Перейти на главную страницу
|  
 Наименование  |   
 Комплексная инвестиционная программа социально - экономического развития городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2011-2015 годы (далее – Программа)  |  
|  
 Дата принятия решения о разработке КИП  |   
 20 сентября 2010 года  |  
|  
 Основание для разработки программы  |   
 1. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года; 2. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21.10.2009 года № 384 «О Концепции развития монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан»; 3. Постановление главы Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 20.09.2010г. № 2124-р «О создании рабочей группы по разработке Комплексной инвестиционной программы социально-экономического развития городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2011-2015 годы»
  |  
|  
 Основные разработчики КИП  |   
 Администрация городского округа город Салават Республики Башкортостан  |  
|  
 Цели и задачи КИП  |   
 Цели: сохранение и развитие человеческого капитала на основе качественного совершенствования системы здравоохранения и образования, формирования эффективной системы подготовки кадров, создания комфортной социальной среды, благоприятной для физического и духовного совершенствования горожан, их профессиональных, интеллектуальных и личностных качеств; обеспечение устойчивого экономического роста на основе перехода экономики городского округа на модель инновационного развития, предусматривающую выпуск наукоемкой, высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, эффективное использование природного, производственного, трудового и научного потенциала, построение целостной инфраструктуры с целью сохранения социальной стабильности, повышения уровня и качества жизни населения города. Задачи: создание условий для стабильного развития эффективных производств местных товаров и услуг с целью повышения их конкурентоспособности; рост производства товаров и услуг за счет привлечения инвестиций в основной капитал, формирование благоприятной среды для развития бизнеса; стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности с целью модернизации производства и инфраструктуры; повышение эффективности использования ресурсов; развитие дорожной сети городского округа, транспортной инфраструктуры, связи и информационных технологий; развитие жилищного строительства и жилищно- коммунального хозяйства; создание условий для динамичного социально-экономического развития города; обеспечение энергетической безопасности, а также бесперебойной работы коммунальных систем жизнеобеспечения; 
  |  
|  
 |   
 обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды.  |  
|  
 Стратегические направления КИП  |   
 обеспечение и диверсификация занятости населения; диверсификация экономической базы за счет развития малого и среднего бизнеса; развитие человеческого потенциала городского округа; развитие городской среды, изменение имиджа городского округа.  |  
|  
 Сроки и этапы реализации КИП  |   
 2011-2015гг.  |  
|  
 Основные мероприятия, ключевые инвестиционные проекты КИП  |   
 1. Реализация муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальных учреждениях и предприятиях городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2010-2014 годы» 2. Реализация городской программы «Развитие малоэтажного жилищного строительства в городском округе город Салават Республики Башкортостан «Свой дом» 3. Строительство установки ЭЛОУ-АВТ-6 4. Строительство комплекса каталитического крекинга вакуумного газойля 5. Организация производства энергосберегающего стекла 6. Строительство детского дошкольного учреждения в МР-3 Восточного жилого района 7. Реализация программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан на 2010-2011 годы
  |  
|  
 Ключевые целевые показатели КИП  |   
 В результате реализации программных мероприятий к 2015 году планируется: снижение доли работающих на градообразующих предприятиях до 13,1 % от численности экономически активного населения; снижение уровня зарегистрированной безработицы до 1,0 %; дополнительно создать 717 постоянных рабочих мест в период реализации проектов; увеличение средней заработной платы до 22080 рублей; объем отгруженных товаров, работ, услуг составит 145751,2 млн.рублей, из них на долю градообразующего предприятия придется 85,6 % в общегородском объеме отгруженных товаров, работ, услуг; объем привлеченных внебюджетных инвестиций составит 45414,3 млн.рублей; доля собственных доходов бюджета сохранится на уровне 81,4%  |  
|  
 Механизм управления реализацией КИП  |   
 организационно-экономический нормативно-правовой финансово-экономический социального партнёрства информационно-коммуникационный 
  |  
|  
 Источники и объемы финансирования КИП  |   
 Федеральный бюджет-13,5 млн.рублей Бюджет Республики Башкортостан-2743,6 млн. рублей Бюджет городского округа город Салават-931,9 млн. рублей Собственные средства предприятий-56496,0 млн. рублей  |  
Родившийся одновременно с комбинатом №18 рабочий поселок более года просуществовал без имени. Только 7 июня 1949 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему было присвоено имя башкирского национального героя Салавата Юлаева.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1954 года поселок Салават преобразован в город Салават.
В настоящее время Салава́т (башк. Салауат) - один из крупных промышленных центров Республики Башкортостан с населением 155,3 тыс.человек.
В соответствии с проведенным референдумом и на основании Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2006 года город Салават приобрел статус городского округа.
Город расположен на юге Башкортостана, на левом берегу реки Белой (приток Камы), в 152 км к югу от Уфы. В городе проживают представители более 40 национальностей: русские, башкиры, татары и другие.
