Перейти на главную страницу
Профессиональная идентичность является актуальной областью современных исследований в психологии. Во многом это связано с растущим интересом к проблеме идентичности, который отражает реакцию науки на трансформацию общественных условий. Резкие социальные перемены, сопровождаются развитием системы коммуникаций, различных видов мобильности, приводят к увеличению субъективной причастности к различным реальным и виртуальным группам, появлению новых статусно–ролевых и профессиональных позиций [8]. В связи с этим, многие отечественные и зарубежные авторы отмечают, что сегодня потребность человека в идентичности выходит по значимости на одно из первых мест [3, 4, 10]. Это понятие становится одним из центральных в психологии, поскольку оно связано с комплексом проблем социальной теории и практики. Исследуются проблемы идентичности и отдельных ее видов [4, 12, 26], направления становления идентичности под влиянием меняющихся экономических, политических и социокультурных условий [22, 25, 29, 39 и др.], проявления кризиса идентичности [19, 25] и т.д.
Общественная динамика сопровождается не только сменой социальных ролей, но и появлением новых требований к подготовке специалистов, которая должна быть качественной, гибкой и порой быстрой. Новые проблемы хозяйственного, экономического, политического и культурного плана постоянно подвергают проверке устоявшиеся критерии профессионального развития и стимулируют стремление ученых к теоретическому осмыслению процесса профессионального самоопределения, профессионализации личности.
Надо отметить, что в современных исследованиях профессиональная идентичность выделяется как основной критерий профессионального развития личности и ведущая характеристика субъекта труда [23]. Подобная точка зрения является развитием сложившейся в отечественной психологии труда логики осмысления критериев профессионального развития от эффективности деятельности исполнителя до характеристик профессионала [18, 24, 27]. Профессионал как субъект труда в отличие от исполнителя сам ставит цели деятельности, определяет пути и средства их достижения, несет ответственность за последствия ее реализации. Он владеет деятельностью в целом, удерживает ее предметность в многообразных практических ситуациях, способен к построению деятельности, ее изменению и развитию [27].
Среди основных проблем подготовки современных профессионалов, на наш взгляд, выделяются две взаимосвязанные предметные области: "идентичность" и "развитие". Идентичность предполагает осознанное внимание к вопросу "Кто Я?", который сопровождает человека на протяжении всей его жизни и обусловливает многие важные моменты жизнедеятельности. Развитие означает направленность на профессиональный рост, новое качество работы, открытость в поиске информации, гибкость в целеполагании и принятии решений.
Идентичность и развитие в ходе профессионализации тесно и сложно переплетены: идентичность, с одной стороны, формируется в процессе профессионального развития, с другой, выступает одним из важных показателей становления личности профессионала. В практическом плане это значит, для того, чтобы выжить в новых динамичных социально-экономических условиях, выдержать конкуренцию, обеспечить благополучие и стабильность на будущее, профессионал должен быть способен к постоянному развитию, а также анализу своего места в социальной и профессиональной среде. Поэтому современным направлением исследования идентичности является изучение тех сторон этого явления, которые связаны с процессами социального и профессионального становления личности.
Профессиональное становление, как превращение индивида в профессионала, сопровождается изменением представлений человека о себе, своем месте в профессиональном и социальном мире, т.е. обретением профессиональной идентичности, в более широком смысле, профессиональным самоопределением личности. Вопросы идентичности наиболее остро проявляются в периоды кризисов профессионального становления [11].
Несмотря на постоянно растущий интерес к проблеме профессиональной идентичности вопрос о природе, структуре, динамике и функциях этого феномена представляется весьма запутанным. На наш взгляд это происходит, прежде всего, по причине слабой разработанности проблемы идентичности и, в частности, социальной идентичности, что отражается на понимании места профессиональной идентичности в общей структуре личности [14]. Для продвижения в исследовании проблемы профессиональной идентичности важно понять, какое место занимает это явление в общей идентификационной структуре личности, а также его роль в профессиональном и социальном самоопределении личности.
Рассмотрим некоторые зарубежные и отечественные подходы к данной проблеме.
В зарубежной литературе прослеживаются два основных контекста исследования проблематики профессиональной идентичности: первый направлен на изучение профессионального развития, личностного самосовершенствования, второй – на социальные стороны и факторы становления профессионала.
