Перейти на главную страницу
Автор: к.ф.-м.н, преподаватель Андреева Т.В.
методы в экономике
Председатель
_________________ А.С. Шведов Зав. кафедрой С.А. Логвенков
___________________________
«_____» __________________ 200 г. «____»__________________ 200 г
Утверждена УС факультета
Психологии
Ученый секретарь
________________________________
« ____» ___________________200 г.
Москва
- овладение базовыми понятиями, основными определениями и элементарными результатами дискретной математики (комбинаторного анализа и теории графов), необходимыми в практической социологической деятельности;
- развитие логического мышления и умения оперировать дискретными объектами, развитие навыков вычисления конечных сумм, перечисления комбинаторных объектов и графов.
Дискретной математике вообще, а комбинаторике и теории – в особенности, присущи внутренняя математическая целостность, конкретность и внешняя элегантность.
Программа курса предусматривает лекции (56 часов), семинарские занятия (28 часов). Курсовых работ нет. В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала, изучение базового учебника и основной литературы, знакомство с дополнительной литературой, начальное ознакомление с профессиональной литературой (предназначенной для углубленного изучения научной области), подготовка к семинарским занятиям, подготовка к выполнению промежуточных контрольных работ, выполнение домашних заданий, подготовка к итоговой контрольной работе.
Учебная задача дисциплины: В результате изучения курса “Дискретная математика для социологов” студент должен:
№ |
Название темы |
Всего часов |
Аудиторные часы |
Самостоятельная работа | |
|
|
|
лекции |
Семинары и практические занятия
|
|
Четвертый модуль | |||||
1. | Комбинаторные методыдискретной математики |
98 |
26 |
14 |
58 |
1.1 |
История развития, классические задачи |
10 |
4 |
2 |
4 |
1.2 |
Размещения и производящие функции |
32 |
8 |
6 |
18 |
1.3 |
Рекуррентные соотношения. Разбиения. |
17 |
4 |
3 |
10 |
1.4 |
Логические методы комбинаторного анализа |
17 |
4 |
3 |
10 |
1.5 |
Двенадцатеричный путь. |
8 |
2 |
0 |
6 |
1.6 |
Модели и задачи комбинаторного анализа в социологии. |
14 |
4 |
0 |
10 |
2. |
Отношения и функции |
26 |
8 |
2 |
16 |
2.1 |
Определения и основные понятия.
|
12 |
4 |
0 |
8 |
2.2 |
Частично упорядоченные множества. Функции Выбора
|
12 |
4 |
0 |
8 |
2.3 |
Контрольная работа |
2 |
|
2 |
|
Пятый модуль | |||||
3. |
Элементы теории графов (модуль 5) |
92 |
22 |
12 |
58 |
3.1 |
История развития, классические задачи |
14 |
4 |
2 |
8 |
3.2 |
Ориентированные и неориентированные графы |
34 |
8 |
6 |
20 |
3.3 |
Эйлеровы пути и циклы |
14 |
3 |
1 |
10 |
3.4 |
Гамильтоновы пути и циклы
|
14 |
3 |
1 |
10 |
3.5 |
Паросочетания в графах |
16 |
4 |
2 |
10 |
В конце пятого модуля проводится письменный экзамен продолжительностью 80 минут.
Каждая форма контроля оценивается в 10-балльной шкале. Итоговая оценка складывается из оценки за промежуточную контрольную работу (с весом 0.2), из оценок за два домашних задания (с равными весами по 0.2), из оценки текущего контроля (с весом 0.1), из оценки за итоговую контрольную работу (с весом 0.3) и округляется до целых единиц. Итоговая оценка (результат округления) выставляется в пятибалльной и в 10-балльной системах в ведомость и в зачетную книжку студента (оценкам 1, 2, 3 в 10-балльной системе соответствует оценка “неудовлетворительно” в пятибалльной системе, оценкам 4, 5 – “удовлетворительно”, оценкам 6, 7 – “хорошо”, оценкам 8, 9, 10 – “отлично”).
IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
2. Ерусалимский Я.М. Дискретная математика: теория, задачи, приложения. – М.: Вузовская книга, 1999, 2001.
3. Москинова Г.И. Дискретная математика. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Логос, 2000.
4. Ниворожкина Л.И. и др. Основы статистики с элементами теории вероятностей для экономистов: Руководство для решения задач. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
5. Оре Ойстин. Графы и их применение. – М.: Эдиториал УРСС, 2002.
6. Политическое моделирование. Хрестоматия к курсу, ч.2 / Составитель Д.С.Шмерлинг. – М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2001.
7. Стенли Р. Перечислительная комбинаторика. – М.: Мир, 1990
8. Томас Ричард. Количественные методы анализа хозяйственной деятельности. – М.: Дело и Сервис, 1999, 2003.
9. Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
Дополнительная литература
1. Акимов О.Е. Дискретная математика: логика, группы, графы. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
2. Алексаченко В.А. Логика. Множества. Вероятность. – М.: Вузовская книга, 2001.
3. Асанов М.О., Баранский В.А., Расин В.В. Дискретная математика: графы, матроиды, алгоритмы. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001.
4. Виленкин Н.Я. Популярная комбинаторика. – М.: Наука, 1975.
5. Ежов И.И., Скороход А.В., Ядренко М.И. Элементы комбинаторики. – М.: Наука, 1977.
6. Емеличев В.А. Лекции по теории графов. – М.: Наука, 1990
7. Кемени Джон Дж., Снелл Дж.Л., Томпсон Дж.Л. Введение в конечную математику. – М.: Мир, 1965.
8. Колмогоров А.Н., Журбенко И.Г., Прохоров А.В. Введение в теорию вероятностей. – М.: Наука, 1982.
9. Кормен Томас, Лейзерсон Чарльз, Ривест Рональд. Алгоритмы: построение и анализ. – М.: МЦНМО, 2001.
10. Курбатов В.И., Угольницкий Г.А. Математические методы социальных технологий: Учебное пособие. – М.: Вузовская книга, 1998.
11. Липский В. Комбинаторика для программистов. – М.: Мир, 1988.
12. Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов. – СПб.: Питер, 2001.
13. Оре Ойстин. Теория графов. – М.: Наука, 1968.
14. Плаус Скотт. Психология оценки и принятия решений. – М.: ИИД “Филинъ”, 1998.
15. Романовский И.В. Дискретный анализ. Учебное пособие. – СПб.-М.: Невский диалект – Физматлит, 2000, 2001, 2003.
16. Рыбников К.А. Введение в комбинаторный анализ. – М.: Изд-во МГУ, 1972.
17. Рыбников К.А. Комбинаторный анализ. Задачи и упражнения. – М.: Наука,1982.
18. Судоплатов С.В., Овчинников Е.В. Элементы дискретной математики. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.
19. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. – М.: Научный мир, 2000.
20. Уилсон Р.Дж. Введение в теорию графов. - М.: Мир, 1977
21. Форд Л.Р., Фалкерсон Д.Р. Потоки в сетях. – М.: Мир, 1966.
22. Харари Фрэнк. Теория графов. – М.: Едиториал УРСС, 2003
2. Андерсон Джеймс. Дискретная математика и комбинаторика. – М.: ИД “Вильямс”, 2003.
3. Басакер Роберт Дж., Саати Томас Л. Конечные графы и сети. – М.: Наука, 1974.
4. Бурков В.Н. и др. Теория графов в управлении организационными системами. – М.: СИНТЕГ, 2001.
5. Грэхем Рональд Л., Кнут Дональд Е., Паташник Орен. Конкретная математика. Основание информатики. – М.: Мир, 1998.
6. Кемени Джон Дж., Снелл Дж.Л. Кибернетическое моделирование. Некоторые приложения. – М.: Советское радио, 1972.
7. Кофман Арнольд. Введение в прикладную комбинаторику. – М.: Наука, 1975.
8. Кристофидес Никос. Теория графов. Алгоритмический подход. – М.: Мир, 1978.
