Перейти на главную страницу
С другой стороны, необходимость усиления геометрической линии обуславливается следующей проблемой: задание частей В и С единого государственного экзамена предполагает решение геометрических задач. Как и в предыдущие годы, участники экзамена 2009 года в целом показали невысокие результаты при решении геометрических задач базового и повышенного уровней сложности. Многие экзаменуемые вообще не приступали к решению геометрических задач не только повышенного уровня, но и базового.
Для успешного выполнения этих заданий необходимы прочные знания основных геометрических фактов и опыт в решении геометрических задач.
Цели курса:
1.Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
2.Развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.
Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи :
Данный курс рассчитан на 17 часов, предполагает систематизацию и обобщающее повторение ключевых тем курса планиметрии: решение треугольников, вычисление площадей фигур, вписанные и описанные окружности, применение тригонометрии и т.д.
1.Ключевые теоремы, формулы курса планиметрии в разделе «Треугольники», «Четырёхугольники», «Площади», «Вписанные и описанные окружности».
2.Основные алгоритмы решения задач.
Учащиеся должны уметь:
В программе приводится примерное распределение учебного времени. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного решения (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: беседа, практикум. Формы контроля: зачёт.
Тема 1. «Решение треугольников» предполагает прохождение тем: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника», «Теорема Пифагора», «Теорема синусов и косинусов», «Основные тригонометрические тождества». Метод обучения: беседа, объяснение, практикум. Форма контроля: проверка самостоятельно решённых задач.
Тема 2. «Четырёхугольники». Решение задач по теме: «Параллелограмм и трапеция». Метод обучения: беседа, практикум. Форма контроля: проверка самостоятельно решённых задач.
Тема 3. «Решение задач по теме «Площади». Вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции; применение разнообразных формул площади треугольника, площади подобных фигур. Метод обучения: беседа, практикум. Форма контроля: проверка самостоятельно решённых задач.
Тема 4. «Площади многоугольников», учебно-деловая игра «Строитель». Форма контроля: зачёт. (Разработка урока с компьютерной презентацией прилагается).
Тема 5. «Решение задач по теме «Вписанные и описанные окружности».
Окружности, вписанные и описанные около треугольника, четырёхугольника, применение формул: r = 2S/(а+b+с); R=abc/4S; a/sinα =2R. Методы обучения: практикум.
Тема 6. «Площадь вписанных и описанных многоугольников». Решение задач на применение формул площади треугольника и четырёхугольников, вписанных и описанных около окружности. Методы обучения: беседа, практикум.
Тема 7. «Решение задач по всей программе». Форма контроля: зачёт.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Всего часов |
Форма обучения |
Форма контроля
|
1 |
Решение треугольников |
3 |
Беседа, практикум |
|
2 |
Четырёхугольники |
3 |
Беседа, практикум |
|
3 |
Решение задач по теме «Площади» |
3 |
Беседа, практикум |
|
4 |
Площади многоугольников |
1 |
Учебно-деловая игра «Строитель» |
зачёт |
5 |
Вписанные и описанные окружности |
3 |
Практикум |
|
6 |
Площади вписанных и описанных многоугольников |
3 |
Беседа, практикум |
|
7 |
Решение задач по всей программе |
1 |
Работа в группах |
Зачёт |
Повторить основные теоретические сведения, основные приёмы решения задач можно и с помощью электронных учебных пособий: «Математика, 5-11 кл. Практикум», «Открытая математика 1.0. Планиметрия», и др.
Важным при решении геометрических задач является верно выполненный чертёж, надо обратить особое внимание умению «рисовать» задачу.
Считаю полезным ознакомить учащихся с так называемыми опорными задачами. В них либо формулируется некий полезный факт, который может быть использован при решении различных задач, развивает теорию, либо иллюстрируется важный метод. В прилагаемом списке задач выделена относительно небольшая группа так называемых опорных задач:
1. Биссектриса внутреннего угла треугольника делит противоположную сторону треугольника на отрезки, пропорциональные прилежащим сторонам.
2. Сумма квадратов диагоналей параллелограмма, равна сумме квадратов всех его сторон.
3. Если угол одного треугольника равен углу другого треугольника, то площади этих треугольников относятся как произведение сторон, заключающих равные углы.
4. Площадь описанного многоугольника равна pr, где p –его полупериметр, а r - радиус вписанной окружности.
5. Пусть а и b - катеты, а с – гипотенуза прямоугольного треугольника. Тогда диаметр окружности, вписанной в этот треугольник равен а +b-c.
