Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего образования

«Магнитогорский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ:

Декан факультета

_____________ / М.Г. Абрамзон

«__11_»__05_______2011__ г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
__________ЭСТЕТИКА____________

Наименование дисциплины

Направление подготовки (специальность)

050100. 62 шифр код наименование направления подготовки (специальности) «Педагогическое образование»

профиль «Математика и информатика»
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

__________очная_________


Факультет (институт)

Факультет информатики

Кафедра

Эстетики, этики и культурологии

Курс

4

Семестр

7,8


Магнитогорск

2011 г.
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению (специальности) 050100.62 «Педагогическое образование» профиль «Математика и информатика утвержденного _______________________________

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры эстетики, этики и культурологии

«____» ____________ 20__ г., протокол № ____.

Зав. кафедрой _____________ / А.Г. Недосекина /



(подпись) (И.О. Фамилия)

Рабочая программа одобрена методической комиссией факультета информатики

«____» ____________ 20___ г., протокол № ____.

Председатель _____________ / /



(подпись) (И.О. Фамилия)

Согласовано:

Зав. кафедрой эстетики, этики и культурологии

_____________ /А.Г. Недосекина /

(подпись) (И.О. Фамилия)

Рабочая программа составлена:

проф., д-р. п.н. Недосекиной Алевтиной Григорьевной______________

____________(подпись)

Рецензент: зав. каф. философских, социально-гуманитарных и экономических наук к.ф.н., доцент Г.Е. Гунн (должность, ученая степень, ученое звание)_____________ / ______________/

(подпись) Г.Е. Гун

1. Цели и задачи дисциплины.

Цель курса “Эстетика ” - формирование эстетической культуры личности будущего специалиста, усвоение и осознание им гармонии человека с Универсумом, сферы эстетического, искусства как формы бытия духовного поля и художественно-эстетического воспитания.

Задачи:

- осознать: а) объект и предмет эстетической науки; б) сущность эстетической деятельности в сфере общественной и профессиональной;

- освоить эстетические категории и основные этапы развития эстетической мысли; эстетику как философию и морфологию искусства;

- определить специфические черты эстетического сознания и отношения;

- понять цели, задачи и содержание эстетического и художественного воспитания;

- выявить условия формирования эстетической и художественной культуры, как личности, так и будущего педагога.


  1. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Эстетика» входит в состав факультативных дисциплин учебного плана в блок ФТД., ФТД 1. факультета информатики.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения курса «Эстетика», студент должен:

Знать:



- специфику эстетического отношения к действительности, включая вопросы эстетического сознания, его влияния на профессиональную деятельность;

- место и роль искусства в жизни человека и общества, принципы, функции и морфологию искусства для использования в сфере профессиональной деятельности.



  • Уметь:

- анализировать эстетические аспекты профессиональной деятельности;

- использовать художественную и эстетическую ценность искусства для решения проблем в сфере устранения и погашения конфликтов;

- организовывать художественно-эстетическую деятельность для решения управленческих задач и совершенствования профессионального мастерства.


  • Владеть:

- опытом художественно-эстетического восприятия;

- языком классического и современного искусства, его современными технологиями с целью оказания эффективного влияния на индивидуальное и групповое эстетическое сознание в организации;

- иметь навыки по использованию эстетических и художественных знаний для организации профессиональной и управленческой деятельности; позитивного эстетического воздействия на других людей.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общий объем дисциплины –54 часа. Из них 36 аудиторных и 18 – самостоятельная работа студентов. Из аудиторных занятий: 18 часов – лекции, 18 – практические занятия. На практических занятиях предусмотрены интерактивные виды работы (диалоги и полилоги, ролевые и деловые игры, тренинг ценностных ориентаций, мозговой штурм, мини-лекции, тесты, инсценировки, обсуждение, дискуссии и др.).



  1. Содержание дисциплины.

    1. Разделы дисциплины и виды занятий.

п/п

Наименование

раздела спецкурса

Лекции

Лабораторные

занятия

Практические

занятия

Курсовой П/Р (КРС)

Самостоятельная работа студента

Всего час.

(без экзамена)

Формируемые

компетенции


1

Эстетика как философская наука


6




6




10




ОК -15, ОК-3, ОПК -2

2

Основные этапы развития эстетической мысли



6




6




10




ОК-15, ОК-12

3

Система эстетических

категорий

6




6




10




ОПК-2, ПК-9, ОК-3

4

Художественное освоения мира

8




6




10




ОПК-2, ОК-12, ПК-10

5

Эстетическое воспитание

4




6




8




ОК-3, ПК-11, ПК-12

Итого:


30




30





48



-


5.2. Содержание разделов дисциплины (по темам).

