Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Цветоведение (рабочая программа по дисциплине «Цветоведение» для студентов 1 курса (ОЗО, ОДО) специальности 030800 «Учитель изобразительного искусства»)

Автор: Щетинина Надежда Александровна

Краткая аннотация:
Рабочая программа содержит научно-методическое обоснование дисциплины, перечень тем практических занятий и специальные аннотации к ним, контрольные вопросы, список научной литературы.
Дисциплина «Цветоведение» изучается на первом этапе профессиональной подготовки студентов и дает им конкретные знания о художественной выразительности цвета, создаваемой его физическими, химическими, пространственными и прочими свойствами совместно с особенностями восприятия.
Целью курса «Цветоведение» является расширение возможностей цветоощущения и совершенствование чувства цвета у студентов.

Основной задачей изучаемого курса является освоение методики цветоведческой грамоты: разработка колористического замысла в авторской коллекции костюма.

Знания, полученные студентами при изучении курса, должны быть использованы при овладении навыками по живописи, композиции костюма. И другим специальным дисциплинам.

Изучаемый курс «Цветоведение» становиться для студентов самостоятельным исследованием, ведущим к приобретению колористического опыта, который может быть использован в написании курсовых и дипломных работ.

На каждую лабораторную работу отводится 4 часа аудиторных занятий. Темы, требующие более четырехчасовой нагрузки, объединены в несколько лабораторных работ.

Дробить тему на разделы нецелесообразно, так как теряется целостность художественного восприятия.

Трудоемкость дисциплины



№ п/п

Курс, семестр

Распределение часов

ОДО

ОЗО

Ауд.

работа



Самост работа

Ауд.

работа



Самост работа







ОДО

ОЗО

1.

Курс 1, семестр 2

18




16






Тематический план курса


п/п


Название темы

Практические и семинарские занятия

(кол-во часов)



Индив. и самост. работы студ.

(кол-во часов)



Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8







ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО




I курс

2-й семестр





















1

Нахождение среднего серого визуальным делением крайних тонов.

2

2













2

Получение ахроматической шкалы методом деления крайних тонов.

2

2













3

Комбинаторика ахроматическая: нюансы сочетания 5 равноступенчатых тонов

2

2













4

Комбинаторика ахроматическая: контрастные сочетания 6 тонов.

2

2













5

Ахроматические фразы: психологическая характеристика гаммы по диапазонам светлоты («вялость, усталость»)

2

2













6

Ахроматические фразы: Психологическая характеристика гаммы по диапазонам светлоты («Легкость, прозрачность, ясность»)

2

2













7

Ахроматические фразы: психологическая характеристика гаммы по диапазонам светлоты («Спокойствие, безмятежность, возвышенность чувств»)

2
















8

Ахроматические фразы: психологическая характеристика гаммы по диапазонам светлоты («Энергия, устремленность»)

2

2













9

Основные группы цветов

2

2
















Итого

18

16







Зачёт

Зачёт


Содержание дисциплины 1 курс 2 семестр
1 НАХОЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО СЕРОГО ВИЗУАЛЬНЫМ ДЕЛЕНИЕМ КРАЙНИХ ТОНОВ.
1. Цель лабораторной работы: научить студентов визуальному определению и выполнению выкрасок средне-серого тона в ахроматической клавиатуре из 9 тонов.

Методические указания

2.1. Смешивая белила и черную краску, постараемся образовать тон, который покажется нам зрительной серединой между ними. Выкрасим этим тоном небольшую площадь бумаги и после высыхания проверим правильность тона. Для этого на серую выкраску наложим белый и черный квадраты. Белое и черное одинаково заметны на средне-сером фоне, поэтому, если средний тон подобран точно, он не будет казаться ближе ни к черному, ни к белому. Его среднее положение четко видно на глаз в таком сопоставлении.

2.2. Средний серый тон не содержит в себе никаких качеств, которыми мы характеризуем другие тона, и поэтому не оказывает никакого влияния на средний цвет. Тем самым он служит идеальным фоном.

3 Инструменты и материалы

3.1 Инструменты и материалы для всех лабораторных работ остаются неизменными, поэтому в последующих описаниях лабораторных работ данный пункт будет «опускаться».

Бумага формат А4, карандаш, гуашь, ластик, ножницы, клей ПВА, кисти для акварели, валик.