6. В правильном треугольнике радиус вписанной окружности в 2 раза меньше радиуса описанной окружности.
7. Если диагонали трапеции перпендикулярны, то площадь трапеции равна квадрату высоты.
8. Если две хорды окружности пересекаются, то произведение отрезков одной хорды равно произведению отрезков другой хорды.
9. Если в равнобедренной трапеции диагонали перпендикулярны, то ее площадь равна половине квадрата ее диагонали.
10. Медиана треугольника делит его на два равновеликих.
11. Медианы треугольника точкой пересечения делятся в отношении 2:1, считая от вершины.
12. Центр окружности, вписанной в треугольник , лежит на пересечении биссектрис треугольника.
13. Центр окружности, описанной около треугольника, лежит на пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника.
14. Если в четырехугольник вписана окружность, то суммы противоположных сторон четырехугольника равны. Верно и обратно утверждение.
15. Если около четырехугольника описана окружность, то суммы противоположных углов четырехугольника равны 1800.
16. Биссектриса угла параллелограмма отсекает равнобедренный треугольник.
17. Прямая, параллельная стороне треугольника, отсекает от него треугольник, подобный данному.
Занятия 1-3. Решение треугольников.
Повторение и систематизация теоретических сведений по теме. Наиболее эффективным будет совместное вычерчивание чертежей к задачам. На занятиях решить задачи №№ 1,3,5,7; №2,4 – для самостоятельной работы дома; в качестве «зачётной» задачи - №6.
Занятия 4 – 6. Четырёхугольники. Повторение теории, опорных задач.
Решение задач № 1 – 4,7; для домашней работы № 5,6.
Занятия 7 – 9. Решение задач по теме «Площади». Составить и заполнить таблицу « Площади». На занятиях разобрать задачи № 1,2,4 -6; для самостоятельной домашней работы № 3.
Занятие 10. Площади многоугольников, учебно-деловая игра «Строитель»; проверка знаний.
Занятие 11 – 13. Вписанные и описанные окружности. Разбор задач № 1,3 – 6; для самостоятельной домашней работы №2,7.
Занятия 14 – 16. Площади вписанных и описанных многоугольников. Разбор задач № 1-4,6,7,9; для самостоятельной домашней работы №5,8.
Занятие 17. Решение задач по всей программе. Зачёт.
Для зачётной работы предлагается задача № 6 (по теме «Решение треугольников»), № 6 (по теме Четырёхугольники»), №7 (по теме «Вписанные и описанные окружности»), №8 (по теме «Площади вписанных и описанных многоугольников»). Задания даются заранее, а на зачётной работе провести «круглый стол» по обсуждению решения задач по группам.
Прямоугольный треугольник
Косоугольный треугольник
A
b c
c a
b
а=b*tgα;
1) В треугольнике АВС АС=ВС, АВ=6, соsА=3/5. Найдите высоту АН.
С Дано: ΔАВС,
Н АВ=ВС,АВ=6, соsА=3/5
АН - высота
Найти: АН
А В Решение:
рис.1
Пусть АС = СВ = х. тогда по теореме косинусов ВС2=АС2+АВ2 – 2*АС*АВ*соsА, х2=х2+36 – 2*6*х*3/5, 36/5*х=36, х=5.
Ответ: 4,8.
В
Н Дано: ∆АВС, <С=90°,
Н СН – высота.
А рис.2 С
Из треугольника АНС соs А=АН/АС, 4/5=АН/4, АН=16/5.
По теореме Пифагора СН=√АС2 – АН2, СН= √16 – (16/5)2=12/5=2,4.
Ответ: 2,4.
3) Гипотенуза АВ прямоугольного треугольника АВС равна 2√22 см, а катет ВС равен 6 см. Найдите длину медианы ВК.
А Дано: ∆ АВС, <С=90°,
2√22 АВ=2√22 см, ВС=6 см,
К ВК – медиана.
С 6 В
Из прямоугольного треугольника АВС по теореме Пифагора АС=√АВ2 – ВС2.
АС=√(2√22)2 - 62=√4*22 – 36=√52=2√13 (см).
ВК – медиана треугольника АВС, значит СК=1/2АС=√13(см).
В треугольнике ВСК по теореме ПифагораВК2=КС2+ВС2, ВК=√62+(√13)2=√49=7 (см).
Ответ: 7.
