ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра французского языка
Программа учебной дисциплины
«Практический курс основного иностранного языка»
для специальности – 050303 «Иностранный язык»
Составитель:
к.ф.н., доц. Нукалова В.И.
Воронеж - 2006
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для студентов 4 курса (7-8 семестры) и рассчитана на подготовку специалистов в соответствии с квалификацией «учитель иностранного языка в полной средней школе».
Целью обучения является дальнейшее формирование коммуникативной компетенции студентов, которая включает три компонента:
1) образовательный: формирование навыков устной и письменной речи;
2) развивающий: развитие способностей к личностному и профессиональному самоопределению;
3) воспитательный: воспитание способности и готовности к самообразованию с помощью иностранного языка в разных областях.
На данном этапе задачи обучения основываются на наличии у студентов основных знаний, умений и навыков владения иностранным языком, т.е. базового уровня обученности по французскому языку, определенного государственным стандартом и обязательного для всех обучающихся.
Компетенции. В процессе изучения практического курса основного иностранного языка на 4 курсе у студентов должны быть сформированы следующие компетенции:
1) лингвистическая компетенция:
- углубление и систематизация теоретических знаний, полученных на 1-3 курсах;
- дальнейшее совершенствование навыков владения языком как средством общения;
- знание законов формирования речевого смысла: понимание и оценка речи других и умение довести до понимания других свою речь;
- пополнение словарного запаса за счет общеупотребительных, эмоционально-оценочных, разговорных лексических единиц;
2) социокультурная компетенция:
- углубление лингвострановедческих и страноведческих знаний о стране изучаемого языка (науке, культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях) за счет новой тематики и проблематики речевого общения;
- расширение объема знаний о правилах и нормах речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка;
3) компенсаторная компетенция:
- расширение объема умений в использовании имеющегося иноязычного речевого опыта для преодоления трудностей общения при дефиците языковых средств;
- развитие умений прогнозировать содержание текста по предварительной информации (заголовку, началу);
- совершенствование умений понимать неизученные языковые явления на основе лингвистической и контекстуальной догадки;
4) учебно-познавательная компетенция:
- умение проникнуть в глубинный смысл текста и извлечь из него максимум потенциально содержащейся информации;
- адекватное осмысление идейной и эстетической ценности прочитанного/увиденного/услышанного;
- интерпретация лингвистических и культурологических фактов в тексте;
- умение пользоваться словарями различных типов, современными информационными технологиями.
Требования по видам речевой деятельности
Говорение
Монологическая речь
Студент должен уметь делать краткий/детальный пересказ незнакомого прочитанного/услышанного текста (в оригинале) (в том числе пересказ с творческим заданием); представить подготовленное/спонтанное высказывание по предложенной ситуации в рамках изученных тем; передать основное содержание публицистической статьи; подготовить сообщение/доклад о творчестве автора произведения. По проблемам устной тематики; сделать интерпретацию текста и выявить функциональные аспекты языковых единиц, составляющих текст.
Диалогическая речь
Студент должен уметь участвовать в подготовленной/неподготовленной беседе по устной тематике, по произведениям, рекомендуемым для домашнего чтения; принимать участие в обсуждении статей, книг, фильмов и т.д.; составлять фрагменты урока с выходом в ролевые игры.
Чтение
Студент должен уметь читать оригинальную общественно-политическую литературу; владеть навыками лексического анализа с элементами интерпретации; иметь широкий словарный запас (4200-4500 лексических единиц), включающий общеупотребительные слова и выражения, элементы разговорного и фамильярного регистров речи.
