Перейти на главную страницу
Наименование |
Комплексная инвестиционная программа социально - экономического развития городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2011-2015 годы (далее – Программа) |
Дата принятия решения о разработке КИП |
20 сентября 2010 года |
Основание для разработки программы |
1. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года; 2. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21.10.2009 года № 384 «О Концепции развития монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан»; 3. Постановление главы Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 20.09.2010г. № 2124-р «О создании рабочей группы по разработке Комплексной инвестиционной программы социально-экономического развития городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2011-2015 годы»
|
Основные разработчики КИП |
Администрация городского округа город Салават Республики Башкортостан |
Цели и задачи КИП |
Цели: сохранение и развитие человеческого капитала на основе качественного совершенствования системы здравоохранения и образования, формирования эффективной системы подготовки кадров, создания комфортной социальной среды, благоприятной для физического и духовного совершенствования горожан, их профессиональных, интеллектуальных и личностных качеств; обеспечение устойчивого экономического роста на основе перехода экономики городского округа на модель инновационного развития, предусматривающую выпуск наукоемкой, высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, эффективное использование природного, производственного, трудового и научного потенциала, построение целостной инфраструктуры с целью сохранения социальной стабильности, повышения уровня и качества жизни населения города. Задачи: создание условий для стабильного развития эффективных производств местных товаров и услуг с целью повышения их конкурентоспособности; рост производства товаров и услуг за счет привлечения инвестиций в основной капитал, формирование благоприятной среды для развития бизнеса; стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности с целью модернизации производства и инфраструктуры; повышение эффективности использования ресурсов; развитие дорожной сети городского округа, транспортной инфраструктуры, связи и информационных технологий; развитие жилищного строительства и жилищно- коммунального хозяйства; создание условий для динамичного социально-экономического развития города; обеспечение энергетической безопасности, а также бесперебойной работы коммунальных систем жизнеобеспечения;
|
|
обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды. |
Стратегические направления КИП |
обеспечение и диверсификация занятости населения; диверсификация экономической базы за счет развития малого и среднего бизнеса; развитие человеческого потенциала городского округа; развитие городской среды, изменение имиджа городского округа. |
Сроки и этапы реализации КИП |
2011-2015гг. |
Основные мероприятия, ключевые инвестиционные проекты КИП |
1. Реализация муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальных учреждениях и предприятиях городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2010-2014 годы» 2. Реализация городской программы «Развитие малоэтажного жилищного строительства в городском округе город Салават Республики Башкортостан «Свой дом» 3. Строительство установки ЭЛОУ-АВТ-6 4. Строительство комплекса каталитического крекинга вакуумного газойля 5. Организация производства энергосберегающего стекла 6. Строительство детского дошкольного учреждения в МР-3 Восточного жилого района 7. Реализация программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан на 2010-2011 годы
|
Ключевые целевые показатели КИП |
В результате реализации программных мероприятий к 2015 году планируется: снижение доли работающих на градообразующих предприятиях до 13,1 % от численности экономически активного населения; снижение уровня зарегистрированной безработицы до 1,0 %; дополнительно создать 717 постоянных рабочих мест в период реализации проектов; увеличение средней заработной платы до 22080 рублей; объем отгруженных товаров, работ, услуг составит 145751,2 млн.рублей, из них на долю градообразующего предприятия придется 85,6 % в общегородском объеме отгруженных товаров, работ, услуг; объем привлеченных внебюджетных инвестиций составит 45414,3 млн.рублей; доля собственных доходов бюджета сохранится на уровне 81,4% |
Механизм управления реализацией КИП |
организационно-экономический нормативно-правовой финансово-экономический социального партнёрства информационно-коммуникационный
|
Источники и объемы финансирования КИП |
Федеральный бюджет-13,5 млн.рублей Бюджет Республики Башкортостан-2743,6 млн. рублей Бюджет городского округа город Салават-931,9 млн. рублей Собственные средства предприятий-56496,0 млн. рублей |
Родившийся одновременно с комбинатом №18 рабочий поселок более года просуществовал без имени. Только 7 июня 1949 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему было присвоено имя башкирского национального героя Салавата Юлаева.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1954 года поселок Салават преобразован в город Салават.
В настоящее время Салава́т (башк. Салауат) - один из крупных промышленных центров Республики Башкортостан с населением 155,3 тыс.человек.
В соответствии с проведенным референдумом и на основании Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2006 года город Салават приобрел статус городского округа.
Город расположен на юге Башкортостана, на левом берегу реки Белой (приток Камы), в 152 км к югу от Уфы. В городе проживают представители более 40 национальностей: русские, башкиры, татары и другие.
Мероприятия, направленные на минимизацию последствий кризиса на экономику и социальную сферу, исполнения бюджета городского округа в полном объеме, позволили сохранить социальную и финансовую стабильность и достичь к концу 2009 года определенных показателей.
