Приложение 1
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
"УТВЕРЖДАЮ"
Проректор по учебной работе
_____________________ проф. В.С. Бухмин
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Этнология
Цикл ДС
ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; ОПД - общепрофессиональные дисциплины; ДС - дисциплины специализации; ФТД - факультативы.
Специальность:
020700 –История
(Номер специальности) (Название специальности)
Принята на заседании кафедры этнографии и археологии
(протокол №___ от "__"__________200__ г.)
Заведующий кафедрой
___________________ А.Г.Ситдиков
Утверждена Учебно-методической комиссией исторического факультета КГУ
(протокол №___ от "__"__________200__ г.)
Председатель комиссии
____________________ (Г.П. Мягков)
Рабочая программа дисциплины
«Этнология»
Предназначена для студентов 1 курса,
По специальности:____________ - Религиоведение
(Номер специальности) (Название специальности)
АВТОР: Доктор исторических наук, доцент Титова Т.А.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ: Цель курса – изучение и освоение студентами вопросов теории этноса, этногенеза, традиционных и современных форм жизнедеятельности этносов, особенностей межэтнической коммуникации, этнической картины мира и этнической идентичности.
-
Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Этнология»
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:
-
понимать сущность направленность этнических процессов;
-
обладать теоретическими знаниями об этнической картине мира;
-
ориентироваться в особенностях межэтнических коммуникаций различных народов;
-
приобрести навыки методов сбора и анализа этнологических материалов.
-
Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах).
Форма обучения очная
Количество семестров 1 (1)
Форма контроля: 1 семестр__________
Зачет /Экзамен
2 семестр зачет
№
п/п
|
Виды учебных занятий
|
Количество
|
часов
|
|
|
1 семестр
|
2 семестр
|
1.
|
Всего часов по дисциплине
|
|
36
|
2.
|
Самостоятельная работа
|
|
|
3.
|
Аудиторных занятий
|
|
36
|
|
в том числе лекций
|
|
36
|
|
семинарских (или лабораторно-практических)
|
|
|
3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
№
п/п
|
Название темы и ее содержание
|
Количество
|
часов
|
лекции
|
семинарские (лаб.-прак. занятия)
|
1
|
Тема Этнология как наука, ее предмет, методы и взаимосвязь со смежными дисциплинами. Становление этнологии как науки. Предмет этнологии. Методы этнологии. Связь этнологии с другими науками.
|
4
|
|
2
|
История этнологической мысли. Эволюционизм. Диффузионизм. Социологическая школа. Функционализм. Американская школа истории этнологии. Этнопсихологическая школа.
Структурализм. Культурный релятивизм. Неоэволюционизм. Новейшие концепции в этнологии.
|
8
|
|
3
|
Тема Современная наука о сущности этноса и этничности. Примордиализм, инструментаризм, конструктивизм. Теории этноса отечественной этнологии.
|
4
|
|
4
|
Тема Классификации народов мира. Географическая классификация. Антропологическая классификация. Лингвистичекая классификация. Этноконфессиональная классификация.
|
6
|
|
5
|
Тема Этническая культура и этническая психология. Культура и ее этнические функции. Материальная культура. Социальная культура. Духовная культура. Архаичная традиционная культура. Модернизация этнокультуры. Этнические стереотипы. Основание этнической идентичности. Типы этнической идентичности.
|
8
|
|
6
|
Тема Межэтнические коммуникации. Этнические контакты и их результаты. Этнические процессы в современном мире.
|
2
|
|
7
|
Тема Природа этнических конфликтов и способы их урегулирования. Специфика и причины этнической напряженности и конфликтности. Факторы этнического риска. Динамика и типология этнических конфликтов. Формы и способы регулирования этнических конфликтов. Толерантность как форма мирного существования в условиях полиэтничного общества
|
4
|
|
|
Итого часов:
|
36
|
|
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
-
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1998.
-
Бусыгин Е.П. Этнография (этнология). М., 2001.
-
Садохин А.П. Этнология. Учебный словарь. М., 2000.
-
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., 2000.
-
Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.
-
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.
-
Этнография и смежные дисциплины. М., 1988.