Раздел

Тема и ее содержание

Трудоемкость

(час.)

Раздел 1.

Эстетика как философская наука


Круг вопросов, изучаемых эстетикой. Предмет «эстетики», его основные сферы: онтология, гносеология, социология, праксиология, философия искусства. Структура эстетики как науки. Методологическая база эстетики: философия, антропология, история, художественная культура и искусство.

Эстетика и философия. Эстетика и этика. Эстетика и искусствознание. Содружество эстетики с теорией познания, психологией, теорией информации, кибернетикой, семиотикой, экологией.



Место культуры и искусства в курсе эстетики. Эстетика как наука о сущности и закономерностях природы художественного творчества. Искусство как «генератор» эстетических ценностей. Эстетика как метатеория искусствоведческих наук.

2


Понятие метода

Диалектический метод

Структурно-функциональный и историко-генетический метод. Сравнительно-исторический и системно - типологический метод. Значение эстетики в культуре ХХI века.

Функции и методы эстетики. Значение и задачи эстетики на современном этапе.









Общественное и эстетическое сознание: диалектика взаимодействия. Специфика эстетического сознания: единство образного и понятийного мышления; непрагматическая установка внимания к явлениям действительности. Уровни эстетического сознания: массовое, обыденное, специализированное, научное (системное). Художественное сознание как модификация сознания эстетического.

Структура эстетического сознания. Эстетическое чувство. Эстетический вкус. Эстетический идеал. Эстетические взгляды. Эстетические теории. Исторические формы и типы эстетического сознания.




2




Формирование эстетического отношения в процессе практического освоения действительности. Особенности эстетического отношения: конкретность, чувственность, слияние всех духовных способностей человека, творческое воображение, безкорыстность эстетического переживания, коммуникативность, интуитивность, соотнесённость с идеалом.

Сферы эстетического отношения. Эстетическая потребность, инициирующая духовно-практическое освоение мира, - родовое человеческое свойство. Эстезис – психический комплекс, обеспечивающий восприятие, познание и оценивание реалий действительности. Эстетическая деятельность удовлетворение эстетической потребности, реализация эстетического отношения к миру. Многообразие её видов.



Эстетическая деятельность как одна из «составляющих» любого вида деятельности: мыслительной, профессиональной, коммуникативной, спортивной, общественной. Эстетическая деятельность как способ наполнения досуга.




Раздел 2.

Основные этапы развития эстетической мысли


Античная эстетика как основа истории европейской эстетической мысли и проявление культуры «антропоцентризма». Этапы развития античной эстетической мысли: архаика (VIII -VI вв. до н.э.); классика (V – IV вв. до н.э); эллинизм (III в. до н.э. – III в.н. э.). Космологизм как характерное эстетическое представление всего мироощущения Античности. Представление о чувственно-осязаемом, видимом, слышимом космосе в раннем натур-философском периоде античной эстетики. Специфика греческой терминологии, в том числе «техне»; «поэзия»; «архитектура», «катарсис», «мимесис», «красота», «энтелехия», «калокагатия». Понятия меры, ритма, гармонии. Учение о числовой гармонии сфер и сущности прекрасного. Учение об идеях Платона. Эстетическая концепция Аристотеля. Значение античной эстетической мысли в мировой истории эстетики и культуры.

2


Своеобразие средневековой эстетической картины мира. Византийская эстетика как динамичное направление средневековой эстетики. Трансцендентность идеала как источник красоты и Универсум (материальный и духовный) как система образов, символов и знаков (знамений). Патристическая эстетика – IV-VI вв. Синтез искусств как целостное художественно-религиозное действо. Влияние византийской эстетики на формирование средневековой эстетики южных славян, народов Закавказья, Древней Руси, Западной Европы. Западная эстетика и её основные направления: философско-богословское и искусствоведческое. Объединение идей неоплатонизма и раннего христианства. Определение прекрасного, красоты и безобразного через субъект-объектное отношение в эпоху Средневековья.

2

Этимология термина «Возрождение». Эстетика раннего гуманизма, высокого Возрождения, позднего Возрождения. Основные принципы Возрождения. Сущность эстетических категорий прекрасного, возвышенного, героического через гармонию, грацию, пропорцию, симметрию, перспективу. Ориентация искусства на принцип «мимесиса». Наслаждение как принцип восприятия искусства. Категория пропорции и правило «золотого сечения». Драматизм, трагический пафос, пессимизм в искусстве как признаки кризиса идеалов высокого Возрождения.