Д СД >АД на 3, СД<ВД на 4.
С рис.4 В
В ∆ АДС по теореме Пифагора АС2= АД2 + ДС2, АС = √122 + 92 = √225 = 15.
В ∆ ВСД аналогично ВС = √162 + 122 =√400 =20.
Ответ: АС = 15, ВС = 20.
А Дано: ∆ АВС, <С = 90°,
АС = 10 см, ВС = 15 см,
М N МNСР – квадрат.
В рис.5 Р С
10/(10 – х) = 15/х; 25х = 150, х = 6.
Итак, сторона квадрата 6 см; периметр 6*4 = 24 (см).
Ответ: 24 см.
В Дано: ∆ АВС, АВ = ВС,
О – центр окружности,
О АD = √21, <АВС = 120°.
А D С Найти: АО
рис.6
Так как О – центр данной окружности, то ВО = ОС = ОD. Тогда ∆ DВС прямоугольный с прямым углом D, а ВD – высота в равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС, D -середина АС, DО = 1/2АВ.
В прямоугольном ∆ АВD АВ = АD/соs <А; АВ = √21/соs30° = √21/√3/2 = 2√7.
∆ DBO – равнобедренный с острым углом 60°, а значит и равносторонний, <ВDО = 60°, тогда <АDО = 90° + 60° = 150°.
В ∆ DАО по теореме косинусов АО2 = АD2 +DО2 – 2АD*DО*соs<АDО, АО2 = =(√21)2 + (√7)2 – 2*√21*√7*соs150° = 21 + 7 + 2√21*√7*соs30° = 28 + 2*7√3*√3/2 =
=28 + 21 = 49; АО = 7.
Ответ: 7.
7) Дан прямоугольный треугольник АВС с прямым углом С. Через центр О вписанной в треугольник окружности проведён луч ВО, пересекающий катет АС в точке М. Известно, что АМ = 8√3, < А= < МВС. Найдите гипотенузу.
При решении задачи используются следующие факты : 1) центр вписанной окружности находится в точке пересечения биссектрис, поэтому угол В в 2 раза больше угла А, т.е. угол В равен 60°, а угол А равен 30°. Отсюда следует, что гипотенуза АВ = 2 ВС. 2) используется свойство биссектрисы угла, МС/МА = ВС/АВ, откуда СМ = 4√3.
АС = 8√3 +4√3 = 12√3, АВ = АС/cos 30° = 12√3: √3/2 = 24.
Ответ: 24.
Тема: ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ
Задачи
АК = КD, АN =NВ, СМ = МD,
N M КN АВ, КМ СD,
АD = 20, < АВС = 120°.
Найти: СD.
А К D
Решение:
Ответ: 10.
Решение: В параллелограмме d12+d22 = 2(a2 + b2); 202 + 242 = 2((2√22)2 + b2), b>0; b2 + 88 = 488, b2 = 400, b=20.
Ответ: 20
В Р С Дано: АВСD – параллелограмм,
АD = 20, АР – биссектриса,
РD = 8√5,
Найти: периметр трапеции АРСD.
А рис.8 D
Решение:
Средняя линия трапеции АРСD равна 11, тогда 11 = (АD + РС)/2, АD + РС = 22,
РС = 2. ВР = 20 - 2 = 18, а так как АР – биссектриса, то АВ = ВР = 18, АВ = СD =18.
Так как РD2 + РС2 = СD2, (8√5)2 + 22 = 182, 320 + 4 = 324, то ∆ РСD – прямоугольный, тогда и ∆ АРD – прямоугольный, значит АР2 = АD2 + РD2,
АР2 = 400+320 = 720, АР = 12√5. Периметр трапеции АРСD равен 12√5 + 2 + 18 + 20 = =12√5 + 40.
Ответ: 12√5 + 40.
В 4 С
15
3√13
А D
рис.9
Проведем ВМ II СD, ВСDМ – параллелограмм, тогда <СDM =<ВМА,
следовательно ВС =МD = 4, ВМ =СD = 15, АМ = 10-4=6.
В треугольнике АМВ против большей стороны лежит больший угол: АВ < ВМ,
значит, <ВМА< А. соs <ВМА = (ВМ2 +АМ2 – АВ2)/2ВМ*АМ.
Соs <ВМА = (62 + 152 – (3√13)2)/2*6*15 = (36 + 225 – 117)/12*15 = 12/15=4/5=0,8.
Ответ: 0,8.
