Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4


Проект

ТЮМЕНСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «МОЛОДЫЕ АГРАРИИ СИБИРИ»



ПРОГРАММА

«СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2015 ГОДЫ»


Тюмень, 2011


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Программа «Социальное развитие сельской молодежи юга Тюменской области на 2013-2015 годы»

Планируемый Государственный заказчик

Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области

Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области



Планируемый Координатор программы

Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области,

ГАУ Тюменской области «Центр развития сельской молодежи»



Основные разработчики программы

Тюменская региональная общественная организация «Молодые аграрии Сибири»

Цель и задачи программы

Цель программы: улучшение качества жизни и создание оптимальных условий для реализации потенциала сельской молодежи юга Тюменской области.

Задачи программы:

  1. Повышение информационной грамотности сельской молодежи;

  2. поднятие престижа рабочих сельскохозяйственных профессий;

  3. повышение электоральной активности сельской молодежи;

  4. повышение общественной активности сельской молодежи;

  5. увеличение доли сельской молодежи ведущих здоровый образ жизни на 14,24 %

Сроки и этапы реализации программы

2013-2015

Объем средств и источники финансирования

Средства бюджета Тюменской области 181 985 000 руб.


Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели ее социально-экономической эффективности



  • Увеличение доли сельской молодежи, принявшей участие в мероприятиях Программы за весь период её действия на 21,66%;

  • Повышение уровня информационной грамотности сельской молодежи;

  • Рост количества обращений в рамках электронного консультирования молодежи, проживающей в сельской местности;

  • Увеличение количества консультаций оказанных молодежи, проживающей в сельской местности в рамках электронного консультирования;

  • Увеличение объема информационного материала в средствах массовой информации и коммуникации по молодежной проблематике на селе;

  • Увеличение представителей сельской молодежи, свободно ориентирующихся в сети Интернет;

  • Увеличение спортивных площадок;

  • Увеличение в ходе реализации программы доли детей и молодежи, ведущих здоровый образ жизни, от общего числа молодежи, проживающей на селе на 14,24%;

  • Повышение спортивного потенциала сельской молодежи;

  • Увеличение количества мероприятий, проводимых для оздоровления сельской молодёжи;

  • Снижение количества правонарушений среди сельской молодежи;

  • Рост численности сельской молодежи, охваченной профилактическими акциями и мероприятиями;

  • Снижение удельного веса молодых людей-потребителей алкоголя, психоактивных веществ, табака;

  • Снижение молодежной смертности на селе;

  • Снижения уровня заболеваемости сельской молодежи;

  • Увеличение доли представителей сельской молодежи в органах власти местного самоуправления;

  • Повышение уровня активности молодых избирателей на селе, принимающих участие в голосовании на выборах в органы власти всех уровней; увеличения явки молодых сельских избирателей на выборы различного уровня;

  • Увеличение доли представителей сельской молодежи в участковых избирательных комиссиях;

  • Увеличение количества принятых нормативных правовых актов, регулирующих развитие молодежной политики на селе;

  • Повышение правовой культуры сельской молодежи;

  • Увеличение доли сельской молодежи, участвующих в выборах местного значения в качестве кандидатов в депутаты;

  • Повышение доверия сельской молодежи к работе исполнительной и законодательной власти всех уровней;

  • Воспитание и подготовка грамотного кадрового потенциала области в сфере законодательной власти;

  • Увеличение законодательных инициатив, идущих от молодежи;

  • Повышение политической грамотности сельской молодежи;

  • Увеличение молодежных парламентов, созданных в сельской местности;

  • Повышение престижа рабочих сельскохозяйственных профессий;

  • Увеличение доли квалифицированных кадров сельскохозяйственного профиля среди сельской молодежи;

  • Снижение уровня миграции молодежи из села;

  • Увеличение представителей сельской молодежи, занимающихся личным подсобным хозяйством;

  • Повышение гражданской культуры сельской молодежи;

  • Увеличение доли сельской молодежи, вовлеченной в деятельность общественных объединений;

  • Воспроизводство кадрового потенциала молодежных общественных лидеров на селе и увеличение количества соответствующих организационных мероприятий;

  • Увеличение количества социальных проектов поданных представителями сельской молодежи на конкурсы и гранты областного и местного уровня, увеличение реализованных проектов, привлечение внебюджетных средств поддержки инновационных молодежных проектов на селе;

  • Увеличение численности сельской молодежи, вовлеченных в реализацию социально значимых проектов областного и местного уровня;

  • Увеличение количества мероприятий, семинаров, круглых столов, конференций на селе и расширение количества их участников.

