Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


Комитет образования администрации городского округа «Город Чита»

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМПЛЕКСНАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

НА ПЕРИОД С 2011 ПО 2015 ГОДЫ

Чита – 2011

Программа конкретизирует и развивает основные положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в условиях образовательного пространства краевого центра в сфере воспитания и социализации детей и молодежи. Программа определяет механизм координации всей воспитательной деятельности в городском округе, включая основные направления работы с родителями и населением по совместному воспитанию детей и молодежи.
Принятые сокращения:

МСО – муниципальная система образования

МОС – муниципальная образовательная система

КО – комитет образования

ГНМЦ – Городской научно-методический центр

ОУ – образовательное учреждение

НИТ – новые информационные технологии

ОЭР – опытно-экспериментальная работа

МО – методическое объединение

МР – методическая работа



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт программы

  2. Основные понятия проекта

  3. Обоснование актуальности программы

  4. Анализ ситуации и проблем, на решение которых ориентирована Программа

  5. Цель и задачи программы
  6. Показатели и индикаторы результативности решения задач программы. Дополнительные показатели эффективности реализации Программы:


  7. Направления программы (проекты):

  • Гражданин и патриот

  • Путь к совершенству

  • Сохраним будущее (профилактика безнадзорности и правонарушений)


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Межведомственная комплексная муниципальная программы воспитания

Основания разработки программы

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Резолюция городской августовской педагогической конференции (26-27 августа 2010 года).

Приказ комитета образования от 24.09.2010 №802-а «О создании рабочих групп по разработке муниципальной комплексной программы реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период до 2015 года»


Заказчик программы

Комитет образования администрации городского округа «Город Чита»

Разработчики программы

Отдел воспитательной работы, дополнительного образования и молодёжной политики комитета образования администрации городского округа «Город Чита»

Исполнители программы

Комитет образования администрации городского округа «город Чита»

Городской научно-методический центр

Муниципальные образовательные учреждения


Цель программы

Создание условий и инновационных механизмов развития единого информационного пространства воспитания, координации всей воспитательной деятельности в краевом центре, повышения социального статуса воспитания в обществе

Задачи программы

Создание организационно-методических и финансово-экономических условий для стабильного развития городской воспитательной системы.

Обновление содержания воспитания и обеспечение достижения личностных образовательных результатов обучающимися в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Организация опыта проектирования и реализации программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся во всех типах и видах муниципальных образовательных учреждений.

Создание условий для развития системы дополнительного образования детей (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в поведении, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Организация сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования с целью расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности.

Создание муниципальной системы непрерывного повышения профессионального уровня по вопросам управления воспитательной деятельностью в ОУ.

Организация опыта работы по использованию современных форм активного сотрудничества муниципальных образовательных учреждения и семьи по вопросам воспитания и социализации детей и молодежи.

Создание системы мониторинга и контроля за реализацией Программы



Основные проекты Программы

Гражданин и патриот

Путь к совершенству

Сохраним будущее (профилактика безнадзорности и правонарушений)


Ожидаемые результаты

Позитивная динамика воспитанности и личностных образовательных результатов обучающихся (воспитанников) в муниципальных образовательных учреждениях по принятым в системе критериям и показателям.

Рост удовлетворенности родителей учащихся (воспитанников) качеством воспитательного процесса и дополнительных образовательных услуг.

Сформирован и обобщен опыт работы муниципальных образовательных учреждений по реализации программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Функционирование муниципальной системы дополнительного образования в краевом центре обеспечивает достаточный спектр для выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности большинством детей (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в поведении, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Создана и успешно функционирует система выявления и сопровождения талантливых и одаренных детей как на муниципальном уровне, так и в образовательных учреждениях.

Происходит стабильный рост числа школьников, включенных в систему дополнительного образования.

Создана и развивается система управления и оценки качества воспитания на муниципальном уровне и уровне муниципальных образовательных учреждений.


Сроки реализации программы

2011 – 2015 г.г.

Система контроля исполнения программы

Управление и контроль за реализацией программы осуществляется руководством комитета образования.

Ответственность за ход и конечные результаты реализации программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств несут перед руководством комитета образования ответственные исполнители.

Исполнители конкретных мероприятий программы определяются в соответствии с направлениями их деятельности и функциональными обязанностями.

Исполнители мероприятий предоставляют отчеты о выполнении Программы за учебный год руководству комитета образования до 1 апреля с последующим рассмотрением результатов реализации Программы на коллегии комитета образования.

