"Профориентация молодежи"
Технические данные
Целевая группа: молодые люди в возрасте 16-22 лет
Продолжительность: 5 дней
Организаторы семинара: руководитель семинара, референты, ассистент семинара (курирование, организация)
Учебные цели:
-
научиться реально оценивать уровень своих знаний и навыков;
-
определиться с областью своих профессиональных интересов, самостоятельно выстраивать планы реализации своих профессиональных интересов;
-
рельно оценивать свои шансы в освоении той или иной профессии.
Оснащение семинара: фотографии участников семинара (любые), проектор, большие листы бумаги (ватман), рулонная бумага или обратная сторона обоев, писчая или ксероксная формата А4 (21 х 29,7 мм), чистые стены, доска, белые и цветные мелки, карточки с именами участников семинара, толстые фломастеры, ножницы, клей, самоклеящиеся полоски бумаги, скотч, журналы и газеты содержащие объявления об имеющихся вакансиях.
Рабочее помещение: комната площадью около 100 кв. м, 10 рабочих столов (для 20 человек). На каждого участника должно приходиться около 1 м свободного пространства. Чистые стены для размещения на них наглядного материала, доска.
Программа семинара
Понедельник
|
До 12.00
|
Заезд участников семинара
|
13.00
|
Обед
|
14.00
|
Открытие семинара
Приветственное слово, информация о внутреннем устройстве учреждения, в котором будет проводиться семинар.
Подробное обсуждение программы семинара, информация о распорядке дня, времени обедов и предусмотренных перерывах (образец)
|
15.00
|
Знакомство с участниками семинара
Парное интервью-опрос (образец)
Галерея участников (образец)
По окончании интервью имя собеседника записывается на отдельной карточке, которую участники могут носить на лацкане или поставить на стол. (образец)
Игра «Знакомство» (описание)
|
16.00
|
Перерыв
|
16.15
|
1. Oжидания от семинара
Oжидания, надежды и вопросы выписываются на подготовленный плакат. Участники семинара записывают свои вопросы на отдельных карточках, которые затем отсортировываются по ключевым понятиям, размещяются на плакате и вывешиваются на стене (образец)
2. Ответ на вопросы, подготовленные на плакате «Способен ли я сделать верный профессиональный выбор?»:
-
Я точно знаю, чего хочу!
-
У меня есть разные возможности, но я пока не знаю какую выбрать.
-
Я уже думал об этом, но пока не знаю, чем хочу заниматься.
-
Я еще особо не задумывался над этим.
Плакат вывесить на стeну (образец)
Обсуждение.
|
18.00
|
Ужин
|
Вторник
|
8.30
|
Завтрак
|
9.00
|
Краткий отзыв о самочувствии, опасениях участников и ожиданиях от семинара (рекомендуется делать такой опрос каждое утро).
Настроение участников семинара можно выяснить, изобразив на бумаге пять разных выражений лица: смеющеесе, улыбающеесе, нейтральное, унылое, свирепое (образец)
Написание индивидуальной биографии,
линия жизни (образец)
Опорные пункты: начальная школа, школа, высшее образование, дополнительное образование (музыкальное, художественное и т.д.), общественная деятельность, работа, хобби, спортивные увлечения, друзья, интересные события в жизни, переезд, перестройка.
Презентация собственных интересов, знаний и навыков:
-
Что меня интересует ?
-
Чему я научился раньше ?
-
Чем я действительно могу заниматься?
В конце можно задать вопрос: «Каким вы представляете свое будущее через пять лет ?» Внести вопрос в биографию.
Самостоятельная работа.
С этой целью можно использовать бумагу формата А2 (четверть ватмана) или чистую сторону обоев (длина около 60 см).
Биографии с именами вывесить на стене.
|
11.00
|
Перерыв
|
11.15
|
Представление некоторых биографий.
Возможность дополнения собственной биографии другими участниками семинара.
|
12.00
|
Краткое описание профессии своей мечты на листе бумаги формата А4.
Все это вывесить рядом с линией жизни. (образец)
|
13.00
|
Обед
|
14.00
|
«Каким я представляю свое будущее?»
Составление коллажа, работа в малых группах (образец)
Можно использовать журналы и газеты, коллажи можно дополнить рисунками и небольшими текстами.
Работа в группах должна включать совместное обсуждение, планирование и совместную работу.
|
17.00
|
Обсуждение полученных результатов на пленуме
|
18.00
|
Ужин
|
Среда
|
8.30
|
Завтрак
|
9.00
|
Тест: «Система профессионального выбора» (образец)
-
Краткая информация о предстоящем тестировании.
-
Контроль знаний и навыков участников семинара.
Могут быть включены коммуникативные игры.
|
11.00
|
Перерыв
|
11.15
|
Какого рода информация важна для правильного профессионального выбора?
