|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины "Культуры потребления" для подготовки бакалавра по направлению 040100.62 «Социология» и по направлению 040200.62 «Социология»
|
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра и по направлению подготовки бакалавра 040200.62 «Социология», изучающих дисциплину «Культуры потребления».
Программа разработана в соответствии с:
знакомство с методами эмпирического исселдования повседневной жизни и практик потребления в городской российской культуре,
изучение различных подходов к исследованию потребления в социологии и смежных дисциплинах,
развитие социологического воображения и навыков постановки исследовательских задач и их реализации на практике.
основные направления исследований в рамках современной социологии и антроплогии потребления;
особенности различных методологических подходов к исследованиям потребления;
основные подходы к определению потребления и его роли в жизни общества;
различные модели организации потребления (капиталистическая, социалистическая, традиционная, транзитная и др.)
функции практик потребления в формировании социальной структуры, социальную сущность потребления;
анализировать теоретические источники, сопоставлять различные подходы к анализу практик потребления в социологии и антропологии;
самостоятельно сформулировать тему эмпирического исследования в сфере социологии потребления;
провести наблюдение за эмпирическим объектом, выбранным в соотстветствии со сформулированной ранее темой исследования;
работать с литературой и подготовить презентацию по одной из основных тем данной дисциплины;
написать аналитическое эссе.
анализа теоретических источников
Компетенция |
Код по ФГОС/ НИУ |
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) |
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения |
ОК-1 |
Студент дает определения основным понятиям курса, воспроизводит основные положения социологических подходов к изучению экономики и хозяйственной деятельности агентов |
Лекция, анализ литературы на семинарах, выполнение домашних заданий, контрольной работы, написание эссе |
Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь |
ОК-2 |
Студент умеет обобщить и воспроизвести прочитанный материал, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию. |
Выступления на семинарах, выполнение домашних заданий, контрольной работы, написание эссе |
Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе |
ОК-3 |
Студент демонстрирует умение вести диалог с одногруппниками, распределять функции и выполнять задание |
Групповая работа на занятиях |
Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации |
ОК-6 |
Студент дает определения основных понятий курса, использует новую терминологию, распознает различные теоретические подходы к пониманию культур потреблений, высказывает свою точку зрения |
Лекции, чтение материалов к семинару, выполнение домашних заданий, контрольной работы, написание эссе |
Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков |
ОК-7 |
Студент исправляет свои работы, рефлексирует свой опыт |
Групповая работа, работа над ошибками |
Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы |
ОК-10 |
Студент применяет способы анализа и интерпретирует предложенные материалы о современном состоянии экономики и ее взаимодействии с обществом |
Семинарские занятия, работа в группах, домашние задания, контрольная работа, написание эссе |
Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией |
ОК-13 |
Студент владеет способами поиска и переработки информации, что проявляется в форме составления списка источников и материалов, презентации результатов чтения и анализа |
Семинарские занятия, домашние задания, контрольная работа, написание эссе |
Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях |
ОК-14 |
Студент демонстрирует умение находить материалы в сети Интернет |
Семинарские занятия, домашние задания, контрольная работа, написание эссе |
Владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации |
ОК-15 |
Студент владеет английским языком, достаточным для чтения текстов к семинарским занятиям и работы с литературой на англ.языке при написании эссе |
Семинарские занятия, контрольная работа, написание эссе |
Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования |
ПК-1 |
Студент применяет полученные знания о теоретических подходах к социологическому исследованию экономической сферы, экономических процессов, структур и агентов при выполнении заданий |
Лекции, семинарские занятия, домашние задания, контрольная работа, написание эссе |
Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
ПК-2 |
Студент демонстрирует владение методами социологического исследования в ходе анализа социально-экономических явлений (например, при эмпирическом анализе выбранного рынка в г. Санкт-Петербурге) |
Домашние задания, контрольная работа, написание эссе |
Умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп |
ПК-5 |
Студент интерпретирует предложенные материалы для анализа (результаты наблюдений, данные интервью) |
Лекции, семинарские занятия, домашние занятия, контрольная работа, |
Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций |
ПК-8 |
Студент демонстриует умение работать/ с теоретическими и эмпирическими материалами. |
