Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Факультет педагогического и художественного образования

программа учебно-ТВОРЧЕСКОЙ практики

ПЛЕНЭР

Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование.

Профиль подготовки Изобразительное искусство.

Уровень ООП: бакалавриат.

Форма обучения: очная.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (приказ № 200 от 22.03.2010 г.) и учебного плана, утвержденного Ученым советом МордГПИ (протокол №_____ от __________________).
Разработчик: к.п.н., доцент кафедры методики начального образования В.А.  Варданян

Программа одобрена на заседании кафедры методики начального образования (протокол № от______2011 г.).

Саранск 2011

1. Цель учебно-творческой практики «Пленэр»

Цель практики состоит в углублении и закреплении теоретических и практических знаний по художественным дисциплинам, полученным в процессе обучения; воспитание у студентов вкуса к творчеству, способности к самостоятельной творческой работе; выработки профессионального мнения и осознанного отношения к искусству; приобретении навыков живописи в естественных условиях природы, в натуральной свето-воздушной среде.
2. Задачи учебно-творческой практики (пленэр)
Задачами учебно-творческой практики бакалавров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование с профилем подготовки Изобразительное искусство являются:


  1. выполнить живописные этюды и графические зарисовки ландшафта, растительных форм, живой и неживой природы;

  2. развивать способность воспринимать натуру в крупномасштабном трехмерном пространстве, а ее изображение – в двухмерном пространстве на плоскости;

  3. формировать целостное восприятие натуры с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности (восприятие теплых и холодных оттенков цвета, зависящих от освещенности, среды, пространственного удаления);

  4. развивать умения применять в этюдах метод работы отношениями;

  5. создавать выразительные композиционно-цветовые решения в этюдах с натуры;

  6. собирать подготовительный материал к текущим учебным заданиям по композиции, а в дальнейшем - к дипломной работе.


3. Место учебно-творческой практики «Пленэр» в

структуре ООП ВПО
Учебно-творческая практика «Пленэр» является важнейшей частью учебного процесса вуза по подготовке будущих бакалавров художественного образования к профессиональной деятельности, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование.

Учебно-творческой практике предшествует изучение дисциплин «Живопись», «Рисунок», «Композиция» вариативной части профессионального цикла ФГОС ВПО. Учебно-творческая практика (пленэр) является логическим завершением изучения данных дисциплин. Содержание заданий пленэра исключает дублирование других видов практики и направлено на развитие у студентов самостоятельного творческого решения поставленных задач.

Во время прохождения практики студенты закрепляют и развивают навыки живописной и графической техник, композиционного решения задания, полученные на аудиторных занятиях, выполняя на пленэре этюды и зарисовки с натуры. Руководитель практики оказывает организационную помощь и проводит консультации при выполнении программы практики.


  1. Место и время проведения учебно-творческой практики (пленэр)

Местом проведения учебно-творческой практики «Пленэр» бакалавров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование с профилем подготовки Изобразительное искусство являются окрестности г. Саранска и достопримечательности Республики Мордовия. Студенты изучают и изображают историко-культурную и природную среду. Во время прохождения практики студенты выполняют рисунки, жи­вописные работы, эскизы, этюды и наброски. Знакомятся с местными памятниками архитектуры, ан­самблями, характерными пейзажами, посещают художественные музеи и выставки. Изучение творческого, культурного наследия, расширяет художественный кругозор, культурный уровень, воспитывает вкус, формирует профессиональный интеллект студентов. В черте г. Саранска находятся:



  • Макаровский мужской монастырь;

  • Собор святого Праведного Воина Феодора Ушакова;

  • Иоанно-Богословская церковь;

  • Николаевская церковь;

  • Трехсвятская церковь;

  • Троицкая церковь;

  • Никольская церковь.