9. Кузютин Д.В. Математические методы стратегического анализа многосторонних отношений: Голосование. Многосторонние соглашения: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.
10. Математические методы в социальных науках / Сб. статей под ред. Пауля Ф. Лазарсфельда и Нейла У. Генри. – М.: Прогресс, 1973.
11. Миркин Б.Г. Проблема группового выбора. – М.: Наука, 1974.
12. Нефедов В.Н., Осипова В.А. Курс дискретной математики. – М.: Изд-во МАИ, 1992.
13. Риордан Дж. Введение в комбинаторный анализ. – М.: ИЛ, 1963.
14. Сачков В.Н. Вероятностные методы в комбинаторном анализе. – М.: Наука, 1978.
15. Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке (Вероятность, случайность, независимость, иерархия). – М.: Научный мир, 1999.
16. Светлов В.А. Аналитика конфликта. – СПб.: ООО “Росток”, 2001.
17. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2000.
18. Тараканов В.Е. Комбинаторные задачи и (0,1)-матрицы. – М.: Наука, 1985.
19. Угольницкий Г.А. Модели социальной иерархии. – М.: Вузовская книга, 2000.
20. Хеллевик Оттар. Социологический метод. – М.: Весь Мир, 2002.
21. Холл Маршалл. Комбинаторика. – М.: Мир, 1970.
22. Эрдёш Пауль, Спенсер Джоэл. Вероятностные методы в комбинаторике. – М.: Мир, 1976.
23. Яблонский С.В. Введение в дискретную математику: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Высшая школа, 2001.
V. Содержание программы.
Раздел 1. Комбинаторные методы дискретной математики.
Тема 1.1. История развития, классические задачи.
Структура курса дискретной математики. Два направления математического образования (дискретность и непрерывность, конечность и актуальная бесконечность). Предмет комбинаторики, история развития, генезис современного состояния. Конструирование и анализ комбинаторных алгоритмов. Два правила комбинаторики (правило суммы, правило произведения). Классические задачи комбинаторного анализа. Задача размещения объектов по ячейкам при различных ограничениях. Количество слов в алфавите при различных ограничениях.
[2], С. 73 - 77
[18], С. 159 – 161.
Количество всевозможных размещений различных объектов по различным ячейкам. Количество различных слов заданной длины в заданном алфавите. Количество размещений различных объектов по различным ячейкам при условии, что каждая ячейка содержит не более одного элемента. Количество слов заданной длины без повторений символов в заданном алфавите. Перестановки элементов. Упорядоченные размещения различных объектов по различным ячейкам.
Число монотонных слов заданной длины в заданном алфавите. Задача Муавра о числе способов представления натурального числа как упорядоченной суммы неотрицательных целых чисел. Сочетания и биномиальные коэффициенты. Производящие функции. Бином Ньютона. Основные комбинаторные тождества для чисел сочетаний. Полиномиальные коэффициенты. Задача о числе размещений различных объектов по различным ячейкам при заданном количестве объектов в каждой ячейке. Производящая функция для полиномиальных коэффициентов, основные комбинаторные тождества для них.
Основная литература
[2], С. 86 – 92
[18], С. 162, 167 – 169.
Рекуррентные соотношения, задача о Ханойских башнях. Рекуррентные соотношения для биномиальных коэффициентов. Разбиения объектов на классы (числа Стирлинга второго рода), связь разбиений с размещениями.
[2], С. 103 - 106
[18], С. 163.
Принцип включений – исключений. Формула включений – исключений. Задача о числе беспорядков.
[2], С. 77 – 79.
[18], С. 166.
Двенадцатеричный путь: количество размещений объектов по ячейкам (объекты различные или одинаковые; ячейки различные или одинаковые; размещения произвольные, либо каждая ячейка не пуста, либо в каждой ячейке не более одного элемента).
[2], С. 77 – 79.
[18], С. 166.
Комбинаторные задачи планирования выборочных обследований. Экстремальные комбинаторные задачи о выборе информативных признаков, “о покрытиях”. Модели парных взаимодействий.
[4].
[2], [10], [14], [19].
