«Человек, останься человеком»
Пояснительная записка.
Программа элективного курса по международному гуманитарному праву «Человек, останься человеком» составлена на основе требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы для учащихся старших классов в объеме 17 часов.
Данный элективный курс взаимосвязан с такими предметами , как история, обществознание, ОБЖ. Рекомендован для всех учащихся 10-11 классов, так как в печати и по телевидению часто показывают факты насилия в обращении с военнопленными, журналистами, обстрел колонн с ранеными и гуманитарным грузом, нередко жертвами насилия становятся беженцы.
Уважение к человеческой личности, ее правам и свободам, чувство сострадания – это черты, которые необходимы каждому человеку, и которых так не хватает сегодня.
Цель элективного курса: формирование активной гражданской позиции школьников через привлечение внимания к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов.
Задачи курса:
развитие интереса к истории становления и развития системы международного гуманитарного права;
формирование ключевых компетентностей учащихся:
- познавательной (развитие аналитических навыков школьников, самостоятельности мышления, умение использовать разные методы познания);
- информационно-коммуникативной (формирование умений свободно ориентироваться в информационном пространстве);
- социально-мировоззренческой (формирование системного взгляда на один из важнейших социальных институтов – международное гуманитарное право, способность осмыслить необходимость его возникновения);
воспитание чувства сострадания , уважения к человеческому достоинству, правам и свободам человека;
формирование правовой культуры и навыков практического граждановедения.
Программа основывается преимущественно на методах активного обучения :
семинар с использованием результатов социологического опроса;
практическая работа с материалами источников;
«круглый» стол ;
защита творческих работ;
защита мини-проектов;
ролевая игра;
эссе.
В ходе изучения курса осуществляется комбинирование лекционных занятий с практической работой.
Критериями усвоения программы курса являются следующие показатели:
уровень владения основными понятиями курса:
международное гуманитарное право, международные и не международные вооруженные конфликты, гражданские лица, военнопленные, жертвы войны, военный объект, конвенция, театр войны, комбатанты, некомбатанты, парламентер, субститут;
степень сформированности умения анализировать документы, заполнять таблицы , составлять схемы, писать эссе, разрабатывать мини-проекты, выполнять творческие работы и защищать их;
степень развития навыков сравнения, обобщения, классификации.
Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников.
Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических возможностей школы, не требует больших материальных затрат, может осуществляться учителями обществоведческих дисциплин.
Содержание программы
Тема 1. Международное гуманитарное право.
Понятие и особенности. Становление и развитие. Источники международного гуманитарного права: Петербургская декларация 1868г., Гаагская декларация 1899г., Гаагская конвенция 1907г., Женевский протокол 1925г, Нионское соглашение 1937г., Женевские конвенции 1949г., Дополнительные Протоколы I и II 1977г. к ним. Обобщающий принцип международного гуманитарного права: гуманизация вооруженных конфликтов.
Тема 2. Международные вооруженные конфликты.
Международные и немеждународные вооруженные конфликты. Война. Условия начала военных действий. Театр войны. Участники вооруженных конфликтов: комбатанты ( сражающиеся ) и некомбатанты (несражающиеся). Правовое положение военных разведчиков, лазутчиков, парламентеров, наемников. Дозволенные и недозволенные средства и способы ведения войны. Блокада. Права и обязанности нейтральных государств. Условия прекращения состояния войны. Перемирие. Капитуляция.
Тема 3. Защита жертв войны.
Жертвы войны: раненые, больные, военнопленные, гражданское население. Военная оккупация. Правовой статус жертв войны.
Тема 4. Дети и война.
Дети и международное гуманитарное право. Общая и особая защита детей.
Особая помощь. Ребенок и его семья. Культурная среда ребенка. Гражданские права ребенка. Арестованные, задержанные или интернированные дети. Дети и смертный приговор. Дети , принимающие участие в военных действиях.
Тема 5. Защита культурных ценностей.
Культурные ценности, подлежащие защите. Правовое положение изъятых культурных ценностей. Правовой статус «личных трофеев». Сохранение культурных ценностей во время II Мировой войны.
Тема 6. Ответственность и международное гуманитарное право.
