Перейти на главную страницу
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина»
Исторический факультет
Кафедра истории России
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической деятельности
________________Г.А. Папуткова
«____» __________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки: История и обществознание
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная – 5 лет
Нижний Новгород
2012
Рабочая программа составлена на основе:
2. Учебного плана по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профилю подготовки «История и обществознание», утвержденного «___» _____ 2012 г.
Рабочая программа по дисциплине «Этнология» принята на заседании кафедры истории России, протокол № ___ от «___» ______ 2012 г.
Разработчик: к.и.н., доцент _______________Н.В. Старикова
СОГЛАСОВАНО
Зав. кафедрой истории России
______________ / В.П. Сапон/
«____»__________20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Зав. выпускающей кафедрой
_____________/А.В. Хазина/
«_____»________ 20__г.
СОГЛАСОВАНО
Директор библиотеки
____________/ Т.А. Ефимова/
«___»_______ 20__ г.
Цель дисциплины Этнология в системе педагогического образования состоит в формировании систематизированных знаний о месте этнологии в системе гуманитарного знания, об основных процессах и теориях этнологии, этнографической карты РФ, способности выпускника применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области преподавания контроля и оценивания учебных достижений учащихся.
Задачи дисциплины
- изучить основные теории этнологии;
- изучить современные подходы к проблемам этногенеза;
- изучить антропологическую и лингвистическую классификацию народов РФ;
сформировать знания о материальной и духовной культуре народов РФ;-
- сформировать личностные и профессиональные компетенции.
Дисциплина «Этнология» относится к профессиональному циклу Б.3.
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «история России с древнейших времен до середины XIX в.» (1-2 семестр), «Археология».
Освоение дисциплины «Этнология» является необходимой основой для последующего освоения модуля дисциплин «История России с середины XIX- начала ХХ века», «Источниковедение», а также курсов по выбору студентов.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК – 14 - готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
ОК – 15 - способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества.
- этногенез народов РФ;
- специфику материальной и духовной культуры народов РФ;
- географическую, лингвистическую и антропологическую классификацию народов РФ;
- соотнести конкретные обычаи, традиции и ритуалы с природно-географическими и социальными условиями жизни народов, их хозяйственной деятельностью;
- выявлять общие черты в материальной и духовной культуре народов РФ, их межэтнические контакты;
владеть:
- технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по этнографии;
- этнографическими понятиями и терминами.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Всего зач.ед. |
Всего часов |
Семестр 4 |
Общая трудоемкость дисциплины |
2 |
72 |
72 |
Аудиторные занятия |
36 |
36 | |
в т.ч. занятия в активной и интерактивной формах |
12 |
12 | |
Лекции |
18 |
18 | |
Практические занятия, семинары |
18 |
18 | |
Самостоятельная работа |
36 |
36 | |
Вид итогового контроля |
зачет |
Раздел дисциплины |
Количество часов |
Итого по разделам дисциплины | ||
Лекции |
Практич. занятия |
Самостоят. работа | ||
Раздел 1. Предмет и задачи дисциплины. Общая характеристика народов РФ. |
8 |
6 |
12 |
24 |
1.1 Предмет, задачи и методы этнологии. |
2 |
|
2 |
4 |
1.2.История этнологии. Теории этногенеза. |
2 |
2 |
4 |
8 |
1.3. Виды классификаций этносов. |
2 |
2 |
4 |
6 |
1.4.Этнолингвистическая и антропологическаяхарактеристика народов мира |
2 |
2 |
2 |
6 |
Раздел 2.Этнографическая характеристика народов РФ |
2 |
4 |
4 |
10 |
2.1. Историко-культурные группы русских |
1 |
|
2 |
3 |
2.2.. Русские: материальная и духовная культура |
1 |
4 |
2 |
7 |
Раздел 3. Этнографическая характеристика народов Поволжья |
4 |
|
8 |
12 |
3.1. Этнографическая характеристики финно-угорских народов Поволжья |
2 |
|
4 |
6 |
3.2 Чуваши, татары, башкиры, калмыки: этногенез, материальная и духовная культура. |
2 |
|
4 |
6 |
Раздел 4. Этнография коренных и малых народов Сибири и Севера. |
2 |
4 |
6 |
12 |
3.1 Общая характеристика особенностей материальной и духовной культуры народов Сибири и Сервера. |
2 |
|
4 |
6 |
3.2 Этногенез, жилище, хозяйственная деятельность, одежда, традиции, обряды, фольклор коренных народов Сибири.и Севера |
|
4 |
2 |
6 |
Раздел 5. Этнография народов Северного Кавказа. |
2 |
4 |
6 |
12 |
5.1. Общая характеристика особенностей материальной и духовной культуры народов Серверного Кавказа |
2 |
|
4 |
6 |
5.2.Этногенез, жилище, хозяйственная деятельность, одежда, традиции, обряды, фольклор народов Северного Кавказа. |
|
4 |
2 |
6 |
Итого: |
18 |
18 |
36 |
72 |
Раздел 1. Предмет и задачи дисциплины. Общая характеристика народов РФ.
Наименование компетенций |
№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
ОК-14 |
|
|
+ |
+ |
+ |
ОК-15 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
При реализации различных видов учебной работы в процессе изучения дисциплины используются традиционные, интерактивные и информационно-коммуникационные технологии.