4 Порядок выполнения работы

4.1 Начать работу следует с выкраски средне-серого тона. Определение данного тона производится визуально путем сопоставления с крайними тонами белым и черным. Следует помнить, что практически невозможно получить средний тон соединением равных частей белой и черной краски из-за большой химической активности одной из них (черной).

4.2 Величина выкрасок не должна быть большой. Площадь выкрасок равна 15х20 см². По краям этой площади оставить незакрашенные края в2 – 2,5 см, чтобы выкраска не коробилась.

5 Содержание отчета

5.1 В отчет должны быть включены варианты выкраски среднего серого тона, размер 15х20 см².

5.2 Наиболее удачную выкраску оформить на формате А4.

2 ПОЛУЧЕНИЕ АХРОМАТИЧЕСКОЙ ШКАЛЫ МЕТОДОМ ДЕЛЕНИЯ КРАЙНИХ ТОНОВ.



1 Цель лабораторной работы

1.1 Научить студентов составлять ахроматическую клавиатуру из 9 тонов.



2 Методические указания

2.1 Шкала должна быть выполнена очень тщательно в отношении равномерности тональных переходов. Все ступени должны быть равными по зрительному ощущению. На глаз хорошо видно, если одни из переходов окажутся более резкими, чем другие. Особенно следует следить за тем, чтобы пятая ступень шкалы была точной зрительной серединой между белым и черным.



3 Порядок выполнения работы

3.1 Освоив способ первой лабораторной работы, можно получить средний тон между белым и вторым производным серым, за тем между вторым производным серым и средне-серым и т.д. Ведя таким образом работу составляют равноступенчатые переходы от белого к черному в 7 промежуточных градаций.

3.2 Выполнив выкраски всех переходных тонов и исходного белого и черного в чистом виде, нужно вырезать их в форме квадратов (сторона 25 мм) и наклеить, построив в ряд. Первым идет чисто белый квадрат, далее тона располагаются последовательно по степени возрастания черноты от белого, лежащего слева, до черного, помещенного справа. Чисто черный квадрат завершает ряд.

4 Содержание отчета

4.1 В отчет должны быть включены все ступени ахроматической шкалы из 9 тонов, размер каждого тона – квадрат со стороной 25мм.

4.2 Работа оформляется на формате А4.
3 КОМБИНАТОРИКА АХРОМАТИЧЕСКАЯ: НЮАНСЫ СОЧЕТАНИЯ 5 РАВНОСТУПЕНЧАТЫХ ТОНОВ
1 Цель лабораторной работы

1.1 Научить студентов составлять нюансные сочетания тонов в ахроматической гамме.



2 Методические указания

2.1 При выполнении этих комбинаторик необходимо брать не любые тона, но только те, которые относятся к нюансным тонам. Возможность комбинаторики в таких ограниченных условиях невелика, размерные соотношения квадрата и круга следует брать: 25 мм – сторона квадрата: 16,6мм – диаметр круга.



3 Порядок выполнения работы

3.1 Выберем любой участок шкалы в 5 ступеней. Будем сочетать их в комбинаторике так, чтобы рядом оказались только тона, соседние по шкале. В целом диапазон использованных тонов достаточно широк, но равноступенчатость переходов сделает комбинаторику плавной и обеспечит мягкие переливы тона.



4 Содержание отчета

4.1 В отчет должны быть включены:

а) вариант хроматической мозаики из квадратов и кружков в соотношении 4х4;

б) композиционное решение мозаики на формате А4.


4 КОМБИНАТОРИКА АХРОМАТИЧЕСКАЯ: КОНТРАСТНЫЕ СОЧЕТАНИЯ 6 ТОНОВ.
1 Цель лабораторной работы

1.1 Научить студентов составлять контрастные сочетания 6 ахроматических тонов.



2 Методические указания

2.1 Для комбинаторики нужно взять из лабораторной работы № 2 по три крайних тональности, включая белое и черное. Для сочетания использовать тона, наиболее отдаленные друг от друга по шкале.

2.2 Выбрать неповторяющиеся сочетания квадратов и кружков.

3 Порядок выполнения работы

3.1 Взять из шкалы, составленной в лабораторной работе № 2, три крайние тональности.