Пленэрная практика проводится в летнее время на I - III курсах. Продолжительность практики на I курсе составляет 4 недели (216 часов), на II курсе - 4 недели (216 часов), на III курс - 2 недели (108 часа), всего – 540 часов.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебно-творческой практики (пленэр):


Общекультурные компетенции):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

Профессиональные компетенции

общепрофессиональные:

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

  • способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

в области педагогической деятельности:

  •  способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  •  готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

в области культурно-просветительской деятельности:

  • способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-10).

  • Специальные компетенции:

  • способен применять методы реалистического изображения в работе над произведением в различных видах пластических искусств (СК-1);

  • способен применять различные средства художественной выразительности в творческом процессе (СК-2);

  •  способен реализовать изобразительные навыки в работе над композицией в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, дизайне (СК-3);

  • способен выявлять условия, при которых занятия изобразительного и декоративно-прикладного искусства способствуют развитию художественных способностей ученика (СК-7);

В результате прохождения учебно-творческой практики «Пленэр» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:



знать:

  • законы воздушной перспективы;

– особенности восприятия пространства и цвета в натуре и изображении;

– особенности восприятия предметной и социальной среды в процессе работы.



уметь:

– соблюдать в работе основные этапы выполнения этюда в условиях пленэра: композиция этюда, подготовительный рисунок, обобщенное живописно-пластическое изображение (лепка формы цветом), завершение этюда.



владеть:

– различными живописными материалами и техниками;



  • методом работы отношениями.

6. Структура и содержание учебно-творческой практики «Пленэр»
6.1. Структура и трудоемкость учебно-творческой практики «Пленэр»

Общая трудоемкость учебно-творческой практики «Пленэр» составляет 15 зачетных единиц, или 10 недель, или 540 часов. В таблице отражен график прохождения практики на первом курсе.





№ п/п

Разделы (этапы) практики

Количество дней

Общая трудоемкость

Формы текущего контроля

Кредиты

часы

1.

Ознакомление с перечнем заданий пленэрной практики, требованиями к составлению и оформлению отчета.

1




6

_

2.

Выполнение заданий практики (этюдов, набросков, зарисовок, сбор эскизного материала для дальнейшей творческой переработки и др.). Консультации по работам у руководителей практики

20




192

Промежуточный просмотр

3.

Оформление отчета и творческих работ по практике

2




12

Промежуточный просмотр

4.

Защита отчета

1




6

Итоговый просмотр учебно-творческих работы, письменный отчет




Итого

24

12

216





6.2. Виды деятельности студентов в период учебно-творческой практики «Пленэр»

1 этап:


– согласование организационных моментов по проведению пленэрных мероприятий: ознакомление с перечнем заданий пленэрной практики, требованиями к составлению и оформлению отчета;

2 этап:


– выполнение заданий практики.

В программе соблюдается последовательность заданий от простых (изображения общих тонально-цветовых состояний пейзажа в течение дня и в разную погоду) к сложным (этюдам фигуры человека в природной среде, композиционно-тематическим заданиям по мотивам окружающей действительности).



В течение первой недели студенты выполняют подготовительные этюды по изучению общего цветового состояния пейзажа. Учатся выявлять особенности процесса восприятия натуры и ее изображения, применяя метод работы цветовыми отношениями. В последующие дни задания дополняются несложными композиционными задачами. Все работы на I курсе выполняются, как правило, простым карандашом и акварельными красками на качественной бумаге, на II и III курсах - маслом. В зависимости от уровня развития способностей, профессионального опыта и индивидуальных наклонностей студентов возможно выполнение этюдов и другими материалами – гуашью, темперой, пастелью, маслом.

  1. Примерный тематический план пленэрной практики

№ п/п

Наименование тем

Кол-во работ

Кол-во часов

I курс

II курс

III курс

I курс

II курс

III курс

1.

Введение. Ознакомление с содержанием пленэрной практики.

-







6

6

2

2.

Натюрморт

2







12







3.

Состояния в пленэре

12

10




116

102




4.

Детали пейзажа

4

5




32

30




5.

Архитектурные мотивы

4







32







6.

Памятники истории и культуры




10







60




7.

Пейзаж







4







42

8.