Мероприятия, направленные на минимизацию последствий кризиса на экономику и социальную сферу, исполнения бюджета городского округа в полном объеме, позволили сохранить социальную и финансовую стабильность и достичь к концу 2009 года определенных показателей.
|  
 №  |   
 Наименование показателей  |   
 2007 г.  |   
 2008 г.  |   
 2009 г.  |   
 Оценка 2010г.
  |  
|  
 1  |   
 2  |   
 3  |   
 4  |   
 5  |   
 |  
|  
 1.  |   
 Отгрузка продукции собственного производства промышленными предприятиями (млн. руб.)  |   
 102874,1
  |   
 121996,9
  |   
 83509,5
  |   
 122323,1
  |  
|  
 2.  |   
 Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (млн. руб.)  |   
 9265,3  |   
 10778,5  |   
 7017,8  |   
 3087,4  |  
|  
 3.  |   
 Оборот розничной торговли (млн. руб.)  |   
 9182,7  |   
 11168,4  |   
 13003,5  |   
 13228,3  |  
|  
 4.  |   
 Оборот общественного питания (млн. руб.)  |   
 269,7  |   
 346,5  |   
 399,5  |   
 426,9  |  
|  
 5.  |   
 Объем платных услуг (млн. руб.)  |   
 2697,5  |   
 3413  |   
 3905  |   
 4368,7  |  
|  
 6.  |   
 Ввод в эксплуатацию жилых домов м2  |   
 45561  |   
 56341  |   
 56703  |   
 23808  |  
|  
 7.  |   
 Начисленная номинальная среднемесячная заработная плата на одного работающего (руб.)  |   
 13090  |   
 15846,7  |   
 16520,0  |   
 17300,0  |  
|  
 8.  |   
 Доходы бюджета –всего (млн. руб.) в т.ч. собственные доходы (млн. руб.)  |   
 1396,7  |   
 1761,7  |   
 1781,3  |   
 1456,7  |  
|  
 1038,1  |   
 1133,2  |   
 1039,7  |   
 1039,6  |  
За 2009 года индекс промышленного производства составил 90,2%. Оборот предприятий, организаций по всем видам экономической деятельности (по полному кругу) составил 87419,2 млн. рублей. Объем отгруженной промышленной продукции по обрабатывающим производствам составил 73925,6 млн.рублей., по производству и распределению электроэнергии, газа и воды 3978,8 млн.рублей. Ожидаемая оценка на 2010 год по объему отгруженной промышленной продукции по обрабатывающим производствам составит 88123,0 млн.рублей, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды 4349,6 млн.рублей.
Развитие промышленности в округе определяет вид экономической деятельности: производство кокса, нефтепродуктов. Доминирующее положение в данном виде деятельности занимает ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».
Удельный вес продукции общества в объеме отгруженной продукции по полному кругу предприятий за 2009 год достиг 80,6%. За 2009 год индекс физического объема производства продукции составил 89,8%. Объем отгруженной продукции 67316,6 млн. рублей, темп роста 64,2% к уровню 2008 года. В 2010 году объем отгруженной продукции ожидается в размере 107604,6 млн. рублей, темп роста к 2009 году 159,8%.
Динамично развивающимся видом экономической деятельности в городском округе является производство прочих неметаллических минеральных продуктов, представленное предприятием ОАО «Салаватстекло». За 2009 год отгружено продукции на 3963,4 млн. рублей, темп роста к 2008 году составил 82,6%. Удельный вес отгруженной продукции ОАО «Салаватстекло» в объеме отгруженной продукции по полному кругу предприятий за 2009 год составил 4,7%. В 2010 году объем производства промышленной продукции ожидается в размере 4539,8 млн. рублей, объем отгруженной продукции в ценах соответствующих лет составит 4699,3 млн. рублей.
Важным видом экономической деятельности промышленности является производство машин и оборудования. В машиностроительном комплексе республики одним из крупнейших предприятий Башкортостана является ОАО «Салаватнефтемаш», которое занимает в городском округе третье место по объему производства. За 2009 год индекс физического объема производства продукции составил 90,1%. Отгружено промышленной продукции на 1079,4 млн.рублей, темп роста составил 82,2%.
Ядром промышленного производства, определяющим экономическую базу, рынок труда и уровень жизни населения города, является градообразующее предприятие ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».
Перечень производимой Обществом продукции насчитывает более 120 наименований.
Сведения о финансово-хозяйственной деятельности предприятия
|  
 Наименование показателя  |   
 2008 год
  |   
 2009 год
  |   
 6 месяцев 2010 года  |  
|  
 Выручка, тыс.руб.  |   
 104 893 797  |   
 67 755 887  |   
 55 634 727  |  
|  
 Валовая прибыль, тыс.руб.  |   
 36 135 802  |   
 14 387 332  |   
 17 968 157  |  
|  
 Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), тыс.руб.  |   
 5 711 692  |   
 -3 241 440  |   
 1 864 607  |  
|  
 Рентабельность собственного капитала, %  |   
 23,8  |   
 -15,7  |   
 8,29  |  
|  
 Рентабельность активов, %  |   
 9,6  |   
 -4,7  |   
 2,75  |  
|  
 Показатели  |   
 НПЗ
  |   
 ГХЗ
  |   
 Информация по прочей деятельности  |   
 Итого
  |  
|  
 Общая величина выручки, млн.руб.  |   
 49954,7  |   
 6758,0  |   
 11043,2  |   
 67755,9  |  
|  
 Финансовый результат (балансовая прибыль). млн.руб  |   
 2400,1
  |   
 -676,5
  |   
 -5562,2
  |   
 -3838, 6
  |  
|  
 Общая балансовая величина активов ,млн.руб  |   
 12224,1
  |   
 2726,6
  |   
 54758,3
  |   
 69709,0
  |  
|  
 Общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы, млн.руб  |   
 1441,3
  |   
 321,5
  |   
 5636,1
  |   
 7398,9
  |  
Первичным отчетным сегментом, принимая во внимание риски, которым подвержена деятельность Общества, является операционный сегмент — производство продукции НПЗ (нефтеперерабатывающий завод), т.к. на него приходится 73 % выручки предприятия.