Например. М. Аргайл еще в середине семидесятых годов прошлого века писал о связи профессиональной идентичности с профессионализацией индивида. При этом профессионализация рассматривалась как сложный процесс, включающий в себя: профессиональный тренинг, усвоение стандартов и требований к выполнению деятельности, понимание норм поведения в рамках профессиональных групп [30]. Именно взаимодействие с другими членами профессионального сообщества помогает индивиду усваивать точные профессиональные стандарты, оценивать уровень своего владения профессией. Подтверждение профессиональных норм помогает индивиду поддерживать профессиональную идентичность и сохранять на долгое время свой статус. Идентичность в данном подходе выступает как близкая к профессиональному статусу характеристика, связанная с долговременным профессиональным положением.
Дж. Соненфилд показывает, что идентичность появляется и трансформируется в ходе профессионального развития. Карьерный рост сопровождается изменением различных по широте видов идентичности. Происходит переход от частичных, отдаленных друг от друга идентификационных характеристик (знание отдельных качеств как профессионала и члена сообщества) к более общей концептуальной идентичности (знание своего статусного и ролевого положения, обусловленного принадлежностью к профессии). Концептуальная идентичность и является той характеристикой, которая определяет движение по карьерной лестнице и степень вхождения в профессию [46].
В работе Р. Финчман и П. Родес внимание уделяется осознанию профессиональных требований, этических норм, ценностей, которое происходит по мере овладения профессией. Процесс формирования профессиональной идентичности, по сути, выступает как соотнесение индивидуальных особенностей и социальных воздействий в ходе профессионализации, что позволяет человеку осуществлять профессиональную саморегуляцию [34].
В социологическом исследовании С. Джошел на примере анализа работы, идентичности и статуса жителей Рима показано, что идентичность, связанная с деятельностью, формируется на основе соотношения формального и неформального статусов профессии. Название профессии, которое соотносится с устоявшимися представлениями о содержании деятельности, сопровождается определенными нормативными требованиями и поэтому само по себе оказывает определенное влияние на личность. Но кроме содержания профессии на идентичность влияет и контекст отношения, взаимодействие человека с другими людьми [38].
К. Мак-Говен и Л. Харт основной акцент делают на процессе социального научения, включающего в себя приобретение специфических знаний и навыков, которые требуются для выполнения профессиональных ролей, и развитие новых ценностей, установок и компонентов идентичности [42]. Аналогичный вывод был сделан в исследовании профессионализации педагогов, где было показано, что обучаемые должны приобретать специфические знания и навыки в таких областях, как критическое мышление, межличностное общение, разрешение конфликтов, а также умение пользоваться компьютерными технологиями и различными методиками оценивания [45].
Идея соотношения личностного и социального аспектов профессиональной идентичности выражена в полной мере в понятии "психосоциальная идентичность", обозначающем идентичность, связанную с социальным контекстом профессионального развития [44]. Этим подчеркивается роль социального окружения в личностном развитии и осуществлении деятельности. Данный ракурс рассмотрения проблемы идентичности становится особенно популярным после появления теории А. Тэшфела, согласно которой социальная идентичность выступает как та часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знаний индивида о собственной принадлежности к социальной группе или группам вместе с ценностными и эмоциональными проявлениями этой принадлежности 47. Социальная идентичность, формируясь в ходе различных форм взаимодействия, в том числе и профессионального, оказывает влияние на кооперацию, взаимоотношения членов рабочих групп и, как следствие, разноплановое развитие индивидов [48, 49].
Качественные исследования также показывают связь личностного развития и социального контекста становления профессиональной идентичности, что позволяет глубже понять индивидуальные механизмы формирования этого феномена. Т. Лойд и П. Миллер, анализируя деятельность рыбаков на озере Эри, показывают как формируется и укрепляется профессиональная идентичность [41]. Труд рыбака выполняется индивидуально, в условиях жесткой конкуренции. Поэтому в основе представлений о себе как профессионале лежит знание специфики деятельности, ее требований к человеку и своих возможностей, качеств (физических, интеллектуальных и т.п.), которые позволяют эффективно выполнять деятельность. На первый взгляд возникает впечатление, что профессиональная идентичность носит сугубо личностный характер и не имеет социального контекста. Но в то же время авторы, анализируя конкретные примеры, показывают, что эта индивидуальная деятельность сопровождается постоянным сравнением и конфликтами с другими рыбаками, что способствует пониманию как собственных профессиональных качеств, так и своего места в профессиональной и более широкой социальной среде. Обобщая результаты этого анализа деятельности рыбаков, авторы приходят к выводу о том, что профессиональная идентичность происходит из двух составляющих: осознания своих профессиональных качеств и сопоставления себя с другими профессионалами, т.е. профессиональным развитием и социализацией [41].
