МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
п. ХАНЫМЕЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Проектная работа
«Модель торпедного катера «S-26»
Выполнил: воспитанник мастерской
технического творчества «Самоделкин,
учащийся 9 «Б» класса МБОУ «СОШ №1»
п. Ханымей
Лыско Александр
Руководитель: педагог
дополнительного образования
Гутянский Владимир Агафонович
п. Ханымей
2012 г.
Оглавление
Введение 3
Историческая справка 4
Описание и устройство торпедного катера S-26……………………………………………...6
Технология изготовления катера 7
Заключение 8
Используемая литература 9
Приложение…………………………………………………………………………………..…10
Введение
Обучаясь в мастерской технического творчества «Самоделкин», получил необходимый опыт по технологии изготовления простейших и сложных судомоделей.
Готовая судомодель называется торпедный катер S-26. Торпедный катер — это класс быстроходных маломерных боевых кораблей, основным оружием которых является торпеда.
Актуальность: создание качественной действующей модели.
Цель проекта:
Изучение истории торпедных катеров и создание судомодели торпедного катера S-26 с помощью простейших материалов, развитие умений правильно читать чертежи и работать с инструментами.
Задачи исследования:
-
изучить литературу по данной теме;
-
изготовить судомодель с помощью простейших инструментов (ручной лобзик, напильники, наждачная бумага, электропаяльник, электродрель и т.д.), при этом используя дешевый материал (фанера, бумага, картон, клей, жесть, пенопласт, медная проволока, капроновая нить), составляющие силовой и световой системы (провода, электродвигатели, выключатели и гальванические элементы – кроны и батареи), системы освещения (лампы и провода).
-
определение эргономичности комплекса в реальных условиях.
Область применения:
Действующая модель торпедного катера S-26
Решаемая проблема (изобретательная задача):
Корпус модели с разнохарактерными обводами носовой и кормовой частей хорошо воспроизводится со шпангоутным набором.
В итоге моей работы появилось очень красивое и неповторимое изделие, которое можно продемонстрировать на выставках, принимать участие в конкурсах различного уровня, а значит моя работа не пропадет зря.
Историческая справка
В ночь с 13 на 14 января 1878 года пароход «Великий князь Константин» под командованием лейтенанта Степана Осиповича Макарова, соблюдая предосторожность, подходил к Батумскому рейду, где стояла тогда турецкая эскадра под командованием Гоббард-паши. Охрану порта нес сторожевой пароход «Интибах».
В четырех милях от Батума Макаров приказал спустить на воду минные катера «Чесму» и «Синоп», которые стояли на палубе парохода. Под покровом тумана катера вошли в бухту. Когда туман рассеялся, русские моряки увидели семь турецких кораблей. Командиры катеров лейтенанты Шешинский и Зацаренный, подойдя к неприятельским кораблям на расстояние полукабельтова, выпустили по ним торпеды, или, как их тогда называли, мины Уайтхеда. Страшные взрывы потрясли безмятежную ночь. В несколько минут один из турецких пароходов сначала завалился на правый борт и тут же ушел под воду.
Это был первый в истории случай боевого применения самодвижущихся мин, а паровые минные катера, с успехом использованные Степаном Осиповичем Макаровым были прообразом современных торпедных катеров. Время подтвердило их мощь и силу в боевых действиях на море.
С первых дней Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики почувствовали грозные удары наших славных катерников. Осенью 1941 года четыре советских катера под командованием старшего лейтенанта В. Гуманенко, командира подразделения торпедных катеров, у острова Сарема смело вступили в бой с отрядом фашистских кораблей (крейсером и шестью эскадренными миноносцами). Несмотря на явное неравенство в силах, наши катерники разгромили врага, потопив крейсер и три эскадренных миноносца. В этом бою они не потеряли ни одного катера.
Советские торпедные катера наводили на гитлеровцев страх. Они не только участвовали в боях с кораблями противника, но и использовались для высадки десанта, так было в Новороссийске.
Советские моряки-катерники в боях с противником покрыли себя неувядаемой славой, а имена Д. Колотий, В. Лозовский, А. Шабалин, В. Алексеев, В. Гуманенко, А. Африканов и многих, многих других вошли в историю советского военного флота.
Торпедные катера предназначены для внезапного нападения. Благодаря скорости и маневренности они вели успешные боевые действия. Год от года они совершенствовались. Сейчас на базе торпедных катеров стали создавать ракетные катера. Главное их оружие — ракеты. Эти катера оснащены сложными современными приборами и механизмами.