№ |
Наименование показателей |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Оценка 2010г.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. |
Отгрузка продукции собственного производства промышленными предприятиями (млн. руб.) |
102874,1
|
121996,9
|
83509,5
|
122323,1
|
2. |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (млн. руб.) |
9265,3 |
10778,5 |
7017,8 |
3087,4 |
3. |
Оборот розничной торговли (млн. руб.) |
9182,7 |
11168,4 |
13003,5 |
13228,3 |
4. |
Оборот общественного питания (млн. руб.) |
269,7 |
346,5 |
399,5 |
426,9 |
5. |
Объем платных услуг (млн. руб.) |
2697,5 |
3413 |
3905 |
4368,7 |
6. |
Ввод в эксплуатацию жилых домов м2 |
45561 |
56341 |
56703 |
23808 |
7. |
Начисленная номинальная среднемесячная заработная плата на одного работающего (руб.) |
13090 |
15846,7 |
16520,0 |
17300,0 |
8. |
Доходы бюджета –всего (млн. руб.) в т.ч. собственные доходы (млн. руб.) |
1396,7 |
1761,7 |
1781,3 |
1456,7 |
1038,1 |
1133,2 |
1039,7 |
1039,6 |
За 2009 года индекс промышленного производства составил 90,2%. Оборот предприятий, организаций по всем видам экономической деятельности (по полному кругу) составил 87419,2 млн. рублей. Объем отгруженной промышленной продукции по обрабатывающим производствам составил 73925,6 млн.рублей., по производству и распределению электроэнергии, газа и воды 3978,8 млн.рублей. Ожидаемая оценка на 2010 год по объему отгруженной промышленной продукции по обрабатывающим производствам составит 88123,0 млн.рублей, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды 4349,6 млн.рублей.
Развитие промышленности в округе определяет вид экономической деятельности: производство кокса, нефтепродуктов. Доминирующее положение в данном виде деятельности занимает ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».
Удельный вес продукции общества в объеме отгруженной продукции по полному кругу предприятий за 2009 год достиг 80,6%. За 2009 год индекс физического объема производства продукции составил 89,8%. Объем отгруженной продукции 67316,6 млн. рублей, темп роста 64,2% к уровню 2008 года. В 2010 году объем отгруженной продукции ожидается в размере 107604,6 млн. рублей, темп роста к 2009 году 159,8%.
Динамично развивающимся видом экономической деятельности в городском округе является производство прочих неметаллических минеральных продуктов, представленное предприятием ОАО «Салаватстекло». За 2009 год отгружено продукции на 3963,4 млн. рублей, темп роста к 2008 году составил 82,6%. Удельный вес отгруженной продукции ОАО «Салаватстекло» в объеме отгруженной продукции по полному кругу предприятий за 2009 год составил 4,7%. В 2010 году объем производства промышленной продукции ожидается в размере 4539,8 млн. рублей, объем отгруженной продукции в ценах соответствующих лет составит 4699,3 млн. рублей.
Важным видом экономической деятельности промышленности является производство машин и оборудования. В машиностроительном комплексе республики одним из крупнейших предприятий Башкортостана является ОАО «Салаватнефтемаш», которое занимает в городском округе третье место по объему производства. За 2009 год индекс физического объема производства продукции составил 90,1%. Отгружено промышленной продукции на 1079,4 млн.рублей, темп роста составил 82,2%.
Ядром промышленного производства, определяющим экономическую базу, рынок труда и уровень жизни населения города, является градообразующее предприятие ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».
Перечень производимой Обществом продукции насчитывает более 120 наименований.
Сведения о финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Наименование показателя |
2008 год
|
2009 год
|
6 месяцев 2010 года |
Выручка, тыс.руб. |
104 893 797 |
67 755 887 |
55 634 727 |
Валовая прибыль, тыс.руб. |
36 135 802 |
14 387 332 |
17 968 157 |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), тыс.руб. |
5 711 692 |
-3 241 440 |
1 864 607 |
Рентабельность собственного капитала, % |
23,8 |
-15,7 |
8,29 |
Рентабельность активов, % |
9,6 |
-4,7 |
2,75 |
Показатели |
НПЗ
|
ГХЗ
|
Информация по прочей деятельности |
Итого
|
Общая величина выручки, млн.руб. |
49954,7 |
6758,0 |
11043,2 |
67755,9 |
Финансовый результат (балансовая прибыль). млн.руб |
2400,1
|
-676,5
|
-5562,2
|
-3838, 6
|
Общая балансовая величина активов ,млн.руб |
12224,1
|
2726,6
|
54758,3
|
69709,0
|
Общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы, млн.руб |
1441,3
|
321,5
|
5636,1
|
7398,9
|
Первичным отчетным сегментом, принимая во внимание риски, которым подвержена деятельность Общества, является операционный сегмент — производство продукции НПЗ (нефтеперерабатывающий завод), т.к. на него приходится 73 % выручки предприятия.
