Перейти на главную страницу
ПК 1: к формированию профессиональной компетентности молодых педагогов в области организации педагогической деятельности: проектирование и проведение учебно-воспитательного процесса на основе новейших достижений педагогики, психологии и предметных методик, взаимодействие с детьми, коллегами, родителями;
ПК 2: к повышению профессиональной компетентности молодых педагогов по вопросам нормативных документов, образовательных стандартов нового поколения;
ПК 3: к формированию профессиональной компетентности в области сетевого взаимодействия с педагогической общественностью области проектирования и организации учебно-воспитательного процесса.
- системными представлениями в области проектирования и организации учебно-воспитательного процесса на основе новейших достижений психолого-педагогической науки;
- техникой взаимодействия с коллегами, детьми и их родителями
- педагогической технологией саморазвития и самоорганизацией педагогической деятельности;
- применять на практике инновационные методы, формы и средства организации учебно-воспитательного процесса;
- разрабатывать учебные занятия и воспитательные мероприятия с учетом стандартов нового поколения;
- использовать сетевое взаимодействие для совершенствования профессиональных навыков.
- нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность на данном этапе развития образования и общества;
- инновационные формы, методы средства организации учебно-воспитательного процесса;
- особенности сетевого взаимодействия с педагогической общественностью для совершенствования профессиональной деятельности;
- специфику работы с документацией в профессиональной деятельности.
4. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа предусматривает изучение следующих модулей:
государственная политика в образовании;
актуализация знаний и умений по предмету;
совершенствование психолого-педагогических знаний;
современные образовательные технологии;
современные методы оценки качества подготовки педагогов ДОУ;
№ пп |
Наименование модулей |
Всего, час. |
В том числе: | ||
|
|
|
Лекции |
Практ. занятия (семинары), лаборат. работы |
видеозанятия |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
1. |
Модуль 1 «Государственная политика в области образования» |
4 |
4 |
|
|
2. |
Модуль 2 «Технология проектирование и организация современного учебного занятия» |
26 |
10 |
10 |
6 |
3. |
Модуль 3 «Технология взаимодействия с коллегами, детьми и родителями» |
4 |
2 |
2 |
|
4. |
Модуль 4 «Технология работы с документацией по организации профессиональной деятельности» |
6 |
2 |
4 |
|
5. |
Модуль 5 «Технология проектирования и организации воспитательного процесса» |
20 |
10 |
6 |
4 |
6. |
Модуль 6 «Диагностический инструментарий для оценки социализированности молодого педагога» |
8 |
2 |
6 |
|
Итоговая аттестация |
4 |
|
|
| |
Итого |
72 часа |
30 |
28 |
10 |
Учебно-тематический план программы
№ пп |
Наименование модулей, разделов и тем |
Всего, час. |
В том числе: | ||
|
|
|
Лекции |
Практ. занятия (семинары), лаборат. работы |
Выездные занятия |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
1. |
Модуль 1 Государственная политика в области образования |
4 |
|
|
|
|
Раздел 1. Нормативно-правовая база |
|
4 |
|
|
|
Тема 1. Президентская программа «Наша новая школа» |
|
1 |
|
|
|
Тема 2. Президентская программа «Дети России» |
|
1 |
|
|
|
Тема 3.Стандарты нового поколения и их реализация в педагогической деятельности |
|
2 |
|
|
2. |
Модуль 2. Технология проектирование и организация современного учебного занятия |
26 |
10 |
10 |
6 |
|
Раздел 1. Основные черты современного занятия в школе |
6 |
4 |
2 |
2 |
|
Тема 1. Технология постановки цели современного урока |
6 |
4 |
2 |
2 |
|
Раздел 2. . Технология диалогового обучения |
18 |
6 |
8 |
4 |
|
Тема 1. Формы организации сотрудничества учащихся |
6 |
4 |
2 |
2 |
|
Тема 2. Диалоговое обучение в современной школе |
6 |
2 |
4 |
