Перейти на главную страницу
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»
Экономический факультет
Утверждаю:
Проректор по учебной работе
___________________/Егоршева О.И. /
«____ »___________________ 20__ г.
Рабочая программа дисциплины
Эконометрика |
080100.62 Экономика |
Профиль подготовки
Бухгалтерский учет, анализ и аудит |
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр |
Форма обучения
очная, заочная, заочная сокращенная |
2011
Минимума требований к освоению образовательной программы бакалавра направления подготовки «Экономика», утв. Приказом Минобрнауки РФ № 747 от 21.12.2009 г.
Составитель рабочей программы:
(должность, ученая степень, звание) (подпись)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
финансов и бухгалтерского учета
(наименование кафедры)
Декан факультета _____________________/И.Ю. Мильковская /
(подпись) (Ф.И.О.)
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 5
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Эконометрика» 5
4. Структура и содержание учебной дисциплины 6
5. Образовательные технологии 10
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. 10
6.1. Практические, лабораторные занятия 10
6.2. Темы, наименование вопросов, выносимых на СРС 11
6.3. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля успеваемости 12
6.4. Вопросы к зачету по дисциплине 12
6.5. Темы докладов и рефератов 12
6.6. Расчетные задания 13
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 15
7.1. Основная литература 15
7.2. Дополнительная литература 15
7.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 16
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 16
Дисциплина "Эконометрика" может быть использована в спецкурсах по теории случайных процессов, математическим моделям в экономике, оптимальному управлению, статистическому прогнозированию, в финансовой математике, принятию решений в условиях неопределенности.
умение осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
умение выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты эконометрического моделирования и обосновать полученные выводы (ПК-5);
умение на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
умение анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
умение анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
умение, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
умение использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные понятия эконометрического подхода, основные методы оценивания неизвестных параметров эконометрических моделей, методы проверки статистических гипотез о параметрах построенных моделей, основные методы диагностики эконометрических моделей.
Уметь: применять стандартные методы построения эконометрических моделей, обрабатывать статистическую информацию и получать статистически обоснованные выводы, делать содержательные выводы из результатов эконометрического моделирования.
Владеть: основными принципами и методами обработки статистических данных, навыками применения эконометрических пакетов программ для ПЭВМ
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Курс |
III |
Всего аудиторных занятий, час |
14 |
В том числе: |
|
лекции, час |
8 |
лабораторные занятия, час |
|
практические (семинарские) занятия, час |
6 |
СРС, всего часов по учебному плану |
130 |
Курсовая работа |
|
Экзамен |
|
Зачет |
|
Всего часов по дисциплине |
144 |
№ П№ п/п
|
Название темы, наименование вопросов, изучаемых на лекциях |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Форма Контроля
| |||
Лекции |
Лабораторные работы |
Практические занятия |
СРС | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Семестр IV |
|
|
|
|
| |
Раздел 1. Регрессия |
18 |
|
18 |
|
| |
11. |
Предмет эконометрики |
2 |
|
2 |
|
Ко |
22. |
Линейная регрессия |
6 |
|
4 |
|
Ко |
33. |
Нелинейная регрессия |
2 |
|
4 |
|
Ко |
44. |
Спецификация переменных в уравнениях множественной регрессии |
4 |
|
4 |
|
РЗ |
55. |
Гетероскедастичность и автокоррелированность остатков |
4 |
|
4 |
|
Ко |
Семестр V |
|
|
|
|
| |
Раздел 2. Системы эконометрических уравнений и временные ряды |
18 |
18 |
|
|
| |
66. |
Системы эконометрических уравнений |
4 |
4 |
|
18 |
Ко |
77. |
Одномерные временные ряды |
6 |
6 |
|
18 |
РЗ |
88. |
Изучение взаимосвязей по временным рядам |
46 |
4 |
|
- |
Ко |
99. |
Динамические эконометрические модели |
4 |
4 |
|
36 |
Ко |
Итого |
36 |
18 |
18 |
72 |
|
Различные определения эконометрики, высказывания известных учёных. Три составляющих эконометрики: регрессия, системы эконометрических уравнений, временные ряды. Цели эконометрического исследования. Количественные характеристики случайных величин: среднее значение (математическое ожидание), дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, ковариация, коэффициент корреляции
Парная линейная регрессия. Оценка параметров модели методом наименьших квадратов (МНК): система нормальных уравнений. Интерпретация коэффициентов уравнения регрессии. Оценка адекватности модели: наличие связи между переменными, анализ дисперсии, коэффициент детерминации R2, F-критерий Фишера значимости уравнения в целом. Свойства оценок коэффициентов регрессии: несмещенность, эффективность, состоятельность. Теорема Гаусса-Маркова. Оценки стандартных отклонений оценок параметров регрессии. Доверительные интервалы коэффициентов регрессии. Оценка значимости коэффициентов модели по критерию Стьюдента. Множественная линейная регрессия. Требования к факторам, включаемым в модель. Матричное представление оценок по МНК. Оценка значимости отдельных факторов множественной регрессии
Типы нелинейности в регрессионной зависимости: нелинейность по экзогенным переменным, нелинейность по параметрам. Сведение нелинейного по переменным уравнения к линейному с помощью преобразований. Смещённость оценок параметров, полученных МНК. Коэффициент детерминации для нелинейных моделей. Метод последовательных приближений нахождения оценок параметров. Регрессия с фиктивными переменными. logit- и probit-модели для бинарных эндогенных переменных.
