Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Педагогическая технология: определение понятия (обзор литературы)

Педагогическая технология

"Педагогическая технология — это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс" (Б.Т. Лихачев).

"Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса" (В.П. Беспалько).

"Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения" (И.П. Волков).

"Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя" (В.М. Монахов).

"Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования" (ЮНЕСКО).

"Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей" (М.В. Кларин).

Технология

«Технология» происходит от греческого techne - искусство, мастерство и logos - наука, закон.



Технология - наука о мастерстве.

Основные характерные признаки любой технологии:

  • является процессуальной категорией;

  • может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта;

  • направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов.

Смысл педагогической технологии (В.П. Беспалько):

  • отход от экспромтов и переход к предварительному проектированию;

  • разработка структуры и содержания учебно-познавательной деятельности учащегося;

  • диагностичное целеобразование и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала и развития личности в целом;

  • реализация принципа целостности структуры и содержательности компонентов учебно-воспитательного процесса.

Специфические признаки, присущие именно педагогической технологии:

  • Диагностическое целеобразование.

  • Результативность (гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения).

  • Экономичность (оптимизация труда преподавателя, достижение запланированных результатов обучения в определенные сроки).

  • Воспроизводимость (алгоритмируемость, проектируемостъ, целостность, управляемость).

  • Корректируемость (на основе постоянной обратной связи).

Сравнительный анализ методик и технологий обучения

  • Критерии сравнения

  • Целенаправленность

  • Концептуальность

  • Системность

  • Диагностичность

  • Гарантированность качества обучения

  • Новизна

В педагогической практике понятие "педагогическая технология" употребляется на трех уровнях:

  1. Общепедагогический (общедидактический) уровень

Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и даже алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса обучения (за исключением их самих).

  1. Частнометодический (предметный) уровень.

Здесь педагогическая технология употребляется к значении частная, методика, то есть совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения в рамках одного предмета, класса (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя).

  1. Элементный (модульный) уровень

На нем рассматривается технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса: технология урока, технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала и т.д.

В структуру педагогической технологии входят:

  • концептуальная основа;

  • содержательная часть (цели обучения, содержание учебного материала);

  • описание технологического процесса (процессуальная часть):

  • организация учебного процесса;

  • деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

  • методы и формы работы учителя;

  • диагностика учебного процесса.

Основные качества современных педагогических технологий:

  • Каждая педагогическая технология должна опираться па научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей.

  • Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.



Литература

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

  2. Давыдов В.К. Теория развивающего обучения. М., 1996.

  3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и моде-. ли: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997.

  4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.

  5. Методические и справочные материалы по внедрению развивающих педтехнологий в профессиональное образование. /Под научной редакцией Н.Н. Михайловой/. ИРПО. М., 2000.

  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

  7. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Полат Е.С..- М.: Владос, 2001

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

Педагогическая технология: определение понятия (обзор литературы) Педагогическая технология

Педагогическая технология — это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс

38.25kb.

13 10 2014
1 стр.


Вопросы для зачета по дисциплине «Психология и педагогика»

Основные категории педагогики; образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача

17.43kb.

01 10 2014
1 стр.


Педагогическая журналистика: теоретический анализ понятия

Ключевые слова: педагогическая пресса, педагогическая публицистика, педагогическая журналистика

112.13kb.

01 10 2014
1 стр.


Шаблин михаил сергеевич педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов
406.98kb.

16 12 2014
1 стр.


Педагогическая практика в школе 3 4 Педагогика и психология 05070665 Педагогическая практика в колледже

Педагогическая практика в специальных образовательных учреждениях

11.9kb.

15 09 2014
1 стр.


Программа повышения квалификации «Педагогическая технология социализации молодых педагогов в профессиональной деятельности»

Молодые учителя и педагоги общеобразовательных школ, воспитатели дошкольных образовательных учреждений

320.23kb.

13 10 2014
1 стр.


Понятие «технология обучения»

История становления понятия «технология обучения». Классификация педагогических технологий

691.38kb.

08 10 2014
3 стр.


Технология проблемно-диалогического обучения на уроках литературы

Технология это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, области искусства с целью достижения результата

44.41kb.

01 10 2014
1 стр.