Работа на семинарах, выполнение домашних заданий, контрольной работы, написание эссе |
Способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности |
ПК-10 |
Студент владеет материалом и применяет полученные знания основных социологических теорий для выполнения заданий |
Лекции, участие в семинарских занятиях, выполнение домашних заданий, контрольной работы, написание эссе |
Настоящая дисциплина относится к циклу ФТД.00 Факультативы для студентов 2 курса и дисциплиной по выбору (Б.2.В.1) для 4 курса
№ |
Название раздела |
Всего часов |
Аудиторные часы |
Самостоятельная работа | ||
Лекции |
Семинары |
Практические занятия | ||||
1 |
Дисциплина «Культуры потребления»: социологические, антропологические и экономические элементы |
16 |
2 |
2 |
- |
14 |
2 |
Семиотика культуры, значение вещей и организация повседневности |
24 |
4 |
4 |
- |
16 |
3 |
Советская и постсоветская культуры потребления: преемственность, влияние, историческая трансформация |
26 |
4 |
4 |
- |
18 |
4 |
Социология культурного производства и потребления и экономика культуры |
22 |
4 |
4 |
- |
14 |
5 |
Актуальные социальные проблемы через призму социологии потребления |
18 |
2 |
2 |
- |
14 |
|
Итого: |
108 |
16 |
16 |
- |
76 |
Тип контроля |
Форма контроля |
2 курс |
4 курс |
Параметры | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 | |||
Текущий |
Эссе |
|
|
|
* |
|
|
|
|
В письменной форме, 1500 слов |
|
Контрольная работа |
|
|
|
|
* |
|
|
|
В письменной форме, 90 мин |
Итоговый |
Зачет |
|
|
|
* |
* |
|
|
|
В устной форме, 90 мин |
Оценка ставится в зависимости от того, насколько студент демонстрирует:
- умение использовать изученные теории для анализа эмпирического материала;
- знание методов исследования эмпирически наблюдаемых проявлений культуры потребления;
- умение самостоятельно спланировать и осуществить эмпирическое исследование на заданную тему;
- умение самостоятельно сформулировать тему эмпирического исследования в рамках изучения культур потребления;
- умение анализировать теоретические источники, сопоставлять различные подходы к анализу экономических явлений в рамках экономической социологии;
1. Присутствие в классе и активное участие в обсуждении.
2. Демонстрация знания содержания прочитанных текстов из списка обязательного чтения, а также регулярное чтение дополнительных источников
3. Демонстрация способности формулировать собственное мнение и оценку на основании прочитанных источников, критическое осмысление материала
4. Формулирование высказывание в соответствии с общей логикой дискуссии, умение развивать мысль предыдущих ораторов или полемизировать с ними
5. Взаимоуважение и соблюдение этики академической дискуссии.
1. Наличие в тексте четкого тезиса и аргументов, логической структуры
2. Тематика эссе должна соответствовать тематике курса (в случае свободного выбора темы).
3. Текст должен включать элемент собственного эмпирического исследования, привлекать материалы интервью и наблюдений
4. Работа должна опираться на теоретические знания, полученные в ходе курса, в частности, источники, приведенные в списке литературы
5. Работа должна содержать элемент авторской рефлексии, собственную позицию автора, обоснованную и сформулированную в соотвествии с требованиями академического письма
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: оценивает активность в дискуссиях, качество презентации результатов выполнения полевых заданий, готовность к занятиям (чтение текстов, подготовка и презентация по текстам).
Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: выполнение полевых заданий.
Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:
Культура(-ы) потребления: основы анализа. Культура потребления через призму различных научных дисциплин: экономическая антропология, семиотика, культурология, социология. Кросскультурный анализ. Культурологическая теория товара. Ритуал.
Потребление, потребитель, культура потребления («Анналы», Н.Элиас, В.Беньямин, М.Дуглас и Б.Ишервуд, М.Физерстоун). Становление общества потребления: эпоха Просвещения, Модерн, кризис индустриального общества. Рыночные отношения и общество потребления. Свобода потребителя. Послевоенная Америка: «Республика Потребления» Л.Коэн. Маркетинговая революция. Социология потребления и смежные дисциплины: экономическая и социологическая интерпретация потребления, меркетинг.
Семинар 1. Исследование культур потребления
Основная литература для обсуждения на семинаре:
Ильин В. Введение // Ильин В. Поведение потребителей. Сыктывкар, 1999.
Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. 2000. N4.
Бурстин Д. Сообщества потребления // THESIS, 1993, № 3.
Софронов-Антомони В., Производство теории потребления// Знание-сила, №7, 2002.
Левинсон Алексей, У них и у нас// Знание-сила, №7, 2002.
Левада Юрий, Знакомое «новое корыто» // Знание-сила, №7, 2002.
Ч.С. Пирс, Ф. Де Соссюр. Семиозис. Знаковость повседневной культуры. Потребление и знаки в традиционной и современной культуре. Р. Барт о моде. Пустой знак. Ж. Бодрийяр о симулякре. Социальные ритуалы потребления. Драматургический подход
Лотман М.Ю. Статьи по семиотике культуры и искусства. Санкт-Петербург: Академический проект, 2002
Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.
Дополнительная литература к семинару
Фокс, Кейт. «Наблюдая за англичанами». Глава о культуре пабов.