Поскольку предприятие производит продукцию и товары, реализуемые как на внутреннем рынке, так и на экспорт, на одном оборудовании, из одних и тех же материалов, непосредственно на территории заводов, расположенных в г. Салавате , то одним из факторов риска является цена на отдельные виды ресурсов (нефть, газ, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.). Также инфляция может оказать существенное влияние на финансово-экономические показатели деятельности предприятия в обозримом будущем, при этом изменение цен на отдельные виды товаров (работ, услуг) может как положительно, так и отрицательно отразиться на отдельных видах доходов (расходов) ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».
Слабости предприятия в части нестабильности внешних условий бизнеса являются уязвимыми местами в конкуренции. Рост спроса дает Обществу шансы на успех при использовании ее трудовых и материальных ресурсов.
С этой целью в Обществе разработана и утверждена Стратегия развития ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» до 2020 года. Основные выводы стратегии заключаются в том, что ОАО «СНОС» будет стремиться расширять существующие нефтехимические производства в связке с осуществлением проектов по добавлению новых установок и модернизации НПЗ. В области производства минеральных удобрений основной акцент делается на модернизацию производства по увеличению мощности и качества производимых продуктов. Стратегия развития компании до 2020 года предполагает инвестиции в размере 100 млрд. рублей. 
Муниципальные финансы. В 2010 году прогнозная сумма поступлений налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет оценивается в сумме 1 039,6 млн.рублей на уровне 2009 года, безвозмездных перечислений в виде субвенций, субсидий в сумме 417,1 млн.рублей, что ниже уровня 2009 года на 324,5 млн.рублей. 
В структуре доходов бюджета городского округа налоговые и неналоговые доходы составляют 71,4 % , безвозмездные перечисления в виде субвенций, субсидий – 28,6 % . Основными источниками налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа в 2009 году являются :
- налог на доходы физических лиц - 35,72%;
- налоги на имущество- 33,72%;
Расходная часть бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан по ожидаемой оценке за 2010 год составит 1 482,0 млн. рублей ( без учета расходов, осуществленных за счет внебюджетных источников) , что ниже уровня 2009 года на 319,7 млн. рублей или 17,8 процентов.
Основная доля в структуре расходов бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан в 2010 году приходится на следующие отрасли:
- «Образование» - 52 %,
- «Здравоохранение» - 21,4 %,
- «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 12,5 %.
В 2009 году доля расходов по данным отраслям составила:
- «Образование» - 42,5 %,
- «Здравоохранение» - 17,5 %,
- «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 27,0 %.
Значительное изменение доли расходов за период 2009-2010 гг. по вышеуказанным отраслям в общем объеме расходов бюджета объясняется уменьшением объема финансирования из республиканского бюджета и средств, поступивших от государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках реализации адресной целевой программы на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Резервы поступлений в доход бюджета городского округа:
- начисление земельного налога по земельным участкам, находящимся под многоквартирными домами.
- проведение мероприятий по выявлению новых объектов недвижимого имущества, земельных участков для привлечения их к налогообложению. В связи с этим необходимо усилить взаимодействие ИФНС по г.Салават РБ с Росрегистрацией в рамках совместного приказа №19-04/158/156 и с Администрацией городского округа в рамках заключенного соглашения с использованием программного комплекса «ЗУМО».
- утверждена программа приватизации муниципального имущества;
- проводится оценка эффективности и целесообразности приватизации муниципальных унитарных предприятий в тех секторах экономики, где возможно привлечение частного сектора и создание конкурентного рынка (баня, гостиница, рынок)
- продолжаются мероприятия по изменению типа муниципальных учреждений в автономные, с целью увеличения объема предоставления услуг населению без привлечения дополнительных бюджетных средств. 
Строительство. В 2009 году объем работ, выполненный предприятиями и организациями собственными силами по виду деятельности «Строительство» составил 2046 млн. рублей, введено в эксплуатацию 56703,0 кв.м жилья. Кризис существенно оказал отрицательное влияние на сложившиеся тенденции на рынке жилья. В 2010 году по оценке ожидается ввод жилья в 23808 кв.м.