Применительно к проблеме профессиональной идентичности уместно уделить внимание литературе, посвященной профессиональному поведению, в которой рассматриваются ситуации, когда человек перестраивает свое вербальное и невербальное поведение под влиянием профессионального окружения. Так, исследование соответствия поведения человека требованиям деятельности и внешнего профессионального окружения нашло отражение в ряде теоретических подходов, таких как типологическая теория Дж. Холланда [37], теория приспособления к работе (Minnesota Theory of Work Adjustment) и др. [33, 40]. В русле этих подходов изучались различные аспекты влияния деятельности и социального окружения на результаты и удовлетворенность трудом, индивидуальное здоровье и т.д.
В исследованиях динамики взаимодействия индивида и его профессионального окружения было показано, что преуспевать в деле могут те, кто подстроился под требования работы и профессионального окружения [31, 35, 36, 46, 50]. Профессиональная идентичность при этом выступает в качестве внутренней схемы, в которой отражаются представления человека о том, каким он должен быть, что уметь делать и как вести себя в профессиональном сообществе для того, чтобы эффективно реализовать себя в профессии.
Близкие данные мы находим в исследовании А. Мишел и С. Вортам, проведенном на банкирах. В нем авторы показывают каким образом процесс вовлечения сотрудников в общую работу воздействует на новую организационную идентичность, изменения индивидуальных идентичностей и когнитивных процессов персонала. Авторы пытаются примирить подходы к пониманию "Я", в которых общие когнитивные ресурсы отводятся либо человеческим особенностям, либо социальному контексту, иными словами, отдается предпочтение либо когнитивным либо социокультурным факторам. В работе показало, что профессиональная идентичность формируется под влиянием тех и других факторов, которые взаимодействуют на уровне организационной культуры группы [43].
Надо отметить, что в зарубежной литературе наблюдаются достаточно противоречивые точки зрения на устойчивость и динамику идентичности, в том числе и профессиональной. Например, идентичность признается изменяющейся и зависящей от контекста ситуации характеристикой. У человека вообще нет зафиксированной, предопределенной идентичности: она подвижна, ее изменение зависит от контекста и от окружающих данного человека людей. Идентичность проявляется в диалоге с другими людьми и зависит от характера коммуникации между участвующими субъектами. Этот подход находит отражение, например, в практике проектного бизнеса, в частности, в управлении взаимодействием между проектно-ориентированными компаниями [6]. Исследование профессиональной идентичности при этом направлено на выявление опыта взаимодействия участников, степень доверия в отношениях, стереотипных образов друг друга.
Другая точка зрения заключается в том, что идентичность – это динамическая, но и достаточно стабильная характеристика. В каждый конкретный период времени под влиянием различных социальных и экономических ситуаций человек по-разному определяет себя и относит к различным социальным общностям. В то же время человек, порой, тяжело отказывается от прошлых определений. Как отмечают американские социологи П. Бергер и Т. Лукман, вероятно, все люди, будучи однажды социализированными являются потенциальными "предателями себя". Сила ощущения собственного предательства зависит от того, какое именно Я было предано в тот или иной момент времени [5]. Аналогично, в русле конструктивистского подхода, идентичность рассматривается сложное явление, функционирующее как личностный конструкт или система конструктов [12, 16, 26]. Реконструкция внутри системы конструктов связывается с возникновением чувства беспокойства и тревоги. Тревожность сигнализирует о столкновении индивида с ситуацией, которую он не может структурировать при помощи имеющихся у него конструктов [16]. Поэтому трансформация социальной идентичности переживается человеком болезненно. Требуется время, порой значительное, для переструктурирования идентичности и принятия себя в новом качестве. Так, в междисциплинарном исследовании Р. Вайнрич, для анализа структуры идентичности используется техника репертуарных решеток, современная интерпретация теста личностных конструктов Дж. Келли [51]. Структура идентичности включает в себя три основные блока: система конструктов, система состояний воздействия, сущностно-деятельностная система. Система конструктов и система деятельности являются основными структурными компонентами идентичности, между которыми существует сложная связь. Несмотря на то, что многие персональные конструкты происходят из нормативных культурных значений, они имеют явно выраженную специфику, связанную с индивидуальной биографией. Поэтому в концепции и деятельности личности проявляются персональные установки, связанные с экспериментальной интерпретацией социального и материального мира.