2

Эстетика Нового времени. Эстетика классицизма. Театр, живопись, архитектура - ведущие искусства эпохи классицизма. Прославление власти и авторитета правителя. Отождествление красоты с добром и государственной целесообразностью. Нормативизм и рационализм в искусстве. Отождествление прекрасного и совершенного. Наступательный и демократический характер эстетики Просвещения, её отличительные особенности. Понятия эстетического суждения, вкуса, демократизации искусства. Рождение худ. критики как института культуры. Основные принципы эстетики просвещения.

Специфический характер идеала эпохи романтизма. Приоритет музыкального искусства в эпоху Романтизма. Эстетические взгляды И. Канта, Г. Гегеля. Введениепринципов историзма и диалектики. Понятия творчества, таланта, гения, эстетического идеала в эстетике Гегеля. Философско-эстетическая мысль вт. пол. XIX в. в Германии. Доминанта иррационального и биологического в художественном творчестве. Эстетическая доктрина «искусства для искусства» («чистое искусство»). Эстетики позитивизма во Франции. Эйскапизм (уход от противоречий реального мира) «массовой культуры». Упрощенность, примитивизм, прямолинейность характеров. «Мировая воля», «воля к красоте» – в эстетической концепции Ф.Ницше (1844 – 1900). Дионисийское и апполоническое взаимоконфликтные начала. Элитарная концепция «сверхчеловека» и критика «омассовления» культуры Ницше.



2

Марксистский этап в развитии эстетики. Связь теоретических изысканий в области эстетики с жизнью, освободительной борьбой и художественной практикой. Методология учения К. Маркса о культуре и искусстве. Эстетическое отношение – как продукт общественно-исторической практики. Различные способы существования искусства: идейная направленность, типичность обстоятельств, индивидуальность. Жизнь, действительность как источник художественного творчества.

Эстетические взгляды В.Г. Белинского, А. Герцена, Н.А. Добролюбова. «Эстетические отношения человека к искусству» Н.Г. Чернышевского. В. Ленин, Г. Плеханов об искусстве. Обогащение эстетической теории взглядами русских революционеров-демократов.



2

Становление русской эстетической мысли в древнерусской литературе. Иконописание в России как фактор совершенствования понимания красоты в жизни и в искусстве. Особенности русского классицизма.

Стиль барокко в русской архитектуре, живописи и градостроительстве. Классицистские устремления в поэзии А.П. Сумарокова и М.В. Ломоносова. Идеи Просветительства в России. Укоренение понятия «эстетика» в творчестве Н.М. Карамзина. Русская эстетика как часть самосознания в эпоху Романтизма, реализма и критического реализма. Проблемы отношения искусства к действительности и проблема отношения искусства к общественной жизни в русской эстетической мысли. Изоморфность русской эстетической мысли.

Эстетические взгляды Ф. Достоевского, Л.Толстого, В. Соловьева. Эстетические концепции представителей «Серебряного века». Русская религиозная эстетика ХХ в. в трактатах С.Л. Франка, Н.О. Лосского, Е. Трубецкого.


2

Эстетика XIX – XX веков. Декадентство (неприятие, бегство от реальности, социальности) и авангард как предтеча модернизма. Модернизм (фр. – новейший, современный) – как комплекс стилей и направлений искусства XX века.

Течения и направления в искусстве ХХ века: кубизм, экспрессионизм, футуризм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и др.

Основные эстетические концепции: феноменологическая, интенциональности, интуитивистские эстетические концепции Элитарная эстетическая концепция испанского философа Хосе Ортеги- и-Гассета..

Особенности постмодернизма. Постмодернизм как планетарная общекультурная категория. Новый эстетический поиск и решения на пороге нового столетия.