|
|
Тема 3. Формы организации учебной деятельности |
6 |
4 |
2 |
2 |
|
Тема 4. |
|
|
|
|
3 |
Модуль 3. Технология взаимодействия с коллегами, детьми и родителями |
4 |
2 |
2 |
|
|
Раздел 1. Интерактивные формы и методы взаимодействия с коллегами, детьми и родителями |
4 |
2 |
2 |
|
|
Тема 1. Интерактивные формы и методы взаимодействия с коллегами, детьми и родителями |
4 |
2 |
2 |
|
4 |
Модуль 4. Технология работы с документацией по организации профессиональной деятельности |
6 |
2 |
4 |
|
|
Раздел 1. Работа с документацией по организации профессиональной деятельности |
6 |
2 |
4 |
|
|
Тема 1. Заполнение классного журнала |
|
|
2 |
|
|
Тема 2.Планирование учебного процесса. Проектирование конспектов учебных занятий |
|
|
2 |
|
|
Тема 3.Планирование внеклассных мероприятий и их оформление |
|
2 |
|
|
5 |
Модуль 5. Технология проектирования и организации воспитательного процесса |
20 |
10 |
6 |
4 |
|
Раздел 1. Воспитательные мероприятия педагога |
8 |
4 |
2 |
2 |
|
Тема 1. Виды воспитательных мероприятий их проведение |
|
2 |
2 |
|
|
Тема 2. Взаимосвязь с семьей при проведении воспитательных мероприятий |
|
2 |
|
|
|
Раздел 2. Кружковая работа и особенности ее организации |
8 |
4 |
2 |
2 |
|
Тема 1. Методика организация кружковой деятельности |
|
4 |
2 |
2 |
|
Раздел 3. Спортивные секции и методика их организации |
4 |
2 |
2 |
|
|
Тема 1. Методика организации спортивных секций |
|
2 |
|
|
|
Тема 2. Туризм как средство воспитательного воздействия на ребенка |
|
|
2 |
|
6 |
Модуль 6. . Диагностический инструментарий для оценки социализированности молодого педагога |
|
|
|
|
|
Раздел 1. Мониторинг социализированности молодого педагога |
8 |
2 |
6 |
|
|
Тема 1.Мониторинг адаптации молодого педагога в образовательном учреждении |
|
2 |
|
2 |
|
Тема 2. Оценка педагогической деятельности молодого педагога по проектированию и организации учебного процесса |
|
|
2 |
4 |
|
Тема 3. Оценка организации проведения воспитательных мероприятий молодого педагога |
|
|
2 |
|
Итоговая аттестация |
4 |
|
|
| |
Итого |
72 часа |
|
|
|
5.2. Форма учебной программы по модулю представлена в таблице 3
№ п/п |
Наименование модуля, разделов и тем |
Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы, используемых образовательных технологий и рекомендуемой литературы |
1. |
2. |
3. |
|
Модуль 1 Государственная политика в области образования |
|
|
Раздел 1. Нормативно-правовая база |
|
|
Тема 1. Президентская программа «Наша новая школа» |
Лекция. Положение программы о развитии и поддержке талантливых детей, начиная с дошкольного детства. Потребность изучения развития личности ребенка 21 века, его возможности и способности к развитию одаренности. Роль образовательного учреждения в развитии и поддержке талантливых детей. Педагогическое сопровождение семьи в развитии и поддержке талантливого ребенка. Охрана и укрепление здоровья детей. |
|
Тема 2. Президентская программа «Дети России» |
Лекция. Обращение к проблеме детства на уровне государственной политики. Подпрограмма «Одаренные дети России». Открытие центров по развитию и поддержке одаренных и талантливых детей. Открытие интернет-сайтов по проблеме развития и поддержки одаренности детей. Концепция «Одаренные дети» как основа реализации государственной политики в области развития и поддержки одаренности детей разного возраста. |
|
Тема 3 Стандарты нового поколения и их реализация в педагогической деятельности |
Лекция. Федеральные государственные требования к основной образовательной программе дошкольного образования: образовательные области, задачи каждой области, содержание. Примерные образовательные программы дошкольного образования. Стандарт начального общего образования: предметные области, их задачи, содержание. Примерные образовательные программы начального образования. Стандарты общего образования: образовательные области, их задачи, содержание. Примерные образовательные программы общего образования. |