Описание и устройство торпедного катера S-26
Буква S в наименовании означала слово «шнель», то есть «быстро». Он стал первым из 249 «шнельботов» - быстрых катеров, поставленных нацистскому флоту до 1945 года. Все они, несмотря на усовершенствование и тенденцию к увеличению размерений, были очень похожи: имели характерный силуэт, два неподвижных торпедных аппарата в носу и круглоскулые, «неглиссирующие» обводы корпуса. Последние, кстати, предопределили неплохую мореходность, но невысокую скорость хода. Строго говоря, «быстрые катера» были не такими уж быстрыми: они развивали 35-39 узлов. Зато по дальности плавания, мореходности они превосходили все зарубежные аналоги.
Всего из 249 катеров погибли 150. После окончания войны в руках союзников оказались 92 «быстрых катера». Великобритании досталось 43 катера. США – 30 катеров. СССР – 28 катеров.
Основные технические характеристики:
Длина 34,94 м.
Ширина – 5,1 м.
Осадка – 1,52 м.
Мощность трех дизелей 6000 лош. сил.
Скорость хода 39,5 узла
Вооружение – два торпедных аппарата, два 20 мм автомата.
Экипаж 21 человек.
Технология изготовления модели торпедного катера S-26
Методов изготовления корпусов существует много. Изготовляются они из различных материалов.
Увеличиваем чертежи шпангоутов судомодели и переносим каждый шпангоут на бумагу, затем вырезаем ножницами, и полученные шпангоуты, то есть шаблоны из бумаги, приклеиваем к фанере. Затем шпангоуты вырезаем лобзиком. На полученных шпангоутах делаем разметку под рейки – стрингера и выпиливаем.
Вымеряем на рейках места крепления со шпангоутами. Затем медной проволокой скрепляем шпангоуты с рейками и склеиваем эпоксидной смолой. После высыхания клея полученный каркас обрабатывается брусками с наждачной бумагой и в полученные ячейки вставляем пенопластовые пластины, затем склеиваем их с каркасом судомодели клеем ПВА.
После высыхания клея корпус судомодели обрабатываем бруском с наждачной бумагой и на неровности наносим шпаклевку, и, после очередного высыхания, обрабатываем мелкой наждачной бумагой.
Обработанный корпус судомодели оклеиваем бумажными полосками и после высыхания обрабатываем мелкой наждачной бумагой.
В итоге получился корпус судомодели.
Следующим этапом делаем из бумаги и картона торпедные отсеки, надстройку и палубу. Также делаем детали палубы и надстройки: леера, мачту, вентиляционные трубы, кнехты и т.д.
Спасательные средства: плот изготовлен из пенопласта, спасательные круги – из фанеры. Из жести, спицы и пружины делаем движитель модели. Из трубок бронзовых втулок и сальников делаем дейдвудную трубу и присоединяем к валу электродвигателя.
Припаиваем блок питания к выключателю, проводам в корпусе судомодели.
Для изготовления судомодели потребовалось:
Материалы:
- фанера;
- рейки;
- бумага;
- клей ПВА;
- клей эпоксидный;
- пенопласт;
- картон;
- лакокрасочные материалы;
- медная проволока.
|
|
Для движителя судомодели и системы освещения:
- электродвигатель;
- провода;
- тумблера;
- гальванические элементы;
- батарейки.
|
|
Используемый инструмент: ручной лобзик, напильники, наждачная бумага, ножницы, плоскогубцы, электропаяльник, электродрель, отвертка, бокорезы.
Заключение
В конечном итоге изготовили качественную действующую судомодель. На воде катер показал себя как хороший прямоход. Положительная сторона проекта – это закрепление навыков работы с различными материалами, работа на станках и т.д. Катер получился хорошего качества, но на этом не собираюсь останавливаться, т.к. люблю это дело и дальше буду совершенствовать свои способности и изготавливать более сложные корабли. В этого изделие вложены мои любовь к этому делу, старание, умение и самое главное в нашем деле – это терпение.
Используемая литература
1. Белкин С.И. Рассказы о знаменитых кораблях. - М., 1993
2. Журнал «Моделист – конструктор» № 9 за 1986 г.
3. Севастьянов А.М. Волшебство моделей. – Н.Новгород, 1997
4. Техническое моделирование. – СПб, 1997
5. Хоккель Р. Постройка моделей судов XVI-XVII веков. – М., 2003