Перейти на главную страницу
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62 специальности «Экономика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Финансовая эконометрика».
Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов-бакалавров компетенций в области эконометрического анализа и оценки современных моделей финансовых рынков.
В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенции |
Код по ФГОС/ НИУ |
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) |
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
Способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач |
ПК-4 |
Владеет методами обработки данных, регрессионным анализом, другими методами оценивания и построения статистических выводов. Находит рыночные, макроэкономические, финансовые данные. Строит и анализирует модели временных рядов. |
Лекционные занятия; Компьютерный практикум; Выполнение лабораторных и домашних заданий, включающих поиск и обработку данных, построение эконометрической модели, анализ и интерпретацию результатов.
|
Способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
|
ПК-5 |
Самостоятельно решает поставленную задачу по поиску и обработке данных, построению модели и анализу и интерпретации результатов ходе выполнения индивидуальных домашних заданий и компьютерных практикумов. Грамотно обосновывает свои решения и анализирует результаты расчетов. Владеет инструментарием финансовой эконометрики |
Лекционные занятия; Решение задач; Компьютерный практикум; Выполнение лабораторных и домашних заданий, включающих получение и обработку данных, построение эконометрической модели, анализ и интерпретацию результатов. Работа с ридером Контрольная работа |
Способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты |
ПК-6 |
Выполняет индивидуальные задания по по построению, анализу и интерпретации эконометрической модели. Грамотно обосновывает свои решения и анализирует результаты расчетов. Знает методы и модели финансовой эконометрики.
|
Лекционные занятия; Компьютерный практикум; Выполнение лабораторных и домашних заданий, включающих получение и обработку данных, построение эконометрической модели, анализ и интерпретацию результатов. Работа с ридером Контрольная работа
|
Способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии |
ПК-10 |
Владеет пакетом Eviews (выполняет задания, решает самостоятельные исследовательские задачи). Осуществляет поиск данных. Владеет средствами организации, обработки и анализа данных в Эксель. |
Компьютерный практикум; Выполнение лабораторных и домашних заданий, включающих получение и обработку данных, построение эконометрической модели, анализ и интерпретацию результатов. |
Настоящая дисциплина является факультативом для направления 080100.62 «Экономика».
«Микроэкономика», «Теория вероятностей», «Эконометрика», «Корпоративные финансы», «Теория денег и финансовых рынков», «Фондовый рынок»
Знать инструменты финансового рынка, основные концепции и модели финансовых рынков, методы оценки рисков, принципы оценки финансовых инструментов, основы теории вероятностей и математической статистики, эконометрические методы.
Владеть методами принятия решения в условиях риска, методами регрессионного анализа, тестирования гипотез, анализа временных рядов.
Уметь находить и читать финансовую информацию, формировать данные пригодные для анализа, проводить численный анализ данных средствами Эксель и Eviews.
| Наименование разделов и тем |
Аудиторные часы |
Самост. работа |
Всего часов | ||
лекции |
семинары |
всего |
|
| ||
1 |
Введение |
1 |
- |
1 |
|
1 |
2 |
Методы оценивания |
3 |
4 |
7 |
10 |
17 |
3 |
Оптимальный портфель |
2 |
2 |
4 |
7 |
11 |
4 |
CAPM |
5 |
4 |
9 |
12 |
21 |
5 |
Многофакторные модели |
4 |
4 |
8 |
14 |
22 |
|
Контрольная работа |
0 |
2 |
2 |
5 |
7 |
6 |
Применение многофакторных моделей |
3 |
2 |
5 |
10 |
15 |
7 |
Информационная эффективность финансового рынка и модели поведения цен |
4 |
4 |
8 |
12 |
20 |
8 |
Моделирование волатильности на финансовых рынках |
2 |
2 |
4 |
6 |
10 |
9 |
Коинтеграция |
2 |
2 |
4 |
6 |
10 |
10 |
VaR |
2 |
2 |
4 |
6 |
10 |
| Всего часов |
28 |
28 |
56 |
88 |
144 |
Тип контроля |
Форма контроля |
1 год |
Параметры ** | |
1 |
2 |
| ||
Текущий |
Контрольная работа 1 |
* |
|
Контрольная работа – 80 минут |
Контрольная работа 2 |
|
|
Контрольная работа – 80 минут | |
Итоговый |
Зачет |
|
* |
Письменный зачет – 80 мин, Подготовка –10 часов |
Домашние работы оцениваются на основании теоретической аккуратности проведения статистических тестов, логичности и аргументированности процесса построения окончательной модели, полноты и проработанности исследования, качества интерпретации результатов и сделанных выводов.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Преподаватель вправе по результатам текущего контроля аттестовать отдельных студентов без осуществления процедуры итогового контроля при условии, что по текущему контролю накопительная оценка не ниже 8 баллов.