Материалы отчета о реализации проекта включаются в ежегодный публичный отчет комитета образования.


Финансовое обеспечение программы

Финансирование программы проводится за счет средств краевого бюджета, бюджета города, внебюджетных источников, федеральных средств, направляемых на организацию отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

К осуществлению мероприятий привлекаются средства целевых федеральных программ, муниципальных программ: программы развития и функционирования молодёжной политики.



Годы и объемы финансирования (тыс. руб.)

2011

2012

2013

2014

2015

Всего




















Основные понятия программы

Воспитание – органически связанная с обучением деятельность, ориентированная как на формирование социально-значимых качеств, установок и ценностных ориентаций личности, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой социализации в обществе.

Воспитательная система - развивающийся во времени и в пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития личности.

Воспитательное пространство – целостная, и в тоже время динамическая (непостоянная), сеть взаимосвязанных воспитательных событий, создаваемая усилиями социальных субъектов (коллективных и индивидуальных), выступающая интегрирующим условием развития индивидуальности личности, формирования ее адаптивных способностей, социальной и культурной компетенций.

Концепция (от лат. conceptio - определенное понимание явлений, система взглядов) - определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, процесса, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений, ведущий замысел конструктивный принцип, задающий целостное видение и структуру деятельности.
Система (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. В современной науке исследование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, различных специальных теорий систем.

Системный подход - ориентация в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система.

Социализация (от лат. socialis - общественный) – процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества, обретение им собственного социального опыта.

Среда – совокупность жизненных условий, конкретное физическое и, природное и социокультурное пространство, в котором человек проявляет свою индивидуальность, реализуется как личность. В зависимости от функций выделяют социально – бытовую, трудовую и рекреационную среды. Материальным основанием каждой из них служит предметно – пространственная среда. Все среды, в которые так или иначе включён человек, обладают воспитательным эффектом.

Средовой подход – совокупность принципов и способов использования возможностей среды в реализации целей воспитания.
Обоснование актуальности программы

Образование сегодня рассматривается как важнейший стратегический ресурс развития личности, общества, государства. И его целью в современных условиях является формирование социально компетентной личности, способной к творчеству, самоопределению в условиях меняющегося мира. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося выделены в качестве ведущих приоритетов современной школы. При этом профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшей целью отечественного образования и приоритетной задачей общества и государства воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Воспитание человека, обладающего такими качествами, в условиях муниципальной воспитательной системы возможно на основе интеграции потенциальных возможностей всех ее субъектов. Поэтому вневедомственная комплексная муниципальная программы воспитания на период до 2015 года призвана стать системообразующим фактором структурного развития системы воспитания в развивающемся образовательном пространстве краевого центра, средством для его содержательного обновления в МСО.

В этих условиях актуальным становится вопрос о создании единого воспитательного пространства города на основе существующего опыта воспитательной работы образовательных учреждений. Возникает потребность координации деятельности образовательных учреждений и комитета образования по стратегическому планированию и организации воспитания на основе определения приоритетов, перспектив и механизма управления развитием системы воспитания детей и молодежи в городе Чите. Назрела необходимость анализа и обобщения опыта, корректировки целей и конкретизации содержания воспитания с учетом специфики краевого центра Забайкальского края. При этом необходимо проектирование воспитательных систем разного уровня, поиск эффективных педагогических технологий и механизмов системной организации данной работы в МСО.


Программа разработана на основе анализа практики воспитания в муниципальной системе образования города Читы, современных  нормативно-правовых, программных документов в области общего и дополнительного образования, имеет ведомственный статус. Ее реализация предполагает совместную работу комитета образования, муниципальных образовательных учреждений всех типов и видов и заинтересованных общественных институтов, учреждений, организаций и ведомств. Программа учитывает современные подходы к организации воспитания и базируется на основных понятиях гуманистической педагогики и психологии; личностно ориентированного, деятельностного, системного и средового подхода к организации и содержанию воспитания, а также теории воспитательных систем и психолого-педагогической поддержки.


Анализ ситуации и проблем, на решение которых ориентирована Программа

В муниципальных образовательных учреждениях идёт процесс создания целостных воспитательных систем, что позволяет повысить статус воспитания в образовательных учреждениях, перейти от акций и мероприятий, посвященных каким-либо датам, к планируемой целенаправленной деятельности, привлечь к проблеме воспитания широкую педагогическую, научную и родительскую общественность, гуманизировать воспитание на основе традиций российской педагогики, современных научных исследований.