  • Ежегодное увеличение количества обращений в ГАУ ТО «Центр развития сельской молодежи»;

  • Снижение удельного веса сельской молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

  • Повышение внимания к проблемам сельской молодежи.




I. ХАРАКТЕРИСТИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Агропромышленный комплекс юга Тюменской области является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции на территории Уральского федерального округа. В 2010 году на его долю приходилось 23%  всей производимой в округе сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство юга Тюменской области является важной составляющей в экономике и социальной сфере региона. Удельный вес валового регионального продукта АПК равняется 8 %. В настоящее время производством сельскохозяйственной продукции занимаются 298 предприятий различных форм собственности. На долю сельскохозяйственного комплекса приходится свыше 1 млн. га посевных площадей.

По темпам роста производства продукции сельского хозяйства и по объёму производства на душу населения Тюменская область опережает остальные регионы УрФО. В Тюменской области выше средних показателей по России урожайность картофеля и овощей открытого грунта. Нужно отметить, что с каждым годом в регионе растут объемы производства сельскохозяйственной продукции. За 2010 год производство продукции животноводства в хозяйствах всех категорий возросло в целом на 3,5%. Производство молока увеличено на 4%, мяса - на 1,9%, яиц - на 2,6%. Повысилась продуктивность скота и птицы. Надой молока на корову по сравнению с 2009 годом увеличился на 4,4% и составил 5023 кг, яйценоскость кур-несушек приросла на 2,5% (до 332 штук). В животноводстве продолжается внедрение инновационных технологий с использованием лучших отечественных и зарубежных племенных ресурсов, строительство современных молочных комплексов. Доля племенного высокопродуктивного скота составляет в маточном стаде около 60%. На 1 января 2011 года поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях увеличилось по сравнению с соответствующей датой 2010 года на 1,6%, в том числе коров - на 3,9%, свиней - на 3,9%.

Развитие мелкотоварного сектора, в частности личных подсобных хозяйств жителей региона, – еще одно перспективное направление АПК. Там производится больше половины всей сельхозпродукции. К тому же деятельность личных подсобных хозяйств имеет важнейшее значение для обеспечения социальной стабильности в сельских территориях. При бюджетной поддержке по югу области на начало 2011 г. ведётся строительство 15 мини-ферм для содержания молочного скота на 25 и более голов.

Личным подсобным хозяйствам селян за 2010 год на льготных условиях продано 3756 голов племенных свиней, 863 головы племенного и улучшенного крупного рогатого скота, выдано 14,4 тыс. тонн комбикормов. Ежегодно увеличиваются объемы товарного молока, которое сдают личные хозяйства. Всего в 2010 году ЛПХ региона сдали 51 800 тонн молока.

Потребительскими кооперативами хозяйствам населения оказано услуг на сумму более 187 млн. рублей. В результате объемы товарной продукции, реализуемой частными подворьями через сельскохозяйственные потребительские кооперативы, увеличились относительно 2009 года на 7% и составили 456  млн. рублей.

Сельскими кредитными кооперативами членам-пайщикам предоставлено свыше 5,5 тыс. займов на сумму более 458 млн. рублей, из них 98% - займы гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

В то же время такой высокий уровень развития АПК в области невозможно сохранить, не решив основную проблему современного села – социально-демографическую, вызванную сокращением естественного прироста населения и усилением процесса миграции, приводящих к снижению численности населения, занятого в сельском хозяйстве Тюменской области.