Последствия неправильной спецификации модели: включения лишней переменной, невключения необходимой переменной, использования «заменителей». Свойства оценок коэффициентов регрессии: несмещенность, точность, эффективность, состоятельность. Теорема Гаусса-Маркова. «Стандартные ошибки» коэффициентов регрессии. Мультиколлинеарность факторов. Статистика, используемая для проверки факторов на мультиколлинеарность, Методы смягчения мультиколлинеарности. Оценка значимости совместного предельного вклада группы переменных с помощью F-теста. Зависимость между F- и t- статистиками. Скорректированный коэффициент детерминации R2.
Гетероскедастичность: определение, причины и последствия гетероскедастичности. Методы обнаружения гетероскедастичности, тест Голдфельда-Квандта. Взвешенный и обобщённый методы наименьших квадратов. Автокорреляция: определение, причины и последствия автокорреляции. Критерий Дарбина-Уотсона проверки на автокорреляцию, тест ранговой корреляции Спирмена, Авторегрессионная схема первого порядка.
Классификация систем эконометрических уравнений. Структурная и приведённая формы модели. Проблема идентификации. Идентифицируемые, недентифицируемые, сверхидентифицируемые модели. Методы оценивания параметров структурной модели: косвенный МНК, двухшаговый МНК, трехшаговый МНК. метод максимального правдоподобия. Понятие о методе главных компонент, как средстве борьбы с мультиколлинеарностью данных. Примеры применения систем эконометрических уравнений: статическая модель Кейнса, динамическая модель Кейнса, динамическая модель макроэкономики Клейна,
Аддитивная и мультипликативная модели временного ряда. Циклическая, трендовая и случайная компоненты ряда. Задачи эконометрического исследования временных рядов. Автокорреляционная функция ряда и выявление структуры ряда. Аналитическое выравнивание методом скользящей средней. Способы сглаживания: простое и взвешенное среднее, экспоненциальное сглаживание. Моделирование сезонных и циклических колебаний. Моделирование тенденции временного ряда, в том числе при наличии структурных изменений. Тесты Чоу и Гуйарати.
Оценка взаимосвязи двух временных рядов. Методы исключения ложной корреляции: элиминирование тенденции, переход к приращениям, введение фактора времени в модель. Коинтеграция временных рядов. Критерий Энгеля - Грангера
Явные модели Бокса-Дженкинса (ARIMA модели). Компоненты авторегрессии и скользящего среднего. Итеративная стратегия разработки модели: проверка стационарности ряда, выбор исходной модели, оценка параметров, анализ остатков. Модель авторегрессии с распределённым лагом первого порядка (ADL модель), сведение ADL(0,1) модели обратным преобразованием Койка к модели Койка. Модели с распределённым лагом (DL модели): конечномерные (лаги Алмон) и бесконечномерные (метод Койка). Неявные модели: модель адаптивных ожиданий, модель неполной корректировки, модель рациональных ожиданий. Сведение модели адаптивных ожиданий к модели авторегрессии.