|
|
Нормативно-правовые источники Конвенция о правах ребенка//Основные международные документы. М., 1992. с. 13-33. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании». Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования". Рабочая концепция одаренности. – М., 1998. Подпрограмма «Одаренные дети».- www.odardeti.ru |
|
Модуль 2. Технология проектирование и организация современного учебного занятия |
|
|
Раздел 1. Основные черты современного занятия в школе |
|
|
Тема 1. Технология постановки цели современного урока |
Формирование у учащихся с учебно-познавательного аппарата – аппарат описания, объяснения и преобразования, который способствует развитию познавательной самостоятельности, творческих возможностей и способностей. Для современного урока характерен путь познания «от учеников». Гибкость урока: «Идти «от учеников» - это значит организовывать и направлять коллективный поиск. Главная черта современного урока – это открытие знаний самими учащимися как личного образовательного продукта. Постановка и реализация образовательной цели. Постановка и реализация развивающей цели. Постановка и реализация воспитывающей цели |
|
Раздел 2. Технология диалогового обучения |
|
|
Тема 1. Формы организации сотрудничества учащихся |
Сотрудничество как одно из важнейших предпосылок развития и становления личности. Индивидуальная форма, ее организация. Парная форма как сотрудничество и сотворчество учащихся, ее организация в современном уроке. Групповая форма сотрудничества учащихся, ее организация. Коллективная форма сотрудничества как форма получения коллективного образовательного продукта |
|
|
|
|
Тема 2. Диалоговое обучение в современной школе |
Организация диалога: начало диалога, передача информации в диалоге. Эвристические приемы и методы как способы формирования творческого мышления учащихся, их организация в процессе обучения. Образовательный, развивающий и воспитательный эффект диалогового обучения. |
|
Тема 3. Формы организации учебной деятельности |
Проблемно-диалоговая лекция как живое и эмоциональное общение учителя и учащихся, ее организация. Деловые игры как форма организации учебного процесса. Дискуссия как форма организации познавательной деятельности учащихся. «Круглый стол» как форма обсуждения актуальных проблем изучаемого материала. Нестандартные формы активизации познавательного интереса учащихся |
|
ЛИТЕРАТУРА |
Безрукова, В.С. Достоинства и недостатки современного урока // Директор школы. – 2004. - № 2. – С. 33-37. Гейхман, Л.К. Интерактивное обучение общению (подход и модель). – Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2002. – 260 с. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996 – 544 с. Диагностика успешности учителя: Сб. методич. материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителям школ. – Издание 2-е исправленное и дополненное. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. –160 с. Кларин, М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. - 2000. - № 7. – С. 12-18. Конаржевский, Ю.А.Система. Урок. Анализ. – Псков, ПОИПКРО,1996.- 400 с. Репкин, В.В., Репкина, Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. – Томск: «Пеленг», 1997. – 288 с. Трубайчук, Л.В. Развивающий урок: поиски, инновации, перспективы [Текст]/ Л.В. Трубайчук // Начальная школа. Плюс до и после.- 2009.- № 11.- С. 29 – 32. Трубайчук, Л.В. Инновационные процессы в обучении. – М.:Восток,2002. – 2002. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005 – 383 с. Шамовпа, Т.И.Психологический анализ организационных проблем инновационной школы//Инновационное обучение: стратегия и тактика. М.,1994. –С.33-50. 12.Якиманская,И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения// Вопросы психологии. – 1995.-№2.-С.31-41. |
|
Модуль 3. Технология взаимодействия с коллегами, детьми и родителями |
|
|
Раздел 1. Интерактивные формы и методы взаимодействия с коллегами, детьми и родителями |