На начало 2010 года численность населения проживающего на юге Тюменской области составляет 1345,2 тыс. человек. Численность сельского населения составляет 538,9 тыс. чел. – 40% от общей численности населения области. Численность сельской молодежи (население в возрасте от 14 до 29 лет включительно) составляет 124 573 человека - 23,1% от общей численности сельского населения области и 33,8% (368 765 человек) от общей численности молодежи, проживающей на юге Тюменской области. Однако статистические данные свидетельствуют о негативных тенденциях в сельской местности. В целом по общим данным 22 муниципальных районов юга Тюменской области в 2009 г. был достигнут естественный прирост населения + 410 человек. Однако эти данные не являются положительной тенденцией, т.к. естественный прирост был достигнут благодаря Тюменскому (+ 491 человек) и Уватскому (+108 человек) муниципальным районам. По большинству же районов наблюдается естественная убыль населения, особенно остро она ощущается в Абатском (-84 человека), Омутинском (-69 человек), Сладковском (-61 человек), Юргинском (-60 человек) муниципальных районах. В 2009 году естественный прирост сельского населения составил 0,76 на 1000 человек населения (для сравнения по городам юга Тюменской области он равен +4,1 на 1000 человек населения). Также в сельской местности велик коэффициент демографической нагрузки – на 1000 человек трудоспособного населения в среднем приходится 636 человек (305 человек моложе трудоспособного; 331 человек старше трудоспособного возраста) нетрудоспособного возраста – 63,6 %.

В отношении сельской молодежи наблюдаются негативные тенденции, связанные с сокращением, прежде всего, численности лиц моложе трудоспособного возраста. Если в 2005 году численность сельского населения в возрасте до 16 лет составляла 108,5 тыс., то в 2009 уже только 101,6 тыс. Наличие таких тенденций позволяет говорить о снижении в перспективе потенциала трудовых ресурсов для развития агропромышленного комплекса области, ведь психофизиологические особенности молодежи заключаются в высокой работоспособности, умении легко приспосабливаться к меняющимся условиями и быстром освоении смежные профессий.

Основным фактором, обуславливающим эти негативные тенденции, является сохраняющаяся непривлекательность условий труда и жизни в сельских поселениях для молодого поколения.

Социологическое исследование «Проблемы сельской молодежи юга Тюменской области», проведенное ТРОО «Молодые аграрии Сибири» (далее - исследование), показывает, что сегодня лишь только 28,2% молодых жителей села удовлетворены тем, как складывается их жизнь в целом. Неудовлетворенность своей жизнью в различной степени испытывают больше половины представителей молодого поколения 55,2%. Уверенность в своем будущем есть лишь у 26,9% молодых сельчан, оставшиеся 73,1% скорее не уверены в своем будущем и затрудняются сказать точно. По мнению молодежи наиболее актуальными проблемами являются проблема безработицы, трудоустройства – 64,2%, жилищные проблемы – 57,5%, алкоголизм – 56,6%, финансовые проблемы (низкая заработная плата) – 47,4%, трудности с организацией досуга – 37,7%.1

Основными проблемами трудоустройства, по мнению сельской молодежи, являются: низкая заработная плата – 59,8%, нехватка рабочих мест по специальности – 49,3%, жилищные проблемы – 39,8%. Лишь 1,5% сельской молодежи, считают, что проблем с трудоустройством на селе нет. В отличие от старшего поколения молодое поколение селян предъявляет более высокие требования к различным аспектам трудовой деятельности (содержание, условия, организация труда) и, в первую очередь, к заработной плате. Заработная плата в сельских районах значительно не высока, на начало 2010 года в среднем по муниципальным районам она составила 13 082, 47 рублей. Не так легко начать и собственное дело. Преобладающей трудностью при открытии своего дела на селе, по мнению молодежи является отсутствие денежных средств и возможностей их получения – 38,0%. Также одной из основных трудностей является неэффективность политики Правительства области в сфере поддержки предпринимательства – 18,9%. Самой незначительной трудностью является отсутствие знаний (правовых, экономических, управленческих) – 8,1%. Очень важно поднимать авторитет и социальный статус работника сельскохозяйственного труда, более активно привлекать молодежь к участию в работе потребительских кооперативов.