2

Раздел 3. Система эстетических категорий

Основные понятия эстетики. Типологизирующая и ценностно-ориентационная функция эстетических категорий. Поливалентность жизненных реалий: некрасивое-прекрасное, трагическое-возвышенное, трагикомическое, коми-трагическое. Основные типы современной системы категорий эстетики: эстетическое как метакатегория; категории эстетической деятельности (законы красоты, искусства, дизайн, художественное конструирование, эстетический вкус, идеал, мера); аксиологичские категории – эстетических отношений (прекрасное, красивое, изящное, возвышенное, безобразное, низменное, трагическое, ужасное, комическое); гносеологии искусства (художественный образ, метод, концепция); социологии искусства (классовость, народность, идейность, общечеловеческое, национальное и интернациональное); аксиологии искусства (эстетическая ценность, художественность, шедевр); онтологии искусства (художественное произведение, классика, массовое и элитарное искусство); диалектики искусства (художественный процесс, прогресс, направление, течение, традиции, новаторство, влияние); антропологии искусства (художник, творческий путь); творческой генетики (замысел, набросок, вариант); психологии искусства (способность, талант, гений); восприятия (созерцание, катарсис, наслаждение); структуры искусства (текст, композиция, время, пространство, цвет); коммуникации и семиотики искусства (адресат, адресант, знак, код, сообщение, интонация); художественной критики (интерпретация, оценка, подход); эстетического воспитания (всесторонне развитая личность, духовное богатство, эстетическая способность, потребность); художественной политики и руководства (ангажирование, меценатство, социальный заказ, премия, продюсер).

Историческая изменчивость, обогащение категориального аппарата эстетики.


4





Основные категории эстетики. Категория (с греч. – высказывание, признак) – как предельно общее, фундаментальное понятие, которое в наиболее концентрированном виде отражают историю освоения человеком окружающего мира.

Представления о прекрасном в истории эстетической мысли. Многообразие проявлений законов красоты в неживой и живой природе. Нетождественность понятий «прекрасное» и «красивое». Прекрасное в человеке, природе и искусстве. Объективность прекрасного.

Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное – ценность и антиценность. Отличие прекрасного от возвышенного. «Эстетическое» и его специфические особенности.

Этимология термина «трагическое». Понятия рока и судьбы. Зависимость трагического от идеала, причастность к конкретному социально-историческому идеалу. Исторический характер трагического.

Сущность трагического и его особенности. Оптимистическая и пессимистическая трагедия. Великие трагики мира. «Катарсис» – как очищающее воздействие трагического и экстремальное душевное состояние. Воспитательное значение трагического в искусстве.

Смешное и комическое: общее и особенное. Противоречие как сущность комического. Типы и оттенки комического. Смех как следствие комического. Многообразие оттенков комического в искусстве: гротеск, юмор, ирония, сарказм, сатира как осмеяние и социально окрашенный смех. Жанры комического в драматургии.




2

2





Нонклассика и пост-культура. Осмысление бессознательного как двигателя художественного творчества. Понятия абсурда, лабиринта, телесности, гипертекста, интертекста. Составляющие нонклассики: жестокость и повседневность, вещь и симулякр, артефакт и объект, эклектика и автоматизм, заумь и деконструкция. Итоги радикального эксперимента.

4

Раздел 4.

Художественное освоения мира

Искусство как общественное явление. Происхождение искусства. Процесс очеловечивания действительности. Теории происхождения искусства. Предмет и объект искусства. Сущность искусства. Искусство как способ очеловечивания действительности. Единство предмета и цели искусства. Социальные функции искусства. Полифункциональность искусства. Общественно-преобразующая, компенсаторная, познавательная, художественно-концептуальная функция, информационная и коммуникативная функции.

Воспитательная, внушающая функция, гедонистическая, эстетическая функции искусства.


4


Основные принципы искусства. Мимесис, художественный образ, художественный символ, канон, стиль, форма-содержание, художественная объективность.

4

Виды искусства. Пространственные и временные, пространственно-временные, синтетические и технические, декоративно-прикладные.

6

Стили и направления в искусстве. Романский и готический стили. Стиль классицизма, барокко, рококо. Романтизм, реализм, натурализм. Стили и направления в искусстве ХХ века.

4





Искусство и культура. Культурно-историческая детерминация искусства. Искусство и дух времени. Понимание и объяснение произведения искусства. Художественная критика. Эстетическое и природа человека.

4




Современное искусство. Искусство современного закрытого общества. Основные принципы социалистического реализма. Особенности искусства социалистического реализма. Формирование постмодернизма в искусстве. Сравнение модернизма и постмодернизма. Основные особенности постмодернизма в искусствен. Философский постмодернизм.

4

Раздел 5.

Эстетическое

воспитание.

Эстетическая культура личности. Талант восприятия – эстетический вкус. Талант общения – такт. Талант делания – мастерство. Отличие эстетической культуры от культуры художественной.

2


Формирование личности как носителя эстетической культуры. Развитие эстетического восприятия. Формирование красоты человека. Основные элементы эстетической культуры личности. Доминантные сферы в системе формирования эстетической культуры личности – эмоционально-нравственная, деятельностно поведенческая, тезауросно-оценочная. Психологическая редукция. Эйтика искусства. Проблемы развития эстетической эмоциональности, рациональности, интуиции и творчества. Самосовершенствование как эстетическое творчество.