Опрос по карточкам. Обсуждение результатов по необходимости (образец)
Результаты рассортировать, плакат вывесить затем на стене.
|
12.00
|
Какие профессии я могу освоить, живя в своем районе?
Совместная обработка результатов на основе проведенного опроса.
Участники высказывают свои знания, которые дополняются доцентами. Референты семинара должны располагать дополнительной информацией о популярных профессиях.
Возможности профессионального обучения размещяются на плакате и вывешиваются на стене (образец)
|
13.00
|
Обед
|
14.00
|
Подготовка посещения ведомства по труду или образовательного центра
Либо: Выступление сотрудника ведомства по труду и занятости или представителя образовательного центра
Совместное составление перечня вопросов в качестве подготовки к встрече с сотрудником.
Темы:
-
Критерии выбора профессии
-
Что необходимо для учёбы и работы
-
Профессии будущего
Вопросы участников собираются и записываются на плакат (образец)
Обсуждение
|
15.00
|
Посещение ведомства по труду или образовательного центра
|
18.00
|
Ужин
|
Четверг
|
8.30
|
Завтрак
|
9.00
|
Посещение ВУЗа или ПТУ. Беседа с одним из консультантов учебного заведения. Либо: встреча и беседа с доцентом или ректором ВУЗа
Совместное составление перечня вопросов при подготовке к посещению одного из учреждений профессионального образования или ВУЗа .
Вопросы собираются и записываются на плакат (образец)
Обсуждение с представителем учебного заведения:
-
Обучение в ВУЗе или профессионально-техническое образование?
-
Каковы шансы выпускников ВУЗа при устройстве на работу?
-
Что необходимо для обучения?
-
Роль индивидуальных навыков, полученных вне учебных заведений
Результаты собираются, записываются на плакат и вывешиваются на стену
|
13.00
|
Обед
|
14.00
|
Новые требования в сфере труда.
Какие требования к претендентам на имеющиеся вакансии упоминаются в объявлениях о рабочих местах?
Основные квалификации – что это такое и где они могут мне понадобиться?
Письменный опрос (сортировка ответов по ключевым понятиям)
Обсуждение (используя список требующихся квалификаций):
-
Самостоятельность,
-
Инициатива,
-
Знания языка,
-
Навыки работы на ПК,
-
Работа с интернетом
Либо ролевые игры: один участник рассказывает о себе, трое других - члены приемной комиссии. «Шеф» и « Служащий» – какая из этих ролей мне больше по душе?
|
16.00
|
Перерыв
|
16.15
|
Встреча с представителем предприятия.
Совместное составление перечня вопросов при подготовке к разговору с представителем предприятия. Возможные вопросы:
-
Что необходимо в рабочем мире?
-
Как могут молодые люди улучшить свои шансы на работу?
-
Как могут молодые люди наладить нужные контакты?
-
Какие возможности имеются для подтверждения своей квалификации?
Обсуждение
Результаты собираются, записываются на плакат и вывешиваются на стену (образец)
|
18.00
|
Ужин
|
19.00
|
Беседа с референтами и ассистентами на тему:
«Выбор профессии и возможности ее освоения»
|
Пятница
|
8.30
|
Завтрак
|
9.00
|
Пути реализации профессионального будущего
Презентация собственных профессиональных планов
Нахождение ведущей нити для реализации профессиональных планов
Oбсуждение
Альтернатива: Составление планa профессионального развития на следующие 10 лет:
-
Чего я хочу достичь?
-
Какие цели я хочу реализовать?
Красная нить реализации профессиональных планов
2 метра обоев (с красной полосой по середине, разделённoй на временные отрезки) вывесить поперёк на стену (образец)
|
11.00
|
Перерыв
|
11.15
|
«Могу ли я оплатить свое обучение?»
Стипендия, возможности трудовой деятельности, собственные инициативы
Опрос по карточкам
Результаты наклеить на плакат и вывесить на стену.
|
13.00
|
Обед
|
14.00
|
Индивидуальное планирование:
что конкретно я могу предпринять для реализации своих профессиональных планов сразу же после семинара, через 3 и через 6 месяцев.
|
16.00
|
Перерыв
|
16.15
|
Описание трудового процесса на основе разработанных и наглядно продемонстрированных материалов
Представление на примерах, открытое обсуждение.
|
17.00
|
Заключительное обсуждение:
-
Чему я научился на данном семинаре?
-
Какие события я вспомнил?
-
Что я почувствовал?
В зависимости от ситуации в группе можно провести открытое обсуждение выше указанных тем и наглядно представить наиболее важные ответы.
Отзывы записываются на плакате и вывешиваются на стене (образец)
|
18.00
|
Ужин
|
19.00
|
Заключительный вечер
|
© Otto Benecke Stiftung e. V. Bonn, 2003
https://www.drh-moskau.ru/obs