Цель и задачи семинара
Цель научно-исследовательского семинара – выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы по основным разделам магистерской диссертации.
Основные задачи научно-исследовательского семинара:
-
Проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать направление и тему исследования.
-
Обучение студентов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ.
-
Обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов.
-
Выработка у студентов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов.
Конечная задача семинара – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, включить их в жизнь научного сообщества так, чтобы они смогли детально освоить технологию и «кухню» научно-исследовательской деятельности.
Порядок организации семинара
Научно-исследовательский семинар проводится в течение 2-5 модулей первого года обучения и 1-4 модулей второго года обучения. На протяжении всего этого периода он включает еженедельные аудиторные занятия по утвержденному расписанию и самостоятельную работу студентов. Соотношение часов аудиторных занятий и часов самостоятельной подготовки студентов в рамках НИС равняется 25 : 75. Данная пропорция обусловлена тем, что НИС требует повышенной доли самостоятельной работы студентов.
Часы НИС учитываются в учебной нагрузке преподавателей, проводящих занятия в соответствии с порядком, установленным в ГУ-ВШЭ.
Формы работы на семинаре
-
Проведение лекций и мастер-классов преподавателями
-
Проведение проектных семинаров
Схема организации семинара
Общая схема организации НИС представлена в табл. 1. Реализация отдельных форм не обязательно полностью совпадает с границами соответствующих модулей, однако приоритет в каждом модуле отдается именно указанным формам.
Таблица 1. Циклы подготовки магистерской диссертации и форм научно-исследовательского семинара
I год обучения
|
Модули
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
Подготовка магистерской диссертации
|
Выбор темы и построение общего плана курсовой работы
|
Подготовка и обсуждение проекта курсовой работы
|
Подготовка обзора научной и аналитической литературы
|
Подготовка и обсуждение курсовой работы
|
|
|
Формы НИС
|
Профориентационные лекции и мастер-классы преподавателей кафедры
Тема 1. Методические основы анализа эффективности ИТ
-
Математические методы в исследовании ИС
-
Система сбалансированных показателей и практические аспекты ее применения.
Тема 2. Методики управления ИТ-решениями и сервисами
-
Определение и управление уровнями обслуживания
-
Управление производительностью
-
Управление услугами сторонних организаций
-
Обеспечение непрерывности услуг
-
Управление конфигурацией
Тема 3. Практика ИТ-консалтинга
|
Проектный семинар
|
Занятия по написанию академических работ
|
Научно-редакторский клуб
|
В первый год обучения семинар начинается с профориентационных лекций, проводимых преимущественно преподавателями кафедр, которые делятся опытом своей собственной исследовательской работы, знакомят студентов с процедурами организации исследовательских проектов и с частью полученных результатов. Акцент делается, таким образом, на демонстрации образцов исследовательской и аналитической деятельности. Эта форма призвана помочь студентам выбрать тему курсовой работы (с прицелом на будущую магистерскую диссертацию) и сформировать первоначальный план этой работы к концу второго модуля.
Третий модуль посвящен подготовке студентами проектов курсовой работы общим объемом не более 5 стандартных страниц и групповому обсуждению этих проектов. Для этого организуются специальные проектные семинары по устоявшейся форме, в которой они проводятся в Лаборатории экономико-социологических исследований. На этом этапе студент должен окончательно определиться с характером и структурой курсовой работы. «Затяжка» с выбором темы и руководителя не ведет автоматически к незачету в случае, если студент активно участвует в работе семинара и находится в ситуации выбора из нескольких вариантов темы. Однако, если к концу 3-го модуля студент не имеет никаких вариантов темы и не выбрал научного руководителя, то это ведет к незачету. В этом случае студент обязан в течение первых двух недель 4-го модуля выбрать тему и руководителя, а также представить проект курсовой работы, чтобы быть допущенным к дальнейшему участию в семинаре.
В ходе четвертого модуля студенты приступают к написанию курсовой работы, состоящей в значительной или преобладающей степени из аналитического обзора имеющейся специальной академической и аналитической литературы. При анализе имеющихся материалов особое внимание уделяется теоретическим подходам и эмпирическим примерам исследования. Основным результатом анализа должен стать реферативный обзор. Этой работе способствуют занятия по правилам подготовки и написания академических работ, проводимые преподавателями кафедры.
Наконец, в течение пятого модуля студенты завершают написание курсовой работы и производится обсуждение первоначальных текстов этих работ. В этот период семинар работает в режиме научно-редакторского клуба, основная цель которого – помочь автору доработать первоначальный текст и привести его к окончательному виду. В ходе двух итоговых заседаний семинара проводится предзащита курсовых работ, основная цель которых – предварительная оценка работы.
Отчетность студентов по семинару
В качестве рубежного контроля предусматриваются дифференцированные зачеты по итогам каждых двух модулей. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.
Оценка студента за научно-исследовательский семинар формируется из оценки 1) текстов, к которых отражены разные этапы работы над курсовой и магистерской диссертацией, 2) студенческих презентаций , а также из 3) оценки участия студента в коллективных обсуждениях.
За 1-й год обучения студент обязан представить 3 текста:
-
проект курсовой работы (3-й модуль);
-
обзор научной литературы по теме – реферат (4-й модуль);
-
курсовую работу для прохождения предзащиты и получения итоговой оценки (5-й модуль).
Эти тексты должны являться результатом самостоятельной научно-исследовательской работы студентов, которую они ведут под руководством своих научных руководителей. На их основе студенты готовят презентации, с которыми выступают в ходе заседаний семинара.Научно-исследовательский семинар за 4 модуля первого года обучения обеспечивает 6 кредитов, а за 4 модуля второго года обучения – 12 кредитов. Удвоение кредитного веса НИС во второй год обучения связано с повышением его значимости для подготовки магистерской диссертации и удельного веса в учебном плане в связи с относительным уменьшением объема аудиторных занятий. Предполагается также, что в ходе второго года обучения больше внимания в рамках НИС будет уделяться презентациям самих студентов.
Курсовая работа и магистерская диссертация оцениваются отдельно от НИС и обеспечивают, соответственно, 6 и 24 кредитов.
Руководство семинаром
Кафедрой назначается руководитель научно-исследовательского семинара из числа ведущих профессоров. Руководитель осуществляет общую координацию деятельности кафедры по организации и проведению НИС.
Руководитель формирует и возглавляет Совет НИС из числа ведущих преподавателей кафедры. Совет НИС разрабатывает программу НИС, утверждает состав приглашаемых преподавателей и практиков, контролирует содержательное наполнение данного семинара и утверждает итоговые оценки студентам за работу в семинаре по представлению руководителя семинара.
Общая ответственность за проведение семинара возлагается на заведующего выпускающей кафедрой.