|
|
Тема 1. Интерактивные формы и методы взаимодействия с коллегами, детьми и родителями |
Интерактивные формы и методы сотрудничества и взаимодействия с коллегами, родителями. Толерантность, эмпатия, педагогический такт при взаимодействии с другими людьми как способы выстраивания отношений. |
|
Литература |
Фалькович, Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – 2005. – 240. Хухланева,О. Активные формы групповой работы с родителями// Школьный психолог. – 2006.- № 19. |
|
Модуль 4. Технология работы с документацией по организации профессиональной деятельности |
|
|
Раздел 1. Работа с документацией по организации профессиональной деятельности |
|
|
Тема 1. Заполнение классного журнала |
Классный журнал как основной документ учителя. Разделы классного журнала. Ведение классного журнала. Основные требования к его заполнению. |
|
Тема 2. Планирование учебного процесса. Проектирование конспектов учебных занятий |
Методика планирования учебного процесса. Составление учебно-тематического плана предмета в соответствии со стандартом и учебной программой. Методика составление конспекта урока. Целеполагание урока. Планирование этапов урока. Планирование коллективной, индивидуальной, групповой, самостоятельной работы учащихся. Проверка результативности урока. |
|
Тема 3.Планирование внеклассных мероприятий и их оформление |
Методика планирования воспитательной работы. Составление программы воспитательной работы класса, школы. Связь с родителями при составлении программы воспитательной работы. Связь с другими социальными институтами при планировании воспитательной работы. |
|
Литература |
Инструкция о ведении школьной документации. Приложение к Приказу Министерства просвещения СССР от 27 декабря 1974 № 167. |
|
Модуль 5. Технология проектирования и организации воспитательного процесса |
|
|
Раздел 1. Воспитательные мероприятия педагога |
|
|
Тема 1. Виды воспитательных мероприятий их проведение |
Воспитательная работа и формы ее организации. Традиции класса, школы, их роль в развитии и становлении личности учащихся. |
|
Тема 2. Взаимосвязь с семьей при проведении воспитательных мероприятий |
Типология семьи и семейных отношений и особенности работы классного руководителя с разными типами семей. Форы работы с семьей при организации воспитательной работы. Совместная работа образовательного учреждения и семьи по воспитанию подрастающего поколения. |
|
Раздел 2. Кружковая работа и особенности ее организации |
|
|
Тема 1. Методика организация кружковой деятельности |
Методика организации кружковой работы. Режим работы кружка. Деятельность учителя в работе кружка. Деятельность учащихся, их обязанности, продукт деятельности учащихся. Профессиональная ориентация кружковой работы. |
|
Раздел 3. Спортивные секции и методика их организации |
|
|
Тема 1. Методика организации спортивных секций |
Виды спортивных секций. Гендерный подход к организации спортивной секции. Режим работы секции. Качества личности, формируемые в процессе спортивной подготовки. Спортивные соревнования и их роль в формировании личности. |
|
Тема 2. Туризм как средство воспитательного воздействия на ребенка |
Туризм как вид спорта. Региональные туристические маршруты. Туристическое снаряжение. Способы организации туристических походов. Правила поведения и безопасность детей во время туристических походов. |
|
Литература |
Бестужев-Лада, И.В.Школа 21 века: размышление о будущем. / Педагогика.- М., 1991. – 270. Смирнов, И.П., Ткаченко, Е.В.Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. –Екатеринбург: Сократ, 2005. – 184. |
6 |
Модуль 6. . Диагностический инструментарий для оценки социализированности молодого педагога |
|
|
Раздел 1. Мониторинг социализированности молодого педагога |
|
|
Тема 1. Мониторинг адаптации молодого педагога в образовательном учреждении |
Методы оценки степени адаптированности молодых педагогов. Методические рекомендации по оценке адаптации молодых педагогов. |
