Образовательная программа «Национально-региональный компонент культуры в контексте культуры народов России»
Руководитель образовательной программы:
Белова Е.Б., ведущий научный сотрудник Учебно-научного института развития образования УдГУ
Научный руководитель:
Белова Е.Б., ведущий научный сотрудник Учебно-научного института развития образования УдГУ
Авторский коллектив:
Шудегов А.Е., приложение 1 «Программа по курсу этнографии», соавтор приложения 2 «Технология и этнография»
Князев С.С., соавтор приложения 2 «Технология и этнография»
Красильникова О.Г., приложение 4 «Развитие познавательных способностей учащихся через историческое моделирование для 5-8 классов»
Козлова Н.Т., Черкашина Е.А., Егорова Е.В., приложение 5 «Краеведение с основами этнографии»
Белова Е.Б., приложение 6 «Учебная программа по финскому языку»
Макарова О.В., приложение 7 «Национально-региональный компонент в программе «Изобразительное искусство»
Учителя, участники образовательной программы
Шудегов А.Е., учитель истории и этнографии
Коробейников А.А., учитель технологии
Красильникова О.Г., учитель технологии
Черкашина Е.А., учитель географии
Егорова Е.В., учитель географии
Юмина Т.Ф., учитель финского языка
Стрелкова О.Б., учитель финского языка
Соснова Е.В., учитель удмуртского языка
Макарова О.В., учитель ИЗО
Файзуллина Л.В., учитель ИЗО
Анализ Образовательной программы «Национально-региональный компонент культуры в контексте культуры народов России»
Воспитание детей в духе согласия, ненасилия, мира и уважения к национальной культуре, языку, истории других народов крайне актуально в сегодняшнем мире, когда так обостряются национальные конфликты.
Национально-региональный компонент образования предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона, с учетом потребностей и интересов местного населения и ориентированного на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Однако традиционное содержание национально-регионального компонента, выраженного, в основном, через содержание предметов учебного плана, не в полной мере формирует образ межэтнических отношений и присвоения полиэтнической культуры ребенком. В связи с этим возникла необходимость изменения предметности содержания национально-регионального компонента, сформулированного как вариант через новые отношения между субъектами существующего образовательного пространства Ижевской гимназии № 56, и был создан проект образовательной программы «Национально-региональный компонент культуры в контексте культуры народов России».
Цели и задачи образовательной программы
Цель: формирование у учащихся этнического самосознания и культуры межэтнических отношений.
Новая предметность позволяет решать задачи адаптации субъектов образовательного процесса к реальному социальному многообразию, преодолеть отчуждение процесса образования от состояний социокультурной среды, включить учащихся в систему поликультурного взаимодействия. Таким образом, в национально-региональном аспекте образования определяющей является культурологическая основа.
Для формирования и интеграции знаний необходимо решить следующие задачи:
-
поиск эффективных форм и способов представления культур в образовательном процессе;
-
включение в содержание образования способов присвоения форм взаимодействия культур различных этносов.
Участники программы
Участники проекта образовательной программы «Национально-региональный компонент культуры в контексте культуры народов России» в Ижевской гимназии № 56:
-
учащиеся определенного класса, чьи образовательные потребности являются целью реализации образовательной программы (в 2002-2003 уч.г. – 5 «Б» и 9 «Д»);
-
руководитель образовательной программы и учителя-предметники, которые своей деятельностью реализует образовательную программу;
-
родители, которые заказывают (выбирают) образовательную программу и участвуют в формировании содержания;
-
администрация гимназии, которая обеспечивает условия для реализации образовательной программы;
-
службы сопровождения учебного процесса (психологическая, валеологическая, медицинская, логопедическая, также информационно-аналитический центр) для осуществления мониторинга, анализа и коррекции ее осуществления.
Реализация проекта образовательной программы «Национально-региональный компонент культуры в контексте культуры народов России» в Ижевской гимназии № 56.
На начальном этапе реализации важным является создание условий для появления неустойчивости в системе, при которой возникает многообразие (избыточность) форм, методов и средств достижения поставленных целей.
Образовательная программа осуществляется в несколько этапов. Развитие этнического самосознания проходит так же в несколько этапов, соотносящихся с основными периодами психического развития ребенка. При этом надо иметь в виду, что этническое самосознание формируется несколько позднее, чем другие формы самосознания.
1 этап (возраст детей - 5 – 10 лет).
Цели:
-
Формирование отношения к этническому многообразию в семейной среде.
-
Приобщение ребенка к народному творчеству.
Формы деятельности:
-
тематические родительские собрания;
-
внеклассные мероприятия совместно с родителями (Удмуртские посиделки, забытые игры и др.);
-
кружок народного танца, фольклорный ансамбль;
-
экскурсии в музеи республики.