Поскольку предприятие производит продукцию и товары, реализуемые как на внутреннем рынке, так и на экспорт, на одном оборудовании, из одних и тех же материалов, непосредственно на территории заводов, расположенных в г. Салавате , то одним из факторов риска является цена на отдельные виды ресурсов (нефть, газ, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.). Также инфляция может оказать существенное влияние на финансово-экономические показатели деятельности предприятия в обозримом будущем, при этом изменение цен на отдельные виды товаров (работ, услуг) может как положительно, так и отрицательно отразиться на отдельных видах доходов (расходов) ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».
Слабости предприятия в части нестабильности внешних условий бизнеса являются уязвимыми местами в конкуренции. Рост спроса дает Обществу шансы на успех при использовании ее трудовых и материальных ресурсов.
С этой целью в Обществе разработана и утверждена Стратегия развития ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» до 2020 года. Основные выводы стратегии заключаются в том, что ОАО «СНОС» будет стремиться расширять существующие нефтехимические производства в связке с осуществлением проектов по добавлению новых установок и модернизации НПЗ. В области производства минеральных удобрений основной акцент делается на модернизацию производства по увеличению мощности и качества производимых продуктов. Стратегия развития компании до 2020 года предполагает инвестиции в размере 100 млрд. рублей.
Муниципальные финансы. В 2010 году прогнозная сумма поступлений налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет оценивается в сумме 1 039,6 млн.рублей на уровне 2009 года, безвозмездных перечислений в виде субвенций, субсидий в сумме 417,1 млн.рублей, что ниже уровня 2009 года на 324,5 млн.рублей.
В структуре доходов бюджета городского округа налоговые и неналоговые доходы составляют 71,4 % , безвозмездные перечисления в виде субвенций, субсидий – 28,6 % . Основными источниками налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа в 2009 году являются :
- налог на доходы физических лиц - 35,72%;
- налоги на имущество- 33,72%;
Расходная часть бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан по ожидаемой оценке за 2010 год составит 1 482,0 млн. рублей ( без учета расходов, осуществленных за счет внебюджетных источников) , что ниже уровня 2009 года на 319,7 млн. рублей или 17,8 процентов.
Основная доля в структуре расходов бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан в 2010 году приходится на следующие отрасли:
- «Образование» - 52 %,
- «Здравоохранение» - 21,4 %,
- «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 12,5 %.
В 2009 году доля расходов по данным отраслям составила:
- «Образование» - 42,5 %,
- «Здравоохранение» - 17,5 %,
- «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 27,0 %.
Значительное изменение доли расходов за период 2009-2010 гг. по вышеуказанным отраслям в общем объеме расходов бюджета объясняется уменьшением объема финансирования из республиканского бюджета и средств, поступивших от государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках реализации адресной целевой программы на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Резервы поступлений в доход бюджета городского округа:
- начисление земельного налога по земельным участкам, находящимся под многоквартирными домами.
- проведение мероприятий по выявлению новых объектов недвижимого имущества, земельных участков для привлечения их к налогообложению. В связи с этим необходимо усилить взаимодействие ИФНС по г.Салават РБ с Росрегистрацией в рамках совместного приказа №19-04/158/156 и с Администрацией городского округа в рамках заключенного соглашения с использованием программного комплекса «ЗУМО».
- утверждена программа приватизации муниципального имущества;
- проводится оценка эффективности и целесообразности приватизации муниципальных унитарных предприятий в тех секторах экономики, где возможно привлечение частного сектора и создание конкурентного рынка (баня, гостиница, рынок)
- продолжаются мероприятия по изменению типа муниципальных учреждений в автономные, с целью увеличения объема предоставления услуг населению без привлечения дополнительных бюджетных средств.
Строительство. В 2009 году объем работ, выполненный предприятиями и организациями собственными силами по виду деятельности «Строительство» составил 2046 млн. рублей, введено в эксплуатацию 56703,0 кв.м жилья. Кризис существенно оказал отрицательное влияние на сложившиеся тенденции на рынке жилья. В 2010 году по оценке ожидается ввод жилья в 23808 кв.м.
В настоящее время продолжается строительство многоквартирных домов в микрорайонах №2,4, микрорайоне 94-95 за счет средств дольщиков. По оценке в 2010 году планируется ввод 23,8 тыс.кв.м жилья.