6.1. Темы занятий в активной и интерактивной формах
1. Этнолингвистический и антропологический состав РФ. Историко-культурные группы русских. Лекция-беседа. – 2 ч.
2. Русские: материальная и духовная культура.Лекеция-визуализация. – 2 ч.
3. Русские: материальная и духовная культура.Практич. Занятие-визуализация. – 2 ч.
4. Мордва, марийцы, удмурты: этногенез, материальная и духовная культура. Лекция – презентация. – 2 ч.
5. Этногенез, жилище, хозяйственная деятельность, одежда, традиции, обряды, фольклор коренных народов Сибири.Практ. занятие- презентация. – 2 ч.
6. Этногенез, жилище, хозяйственная деятельность, одежда, традиции, обряды, фольклор коренных. Практ. занятие – презентация.
7. Этногенез, жилище, хозяйственная деятельность, одежда, традиции, обряды, фольклор народов Северного Кавказа.Практ. занятие . – презентация. – 2 ч.
1. Тавадов Г.Т. Этнология. М., 2010. - 352 с.
2.Поляничкина, Г.А. Этнография [Текст] : учебное пособие / Г.А.Поляничкина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 159 с.
3.Заринов И. Ю. Этнография народов европейской части России. 2008 - [ЭР]: рабочий учебник - https://lib/library
4. Заринов И. Ю. Этнография российских народов Сибири и Дальнего Востока. 2008 - [ЭР] : рабочий учебник - https://lib/library
7.2. Дополнительная литература
1. 2. Харузина, В. Н. Этнография: курс лекций [ЭР]. - М.: Тропа Троянова, 2007.Электронная библиотека IT-BIBLIO (www.it-biblio.ru)
https://www.ethnology.ru/
https://www.ethnomuseum.ru/
https://russia.yaxy.ru/Ethnography-of-Russia.htm
Реализация дисциплины требует наличия лекционной аудитории, оборудованной ПЭВМ, видеолекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, электронной доской и выходом в сеть Интернет.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формируемые компетенции и используемые оценочные средства
Наименование компетенции |
Показатель оценки сформированности компетенции |
№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
ОК -14 |
готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям | ||||||
Знает: понятие этноса, субэтноса, значение своеобразия материальной и духовной культуры в развитии человечества Умеет: анализировать разнообразие этнокультурных особенностей Владеет: понятиями этнографии
|
|
подготовка сценария праздника в древнерусском стиле |
Выступление с докладом на основе презентации |
Выступление с докладом на основе презентации |
Выступление с докладом на основе презентации | ||
ОК-15 |
способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества. | ||||||
Знает: структуру этноса, особенности духовных традиция и обрядов народов РФ. Умеет: выявлять взаимосвязь между географической средой обитания, хозяйственной деятельностью, материальными и духовными традициями народов. Владеет: навыками толерантной коммуникации в различных культурных средах.
|
Тест, контурные карты |
Выступление на основе презентации |
Выступление на основе презентации и |
Выступление на основе презентации |
Контрольная работа |
1.Становление этнографии как науки. Предмет и задачи этнографии.
2.Понятие «этнос». Основные виды классификации народов.
3.Этно-лингвистический состав России.
4. Антропологический состав РФ
5. Историко-культурные группы русских.
6.Материальная культура русских: сельское хозяйство.
7.Материальная культура русских: домостроительство, одежда, пища.
8.Духовная культура русских: традиции, обряды, народные верования.
9.Влияние христианства на русскую культуру.
10. Чуваши. Территория расселения, этногенез, материальная и духовная культура.
11. Марийцы. Территория расселения, этногенез, материальная и духовная культура.
12. Мордва. Территория расселения, этногенез, материальная культура.
13.Удмурты. Территория расселения, этногенез, материальная и духовная культура
14.Традиционная крестьянская архитектура русских.
15. Духовная культура мордвы.
16. Татары. Территория расселения, этногенез, основные группы, материальная и духовная культура.
17. Башкиры. Территория расселения, этногенез, материальная и духовная культура.
18.Калмыки. Территория расселения, этногенез, материальная и духовная культура.
19. Коренное население Сибири и малые народы Севера. Языковые группы и антропологические типы.
20. Коренное население Сибири и малые народы Севера. Специфика материальной культуры.
21. Духовная культура народов Сибири и Севера.
22. Народы Северного Кавказа. Языковые группы, антропологические типы, этногенез.
23. Материальная культура народов Северного Кавказа.
25 12 2014
1 стр.
27 09 2014
1 стр.
Рабочая программа составлена на основе фгос впо по направлению (специальности) 050100. 62 «Педагогическое образование» профиль «Математика и информатика утвержденного
17 12 2014
3 стр.
«правоведение» по направлению «050100 Педагогическое образование» по циклу Б. 1 Гуманитарный, социальный и экономический
02 09 2014
4 стр.
Целью изучения курса «этнология» является формирование систематизированных знаний у студентов по данной отрасли науки
23 09 2014
1 стр.
Направление, профиль подготовки 050100 Педагогическое образование – Русский язык и Литература
25 09 2014
1 стр.
Направление, профиль подготовки 050100 Педагогическое образование Биология и химия
13 10 2014
1 стр.
14 12 2014
4 стр.