для направления 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра
Магистерская программа «Правовое обеспечение и защита бизнеса»
Автор программы:
Берзинь О.А., доктор юридических наук, профессор, E-mail: [email protected]
Одобрена на заседании кафедры уголовного права и
уголовного процесса
«___» ___________ 2012г.
Зав. кафедрой П.Н. Панченко
Рекомендована секцией УМС «Право»
«___» ____________ 2012г.
Председатель М.В. Клепоносова
Утверждена УМС НИУ ВШЭ Нижний Новгород
«___»_____________2012 г.
Председатель Петрухин Н.С.
Нижний Новгород, 2012
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900.68 «Юриспруденция, обучающихся по магистерской программе «Правовое обеспечение и защита бизнеса», изучающих дисциплину НИС «Анализ экономической эффективности права».
образовательной программой по дисциплине научно-исследовательский семинар «Анализ экономической эффективности права»» для высших учебных заведений по направлению 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра;
рабочим учебным планом университета по направлению 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра, утвержденном в 2012 г.
а) методологические основы научного знания, а также специфику методов научных исследований, используемых в юриспруденции
б) специфику юридической отрасли наук 12.00.00;
в) особенности и пределы научных исследований в рамках научных специальностей 12.00.01 – 12.00.15;
г) проблематику современной мировой юриспруденции;
д) практику выполнения научных работ по юридическим специальностям;
е) основы организации выполнения и оформления научно-исследовательских работ
ж) основные требования к написанию и защите курсовых и выпускных квалификационных работ студентов;
з) особенности научной этики и коммуникаций;
и) основы академического письма.
а) выявлять дискуссионные теоретические вопросы и актуальные практические задачи в области юриспруденции;
б) анализировать и обобщать практический опыт юридической деятельности, выявлять актуальные проблемы, которые отражают потребности практики и требуют дополнительного изучения;
в) формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;
г) выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
д) обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
е) вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
ж) представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
з) анализировать и проверять исходную и последующую доказательственную информацию;
Иметь навыки (приобрести опыт):
а) самостоятельной научной и исследовательской работы;
б) академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных статей;
в) ведения научных дискуссий, диспутов и обсуждений;
г) представления основных результатов научных работ;
д) определения учащимися сферы научного поиска, формулирования тем исследований;
е) организации поиска и первичного анализа информации и формирования базы литературных источников и эмпирического материала;
В результате освоения дисциплины магистр осваивает следующие компетенции:
Компетенция |
Код по ФГОС/ НИУ |
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) |
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста |
ОК-1 |
Знает методологические основы научного знания, а также специфику методов научных исследований, используемых в юриспруденции; знает особенности научной этики; владеет основами академического письма; |
Лекционный курс, семинарские занятия, решение практических задач |
Способность компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ |
ОК-3 |
Знает специфику юридической отрасли наук 12.00.00; практику выполнения научных работ по юридическим специальностям; умеет формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний; имеет навык самостоятельной научной и исследовательской работы |
Лекционный курс, семинарские занятия, самостоятельная работа |
Способность к деловому общению, ведению переговоров, взаимодействию с коллегами в профессиональном сообществе |
ОК-5 |
Знает особенности научной коммуникации; имеет навык ведения научных дискуссий, диспутов и обсуждений |
Лекционный курс, семинарские занятия, деловые игры, тренинги |
Способность оценивать результаты законодательной и правоприменительной практики |
ПК-7 |
Знает проблематику современной мировой юриспруденции; умеет анализировать и обобщать практический опыт юридической деятельности, выявлять актуальные проблемы, которые отражают потребности практики и требуют дополнительного изучения; имеет навыки организации поиска и первичного анализа информации и формирования базы литературных источников и эмпирического материала; |
Лекционный курс, семинарские занятия, самостоятельная работа |