В настоящее время продолжается строительство многоквартирных домов в микрорайонах №2,4, микрорайоне 94-95 за счет средств дольщиков. По оценке в 2010 году планируется ввод 23,8 тыс.кв.м жилья.
|  
 Наименование показателя  |   
 ед. изм.  |   
 2005 год  |   
 2006 год  |   
 2007 год
  |   
 2008 год
  |   
 2009 год
  |  
|  
 Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, всего  |   
 млн.руб.  |   
 10340,1  |   
 7380,8  |   
 9265,3  |   
 10778,5  |   
 7017,8  |  
|  
 Темп роста (снижения) к предыдущему году  |   
 %  |   
 -  |   
 71,4  |   
 125,5  |   
 116,3  |   
 65,1  |  
|  
 По крупным и средним промышленным предприятиям  |   
 млн.руб.  |   
 8440,2  |   
 6024,8  |   
 7120,4  |   
 8174,4  |   
 5492,0  |  
|  
 Темп роста (снижения) к предыдущему году  |   
 %  |   
 -  |   
 71,3  |   
 118,2  |   
 114,8  |   
 67,2  |  
|  
 ОАО «СНОС»  |   
 млн.руб.  |   
 5546,6  |   
 4625,4  |   
 5265,0  |   
 5535,0  |   
 4613,0  |  
|  
 Темп роста (снижения) к предыдущему году  |   
 %  |   
 -  |   
 83,4  |   
 113,8  |   
 105,1  |   
 83,3  |  
|  
 Удельный вес ОАО «СНОС» в общем объеме инвестиций  |   
 %  |   
 53,6  |   
 62,7  |   
 56,8  |   
 51,4  |   
 65,7  |  
Открыты: торговый центр «Велес, торговый комплекс «Гостиный двор», торговый павильон ООО ТСК "Городской рынок».
Осуществлена реконструкция здания кинотеатра "Родина" под историко-краеведческий музей. Проведена реконструкция плавательного бассейна "Вега".
Объем финансирования мероприятий Программы социально-экономического развития городского округа город Салават Республики Башкортостан до 2010 года составил 15322,81 млн.рублей или 80,7% от плана (18983,75 млн.руб.), в том числе:
-федеральный бюджет – 19,3 млн.руб., при плане 303,1 млн.руб. (6,4%);
- бюджет РБ - 100,1 млн. руб., при плане 475,7 млн.руб. (21,0%);
- местный бюджет - 233,5 млн. руб., при плане 307,2 млн.руб. (76,0%);
-внебюджетные источники – 14970,0 млн. руб., при плане 17897,8 млн.руб. (83,6%).
На территории городского округа хорошо развита телефонная связь.
|  
 Показатели  |   
 Ед. изм.  |   
 2009  |   
 2010  |  
|  
 Розничный товарооборот  |   
 млн. руб.  |   
 9216,1  |   
 9921,2  |  
|  
 на 1 жителя  |   
 руб.  |   
 59216  |   
 63905  |  
|  
 Темп роста в сопоставимых ценах  |   
 %  |   
 107,4  |   
 107,9  |  
|  
 Оборот общественного питания  |   
 млн. руб.  |   
 282,5  |   
 320,2  |  
|  
 Темп роста в сопоставимых ценах  |   
 %  |   
 110,7  |   
 113,4  |  
Сегодня потребительский рынок города Салават насчитывает 950 предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения общей площадью 83тыс. 382 кв. м. Среди них:
- предприятия, реализующие продовольственные товары – 198;
- предприятия, реализующие непродовольственные товары – 199;
- предприятия общественного питания – 127;
- рынок – 1;
- киоски – 80;
- остановочные павильоны – 69;
- оптовые предприятия – 15;
- предприятия бытового обслуживания– 261.
В городе Салават успешно развиваются хлебопекарни, выпускающие и реализующие хлеб и хлебобулочные изделия населению: ООО «Салаватский пищевик», ООО «Продтовары», ООО «Союз Р-Т», ООО «Новая волна», ИП Борзенко В.В, ИП Рукавишников А.И., ИП Кашин Е.Г., ООО «Промпит», ИП Баширов Р.Р.
Товаропроизводители, реализующие мясные полуфабрикаты: ООО «Промпит», ИП Гребенчикова, ИП Торлакъян, ООО «Уральский купец», ИП Субхангулова, ООО «Сакмар».
Товаропроизводители, реализующие кондитерские изделия: ООО «Салаватский пищевик», ООО «Ортикон», ООО «Промпит».
Жилищно-коммунальное хозяйство.
Жилищный фонд городского округа город Салават насчитывает 3203,2тыс. кв.м. На 1 января 2010 года в городском округе действовали 9 управляющих организаций, 5 товариществ собственников жилья, 1 жилищный кооператив. На проведение капитального и текущего ремонта жилищного фонда за 2009 год израсходовано 751589,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств собственников помещений – 371257,8 тыс. рублей, за счет субсидий -380331,6 тыс. рублей.
Несмотря на выделение средств на проведение капитального ремонта нарастает износ основных фондов, снижается надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения, приходит в аварийное состояние жилищный фонд.
Выполнение работ по благоустройству территорий городского округа город Салават за 2009 год составило 90 577,421 тыс.рублей, что составляет 85 % к соответствующему периоду 2008 года (106 494,31тыс.руб.).
|  
 |   
 Показатели  |   
 2009  |   
 2010  |   
 Оценка (+ , -)
  |  
|  
 1  |   
 Всего зарегистрировано субъектов малого предпринимательства (единиц)  |   
 4788
  |   
 4814
  |   
 +26
  |  
|  
 |   
 в том числе:  |   
 |   
 |   
 |  
|  
 1.1  |   
 средних предприятий (от 101 до 250 человек)  |   
 16  |   
 16  |   
 -  |  
|  
 1.2  |   
 малых предприятий ( до 100 человек)  |   
 103  |   
 189  |   
 +86  |  
|  
 1.3  |   
 микро предприятий (до 15 человек)  |   
 1162  |   
 1128  |   
 -34  |  
|  
 1.4  |   
 индивидуальных предпринимателей  |   
 3498  |   
 3467  |   
 -31  |  
|  
 1.5  |   
 Крестьянских фермерских хозяйств  |   
 9  |   
 14  |   
 +5  |  
В 2007 году доля налоговых поступлений от деятельности всех субъектов малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в местный бюджет составляла 7,3%, в 2009 – 8,5%.