Наименование показателя |
ед. изм. |
2005 год |
2006 год |
2007 год
|
2008 год
|
2009 год
|
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, всего |
млн.руб. |
10340,1 |
7380,8 |
9265,3 |
10778,5 |
7017,8 |
Темп роста (снижения) к предыдущему году |
% |
- |
71,4 |
125,5 |
116,3 |
65,1 |
По крупным и средним промышленным предприятиям |
млн.руб. |
8440,2 |
6024,8 |
7120,4 |
8174,4 |
5492,0 |
Темп роста (снижения) к предыдущему году |
% |
- |
71,3 |
118,2 |
114,8 |
67,2 |
ОАО «СНОС» |
млн.руб. |
5546,6 |
4625,4 |
5265,0 |
5535,0 |
4613,0 |
Темп роста (снижения) к предыдущему году |
% |
- |
83,4 |
113,8 |
105,1 |
83,3 |
Удельный вес ОАО «СНОС» в общем объеме инвестиций |
% |
53,6 |
62,7 |
56,8 |
51,4 |
65,7 |
Открыты: торговый центр «Велес, торговый комплекс «Гостиный двор», торговый павильон ООО ТСК "Городской рынок».
Осуществлена реконструкция здания кинотеатра "Родина" под историко-краеведческий музей. Проведена реконструкция плавательного бассейна "Вега".
Объем финансирования мероприятий Программы социально-экономического развития городского округа город Салават Республики Башкортостан до 2010 года составил 15322,81 млн.рублей или 80,7% от плана (18983,75 млн.руб.), в том числе:
-федеральный бюджет – 19,3 млн.руб., при плане 303,1 млн.руб. (6,4%);
- бюджет РБ - 100,1 млн. руб., при плане 475,7 млн.руб. (21,0%);
- местный бюджет - 233,5 млн. руб., при плане 307,2 млн.руб. (76,0%);
-внебюджетные источники – 14970,0 млн. руб., при плане 17897,8 млн.руб. (83,6%).
На территории городского округа хорошо развита телефонная связь.
Показатели |
Ед. изм. |
2009 |
2010 |
Розничный товарооборот |
млн. руб. |
9216,1 |
9921,2 |
на 1 жителя |
руб. |
59216 |
63905 |
Темп роста в сопоставимых ценах |
% |
107,4 |
107,9 |
Оборот общественного питания |
млн. руб. |
282,5 |
320,2 |
Темп роста в сопоставимых ценах |
% |
110,7 |
113,4 |
Сегодня потребительский рынок города Салават насчитывает 950 предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения общей площадью 83тыс. 382 кв. м. Среди них:
- предприятия, реализующие продовольственные товары – 198;
- предприятия, реализующие непродовольственные товары – 199;
- предприятия общественного питания – 127;
- рынок – 1;
- киоски – 80;
- остановочные павильоны – 69;
- оптовые предприятия – 15;
- предприятия бытового обслуживания– 261.
В городе Салават успешно развиваются хлебопекарни, выпускающие и реализующие хлеб и хлебобулочные изделия населению: ООО «Салаватский пищевик», ООО «Продтовары», ООО «Союз Р-Т», ООО «Новая волна», ИП Борзенко В.В, ИП Рукавишников А.И., ИП Кашин Е.Г., ООО «Промпит», ИП Баширов Р.Р.
Товаропроизводители, реализующие мясные полуфабрикаты: ООО «Промпит», ИП Гребенчикова, ИП Торлакъян, ООО «Уральский купец», ИП Субхангулова, ООО «Сакмар».
Товаропроизводители, реализующие кондитерские изделия: ООО «Салаватский пищевик», ООО «Ортикон», ООО «Промпит».
Жилищно-коммунальное хозяйство.
Жилищный фонд городского округа город Салават насчитывает 3203,2тыс. кв.м. На 1 января 2010 года в городском округе действовали 9 управляющих организаций, 5 товариществ собственников жилья, 1 жилищный кооператив. На проведение капитального и текущего ремонта жилищного фонда за 2009 год израсходовано 751589,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств собственников помещений – 371257,8 тыс. рублей, за счет субсидий -380331,6 тыс. рублей.
Несмотря на выделение средств на проведение капитального ремонта нарастает износ основных фондов, снижается надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения, приходит в аварийное состояние жилищный фонд.
Выполнение работ по благоустройству территорий городского округа город Салават за 2009 год составило 90 577,421 тыс.рублей, что составляет 85 % к соответствующему периоду 2008 года (106 494,31тыс.руб.).
|
Показатели |
2009 |
2010 |
Оценка (+ , -)
|
1 |
Всего зарегистрировано субъектов малого предпринимательства (единиц) |
4788
|
4814
|
+26
|
|
в том числе: |
|
|
|
1.1 |
средних предприятий (от 101 до 250 человек) |
16 |
16 |
- |
1.2 |
малых предприятий ( до 100 человек) |
103 |
189 |
+86 |
1.3 |
микро предприятий (до 15 человек) |
1162 |
1128 |
-34 |
1.4 |
индивидуальных предпринимателей |
3498 |
3467 |
-31 |
1.5 |
Крестьянских фермерских хозяйств |
9 |
14 |
+5 |
В 2007 году доля налоговых поступлений от деятельности всех субъектов малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в местный бюджет составляла 7,3%, в 2009 – 8,5%.