-
Этнополитология. Учебник-хрестоматия. М., 2001.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
-
Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.
-
Идентичность и толерантность. М., 2002.
-
Конструирование этничности. СПб., 1998.
-
Левин З.И. Менталитет диаспоры. М., 2001.
-
Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
-
Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность/ Отв. редактор Л.М. Дробижева. М., 2002.
-
Социология конфликта. М., 1998.
-
Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе.
-
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. №1.
-
Титова Т.А. Этнические меньшинства в Татарстане: статус, идентичность, культура. Казань, 2007.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ:
-
Становление этнологии как науки
-
Предмет и методы этнологии
-
Связь этнологии с другими науками
-
Эволюционизм в этнологии. Неоэволюционистские теории XX в.
-
Диффузионистское направление в этнологии
-
Функционализм и его основные идеи.
-
Структурализм в этнологии
-
Основные идеи социологической школы.
-
Американская историческая школа
-
Этнопсихологическая школа. Культурный релятивизм
-
Новейшие концепции в этнологии
-
Инструментализм
-
Проблема этноса и этничности в современной науке
-
Конструктивизм
-
Примордиализм: природное направление
-
Примордиализм: эволюционно-историческое направление
-
Структура этноса
-
Географическая классификация народов мира
-
Антропологическая классификация народов мира
-
Лингвистическая классификация народов мира
-
Этноконфессональная классификация народов мира
-
Этнокультура и ее функции
-
Традиционная, архаичная и модернизованная культуры
-
Этнические контакты и их результаты
-
Этнические процессы
-
Этнический конфликт: понятие и причины
-
Динамика этнических конфликтов
-
Типология этнических конфликтов
-
Формы и способы урегулирования этнических конфликтов
-
Факторы этнического риска
-
Типы этнической идентичности
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ ЭТНОЛОГИЯ:
-
Методы этнологических исследований.
-
«Этнический парадокс» современности.
-
Зарождение этнографических знаний в истории и философии.
-
В. Вундт и его психология народов.
-
Современная западная этнология и социальная антропология: основные концепции и проблемы.
-
Детерминанты этнического поведения.
-
Этнические грани личности.
-
Этнические стереотипы.
-
Невербальные особенности общения этнических групп.
-
Этнопсихологические аспекты поведения деловых переговоров.
-
Этнические (национальные) чувства: генезис и формы проявления.
-
Вербальное межкультурное общение.
-
«Мужики» и «бабы»: особенности взаимоотношений мужчин и женщин в разных культурах.
-
Межкультурные различия в сфере семейно-брачных отношений.
-
Психологические проблемы адаптации человек в инокультурной среде.
-
Пространство и время в разных культурах.
-
Базовая и «модальная» личности.
-
Этническая толерантность личности.
-
Культура как психологический феномен.
-
«Национальный характер»: миф или реальность?
-
М. Мид: этнография детства и классификация культур.
-
Модели измерения этнической идентичности.
-
Роль исторической памяти в этнических конфликтах.
-
Культурная вариативность регуляторов социального поведения (вина, стыд, конформность, индивидуализм, коллективизм).
ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТНОЛОГИЯ»
-
Обряд перехода в мир взрослых называются:
А) социализация
Б) инициация
В) инагурация
-
Считается, что конформизм в большей степени присущ:
А) татарам
Б) евреям
В) японцам
-
Из нижеперечисленного вербальными средствами коммуникации является:
А) улыбка
Б) речь
В) жесты
-
В большей степени носителями традиционной культуры, как правило, являются:
А) городские жители
Б) сельские жители
-
Какой компонент в структуре этнической идентичности составляют знания и представления о собственной группе?
А) аффективный
Б) когнитивный
В) рациональный
-
Базовым этнодифференцирующим признаком является:
А) этническое самосознание (этническая идентичность)
Б) этнокультура
В) родной (национальный) язык
-
Какая из перечисленных стран является мононациональной?
А) Армения
Б) Узбекистан
В) Германия
-
Когда грустно японец…
А) улыбается
Б) плачет
В) выражает равнодушие
-
Стереотип, характеризующий собственную этническую группу называется:
А) гетеростереотипом
Б)автостереотипом
В) эндоэтнонимом
-
Что из нижеперечисленного не является этнодифференцирующим признаком?