Понятие декартова произведения множеств. Отношения, матричное и графическое представление отношений. Бинарные отношения и их свойства.
[2].
[17], С. 166.
Специальные классы бинарных отношений: частичные порядки, слабые порядки, линейные порядки, отношения эквивалентности. Внутренняя и внешняя устойчивость. Ядро. Выбор по отношениям предпочтения. Свойства функций выбора.
[2].
[17].
Раздел 3. Элементы теории графов.
Становление и развитие теории графов. Задача Эйлера о кенигсбергских мостах. Проблема четырех красок. Генезис современного состояния предмета.
[2], С. 173 – 174.
[3], С. 192 – 200.
[5], С. 11 – 29.
[15], С. 127 – 130.
[18], С. 108 – 113.
Тема 3.2. Ориентированные и неориентированные графы.
Определение графа. Графы неориентированные и ориентированные. Отношения смежности и инцидентности. Неориентированный полный граф. Ориентированный полный граф. Расширения понятия графа (петли, несколько ребер). Простой граф. Конечный граф. Изоморфные графы. Степени вершин. О представлении графов (матрица инциденций, матрица смежности вершин). Пути и циклы. Связность. Подграфы. Связные компоненты (или компоненты связности). Поиск в графе. Примеры задач поиска в графе (базы данных, задача о взаимозачетах). Поиск в глубину. Поиск в ширину. Деревья. Остовное дерево (каркас). Алгоритм построения остовного дерева методом поиска в глубину. Кратчайшие пути в связном неориентированном графе из заданной вершины до всех остальных вершин.
[2], С. 174 – 175, 183 - 192.
[3], С. 215 – 222.
[5], С. 47 – 90.
[3], С. 238 – 273.
[15], С. 133 – 144.
[18], С. 119 – 125.
Эйлеровы пути и циклы. Теорема о существовании эйлеровых путей и циклов в графе. Алгоритм построения эйлеровых циклов. Оценка сложности алгоритма.
[2], С. 194 – 199.
[5], С. 34 – 37.
Дополнительная литература
[1], C. 270 – 277.
Сложность задачи проверки существования гамильтонова цикла. Пути, имеющие тип цикла. Достаточное условие для того, чтобы полный простой путь имел тип цикла. Связь между наличием в связном графе гамильтоновых циклов и длиной максимальных простых путей в нем.
[2], С. 73 – 77.
[5], С. 40 – 42.
Дополнительная литература
[22], С. 85 – 87.
Двудольные графы. Паросочетания в графах. Нахождение максимального паросочетания в графе (задача о назначениях). Системы представителей множеств. Системы различных представителей, необходимое и достаточное условие их существования.
[5].
[3].
Размещения, перестановки, сочетания. Биномиальные коэффициенты. Рекуррентные соотношения. Числа Фибоначчи. Разбиения. Основные комбинаторные тождества и соотношения. Метод включений - исключений.
Изоморфизм графов. Степени вершин и количество ребер в графе. Пути и циклы. Пути максимальной длины. Компоненты связности. Эйлеровы и гамильтоновы циклы.
Размещения, перестановки, сочетания.
Биномиальные коэффициенты.
Разбиения.
Основные комбинаторные тождества и соотношения.
Метод включений – исключений.
Требования к студентам: Учебная дисциплина “Дискретная математика для социологов”
25 09 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология» подготовки бакалавра и по направлению под
14 12 2014
1 стр.
Методология социологии для направления 040200. 68 «Социология» подготовки магистра
15 10 2014
1 стр.
Необходимый уровень базовых знаний – законченное среднее образование, желательный уровень – владение основами социологической теории и практики
14 10 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для специальности 010400. 62 «Прикладная математика и
25 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 040100. 62 «Социология» подготовки бакалавра
13 10 2014
1 стр.
Методы сбора демографической информации для направления 040200. 68 «Социология» подготовки магистра специальности «Демография»
16 12 2014
1 стр.
Культурные практики (пост)современности в контексте теории модерна для направления 040200. 68 "Социология" подготовки магистра
12 10 2014
1 стр.