Треугольники |
Четырёхугольники |
Правильные многоугольники |
А b В а D С
|
В А С D
B C A D
|
|
А
3√2 Решение:
Медиана АМ разбивает треугольник АВС на два
равновеликих треугольника, т.е.
S(∆ABC) = 2S(∆ACM).
С М В Из ∆ АСМ по теореме косинусов
рис.10 СМ2 = АС2 + АМ2 – 2АС*АМсоs 52 = (3√2)2 + х2 – 2*3√2*х соs45°, где АМ = х(х>0). 25 = 18 + х2 – 6х; х2 – 6х – 7 = 0, х1=7, х2 = - 1, т.е. АМ=7;
S(∆ACM) = 1/2AC*AM sin Тогда площадь ∆ АВС = 2*10,5 = 21.
Ответ: 21. ∆ МСВ и ∆МQA подобны по первому признаку подобия треугольников, МС/МQ = МВ/МА,
15/МQ = 1/2МQ/27, 1/2МQ2 = 15*27, MQ2 = 30*27, MQ = 9√10. S∆MNQ = 1/2MQ*NB = 1/2NQ*MA, отсюда
А MQ*NB = NQ*MA, 9√10*h = b*27, где h = NB,b=NQ. С по теореме Пифагора h= √b2 - (9√0/2)2 = √b2 – 810/4.
Тогда 9√10*√b2 – 810/4 = 27b, 10(b2 – 810/4)=9b2, M Q b2 =8100/4, b = 45. Итак, S∆ MNC = ½*45*12 = 270.
B
рис.11 Ответ: 270. Решение: ∆ АМН ~∆ АОМ по первому признаку Н подобия треугольников, АН : АМ = АМ : АО
12 АМ2 = АН*АО, АМ2 = 4*16, АМ = 8 S∆ АНМ = 1/2АН*АМ sin
О рис.12 М Ответ: 16. Решение: По условию 2АД=2ДС.
12 5 M – середина АВ, тогда АМ = МВ = СМ, т.е. СМ – медиана ∆ АВС и СМ = 1/2АВ, значит
треугольник АВС – прямоугольный с А М К В гипотенузой АВ.
Рис.13 По теореме Пифагора АВ2 = АС2 + ВС2; АВ = √122 + 52 = 13. СМ = МВ = 13/2=6,5. СК – высота трапеции и ∆ МСВ,
ha = 2S∆/a. По формуле Герона S∆ = √p(p-a)(p-b)(p-c), где p =(a+b+c)/2, p=(6,5+6,5+5)/2=18/2=9. S∆MBC= √9(9-5)(9-6,5)(9-6,5) = =√9*4*2,5*2,5=3*2*2,5=15. Тогда СК =2*15/6,5=60/13; Итак, площадь трапеции АВСД S = (ДС+АВ)*СК/2= =(6,5+13)/2*60/13= 19,5*6/2*13=4,5.
Ответ: 4,5. В Решение: Из ∆ ВКС по теореме синусов КC/sin sinα = (2√2*√2/2)/4 = 1/2; α=30°. Значит, <В =60°, равнобедренный с основанием АК. АВ = ВК= 4.
А С S∆ABK= 1/2AB*BK*sin К Ответ: 4.
рис.14
В
Решение: 9/АС = АС/2, АС = 3√2. S∆АВС = 1/2АС*АВ*sin45°,
S∆АВС = ½*9*3√2*(√2/2) = 13,5. D Ответ: 13,5.
А С
В ΔАВС – правильный О – центр описанной окружности
ВД – хорда, ВДΩАС=Е, АЕ:ЕС=3:5
Е
А С рис.16
R=8√3/3, тогда a3=R√3, т.е. a3=8. АВ=АС=ВС=8, АЕ=3, ЕС=5. Из ΔАВЕ: ВЕ2 = АЕ2 + АВ2 – 2АЕ*АВ*соsА, ВЕ2 = 9+64 – 2*3*8*1/2, ВЕ2 = 49,
ВЕ = 7.
Решение: Поскольку ∆ ВОС равнобедренный ( ВО=ОС=R),
то S = ½*a*b*sinγ. Угол ВОС – центральный, то он в 2 раза больше соответствующего
А О С вписанного угла А, < ВОС = 150°. 1/2R2*sin150°=16, откуда R2=16*2*2, R2=64
Рис17 и R=8. Ответ: 8.
В равнобедренном треугольнике MNQ с основанием МQ высоты МА и NB пересекаются в точке С, причём МС = 15, АС = 12. Найдите площадь ∆ МNС.
