Перейти на главную страницу
Азербайджанский технологический университет
Программа
Для подготовки бакалавров по предмету
«История дизайна»
(часть 1)
Для специальности 050321- «Дизайн»
(для временного пользования)
Гянджа-2009
Введение
Эта программа по предмету "История дизайна" (часть 1) адресована студентам, обучающимся по специальности 050321- "Дизайн".
Изучение предмета "История дизайна" позволяет студентам изучать историю развития техники, ремесла и декоративно-прикладного искусства доиндустриальных цивилизаций: Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, а также стран Западной Европы и России от Средневековья до ХХ века. Особое внимание уделяется процессам становления и развития промышленного дизайна в странах Западной Европы, США, Японии и России в ХХ веке. Уделено также внимание зарубежному опыту подготовки дизайнеров, что, как нам кажется, будет особенно интересно студентам, обучающимся по специальности "Дизайн".
Первая часть предмета "История дизайна" и часть 1 расчитана на проведение 30 часов лекций и 30 часов практических занятий.
|
Наименование лекционных тем |
Часы |
1. |
Введение. Понятие дизайна. |
2 |
2. |
Состояние художественной промышленности в середине XIXв. Наследие Джона Рёскина. |
2 |
3. |
Уильям Моррис и Чарльз Макинтош. |
2 |
4. |
Творчество Петера Беренса. |
2 |
5. |
Байхауз и его вклад в развитие мирового дизайна. |
2 |
6. |
ВХУТЕМАС – школа советского дизайна. Дизайн в творчестве русских конструктивистов. |
2 |
7. |
Развитие дизайна в ХХ веке. Становление промышленного дизайна в США. Пионеры американского дизайна. |
2 |
8. |
Раймонд Лоул – пионер коммерческого дизайна. Дизайн в США в послевоенные годы. |
2 |
9. |
Дизайн в странах западной Европы во второй половине ХХ века. |
2 |
10. |
Феномен японского дизайна. |
2 |
11. |
Современное искусство и дизайн. Поп-арт и хай-тек. Формы организации дизайнерской деятельности. |
2 |
12. |
Дизайн-образование в странах Западной Европы, Японии и США. |
2 |
13. |
Становление и развитие дизайнерского образования в Азербайджане. |
2 |
14. |
Промышленный дизайн в Азербайджане. Фарфор. Гончарное дело. Ковроткачество. |
2 |
15. |
Некоторые проблемы современного этапа развития дизайна. |
2 |
Проблема предмета. Основные этапы развития дизайна. Американская версия возникновения дизайна.
Понятие дизайна. Терминологическое и типологическое соотношение технической эстетики, промышленного искусства, прикладного творчества и дизайна.: орнаментальный дизайн, промышленное искусство, моделирование одежды и обуви, дизайн - архитектура, транспортный дизайн.
2.Состояние художественной промышленности в середине XIXв. Наследие Джона Рёскина.
Завершение промышленного переворота в Англии и в других европейских странах. Коренное преобразование текстильной промышленности. Механизация труда. Кризис художественных ремесел. "Архитектурный" и "инженерный" стили в формообразовании промышленного оборудования. Тема искусства и промышленности в наследии Джона Рёскина (1819-1900).
Уильям Моррис (1834-1896) – английский художник, теоретик искусства, писатель. Его деятельность в области художественной промышленности и книжной иллюстрации. Социал-утопическое мировоззрение У.Морриса. Архитектор Чарльз Макинтош (1868-1928) – один из основоположников стиля модерн. Его "Хилл Каус", проекты интерьера и мебели.
Петер Беренс (1868-1940) – основоположник профессионального дизайна. Его деятельность в качестве главного дизайнера концерна АЭГ. Осуществленные им проекты промышленных сооружений. Комплексное проектирование электрического оборудования, упаковки каталогов, плакатов, зданий заводов и фабрик. Педагогическая деятельность П.Беренса в Дюссельдорфской школе (1903-07), Венской (1922-36) и Берлинской (1936-40) Академии художеств.