Человек в природе







4







24

9.

Композиционно-тематические задания







3







60




Оформление отчета и творческих работ по практике. Защита отчета.

-







18

18

8

Итого:

20

25

11

216

216

108



  1. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

Формой промежуточной аттестации является просмотр. После завершения учебно-творческой практики «Пленэр» преподавателями кафедры проводиться просмотр созданных студентами живописных и графических произведений. По результатам просмотра и отчета студент получает дифференцированный зачет. Непрохождение практики (и, соответственно, неполучение зачета по практике) влечет отчисление из института.

Лучшие пленэрные работы в начале следующего семестра участвуют в традиционной выставке художественных работ студентов, а в дальнейшем остаются на хранение в методическом фонде кафедры.

Художественные работы студентов должны быть соответствующим образом оформлены в рамку, застеклены и др. Оформление осуществляется самими студентами.



9. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на учебно-творческой практике
Самостоятельная работа студентов в ходе учебно-творческой практики составляет часов. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют рисунки, жи­вописные работы, эскизы, этюды и наброски.

Работа с натуры по теме «Натюрморт» проводится с учетом местных погодных условий. При переменной погоде натюрморты первого и второго задания выполняют параллельно. При отсутствии условий для выполнения заданий в запланированное время необходимо продолжить изучение темы «Натюрморт» в период выполнения пейзажных этюдов.

Работая над передачей состояния в пленэре необходимо помнить, что освещенный солнцем пейзаж светлее вечернего или утреннего. В серый день не бывает резких различий света и тени. В пленэрной живописи важно уметь выражать состояние освещенности в природе. Пейзажи, написанные в разное время дня и в различную погоду, должны отличаться друг от друга так же как отличаются состояния освещенности утром и вечером, осень, зимой и летом.

Чтобы передать в живописном изображении общее тоновое и цветовое состояние, при построении цветовых отношений этюда с натуры, самое светлое и самое интенсивное по цвету пятно в натуре не надо брать на холсте самой светлой и самой яркой краской. Для достижения пропорциональности тоновых и цветовых отношений необходимо, прежде всего, решить в какой гамме красок следует строить пропорциональные отношения – в более светлой или более темной - и в каких пределах интенсивности цвета. Насыщенные цвета в природе встречаются очень редко, поэтому для соблюдения правильного тонового и цветового масштаба художники чаще употребляют более сдержанные краски и не полностью используют диапазоны светлых и ярких тонов палитры.

Успех в живописи этюда будет обеспечен, если верно взять тоновые и цветовые отношения земли, неба, воды. Поэтому краткосрочные этюды дают возможность научиться работать отношениями, учитывать при этом состояние освещенности в пейзаже, что является специфической особенностью пленэрной живописи.

К характерным трудностям изучения данной темы в период летней пленэрной практики следует отнести цветовое однообразие окружающей среды, особенно если практика проводится за городом в лесу. Доминирующим цветом травы и деревьев в летнем лесном пейзаже является зеленый. Несмотря на то, что это наиболее доступная глазу область цветового спектра, ее изображение оказывается сложным делом потому, что зеленый цвет больше других маскирует рефлексы неба и соседних предметов, поэтому у начинающих живописцев этюды получаются ядовито-зелеными, без влияния цвета неба и воздушной среды.

Чаще всего существенные недостатки в работе над этюдом появляются так же из-за торопливости и небрежности в запоминании общего цветового тона световоздушной среды, результатом чего становится «ядовитость», пестрота или чернота этюда. Поочередное закрывание и сравнение между собой «спорных» частей этюда позволяет верно оценить характер ошибок, допущенных при определении общего тона. Главная причина учебных ошибок в тоне часто допускается не в процессе непосредственной работы с материалом, а в процессе восприятия натуры. Поэтому важно уже в начале работы с натуры стремиться увидеть цельно все основные объекты или хотя бы несколько из них, наиболее контрастных друг к другу по своей форме и цвету. Каждый тон принято находить не по отдельности (земля, вода, небо), а все тона одновременно, в определенных отношениях между собой: самый светлый – небо, самый темный – земля, промежуточный между ними – вода. Для этого на палитре по соседству друг с другом стараются найти и сопоставить три группы красок. Которые должны различаться между собой пропорционально натуре и вместе с тем объединяться цветовой гармонией.

