О.К. Иванова,
научный руководитель – д-р филол. н., проф. М.Г. Шкуропацкая
(Алтайская государственная академия образования имени В.М.Шукшина, Бийск)
Средства выражения оценки в текстах газетно-публицистического стиля
Актуальность темы обусловлена интересом современной лингвистики к проявлению категории оценочности в различных сферах языкового функционирования. Как известно, газетно-публицистический стиль является средой повышенной актуализации эмоционально-оценочных и экспрессивных средств языка. Вместе с тем, сам спектр средств выражения оценки, а также особенности функционирования каждого его фрагмента остаются не до конца изученными. Предметом нашего исследования является категория оценки и ее реализация в текстах газетно-публицистического стиля. Цель исследования – выявление способов языкового выражения оценочности. Методы исследования – теоретический анализ научной литературы; текстологический и сравнительный анализ газетных статей.
Публицистический стиль является одним из самых востребованных функциональных стилей современного русского языка. В нем находят выражение общественно-экономические, политико-идеологические, эстетические и культурные темы для обсуждения. Растет значимость этого стиля в народном сознании. Именно в публицистическом тексте складывается идеология, соответствующая основным явлениям окружающей действительности, образует базис массового мировоззрения.
Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (передовая статья, репортаж), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется как в письменной, так и в устной форме.
Характерной чертой газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций - тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика, а именно:
информационно-содержательной функцией и
функцией убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована всем носителям языка и членам данного общества. Для актуальности информации очень значим временной фактор: информация должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки. В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя. Автор не только высказывает свое отношение к сообщаемой информации, а выражает мнение определенной социальной группы людей - партии, движения и прочее. Итак, с функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газетно-публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля.
Газетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей требует все новых языковых средств, чтобы оказывать на них воздействие. Именно этой цели служат все богатства языковых средств, используемых в текстах данного стиля речи, среди которых важнейшее место занимают средства выражения оценочности.
Категория оценочности – одно из главных качеств публицистического произведения, определяющее
отношение автора к выбранной теме. Стоит отметить, что это свойство массовой коммуникации присутствует в любом виде публицистического текста, так как выражает лежащее в его основе смысловое значение, авторскую задачу.
В нашей работе мы выделяем такие категории оценочности, как открытая и закрытая (или скрытая оценочтость). Дадим характеристику каждого вида оценочности, проиллюстрировав его примерами из публицистических текстов, взятых нами из газеты «Деловой Бийск» за период с конца февраля до начала марта 2012 года.
Для открытого типа характерна явная агитация с перечислением проблем, возникающих в непосредственной близости перед читателем, и путей их решения, приводимых, как правило, без возможности выбора. Открытая оценочность предполагает прямое указание на действительность, вызывающая авторскую рефлексию, разграничение на «плохих» и «хороших».
На ремонт по федеральной программе в рамках модернизации здравоохранения был выделен 61 млн. рублей. – Капительного ремонта в стационаре не было давно, поэтому пришлось заменить все инженерные сети, а также окна, двери, установить современную вентиляцию.
В данном высказывании поставлена проблема капитального ремонта, затем идет перечисление решения этой проблемы.
Скрытая оценочность проявляет себя в современном публицистическом жанре в том случае, когда важно навести адресата на самостоятельные выводы, соответствующие авторскому замыслу.
Скрытая оценка может быть двух видов: имплицитной (оценочность заложена в значении слова) и эксплицитной (оценочность зависит от употребления слова, от контекста).
Для выражения имплицитной оценки выделяют два важных типа: метафоры и эвфемизмы. Остановимся на каждом из них подробнее.
Метафоры в публицистическом тексте являются организующими формами авторской стратегии, влияют на представления адресата, создавая определенный, заранее заданный образ. Метафоризация представляет собой использование слов в переносных значениях в целях создания яркого образа, выражения оценки, эмоционального отношения к предмету речи; она призвана оказать воздействие на адресата речи.