На территории городского округа поддержку субъектам малого и среднего бизнеса оказывают следующие структуры:
|  
 Наименование показателя  |   
 2006 год
  |   
 2007 год
  |   
 2008 год
  |   
 2009 год
  |  
|  
 Число родившихся  |   
 1458  |   
 1596  |   
 1684  |   
 1745  |  
|  
 Число умерших  |   
 1932  |   
 1934  |   
 1997  |   
 1952  |  
|  
 в том числе детей в возрасте до 1 года  |   
 13  |   
 9  |   
 22  |   
 15  |  
|  
 Естественный прирост (+), убыль (-)  |   
 -474  |   
 -338  |   
 -313  |   
 -207  |  
|  
 Число прибывших  |   
 1863  |   
 2043  |   
 1983  |   
 1710  |  
|  
 Число выбывших  |   
 2082  |   
 2052  |   
 1897  |   
 1671  |  
|  
 Миграционный прирост(+), снижение(-)  |   
 -219  |   
 -9  |   
 86  |   
 39  |  
|  
 Численность населения городского округа  |   
 156271  |   
 155925  |   
 155778  |   
 155596  |  
Численность городского округа по статистическим данным составила на 1 января 2000 года 155918 человек, на 1 января 2010 года – 155596 человек. Численность населения за 10 лет сократилась на 322 человека или на 0,2%. Тенденция изменения численности в целом положительная.
|  
 |   
 2000  |   
 2005  |   
 2006  |   
 2007  |   
 2008  |   
 2009  |  
|  
 Численность постоянного населения на конец года, человек  |   
 155918  |   
 156964  |   
 156271  |   
 155925  |   
 155778  |   
 155596  |  
|  
 моложе трудоспособного возраста  |   
 29760  |   
 24495  |   
 23666  |   
 23407  |   
 23261  |   
 23185  |  
|  
 Удельный вес лиц, моложе трудоспособного возраста,%  |   
 19,1  |   
 15,6  |   
 15,1  |   
 15,0  |   
 14,9  |   
 |  
|  
 в трудоспособном  |   
 96954  |   
 102754  |   
 102278  |   
 101743  |   
 101394  |   
 101327  |  
|  
 Удельный вес лиц трудоспособного возраста,%  |   
 62,2  |   
 65,5  |   
 65,5  |   
 65,3  |   
 65,1  |   
 |  
|  
 старше трудоспособного  |   
 29204  |   
 29715  |   
 30327  |   
 30775  |   
 31123  |   
 31084  |  
|  
 Удельный вес лиц, старше трудоспособного возраста,%  |   
 18,7  |   
 18,9  |   
 19,4  |   
 19,7  |   
 20,0  |   
 |  
Показатели распределения населения по возрастным группам постепенно ухудшаются. Численность населения моложе трудоспособного возраста и в трудоспособном возрасте сокращается, а число лиц пенсионного возраста растет.
Мировой финансово-экономический кризис положил начало негативному влиянию на рынок труда как в целом в стране, так и в городском округе город Салават. Уровень зарегистрированной безработицы по городскому округу город Салават на 1 января 2010 года составил 1,59%. В 2008 году соответственно 1,25%. Численность зарегистрированных безработных увеличилась на 364 человека и на 01.01.2010г. составила 1337 чел. (на 01.01.09г – 973 чел.). Среднегодовой уровень безработицы составил 1,65%.
При содействии службы занятости нашли работу 4214 человек (61,4% от обратившихся за содействием в поиске подходящей работы за отчетный период), из них 41,4% - безработные граждане.
По всем направлениям Республиканской программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в 2009 году по городскому округу затрачено средств в объеме 23827,7 тыс.рублей.
Социальная защита населения. Управлением труда и социальной защиты населения Минтруда РБ по г. Салавату проводится системная работа по реализации социальной политики в отношении семьи и детей. Немаловажным вопросом является предоставление в полном объеме установленных законодательством мер социальной поддержки населения, обеспечение своевременной выплаты всех видов ежемесячных пособий и компенсаций (малообеспеченным и многодетным семьям, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, малообеспеченные семьи, имеющие детей до 16 (18) лет, многодетные семьи и другие категории населения, нуждающегося в социальной поддержке)
Образование. В сеть образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования входит 80 образовательных учреждений, в том числе: 
- 45 дошкольных образовательных учреждений с охватом 7180 детей;
- 26 общеобразовательных учреждений
- 8 учреждений дополнительного образования.
В городе созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития)
На протяжении последнего десятилетия число детских дошкольных учреждений не увеличивалось. С учетом демографической ситуации (рост рождаемости) наметилась отрицательная тенденция по обеспеченности местами в детских дошкольных учреждениях, которая является по - прежнему одной из важнейших. Для ее решения необходимо строительство новых детских садов и реконструкция и восстановление детских садов, отданных под административные здания и офисы (в период незаполняемости ДОУ из-за низкой рождаемости).
