Урок 10 класс ЕГЭ
Конспект занятия в 10 классе по теме:
«Подготовка по решению задач по планиметрии на ЕГЭ»
Цели занятия: познакомить учащихся с тем, какое место занимает планиметрия в Ким – ах по математике 2010 года. Дать рекомендации по подготовке оценить уровень трудности задач из первой и второй частей.
Сформулировать необходимые и достаточные условия для успешного решения задач ЕГЭ по планиметрии
Оборудование: справочные таблицы по геометрии, сборник для подготовки к ЕГЭ – 2010. Проектор мультимедиа, ноутбук, презентация, планы решения задачи С 4 из четвертого варианта сборника, журнал «Математика для школьников»№1, 2006 год демоверсия ЕГЭ -2010 по математике, первая страница сайта с обращением к школьникам.
Учитель:
Я не однажды приводила Вам слова Игоря Федоровича Шарыгина - замечательного педагога, преподавателя математики, автора многих книг по математике, учебников и учебных пособий, одно из которых показываю вам, о том, что геометрия – витамин для мозга. Они взяты из его статьи «Нужна ли геометрия в школе 21 века?», опубликованной в журнале «Математика в школе» №4 за 2004 год. В частности там говорится: «Для нормального интеллектуального развития необходима разнообразная интеллектуальная пища. Сегодня математика, особенно геометрия, является одним из немногих экологически чистых и полноценных продуктов, потребляемых в системе образования. Геометрия может и должна быть предметом, с помощью которого мы можем сбалансировать работу головного мозга, улучшить функциональное взаимодействие между «полушариями». Геометрия – витамин для мозга.
Согласитесь, что значение того, что происходит с нами тогда, когда мы решаем задачи по планиметрии, гораздо шире, чем просто подготовка к ЕГЭ. Решать их полезно вообще. Но сегодня речь именно о подготовке к ЕГЭ.
Так как занимаемся этим мы с первых дней сентября, пришла пора подвести определенный итог и составить план дальнейшей работы.
Посмотрим как представлены задачи по планиметрии в КИМ- ах версии 2010 года. Это три задачи: В4, В6, и С4.
Рассмотрим задачи В4 и в6 из демоверсии 2010 года.
В4: В АВС угол С = 90°АВ = 5, cos А = 0, 8. Найдите ВС.
(ученики решают устно, отвечают с места. Текст на слайде.)
В6: найдите площадь четырехугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см * 1 см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
(решают устно, отвечают с места. Текст задачи на слайде).
Делаем вывод: задачи просты, решать такие задачи можно самостоятельно.
На ЕГЭ их решают в черновике и ответ записывают в бланке ответов №1.
Ответ может быть либо целым числом, либо десятичной дробью. На бланке ответов №1 находим места для записи ответов в этих задачах.
Обращаю внимание не на то, что в октябре начал работу сайт (mathege.ru), где размещен открытый банк заданий для подготовке по математике к ЕГЭ – 2010. В КИМ-ах в первой части будут задачи именно из этого банка. На этом сайте есть обращения к школьникам, учителям и родителям. Прошу познакомить родителей с рекомендациями.
Более сложная задача по планиметрии содержится во второй части. Это задача С4. О ней поговорим позже.
Вообще, сами разработчики КИМ-ов, обращаясь к вам со страниц журнала «Математика для школьников в статье «Планиметрия на ЕГЭ» говорят следующее:
«Большинство планиметрических задач, предъявляемых на ЕГЭ, можно отнести к одной из следующих тем
-
треугольники;
-
четырехугольники;
-
окружности;
-
треугольник и окружность;
-
четырехугольник и окружность.
В задачах, относящихся в первой теме, требуется вычислить величины углов или отрезков (сторон, медиан, высот, биссектрис, а также их частей), площади треугольников.
Для решения этих задач требуется знать свойства треугольников различных видов, их медиан, высот и биссектрис, находить равные и подобные треугольники, уметь вычислить площади треугольников разными способами.
(Делаем вывод, что всё это уже повторили).
Тема «Четырехугольники» в КИМ-ах представлена задачами о параллелограмме (и его частных видах: ромбе, прямоугольнике и квадрате), а также задачами о трапеции.
Для их решения, кроме определений, признаков и свойств перечисленных фигур, могут быть полезны и некоторые сведения и приемы, встречающиеся в ходе решения задач, приведенных в этом журнале.
Все дополнительные сведения мы уже повторили. Учиться же будем методам и приемам решения задач (3 задачи в неделю).
А уже обладая опытом и всем перечисленным выше, можно браться за решение задач С4.
Ученики делают вывод, что для успешного решения достаточно сложной задачи по планиметрии нужно: 1) знание теории; 2) решить опорные задачи; 3) практиковаться в овладении методами и приемами.
Предлагаю составить план решения задачи из сборников, по подготовке к ЕГЭ – 2010. (С4 вариант 4).
В параллелограмме АВСД длины сторон АВ = а, ВС = в и угол ВАД = α. Найдите расстояние между центрами окружностей, описанных около ∆ВСД и ∆ДАВ.
Обсуждаем чертеж. Составляем план решения. Затем предлагаю решить её по плану. Для тех, кто все-таки испытывает затруднения, предлагаю готовую запись плана.
Выясняем, что возможен второй случай. На ЕГЭ решение такой задачи записывается полностью в бланке ответов №2.
Затем учащиеся решают её. Дома предлагаю рассмотреть второй случай.