На территории городского округа поддержку субъектам малого и среднего бизнеса оказывают следующие структуры:
Наименование показателя |
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
2009 год
|
Число родившихся |
1458 |
1596 |
1684 |
1745 |
Число умерших |
1932 |
1934 |
1997 |
1952 |
в том числе детей в возрасте до 1 года |
13 |
9 |
22 |
15 |
Естественный прирост (+), убыль (-) |
-474 |
-338 |
-313 |
-207 |
Число прибывших |
1863 |
2043 |
1983 |
1710 |
Число выбывших |
2082 |
2052 |
1897 |
1671 |
Миграционный прирост(+), снижение(-) |
-219 |
-9 |
86 |
39 |
Численность населения городского округа |
156271 |
155925 |
155778 |
155596 |
Численность городского округа по статистическим данным составила на 1 января 2000 года 155918 человек, на 1 января 2010 года – 155596 человек. Численность населения за 10 лет сократилась на 322 человека или на 0,2%. Тенденция изменения численности в целом положительная.
|
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Численность постоянного населения на конец года, человек |
155918 |
156964 |
156271 |
155925 |
155778 |
155596 |
моложе трудоспособного возраста |
29760 |
24495 |
23666 |
23407 |
23261 |
23185 |
Удельный вес лиц, моложе трудоспособного возраста,% |
19,1 |
15,6 |
15,1 |
15,0 |
14,9 |
|
в трудоспособном |
96954 |
102754 |
102278 |
101743 |
101394 |
101327 |
Удельный вес лиц трудоспособного возраста,% |
62,2 |
65,5 |
65,5 |
65,3 |
65,1 |
|
старше трудоспособного |
29204 |
29715 |
30327 |
30775 |
31123 |
31084 |
Удельный вес лиц, старше трудоспособного возраста,% |
18,7 |
18,9 |
19,4 |
19,7 |
20,0 |
|
Показатели распределения населения по возрастным группам постепенно ухудшаются. Численность населения моложе трудоспособного возраста и в трудоспособном возрасте сокращается, а число лиц пенсионного возраста растет.
Мировой финансово-экономический кризис положил начало негативному влиянию на рынок труда как в целом в стране, так и в городском округе город Салават. Уровень зарегистрированной безработицы по городскому округу город Салават на 1 января 2010 года составил 1,59%. В 2008 году соответственно 1,25%. Численность зарегистрированных безработных увеличилась на 364 человека и на 01.01.2010г. составила 1337 чел. (на 01.01.09г – 973 чел.). Среднегодовой уровень безработицы составил 1,65%.
При содействии службы занятости нашли работу 4214 человек (61,4% от обратившихся за содействием в поиске подходящей работы за отчетный период), из них 41,4% - безработные граждане.
По всем направлениям Республиканской программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в 2009 году по городскому округу затрачено средств в объеме 23827,7 тыс.рублей.
Социальная защита населения. Управлением труда и социальной защиты населения Минтруда РБ по г. Салавату проводится системная работа по реализации социальной политики в отношении семьи и детей. Немаловажным вопросом является предоставление в полном объеме установленных законодательством мер социальной поддержки населения, обеспечение своевременной выплаты всех видов ежемесячных пособий и компенсаций (малообеспеченным и многодетным семьям, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, малообеспеченные семьи, имеющие детей до 16 (18) лет, многодетные семьи и другие категории населения, нуждающегося в социальной поддержке)
Образование. В сеть образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования входит 80 образовательных учреждений, в том числе:
- 45 дошкольных образовательных учреждений с охватом 7180 детей;
- 26 общеобразовательных учреждений
- 8 учреждений дополнительного образования.
В городе созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития)
На протяжении последнего десятилетия число детских дошкольных учреждений не увеличивалось. С учетом демографической ситуации (рост рождаемости) наметилась отрицательная тенденция по обеспеченности местами в детских дошкольных учреждениях, которая является по - прежнему одной из важнейших. Для ее решения необходимо строительство новых детских садов и реконструкция и восстановление детских садов, отданных под административные здания и офисы (в период незаполняемости ДОУ из-за низкой рождаемости).
Для сохранения культурного наследия города в 2007-2009 годах произведена реконструкция кинотеатра "Родина" под историко-краеведческий музей на сумму 31,4 млн. рублей.
В учреждениях культуры города работают 81 творческих коллективов, объединений и кружков.
Уделяется большое внимание занятости детей в летний период, раскрытию их творческих талантов – проводятся детские фестивали, конкурсы, работают кружки художественной самодеятельности, студии, активно ведется работа национально-культурных центров и объединений при КДЦ «Агидель».