Для сохранения культурного наследия города в 2007-2009 годах произведена реконструкция кинотеатра "Родина" под историко-краеведческий музей на сумму 31,4 млн. рублей.
В учреждениях культуры города работают 81 творческих коллективов, объединений и кружков.
Уделяется большое внимание занятости детей в летний период, раскрытию их творческих талантов – проводятся детские фестивали, конкурсы, работают кружки художественной самодеятельности, студии, активно ведется работа национально-культурных центров и объединений при КДЦ «Агидель».
Профессиональное искусство представлено в городе творческими силами Салаватского Государственного башкирского драматического театра, Салаватского музыкального колледжа, муниципального учреждения «Детская музыкальная школа» и творческим союзом художников.
На сегодняшний день значительно улучшена материально-техническая база Централизованной библиотечной системы.
В системе здравоохранения города работает 2877 человек, из них врачей 414, средних медицинских работников 1190, младшего медицинского персонала 559.
Укомплектованность врачами составляет 90,5 %, обеспеченность средним медицинским персоналом составляет 98,5%. Недостаточно врачей педиатров, терапевтов и узких специалистов по специальностям: рентгенологов, анестезиологов, эндокринологов, аллергологов, психиатров, офтальмологов, наркологов, врачей скорой медицинской помощи, стоматологов, онкологов, акушер-гинекологов, бактериологов, невропатологов.  
Физическая культура и спорт. Администрацией городского округа город Салават уделяется большое внимание укреплению здоровья граждан, созданию условий для приобщения всех категорий населения к физической культуре и спорту. На сегодняшний день в городском округе город Салават Республики Башкортостан имеется: 2 стадиона, 132 плоскостных спортивных сооружений, 133 спортивных залов, ледовый дворец спорта, легкоатлетический манеж, 8 плавательных бассейнов из них 3 открытых, 8 оборудованных лыжных баз, 11 стрелковых тиров, горнолыжная трасса, трасса мотокросса и стрелковый стенд. 
Ежегодно проводится общегородская лыжная гонка, легкоатлетический забег «Кросс наций», участие в котором принимают все желающие.
За 2009 год спортивными организациями города подготовлено 12 мастеров спорта России, 44 кандидатов в мастера спорта России.  
Молодежная политика. Целью государственной молодежной политики является создание условий для всестороннего развития молодежи и ее адаптации к самостоятельной жизни, обеспечение защиты прав и законных интересов молодых граждан, поддержка талантливой молодежи, детских и молодежных общественных объединений. 
Основными направлениями деятельности комитета по делам молодежи администрации являются: патриотическое воспитание детей и подростков, организация досуга молодежи, профилактика асоциальных проявлений в подростковой среде, социально-психологическая помощь, работа с детскими и молодежными общественными организациями, помощь молодым семьям в приобретении жилья.
Одним из важных направлений является решение социальных проблем молодежи. В рамках реализации Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003-2010 годы и подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» 126 семей стали участниками программы, 202 семьи подали документы на участие в федеральной подпрограмме.
При содействии ГУ Центр занятости населения г.Салавата осуществляется трудоустройство молодежи.
В целях организации здорового досуга подростков и молодежи при комитете по делам молодежи функционирует муниципальное учреждение «Молодежный центр «Ровесник». Работа ведется по трем направлениям в 9 кружках и секциях: спортивные секции по карате, айкидо, кикбоксингу, скалолазанию и альпинизму, ансамбли бальных и эстрадных танцев, школа авторской песни, военно-патриотический клуб «Ватан». Большую работу по профилактике асоциальных проявлений в подростковой среде проводит Центр психологической помощи «Доверие».
Уровень и качество жизни населения. На территории городского округа по итогам 2009 года среднемесячная заработная плата одного работающего выросла по сравнению с началом года на 4,2% и достигла на 1 января 2010 года 16520,0 рублей. 
Денежные доходы населения
|  
 |   
 2007  |   
 Уд. вес  |   
 2008  |   
 Уд. вес  |   
 2009  |   
 Уд. вес  |   
 2010 оценка
  |   
 Уд. вес  |  
|  
 Денежные доходы населения- всего, в том числе:  |   
 17520,5  |   
 100  |   
 22503,6  |   
 100  |   
 29900  |   
 100  |   
 32830  |   
 100  |  
|  
 Доходы от предпринимательской деятельности  |   
 5650,7  |   
 32,3  |   
 9106,3  |   
 40,4  |   
 12093  |   
 40,4  |   
 13278  |   
 40,4  |  
|  
 Оплата труда  |   
 9239,4  |   
 52,7  |   
 10054,8  |   
 44,7  |   
 13368  |   
 44,7  |   
 14678  |   
 44,7  |  
|  
 Социальные трансферты в том числе пенсии пособия и социальная помощь стипендии  |   
 1941,3 1686,7 235,7
  |   
 11,1  |   
 2614,8 2259,3 329,6
  |   
 11,6  |   
 3472,5 3000,4 437,7
  |   
 11,6  |   
 3812,8 3294,4 480,6
  |   
 11,6  |  
|  
 Доходы от собственности  |   
 123,4  |   
 0,7  |   
 153,6  |   
 0,7  |   
 204  |   
 0,7  |   
 224  |   
 0,7  |  
|  
 Другие доходы  |   
 565,7  |   
 3,2  |   
 574,1  |   
 2,6  |   
 762,4  |   
 2,6  |   
 837,1  |   
 2,6  |  
|  
 Денежные доходы в расчете на 1 жителя в месяц (руб.)  |   
 9364  |   
 х  |   
 12038  |   
 х  |   
 16014  |   
 х  |   
 16952  |   
 х  |  
Денежные доходы населения в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличились на 4983,1 млн. рублей, из них на 3455,6 млн. рублей возросли доходы от предпринимательской деятельности, рост оплаты труда составил 815,4 млн. рублей.