N Решение:
А
Основание АВ трапеции АВСД вдвое длиннее основания СД и вдвое длиннее боковой стороны АД. Длина диагонали АС равна 12, длина боковой стороны ВС равна 5. Найдите площадь трапеции.
D С
В треугольнике АВC проведена биссектриса ВК, длина которой равна 4, причём КС = 2√2, < ВСА= 45°. Найдите площадь ∆ АВК.
-(<А - < АВК) = 180° - (75° + 30°) = 75°. Тогда ∆ АВК
В треугольнике АВС на стороне АВ = 9 выбрана точка D таким образом, что АD = 2. Найдите площадь треугольника АВС, если угол ВАС = 45° и < АСD = <АВС.
ВАС ~∆ САD ( по двум углам), АВ : АС = АС : АD,
рис.15
Тема: ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ ОКРУЖНОСТИ
Задачи
В окружность радиуса 8√3/3 вписан правильный треугольник АВС. Хорда ВД пересекает сторону АС в точке Е так, что АЕ:ЕС=3:5. Найдите ВЕ.
Дано:
Найти : ВЕ.
Д
Решение:
Ответ: ВЕ = 7.
Около равнобедренного треугольника с основанием АС и углом при основании 75° описана окружность с центром О. найдите её радиус, если площадь треугольника ВОС равна 16.
В
В прямоугольном треугольнике АВС с гипотенузой АС, равной 20, проведена медиана ВМ. Окружность, вписанная в треугольник АВМ, касается медианы ВМ в точке Р. Найдите катет ВС, если ВР : РМ =3 : 2.
С Решение:
Так как ВМ – медиана, ∆ АВС - прямоугольный,
то АМ = МВ = 10. Отрезки МК = МР, АК = АН
и ВН = ВР как отрезки касательных.
МР =2/5МВ = 2/5*10 = 4, ВР = 3/5МВ = 3/5*10= 6,
К Р АК =АН =10-4=6, то АВ =6+6=12.
Из треугольника АВС по теореме Пифагора
ВС =√202 – 122 = √256 =16.
А Н В
Дано:
В АD – высота, АD= 2√3см
О – центр описанной окружности
2√3 Найти: радиус окружности .
К
А К C
Угол В=180° - 60° = 120°. В треугольнике АДС угол Д=90°, угол С=30°, тогда АС = 4√3 см, АК = =КС = 2√3. В треугольнике ОВС угол В = 60°, тогда угол О=60°, т.е.
∆ОВС – равносторонний.
ВС = R, ВК = R/2 (против угла в 30 градусов). R2/4 + (2√3)2 = R2, R2 + 48 = 4R2,
R2 =16, R=4.
Ответ: 4.
Решение задачи основывается на применение теоремы об отрезках пересекающихся хорд и свойстве вписанного угла в окружность. Ответ: 18.
С
Решение: ВD = 36, тогда ВК = 18, по свойству
A O P точки к окружности ВК = ВА = 18.
Треугольники АОС и ВНА подобны по первому
признаку подобия треугольников, тогда
АС/АВ =АО/ВН. ВН = 18-6 = 12, АС/18 = 6/12,
В Н К D АС = 9. ВС =18+9=27. Периметр
треугольника ВСD = 27 + 27 + 36 = 90.
рис.20 Ответ: 90.
Решение: СК – биссектриса треугольника, это следует из того, что по условию СК проходит через центр вписанной окружности. По свойству биссектрисы имеем АК: ВК = =АС: ВС, АС = =(6*18)/12= 9 и периметр треугольника равен : 18 +18 +9 = 45.
Ответ: 45.
Тема: ПЛОЩАДИ ВПИСАННЫХ И ОПИСАННЫХ МНОГОУГОЛЬНИКОВ
Задачи
Решение: Так как окружность описана около треугольника АВС, касается прямой СД, то С – точка касания. Следовательно, радиус, проведённый в точку касания перпендикулярен СД; по условию задачи диагональ АС перпендикулярна СД, отсюда следует, что АС – диаметр описанной окружности около ∆ АВС. Следовательно, <АВС и < СМА равны по 90°. АВСМ – прямоугольник, ВС = АМ = 8, СМ = √АМ*ДМ = 4.
S = (10 + 8)*4/2 = 9*4 = 36.
Ответ: 36.
∆ АВС, АС = СВ, < C = 30°,
АО = R = √2 - √3.
