МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИД РОССИИ
ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ
КАФЕДРА СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ
УТВЕРЖДАЮ
Декан Факультета политологии
А.Д. Воскресенский
“______”_______________ 2008 г.
ПРОГРАММА КУРСА
«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ»
для студентов 2 курса факультета Политологии МГИМО(У) МИД России,
отделение Мировой политики
Москва – 2008
Авторы раздела I: д.полит.н., зав.кафедрой Сравнительной политологии МГИМО(У) МИД России профессор Ильин М.В., доцент кафедры Сравнительной политологии Миронюк М.Г.
Авторы раздела II: д.полит.н., зав.кафедрой Сравнительной политологии МГИМО(У) МИД России профессор Ильин М.В., д.полит.н. профессор Хенкин С.М., к.полит.н. доцент Кудряшова И.В., к.полит.н., доцент кафедры Сравнительной политологии Миронюк М.Г.
Авторы благодарят за участие в подготовке программы преподавателя кафедры Сравнительной политологии, к.полит.н. Ваславского Я.И.
Рецензенты:
Утверждено на заседании кафедры Сравнительной политологии факультета Политологии МГИМО(У) МИД России
Протокол № __________________ от ______________________
© МГИМО(У) МИД России, 2008.
Раздел I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
-
Место курса в образовательной программе
Курс «Сравнительная политология» предназначен для студентов-политологов и международников.
Курс «Сравнительная политология» является важным источником получения знаний и навыков, необходимых для профессиональной деятельности политолога и международника. Этот курс позволит студентам освоить приемы и навыки политического анализа и интерпретации политических процессов и явлений в политических системах разного уровня.
Курс «Сравнительная политология» включает в себя:
-
теоретическую часть, в которой изложены методологические подходы к системному компаративному исследованию политических институтов и процессов, разворачивающихся в различных государствах и регионах;
-
сравнительно-эмпирическую часть, сфокусированную на выявлении общих и специфических черт в развитии политических систем, влиянии цивилизационных, политических, экономических, культурных и иных факторов на эти процессы.
Концептуальная новизна курса состоит в том, что анализ политических систем и явлений осуществляется в сравнительном контексте и по проблемному принципу – на основе выделения ведущих факторов в рамках процессов в том или ином регионе.
-
Цели и задачи курса
Основная цель курса «Сравнительная политология» – ознакомление студентов, обучающихся по программе подготовки «Политология» и «Международные отношения», с достижениями современной сравнительной политологии (компаративистики), а также с политическими традициями и особенностями устройства и функционирования политических институтов государств, представляющих различные политические традиции, для создания у студентов навыков самостоятельного анализа мировой политики на субнациональном и национальном уровнях, без которых невозможен полноценный анализ мировой политики на глобальном уровне.
В соответствии с назначением основных целей курса в ходе занятий должны быть решены следующие задачи:
-
дать общее представление о сравнительной политологии, о ее предмете и методе, об основных принципах, этапах развития и важнейших достижениях данной научной дисциплины;
-
продемонстрировать возможности политической компаративистики в понимании важнейших тенденций политического развития, мировой политики на всех уровнях ее развертывания – от глобального до субнационального;
-
дать общее представление о формировании и развитии современных политических систем и культур, особенностях устройства и функционирования политических институтов и процессов, разворачивающихся в регионах и цивилизационных ареалах мира.
1.3. Образовательные результаты курса
ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ |
Знание и понимание: сущности и особенностей современных мировых, национальных и субнациональных политических процессов
|
Образовательные методики (формы проведения занятий)
Лекции и практические занятия
|
|
Форма проверки знаний
Качество выполнения контрольных срезов; организационные и аналитические способности, выявленные в ходе практических занятий (семинаров).
|
КОМПЕТЕНЦИИ |
Аналитические компетенции
-
Способность к эффективному поиску информации в интернете, включая поисковые системы и базы данных
-
Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием
-
Навыки постоянного отслеживания передовых научных достижений в области своей специализации
-
Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде
-
Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика)
-
Способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретной задачи
-
Способность к самостоятельному расширению портфеля аналитических инструментов
-
Знание политической системы на глобальном, региональном и государственном уровне
-
Знание основных глобальных тенденций и учет их влияния на локальные институты
|
Образовательные методики (формы проведения занятий)
-
Лекционные занятия
-
Семинарские занятия (подготовка тезисов для дискуссий и презентаций к семинарам)
|
|
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
-
Активность на практических занятиях
-
Контрольные срезы
-
Результаты самостоятельной работы
|
Системные компетенции
-
Способность демонстрировать самостоятельное обучение
-
Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований
-
Способность учиться у других, заниматься самообразованием
-
Умение выбирать конкретные применения знаний и умений к анализу ситуации
-
Умение моделировать командную работу, вычленяя знания, необходимые для качественного анализа, и распределяя ответственность в их получении
-
Умение использовать на практике результаты научных исследований
|
Образовательные методики (формы проведения занятий)
-
Лекционные занятия
-
Семинарские занятия (подготовка тезисов для дискуссий и презентаций к семинарам)
|
|
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
Участие в практических занятиях (достаточность аргументации в дискуссиях, широта привлеченных источников при подготовке презентаций/самостоятельных работ)
|
Коммуникационные компетенции
-
Способность к работе с нормами и традициями других стран
-
Способность к эффективной презентации своего проекта или компании в рамках международных выставок и конференций
-
Способность к лингвострановедческому анализу
-
Способность к проведению научного исследования на иностранных языках
-
Способность к одинаковому пониманию темы, умение воспринять жаргон и терминологию
-
Способность к восприимчивости
-
Способность к тесным взаимоотношениям и частому общению
|
Образовательные методики (формы проведения занятий)
-
Лекционные занятия
-
Семинарские занятия (подготовка тезисов для дискуссий и презентаций к семинарам)
-
Внеаудиторное общение с преподавателями в ходе работы над исправлением ошибок в контрольных срезах и самостоятельных работах
-
Групповая форма обсуждения тем самостоятельных работ
|
|
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
-
Интенсивность и качество взаимодействия с преподавателем в ходе подготовки и написания самостоятельных работ.
-
Качество работы на практических занятиях.
-
Объем и качество контрольных срезов.
|
1.4. Критерии оценки знаний и компетенций
Оценка по курсу в течение трех семестров складывается из следующих оценок по разным видам работы студента в семестре:
Вид работы
|
Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы
|
Доля вида работы в итоговой оценке
|
Контрольный срез № 1
|
Аналитические, системные и коммуникационные.
|
20%
|
Контрольный срез № 2
|
Аналитические, системные и коммуникационные
|
20%
|
Контрольный срез № 3
|
Аналитические, системные и коммуникационные
|
20%
|
Работа на практических занятиях (семинарах)
|
Аналитические, системные, коммуникационные
|
40%
|
Итого
|
|
100%
|
следующая страница>