Денежные доходы населения в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличились на 7397 млн. рублей. Рост доходов за счет оплаты труда связан с увеличением заработной платы на крупных предприятиях города, а также переходом бюджетных учреждений на новую систему оплаты труда со второго полугодия 2008 года.
По оценке за 2010 год ожидается рост денежных доходов населения в сумме 1683,8 млн. рублей, за счет увеличения доходов от предпринимательской деятельности на 4,8 % , увеличения заработной платы в среднем на 5 % (на 668,4 млн. рублей), увеличения социальных трансфертов на 340,3 млн. рублей.
Денежные доходы в расчете на 1 жителя в месяц по оценке в 2010 году возрастут по сравнению с 2009 годом на 5,9% и составят 16952,0 рублей.
2.Основные проблемы социально-экономического развития городского округа город Салават Республики Башкортостан
Проблем, стоящих перед городским округом, чрезвычайно много, как обусловленных общей ситуацией в стране, так и специфических. Для целей долгосрочного планирования развития необходимо выделить те, решение которых имеет стратегическое значение, окажет комплексное влияние на улучшение социально-экономической ситуации в муниципальном образовании, предотвратит возможные масштабные негативные последствия в будущем.
Наличие такого крупного предприятия как ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»» на территории городского округа является ограничительным фактором дальнейшего развития экономики города. На протяжении последних 10 лет структура экономической базы существенно не менялась, и нет предпосылок для ее кардинального изменения в будущем.
Производственная деятельность вне градообразующего предприятия находится на более низком уровне, и это приводит к тому, что высокий средний уровень заработков на одном предприятии формирует уровень потребительских цен для всего населения города. Для городского округа характерен значительный разрыв между средней зарплатой в промышленности и в бюджетной сфере.
Электрическим транспортом (трамваем) осуществляется более 50% перевозок пассажиров в общем объеме внутригородских пассажирских перевозок. Парк трамвайных вагонов, насчитывающий 70 единиц подвижного состава, имеет износ более 64,3%. При нормативном сроке эксплуатации 16 лет – 45 вагонов эксплуатируются за нормативным сроком амортизации. За последние 10 лет было приобретено 14 трамвайных вагонов, списано 28 вагонов. В настоящее время потребность в вагонах составляет 10 единиц.
Город Салават расположен в близости к столице Республики Башкортостан Уфе и непосредственной близости к Стерлитамаку. В Уфе концентрируются основные финансовые и товарные потоки республики, сосредоточены крупные образовательные и научные учреждения. Стерлитамак, являясь первой столицей Башкортостан, исторически также обладает лучшим потенциалом. Городу Салавату в настоящее время трудно что-либо противопоставить этим преимуществам и в конкурентной борьбе за ресурсы (трудовые, инвестиционные) еще предстоит найти свою нишу. Это относится и к проблемам формирования малого и среднего бизнеса города, который испытывает серьезную конкуренцию со стороны более мощных структур из городов Уфы и Стерлитамака.
Неблагоприятные экологические условия и вредные условия труда на базовых предприятиях города становятся причиной повышенной заболеваемости и преждевременной смертности. И хотя в последние годы началась тенденция снижения естественной убыли населения, смертность пока еще превышает рождаемость.
В городском округе большой объем жилищного фонда, нуждающегося в проведении капитального ремонта, благоустройстве придомовых территорий и территорий внутри жилых микрорайонов. Высокий износ электросетей, сетей водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, очистных сооружений. Дорожная инфраструктура не соответствует современным требованиям.
Несмотря на положительные тенденции развития в системе образования продолжает оставаться и ряд серьезных проблем, требующих своего разрешения:
высокий процент учащихся, обучающихся в условиях, не соответствующих современным требованиям;
недостаточная обеспеченность муниципальными дошкольными образовательными учреждениями;
неразвитость негосударственных услуг в сфере дошкольного воспитания;
наличие второй смены и 6-дневной учебной недели в школах города.
На территории городского округа существует ряд проблем в развитии культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта,:
острая необходимость проведения ремонта в здании детской музыкальной школы, которое находится в аварийном состоянии и требует срочного ремонта. Существует необходимость открытия еще одной школы в городе, так как возможность предоставления услуг по получению музыкального образования ввиду нехватки помещений для занятий не соответствует числу желающих обучаться;
не в полном объеме используются спортивные залы школ и учебных заведений в вечернее время и выходные дни;
недостаточно привлекаются средства предприятий и профсоюзных организаций для оплаты аренды спортзалов;
устаревшая материально-техническая база учреждений, ведущих работу с подростками и молодежью;
недостаточное финансирование социально-значимых мероприятий;
неразвитость на территории городского округа парковых зон, организованных мест отдыха жителей;
нехватка социальной рекламы.