В этом подходе делается попытка выделения структурных компонентов идентичности на основе анализа функций этого явления, среди которых главными выделяются как конструирование окружающего мира и поиск своего места в нем, так и определение концептуальных границ активности и взаимодействия. Профессиональная идентичность при этом предстает как сложное явление, формирующееся на базе индивидуально- культурного и деятельностного опыта личности.
Во многих работах отмечается важная роль когнитивных регуляторов профессиональной деятельности при отражении субъектом объекта, условий деятельности, окружающего профессионального мира и себя как профессионала.
В зарубежных исследованиях, которые тяготеют к когнитивизму и конструкционизму, на первый план при анализе профессионального развития выдвигаются такие темы, как принятие решений [32]. При этом основное внимание уделяется анализу возможностей человека воспринимать и анализировать проблемные ситуации профессионального развития и способам их разрешения. Основными этапами развертывания процесса принятия решений в ходе профессионального развития: возникновение проблемной ситуации, определение реальных альтернатив, оценка альтернатив по ряду критериев (оценка ценности успеха и неуспеха; антиципация престижа, вознаграждения или удовлетворения; выдвижение критериев профессиональной карьеры, сложности производственной деятельности, доступности образования и рабочих мест), выбор и реализация наиболее адекватной альтернативы, согласование решения в аспекте социальной динамики.
Из этого краткого обзора видно, что социальный контекст профессионального становления и формирования идентичности явно выражен в зарубежных работах.
Проблема соотношения личностного развития и социального контекста профессионализации нашла отражение и в отечественных исследованиях, посвященных профессиональной идентичности. Надо отметить, что традиция комплексного анализа психологических проблем, возникающих в ходе выбора и освоения профессиональной деятельности, была заложена в работах в области психологии труда [18, 27].
В современном подходе к исследованию профессиональной идентичности, развиваемом Л.Б. Шнейдер, данный феномен рассматривается как результат профессионального самоопределения, что проявляется в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, отождествлении-дифференциации себя с Делом и Другими, в когнитивно- эмоционально-поведенческих самоописаниях Я [28].
Для отечественных исследований профессиональной идентичности характерна опора на принципы системности и структурности психических явлений, поиск генетически взаимосвязанных уровней идентичности, исследование формирования идентичности в процессе освоения и выполнения профессиональной деятельности. Этому способствует сложившаяся методологическая традиция и концептуальная база отечественных исследований: системогенеза в профессиональной деятельности [27], профессионального становления личности [24], трудовой деятельности [18] и т.д.
В рамках идеи профессионального становления личности Ю. П. Поваренкова профессиональная идентичность рассматривается как явление системное, динамичное и уровневое, тесно связанное с другими элементами профессионального развития человека: профессиональным самоопределением, профессиональной самооценкой, профессиональной деформацией [24].
Автор анализирует профессиональную идентичность: а) как тенденцию становления профессионального пути субъекта и ведущий показатель его профессионального развития; б) как эмоциональное состояние, которое возникает на основе отношения к профессиональной деятельности, профессионализации и к себе как профессионалу; в) как подструктуру субъекта профессионального пути, реализующуюся в форме функциональной системы (определенные качества субъекта, которые «задают» содержание и направленность профессиональной идентичности и обеспечивают ее достижение, развитие).
В качестве элементов профессиональной идентичности рассматриваются потребности, интересы, установки, убеждения и другие компоненты мотивационной сферы личности, которые реализуются и удовлетворяются в процессе профессионального пути. Средствами достижения профессиональной идентичности являются соответствующие знания и способности, которые обеспечивают реализацию активности, направленной на достижение заданной профессиональной идентичности [24].