Правдивое изображение пейзажа требует тщательного изучения природы. Поэтому, параллельно с работой над краткосрочными этюдами пейзажа необходимо учиться детально прорабатывать форму отдельных частей пейзажа (например, дерево, цветы, растения, группа облаков и др.). Целесообразно выполнить несколько кратковременных этюдов с натуры, чтобы научиться изображать характерные особенности пород деревьев, кустарников, трав, лепить цветом форму облаков при разных состояниях погоды. Параллельно с выполнением живописных заданий необходимо делать наброски и зарисовки и рисунки длительного характера в любой графической технике.



Натурными объектами для этюдов по теме «Архитектурные мотивы» могут быть памятники архитектуры и достопримечательности данной местности. Следует помнить, что в памятных местах нелегко сразу найти выразительное композиционное решение этюда. Определенное время требуется для осмотра архитектурного памятника, чтобы определить его характерные признаки. Однако не надо забывать, что часто обыденные, внешне малопримечательные архитектурные мотивы гораздо выразительнее и интереснее для рисования.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебно-творческой практики «Пленэр»


  1. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984.

  2. Маслов Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 112с.

  3. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. пособие. – М.: Высшая школа, 1992. – 270с.: ил.

  4. Пленэр. Советы начинающим. Москва «Юный художник», 1994. – 32 с.

  5. Табакова Н. Ф. Живопись. Приемы работы акварелью. Учебно-методическое пособие для абитуриентов и студентов 1 – 2 курсов для специальностей «Дизайн» и «Декоративно-прикладное творчество». – Саранск, 2009. – 28 с.

Табакова Н.Ф. Цветной карандаш. Применение мягких материалов на занятиях по академическому рисунку. Саранск, 2008. – 20 с.
11. Материально - техническое обеспечение учебно-творческой практики «Пленэр»
Живописные работы на I курсе выполняются акварельными красками, на II и III курсах - маслом. Рисунки выполняются различными графическими материалами (карандаш, фломастер, уголь, соус, сангина, пастель) с использованием белой и тонированной бумаги с шероховатой поверхностью.

Художественные материалы (краски, кисти, картон и т.д.) студенты приобретает самостоятельно. Желательно иметь этюдник. Для прохождения практики студенты разбиваются на подгруппы (по 12-15 человек) и под руководством преподавателя ежедневно выезжают на природный объект для выполнения живописной работы. В ненастные дни можно работать под навесом или сходить с руководителем практики в музей. Студенты работают на пленэре полный световой день (6 часов).

Программа учебно-творческой практики пленэр направление подготовки: 050100 Педагогическое образование
164.3kb.

27 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине история физической культуры и спорта направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»
616.74kb.

14 12 2014
4 стр.


Рабочая программа дисциплины в. 13 Этнология Направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование
127.59kb.

25 12 2014
1 стр.


Психология личности и межличностных отношений

Направление, профиль подготовки 050100 Педагогическое образование Биология и химия

124.24kb.

13 10 2014
1 стр.


Место по итогам курса фио студента

Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профили «Биология» и «Химия», б-1 группа

152.28kb.

13 10 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «правоведение» по направлению «050100 Педагогическое образование»

«правоведение» по направлению «050100 Педагогическое образование» по циклу Б. 1 Гуманитарный, социальный и экономический

857.72kb.

02 09 2014
4 стр.


Литература средних веков и Возрождения (название дисциплины согласно рабочему учебному плану)

Направление, профиль подготовки 050100 Педагогическое образование – Русский язык и Литература

53.15kb.

25 09 2014
1 стр.


«бакалавр» Профиль филологическое образование

Фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование квалификация

820.01kb.

03 09 2014
7 стр.