3.2 Для комбинаторики следует выбрать неповторяющиеся сочетания кружков и квадратов.

4 Содержание отчета

4.1 В отчет должны быть включены:

а) варианты контрастной ахроматической комбинаторики из квадратов и кружков. Размеры квадрата 25х25 мм, диаметр кружка – 16,6 мм;

б) оформить два вида комбинаторики на формате А 4.

5 АХРОМАТИЧЕСКИЕ ФРАЗЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАММЫ ПО ДИАПАЗОНАМ СВЕТЛОТЫ («ВЯЛОСТЬ, УСТАЛОСТЬ»)
1 Цель лабораторной работы

1.1 Уловить специфику воздействия тонов, выявить их психологическую характеристику с перспективой использования при разработке эскизов моделей одежды.



2 Методические указания

2.1 По первому впечатлению ахроматическая гамма ассоциируется у студентов с печальными чувствами. От участия в ней черного цвета они дают гамме такие характеристики: горе, сомнение, одиночество.

2.2 При более внимательном рассмотрении выявляются такие психологические свойства:

а) серые тона, близкие к среднему в нюансном сочетании – вялость, усталость;

б) светлый диапазон ахроматической шкалы вызывает ощущение легкости, прозрачности, ясности;

в) очень светлые нюансы можно оценить как спокойствие, безмятежность, возвышенность чувств;

г) контрастные сочетания с наличием белого могут выразить состояние энергии, устремленности.

3 Порядок выполнения работы

3.1 Выберите нужную вам группу тонов из шкалы ахроматической гаммы и разыграйте ее на площади 5х5 квадратов (размер квадрата 25х25 мм), усиливая их сочетания акцентами из кружков (диаметр кружка 16,6 мм).



4 Содержание отчета

4.1 В отчет должны войти композиционные поиски: 1 лист формата А4, на котором закомпоновано по 2 комбинаторики на заданную тему.


6 АХРОМАТИЧЕСКИЕ ФРАЗЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАММЫ ПО ДИАПАЗОНАМ СВЕТЛОТЫ («ЛЕГКОСТЬ, ПРОЗРАЧНОСТЬ, ЯСНОСТЬ»)
Цель лабораторной работы, методические указания, порядок выполнения работы, содержание отчета и литература полностью соответствует лабораторной работе № 5.
7 АХРОМАТИЧЕСКИЕ ФРАЗЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАММЫ ПО ДИАПАЗОНАМ СВЕТЛОТЫ («СПОКОЙСТВИЕ, БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ, ВОЗВЫШЕННОСТЬ ЧУВСТВ»)
Цель лабораторной работы, методические указания, порядок выполнения работы, содержание отчета и литература полностью соответствует лабораторной работе № 5.
8 АХРОМАТИЧЕСКИЕ ФРАЗЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАММЫ ПО ДИАПАЗОНАМ СВЕТЛОТЫ («ЭНЕРГИЯ, УСТРЕМЛЕННОСТЬ»)
Цель лабораторной работы, методические указания, порядок выполнения работы, содержание отчета и литература полностью соответствует лабораторной работе № 5.
9 ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЦВЕТОВ
1 Цель лабораторной работы

1.1 Выявить основную группу цветов и подыскать 4 оттенка для каждой группы.



2 Методические указания

2.1 В лабораторной работе можно использовать цветную фабричную бумагу так же, как и выкраски, но не следует брать белесых или темных тонов.

2.2 В данной работе выделить 8 основных групп цветов:

1) пурпуровые; 5) зеленые;

2) красные; 6) голубые;

3) оранжевые; 7) синие;

4) желтые; 8) фиолетовые.
3 Порядок выполнения работы

3.1 Для каждой указанной выше группы (8 групп цветов) необходимо подыскать 4 оттенка. Два оттенка вырезать в форме квадрата, два других – в форме кружка. Квадраты поместить рядом по вертикали и покрыть кружками. Расположить все группы последовательно, с некоторым интервалом друг от друга.

3.2 Эту работу следует делать на сером фоне.

4 Содержание отчета

4.1 На формате А4 в форме кружочка (диаметр 16,6 мм) выклеить 8 основных групп цветов. Для каждой группы цветов подобрать 4 оттенка (два в форме квадрата, сторона 25мм) и два в форме кружка.