Письмо
Студент должен уметь писать диктанты, лексико-грамматические контрольные работы, изложения с творческим заданием, сочинения в рамках изучаемой тематики; излагать в письменном виде содержание прочитанного/услышанного/увиденного; осуществлять коррекцию предложенного текста.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем
|
Всего часов в трудоемкости
|
Практические
занятия
|
СРС
|
Аналитическое чтение: Флобер Г. «Мадам Бовари»
Домашнее чтение: Флобер Г. «Мадам Бовари»
Устная тема: Кино
|
12
|
4
2
2
|
4
|
Аналитическое чтение: Флобер Г. «Мадам Бовари»
Домашнее чтение: Флобер Г. «Мадам Бовари»
Устная тема: Кино
|
12
|
4
2
2
|
4
|
Аналитическое чтение: Флобер Г. «Мадам Бовари»
Домашнее чтение: Флобер Г. «Мадам Бовари»
Устная тема: Кино
|
12
|
4
2
2
|
4
|
Аналитическое чтение: Флобер Г. «Мадам Бовари»
Домашнее чтение: Флобер Г. «Мадам Бовари»
Устная тема: Кино
|
12
|
4
2
2
|
4
|
Аналитическое чтение: Флобер Г. «Мадам Бовари»
Домашнее чтение: Флобер Г. «Мадам Бовари»
Устная тема: Кино
|
12
|
4
2
2
|
4
|
Аналитическое чтение: Флобер Г. «Мадам Бовари»
Домашнее чтение: Флобер Г. «Мадам Бовари»
Устная тема: Кино
|
12
|
4
2
2
|
4
|
Аналитическое чтение А. Франс «Преступление Сильвестра Бонара»
Домашнее чтение: А. Франс «Преступление Сильвестра Бонара» Устная тема: Кино
|
14
|
4
2
2
|
6
|
Аналитическое чтение А. Франс «Преступление Сильвестра Бонара»
Домашнее чтение: А. Франс «Преступление Сильвестра Бонара» Устная тема: Кино
|
14
|
4
2
2
|
6
|
Аналитическое чтение А. Франс «Преступление Сильвестра Бонара»
Домашнее чтение: А. Франс «Преступление Сильвестра Бонара» Устная тема: Театр
|
12
|
4
2
2
|
4
|
Аналитическое чтение А. Франс «Преступление Сильвестра Бонара»
Домашнее чтение: А. Франс «Преступление Сильвестра Бонара» Устная тема: Театр
|
12
|
4
2
2
|
4
|
Аналитическое чтение А. Франс «Преступление Сильвестра Бонара»
Домашнее чтение: А. Франс «Преступление Сильвестра Бонара» Устная тема: Театр
|
16
|
4
2
2
|
8
|
Аналитическое чтение: Калеф Н. «Лифт на эшафот»
Домашнее чтение Калеф Н. «Лифт на эшафот»
Устная тема: Французская молодежь
|
14
|
4
2
2
|
6
|
Аналитическое чтение: Калеф Н. «Лифт на эшафот»
Домашнее чтение Калеф Н. «Лифт на эшафот»
Устная тема: Французская молодежь
|
14
|
4
2
2
|
6
|
Аналитическое чтение: Калеф Н. «Лифт на эшафот»
Домашнее чтение Калеф Н. «Лифт на эшафот»
Устная тема: Французская молодежь
|
14
|
4
2
2
|
6
|
Аналитическое чтение: Калеф Н. «Лифт на эшафот»
Домашнее чтение Калеф Н. «Лифт на эшафот»
Устная тема: Французская молодежь
|
14
|
4
2
2
|
6
|
Аналитическое чтение: Калеф Н. «Лифт на эшафот»
Домашнее чтение Калеф Н. «Лифт на эшафот»
Устная тема: Французская молодежь
|
14
|
2
2
4
|
6
|
Аналитическое чтение: Буало П., Нарсежак Т. «Лица в тени»
Домашнее чтение: Буало П., Нарсежак Т. «Лица в тени»
Устная тема: Живопись
|
12
|
4
2
2
|
4
|
Аналитическое чтение: Буало П., Нарсежак Т. «Лица в тени»
Домашнее чтение: Буало П., Нарсежак Т. «Лица в тени»
Устная тема: Живопись
|
12
|
4
2
2
|
4
|
Аналитическое чтение: Буало П., Нарсежак Т. «Лица в тени»
Домашнее чтение: Буало П., Нарсежак Т. «Лица в тени»
Устная тема: Живопись
|
12
|
4
2
2
|
4
|
Аналитическое чтение: Буало П., Нарсежак Т. «Лица в тени»
Домашнее чтение: Буало П., Нарсежак Т. «Лица в тени»
Устная тема: Живопись
|
12
|
4
2
2
|
4
|
Аналитическое чтение: Буало П., Нарсежак Т. «Лица в тени»
Домашнее чтение: Буало П., Нарсежак Т. «Лица в тени»
Устная тема: Живопись
|
14
|
4
2
2
|
6
|
Аналитическое чтение: Мериме П. «Новеллы»
Домашнее чтение: Мериме П. «Новеллы»
Устная тема: Охрана окружающей среды
|
12
|
4
2
2
|
4
|
Аналитическое чтение: Мериме П. «Новеллы»
Домашнее чтение: Мериме П. «Новеллы»
Устная тема: Охрана окружающей среды
|
12
|
4
2
2
|
4
|
Аналитическое чтение: Мериме П. «Новеллы»
Домашнее чтение: Мериме П. «Новеллы»
Устная тема: Охрана окружающей среды
|
13
|
4
2
3
|
4
|
Аналитическое чтение: Мериме П. «Новеллы»
Домашнее чтение: Мериме П. «Новеллы»
Устная тема: Охрана окружающей среды
|
14
|
4
2
2
|
6
|
Аналитическое чтение: Мериме П. «Новеллы»
Домашнее чтение: Мериме П. «Новеллы»
Устная тема: Охрана окружающей среды
|
14
|
4
2
2
|
6
|
Аналитическое чтение: Сименон Ж. «Дело Сен-Фиакр»
Домашнее чтение: Сименон Ж. «Дело Сен-Фиакр»
Устная тема: Семья. Социальная защита
|
13
|
4
2
3
|
4
|
Аналитическое чтение: Сименон Ж. «Дело Сен-Фиакр»
Домашнее чтение: Сименон Ж. «Дело Сен-Фиакр»
Устная тема: Семья. Социальная защита
|
13
|
4
2
3
|
4
|
Аналитическое чтение: Сименон Ж. «Дело Сен-Фиакр»
Домашнее чтение: Сименон Ж. «Дело Сен-Фиакр»
Устная тема: Семья. Социальная защита
|
14
|
4
2
4
|
4
|
Аналитическое чтение: Сименон Ж. «Дело Сен-Фиакр»
Домашнее чтение: Сименон Ж. «Дело Сен-Фиакр»
Устная тема: Семья. Социальная защита
|
17
|
4
4
4
|
5
|
ИТОГО:
|
406
|
257
|
149
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основной:
1. Буало П. Лица в тени / П. Буало, Т. Нарсежак. – М., 1984.