Учитывая отсутствие природных ресурсов, территория городского округа для промышленного освоения интереса не представляет. Территория города ограничена (отсутствие района и соответственно земель сельскохозяйственного назначения), свободных земельных ресурсов, пригодных для развития сельского хозяйства нет.
Основным резервом монотерритории является использование муниципального имущества.
Для эффективного управления недвижимостью и земельными ресурсами в городском округе город Салават в 2011-2015 годы требуется выполнение значительной работы:
закончить инвентаризацию и учет недвижимого имущества (здания, строения и сооружения) и земельных ресурсов;
провести инвентаризацию и паспортизацию объектов инженерной инфраструктуры (в том числе инженерных сетей водоснабжения и канализации, водоотведения, тепло-, газоснабжения, благоустройства), городских автомобильных дорог, мостов и путепроводов, площадей, улиц и проездов для регистрации их как муниципальной собственности и учете в реестре муниципальной собственности;
разработать и утвердить документацию по планировке территории и другой градостроительной документации по городскому округу город Салават;
необходимо совершенствовать нормативную базу, регулирующую вопросы управления объектами муниципальной собственности и земельных правоотношений;
закончить начатую работу по формированию земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами и организация взимания земельного налога с собственников помещений в них. В настоящее время основная часть таких земельных участков не выделена из государственной собственности, что влечет в свою очередь недополучение земельного налога за земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома;
внедрить в практику управления всеми объектами собственности принципы индикативного регулирования, предполагающих введение контрольных показателей эффективности управления;
оптимизировать структуру муниципальных учреждений;
определить количество муниципальных унитарных предприятий, необходимых для выполнения городских функций;
провести инвентаризацию объектов казны для получения информации, позволяющей оперативно провести рыночную оценку объектов казны;
определить перечень имущества казны, не подлежащего приватизации и отчуждению.
|  
 № пп  |   
 Факторы  |   
 Сильные стороны  |   
 Слабые стороны  |  
 
  |   
 Демографическая ситуация, уровень жизни населения, наличие трудовых ресурсов  |   
 Заинтересованность населения в развитии территории; укрепление института семьи; низкая социальная конфликтность; высокий образовательный уровень населения; высокий кадровый потенциал, высокий уровень заработной платы по сравнению с другими территориями РБ; снижение уровня безработицы; рост денежных доходов населения; рост покупательской способности и платежеспособного спроса  |   
 Естественная убыль населения; демографическое старение населения; отток наиболее активной и талантливой молодежи; снижение численности экономически активного населения  |  
|  
 2.  |   
 Природно-сырьевой потенциал  |   
 Плодородная почва  |   
 Ограниченные объемы лесозаготовок  |  
|  
 3.  |   
 Экономический потенциал и инвестиционные ресурсы  |   
 Развитая система оказания финансово-кредитных услуг; наличие неиспользуемых площадей; высокий строительный потенциал; проложенные крупные транспортные магистрали, способствующие развитию межрегиональных и межтерриториальных торгово-экономических связей; предпринимательская активность населения; растущие темпы жилищного строительства, доступные для инвестиций; компактность застройки в пределах городской черты  |   
 Высокая зависимость городского округа от градообразующего предприятия (монопрофильность); слабая инновационная активность; недостаточный уровень инвестиций; высокий уровень цен на товары и услуги
  |  
|  
 4.  |   
 Состояние транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства  |   
 Развитая транспортная, энергетическая инфраструктура  |   
 Большое число жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; высокая степень износа инженерных коммуникаций; инфраструктурные ограничения роста транспортного комплекса
  |  
|  
 5.  |   
 Развитие социальной сферы  |   
 Развитая сеть учреждений и высокий уровень обеспеченности учреждениями социальной сферы (образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры и т.д.)  |   
 Неукомплектованность учреждений социальной сферы профессиональными кадрами; слабые возможности укрепления материально-технической базы учреждений социальной сферы  |  
|  
 6.  |   
 Экологическая обстановка  |   
 Осознание многими жителями проблем сохранения экологического равновесия в городском округе; мониторинг состояния природной среды; реализация промышленными предприятиями природоохранных мероприятий  |   
 Наличие промышленных предприятий в черте города; высокий уровень загрязнения природной среды; проблемы с очисткой промышленных и бытовых отходов; рост негативного воздействия на окружающую среду растущего количества автотранспорта  |  
Комплексная инвестиционная программа социально экономического развития городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2011-2015 годы
08 10 2014
2 стр.
Социально-экономическое развитие городского округа город уфа республики башкортостан 8
14 09 2014
42 стр.
Рассмотрев представленный мэрией проект Программы комплексного социально-экономического развития городского округа Тольятти на 2010-2020 годы, Дума
04 09 2014
9 стр.
Республики Коми (по форме 2П), с учетом тенденций социально-экономического развития как Республики Коми в 2010-2011 годах, так и района с учетом перспектив социально-экономического
27 09 2014
1 стр.
Об утверждении Положения об Управлении гражданской защиты Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
14 12 2014
1 стр.
Комплексная программа социально – экономического развития муниципального района салаватский район на 2011 – 2015 годы
14 12 2014
6 стр.
Отдел образования Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
13 10 2014
1 стр.
04 09 2014
3 стр.