Организующим фактором в деятельности воспитательных систем стали воспитательные центры, комплексы, целевые программы, социально-педагогические проекты. Повсеместно проводится мониторинг уровня воспитанности школьников. Как показывают исследования, происходит рост количества детей с высоким уровнем воспитанности (с 22,92 % в 2008 г. до 29,25% в 2010 г.). Повысился уровень необходимых условий (кадровой, методической обеспеченности) для полноценного осуществления воспитательной деятельности: если в 2006-2007 учебном году 53,8 % ОУ имели уровень таких условий выше среднего, то в 2009-2010 учебном году – 75 %.

Воспитательная система муниципального образования интегрирует воспитательные возможности различных субъектов воспитания. Определились векторы взаимодействия: школа – орган управлением образования, школа – семья, школа – социальные партнеры, школа – учреждения дополнительного образования, школа – вуз, школа – детские сообщества, школа – учреждения культуры, школа – учреждения здравоохранения. Взаимодействие всех составляющих воспитательной системы на основе социального партнерства по-новому определяет место каждого в гармоничном развитии ребенка.

Одной из составляющих воспитательной работы является организация и развитие общественного участия в управлении образованием. Практически во всех образовательных учреждениях области созданы и действует органы ученического и общественного самоуправления, призванные обеспечивать демократический, государственно-общественный характер управления. С целью обеспечение эффективности функционирования системы воспитания и дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях города Читы, а также координации деятельности структур, осуществляющих работу по воспитанию и дополнительному образованию, создан городской Координационный совет по воспитанию и дополнительному образованию. С 2010 года на городском уровне создан Совет методистов, призванный обеспечить улучшение методической работы в учреждениях.

Важное воспитательное значение имеет деятельность детских и молодёжных общественных организаций. В сорока пяти школах действует детские объединения, входящие в состав ЧГДОО «Родничок». Удельный вес воспитанников, принимающих активное участие в деятельности общественных объединений, составляет около 35%. В 15 школах созданы разновозрастные волонтёрские отряды экологической, социально-педагогической направленности.

Большую роль в совершенствовании воспитательной работы играет муниципальная система дополнительного образования, которая представлена 18-ю учреждениями. Среди них – 9 спортивных школ, Дворец детско-юношеского творчества, 2 дома детского творчества, 3 станции юных техников, 2 станции юных натуралистов, Центр детско-юношеского туризма и краеведения. На начало 2010-2011 учебного года общая занятость детей в различных формах дополнительного образования составила 84%.

Детско-юношеские спортивные школы проводят значительную работу по привлечению школьников к массовым видам спорта (ледовые праздники, Декады здоровья, спартакиады и др.). СДЮСШОР «выращивают» спортсменов, которые показывают высокие результаты не только в краевых, но и в региональных, всероссийских, международных соревнованиях. ДДЮТ, ДДТ организуют работу в художественно-эстетическом, гражданско-патриотическом, социально-педагогическом, профориентационном и других направлениях. При активном содействии СЮТ ежегодно проводятся выставки и конкурсы декоративно-прикладной, технической направленности. Особый вклад в патриотическое воспитание вносит ЦДЮТиК, развивая в городе краеведческую, военно-патриотическую, туристско-спортивную работу.


В то же время муниципальная воспитательная система краевого центра в последние годы сталкивается с рядом серьезных проблем. Социальные и экономические проблемы, возникшие в последние десятилетия, существенно ослабили институты семьи, школы, государства и их воздействие на воспитание детей. Наибольшую остроту сохраняют проблемы занятости детей «группы риска» во внеурочной деятельности, правового нигилизма, пренебрежительного отношения к ценностям здорового образа жизни и др.




2007-2008

2008-2009

2009-2010

Всего обучающихся

30975

31466

32277

Кол-во необучающихся детей (отсев)

36чел.

25чел.

9 чел.

Кол-во стоящих на учете в ПДН

337чел.

223 чел.

215 чел.

Кол-во стоящих на внутришкольном учете

796 чел.

740 чел

542 чел.

Удельный вес преступности среди несовершеннолетних

12%

8%

7,7%

Занятость трудных подростков в системе дополнительного образования

72%

69%

77%

Расширившийся в последние годы национальный состав населения региона, многоконфессиональность, различия в культурных традициях требуют, в качестве профилактики экстремизма, социальной, расовой и религиозной нетерпимости, системной работы по формированию уровня толерантного сознания жителей города Читы и, в то же время, формирования потребности в сохранении исторического наследия культурных традиций.