4.2 Композиционная подача выбирается произвольно. Задание выполняется на сером фоне.

Контрольные вопросы к зачету

Нахождение среднего серого визуальным делением крайних тонов.



  1. Получение ахроматической шкалы методом деления крайних тонов.

  2. Комбинаторика ахроматическая: нюансы сочетания 5 равноступенчатых тонов.

  3. Комбинаторика ахроматическая: контрастные сочетания 6 тонов.

  4. Ахроматические фразы: психологическая характеристика гаммы по диапазонам светлоты («вялость, усталость»).

  5. Ахроматические фразы: психологическая характеристика гаммы по диапазонам светлоты («легкость, прозрачность, ясность»).

  6. Ахроматические фразы: психологическая характеристика гаммы по диапазонам светлоты («спокойствие, безмятежность, возвышенность чувств»)

  7. Ахроматические фразы: психологическая характеристика гаммы по диапазонам светлоты («энергия, устремленность»)

  8. Основные группы цветов

Рекомендуемая литература:

Основная литература



  1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. – М.: Мир, 1982.- 181с.

  2. Артюнин Л.Ф. Цветоведение. – М.: Наука, 1982.- 128с.

  3. Брилл Т. Свет: воздействие на произведения искусств.- М.: Мир, 1983. – 307с.

  4. Вавилов с.и. Глаз и солнце. – М.: Наука, 1982. – 128с.

  5. Миронова Л.Н. Цветоведение. Учебное пособие. – Минск.: Высшая школа, 1984. – 286с.

Дополнительная литература




  1. Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Беседы о преломлении света.- М.: Наука, 1982.- 176с.

  2. Фадеев Г.Н. Химия и цвет. – М.: Просвещение, 1983. – 160с.

  3. Фрилинг Г. Ауэр К. Человек – цвет – пространство. – М.: Стройиздат, 1973. – 177с.

  4. Цойгнер Г. Учение о цвете. – М.: Стройиздат, 1971. – 158с.

  5. Фадеев Г.Н. Химия и цвет. – М.: Просвещение. 1983.-160с.

  6. Шугаев В.М. Орнамент на ткани. – М.: Легкая индустрия, 1969. – 87 с.


Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины


  1. Аудитория (столы).

  2. Бумага, карандаши, краски (акварель, гуашь).

  3. Наглядные пособия (таблицы, электронный вариант).




Программа по дисциплине «Цветоведение» для студентов 1 курса (озо, одо) специальности 030800 «Учитель изобразительного искусства»

Цветоведение рабочая программа по дисциплине «Цветоведение» для студентов 1 курса

141.01kb.

14 12 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»

Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности 0506

632.96kb.

09 10 2014
3 стр.


Программа учебного курса проф. В. П. Яйленко. Введение. З адачи курса. Периодизация изобразительного искусства древности

Востока и Европы, изучение которых составляет костяк фактологии курса. Студенты усваивают периодизацию истории изобразительного искусства древнего мира и получают представление об

301.15kb.

09 09 2014
1 стр.


Программа дисциплины «История изобразительного искусства»

Подготовить студентов к самостоятельному освоению художественного наследия изобразительного искусства

494.56kb.

25 12 2014
3 стр.


Урок изобразительного искусства в 7 классе Тема урока: Библейские темы в изобразительном искусстве. Учитель изобразительного искусства Малюкова Елена Александровна

Ц е л и: создать условия для формирования у учащихся умений анализировать произведения великих художников выполненных в религиозно-мифологическом жанре

144.24kb.

02 10 2014
1 стр.


Программа учебной дисциплины «Практический курс основного иностранного языка» для специальности 050303 «Иностранный язык»

Программа предназначена для студентов 4 курса (7-8 семестры) и рассчитана на подготовку специалистов в соответствии с квалификацией «учитель иностранного языка в полной средней шко

152.86kb.

25 12 2014
1 стр.


Программа курса для специальности ╧ 020600 √ Культурология

Курс лекций и семинарских занятий по социологии культуры является базовым и предназначен для студентов 4 курса факультета культур и искусств, обучающихся по специальности ⌠культуро

656.02kb.

14 09 2014
4 стр.


Перечень вопросов для студентов 3 курса по специальности «Общая медицина» по дисциплине Эпидемиология
167.2kb.

11 09 2014
1 стр.