним из трёх,
предсказанных заранее!
И следом, как из-под земли,
Вдруг Скандий в Швеции нашли,
На свет Германий извлекли (естественно, в Германии).
Менделеев включил присланные ему портреты Лекока де Буабодрана, Нильсона и Винклера в общую рамку, озаглавив её «Укрепители периодического закона».
После этих блестящих триумфов периодический закон прочно укрепился в науке в качестве объективного закона, истинность которого проверена и подтверждена на практике.
Потом дополнилась Таблица.
Узнали новые частицы.
Прославят, подтвердят закон открытия будущих времён.
11-й ученик. Создание периодической системы поставило перед учёными новую задачу: найти физическое обоснование закона. На это указывал и сам Менделеев, который писал о периодическом законе как о « новой тайне природы, ещё не поддающейся рациональной концепции»
В 1913 г. физик Мозли разработал метод экспериментального определения величин зарядов ядер по рентгеновским спектрам элементов и ввёл термин «атомный номер». Опытным путём он установил, что заряды ядер изменяются в соответствии с порядковыми номерами элементов в периодической таблице. Порядковый номер, или, что тоже самое, заряд атомного ядра, становится важнейшей фундаментальной характеристикой атома, определяющий его структуру, физические и химические свойства.
В основе периодической системе элементов Д.И.Менделеева лежит не атомный вес, а заряд ядра, совпадающий с порядковым номером элемента. Поэтому современная формулировка периодического закона такова: «Свойства химических элементов (в образуемых ими простых и сложных веществах) находятся в периодической зависимости от величины заряда их атомных ядер». Открытие величин зарядов ядер элементов, или соответствующих им порядковых номеров, пришедших на смену атомным весам, лишний раз и окончательно подтвердило правильность мысли Д.И. Менделеева о том, что последующее знание только углубит понимание периодического закона, но не изменит его существа. Но самой крупной вехой в физическом осмыслении периодического закона явилась теория великого датского ученого Нильса Бора, который в 1921 г. высказал мысль о том, что периодичность свойств атомов определяется периодическим строением их электронных оболочек.
Этот закон и теперь, спустя 143 года, остается самым важным законом химии. Он позволяет разобраться в огромном многообразии явлений, с которыми мы встречаемся в природе.
1.Менделеев Д.И. Периодический закон. М.: Издательство АН СССР, 1958.
2. Тюрина И.П. Тобольск. М.: Советская Россия,1982.
3. Агафошин Н.П. Периодический закон и система Менделеева. М.: Просвещение.1982.
4. Макареня А.А., Рысев Ю.В. Д.И. Менделеев. М.:Просвещение,1988.
КВН проходит в красочно оформленном зале. На сцене: портрет Д.И.Менделеева, периодическая система химических элементов; на стене плакаты: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает. Д.И. Менделеев», «Периодический закон является истинным компасом для исследователей. Рамзай», газеты; на столе: творческие работы учащихся, выставка книг.
в) из слогов: дий, ра, маг, лит, ний, ий составьте названия элементов (литий, радий, магний).
Э, нет! Ученый должен отдыхать,
Но и во сне не знать покоя,
Тогда открытие любое
Вовек не сможет он проспать.
Капитан. Правильно.
Болельщик из зала. Периодический закон был открыт в результате повседневного напряженного труда. Когда говорили Менделееву, что он гений, ученый отвечал: «Трудился всю жизнь – потому и гений».
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых….»
(Ответ. Степану Щипачеву. В 1948 году он написал стихотворение «Читая Менделеева».)
Суровым гением своим,
Поведал миру Менделеев
В природе понятое им….»
(Ответ. А.А. Чивилихину.)
Дополнительный вопрос. Как называется это стихотворение??
(Ответ. «На изображении таблицы элементов на стене дома у памятника Д.И. Менделееву».)
(заранее подготовленная сценка)
Но я тоже не мог помочь: ведь при температуре 300С я превращаюсь в жидкость, которая легко переохлаждается. Недаром меня применяют в термометрах.
Итак, следы в виде жидкости красно – бурого цвета - это всё. что известно о преступнике. О похищенном не известно ничего, кроме того что в квартире много драгоценных камней. Зато известны соседи. Сосед слева горит ослепительным пламенем, сосед справа – полупроводник, сосед снизу – металл, имеющий низкую температуру плавления, сосед сверху ничего о себе не сказал. Кто же похититель, кого похитили?
( Участники команд отгадывают загадку, записывают уравнение реакции «похищения пропавшего элемента».)
1-й ведущий. Пока жюри подводит итоги, мы займемся опытной викториной.