№ п/п |
Темы практических занятий |
Трудоемкость, ч |
Семестр IV |
| |
Практические занятия: |
18 | |
1 |
Компьютерные технологии нахождения числовых характеристик случайных величин (на примере пакета Excel). Графическое представление характеристик случайных величин |
2 |
2. |
Нормальное и связанные с ним распределения Фишера и Стюдента. Степени свободы, квантили, уровень значимости. |
2 |
4. |
Построение парной линейной регрессии и оценка степени связи фактора и результирующего признака |
4 |
5. |
Построение множественной регрессии и проверка значимости включаемых в нее факторов. |
4 |
6. |
Оценка точности параметров регрессии |
2 |
7. |
Построение нелинейной регрессии и оценка ее адекватности. |
2 |
8 |
Анализ остатков на гомоскедастичность и мультиколлинеарность |
2 |
Семестр V |
| |
Лабораторные работы: |
18 | |
1. |
Системы эконометрических уравнений |
4 |
2. |
Одномерные временные ряды. Анализ остатков на автокорреляцию |
4 |
3. |
Изучение взаимосвязей по временным рядам |
4 |
4. |
Динамические эконометрические модели. |
6 |
Итого |
36 |
№ п/п |
Тема |
Вопросы |
Форма конт-
роля |
Литература |
Трудоемкость, ч |
11. |
Системы эконометрических уравнений |
Примеры экономических моделей, на основе взаимозависимых уравнений. Проблемы идентификации. Особенности применения метода максимального правдоподобия для оценки параметров. Путевой анализ |
Ко |
[1,3,6] |
18 |
22. |
Одномерные временные ряды |
Стационарные и нестационарные временные ряды. Модель случайного блуждания. Кажущиеся тренды и регрессии в случае нестационарных переменных. Ряды Фурье. Спектральный анализ. Результаты Нельсона-Плоссера по анализу стационарности исторических рядов макроэкономической динамики |
Ко, РЗ |
[1,3,6] |
18 |
33. |
Динамические эконометрические модели |
Модель с распределенными лагами. Преобразование Койка. Авторегрессионные модели, как эквивалентное представление моделей с распределенными лагами. Проверка гипотезы об отсутствии автокорреляции в авторегрессионных моделях с помощью h-статистики Дарбина. Ожидания экономических агентов, как причина лаговых переменных в моделях. Модели наивных ожиданий. Модель адаптивных ожиданий и преобразование Койка. Оценка коэффициентов авторегрессионных моделей. Оценивание моделей с распределенными лагами методом поиска на сетке (метод Клейна). Модель гиперинфляции Кейгана. Модель частичной подстройки. Модель корректировки ошибками. |
Ко |
[1,3,6] |
36 |
ИТОГО |
|
72 |
текущий контроль успеваемости – это контрольные опросы (Ко);
промежуточный контроль – расчетное задание (РЗ); контрольные работы (Кр);
итоговый контроль – зачет.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Динамические модели эконометрики на основе уравнений состояния
Рекурсивный метод наименьших квадратов.
Методы технического анализа курсов валют акций и других активов (осциллятор, полоса Боулинджера, MACD, Parabolic SAR, RSI и др.)
Имеется информация за 10 лет относительно среднего дохода и среднего потребления
(млн.руб.):
1. Оцените коэффициенты линейной регрессии по методу наименьших квадратов.
2. Проверьте статистическую значимость оценок теоретических коэффициентов
при уровнях значимости
.
3. Рассчитайте 95%-е доверительные интервалы для теоретических коэффициентов регрессии.
4. Спрогнозируйте потребление при доходе и рассчитайте 95% доверительный интервал для условного математического ожидания
.
5. Рассчитайте границы интервала, в котором будет сосредоточено не менее 95% возможных объемов потребления при доходе .
6. Оцените на сколько изменится потребление, если доход вырастет на 3 млн.руб.
7. Рассчитайте коэффициент детерминации .
8. Рассчитайте - статистику для коэффициента детерминации и оцените его статистическую значимость.
Задача 1.2
Имеется информация за 15 лет относительно среднего дохода и среднего потребления
(млн.руб.):
Годы |
X |
Y |
Годы |
X |
Y |
Годы |
X |
Y |
1986 |
10,5 |
8,8 |
1991 |
16,1 |
11,9 |
1996 |
23,1 |
20,5 |
1987 |
11,6 |
12,0 |
1992 |
17,3 |
13,5 |
1997 |
24,3 |
19,5 |
1988 |
12,3 |
13,0 |
1993 |
18,7 |
15,0 |
1998 |
25,5 |
19,1 |
1989 |
13,7 |
12,6 |
1994 |
20,1 |
18,2 |
1999 |
27,8 |
19,3 |
1990 |
14,5 |
11,2 |
1995 |
21,8 |
21,2 |
2000 |
30,0 |
24,0 |
1. Оцените коэффициенты линейной регрессии по методу наименьших квадратов.
2. Вычислите значение статистики Дарбина-Уотсона и проанализируйте наличие автокорреляции остатков.
3. При наличии автокорреляции переоцените уравнение регрессии, используя для этого один цикл метода Кохрана-Оркатта.
2. Примените тест Голдфелда-Квандта для изучения гипотезы об отсутствии гетероскедастичности остатков.