Жилищная проблема на селе стоит не менее остро, чем проблема трудоустройства, лишь 22,3 % (из них 7,1% в ипотеке) молодых сельчан имеют собственное жилье, 57,5% живут с родителями. Большинство молодежи имеют небольшой начальный капитал для участия в целевых программах, и считают это основной проблемой при строительстве жилья – 34,0%. Также одной из основных проблем, молодежь считает сложность в приобретении участка – 32,5%. Самой наименьшей проблемой является подведение коммуникаций к земельным участкам 15,5%.

Получение образования сельской молодежью является неотъемлемой частью развития села, т. к. высококвалифицированные специалисты, понимающие важность качественного и ответственного подхода к деятельности, суть залог успеха и поступательного развития села. Полученным образованием в сельских школах удовлетворены 57,4% молодых людей. Основными трудностями получения высшего и средне-специального образования молодежь считает высокую стоимость обучения – 57,5%, ограниченное количество бюджетных мест – 39,6%, трудности жизни в городе 37,5%. Важно и необходимо развивать и внедрять в средние учебные заведения классы профессиональной аграрной направленности с изучением основ агробизнеса, аграрной политики. Тем самым будет частично решаться вопрос с профессиональными кадрами, способными эффективно решать проблемы на селе, развивать село, т.к. со школьной скамьи у молодых ребят будет прививаться дух сельских тружеников, они будут заряжаться идеей сельскохозяйственного образования и в дальнейшем возврата на село и осуществления трудовой деятельности в нем. Молодежь, уже окончившая школу, при ответе на вопрос: «Если бы при обучении в школе существовали классы аграрной направленности, выбрали бы Вы обучение в таком классе?», в большинстве своем – 59,5% ответили положительно, что говорит о том, что такие классы необходимы.

Сельская молодежь испытывает определенные трудности и с организацией досуга, 58,8% считают, что в их поселке не созданы условия для проведения досуга. Потребности сельской молодежи в области организации досуга за последние годы выросли, но не находят реального воплощения. Это происходит на фоне сокращения культурно-досуговых учреждений в сельской местности. Если в 2005 году в сельской местности было 646 учреждений культурно-досугового типа, то на конец 2009 года осталось лишь 636 учреждений культурно-досугового типа.

Указанные проблемы сельской молодежи усугубляются отсутствием внимания со стороны местной администрации. Молодежь следующим образом оценила влияние органов государственной власти и местного самоуправления на решение основных проблем (Таблица 1).



Недостаточное внимание, которое уделяется решению конкретных проблем сельской молодежи, приводит к тому, что у нее складывается впечатление, что местная администрация относится к сельской молодежи безразлично. Ведь по мнению молодежи ответственность за решение проблем молодежи несут в первую очередь органы власти-72,5%, а лишь затем каждый индивидуально – 28,3%. Указанные факторы усиливают мотивацию миграции молодежи в города, 49,4% хотели бы уехать в город, 6,9% хотели бы уехать в другой регион, либо вообще из РФ. Только 10,2% рады, что живут на селе.
Таблица 1



Вариант ответа

Влияют в значительной степени

Влияют умеренно

Влияют мало

Не влияют

Затрудняюсь ответить

%

1.

Трудоустройство молодежи

11,1%

14,2%

32,1%

35,4%

7,2%

100,0

2.

Обеспеченность молодёжи жильем

8,9%

13,1%

30,6%

40,0%

7,4%

100,0

3.

Получение основного профессионального образования

5,4%

19,4%

28,7%

36,9%

9,6%

100,0

4.

Получение дополнительного образования

1,8%

12,4%

31,3%

41,7%

12,7%

100,0

5.

Рождаемость в молодых семьях

4,8%

14,3%

27,7%

37,9%

15,3%

100,0

6.

Деятельность молодёжных общественных организаций

6,0%

14,7%

23,9%

32,6%

22,8%

100,0

7.

Проведение досуга

5,3%

18,8%

31,4%

31,3%

13,3%

100,0

8.

