Перейти на главную страницу
ГОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет педагогического и художественного образования
программа учебно-ТВОРЧЕСКОЙ практики
ПЛЕНЭР
Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование.
Профиль подготовки Изобразительное искусство.
Уровень ООП: бакалавриат.
Форма обучения: очная.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (приказ № 200 от 22.03.2010 г.) и учебного плана, утвержденного Ученым советом МордГПИ (протокол №_____ от __________________).
Разработчик: к.п.н., доцент кафедры методики начального образования В.А. Варданян
Программа одобрена на заседании кафедры методики начального образования (протокол № от______2011 г.).
Саранск 2011
1. Цель учебно-творческой практики «Пленэр»
Цель практики состоит в углублении и закреплении теоретических и практических знаний по художественным дисциплинам, полученным в процессе обучения; воспитание у студентов вкуса к творчеству, способности к самостоятельной творческой работе; выработки профессионального мнения и осознанного отношения к искусству; приобретении навыков живописи в естественных условиях природы, в натуральной свето-воздушной среде.
2. Задачи учебно-творческой практики (пленэр)
Задачами учебно-творческой практики бакалавров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование с профилем подготовки Изобразительное искусство являются:
Учебно-творческой практике предшествует изучение дисциплин «Живопись», «Рисунок», «Композиция» вариативной части профессионального цикла ФГОС ВПО. Учебно-творческая практика (пленэр) является логическим завершением изучения данных дисциплин. Содержание заданий пленэра исключает дублирование других видов практики и направлено на развитие у студентов самостоятельного творческого решения поставленных задач.
Во время прохождения практики студенты закрепляют и развивают навыки живописной и графической техник, композиционного решения задания, полученные на аудиторных занятиях, выполняя на пленэре этюды и зарисовки с натуры. Руководитель практики оказывает организационную помощь и проводит консультации при выполнении программы практики.
Местом проведения учебно-творческой практики «Пленэр» бакалавров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование с профилем подготовки Изобразительное искусство являются окрестности г. Саранска и достопримечательности Республики Мордовия. Студенты изучают и изображают историко-культурную и природную среду. Во время прохождения практики студенты выполняют рисунки, живописные работы, эскизы, этюды и наброски. Знакомятся с местными памятниками архитектуры, ансамблями, характерными пейзажами, посещают художественные музеи и выставки. Изучение творческого, культурного наследия, расширяет художественный кругозор, культурный уровень, воспитывает вкус, формирует профессиональный интеллект студентов. В черте г. Саранска находятся:
В результате прохождения учебно-творческой практики «Пленэр» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
– особенности восприятия предметной и социальной среды в процессе работы.
– соблюдать в работе основные этапы выполнения этюда в условиях пленэра: композиция этюда, подготовительный рисунок, обобщенное живописно-пластическое изображение (лепка формы цветом), завершение этюда.
– различными живописными материалами и техниками;
Общая трудоемкость учебно-творческой практики «Пленэр» составляет 15 зачетных единиц, или 10 недель, или 540 часов. В таблице отражен график прохождения практики на первом курсе.
№ п/п |
Разделы (этапы) практики |
Количество дней |
Общая трудоемкость |
Формы текущего контроля | |
Кредиты |
часы | ||||
1. |
Ознакомление с перечнем заданий пленэрной практики, требованиями к составлению и оформлению отчета. |
1 |
|
6 |
_ |
2. |
Выполнение заданий практики (этюдов, набросков, зарисовок, сбор эскизного материала для дальнейшей творческой переработки и др.). Консультации по работам у руководителей практики |
20 |
|
192 |
Промежуточный просмотр |
3. |
Оформление отчета и творческих работ по практике |
2 |
|
12 |
Промежуточный просмотр |
4. |
Защита отчета |
1 |
|
6 |
Итоговый просмотр учебно-творческих работы, письменный отчет |
|
Итого |
24 |
12 |
216 |
|
1 этап:
2 этап:
В программе соблюдается последовательность заданий от простых (изображения общих тонально-цветовых состояний пейзажа в течение дня и в разную погоду) к сложным (этюдам фигуры человека в природной среде, композиционно-тематическим заданиям по мотивам окружающей действительности).
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во работ |
Кол-во часов | ||||
I курс |
II курс |
III курс |
I курс |
II курс |
III курс | ||
1. |
Введение. Ознакомление с содержанием пленэрной практики. |
- |
|
|
6 |
6 |
2 |
2. |
Натюрморт |
2 |
|
|
12 |
|
|
3. |
Состояния в пленэре |
12 |
10 |
|
116 |
102 |
|
4. |
Детали пейзажа |
4 |
5 |
|
32 |
30 |
|
5. |
Архитектурные мотивы |
4 |
|
|
32 |
|
|
6. |
Памятники истории и культуры |
|
10 |
|
|
60 |
|
7. |
Пейзаж |
|
|
4 |
|
|
42 |
8. |
Человек в природе |
|
|
4 |
|
|
24 |
9. |
Композиционно-тематические задания |
|
|
3 |
|
|
60 |
|
Оформление отчета и творческих работ по практике. Защита отчета. |
- |
|
|
18 |
18 |
8 |
Итого: |
20 |
25 |
11 |
216 |
216 |
108 |
Формой промежуточной аттестации является просмотр. После завершения учебно-творческой практики «Пленэр» преподавателями кафедры проводиться просмотр созданных студентами живописных и графических произведений. По результатам просмотра и отчета студент получает дифференцированный зачет. Непрохождение практики (и, соответственно, неполучение зачета по практике) влечет отчисление из института.
