Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Педагогическая журналистика: теоретический анализ понятия

Булыгин А.М.

Аспирант кафедры педагогики и психологии

Шадринского госпединститута

Аннотация. В современных условиях развития общества и преобразования российского образования значительно возрастает роль педагогической журналистики, которая, обеспечивая открытость и доступность происходящих в сфере образования процессов, содействует диалогу между государством и всеми участниками образовательной системы, вовлекая их в модернизационные процессы.

Ключевые слова: педагогическая пресса, педагогическая публицистика, педагогическая журналистика

Процесс зарождения, формирования, обогащения и обновления педагогической журналистики обозначен рядом периодов: зарождение педагогической печати (1850- 60-е гг.), когда происходило образование ядра традиций отечественной педагогической журналистики; формирование и обогащение традиций педагогической журналистики осуществлялось в период с конца XIX в. – по начало ХХ века. В 1990-е годы - начале ХХI в. произошло обновление сложившихся традиций отечественной педагогической журналистики в мировоззренческом, концептуальном, функциональном и содержательном ракурсе. Во второй половине XIX - начала ХХI вв. педагогическая журналистика становится объектом изучения ученых и педагогов практиков.

Проблеме исследования роли и значения отечественной педагогической журналистики в развитии различных аспектов образования посвящены научные публикации: в области исследования генезиса и структурно-функциональных особенностей педагогической прессы в системе образования (М.А.Азарная, Г.В.Балицкий, А.Ф.Бережной, Т.П.Гуйван, А.С.Елеонская, Б.И.Есин, Н.Б.Кириллова, О.Ю.Образцова, Е.В.Царева);
имеются исследования по проблеме воспитательного и нравственного потенциала педагогической прессы, СМИ (И.Бабурова, Н.А.Виноградова, Л.Н.Береснев, Е.Ю.Камышева, М.В.Захарченко, А.В.Федорова); ряд исследований посвящен проблеме целевой подготовки в современных условиях журналистских кадров для сферы образования (М.В.Белоусов, В.А.Возчиков, Т.Е.Денисович, Б.Г.Козловский, Г.В.Лазутина); исследования по проблеме методики изучения периодической печати и психологии массовых коммуникации (Б.И.Есин).

Анализ состояния изученности исследуемой проблемы показал, что в историко-педагогической науке выполнен ряд исследований по освещению роли отечественной педагогической журналистики в развитии российского образования. Вместе с тем отсутствуют работы, специально посвященные трактовке педагогической журналистики как фактора развития отечественного образования, раскрытия педагогического потенциала педагогической журналистики как инструмента, обладающего функциями формирования нравственной и культурной личности.

Представляется проблемным и дефинирование педагогической журналистики как научно-педагогического понятия. В силу этого возможен анализ родовых понятий: публицистика, педагогическая публицистика, педагогическая пресса, педагогическая печать.

Публицистика (от лат. publicus – общественный), род литературы и журналистики, рассматривающий современные проблемы, актуальные политические, экономические, социальные вопросы. Цель публицистики – воздействовать на общество, привлечь внимание людей к какому-либо факту, добиться от них реакции. В публицистике всегда существует чётко выраженная авторская позиция и отсутствует художественный вымысел. Предмет публицистики – некое событие, явление, происходящее в настоящий момент или недавно произошедшее, а также мнение автора об этом событии или явлении. Публицистика формирует общественное мнение, авторы вступают в дискуссии друг с другом, защищая свою точку зрения. Публицистический стиль отличается эмоциональностью, полемичностью. [4].

Педагогическая публицистика трактуется как жанр педагогической журналистики – род произведений (публикаций), посвященных острым, насущным проблемам и явлениям системы образования и изложенных, как правило, в яркой полемичной форме [1, С.5].

В целом публицистика - это род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных ее сторонах, оценки с точки зрения автора, а также выдвинутых целей.

Педагогическая пресса включает в себя всю совокупность газет, журналов, периодических и непериодических сборников, которые целиком или частично посвящены проблемам образования, теории и практики обучения. Основное назначение педагогической прессы - повышение педагогической и информационной культуры учителей, стимулирование роста их интереса к педагогической теории и практике, к вопросам развития отечественного образования и активному участию в реформационных процессах.

Педагогическая печать как элемент педагогической прессы носит характер информационной наполняемости актуальных проблем образования, является источником, в котором педагогические факты зафиксированы в письменном виде. В педагогической прессе, печати запечатлены материалы периодической печати: газеты, журналы, бюллетени, в которых поднимаются неотложные и острые вопросы учебной и воспитательной работы; художественно-педагогическая литература, например, произведения А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, Л.Н. Толстого, А.П. Гайдара, А. Лиханова, Ю. Азарова, Г. Белых и Л. Пантелеева, СВ. Михалкова, А. Барто и других писателей, где в художественной форме описываются и отчасти анализируются явления воспитания; мемуарная и эпистолярная литература, личные дневники, содержащие материал о воспитании [6 ].