Байхауз (1919-33) – новый центр художественного движения в Европе. Первый манифест Байхауза (1919). Идея синтеза всех видов искусства в архитектуре. Педагогический коллектив Байхауза. Привлечение к преподаванию инструкторов-ремесленников. Новый тип жилого дома и его оборудование на выставке в Веймаре. "Искусство и техника- новое единство" (1923). Функциональное зонирование административных, производственных и учебных помещений в здании Байхауза в Дессау. "Тотальный театр" Байхауза. Сценическая геометрия.
Архитектурный, педагогический и производственный факультеты ВХУТЕМАС (1920-1930). Разработка В.Таплиным методологии художественного конструирования бытовой вещи и ее внедрение в обучение. Мастерские И.Жолтовского, Н.Ладовского, И.Голосова, К.Мельникова и А.Родченко. Интерьер, мебель, одежда, ткани в проектах ВХУТЕМАСа.
Различные значения термина "конструктивизм". Реализация лозунга "Искусство в производство!". Творчество В.Татлина (1885-1953): Башня III интернационала (1920), "Летатлин" (1931). Интерьер рабочего клуба (1925) и проекты многофункциональной мебели. А.Родченко (1891-1956). Л.Лисицкий (1840-1941): дизайн советских павильонов на международных выставках. Архитектурный дизайн К.Мельникова (1890-1974). Художественные ткани, модели одежды.
7. Развитие дизайна в ХХ веке. Становление промышленного дизайна в США. Пионеры американского дизайна.
Предпосылки развития дизайна в США на рубеже XIX-XX вв. Американский дизайн периода "великой депрессии". Отделы дизайна корпорации "Дженерал - моторс", "Форд", "Истмен кодак" и Вестингаус электрик". Деятельность Раймонда Лоуи, Белла Геддеса, Уолтера Дорвина Тига и Генри Дрейфуса. "Независимый" и "Штатный" дизайн. Стайлинг. Изменение характера дизайна США в 1930-е годы под воздействием европейских мастеров. Чикагский Байхауз.
Творчество Раймонда Поули. Сотрудничество Лоули с формой, выпускающей бытовых холодильников. Проектирование автобусов Лоули. Создание собственного дизайнерского бюро Лоули.
Две тенденции развития дизайна в США в послевоенные годы. Эпоха экономического бума в США.
9. Дизайн в странах западной Европы во второй половине ХХ века.
Джио Понти- патриарх итальянского дизайна. "Пластмассовые спагетти" 1960-х гг. в оценке западной критики. Эстетическая политика фирмы Оливетти. Творчество дизайнера Этторе Сотосса. Лидирующая роль Италии в современном дизайне.
Расцвет декоративного искусства в 1950-х гг. Продукция "жеммо де Франс". Деятельность института промышленной эстетики под руководством Жака Вьено. Стремительное развитие дизайна в 1960-70-е гг. Промышленный дизайн Роже Таллона. Автодизайн фирмы "Рено".
Стиль хай-тек во Франции: Центр искусств им. Ж.Помниду в Пари же (1977).
Развитие дизайна в Японии за последние 20 лет. Многовековая культура Японии. Япония – загадка XX века. Развитие промышленности.
Три направления в японском дизайне: "национальное", "интернациональное" и "смешанное" направления. Творческая концепция японского дизайна.
Японская ассоциация художественного проектирования (ДНИАС).
Освоение новых строительных технологий. Новое дыхание функционализма в творчестве Мис ванн дер Роэ (1886-1969). Создание универсального пространства в архитектуре Иллинойского технологического института (1956). "Стеклянные этажерки" как символ интернационального стиля. Дизайн интерьера и мебели: кресла "Барселона" (1929), "Тугендхам" и "Брно" (1930). Ээро Сааринен: дизайн технического комплекса "Дженерал –моторс" (1957), модель мебели "Тюльпан" (1958).
Три стадии развития дизайна в США. Организационная структура и виды деятельности независимых дизайнерских фирм.
12. Дизайн-образование в странах Западной Европы, Японии и США.
Дизайн образование в Германии. Высшая школа формообразования в Ульме. Творчество Мальдонадо. Четыре факультета в Ульмской школе: 1) промышленного проектирования; 2) строительства; 3) визуальной коммуникации; 4) словесной коммуникации.