Аудиторная работа студентов оценивается на основании выполнения заданий в ходе практических занятий (преимущественно в форме компьютерных практикумов); активности студента в ходе практических занятий; участия в обсуждении текущих заданий и вопросов; ответов на вопросы преподавателя; решения задач у доски; выполнение текущих домашних заданий (задания, выдаваемые на практических занятиях); качества подготовки студента к практическим занятиям; посещаемости. Самостоятельная работа студентов оценивается на основании выполнения письменных домашних. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях (с учетом текущих домашних заданий) определяется перед итоговым контролем Оауд. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу (письменные домашние задания) определяется перед итоговым контролем – Осам.
Текущий контроль включает 2 контрольные работы, оцениваемых также по 10-бальной шкале. Результирующая оценка за текущий контроль Отекущий учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Отекущий = 0.5Окр1 +0.5Окр2.
Накопительная оценка формируется на основании оценок по текущему контролю, аудиторной и самостоятельной работе:
Онак =(k2· Отекущий + k3·Осам + k4·Оауд)/(k2+ k3+ k4).
Результирующая оценка по дисциплине выставляется по результатам накопленной оценки и оценки полученной на зачете:
Орезультирующая = k1·Озачет + (1-k1) Онак.
где Озачет – оценка, полученная на зачете.
Применяются следующие значения весовых коэффициентов: k1 = 0,4; k2 = 0,3; k3= 0,2; k4=0,1.
Способ округления оценки - арифметический
Финансовая эконометрика: основные задачи. Взаимосвязь с финансовой экономикой.
Стохастические регрессоры. Приближенные асимптотические выводы в линейной регрессионной модели. Динамические модели. Асимптотические свойства МНК оценок в динамической регрессии. Состоятельное оценивание ковариационной матрицы оценок коэффициентов регрессии. Метод максимального правдоподобия. Обобщенный метод моментов.
Повторение регрессии. Стохастические регрессоры. Динамические модели. Свойства оценок. Решение задач.
Оценка регрессии с перекрывающимися периодами. Проверка предсказуемости инфляции на основе временной структуры процентных ставок. Оценка рисковой премии на фьючерсном рынке.
Тема 3. Оптимальный портфель
Понятие портфеля. Оптимальный портфель по Марковицу. Эффективная граница. Задача максимизации математического ожидания доходности портфеля при заданной дисперсии. Тест принадлежности активов эффективной границе (DeRoon, Nijman).
Построение оптимального портфеля в Эксель. Оценка параметров. Построение эффективной границы.
Тест на принадлежность актива к эффективной границе. Проведение теста на примере фондовых индексов.
Тема 4. CAPM
Оптимальный портфель с безрисковым активом. Модель CAPM. CAPM в версии Блэка. Оценка модели CAPM: регрессия на временных рядах. Тест совместной гипотезы о нулевых альфа коэффициентах для всех активов. Эмпирическая линия рынка ценных бумаг (SML). Методология Фамы-Макбета. Основные результаты эмпирической проверки CAPM. Результаты, не поддерживающие CAPM: аномалии. Характеристики компаний, имеющие объясняющую способность доходностей по акциям: P/E, размер компании, отношение балансовой стоимости компании к рыночной, доходности в предшествующий период. Контраргументы: ошибки в измерении рыночного портфеля, смещенность оценок, обусловленная выборкой (sample-selection bias), data snooping, необходимость рассматривать модель в условных математических ожиданиях. Модификации модели CAPM для развивающихся рынков.
Оценка регрессии на временных рядах. Анализ регрессии. Тест совместной гипотезы о равенстве нулю всех коэффициентов альфа. Анализ пространственной регрессии. Подход Фамы-Макбета. Пространственная регрессия с дополнительными объясняющими переменными.
Рыночная модель. Многофакторные модели. Приложения: снижение размерности, симуляции, рисковая премия за систематический риск, оценка эффективности с учетом риска. APT. Примеры имплементации модели:
– макроэкономические факторы: Чен, Ролл, Росс (1986); Бурмейстер, МакЭлрой (1987)
– факторы -портфели, сформированные по определенным признакам: трехфакторная модель Фама-Френч (1993); Кархарт (1997).
Совместный тест на точное соответствие заданной факторной модели (exact factor pricing).
Факторный анализ и метод главных компонент.
Трехфакторная модель Фамы-Френча.
Анализ вариации доходностей российских акций с помощью экономических факторов.
Анализ доходностей российских акций с помощью метода главных компонент.
Совместный тест на точное соответствие заданной факторной модели.