2-й ведущий. На менделеевских средах много спорили о науке, литературе, искусстве. Для разрядки подчас серьезной обстановки Д.И. Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации. Однажды Д.И. Менделеев объявил, что соберет в стеклянную закрытую банку папиросный дым. Когда И.Е. Репин закурил папиросу и выпустил первую струю табачного дыма, Менделеев накрыл стеклянной крышкой банку, стоявшую на столе. К удивлению присутствующих банка действительно наполнилась дымом. Как это могло случиться? (Ответ. Белый дым – это хлорид аммония. «Дым без огня».)
1-й ведущий. Я сейчас продемонстрирую этот опыт. Соберу весь дым, имеющийся в зале, в стакан. (Показывает опыт.)
Жюри подводит итог, объявляет команду победителей и вручает грамоты и призы – самому находчивому участнику команды. Председатель жюри отмечает лучшую творческую работу (альбом, триптих, газету). Победителям вручает призы.
Согласовано Утверждаю
ЗДВР_______(Живайкина А.П.) Директор____(Федорова Т.И.)
« »________2012 год « »_____________2012год
Положение
о проведении КВНа, посвящённого открытию Периодического закона.
от 2012года.
Цели и задачи: организация развивающего и познавательного досуга, воспитание чувства коллективизма, поиск лучших решений и поставленных задач, умение планировать и реализовывать сообща, воспитание эстетического вкуса и патриотизма подрастающего поколения.
Ответственные за подготовку и проведения: Ответственный класс – 10, Борбич Нина Никандровна – классный руководитель 10 класса, учитель химии и биологии.
Участники: Принимают участие обучающиеся 8-11 классов, классные руководители, учителя предметники, родители обучающихся 10 класса.
Жюри: Чикунова С.М.- ЗДУВР МОУ «СОШ с. Ягодная Поляна», Василюк Н.В. – учитель физики и математики, Юдина Е.А. – председатель родительского комитета 10 класса, Марискина Л.П. – член родительского комитета.
Подготовительная работа.
1. Открытие мероприятия.
2. Представление команд.
3. Представление членов жюри.
4. Приветствие команд (песня или стихотворение).
5. Разминка команд.
6. Конкурс капитанов.
7. Проверка домашнего задания (о периодической системе элементов и значении периодического закона).
8. Инсценировка « Как Менделеев открыл закон»
9. Блиц – турнир
10. Сценка – загадка « Похищение пропавшего элемента»
11. Проведение опытной викторины . Опыт «Дым без огня».
12. Защита проекта «Вторая жизнь ненужных вещей» в виде выставок.
13. Подведение итогов жюри по конкурсам, выставке поделок, альбомов и газет. Награждение победителей призами и грамотами.
Учитель химии и биологии : Борбич Н.Н.
Согласовано Утверждаю
ЗДВР МОУ «СОШ с. Директор МОУ «СОШ
Ягодная Поляна»_____Живайкина А.П. с. Ягодная Поляна»_____ Федорова Т.И.
« »_______2012г. « »________2012г.
Положение
о проведении конференции, посвященного 143-х летию открытия Периодического закона
от 2012года
Цели и задачи: воспитание нравственного и патриотического чувства у подрастающего поколения.
Ответственные за подготовку и проведение – 10 класс. Борбич Н.Н. – классный руководитель и учитель химии и биологии.
Участники: обучающиеся 8-11 классов, классные руководители, учителя предметники, родители, председатель женсовета Ягоднополянского муниципального образования и библиотекарь сельской библиотеки Жукова С.А., библиотекарь школьной библиотеки ЗвягинцеваТ.Н.
Предварительная работа
1. Открытие конференции. Приветствие гостей присутствующих на мероприятии.
2. Выступление библиотекаря сельской библиотеки Жуковой С.А. «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева», показ презентации.
3. Сообщения обучающихся об открытии периодического закона.
4. Подведение итога конференции.
Учитель химии и биологии: Борбич Н.Н.
фактического материала, учитывая их возраст.
Оборудование. 1)Чисто вымытый цилиндр-2 шт., концентрированная соляная кислота, раствор аммиака.
2) Платочек пропитывают раствором силиката натрия, высушивают и складывают. А затем смачивают спиртом и поджигают. Платочек держат тигельными щипцами в расправленном виде. Спирт сгорает, а ткань, пропитанная силикатом натрия, остаётся невредимой.
4) Стакан с водой, аммиачная селитра, влажная фанерка.
3) Пинцет, кусочек сахара-рафинада, пепел от папирос, спички.
Подведение итога.
Согласовано Утверждаю
ЗДВР ______Живайкина А.П. Директор________Федорова Т.И.