Дизайн-образование в Италии. Подъем дизайнерского образования в Италии после второй мировой войны. Ассоциация промышленного дизайна.
Дизайн-образование в Японии. Феномен Японского дизайна.
Дизайн-образование в Англии. Художественная школа в Глазго. Творчество Макинтоша.
Дизайн-образование в США. Американское общество дизайнеров. "Центр искусств" в Пасадене – одна из дизайнерских школ США.
Становление промышленной эстетики на исходе XIX века. Экспорт западных технологий. Г.Зардаби о художественной промышленности. Деятельность выпускников ВХУТЕМАС в Баку. Павильон Аз.ССР на ВСХВ (1937). Внедрение художественного конструирования на промышленных предприятиях. Деятельность Аз.ФВНИИТЭ. Проекты ХПМ "музей-худпроект". Городской дизайн Р.Сейфуллаева и О.Омарова. Дизайн фарфора в творчестве Г.Багирова.
Развитие промышленности Азербайджана в послевоенные годы. Дизайн в промышленности Азербайджана. Ювелирная фабрика в Баку. Фарфоровый завод в Гяндже. Ковровый комбинат. Текстильный комбинат.Шелкопрядение. Дом модели Ф.Халафовой.
Становление и формирование дизайна как новой сферы творчества. Развитие научно-технического прогресса. Социальные и экологические проблемы, влияющие на развитие культуры. Появление экологического дизайна.
№ п/п |
Наименование тем практических занятий |
Часы |
1. |
Дизайн и декоративно-прикладное искусство. Фрмирование предметно-пространственной среды. Анализ иллюстративных материалов. |
2 |
2. |
Промышленный переворот XIX в. Анализ образцов. |
2 |
3. |
Первые теории дизайна: Дж.Рёскин, Г.Землер, У.Морис, Ч.Макинтош. Анализ различных подходов. |
2 |
4. |
Формирование стиля модерн и анализ работ ремесленников. |
2 |
5. |
Практика дизайнерских школ Байхауз и ВХУТЕМАС. |
2 |
6. |
Изучение творческих способов конструктивизма с помощью интернет-ресурсов. |
2 |
7. |
Петер Беренс- первый промышленный дизайнер. |
2 |
8. |
Оценка освоения программы в I половине семестра. |
2 |
9. |
Отличительные способности Советского дизайна: теория и практика. |
2 |
10. |
Анализ работ пионеров американского дизайна – Р.Лоули, Г.Дрейфуса. |
2 |
11. |
Современное искусство и дизайн. Поп-арт и хай-тек. Диапазон применяемых материалов. Иллюстрация материалов и обращение в интернет-ресурсы. |
2 |
12. |
Развитие моды. Известные Дома модели Италии и Франции. |
2 |
13. |
Современные формы организации дизайнерской деятельности. Анализ форм коммерческого дизайна. |
2 |
14. |
Анализ изделий художественно-промышленных предприятий Азербайджана. Бакинский стекольно-фаянсовый хавод; предприятия легкой промышленности; Гянджинский завод фарфоровых изделий и ковровый комбинат. |
2 |
15. |
Оценка освоения программы семестра. Проверка выполнения домашних заданий-рефератов. |
2 |
Эта программа по предмету "История дизайна" (часть 1) адресована студентам, обучающимся по специальности 050321- "Дизайн"
06 10 2014
1 стр.
Для подготовки бакалавров по направлению 552800 "информатика и вычислительная техника "
15 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров по направлению 521600 «Экономика», изучающи
07 10 2014
6 стр.
Методические указания предназначены для студентов-заочников направления подготовки бакалавров 270800 «Строительство»
13 10 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500. 62 Бизнес-информатика, изучающих дисциплину «У
10 10 2014
14 стр.
Программа дисциплины «Язык рекламы» / сост. С. Н. Рощупкин. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 12 с
14 10 2014
1 стр.
Изучение полифонии необходимо как для музыкантов- исполнителей, так и для музыковедов, готовящих себя к научно-исследовательской и
28 09 2014
1 стр.
07 10 2014
6 стр.