2





Всего аудиторных часов:

60




Всего зачётных единиц

1,6 з.е.

    1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспе

чивающими (предыдущими) и обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.

«Эстетика» является дисциплиной, выполняющей методологическую основу для всех предметов по специальности «Математика и информатика», по направлению «Педагогическое образование», поскольку, с одной стороны, эстетика, включающая эстетическое воспитание, является неотъемлемой частью философии, педагогики, а, с другой стороны, «эстетическое» выступает стороной любого дела и отношения к миру, профессии, творчеству и т.д. Вместе с тем, эффективности освоения курса эстетики способствуют такие дисциплины, как философия, культурология, история культуры России, история культуры Урала, история Отечества, история мировых цивилизаций, мировая художественная культура, педагогика, психология и др.

5.4. Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий.

ОК-3 Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.

Проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция - вдвоём, практические занятие – тренинг ценностных ориентаций, дискуссии, диспуты, разработка проекта

ОК-15. Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества.

Лекция-беседа, лекция с разбором конкретной ситуации,

практическое занятие – ролевая игра, диалоги, обсуждение, социологические опросы, решение ситуационных задач



ОПК-2. Способен использовать систематизированные и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

Мини-лекции, лекция-консультация,

Практическое занятие – творческие встречи за «круглым столом», приглашение визитёра, выступление в роли обучающего, проигрывание ситуаций



ПК-9. Способен разрабатывать и реализовывать с учётом отечественного и зарубежного опыта, культуры просветительские программы

Лекция-конференция, лекция – дискуссия,. Практическое занятие – интервью, игровые упражнения, тренинги

ПК-10. Способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

Лекция-беседа, лекция с разбором конкретной ситуации,

практическое занятие – ролевая игра, диалоги, обсуждение, социологические опросы, решение ситуационных задач



ПК-11. Готов использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования.

Мини-лекции, лекция-консультация,

Практическое занятие – творческие встречи за «круглым столом», приглашение визитёра, выступление в роли обучающего, проигрывание ситуаций



ПК-12. Способен разрабатывать педагогические технологии с учётом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности.

Лекция-конференция, лекция – дискуссия,. Практическое занятие – интервью, игровые упражнения, тренинги

5.5. Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий.

ОК-3 Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.

Активный (предупреждающий)

диалог-контроль







ОК-15. Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества.

Активный (предупреждающий)

тест-контроль






ОПК-2. Способен использовать систематизированные и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

Активный (предупреждающий)

тренинг-контроль






ПК-9. Способен разрабатывать и реализовывать с учётом отечественного и зарубежного опыта, культуры просветительские программы

Активный (предупреждающий)

диалог – контроль, тест-контроль






ПК-10. Способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

Активный (предупреждающий)

диалог-контроль







ПК-11. Готов использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования.

Активный (предупреждающий)

тест-контроль






ПК-12. Способен разрабатывать педагогические технологии с учётом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности.

Активный (предупреждающий)

полилог – контроль, тест-контроль






следующая страница>


Рабочая программа дисциплины деловой иностранный язык

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентами очной формы обучения по направлению подготовки 080100. 62 «Экономик

435.42kb.

13 09 2014
5 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «неорганическая химия» Направление 020100. 62 Химия

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки

1311.6kb.

18 12 2014
7 стр.


Рабочая программа дисциплины (модуля) наименование: Металлургия меди и никеля

Рабочая программа дисциплины (модуля) (РП) составлена в соответствии с требованиями фгос впо, образовательного стандарта ниту «мисиС» на основании ооп и учебного(ых) плана

291.01kb.

10 09 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины Автоматизированные системы управления предприятием Направление подготовки

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части математического и естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения по направлению по

511.74kb.

10 10 2014
6 стр.


Рабочая программа наименование дисциплины Подготовка к научной деятельности

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Печатного и послепечатного оборудования»

170.71kb.

02 10 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины Государственное и муниципальное управление Направление подготовки 080200 Менеджмент

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла ( В. Од. 8) студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки

273.23kb.

04 09 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины

Рабочая программа составлена на основе фгос впо по направлению (специальности) 050100. 62 «Педагогическое образование» профиль «Математика и информатика утвержденного

494.09kb.

17 12 2014
3 стр.


Программа дисциплины «Операционные системы»

Рабочая программа дисциплины составлена на основании гос впо, утвержденного Министерством образования и науки РФ и учебного плана сгасу

269.65kb.

18 12 2014
1 стр.