А) религия
Б) язык
В) этническая идентичность
-
Геродот объяснял разницу в культурах народов:
А) климатом
Б) формой правления
В) цветом кожи
12. Предметом этнологии является:
А) история формирования человека современного вида
Б) изучение основных форм развития культуры
В) этническое многообразие земного шара
13. Объектом изучения в этнологии являются:
А) граждане какого-либо государства
Б) этнические общности
В) сельское население стран мира
14. В отечественной этнологии традиционно выделяют следующие
виды культуры_____________________________________________
15. Программа исследования составляется
на следующем этапе этнографической экспедиции:
А) камеральной обработки
Б) предварительного этапа экспедиции
В) полевого этапа экспедиции
16. Основной категорий антропологической классификации является:
А) этническая общность
Б) культура
В) раса
17. К «мертвым языкам» относится:
А) санскрит
Б) эсперанто
В) греческий язык
18. Самой крупной по числу говорящих на языках этой семьи является:
А) алтайская
Б) уральская
В) индо-европейская
19. К типу «национальная религия» относится:
А) сибирский шаманизм
Б) даосизм
В) синтоизм
20. Символом формирования этнологии как самостоятельной науки в Европе стало:
А) образование соответствующих факультетов в университетах
Б) образование научных обществ
В) принятие соответствующих резолюций парламентами европейских государств
21. Сторонники примордиалисткого подхода полагают:
А) этничность обусловлена обстоятельствами и необходима человеку и группе для достижения целей
Б) этничность является изначальной характеристикой человека
В) этничность формируется извне
22. Сторонники инструменталисткого подхода полагают:
А) этническая мобилизация результат реальных обстоятельств
Б) этничность следствие особенностей формирования человечества на ранних этапах истории
В) этничность основана на мифологемах, распространенных в общественном сознании
23. Сторонники конструктивистского подхода полагают:
А) этничность формируется в результате межпоколенной культурной преемственности
Б) современные народы-продукт интеллектуальной деятельности элит
В) групповая идентичность помогает индивиду в психологической адаптации
24. Главным этнообъединительным признаком является:
А) культура
Б) территория
В) этническая идентичность (этническое самосознание)
25. Эндоэтноним - это:
А) обозначение принадлежности к религиозной группе
Б) самоназвание народа
В) название, которым этническую общность называют другие народы
26. Этноцентричная этническая идентичность:
А) предполагает положительное отношение к своей и другим этническим группам
Б) рассматривает культуру других этнических групп через призму своей собственной
В) не рассматривает этническую принадлежность как имеющую какое-либо значения для человека
27. Моноэтническим будет считаться государство, в котором доля этнических меньшинств составляет не более:
А) 10%
Б) 2%
В) 5%
28. Малым народом считается этническая общность:
А) численно уступающая другой в регионе проживания
Б) общей численностью не более 50 тыс.человек в регионе традиционного проживания и хозяйствования
В) ведущая традиционное хозяйство
29. Диаспорой в современной науке считают:
А) группы евреев и армян в различных странах
Б) все этнические меньшинства
В) этнические меньшинства, имеющие историческую родину за пределами государства проживания
30. Одной из основных причин стереотипизирования является:
А) стремление этнического большинства объективно оценить этническое меньшинство
Б) реализация принципа «экономии усилий»
В) историческая традиция
31. Одним из основных методов изучения этнических стереотипов является:
А) проективный тест
Б) биографическое описание
В) метод свободных портретов
32. Следующая характеристика не является параметром этнического стереотипа:
А) содержание
Б) объективность
В) направленность
Ответы:
1-б, 2-в, 3-б, 4-б, 5-б, 6-а, 7-а, 8-а, 9-б, 10-а, 11-а, 12-в, 13-б, 14-материальная, социальная, духовная, 15-б, 16-в, 17-а, 18-в, 19-в, 20-б, 21-б, 22-а, 23-б, 24-в, 25-б, 26-б, 27-в, 28-б, 29-в, 30-б, 31-в, 32-б.