Способность определять актуальные научные проблемы, изучение которых может обогатить юридическую науку |
ПК-15 |
Знает практику выполнения научных работ по юридическим специальностям; основы организации выполнения и оформления научно-исследовательских работ; умеет формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний; имеет навык академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных статей |
Лекционный курс, семинарские занятия, самостоятельная работа |
Способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методологическом уровне |
ПК-18 |
Знает основные требования к написанию и защите курсовых и выпускных квалификационных работ студентов; имеет навык определения учащимися сферы научного поиска, формулирования тем исследований |
Лекционный курс, семинарские занятия, самостоятельная работа |
Логика;
Искусство полемики;
Политология;
Общая и юридическая социология;
Социальная философия
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Знать основы формальной логики;
Иметь представление о методах ведения дискуссии;
Ориентироваться в основных философских течениях;
Знать структуру общества; уметь определять место науки в общественном развитии;
Знать специфические особенности языка делового общения; научной терминологии;
- ОНК-4: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
- ОНК-8: владение одним из иностранных языков на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа источников информации на иностранном языке
- ИК-1: владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
- СЛК-2: способность логически верно, аргументировано и ясно владеть устной и письменной речью;
- ПК-17: способность проводить научные исследования
Теория организации и организационное поведение;
№ |
Название раздела |
Всего часов |
Аудиторные часы |
Самостоятельная работа | |
Лекции |
Семинары |
| |||
1 |
Общие положения науки и классификация наук |
62 |
6 |
16 |
40 |
2 |
Научное исследование и его место в профессиональной деятельности студентов и выпускников юридических ВУЗов. |
66 |
6 |
16 |
44 |
3 |
Основы методологии научных исследований |
64 |
6 |
16 |
42 |
4 |
Методология научных исследований в юридических науках |
76 |
8 |
16 |
52 |
5 |
Основные этапы научного исследования |
74 |
6 |
16 |
52 |
|
Итого: |
342 |
32 |
80 |
230 |
Тип контроля |
Форма контроля |
1 год |
Параметры | |||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
| |
Текущий |
Эссе |
|
* |
|
|
3-4 тыс. слов |
Промежуточный |
Зачет |
|
* |
|
|
|
Итоговый |
Зачет |
|
|
|
* |
|
При подготовке эссе магистр должен продемонстрировать: умение работать с различными литературными источниками, грамотно формулировать проблему и предлагать комплекс мер, направленных на её решение, свободное владение юридической терминологией, навыками научного письма; умение делать самостоятельные выводы на основе анализа потока информации.
Отекущая1 = О эссе ;
О аудиторная =μ (О семинары);
О сам. работа = μ (О доклады + О конспекты );
О промежуточная 1 =0,8 × О накопленная 1 + 0,2 × О зачет1
О накопленная 2= 0,6 × О аудиторная + 0,4 × О сам. работа, где
О аудиторная =μ (О семинары);
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
На зачете магистр может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл.
В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине.
Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.
(лекции – 6 часов, семинары – 16 часов, самостоятельная работа – 40 часов)
Понятие науки и научного исследования. Основные цели и задачи науки. Классификация наук. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. Естественные науки и математика. Гуманитарные и социально-экономические науки. Технические науки. Сельскохозяйственные науки. Классификация наук по связи с практикой. Фундаментальные науки. Прикладные науки. Управление в сфере науки.
Мировое научное сообщество. Некоммерческие структуры и организации объединяющие ведущих ученых, занимающихся какой-либо проблемой (AAAS (www.aaas.org); WSEAS (www.worldses.org). Закрытые академические сообщества.
(лекции – 6 часов, семинары – 16 часов, самостоятельная работа – 44 часа)
Научное исследование как форма существования и развития науки и как основа академической карьеры. Ученые степени (кандидат наук, доктор наук). Ученые звания (доцент, профессор, член-корреспондент, академик). Должности ВУЗ (ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, зав. кафедрой, декан). Должности НИИ ( младший н.с., н.с, старший н.с., ведущий н.с., главный н.с.). Основные этапы академической карьеры. Бакалавриат. Магистратура. Аспирантура -> кандидат наук (Ph.D). Докторантура -> доктор наук (Ph.D). Роль коллективной работы при выполнении научных исследований.