Профессиональное искусство представлено в городе творческими силами Салаватского Государственного башкирского драматического театра, Салаватского музыкального колледжа, муниципального учреждения «Детская музыкальная школа» и творческим союзом художников.
На сегодняшний день значительно улучшена материально-техническая база Централизованной библиотечной системы.
В системе здравоохранения города работает 2877 человек, из них врачей 414, средних медицинских работников 1190, младшего медицинского персонала 559.
Укомплектованность врачами составляет 90,5 %, обеспеченность средним медицинским персоналом составляет 98,5%. Недостаточно врачей педиатров, терапевтов и узких специалистов по специальностям: рентгенологов, анестезиологов, эндокринологов, аллергологов, психиатров, офтальмологов, наркологов, врачей скорой медицинской помощи, стоматологов, онкологов, акушер-гинекологов, бактериологов, невропатологов.
Физическая культура и спорт. Администрацией городского округа город Салават уделяется большое внимание укреплению здоровья граждан, созданию условий для приобщения всех категорий населения к физической культуре и спорту. На сегодняшний день в городском округе город Салават Республики Башкортостан имеется: 2 стадиона, 132 плоскостных спортивных сооружений, 133 спортивных залов, ледовый дворец спорта, легкоатлетический манеж, 8 плавательных бассейнов из них 3 открытых, 8 оборудованных лыжных баз, 11 стрелковых тиров, горнолыжная трасса, трасса мотокросса и стрелковый стенд.
Ежегодно проводится общегородская лыжная гонка, легкоатлетический забег «Кросс наций», участие в котором принимают все желающие.
За 2009 год спортивными организациями города подготовлено 12 мастеров спорта России, 44 кандидатов в мастера спорта России.
Молодежная политика. Целью государственной молодежной политики является создание условий для всестороннего развития молодежи и ее адаптации к самостоятельной жизни, обеспечение защиты прав и законных интересов молодых граждан, поддержка талантливой молодежи, детских и молодежных общественных объединений.
Основными направлениями деятельности комитета по делам молодежи администрации являются: патриотическое воспитание детей и подростков, организация досуга молодежи, профилактика асоциальных проявлений в подростковой среде, социально-психологическая помощь, работа с детскими и молодежными общественными организациями, помощь молодым семьям в приобретении жилья.
Одним из важных направлений является решение социальных проблем молодежи. В рамках реализации Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003-2010 годы и подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» 126 семей стали участниками программы, 202 семьи подали документы на участие в федеральной подпрограмме.
При содействии ГУ Центр занятости населения г.Салавата осуществляется трудоустройство молодежи.
В целях организации здорового досуга подростков и молодежи при комитете по делам молодежи функционирует муниципальное учреждение «Молодежный центр «Ровесник». Работа ведется по трем направлениям в 9 кружках и секциях: спортивные секции по карате, айкидо, кикбоксингу, скалолазанию и альпинизму, ансамбли бальных и эстрадных танцев, школа авторской песни, военно-патриотический клуб «Ватан». Большую работу по профилактике асоциальных проявлений в подростковой среде проводит Центр психологической помощи «Доверие».
Уровень и качество жизни населения. На территории городского округа по итогам 2009 года среднемесячная заработная плата одного работающего выросла по сравнению с началом года на 4,2% и достигла на 1 января 2010 года 16520,0 рублей.
Денежные доходы населения
|
2007 |
Уд. вес |
2008 |
Уд. вес |
2009 |
Уд. вес |
2010 оценка
|
Уд. вес |
Денежные доходы населения- всего, в том числе: |
17520,5 |
100 |
22503,6 |
100 |
29900 |
100 |
32830 |
100 |
Доходы от предпринимательской деятельности |
5650,7 |
32,3 |
9106,3 |
40,4 |
12093 |
40,4 |
13278 |
40,4 |
Оплата труда |
9239,4 |
52,7 |
10054,8 |
44,7 |
13368 |
44,7 |
14678 |
44,7 |
Социальные трансферты в том числе пенсии пособия и социальная помощь стипендии |
1941,3 1686,7 235,7
|
11,1 |
2614,8 2259,3 329,6
|
11,6 |
3472,5 3000,4 437,7
|
11,6 |
3812,8 3294,4 480,6
|
11,6 |
Доходы от собственности |
123,4 |
0,7 |
153,6 |
0,7 |
204 |
0,7 |
224 |
0,7 |
Другие доходы |
565,7 |
3,2 |
574,1 |
2,6 |
762,4 |
2,6 |
837,1 |
2,6 |
Денежные доходы в расчете на 1 жителя в месяц (руб.) |
9364 |
х |
12038 |
х |
16014 |
х |
16952 |
х |
Денежные доходы населения в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличились на 4983,1 млн. рублей, из них на 3455,6 млн. рублей возросли доходы от предпринимательской деятельности, рост оплаты труда составил 815,4 млн. рублей.