В целом, круг рассматриваемых в педагогической периодике тем можно типологизировать в рамках следующих тематических категорий: теория и практика воспитания, теория обучения, методика преподавания предметов, состояние образовательных и воспитательных учреждений, положение педагогов (учителей и воспитателей), педагогическая литература, история педагогики, выдающиеся педагоги, экономическое состояние образовательной системы, регулирование деятельности педагогов, взаимодействие школы и общества [1, С.9]

Педагогическая журналистика - многогранное явление, включающее в себя, во-первых, профессиональную деятельность специалистов по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной педагогической информации; во-вторых, всю многообразную продукцию этой деятельности; в-третьих, все каналы распространения педагогической журналистской информации; в-четвертых, всю совокупность профессий в ее рамках; в-пятых, соответствующий предмет изучения и преподавания в учебных заведениях.

Педагогическая журналистика постоянно находится в состоянии развития, отражая картину меняющего мира и адаптируясь к новым условиям. В становлении и обогащении педагогической журналистики сочетается как подвижность, дискретность, динамичность, с одной стороны, так и непрерывность, относительное постоянство, с другой. Диалектическая природа отечественной педагогической журналистики проявляется в том, что в конечном итоге, на смену традициям минувших эпох приходят новые традиционные проявления, и в действующих традициях происходят постоянные изменения.

Педагогическая журналистика как педагогический феномен обладает богатым функциональным содержанием: историко-прогностический характер публикуемых материалов, раскрывает диалектическое соотношение традиционной и инновационной деятельности, консервативной и новаторской; ей подвластна реализация исследовательского подхода к анализу образовательной практики; актуализация содержания педагогической культуры как цивилизационной составляющей; содействие подъему общественного авторитета педагога; выполнение интегрирующей и инверсионной функций [2, С.56].

В исследовании Н.И.Бондаренко отмечается миссионное предназначение педагогической журналистики: ментально-миссионная направленность; реализация культурологической миссии; гуманистическая направленность, выдвижение на первый план проблематики самоценности личности; обостренная забота о судьбах российского просвещения; обеспечение пространственной свободы творчества в образовании; осуществление воспитания творческой личности [1, С.21].

Главным педагогическим фактором журналистики выступает направленность на развитие отечественного образования. Освещая и обсуждая проблемы системы образования, авторы статей - педагоги, политические и культурные деятели выступают в роли своеобразных общественных экспертов, формируя определенное отношение читателей к данным проблемам. В этом реализуется ценностно-ориентационная функция педагогической журналистики, направленная на воплощение в жизнь демократических взглядов на подготовку педагогов и систему российского образования в целом.

Исследователи (М.В.Белоусов, Н.И.Бондаренко, Н.А.Виноградова, Т.П.Гувайн и др.) выделяют следующие функции педагогической журналистики: непрерывность, содержательная преемственность и ценностный континуум; динамическая стабильность устойчивость и жизнеспособность; сохранение самобытности и приспособление к изменяющимся условиям жизни; формирование общественного мнения по проблемам образования; налаживание диалога в триаде «государство-общественность - субъекты системы образования»; объединение множества индивидов в педагогическое сообщество; создание открытого пространства для диалога и плюрализма мнений; обеспечение устойчивой обратной связи; осуществление взаимосвязи между семьей и школой; повышение педагогической и информационной культуры учителей, стимулирование роста их интереса к педагогической теории и практике, к вопросам развития отечественного образования и активному участию в реформационных процессах; выступает транслятором государственных преобразований и важнейших событий в сфере образования.

Как и всякая педагогическая модель процесса или явления, педагогическая журналистика базируется на теоретико-методологических основаниях, подходах. Анализ научной литературы показал, что наиболее продуктивными являются культурологический, цивилизационный, аксиологический и антропологический подходы. Их значение заключается в том, что эти методологические подходы в развитии педагогической журналистики не альтернативны друг другу, а, наоборот, составляют систему, позволяющую осмыслить многоаспектность педагогической журналистики в ее воспитательном, дидактическом, информационном и других проявлениях.

В работе «Общие принципы цивилизационной теории и ее критика. Сравнительное изучение цивилизаций» П.Сорокин цивилизационный подход описывает как комплексное, системное использование методологических средств познания, отображающих в своем единстве многоаспектное видение государства и права — их происхождение, сущность, функции, сферы и пределы воздействия на общество, социальную ценность. Основанием цивилизационного подхода является понятие цивилизации.



Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах [8 https://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0 %D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B9 %D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8 %D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0/].

Педагогической журналистике цивилизационный подход дает возможность рассматривать генезис педагогических идей и самой педагогической журналистики как типологического многообразия социокультурных изменений и форм жизнедеятельности людей в их историческом развитии и преемственности.



Культурологический подход обеспечивает изучение общетеоретических основ развития поликультурной личности, концентрирует внимание на ценностно-ориентационном содержании культуроведческого образования, позволяет определять принципы культуроведческого образования, позволяет обратиться к проблемам отбора культурологического материала для учебных целей, его структурирования для различных образовательных контекстов и разработки технологии экспертной оценки культуроведческого наполнения учебной литературы [7, С. 19-23.].