Научное исследование и его место в профессиональной деятельности студентов и выпускников юридических ВУЗов. Фундаментальные и прикладные научные исследования. Уровни исследования: теоретический и эмпирический. Научное исследование в НИУ ВШЭ. Электронные ресурсы НИУ-ВШЭ (https://library.hse.ru). Участие в семинарах, конференциях, конкурсах научных исследований НИУ-ВШЭ. Международная научная школа «Современные проблемы интеллектуальных систем поддержки принятия решений» (www.dss-school.ru). Регулярное знакомство с анонсом мероприятий на сайтах НИУ ВШЭ и НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Участие в конкурсе научных работ НИУ ВШЭ – Нижний Новгород и НИУ ВШЭ. Участие в ежегодной сессии молодых ученых.
Возможности для студентов по интеграции в научное мировое сообщество. Роль социальных сетей в формировании научного сообщества. Основные характеристики научных социальных сетей: сходства и различия с социальными сетями общего профиля. Примеры существующих социальных сетей научного сообщества. Пользователи социальных сетей научного сообщества. Сервисы, предоставляемые социальными сетями научного сообщества.
Тема 3. Основы методологии научных исследований
(лекции – 6 часов, семинары – 16 часов, самостоятельная работа – 42 часа)
Понятие методологии научных исследований. Содержание методологии научных исследований. Понятие и классификация методов научных исследований. Общие и специальные методы научного познания. Методы теоретического научного исследования. Методы практического научного исследования.
Понятие объекта и предмета научного исследования. Актуальность научного исследования. Степень проработанности темы научного исследования. Цель и задачи научного исследования. Теоретическая и практическая значимость научного исследования. Методологическая, методическая и эмпирическая базы научного исследования. Практическая и теоретическая значимость научного исследования. Основные результаты научного исследования и их представление.
(лекции – 8 часов, семинары – 16 часов, самостоятельная работа – 52 часа)
Понятие отрасли наук и научных специальностей. Виды научных специальностей в юриспруденции. Паспорт специальности. Характеристика специальностей 12.00.01 – 12.00.15.
Определение объекта и предмета научного исследования в каждой из научных специальностей.
Формулирование тем научных исследований в каждой из научных специальностей.
Тема 5. Основные этапы научного исследования
(лекции – 6 часов, семинары – 16 часов, самостоятельная работа – 52 часа)
Основные этапы научного исследования. Выбор темы исследования. Определение актуальности и степени разработанности темы научного исследования. Поиск и отбор научных источников. Знакомство с научными источниками. Методы работы с источниками информации. Формирование программы исследования. Систематизация и обработка текстового материала. Обобщение и изложение материала. Формирование текста научной рукописи. Концептуализация исследования. Структурирование научной работы. Подведение итогов исследования. Подготовка заключения, обеспечение логической связности всего текста рукописи.
Основные требования к написанию и защите научно-исследовательских работ, в том числе курсовых и выпускных квалификационных работ студентов. Основы научной этики. Особенности научной коммуникации. Основы академического письма. Основные правила представления научно-исследовательских работ и защиты результатов научных исследований.
Основные характеристики научных социальных сетей: сходства и различия с социальными сетями общего профиля.
Примеры существующих социальных сетей научного сообщества
Научное исследование как форма существования и развития науки и как основа академической карьеры.
Роль коллективной работы при выполнении научных исследований.
Научное исследование и его место в профессиональной деятельности студентов и выпускников юридических ВУЗов.
Понятие и содержание методологии научных исследований.
Определение актуальности и степени разработанности темы научного юридического исследования
1. Понятие науки и научного исследования.
2. Основные цели и задачи науки.
3. Классификация наук.
4. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования.
5. Естественные науки и математика.
6. Гуманитарные и социально-экономические науки.
7. Технические науки.
8. Сельскохозяйственные науки.
9. Классификация наук по связи с практикой.
10. Фундаментальные науки.
11. Прикладные науки.
12. Управление в сфере науки.
13. Мировое научное сообщество.
14. Некоммерческие структуры и организации объединяющие ведущих ученых, занимающихся какой-либо проблемой (AAAS (www.aaas.org); WSEAS (www.worldses.org).
15. Закрытые академические сообщества.
16. Ученые степени (кандидат наук, доктор наук).