Денежные доходы населения в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличились на 7397 млн. рублей. Рост доходов за счет оплаты труда связан с увеличением заработной платы на крупных предприятиях города, а также переходом бюджетных учреждений на новую систему оплаты труда со второго полугодия 2008 года.
По оценке за 2010 год ожидается рост денежных доходов населения в сумме 1683,8 млн. рублей, за счет увеличения доходов от предпринимательской деятельности на 4,8 % , увеличения заработной платы в среднем на 5 % (на 668,4 млн. рублей), увеличения социальных трансфертов на 340,3 млн. рублей.
Денежные доходы в расчете на 1 жителя в месяц по оценке в 2010 году возрастут по сравнению с 2009 годом на 5,9% и составят 16952,0 рублей.
2.Основные проблемы социально-экономического развития городского округа город Салават Республики Башкортостан
Проблем, стоящих перед городским округом, чрезвычайно много, как обусловленных общей ситуацией в стране, так и специфических. Для целей долгосрочного планирования развития необходимо выделить те, решение которых имеет стратегическое значение, окажет комплексное влияние на улучшение социально-экономической ситуации в муниципальном образовании, предотвратит возможные масштабные негативные последствия в будущем.
Наличие такого крупного предприятия как ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»» на территории городского округа является ограничительным фактором дальнейшего развития экономики города. На протяжении последних 10 лет структура экономической базы существенно не менялась, и нет предпосылок для ее кардинального изменения в будущем.
Производственная деятельность вне градообразующего предприятия находится на более низком уровне, и это приводит к тому, что высокий средний уровень заработков на одном предприятии формирует уровень потребительских цен для всего населения города. Для городского округа характерен значительный разрыв между средней зарплатой в промышленности и в бюджетной сфере.
Электрическим транспортом (трамваем) осуществляется более 50% перевозок пассажиров в общем объеме внутригородских пассажирских перевозок. Парк трамвайных вагонов, насчитывающий 70 единиц подвижного состава, имеет износ более 64,3%. При нормативном сроке эксплуатации 16 лет – 45 вагонов эксплуатируются за нормативным сроком амортизации. За последние 10 лет было приобретено 14 трамвайных вагонов, списано 28 вагонов. В настоящее время потребность в вагонах составляет 10 единиц.
Город Салават расположен в близости к столице Республики Башкортостан Уфе и непосредственной близости к Стерлитамаку. В Уфе концентрируются основные финансовые и товарные потоки республики, сосредоточены крупные образовательные и научные учреждения. Стерлитамак, являясь первой столицей Башкортостан, исторически также обладает лучшим потенциалом. Городу Салавату в настоящее время трудно что-либо противопоставить этим преимуществам и в конкурентной борьбе за ресурсы (трудовые, инвестиционные) еще предстоит найти свою нишу. Это относится и к проблемам формирования малого и среднего бизнеса города, который испытывает серьезную конкуренцию со стороны более мощных структур из городов Уфы и Стерлитамака.
Неблагоприятные экологические условия и вредные условия труда на базовых предприятиях города становятся причиной повышенной заболеваемости и преждевременной смертности. И хотя в последние годы началась тенденция снижения естественной убыли населения, смертность пока еще превышает рождаемость.
В городском округе большой объем жилищного фонда, нуждающегося в проведении капитального ремонта, благоустройстве придомовых территорий и территорий внутри жилых микрорайонов. Высокий износ электросетей, сетей водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, очистных сооружений. Дорожная инфраструктура не соответствует современным требованиям.
Несмотря на положительные тенденции развития в системе образования продолжает оставаться и ряд серьезных проблем, требующих своего разрешения:
высокий процент учащихся, обучающихся в условиях, не соответствующих современным требованиям;
недостаточная обеспеченность муниципальными дошкольными образовательными учреждениями;
неразвитость негосударственных услуг в сфере дошкольного воспитания;
наличие второй смены и 6-дневной учебной недели в школах города.
На территории городского округа существует ряд проблем в развитии культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта,:
острая необходимость проведения ремонта в здании детской музыкальной школы, которое находится в аварийном состоянии и требует срочного ремонта. Существует необходимость открытия еще одной школы в городе, так как возможность предоставления услуг по получению музыкального образования ввиду нехватки помещений для занятий не соответствует числу желающих обучаться;
не в полном объеме используются спортивные залы школ и учебных заведений в вечернее время и выходные дни;
недостаточно привлекаются средства предприятий и профсоюзных организаций для оплаты аренды спортзалов;
устаревшая материально-техническая база учреждений, ведущих работу с подростками и молодежью;
недостаточное финансирование социально-значимых мероприятий;
неразвитость на территории городского округа парковых зон, организованных мест отдыха жителей;
нехватка социальной рекламы.