Общественная баня как пример института досуга. https://www.ethnonet.ru/ru/print/pub/0304-04.html
Ечевская О.Г.Наручные часы: время и социальная идентичность после модерна // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10. Спецвыпуск. С. 96-107. https://sites.google.com/site/echevskaya/home/papers/echevskaya_jssa.pdf?attredirects=0&d;=1
Вайнштейн О. Семиотика Шанель №5 https://ec-dejavu.ru/c/Chanel_5.html
https://www.ethnonet.ru/ru/print/pub/0304-01.html
Лекция 2. Идентичность и шопинг.
Появление современных форм торговли: «Аркады», «Бон Марше», универсальные магазины, супермаркеты, торговые центры (Беньямин, Сеннетт, Госс). Шоппинг, идентичность, социальные и семейные связи. (Вудвард, Миллер). Супермаркеты, бренды, потребление как стиль жизни. Создание своего «я» с помощью товаров. Свободный потребитель. Креативный потребитель. Де Серто.
Фильмы – «Заметки об одежде и городах» Вима Вендерса + «Mallrats».
Семинар 2. Покупки и повседневность
Основная литература для обсуждения на семинаре:
Корриган П. Магазины и покупки: появление универсальных магазинов // Corrigan P. The sociology of consumption
Качалов И. Успех в рознице: три взгляда с трех сторон. Взгляд 1: как ведет себя покупатель в магазине // Практический маркетинг. 2003. №8
Желнина А. «Здесь как музей»: торговый центр как пубичное пространство// Laboratorium. Журнал социальных исследований, 2011. № 2. C. 48—69.
Михайлова О. И. , Гурова О. Ю. Потребитель в молле: между свободой выбора и стратегиями ограничения потребительского поведения
https://ecsoc.hse.ru/data/970/588/1234/ecsoc_t10_n3.pdf#page=41
Практическое занятие. Наблюдение в торговом центре и на рынке. Подслушивание и наблюдение в супермаркете. Сравнительный анализ разных форм организации торговли.
Раздел 3. Советская и постсоветская культуры потребления: преемственность, влияние, историческая трансформация
Лекция 1. Советский стиль потребления.
Советский подход к организации потребления. Общество дефицита. Советская система распределения. Подпольный рынок, фарцовщики. Культура «совка» и ее восприятие сегодня. Особенности перехода к обществу потребления. Задание. Интервью с представителями «старшего поколения»: магазины, покупки и вещи в советское время и сейчас.
Герасимова Е., Чуйкина С. Общество ремонта // «Неприкосновенный запас» 2004, №2(34)
Гурова О. Продолжительность жизни вещей в советском обществе: заметки по социологии нижнего белья // «Неприкосновенный запас» 2004, №2(34)
Журавлев С., Ю.Гронов. Власть моды и советская власть: история противостояния// историк и художник, 4(10), 2006
Бледнова Л.Г., Ушакин С.А. Джеймс Бонд как Павка Корчагин // Социологические исследования. 1997. № 12. С. 16-23. https://ecsocman.hse.ru/data/945/833/1231/004.USHAKIN.pdf
Ушакин С.А. Количественный стиль: потребление в условиях символического дефицита // Социологический журнал. 1999. № 3/4. С. 187-214. https://www.nir.ru/sj/sj/sj3-4-99ush.html
Лекция 2. Постсоциалистическая трансформация и изменение культуры потребления.
Постсоциализм: история понятия, эмпирические реалии, исследовательская практика. Постсоциалистические трансформации в Петербурге. Изменения культуры потребления в 1990-х и 2000-х годах. “Революция ларьков”. Включение России в глобальную культуру потребления. Новые паттерны и модели потребления.
Представление интервью и совместный анализ интервью
Тихомирова А. Советское в постсоветском: размышления о гибридности современной российской культуры потребления одежды. https://magazines.russ.ru/nz/2007/54/ti10-pr.html
Рудова Л. Гламур и постсоветский человек https://magazines.russ.ru/nz/2009/6/ru17.html
Раздел 4. Социология культурного производства и потребления и экономика культуры
Лекция 1. Культурное потребление, потребление культуры: взгляд социолога, экономиста, искусствоведа.
Культурный продукт и культурное производство. Специфика культурного производства как области экономики, ограничения экономических подходов. Потребление культуры как центральная практика постиндустриальной экономики.
Лукша П. Экономика культуры - штрихи к науке нового века https://magazines.russ.ru/nz/2003/6/l9.html
Бикбов А. Рынки культуры как рынки вкуса и признания «Неприкосновенный запас» 2004, №1(33) https://magazines.russ.ru/nz/2004/1/bi9-pr.html
Автономов Ю. Социология и экономика культуры – война правой руки с левой? https://magazines.russ.ru/nz/2004/1/avt10.html
Лекция 2. Творческие индустрии и креативное предпринимательство. Креативный город
Постиндустриальная экономика и города. Потребление и производство в эпоху постиндустриальной экономики. Креативный город (Ч. Лэндри). Виды капитала и формирование креативного капитала как основы городского развития (Р. Флорида). Культурное потребление и его роль в постиндустриальной экономике.
Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее
Мукерджи Ч., М. Скадсон. Новый взгляд на поп-культуру. https://sociologist.nm.ru/articles/mukerji_schudson_01.htm
Данилова Наталия, Анна Черных. Современный Эрмитаж, или Музей в эпоху массового общества. https://magazines.russ.ru/nz/2007/54/da20-pr.html
Гнедовский Михаил Творческие индустрии: политический вызов для России. https://magazines.russ.ru/oz/2005/4/2005_4_15.html
Хлебников Б.. Экономика и культура. Немецкий вариант. https://magazines.russ.ru/nz/2003/6/hl11.html
Раздел 5. Актуальные социальные проблемы через призму социологии потребления
Лекция 1. Неравенство и потребление.
Трансформации культурных форм. Социальное неравенство и потребление. Потребление и субкультуры. Роль практик потребления в воспроизводстве социального неравенства в государствах всеобщего благоденствия. Роскошь. Горизонтальные и вертикальные различия.
Аксютина О.А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры в постсоветском пространстве. https://ec-dejavu.ru/p-2/Punk.html
Омельченко Е. Поп-культурная революция или перестроечный ремейк? Современный контекст молодежного вопроса. https://magazines.russ.ru/nz/2006/1/om20.html
Дополнительная литература к семинару:
Lewis G.H.. Community through exclusion and illusion: the creation of social worlds in an American shopping mall// Journal of popular Culture
Leach W.R.. Transformation in a Culture of Consumption: Women and department stores, 1890-1925// The Journal of American History
Foley D.E.. Does the Working class have a culture in the anthropological sense? // Cultural Anthropology
Национальные культуры потребления. Западная культура. Консюмеризм. Буддизм. Потребление в развивающихся странах. «Новая антропология потребления». География потребления. Интернациональные и локальные процессы. Коммодификация. Неомарксизм. Глобальное неравенство (Д. Харви).
Arce A., T.K. Marsden. The Social Construction of International Food: a new research agenda// Economic Gepgraphy
Crewe L. Geographies of retailing and consumption// Progress in Human Geography 24, 2. 2000
Финальная дискуссия: Глобальное и локальное в соврменной российской культуре потребления.
Зачет осуществляется в письменной форме.
1. Субкультуры и потребление. Анализ кейс-стади (по выбору: панки, фриганы, анимешники и т.п.)
2. Неформальная торговля в центральных и новых районах
3. Культура потребления в СССР.
4. Мобильный телефон в современной российской культуре
5. Престижное потребление: анализ медиадискурса
6. Ритуалы потребления в современной городской культуре. Кафе
7. Ритуалы потребления в современной городской культуре. Праздники
8. Торговые центры Санкт-Петербурга.
9. Потребление культуры в Петербурге: традиционные музеи, современные арт-центры
10. Свободная тема (по согласованию с преподавателем)
1. Концепция общества (культуры) потребления. Медиа-дискурс и научные подходы
2. Потребление культуры и культура потребления: соотношение понятий
3. Субкультуры и потребление. Понятие субкультуры. Роль практик потребления в формировании субкультуры.
4. Контркультура. Противостояние обществу потребления
5. Постмодернистские теории потребления. Бодрийяр.
6. Глобальные корпорации, новая организация мирового производства и потребления. Пример Макдональдс
7. Бренды и производство идей против материального производства: современные реалии западных странд
8. Антиконсюмеристские практики: фриганизм, экологические движения и др.
9. Эстетизация потребления (М. Физерстоун)
10. Антропологические теории потребления (Дуглас, Ишервуд, Гиртц)
11. «Республика потребления»: становление культуры потребления в США
12. Потребитель. Свобода выбора и частная жизнь. Идентичность и статус в посттрадиционном обществе.
13. Биографии вещей (Аппадурай, Копытофф)
14. Семиотический подход к изучению культур потребления
15. Мобильный телефон в современной молодежной культуре
16. Престижное потребление, роскошь: анализ феномена, социальное значение и примеры
17. Постсоветская культура потребления: глобальные и локальные элементы
18. Организация потребления в СССР: политика и практика
19. Ритуалы потребления в традиционных обществах и в современной российской городской культуре
20. Торговые центры как новый формат городского пространства потребления
21. Поп-культура и контркультура: эмпирические референты из разных национальных культур
22. Идентичность и шопинг
23. Роль музеев в современной городской культуре
24. Творческие индустрии: потребление и производство
25. Интернет и становление новой культуры потребления
26. Этичное потребление: анализ социального феномена
27. Гендерная специфика потребления
14 12 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
12 09 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.