Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации |
|
Министерство образования
Российской Федерации
|
Государственный университет –
Высшая школа экономики
Факультет экономики
Программа дисциплины
«Проблемные регионы России и мира»
для направления 080100.68 – Экономика
(магистерская программа «Государственные и муниципальные финансы»)
(1 модуль, 1 семестр)
Автор Скопин А.Ю.
Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры
_________________________ _10.10.2005___________________
Председатель Зав.кафедрой
_________________________ ___________________________
« » 2005 года «10 » октября 2005 года
Утверждено УС факультета
Ученый секретарь
__________________
« » 200 _ г.
Москва – 2005
Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название темы
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
|
|
54
|
Лекции
16
|
Сем. и практ. занятия
|
38
|
1.
|
Теория и методы анализа проблемных регионов
|
8
|
2
|
|
6
|
2.
|
Эколого-экономические проблемные регионы (зона Сахеля, регион Аральского моря, регион Чернобыльской катастрофы)
|
12
|
4
|
|
8
|
3.
|
Социально-экономические проблемные регионы (быв. Югославия, Ирак, Северный Кавказ)
|
12
|
4
|
|
8
|
4.
|
Экономические проблемные регионы (Сицилия, Аппалачи, Рур, Урал, приграничные регионы)
|
12
|
4
|
|
8
|
5.
|
Институционально-проблемные регионы (Аргентина, Афганистан, регионы России)
|
10
|
2
|
|
8
|
Формы рубежного контроля - нет
Базовый учебник -
Готовится к изданию – Скопин А.Ю. Проблемные регионы и полюса роста мировой экономики, М., ГУ-ВШЭ, 2007
Содержание программы
-
Теория и методы анализа проблемных регионов
Определение «проблемы». Субъективное понимание проблемы и объективизация проблемы (СМИ, общественное мнение). «Реальные» и «отвлекающие» проблемы. Научный анализ проблемных ситуаций (сокращение, упрощение, нарушение баланса социально-экономических систем как признаки проблемности). Экологические, социальные, собственно экономические и институциональные проблемы развития регионов. Модели деградации национальных и региональных экономик (Мальтус, Медоуз, Фридман).
Основная литература:
Конспект лекций - Скопин А.Ю. Проблемные регионы и полюса роста мировой экономики, М., ГУ-ВШЭ, 2002-2004 гг.
Дополнительная литература:
Хаггетт П., Скопин А. Общая география: глобальный синтез. Pearson Education, 2005 г. с.233-241
2.Эколого-экономические проблемные регионы (Сахель, Аральское море, Чернобыль)
Зона Сахеля (определение территории, избыточный рост примитивного хозяйства, засуха, голод, гражданские войны, внешняя помощь в решении проблем). Регион Аральского моря (определение территории, избыточный рост аграрного хозяйства, проблема дефицита воды и избыточного прироста населения, высыхание моря и экологические проблемы, пути решения проблемы). Зона Чернобыльской катастрофы (избыточное развитие индустриального хозяйства, техногенная катастрофа, зона загрязнения, социально-экологические и экономические последствия, перспективы решения проблем); Определение Аральского региона. Формирование проблемной ситуации. Период деградации (60-80е). Попытки решения проблем (90-е годы).
Зона Чернобыльской катастрофы. Причины и следствия аварии. Ограничения экономической деятельности в зоне заражения. Социально-экономические последствия.
Основная литература:
Конспект лекций - Скопин А.Ю. Проблемные регионы и полюса роста мировой экономики, М., ГУ-ВШЭ, 2002-2004 гг.
Дополнительная литература:
Журналы «Известия РАН, серия географическая», экономические и политико-экономические еженедельники за 2002-2006 гг.
3.Социально-экономические проблемные регионы (Балканы, Ближний Восток и Кавказ);
Балканский кризис в 20 веке. Межнациональные и межконфессиональные конфликты. Разрушения экономических систем. Перспективы решения проблем и интересы крупных государств.
Ближний Восток – нефть и конфликты. Арабо-израильский конфликт. Конфликты между арабскими государствами. Внутренние конфликты (Ирак). Перспективы региона и проблема мировых цен на нефть.
Кавказ – межэтнические и межконфессиональные конфликты. Внешнее воздействие. Перспективы решения проблем.
Основная литература:
Конспект лекций - Скопин А.Ю. Проблемные регионы и полюса роста мировой экономики, М., ГУ-ВШЭ, 2002-2004 гг.
Дополнительная литература:
Журналы «Вопросы экономики», «Мировая экономика и международные отношения», экономические и политико-экономические еженедельники за 2002-2006 гг.
4.Экономические проблемные регионы (аграрные, моноотраслевые, депрессивные, приграничные);
Проблемы развития аграрных территорий в ЕС и России. Аппалачи и Урал. Рурский район. Программы развития приграничных территорий.
Основная литература:
Конспект лекций - Скопин А.Ю. Проблемные регионы и полюса роста мировой экономики, М., ГУ-ВШЭ, 2002-2004 гг.
Дополнительная литература:
Журналы «Вопросы экономики», «Мировая экономика и международные отношения», экономические и политико-экономические еженедельники за 2002-2006 гг., «Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза». М., Экономика, 2000, с.12-17
5.Институционально проблемные регионы (Аргентина, Афганистан, регионы России).
Аргентина в 19 и 20 веках – конфликт военных и гражданского общества. Институционально-экономический кризис 2002 г.
Афганистан – центр нестабильности и производства наркотиков.
Институционально-проблемные регионы России (Ульяновская область, республики Северного Кавказа и др.).
Основная литература:
Конспект лекций - Скопин А.Ю. Проблемные регионы и полюса роста мировой экономики, М., ГУ-ВШЭ, 2002-2004 гг.
Дополнительная литература:
Журналы «Вопросы экономики», «Мировая экономика и международные отношения», «Россия в глобальной политике», экономические и политико-экономические еженедельники за 2002-2006 гг.
Вопросы для проверки
1.Дайте определение «проблемы» и «проблемного региона»?
2.Охарактеризуйте модели Мальтуса, Медоуза и Фридмана применительно к анализу проблемных ситуаций?
3.На примере зоны Сахеля объясните причины деградации эколого-экономических систем?
4.На примере региона Аральского моря объясните причины и социально-экологические последствия смены способов освоения территории (от кочевого животноводства к поливному земледелию и промышленности)
5.Каковы перспективы решения Чернобыльской проблемы?
6.Каковы причины Балканского кризиса?
7.Ирак – возможно ли построение в аграрном многоэтническом обществе демократии?
8.Перспективы армяно-азербайджанского и российско-грузинского конфликтов?
9.Охарактеризуйте экономически-проблемные регионы (аграрные, моноотраслевые, депрессивные, приграничные);
10.Сопоставьте проблемы и перспективы развития Рурского региона и Урала?
11.Основные причины аргентинской проблемы?
12.Афганистан – вечная свобода и вечная война?
13.Институционально-проблемные регионы России – причины и следствия?