Учитывая отсутствие природных ресурсов, территория городского округа для промышленного освоения интереса не представляет. Территория города ограничена (отсутствие района и соответственно земель сельскохозяйственного назначения), свободных земельных ресурсов, пригодных для развития сельского хозяйства нет.
Основным резервом монотерритории является использование муниципального имущества.
Для эффективного управления недвижимостью и земельными ресурсами в городском округе город Салават в 2011-2015 годы требуется выполнение значительной работы:
закончить инвентаризацию и учет недвижимого имущества (здания, строения и сооружения) и земельных ресурсов;
провести инвентаризацию и паспортизацию объектов инженерной инфраструктуры (в том числе инженерных сетей водоснабжения и канализации, водоотведения, тепло-, газоснабжения, благоустройства), городских автомобильных дорог, мостов и путепроводов, площадей, улиц и проездов для регистрации их как муниципальной собственности и учете в реестре муниципальной собственности;
разработать и утвердить документацию по планировке территории и другой градостроительной документации по городскому округу город Салават;
необходимо совершенствовать нормативную базу, регулирующую вопросы управления объектами муниципальной собственности и земельных правоотношений;
закончить начатую работу по формированию земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами и организация взимания земельного налога с собственников помещений в них. В настоящее время основная часть таких земельных участков не выделена из государственной собственности, что влечет в свою очередь недополучение земельного налога за земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома;
внедрить в практику управления всеми объектами собственности принципы индикативного регулирования, предполагающих введение контрольных показателей эффективности управления;
оптимизировать структуру муниципальных учреждений;
определить количество муниципальных унитарных предприятий, необходимых для выполнения городских функций;
провести инвентаризацию объектов казны для получения информации, позволяющей оперативно провести рыночную оценку объектов казны;
определить перечень имущества казны, не подлежащего приватизации и отчуждению.
№ пп |
Факторы |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
Демографическая ситуация, уровень жизни населения, наличие трудовых ресурсов |
Заинтересованность населения в развитии территории; укрепление института семьи; низкая социальная конфликтность; высокий образовательный уровень населения; высокий кадровый потенциал, высокий уровень заработной платы по сравнению с другими территориями РБ; снижение уровня безработицы; рост денежных доходов населения; рост покупательской способности и платежеспособного спроса |
Естественная убыль населения; демографическое старение населения; отток наиболее активной и талантливой молодежи; снижение численности экономически активного населения |
2. |
Природно-сырьевой потенциал |
Плодородная почва |
Ограниченные объемы лесозаготовок |
3. |
Экономический потенциал и инвестиционные ресурсы |
Развитая система оказания финансово-кредитных услуг; наличие неиспользуемых площадей; высокий строительный потенциал; проложенные крупные транспортные магистрали, способствующие развитию межрегиональных и межтерриториальных торгово-экономических связей; предпринимательская активность населения; растущие темпы жилищного строительства, доступные для инвестиций; компактность застройки в пределах городской черты |
Высокая зависимость городского округа от градообразующего предприятия (монопрофильность); слабая инновационная активность; недостаточный уровень инвестиций; высокий уровень цен на товары и услуги
|
4. |
Состояние транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства |
Развитая транспортная, энергетическая инфраструктура |
Большое число жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; высокая степень износа инженерных коммуникаций; инфраструктурные ограничения роста транспортного комплекса
|
5. |
Развитие социальной сферы |
Развитая сеть учреждений и высокий уровень обеспеченности учреждениями социальной сферы (образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры и т.д.) |
Неукомплектованность учреждений социальной сферы профессиональными кадрами; слабые возможности укрепления материально-технической базы учреждений социальной сферы |
6. |
Экологическая обстановка |
Осознание многими жителями проблем сохранения экологического равновесия в городском округе; мониторинг состояния природной среды; реализация промышленными предприятиями природоохранных мероприятий |
Наличие промышленных предприятий в черте города; высокий уровень загрязнения природной среды; проблемы с очисткой промышленных и бытовых отходов; рост негативного воздействия на окружающую среду растущего количества автотранспорта |
Комплексная инвестиционная программа социально экономического развития городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2011-2015 годы
08 10 2014
2 стр.
Социально-экономическое развитие городского округа город уфа республики башкортостан 8
14 09 2014
42 стр.
Рассмотрев представленный мэрией проект Программы комплексного социально-экономического развития городского округа Тольятти на 2010-2020 годы, Дума
04 09 2014
9 стр.
Республики Коми (по форме 2П), с учетом тенденций социально-экономического развития как Республики Коми в 2010-2011 годах, так и района с учетом перспектив социально-экономического
27 09 2014
1 стр.
Об утверждении Положения об Управлении гражданской защиты Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
14 12 2014
1 стр.
Комплексная программа социально – экономического развития муниципального района салаватский район на 2011 – 2015 годы
14 12 2014
6 стр.
Отдел образования Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
13 10 2014
1 стр.
04 09 2014
3 стр.