Организации, осуществляющие контроль за соблюдением норм международного гуманитарного права. Международные уголовные преступления: против мира, человечности, террористические акты, пытки, наемничество и др. Военный трибунал. Нюрнбергский и Токийский судебные процессы . Срок давности. Лица, несущие личную ответственность за преступления против мира и безопасности человечества.
Тема7. Международное гуманитарное право и Российская Федерация.
Трансформация международных договоров в российское законодательство: Уголовный кодекс РФ, армейские уставы. Вклад РФ в развитие международного гуманитарного права: разработка единой международной методики оценки надежности механизмов самоуничтожения и самонейтрализации противопехотных мин ( Протокол II 1996г. к Конвенции 1980г.). Новые технологии, направленные на обнаружение мин и их разминирование.
Тема 8. «Всё на войне взывает к гуманности».
Совместимость понятий «право» и «война».
Тематическое планирование элективного курса
№
темы
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
Форма проведения занятия
|
1.
|
Международное гуманитарное право
|
2часа
|
Лекция
|
2.
|
Международные вооруженные конфликты
|
2 часа
|
1ч. – Защита творческих работ
«Война –это…»
1ч.- Практическая работа с источниками ( составление схем)
|
3.
|
Защита жертв войны
|
2 час
|
Практическая работа с Женевскими конвенциями 1949 года ( составление таблицы)
|
4.
|
Дети и война
|
2 часа
|
Семинар с использованием результатов социологического опроса.
|
5.
|
Защита культурных ценностей
|
2 часа
|
1ч.- Лекция с элементами практической работы.
1ч. – «Круглый» стол «Судьба культурных ценностей, разграбленных во время
II Мировой войны».
|
6.
|
Ответственность и международное гуманитарное право
|
2 часа
|
1ч. – Лекция.
1ч. –Защита мини-проектов
«Я обвиняю!».
|
7.
|
Международное гуманитарное право и Российская Федерация
|
3часа
|
Практическая работа с материалами Женевских конвенций 1949г. и
статьями 353, 355, 356,360 Уголовного Кодекса РФ
( составление сравнительной таблицы).
|
8.
|
Всё на войне взывает к гуманности.
|
2ч.
|
Ролевая игра «Перекресток мнений «оптимистов» и «скептиков».
Эссе.
|
Литература
1. Арцибасов И.Н.
Международное право (законы и обычаи войны). М., 1975.
2. Арцибасов И.Н., Егоров С.А.
Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989.
3. Богуславский М.М.
Культурные ценности в международном обороте (правовые аспекты).
М., 2005.
4. Бори Ф.
5. Женевские конвенции 1949г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним 1977г.
6. Ильин Ю.Д.
Международное публичное право. Лекции. М., 2004.
Возникновение и развитие международного гуманитарного права. М., 1994.
7. Котляров И.И.
Международное право и вооруженные конфликты. М., 2003.
8. Международное публичное право (Ответственный редактор Бякишев К.А.). М., 2004.
9. Международное право. Ведение военных действий ( Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений). М., 1999.
10. Международное гуманитарное право. Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания. М., 2000.
11. Мелков Г.М.
Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 1988.
12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка. М., 1992.
13. Пикте Ж.
Развитие и принципы международного гуманитарного права. М., 2001.
14. Полторак А.И., Савинский Л.И.
Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976.
15. Пустогаров В.В.
Международное гуманитарное право. М. 1999.
16. Рыбаков Ю.М.
Вооруженная агрессия – тягчайшее международное преступление. М., 1980.
17. Тиунов О.И.
Международное гуманитарное право. М., 1999.
18. Фуркало В.В.
Международно – правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. Киев, 1986.
Темы для эссе.
1. «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле как люди».
Б. Шоу
2. «Население и воюющие остаются под охраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности…»
Мартенс
3. «Может быть, только потому вновь и вновь возникают войны, что один
никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой».
Э.М. Ремарк
4. « Благородно - сражаться и, если нужно, умереть за свое отечество. Не менее благородно и честно - проявить гуманность и сострадание к поверженному противнику или к застигнутому сражением гражданскому лицу. Право войны показывает, как это должно быть сделано».
Д. Робертс
5. «Война – зло. Ее ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступления»
Плутарх.
6. «Когда гремит оружие, законы молчат».
Цицерон.
7. «На войне всякая идея человеколюбия – пагубное заблуждение, нелепость».
Клаузевиц.