В работе Т.В. Мищенко, профессиональная идентичность рассматривается к контексте профессиональной деятельности, благодаря которой у субъекта выстраивается способ профессионального взаимодействия с окружающим миром и происходит обретение смысла самоуважения. Автор уделяет внимание личностным характеристикам, обеспечивающим ориентацию в мире профессий, условиям более полной реализации личностного потенциала в деятельности, а также прогнозированию возможных последствия выбора профессии. Профессиональная идентичность предполагает понимание человеком профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо и с пользой для других выполнять свои профессиональные функции [23].
Е.Н. Кирьянова определяет профессиональную идентичность как устойчивое согласование индивидуальных признаков, условий и содержания профессии, обеспечивающее достижение на конкретном этапе определенного, субъективного уровня профессионализма, обуславливающее дальнейший профессиональный рост и возможность переноса сформированных навыков и умений в измененные условия деятельности [17].
Автором было проведено “пилотажное” исследование, направленное на изучение профессиональной идентичности как одного из факторов адаптации в социокультурной среде. Исследование показало, что профессиональная идентичность носит интегральный характер и является универсальным основанием адаптации специалистов в профессиональной сфере в рамках иной культуры. Это позволяет сделать вывод о многокомпонентности структуры идентичности. Наряду с высоким уровнем профессионализма, способностью к применению умений и навыков в условиях нового профессионального пространства, в ее структуру входят коммуникативные способности, сформированность эмоционально-волевой сферы, активность, целеустремленность, решительность, стрессоустойчивость, а также следование этическим нормам профессионального сообщества [17].
В отечественных исследованиях показано, что профессиональная идентичность – продукт длительного личностного и профессионального развития, зависящий от социальных условий. В полной мере эта идея представлена в концепции профессионгенеза Е.П. Ермолаевой [7]. Автор исходит из того, что профессиональная идентичность складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса. Анализ этапов овладения профессией и соответствующих уровней идентичности, показывает, что степень идентификации субъектом себя с профессией определяет возможности реализации преобразующей функции идентичности. Профессиональная идентичность выступает регулятором, выполняющим стабилизирующую и преобразующую функции, сочетание которых обеспечивают профессиональное самоопределение и развитие профессионала.
Стабилизирующая функция профессиональной идентичности заключается в обеспечении необходимой степени профессионального центризма и устойчивой профессионально-ментальной позиции, параметрами которой являются: константность (способность к сопротивлению изменениям), адаптивность (способность к разрушению неадекватных профессиональных стереотипов), дистантность (представление о месте профессии в семантическом, информационном и межкультурном профессиональном пространстве).
Преобразующая функция связана с направленностью на развитие, смену профессиональной позиции и зависит от 1) диапазона изменения профессионально важных качеств и степени идентификации себя с профессией – возможности адаптации выше у людей с широкой идентификацией; 2) дистанцирования образа своей профессии от других – профессиональная самоизоляция затрудняет адаптацию в изменившихся условиях и «наведение мостов» при переходе в иное профессиональное пространство; 3) системности или «рыхлости» структуры идентичности. Все эти фактора составляют преобразующий потенциал профессионала. В основе профессиогенеза лежит цикличность динамики преобразующего, стабилизирующего и реализующего компонентов. Идентичными могут считаться только профессионалы, обладающие как стабилизирующей базой, так и преобразующим потенциалом.
В данном подходе профессиональная идентичность рассматривается как компонент личности, обеспечивающий успешную профессиональную адаптацию, и как доминантный фактор профессиональной карьеры, базирующийся на компетентности, профпригодности, интересе к работе и балансе со средой.
Интересный подход к типологии идентичности на основе обращения к таким сложным явлениям как структура жизненного пути: жизненная позиция, жизненная линия, смысл жизни развивает К.А. Абульханова-Славская [1, 2]. Автор выделяет типы идентичности в соответствии с особенностями самовыражения личности в профессии:
1. Самовыражение происходит через выбор профессии, которая максимально близка к характеристикам личности. В этом случае жизненная перспектива связана с повторением ситуаций, позволяющих личности реализовывать свои возможности.
2. Выбирается профессия, дающая возможность личности двигаться по ступеням профессионального мастерства. В этом случае возникает движение, которое влечет за собой качественные изменения профессиональных позиций, с перспективой их повышения. В основе профессионального движения лежат требования и задачи трудовой деятельности, а так же развитие способностей личности.