Лучшие пленэрные работы в начале следующего семестра участвуют в традиционной выставке художественных работ студентов, а в дальнейшем остаются на хранение в методическом фонде кафедры.
Художественные работы студентов должны быть соответствующим образом оформлены в рамку, застеклены и др. Оформление осуществляется самими студентами.
Работа с натуры по теме «Натюрморт» проводится с учетом местных погодных условий. При переменной погоде натюрморты первого и второго задания выполняют параллельно. При отсутствии условий для выполнения заданий в запланированное время необходимо продолжить изучение темы «Натюрморт» в период выполнения пейзажных этюдов.
Работая над передачей состояния в пленэре необходимо помнить, что освещенный солнцем пейзаж светлее вечернего или утреннего. В серый день не бывает резких различий света и тени. В пленэрной живописи важно уметь выражать состояние освещенности в природе. Пейзажи, написанные в разное время дня и в различную погоду, должны отличаться друг от друга так же как отличаются состояния освещенности утром и вечером, осень, зимой и летом.
Чтобы передать в живописном изображении общее тоновое и цветовое состояние, при построении цветовых отношений этюда с натуры, самое светлое и самое интенсивное по цвету пятно в натуре не надо брать на холсте самой светлой и самой яркой краской. Для достижения пропорциональности тоновых и цветовых отношений необходимо, прежде всего, решить в какой гамме красок следует строить пропорциональные отношения – в более светлой или более темной - и в каких пределах интенсивности цвета. Насыщенные цвета в природе встречаются очень редко, поэтому для соблюдения правильного тонового и цветового масштаба художники чаще употребляют более сдержанные краски и не полностью используют диапазоны светлых и ярких тонов палитры.
Успех в живописи этюда будет обеспечен, если верно взять тоновые и цветовые отношения земли, неба, воды. Поэтому краткосрочные этюды дают возможность научиться работать отношениями, учитывать при этом состояние освещенности в пейзаже, что является специфической особенностью пленэрной живописи.
К характерным трудностям изучения данной темы в период летней пленэрной практики следует отнести цветовое однообразие окружающей среды, особенно если практика проводится за городом в лесу. Доминирующим цветом травы и деревьев в летнем лесном пейзаже является зеленый. Несмотря на то, что это наиболее доступная глазу область цветового спектра, ее изображение оказывается сложным делом потому, что зеленый цвет больше других маскирует рефлексы неба и соседних предметов, поэтому у начинающих живописцев этюды получаются ядовито-зелеными, без влияния цвета неба и воздушной среды.
Чаще всего существенные недостатки в работе над этюдом появляются так же из-за торопливости и небрежности в запоминании общего цветового тона световоздушной среды, результатом чего становится «ядовитость», пестрота или чернота этюда. Поочередное закрывание и сравнение между собой «спорных» частей этюда позволяет верно оценить характер ошибок, допущенных при определении общего тона. Главная причина учебных ошибок в тоне часто допускается не в процессе непосредственной работы с материалом, а в процессе восприятия натуры. Поэтому важно уже в начале работы с натуры стремиться увидеть цельно все основные объекты или хотя бы несколько из них, наиболее контрастных друг к другу по своей форме и цвету. Каждый тон принято находить не по отдельности (земля, вода, небо), а все тона одновременно, в определенных отношениях между собой: самый светлый – небо, самый темный – земля, промежуточный между ними – вода. Для этого на палитре по соседству друг с другом стараются найти и сопоставить три группы красок. Которые должны различаться между собой пропорционально натуре и вместе с тем объединяться цветовой гармонией.
Правдивое изображение пейзажа требует тщательного изучения природы. Поэтому, параллельно с работой над краткосрочными этюдами пейзажа необходимо учиться детально прорабатывать форму отдельных частей пейзажа (например, дерево, цветы, растения, группа облаков и др.). Целесообразно выполнить несколько кратковременных этюдов с натуры, чтобы научиться изображать характерные особенности пород деревьев, кустарников, трав, лепить цветом форму облаков при разных состояниях погоды. Параллельно с выполнением живописных заданий необходимо делать наброски и зарисовки и рисунки длительного характера в любой графической технике.
27 09 2014
1 стр.
14 12 2014
4 стр.
25 12 2014
1 стр.
Направление, профиль подготовки 050100 Педагогическое образование Биология и химия
13 10 2014
1 стр.
Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профили «Биология» и «Химия», б-1 группа
13 10 2014
1 стр.
«правоведение» по направлению «050100 Педагогическое образование» по циклу Б. 1 Гуманитарный, социальный и экономический
02 09 2014
4 стр.
Направление, профиль подготовки 050100 Педагогическое образование – Русский язык и Литература
25 09 2014
1 стр.
Фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование квалификация
03 09 2014
7 стр.