3. В случае гетероскедастичности остатков примените взвешенный метод наименьших квадратов, предполагая, что дисперсии отклонений пропорциональны
.
4. Определите, существенно ли повлияла гетероскедастичность на качество оценок в уравнении, построенном по обычному методу наименьших квадратов.
Требуется:
Построить график динамики уровней ряда.
Рассчитать значения сезонных компонент методом скользящей средней.
Устранить сезонную компоненту из исходных уровней рядя, построить уравнение, моделирующее динамику трендовой компоненты.
Проверить остатки на автокорреляцию по критерию Дарбина – Уотсона.
Дать прогноз фактора уt.
.
Примечание: таблица приведена не полностью.
№ п/п |
Автор, название, издательство, год. |
1 |
Эконометрика: Учеб. пособие (ГРИФ) // А.И. Новиков. — 2-e изд., испр. и доп. — М.:ИНФРА-М, 2011. — 144 с. |
№ № пп/п
|
Автор, название, издательство, год. |
22 |
Компьютерные технологии анализа данных в эконометрике// Д.М. Дайитбегов. — 2-e изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. — 578 с. |
33 |
Введение эконометрику: Учебник // К. Доугерти; Пер. с англ. О.О. Замкова и др. — 3-e изд. — М.:ИНФРА-М, 2010. — 465 с. |
44 |
Вероятностное моделирование в финансово- экономической области: Учеб. пособие (ГРИФ) // Л.Г. Лабскер. — 2-e изд. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 172 с |
55 |
Экономико-математические методы модели: компьютерное моделирование: Учеб. пособие (ГРИФ) // И.В. Орлова, В.А. Половников. — Изд. испр. И доп. — М.: Вузовский учебник, 2011. — 366 с. |
66 |
Эконометрика: Учебник (ГРИФ) // В.А. Колемаев; Государственный университет управления. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 160 с.: |
77 |
Экономико-математическое моделирование: Практическое пособие по решению задач // И.В. Орлова. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 144 с.: |
88. |
Домбровский В.В. Эконометрика, - М.: Новый учебник, 2004. – 342 с. |
99. |
Практикум по эконометрике: Учеб. пособие/Под ред. Елисеевой И.И. –М.: Финансы и статистика, 2003, 192 с. |
110. |
Шанченко Н.И. Эконометрика. Лабораторный практикум. – Ульяновск. УлГТУ. 2011, - 117 с. |
111. |
Дорохина Е.Ю., Преснякова Л.Ф., ТихомировН.П. – Сборник задач по эконометрике. Учебное пособие для экономических ВУЗов. - М.: Экзамен. 2003, -222 с. |
№ № пп/п
|
Название, адрес сайта |
112. |
Орлова И.В. Эконометрика - https://www.aup.ru/books/m153/ |
113. |
Статистика и эконометрика: учебники, лекции, примеры. Официальный сайт «Математическое бюро» - https://www.matburo.ru/st_subject.php?p=ec |
114. |
Рассылка «Эконометрика»: http://subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrica |
115. |
Ресурсы по статистике и эконометрике. https://dist-economics.eu.spb.ru/HTML/predmet/econometrics.htm |
116. |
Ресурсы по статистике и эконометрике https://research.by/rus/links |
117. |
Ресурсы по статистике и эконометрике https://www/ecsoman/edu/ru/db/msg/163749/html |
118. |
Эконометрика. Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. https://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2.76.4.8. |
Практические и лабораторные занятия проводятся в компъютерных классах с установленным пакетом EXCEL.
электронно-библиотечная система «Университетская библиотека» https://www.biblioclub.ru
научная электронная библиотека https://www.elibrary.ru
- федеральные образовательные порталы:
«Российское образование», https://www.edu.ru/
Справочно-правовая система «ГАРАНТ» - https://www.garant.ru
Справочно-правовая система «Консультант плюс» - https://base.consultant.ru
Минимума требований к освоению образовательной программы бакалавра направления подготовки «Экономика», утв. Приказом Минобрнауки РФ №747 от 21. 12. 2009 г
18 12 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части математического и естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения по направлению по
10 10 2014
6 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла ( В. Дв. 1) студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 080200.
08 10 2014
1 стр.
Целью изучения курса «этнология» является формирование систематизированных знаний у студентов по данной отрасли науки
23 09 2014
1 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла ( В. Од. 8) студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки
04 09 2014
1 стр.
Рф и за рубежом, обладать универсальными и предметно специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности, востребованности на рынке труда и успешной профе
15 12 2014
1 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки
18 12 2014
7 стр.