3. Самовыражение в профессии происходит через совершенствование и развитие личностных качеств и способностей. Профессия актуализирует способности личности, находящиеся в потенциальном состоянии, открывая тем самым перспективы развития личности.
4. Самовыражение человека основано на развитии способностей и самоконтроля, самоанализа, планирования творческой активности. В этом случае личность способна к движению и развитию в профессии. А также к преобразованию условий труда в направлении необходимом для реализации собственных способностей.
Сложным в исследовании профессиональной идентичности является вопрос о месте этого феномена в общей структуре идентичности личности, а именно в отношении к полюсам "социальный – личностный". Так, понятие «профессиональная идентичность» рассматривается как конкретизация личностной идентичности применительно к содержанию и условиям профессионального становления личности [23, 24].
Надо отметить, что в большинстве работ все-таки наблюдается большее тяготение к социальному полюсу. Например, Л.Б. Шнейдер в профессиональной идентичности выделяет два важных аспекта: осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества [28].
Что же все-таки означает понятие профессиональная идентичность? С чем или с кем себя идентифицирует человек в процессе профессионального становления?
Отвечая на эти вопросы, уместно вспомнить, что профессия – это определенная деятельность, которая придает своеобразие жизни людей ее выполняющих. Но это также и отнесение субъекта к определенной группе людей, выполняющих эту деятельность, воспитанных в контексте общих требований, ценностей и разделяющих между собой многие смыслы как самой деятельности, так и культуры взаимоотношений вокруг нее. Поэтому профессиональная идентичность, хотя и формируется в ходе выполнения деятельности, но связана также с пониманием своего места в социальном мире, специфики профессионального сообщества. Именно этот аспект профессиональной идентичности зачастую уплывает из области психологического анализа.
Трудность изучения профессиональной идентичности заключается, на наш взгляд, в том, что этот вид идентичности, с одной стороны, является личностным образованием, с другой – он связан с определенным групповым членством (профессиональная группа, коллектив и т.п.). В процессе идентификации восприятие собственной принадлежности к определенной социальной категории сопровождается формированием соответствующей системы ценностей. В ходе профессионального становления субъект идентифицирует себя с себе подобными, а именно, представителями его профессии, владеющими теми или иными профессиональными качествами, или самим собой как профессионалом на определенных стадиях развития. Поэтому профессиональная идентичность в континууме личностный – социальный находится ближе все-таки к социальному полюсу и обладает свойствами социальной идентичности (самоопределение в социальной группе, принятие группового членства, категоризация и сравнение в обретении и трансформации идентичности, эффект межгрупповой дискриминации и т.д.).
Здесь нам хочется обратить внимание на проблему социальной идентичности, которая уже затрагивалась выше. Проблематика социальной идентичности в целом – достаточно молодая область исследования в психологи, что отразилось на представлениях о структуре социальной идентичности и соотношении различных видов идентичности [14]. Поэтому этническая, профессиональная, культурная, религиозная и другие виды социальной идентичности рассматривались изолированно, без анализа их взаимосвязи в рамках целостного явления. Это отразилось на методологии изучения отдельных видов социальной идентичности, в частности идентичности профессиональной.
Вопрос о месте профессиональной идентичности в общей структуре идентичности еще требует своей проработки, но логика развития научных представлений о феномене и структуре социальной идентичности и отдельных ее видов позволяет рассматривать профессиональную идентичность в качестве важнейшего элемента в структуре социального Я.
В наших исследованиях социальная идентичность рассматривается как динамическое прижизненно конструирующееся в ходе взаимодействия, социального сравнения и активного построения социальной реальности целостное образование, выступающее как система ключевых социальных конструктов субъекта [12, 13].
Мы исходим из того, что социальная идентичность представляет собой единство когнитивных, мотивационных и ценностных компонентов [12, 14]. В соответствии с этим главный фокус пригодности социальной идентичности как системы социальных конструктов находится в зоне сохранения определенности, приспособления к изменяющимся условиям социальной среды, определения своего места в социальном пространстве, построения модели поведения и прогнозирования.
