Педагогическая технология: определение понятия (обзор литературы)
Педагогическая технология
"Педагогическая технология — это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс" (Б.Т. Лихачев).
"Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса" (В.П. Беспалько).
"Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения" (И.П. Волков).
"Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя" (В.М. Монахов).
"Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования" (ЮНЕСКО).
"Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей" (М.В. Кларин).
Технология
«Технология» происходит от греческого techne - искусство, мастерство и logos - наука, закон.
Технология - наука о мастерстве.
Основные характерные признаки любой технологии:
-
является процессуальной категорией;
-
может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта;
-
направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов.
Смысл педагогической технологии (В.П. Беспалько):
-
отход от экспромтов и переход к предварительному проектированию;
-
разработка структуры и содержания учебно-познавательной деятельности учащегося;
-
диагностичное целеобразование и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала и развития личности в целом;
-
реализация принципа целостности структуры и содержательности компонентов учебно-воспитательного процесса.
Специфические признаки, присущие именно педагогической технологии:
-
Диагностическое целеобразование.
-
Результативность (гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения).
-
Экономичность (оптимизация труда преподавателя, достижение запланированных результатов обучения в определенные сроки).
-
Воспроизводимость (алгоритмируемость, проектируемостъ, целостность, управляемость).
-
Корректируемость (на основе постоянной обратной связи).
Сравнительный анализ методик и технологий обучения
-
Критерии сравнения
-
Целенаправленность
-
Концептуальность
-
Системность
-
Диагностичность
-
Гарантированность качества обучения
-
Новизна
В педагогической практике понятие "педагогическая технология" употребляется на трех уровнях:
-
Общепедагогический (общедидактический) уровень
Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и даже алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса обучения (за исключением их самих).
-
Частнометодический (предметный) уровень.
Здесь педагогическая технология употребляется к значении частная, методика, то есть совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения в рамках одного предмета, класса (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя).
-
Элементный (модульный) уровень
На нем рассматривается технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса: технология урока, технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала и т.д.
В структуру педагогической технологии входят:
-
концептуальная основа;
-
содержательная часть (цели обучения, содержание учебного материала);
-
описание технологического процесса (процессуальная часть):
-
организация учебного процесса;
-
деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
-
методы и формы работы учителя;
-
диагностика учебного процесса.
Основные качества современных педагогических технологий:
-
Каждая педагогическая технология должна опираться па научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей.
-
Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Литература
-
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
-
Давыдов В.К. Теория развивающего обучения. М., 1996.
-
Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и моде-. ли: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997.
-
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.
-
Методические и справочные материалы по внедрению развивающих педтехнологий в профессиональное образование. /Под научной редакцией Н.Н. Михайловой/. ИРПО. М., 2000.
-
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
-
Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Полат Е.С..- М.: Владос, 2001
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.