2. Гак В.Г. Теоретическая грамматика французского языка / В.Г. Гак. – М., 2000.
3. Калеф Н. Лифт на эшафот / Н. Калеф. – М., 1987.
4. Филимонова И.Л. Аналитическое чтение / И.Л. Филимонова, Е.Ю. Юрьева. – М., 1982.
5. Флобер Г. Госпожа Бовари / Г. Флобер. – М., 1980.
6. Франс А. Преступление Сильвестра Бонара / А. Франс. – М., 1974.
Дополнительный:
1. Веденина Л.С. Франция, французы, французский язык: Справочное пособие по лингвострановедению / Л.С. Веденина. – М. : Просвещение, 2001.
2. Карамышева Т.В. Слово и живопись. Французский язык: Пособие для студ-тов фак-тов иностр. яз. Серия: Изучаем иностранные языки / Т.В. Карамышева, Е.С. Драницына. – СПб. : Изд-во Союз, 2000.
3. Тетенькина Т.Ю. Открываем Францию / Т.Ю. Тетенькина. – Минск : Высшая школа, 1977.
4. Courtillon J. Libre échange / J. Courtillon. – Paris : Hatier/Didier, 1991.
5. Girardet J. Le Nouveau sans frontière 4 : Art, culture, littérature / J. Girardet. – Paris : CZE International, 1993.
КОНТРОЛЬ
7 семестр – зачет
Требования к зачету
-
написание лексико-грамматической контрольной работы (по материалам аналитического чтения);
-
представление (в устной форме) проблем домашнего чтения.
8 семестр – экзамен
Требования к экзамену
-
лексико-стилистический анализ художественного текста (отрывок из изученных произведений);
-
развитие проблематики устных тем.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Аудиторная работа
Центральное место в обучении отводится семантике текста. Это объясняется тем, что обучение ведется в значительной мере на литературном материале. Отсюда возникает необходимость знаний и методики анализа художественных произведений, в первую очередь, прозаических.
Продолжается обучение анализу стиля художественных литературных произведений французских авторов 19-20 вв. Этот анализ предполагает инвентаризацию выразительных средств, использованных в тексте и рассмотрение текста как коммуникативно-экспрессивной единицы языка с точки зрения отбора и комбинирования языкового материала для выражения определенных идей, намерений автора. В ходе анализа выявляется взаимодействие всех средств художественного изображения.
В рамках социально-бытовой, социально-культурной, учебно-трудовой сфер общения предусматривается изучение ряда тем по устной практике:
1) Кино. Достижения французского кино.
2) Драматическое искусство. Театр.
3) Молодежь Франции. Проблемы образования.
4) Живопись.
5) Охрана окружающей среды.
6) Семья. Формы социальной защиты.
Самостоятельная работа
На самостоятельную работу выносятся:
- чтение художественной литературы;
- письменное комментирование прочитанного;
- написание сочинений;
- написание рефератов по проблематике устных тем;
- работа со справочной литературой.
СПИСОК АДРЕСОВ В ИНТЕРНЕТЕ
www.class.csupomona.edu/efl\french308/fetes.html
www.mavicanet.com/directory/fra/6265.html
www.france_pittoresque.com
www.dade.k12.fl.us/sunsete/mclark/les_cm101.html
www.musee_rodin.fr
www.louvre.fr
www.cityvox.com
www.lemonde.fr
www.lefigaro.fr
www.transports.equipement.gouvr.fr
www.environnement.gouvr.fr
www.ademe.fr
www.pronature.com
www.terre-net.fr
www.effet-de-serre.gouvr.fr
www.ser.inseo.com
www.francite.ru
www.fdlm.org
www.cafepedagogique.net
www.lexilogos.com
www.wikipedia.fr
www.francparler.org
www.aucland.fr/voyage/
www.houra.fr.
www.mappy.fr
www.francparler.org/dossier/blogs.htm
www.francomania.ru
www.edufrance.ru