Многие дети не могут в полной мере использовать свое право на получение дополнительного образования, так как сеть городских УДО нельзя считать оптимальной и по географическому и по ресурсному (материально-техническому) обеспечению. Большинство учреждений находятся в приспособленных и арендованных помещениях. В Железнодорожном и Ингодинском районах дети могут бесплатно реализовать свои способности только в ДДТ № 2 (Дом детского творчества) и СЮТ № 2 (Ингодинский район).

Удаленность многих школ от образовательных, культурных центров, отсутствие их в таких районах города, как Биофабрика (СОШ № 20), Застепь (СОШ № 34), Остров (СОШ №№ 29, 46), п. Восточный (СОШ № 44, 51) и другие изначально определяют неравные стартовые условия для способных детей из отдаленных районов и малообеспеченных семей.  Существует проблема кадрового обеспечения системы дополнительного образования профессионально компетентными специалистами – их пополнения, стимулирования и подготовки к решению современных профессиональных задач.

Таким образом, несмотря на богатые традиции воспитания и достигнутые успехи, актуальными для муниципальной системы образования остается комплекс противоречий. Среди них – противоречия между быстрой сменой социальных запросов и требований к образованности и воспитанности выпускника школы и сохраняющимися традиционными подходами к содержанию и формам воспитания; неправомочное делегирование социальными институтами и обществом всей полноты полномочий по воспитанию исключительно педагогам и образовательным учреждениям; отставание процессов обновления воспитания от темпов модернизации обучения в условиях введения нового поколения образовательных стандартов.



Очевидно, что в краевом центре возникла необходимость выработки единого подхода, объединения и координации усилий в работе по воспитанию детей и молодёжи. В то же время разработка единой концепции развития системы воспитания будет способствовать созданию в каждом образовательном учреждении неповторимых саморазвивающихся воспитательных систем, в которых все участники образовательного процесса станут полноправными субъектами воспитания.
Цель и задачи программы

Цель: Создание условий и инновационных механизмов развития единого информационного пространства воспитания, координации всей воспитательной деятельности в краевом центре, повышения социального статуса воспитания в обществе

Задачи:

  • Создание организационно-методических и финансово-экономических условий для стабильного развития городской воспитательной системы.

  • Обновление содержания воспитания и обеспечение достижения личностных образовательных результатов обучающимися в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

  • Организация опыта проектирования и реализации программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся во всех типах и видах муниципальных образовательных учреждений.

  • Создание условий для развития системы дополнительного образования детей (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в поведении, находящихся в трудной жизненной ситуации).

  • Организация сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования с целью расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности.

  • Создание муниципальной системы непрерывного повышения профессионального уровня по вопросам управления воспитательной деятельностью в ОУ.

  • Организация опыта работы по использованию современных форм активного сотрудничества муниципальных образовательных учреждения и семьи по вопросам воспитания и социализации детей и молодежи.

  • Создание системы мониторинга и контроля за реализацией Программы

  • Качественная (количественная) оценка результатов реализации программы

следующая страница>


Программа воспитания на период с 2011 по 2015 годы чита 2011

Программа определяет механизм координации всей воспитательной деятельности в городском округе, включая основные направления работы с родителями и населением по совместному воспитан

625.32kb.

13 09 2014
5 стр.


Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2016 годы Дон-Терезин, 2011

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

14565.38kb.

16 12 2014
77 стр.


Информация о ходе выполнения Программы развития территории Шемонаихинского района на 2011-2015 годы по итогам 1 полугодия 2012 г

Программа развития территории Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области на 2011-2015 годы (далее – Программа) утверждена решением сессии Шемонаихинского районного масли

354.69kb.

10 10 2014
1 стр.


Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы Москва, 2011

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе фгос и с учетом умк «Перспектива»

3798.36kb.

16 12 2014
18 стр.


Проект «Программа развития территории г. Уральска на 2011-2015 годы»
1154.88kb.

15 09 2014
7 стр.


Рабочая программа по технологии 1-4 классов начального общего образования на период 2011-2016 годы

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личн

1354.96kb.

08 10 2014
6 стр.


Программа социально экономического развития муниципального района салаватский район на 2011 2015 годы

Комплексная программа социально – экономического развития муниципального района салаватский район на 2011 – 2015 годы

981.43kb.

14 12 2014
6 стр.


Программа социально-экономического развития городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2011-2015 годы

Комплексная инвестиционная программа социально экономического развития городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2011-2015 годы

623.43kb.

08 10 2014
2 стр.