В соответствии с этим подходом профессиональная идентичность может рассматриваться как область самосознания личности, в которой под влиянием деятельности и связанного с ней взаимодействия конструируется индивидуальное эмоционально окрашенное знание собственной принадлежности к профессии как целенаправленной деятельности, реализующейся в определенных профессиональных общностях. Соответственно этому знанию индивид осваивает систему ценностей, а также форм поведения, свойственных профессиональному сообществу и диктуемых целесообразностью как деятельности, так и статусно- ролевыми, ценностными, мотивационными влияниями профессионального сообщества. Профессиональная идентичность, будучи важным компонентом в структуре социальной идентичности, формируется в ходе личностного и профессионального становления и оказывает влияние на многие аспекты жизни человека.
В этом подходе подчеркивается важность и взаимосвязь как минимум следующих вопросов социального самоопределения личности: "Кто я? Что и как я делаю?" – собственно вопросы идентичности, направленные на получение знаний о самом себе в контексте существующих социальных отношений и требований деятельности. "Какой я?" – вопрос ценностей, направленный на осознание смысловых компонентов своего Я, на развитие представлений об атрибутах должного по отношению к различным ситуациям и людям. "К чему я стремлюсь?" – вопрос мотивации, эффективно ответить на который можно, только осознав первые два вопроса.
Традиционный взгляд на когнитивную составляющую профессиональной идентичности заключается, как пишет Д.Н. Завалишина, в освоении человеком норм ценностей, традиций соответствующей профессиональной группы. Данное явление отчетливо выступает в ходе профессиональной идентификации: "никакая профессиональная деятельность и личностные новообразования в ней невозможны без когнитивной активности субъекта, направленной как на познание профессионального мира, так и на самопознание" [9, с.105]. Тот же процесс можно, как отмечалось выше, назвать осознанием группового членства по отношению к соответствующей профессиональной группе. Автор считает, что назрела необходимость дополнить когнитивный компонент профидентичности особенностями отражения субъектом профессиональной деятельности профессиональной среды.
Помимо осознания себя как профессионала в процессе идентификации происходит осознание себя внутри профессиональной среды, как части профессионального пространства [15, 20, 21]. Это пространство включает в себя не только социальное окружение – коллег, подчиненных и руководителей профессионала, не только носителей некоторых профессиональных норм. В него входит и объект труда в самом широком смысле слова, то есть та реальность, на которую человек направляет свою активность. Е.В. Конева, которая изучает понятие профессиональное пространство как систему объектов, с которыми имеет дело профессионал, общность людей, с которыми он взаимодействует, круг событий, которые имеют отношение к реализации его профессиональных функций, а также степень его включенности в эти события [20, 21]. Автор показывает, что при таком понимании профессионального пространства легко установить его связь с профессиональной идентичностью: ощущение человеком себя как профессионала – это и представление себя внутри некоторого круга людей, объектов, событий и обязанностей [21].
Таким образом, профессиональная идентичность является актуальным в научном и практическом плане предметом современных психологического исследования. Это явление предстает как интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик личности, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, профессиональном сообществе и широком социальном окружении, позволяющих более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и намечать перспективы собственного развития. Профессиональная направленность и самосознание (идентичность) являются важнейшими показателями профессионального развития.
Н. Л. Иванова, доктор психол наук, профессор кафедры организационной и рефлексивной психологии Государственного университета – Высшая школа экономики (Москва)
25 12 2014
1 стр.
Желание связать «психологическую» и «социальную» идентичности привело к созданию модели, в которой идентичность рассматривается как одна из форм убеждений и проявляется при ответе
13 10 2014
1 стр.
Ю самоубийств таких учёных, как Амбрумова А. Г., Смидович С. Г., Давыдов А. А., Орлова И. Б., Войцех В. Ф., Парфёнова А. А, Розанов В. А описаны подходы к изучению самоубийств в со
13 10 2014
1 стр.
Защита состоится «8» ноября 2007 г в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д. 212. 208. 11 по философским наукам при Южном Федеральном университете по адресу: 344038, г. Ро
10 09 2014
3 стр.
Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. Определение профессии включает в се
01 10 2014
1 стр.
Женская профессиональная деятельность в Германии во второй половине XIX – XX веке
06 10 2014
1 стр.
Перечень вопросов итогового государственного экзамена для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» специализации
25 12 2014
8 стр.
Рапицата –култура на бъдещето” Р. Иванова, 2008, Издателство " Виденов & син", София, 2008
11 09 2014
1 стр.