Значение культурологического подхода в педагогической журналистике в том, что он позволяет рассматривать педагогическую журналистику как форму отражения и существования более общих категорий культуры в сфере образования.



Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Ценностные ориентации являются одной из главных «глобальных» характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества. Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию учащихся в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, сексуальной, национальной, этнической, правовой культуры [5].

Аксиологический подход выявляет ценностно-смысловые ориентиры в педагогической журналистике, особо выделяя педагогические и гуманистические ценности.

Антропологический подход в своей исследовательской и воспитательной функциях сосредоточен на постижении духовной жизни воспитанника, предметом, высшей ценностью и целью воспитания является Человек. Идеи антропологического подхода: целостность и неделимость духовной и биологической природы человека; субъектность человека как его сущностная характеристика; единство общего, особенного и отдельного в каждом человеке; взаимосвязь индивидуального и социального в человеке; совокупность умственного, нравственного и физического в развитии человека; воспитуемость и обучаемость человека; пластичность всех личностных свойств [3, С.322-323]. 

Антропологический подход опирается на анализ произведений педагогической журналистики, в центре которых человек как базовая ценность и цель воспитания и образования.

Научность педагогической журналистики отражает взаимоотношения педагогической журналистики и науки, проявляющиеся в различных формах: наука выступает предметом познания журналистики, журналистика рассматривает практическую деятельность с точки зрения достижений науки, журналистика является для науки одним из источников развития, журналистика опирается на выработанные наукой методы объективного познания и осмысления действительности, журналистика выполняет функцию антиципации, то есть предвосхищает появление новых научных теорий, журналистика использует систему научных форм, методов, средств, приемов получения педагогической информации и способов ее фиксации.

Итак, педагогическая журналистика в своей гуманистической направленности находит отражение в содержании текстов, отражающих актуальные, общественно значимые педагогические проблемы, произведения, насыщенные антропологической доминантой, гуманистическими идеями и ценностями; в социально-педагогическом аспекте педагогическая журналистика оказывает прямое влияние на жизнедеятельность как отдельного индивида, так общества в целом; в плане воспитательной целесообразности педагогическая журналистика дает такой материал для осмысления, который, эмоционально воздействуя на читателя, заставляет его размышлять не только над сиюминутными проблемами, но над вечными ценностями образования.

Литература:

1.Бондаренко Н.И. Традиции отечественной педагогической журналистики и их роль в развитии российского образования. Автореф. дис. канд.пед.наук.М., 2000.

2. Качалова Л.П. Педагогическая публицистика – путь к познанию // Наука и научный поиск №4 (9). С.53-58.

3.Леви-Строс К. Структурная антропология. – М.: Наука, 1985.

4. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под ред. П. А. Николаева, М. В. Строганова.М.2010.

5. Племенюк М.Г. Аксиологический подход в формировании содержания образования в высшей школеhttps://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-podhod-v-formirovanii-soderzhaniya-obrazovaniya-v-vysshey-shkole#ixzz2GA0SHbB2.

6. Погорелов С.Т. Духовно-нравственное воспитание средствами педагогической печати // Просветитель №1.

7.Троянская С.Л. Развитие общекультурной компетентности в процессе образования. - Ижевск, 2004.

8.Элементарные начала общей теории права, М., 2003.




Педагогическая журналистика: теоретический анализ понятия

Ключевые слова: педагогическая пресса, педагогическая публицистика, педагогическая журналистика

112.13kb.

01 10 2014
1 стр.


Педагогическая технология: определение понятия (обзор литературы) Педагогическая технология

Педагогическая технология — это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс

38.25kb.

13 10 2014
1 стр.


Теоретический анализ понятия «исследовательская компетентность»

Ключевые слова: компетентность, компетенция, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность

109.94kb.

14 12 2014
1 стр.


Содержание учебной дисциплины

Аналитическая химия (аналитика) и химический анализ. Основные понятия аналитической химии (аналитики): метод анализа вещества, методика анализа, качественный химический анализ, кол

186.99kb.

15 12 2014
1 стр.


Средства выражения оценки в текстах газетно-публицистического стиля Актуальность

Цель исследования – выявление способов языкового выражения оценочности. Методы исследования – теоретический анализ научной литературы; текстологический и сравнительный анализ газет

70.92kb.

17 12 2014
1 стр.


Вопросы для зачета по дисциплине «Психология и педагогика»

Основные категории педагогики; образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача

17.43kb.

01 10 2014
1 стр.


Педагогическая практика в школе 3 4 Педагогика и психология 05070665 Педагогическая практика в колледже

Педагогическая практика в специальных образовательных учреждениях

11.9kb.

15 09 2014
1 стр.


Этимологический анализ понятия рефлексии

Анализ показывает, что рефлексия выступает как деятельность самопознания, осмысления и осознания человеком своих психических состояний, действий, а главное

78.59kb.

14 12 2014
1 стр.