|
Тема 2. Оценка педагогической деятельности молодого педагога по проектированию и организации учебного процесса |
«Портфолио» как метод оценки качества работы молодого специалиста. Методы оценки педагогической деятельности молодых педагогов. Оценка результативности урока по реализации развивающей, образовательной, воспитывающей цели урока, а также валеологического аспекта урока. |
|
Тема 3. Оценка организации проведения воспитательных мероприятий молодого педагога |
Степень участия молодого специалиста в организации внеклассных мероприятий, их качество. Организация молодым специалистом кружковой работы, ее результативность. |
|
Ли тература |
1.Ткаченко,Е.В. социопедагогическая диагностика как основа новых принципов и моделей воспитания/ Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефениции. Вып. 2.- Екатеринбург, 2004. – С. 8-22. |
Итоговая аттестация |
|
|
Итого |
|
|
Наименование модулей |
Основные показатели оценки |
Формы и методы контроля и оценки |
Модуль 1 Государственная политика в области образования |
Знание нормативных документов, умение апеллировать ими в профессиональной деятельности |
Тестирование |
Модуль 2. Технология проектирование и организация современного учебного занятия |
Знание основных законов проектирования и организации учебного занятия |
Посещение занятий |
Модуль 3. Технология взаимодействия с коллегами, детьми и родителями |
Умение выстраивать отношения с коллегами, детьми и их родителями |
Тестирование |
Модуль 4. Технология работы с документацией по организации профессиональной деятельности |
Знание основных правил работы с документацией, умение оформлять и заполнять школьную документацию |
Проверка школьной документации |
Модуль 5. Технология проектирования и организации воспитательного процесса |
Умение проектировать и организовывать воспитательную работу в образовательном учреждении |
Посещение внеклассных мероприятий |
Модуль 6. . Диагностический инструментарий для оценки социализированности молодого педагога |
Умение проводить анализ и самоанализ педагогической деятельности |
Диагностика педагогической деятельности |
- способствовать формированию системных представлений в области педагогической деятельности;
- способствовать повышению компетентности молодых педагогов по вопросам проектирования и организации учебных и внеучебных занятий с детьми;
- развивать способности к самостоятельному решению педагогических проблем на основе анализа основных ценностных и целевых ориентиров, изменений в действующем законодательстве;
- содействовать формированию готовности участвовать во всех мероприятиях, проводимых педагогической общественностью;
- совершенствовать умения работы по овладению технологией со школьной документацией;
- содействовать совершенствованию профессиональной культуры педагога ДОУ по освоению диагностического инструментария.
2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
Модуль 1 Государственная политика в области образования.
Раздел 1. Нормативно-правовая база Тема 1. Президентская программа «Наша новая школа»: Положение программы о развитии и поддержке талантливых детей, начиная с дошкольного детства. Потребность изучения развития личности ребенка 21 века, его возможности и способности к развитию одаренности. Роль образовательного учреждения в развитии и поддержке талантливых детей. Педагогическое сопровождение семьи в развитии и поддержке талантливого ребенка. Охрана и укрепление здоровья детей.
Тема 2. Президентская программа «Дети России»: Обращение к проблеме детства на уровне государственной политики. Подпрограмма «Одаренные дети России». Открытие центров по развитию и поддержке одаренных и талантливых детей. Открытие интернет-сайтов по проблеме развития и поддержки одаренности детей. Концепция «Одаренные дети» как основа реализации государственной политики в области развития и поддержки одаренности детей разного возраста.