Занятия спортом, искусством, хобби

8,4%

19,8%

29,8%

30,8%

11,3%

100,0

Для того, чтобы молодежь оставалась жить и работать в родном селе, в первую очередь необходимы два фактора: стабильная работа 61,6% и собственное жилье 61,1% (Таблица 2).

Сельская молодежь является одним из связующих звеньев в цепи развития агропромышленного комплекса, ведь именно на ней в будущем будет держаться продовольственная безопасность как региона, так и страны в целом. Государство решает жилищные проблемы, проблемы трудоустройства путем реализации федеральных и региональных целевых программ, выдает деньги на ведение личных подсобных хозяйств. Благодаря этим программам решаются основные проблемы села и, в частности, сельской молодежи, но для того, чтобы сохранить потенциал молодого поколения, необходимо всестороннее развитие сельской молодежи. Вышесказанное свидетельствует об актуальности разработки комплексной системы мер направленных на улучшение качества жизни сельской молодежи юга Тюменской области. Подавляющее большинство молодежи 80,9% считают, что такая программа безусловно необходима.

Таблица 2

Еще в Долгосрочной целевой программе «Основные направления агропромышленного комплекса Тюменской области» на 2008 -2012 годы, отмечено, что одной из основных причин, сдерживающих развитие отрасли, является недостаток квалифицированных управленческих кадров и основных профессий, по причине низкого уровня качества жизни в сельской местности. А ведь молодежь - это будущее села!

Ведь не зря в Посланиях Президента РФ к Федеральному собранию в 2009 – 2010 г., было отмечено следующее: «Забота о будущих поколениях – это самые надёжные, умные и благородные инвестиции. Мы продолжим политику поддержки села и в будущем. У нас есть все возможности, чтобы сделать сельское хозяйство одним из лидеров экономического роста на годы вперёд. И в результате этого улучшить и качество жизни на селе».


следующая страница>


Программа «социальное развитие сельской молодежи юга тюменской области на 2013-2015 годы»

Охватывают широкую сферу интересов современной молодежи Тюменской области и являются инициаторами проведения областных конкурсов, фестивалей молодежи. К сожалению

494.04kb.

01 09 2014
4 стр.


Программа об эффективном использовании земельных ресурсов по Зайсанскому району на 2013-2015 годы

Название программы: о программе эффективного использования земельных ресурсов по Зайсанскому району на 2013-2015 годы

141.1kb.

07 10 2014
1 стр.


Пояснительная записка к проекту районного бюджета на 2013-2015 годы

Проект районного бюджета на 2013-2015 годы разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан, на основе прогноза социально-экономического развития и бюджетных пар

122.78kb.

15 09 2014
1 стр.


Информация о Герое Советского Союза Уткине Илье Никифоровиче, уроженце деревни Дуброва Ярковского района Тюменской области

Го Союза И. Н. Уткин родился в 1922 году в деревне Дуброво Гилевского сельсовета Ярковского района Тюменской области. Учился в сельской школе, работал в колхозе имени Кирова

50.21kb.

14 12 2014
1 стр.


Информация о ходе выполнения Программы развития территории Шемонаихинского района на 2011-2015 годы по итогам 1 полугодия 2012 г

Программа развития территории Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области на 2011-2015 годы (далее – Программа) утверждена решением сессии Шемонаихинского районного масли

354.69kb.

10 10 2014
1 стр.


Начальник управления образования Президент оо сдоо

ПШ, пл, колледжи, научные общества учащихся, инициативные группы, представители общественных объединений сельской молодёжи, лидеры общественного движения «Ауыл қанаттары», «Профи»,

35.51kb.

17 12 2014
1 стр.


Программа воспитания на период с 2011 по 2015 годы чита 2011

Программа определяет механизм координации всей воспитательной деятельности в городском округе, включая основные направления работы с родителями и населением по совместному воспитан

625.32kb.

13 09 2014
5 стр.


Программа развития мангистауской области на 2011 2015 годы актау, 2012 год

Охватывает только 10% детей школьного возраста области

3274.78kb.

25 12 2014
15 стр.