Тема 6. Применение многофакторных моделей
Оценка эффективности инвестиционных фондов. Критерии эффективности. Оценка на основе факторных моделей.
Методология оценки влияния событий на доходность активов (event study analysis).
Оценка эффективности инвестиционного фонда с помощью рыночной модели. Оценка эффективности на основе факторной модели. Тест на принадлежность фонда эффективной границе.
Гипотеза эффективного рынка (EMH). Формы эффективности.
Исследования поведения рыночных цен: Башелье, Кендалл, Самуэльсон. Случайное блуждание. Мартингалы. Геометрическое случайное блуждание, экспоненциальная форма.
Тесты предсказуемости доходностей. Тесты слабой формы EMH: тест знаков, проверка автокорреляции (портмонто статистики, тест множителей Лагранжа, авторегрессия), тест отношения дисперсий. Тестирование полусильной формы EMH.
Результаты эмпирического тестирования EMH.
Модели поведения цен: геометрическое случайное блуждание, модель возврата к среднему. Оценка параметров. Оценка простого опциона методом Монте-Карло.
Оценка
Тема 8. Моделирование волатильности на финансовых рынках
Стилизованные факты о финансовых данных. Авторегрессионные модели с условной гетероскедастичностью. Модели ARCH(m) (Энгл) и GARCH(p,q) (Боллерслев). Свойства ARCH и GARCH процессов: стационарность, моменты безусловного распределения. Оценка ARCH и GARCH процессов методом максимального правдоподобия и его асимптотические свойства. Тесты на наличие ARCH- эффектов.
Построение моделей с условной гетероскедастичностью на примере цены акции. Тестирование на наличие ARCH эффектов. Прогнозирование волатильности.
Ложная регрессия. Свойства оценок в случае, когда переменные регрессии I(1) ряды. Примеры ложной зависимости. Коинтеграция. Примеры коинтеграции. Свойства оценок линейной регрессии, если имеет место коинтеграция. Тест Энгла-Гренжера.
Оценка и анализ коинтеграционного соотношения. Тест Энгла-Гренжера.
Оценка критических значений для проверки нулевой гипотезы в тесте Энгла-Гренжера методом Монте-Карло.
Тема 10. VaR
Параметрический VaR. Оценка волатильностей и корреляций. Дельта-нормальный VaR. Монте-Карло VaR. Разложение Холецкого для корреляционной матрицы.
Выберите один из паевых инвестиционных фондов акций на сайте https://pif.investfunds.ru/quotes. Сохраните данные по стоимости пая за период 3-4 года (2008 год включать не рекомендуется) и постройте ряды недельных, либо месячных доходностей. Фондовые индексы, цены акций и макроэкономические переменные можно получить по следующим веб адресам: https://export.rbc.ru/exportfree.shtml, https://finance.yahoo.com/, https://www.finam.ru/analysis/profile041CA00007/default.asp .
Выполните задания и проинтерпретируйте результаты.
Задание 1. а) Оцените эффективность управления портфелем фонда (то есть способность управляющего получать доходность выше справедливой рыночной доходности) с помощью рыночной модели
где – превышение доходности фонда над безрисковой доходностью (можете игнорировать безрисковую доходность, если используете недельные данные). Формальный тест предполагает проверку нулевой гипотезы
, в пользу альтернативной
.
б) Добавьте в регрессию экономические факторы в качестве дополнительных источников систематического риска
Изменятся ли теперь ваши выводы?
где – вектор доходностей ликвидных акций (отраслевых индексов). Если фонд не создает дополнительных инвестиционных возможностей (граница не сдвигается), должна выполняться нулевая гипотеза о совместном выполнении условий
и
, где
– вектор из единиц (то есть сумма элементов вектора
равна единице).
1. Проверьте автокорреляцию доходностей с помощью теста Бокса-Льюинга или теста множителей Лагранжа для дневных, недельных и месячных данных.
2. Проверьте наличие возврата к среднему с помощью теста отношения дисперсий (variance ratio test) для q = 2, 4.
3. Постройте регрессию доходностей по выбранной акции на лагированные временные ряды факторов. В качестве факторов можно брать лагированные доходности по самой акции, экономические факторы, фондовые индексы.
При проведении практических занятий используются следующие программные средства:
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 специальности «Экономика» подготовки бакалавра, изучаю
18 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину
25 09 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра, обучающихся по программе «Мировая экономика». Дисциплина является дисц
30 09 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
10 09 2014
2 стр.
Минимума требований к освоению образовательной программы бакалавра направления подготовки «Экономика», утв. Приказом Минобрнауки РФ №747 от 21. 12. 2009 г
18 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления [ 080100. 68
12 10 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080100. 62-Экономикаподготовки бакалавров изучающих дисциплин
04 09 2014
1 стр.