17. Ученые звания (доцент, профессор, член-корреспондент, академик).
18. Должности ВУЗ (ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, зав. кафедрой, декан).
19. Должности НИИ ( младший н.с., н.с, старший н.с., ведущий н.с., главный н.с.).
20. Основные этапы академической карьеры. Бакалавриат. Магистратура. Аспирантура -> кандидат наук (Ph.D). Докторантура -> доктор наук (Ph.D).
21. Фундаментальные и прикладные научные исследования.
22. Уровни исследования: теоретический и эмпирический.
23. Научные исследования в НИУ ВШЭ.
24. Электронные ресурсы НИУ ВШЭ (https://library.hse.ru).
25. Участие в семинарах, конференциях, конкурсах научных исследований ГУ-ВШЭ.
26. Международная научная школа «Современные проблемы интеллектуальных систем поддержки принятия решений» (www.dss-school.ru).
27. Регулярное знакомство с анонсом мероприятий на сайтах НИУ ВШЭ и НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.
28. Участие в конкурсе научных работ НИУ ВШЭ – Нижний Новгород и НИУ ВШЭ.
29. Возможности для студентов по интеграции в научное мировое сообщество.
30. Роль социальных сетей в формировании научного сообщества.
31. Примеры существующих социальных сетей научного сообщества.
32. Пользователи социальных сетей научного сообщества.
33. Сервисы, предоставляемые социальными сетями научного сообщества.
34. Понятие методологии научных исследований.
35. Содержание методологии научных исследований.
36. Понятие и классификация методов научных исследований.
37. Общие и специальные методы научного познания.
38. Методы теоретического научного исследования.
39. Методы практического научного исследования.
40. Понятие объекта и предмета научного исследования.
41. Актуальность научного исследования.
42. Степень проработанности темы научного исследования.
43. Цель и задачи научного исследования.
44. Теоретическая и практическая значимость научного исследования.
45. Методологическая, методическая и эмпирическая базы научного исследования.
46. Практическая и теоретическая значимость научного исследования.
47. Основные результаты научного исследования и их представление.
48. Понятие отрасли наук и научных специальностей.
49. Виды научных специальностей в юриспруденции.
50. Паспорта специальности.
51. Характеристика специальности 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве.
52. Характеристика специальности 12.00.02 Конституционное право; муниципальное право.
53. Характеристика специальности 12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право.
54. Характеристика специальности 12.00.05 Трудовое право; право социального обеспечения.
55. Характеристика специальности 12.00.06 Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право.
56. Характеристика специальности 12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.
57. Характеристика специальности 12.00.09 Уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельность.
58. Характеристика специальности 12.00.10 Международное право; Европейское право.
59. Характеристика специальности 12.00.11 Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности.
60. Характеристика специальности 12.00.14 Административное право, финансовое право, информационное право.
61. Характеристика специальности 12.00.15 Гражданский процесс; арбитражный процесс.
62. Определение объекта и предмета научного исследования в каждой из научных специальностей.
63. Формулирование тем научных исследований в каждой из научных специальностей.
64. Основные этапы научного исследования.
65. Выбор темы исследования.
66. Определение актуальности и степени разработанности темы научного исследования.
67. Поиск и подбор научных источников.
68. Знакомство с научными источниками.
69. Методы работы с источниками информации.
70. Формирование программы исследования.
71. Систематизация и обработка текстового материала.
72. Обобщение и изложение материала.
73. Формирование текста научной рукописи.
74. Концептуализация исследования.
75. Структурирование научной работы.
76. Подведение итогов исследования.
77. Подготовка заключения, обеспечение логической связности всего текста рукописи.
78. Основные требования к написанию и защите научно-исследовательских работ, в том числе курсовых и выпускных квалификационных работ студентов.
79. Основы научной этики.
80. Особенности научной коммуникации.
81. Основы академического письма.
СПС «Консультант плюс»
СПС «Гарант»
www.aaas.org
www.worldses.org
2. Видеофильмы;
09 09 2014
1 стр.
13 09 2014
1 стр.
09 10 2014
3 стр.
08 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.
06 10 2014
1 стр.
29 09 2014
6 стр.