« »__________2012г. « »__________2012г.
от 2012года.
Согласовано
ЗДВР МОУ «СОШ С Ягодная Поляна________Живайкина А.П.
« » ________2012г
Дата проведения 2012г.
№п/п |
День недели |
Класс |
Мероприятие |
Ответственный |
1 |
Понедельник |
1-11, МДОУ с. Ягодная Поляна |
Ознакомление с планом проведения декады, проекта «Вторая жизнь ненужных вещей», конкурсами, творческими работами. |
БорбичН.Н.,актив 10 класса, воспитатель МДОУ с. Ягодная Поляна Борисова М.А. |
2 |
Вторник |
1-11 |
Конкурс рисунков, стихов, рассказов, сочинений на тему «Экологическая безопасность –безопасность жизни». |
Борбич Н.Н., актив 10 кл., классные руководители |
3 |
Среда |
8-11 |
Общественный смотр знаний «Лучший химик-2012» |
БорбичН.Н., Голосова К, Сапрыкина М. |
4 |
Четверг |
6-7 |
Игра «Занимательная химия». |
Актив класса, Борбич Н.Н. |
5 |
Пятница |
8-11 |
Конференция, посвящённая 143-х летию открытия Периодического закона. |
Актив класса, БорбичН.Н. |
6 |
Суббота |
8-11 |
Научно – практическая конференция |
БорбичН.Н.,актив класса,Марискина А.-11кл, Леонтьев А.-9кл., Бучная О.-11кл |
7 |
Понедельник. Общешкольная линейка. Подведение итогов декады |
|
|
Борбич Н.Н, воспитатель МДОУ С. Ягодная Поляна Борисова М.А. |
Здравствуйте, дорогие родители, учителя и обучающиеся. Сегодня вы присутствуете на общественном смотре знаний по химии, на котором мы выявим самого лучшего химика нашей школы среди обучающихся 8-11классов.
Судьи выбирается из состав педагогов, родителей, представителей общественности.
Жюри подводит итоги разминки, объявляет счёт.
На доске были записаны уравнения реакций. Но кто-то проник в кабинет и стёр часть записей. Необходимо их восстановить.
В двух столбцах даны формулы и названия сложных веществ. Соедините линией каждую формулу с соответствующим ей названием.
Исключите лишнее. Ответ обоснуйте.
Ваша задача. А) записать формулу этой соли , если известно, что на один атом серебра в ней приходится атом азота и три атома кислорода.
Б) Вычислите массу 2-х моль этого вещества. (Ответ 340г.)
7-й этап «Оживи схему»
Са – СаО – Са (ОН)2 – СаSО4 - Са3 (РО)4.
Один юный химик проводил анализ бесцветного раствора, не содержащего осадка, определил наличие следующих ионов: Н+, Nа+ , Си2+, Fе3+, NО3-, SО32-, S2-. Какие ошибки допустил химик?
( По восемь вопросов для финалистов, для выявления победителя. Оценивается правильность и скорость ответа. Главный арбитр –учитель, обозначает свистком старт и финиш, время фиксирует секундомером. Право на ответ имеет тот участник, кто первым поднял руку. Побеждает участник, который ответил быстрее.)
Мусор – то, что стало нам уже не нужным. В первую очередь, это относится к упаковочному материалу: бумаге, полиэтилену, алюминиевой фольге, стеклянной таре и другим видам упаковки
10 09 2014
1 стр.
Три бригады школьников помогали колхозу в уборке картофеля. Первая бригада убрала в 3 раза больше, чем вторая, а вторая в 2 раза меньше, чем третья. Сколько картофеля убрала каждая
04 09 2014
1 стр.
Е существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (от лат essentia, т е сущность). Если судьба вещей и животных предопределен
09 10 2014
1 стр.
Мвр комуникации. Всичко това е поместено върху бюро, играещо ролята на диспечерски пулт. От там се управляват и алармените звънци, оповестителната система и другите системи описани
01 10 2014
1 стр.
Эту ночь Виктор запомнил на всю жизнь. Такой потрясающе яркой и необычной она была
09 09 2014
11 стр.
Номер и название проекта: Проект «Партнерская инициатива Казахстана/юнеп/проон для интеграции вопросов безопасного управления химическими веществами (smc) в планирование и процессы
14 12 2014
1 стр.
Проект: #00079731 Совершенствование системы социальной защиты в соответствии с международными стандартами
11 10 2014
1 стр.
Большакова А. Ю. Локализация русского мифа в прозе Владимира Личутина. Статья вторая
08 10 2014
1 стр.