Характерно использование в современной публицистической речи военной лексики: взрывоопасная ситуация, штаб, рейд, наступление. Активно используется сравнение государственного устройства со зданием: коридоры власти, стена недоверия, национальные квартиры. Широко применяется метафорическое осмысление слов, относящихся к медицине. Большинство из них выражают сильные негативные эмоции: паралич экономики, болезнь общества, аллергия на контакты с прессой, болезнь суверенизации, злокачественная опухоль национализма.
Другим типом имплицитной оценки является эвфемизм. Это "слово или выражение, употребляемое для непрямого, прикрытого обозначения какого-нибудь предмета или явления, назвать которое его прямым именем в данной обстановке неудобно, неприлично, не принято" [Москвин В.П. Стилистика русского языка. С. 27]. Выделяют основные типы эвфемизмов:
-
Бытовые эвфемизмы применяются для обозначения того, что в данную эпоху и в данном обществе считается неприличным: воспользоваться платком вместо высморкаться.
-
Этикетные эвфемизмы используются в случаях, когда говорящий избегает прямых наименований из боязни обидеть собеседника либо какое-то третье лицо: полный вместо толстый.
-
Маскирующие эвфемизмы вуалируют подлинную сущность обозначаемого: позаимствовать вместо украсть.
Для выражения эксплицитной оценки важными являются следующие категории:
контекст,
квазисинонимическая ситуация и
квазицитата.
Контекст — одно из главных авторских средств формирования читательской мысли. Ранее нейтральная номинация слова, помещенного в определенный контекст, обретает эмоциональную окрашенность, основой для которой становится словесное окружение. Необходимо отметить, что оценочность в этом случае полностью зависит от авторского отношения к теме всего текста и не связана с основным, первоначальным значением. Формирование различных настроений в читательской аудитории приводит к множественной трактовке одного слова, вложенной в него контекстным окружением.
Чтобы расходы сравнялись с доходами, городу не хватит 120 млн. 500 тыс. Рублей. В целом же в городском кошельке окажется 1 млрд. 966 млн. рублей доходной части.
Кошелек – мешочек, чаще кожаный, с металлическим затвором, для ношения денег в кармане. (Толковый словарь Ушакова). В данной высказывании слово
кошелек выполняет не прямое значение, а обозначает бюджет города.
Еще одним типом экспликации оценочности является квазисинонимическая ситуация — выстраивание в один ряд слов, сближающихся только в рамках публицистического текста. Единицы речи в этом случае имеют разное значение, но объединены для определенной авторской задачи. Читатель перечисляет выставленные вместе слова, приходя к выводу об их синонимии. «Выгодное» для адресанта сравнение приписывает через сознание аудитории новые качества для старых образов, — нейтральные составляющие текста становятся подчеркнуто оценочными.
Последний рассмотренный нами тип выражения эксплицитной оценочности ― квазицитаты. Это особые универсалии, представляющие чужие цитаты, приведенные автором в собственном тексте. Следует учесть, что публицисты могут намеренно исказить мысли индивида, к мнению которого они обращаются. Фразы при этом теряют связь с контекстом, из которого они были заимствованы, меняются по форме и содержанию. В цитате остается некоторая доля достоверности, однако общий смысл сильно меняется под авторскую стратегию воздействия. Применение квазицитат обоснованно, когда мнение журналиста совпадает с мыслями других, и служит для подкрепления основополагающей идеи текста.
Приведем пример из газетной статьи «социальная политика Путина»
Дальнейшее прочтение статьи лишь укрепило в мысли о том, что премьер либо в упор не видит эту ключевую и востребованную именно сейчас к решению проблему, либо игнорирует её, сводя социальную политику к раздаче барских подачек. Более того - Путин (возможно, его спичрайтеры не поняли, что написали, а он проглядел) публикует поразительный вывод - "...при сохранении существующих и отсутствии новых мер - к 2050 году оно [население страны] составит порядка 107 миллионов человек." Говоря иначе, за двадцать лет создана система, которая ведет к угасанию народа - причем невероятными темпами.
В заключении отметим, что средства выражения оценки в публицистическом тексте зависят от самого типа оценочности, ориентированной на фактор адресата. Исследования в данном направлении будут нами продолжены в рамках дипломного сочинения.