Вид учебной работы |
Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины |
144 |
Аудиторные занятия (АЗ) |
72 |
Лекции (Л) |
30 |
Практические занятия (ПЗ) |
28 |
Видеозанятия учебных и воспитательных мероприятий(ВЗ) |
10 |
Самостоятельная работа (Сам) |
72 |
Вид итогового контроля |
Зачет |
№ |
№ |
Тема |
Кол |
Виды работ |
п/п |
Разд. |
|
час. |
|
1 |
1.1 |
Модуль1 Государственная политика в области образования. |
6 |
Изучить инновационные тенденции в системе образования . Изучить современные стандарты нового поколения, примерные программы и учебники для целесообразного использования в профессиональной деятельности . |
2 |
1. |
Модуль 2. Технология проектирование и организация современного учебного занятия. |
6 |
Изучить особенности проектирования и организации современного учебного занятия и рационально использовать в профессиональной деятельности |
3 |
1. |
Модуль 3. Технология взаимодействия с коллегами, детьми и родителями. |
6 |
Освоить технологию взаимодействия с коллегами, детьми и их родителями. Смоделировать собственные взаимодействия |
4 |
2.1 |
Модуль 4. Технология работы с документацией по организации профессиональной деятельности. |
6 |
Освоить технологию работы со школьной документацией. Систематизировать собственную педагогическую деятельность по работе со школьной документацией. |
5 |
2.2 |
Модуль 5. Технология проектирования и организации воспитательного процесса |
6 |
Систематизировать и обосновать формы воспитательной работы. Составить план воспитательной работы. Разработать технологическую карту по воспитанию учащихся совместно с семьей. |
6 |
2.4 |
Модуль 6. Диагностический инструментарий для оценки социализированности молодого педагога. |
6 |
Провести самоанализ педагогической деятельности по предложенному диагностическому инструментарию. |
4.1 Консультации по заказу слушателей по теме курсов повышения квалификации.
4.2 Оказание помощи в диагностировании учащихся и собственной педагогической деятельности.
4.3 Оказание помощи в составлении планов, конспектов учебных занятий и внеклассных мероприятий.
5.1 Экспресс-контроль в форме тестовых заданий
5.2 Защита проектов развития, воспитания и обучения детей по темам:
5.2.1 Методологические основания современной государственной политики в области образования, воспитания и обучения детей.
5.2.2 Возрастные особенности развития, воспитания и обучения детей определенного возраста.
5.2.3. Современные черты учебных занятий.
5.2.4 Прогнозирование детского развития в учебно-воспитательном процессе .
5.2.5 Обучение и воспитание детей с учетом гендерных различий.
5.2.6 Педагогическая поддержка семьи в воспитании и обучении ребенка.
52.7 Составление индивидуального маршрута развития, воспитания и обучения современного ребенка .
5..2.8 Материально-техническая база образовательного учреждения при работе с одаренными детьми.
5.2.9 Технологии выявления и развития одаренности детей разного возраста.
5.2.10 Роль педагогического коллектива в поддержке и адаптации молодого педагога одаренности ребенка дошкольного возраста.
5.2.11 Организация взаимодействия детей и взрослых в процессе художественной деятельности.
Молодые учителя и педагоги общеобразовательных школ, воспитатели дошкольных образовательных учреждений
13 10 2014
1 стр.
России. Анализируются особенности возникновения, становления, укрепления, современного состояния и перспектив развития системы повышения профессиональной квалификации педагогически
24 09 2014
1 стр.
Процесс повышения квалификации психологов-консультантов особенно нуждается в программах, позволяющих на практике перенимать мировой опыт из первых рук, посредством интерактивного з
08 10 2014
1 стр.
Допущено Учебно-методическим советом по реализации образовательных программ профессиональной подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в качестве обра
14 12 2014
1 стр.
Педагогическая технология — это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс
13 10 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
Своевременное прохождение повышения квалификации или профессиональной переподготовки 17
25 12 2014
1 стр.
Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
10 09 2014
1 стр.