Найти: площадь треугольника.
О
Решение:
К
рис 21 Угол С = 30° - вписанный, тогда угол АСВ =60° - он
АВ = R, АК = 2√2 -√3. S∆ = 1/2AB*CK, CK = R + OK.
OK2 = R2 – AK2, OK2 = 16(2-√3) – 4(2-√3) = 12√2-√3, OK = 2√3(2-√3). CK = 4√2-√3 + +2√3(2-√3) = √2-√3*(4+2√3); итак, S∆ = ½*4√2-√3*√2-√3*(4+2√3) = 2(2-√3)*2(2+√3) = 4(4-3) = 4.
Ответ: 4.
Дано: ∆ СВD, СВ = ВD, СD = 16,
О – центр описанной окружности, R =10.
Найти: площадь ∆ ВОС.
Н О
Решение:
С D Из треугольника КОD, <К = 90°, ОD = 10,
КD = 8, тогда ОК=6.
Рис.22 Площадь треугольника СВD=1/2СD*BK,
где ВК = 10+6 = 16,
S∆CBD = ½*16*16 = 128. S∆COD = ½*16*6 = 48. Тогда S∆BOC = ½( 128-48) = 40.
Дано: ∆ АВС, АВ = ВС,
В О – центр описанной окружности,
r =4√6, ВМ : МD = 2:1.
Найти: площадь треугольника.
Решение:
S∆ABC = 1/2 AC*BD. ВМ : МD = 2:1, поэтому
К М DМ = 24√6, ВМ = 44√6, ВD = 64√6.
О Из треугольника ВКО, ВО = 54√6, ВК2 = ВО2 – ОК2,
ВК = √25√6 - √6 = 24√216. Пусть АК =АD = х
(свойство касательных), тогда из треугольника АВD
А D С находим АD: (24√216 +х)2 = (64√6)2 =х2, х = 3/4√6.
рис.23 АС = 6/4√6, S∆ = ½*6/4√6*64√6 = 18.
Ответ: 18.
Решение:
вписанный, а угол РОМ – центральный,
О следовательно угол РОМ = 90°.
В треугольнике РОМ МО =РО= √2.
М К S∆POM= 1/2МО*ОР, S∆POM = ½*√2*√2 = 1.
рис.24 Ответ: 1.
В М С Решение:
Так как окружность вписана в
четырёхугольник, то ВС + AD = AB + CD.
F P Этот четырёхугольник – равнобокая трапеция,
O значит BC + AD = 2FP.
Тогда АВ =СD = FP =5. ∆ АВК – прямоугольный, А D ВК = АВ*sinA; ВК = 5*0,8 = 4.
К SABCD = FP*BK =5*4 = 20.
рис.25
Ответ: 20.
Тогда высота ВК = 8, площадь трапеции равна 8*10 =80, так как m =АВ = 10.
Пусть АВ = h = х, тогда СD = 8-х, ( так как
a + b = c + d), по теореме Пифагора
(8-х)2 = х2 + 42, 64-16х + х2 = х2 + 16,
16х = 48, х = 3. Тогда S = (2 + 6)*3/2 = 12.
Ответ: 12.
А Н D
рис.26
Ответ: 6.
Для учителя:
15 12 2014
1 стр.
Новой формы аттестации за курс средней школы Единого Государственного Экзамена широкое использование приёмными комиссиями вузов геометрических задач в своих зкзаменационных материа
27 09 2014
1 стр.
Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для обучающихся 10 (11) класса, базируется на знаниях физической и экономической географии основной шко
11 09 2014
1 стр.
Цели занятия: познакомить учащихся с тем, какое место занимает планиметрия в Ким – ах по математике 2010 года. Дать рекомендации по подготовке оценить уровень трудности задач из пе
27 09 2014
1 стр.
Программа элективного курса «Медицинская география» предназначенная для учащихся 9 класса, рекомендуется для учащихся планирующих в будущем выбрать профессию медика
11 09 2014
1 стр.
Климина Марина Ивановна, занятие элективного курса в 9 классе Решение задач по теме “Функция”
15 09 2014
1 стр.
Особенно это относится к физике, химии, биологии и математике. Так, физические методы исследования широко используются при изучении живой природы, а своеобразие этого объекта вызыв
25 12 2014
1 стр.
Программа элективного курса по международному гуманитарному праву «Человек, останься человеком» составлена на основе требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательной
24 09 2014
1 стр.