Развитие этнического самосознания:
Начальный этап приходится на дошкольный и младший школьный возраст. Для него характерны еще нечеткое осознание детьми общности с людьми своей национальности, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. Как известно, представления о собственной этнической принадлежности формируются и укореняются в семье, которая и далее остается основным социальным институтом, транслирующим эти традиции и в структуре межэтнических отношений. Оформившись за пределами образовательных институтов эти представления о собственной этнической принадлежности, о месте своего этноса и себя самого в системе этнических отношений являются предпосылкой включения ребенка в образовательную программу.
2 этап (возраст детей - 11 – 15 лет)
Цели:
-
Формирование интереса к истории и культуре своего народа и представителей других этнических образований.
-
Формирование системы представлений и оценок об этнокультурных, этнопсихологических особенностях своего народа.
Формы деятельности:
-
этнографические экспедиции;
-
дни культуры народов;
-
день творчества.
Развитие этнического самосознания:
Средний этап охватывает подростковый возраст и характеризуется осознанным отношением к своему этносу. Дети проявляют интерес к истории и культуре своего народа представителей других этнических образований. Происходит формирование системы представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своего этноса.
3 этап (возраст детей - 16 – 17 лет)
Цели:
-
Формирование способности самоопределения в этнической культуре народов.
-
Освоение способов взаимодействия с полиэтническим социальным пространством.
Формы деятельности:
-
выступления на научно - практических конференциях.
-
музейная практика.
-
организация дней национальной культуры.
Развитие этнического самосознания:
Конечный этап выпадает на старший школьный возраст (16–17 лет). На данном этапе укрепляется осознание своей этнической принадлежности, формируется мотивация выбора свое национальности и упрочивается этническое мировоззрение.
Изменение предметности содержания образования
Возникнув как экспериментальная образовательная программа для отдельно взятого класса, на современном этапе ОП «Национально-региональный компонент культуры…» имеет более обширную функциональную область в образовательном пространстве Ижевской гимназии № 56.
Проект ОП находится на этапе структурирования. Это:
-
создание многообразных видов деятельности учеников и учителей (учебных и внеучебных) в рамках учебной деятельности (Приложение 3,5,6);
-
определение и структурирование содержания в рамках национально-регионального компонента;
-
создание форм внеучебной деятельности (этнографические экспедиции (Приложение 3), встреча с венгерскими, финскими учеными, деятелями культуры, фольклорный ансамбль «Чингыли» («Колокольчик»), организация олимпиад по удмуртскому и финскому языку;
-
создание методического обеспечения: разработка программ по финскому языку (Приложение 6)., удмуртской литературе и технологии (Приложение 2,4);
-
определение форм взаимодействия с другими образовательными программами; определение форм работы с родителями; учреждениями культуры (Удмуртский драматический театр, Республиканский театр кукол) и образования (Татарская гимназия, факультет удмуртской филологии УдГУ); с общественными организациями (Общество дружбы народов Финляндии и России, общества Удмуртской культуры, общество имени М.М. Кастрена); с государственными учреждениями (Министерство национальной политики Удмуртской Республики, научно-исследовательский институт национального образования Удмуртской Республики).
Первостепенное значение в этнокультурном развитии ребенка придается родному языку. Учитывая, что национальный язык становится компонентом этнического самосознания в том случае, если он осознается этнофорами как «родной» язык и предполагает общение на этом языке между представителями своей этнической общности, необходимо предоставить возможность детям говорить и общаться на родном языке, на котором говорят их родители. Данная образовательная программа предлагает углубленное изучение удмуртского языка, а для изменения реального поликультурного взаимодействия гимназии в целом, изучение финского языка и знакомство с финской культурой. Существующая реальность показывает, что дети, знающие удмуртский язык, находятся в некой ущербной межэтнической ситуации: традиционная удмуртская культура воспринимается и укореняется в рамках семьи, но не находит выхода на межэтническом уровне. Расширению действия фактора присвоения этнической культуры от уровня семьи до образовательного института и способствуют факультативные занятия в ансамбле удмуртской песни «Чингыли» ("Колокольчик") и танцевальный коллектив, в организованной деятельности которых неизбежно взаимодействие культур.
В
заимодействие образовательной программы «Национально-региональный компонент культуры…» в рамках образовательного пространства Ижевской гимназии № 56 с другими образовательными программами
Перспективы ОП «Национально-региональный компонент культуры в контексте культуры народов России»
-
создание новой предметности, позволяющей решать задачи адаптации субъектов образовательного процесса к реальному социальному многообразию,
-
преодоление отчуждения процесса образования от состояния социокультурной среды,
-
включение учащихся в систему поликультурного взаимодействия.
следующая страница>