Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Урок скачан с сайта www.uroki.net


Жоголева Елена Евгеньевна ,

учитель русского языка и литературы

МОУ – СОШ с. Кожевино

Петровского района Саратовской области,

учитель высшей квалификационной категории
Урок русского языка в 8 классе

Тема: «Особенности публицистического стиля речи»


Цели:

  • закреплять навыки выразительного чтения;

  • научить озаглавливать текст, составлять план, определять тему, идею текста;

  • развивать навыки определения и доказательства стиля и типа речи;

  • научить объяснять орфограммы и пунктограммы в данном тексте;

- воспитание гордости за труд своих соотечественников,
патриотизм.

Оборудование:

  1. учебник для 8-го класса "Русский язык" Г. Бархударов,
    СЕ. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. 21 изд. М.,
    Просвещение, 1999;

  2. доска;

  3. карта географическая;

4) иллюстрации с изображениями Мамаева Кургана,
Кремля, Брестской крепости из сборника "Города-герои" (набор
открыток);

5) памятка "Художественные особенности


публицистического стиля;

  1. памятка "Типы речи";

  2. "Толковый словарь"/ Ожегов.

Ход урока

I. Организационный момент.

П. Сообщение темы урока "Особенности публицистического стиля Речи".

Цели и задачи нашего урока:

закрепить знания о публицистическом стиле речи и навыки выразительного чтения такого текста, вспомнить такие понятия как тем, идея текста, стиль и тип речи, будем практиковаться в комментировании орфограмм и пунктограмм. Всю эту работу мы будем выполнять на материале упражнения № 309. Это упражнение было дано вам в качестве домашнего с заданием: списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, а также (устное задание) прокомментировать эти орфограммы и пунктограмма.

Итак, открываем тетради,

записываем число, классная

работа и тему урока. И

открываем листок с домашним
заданием.
Записывают, открывают тетради с домашним заданием, В них списанный текст упражнения с вставленными буквами и расставленными знаками препинания. Текст не озаглавлен.

III. Подготовьте текст к выразительному чтению.

Учащиеся делят на 2 группы:



I группа - сильные учащиеся

делают в тексте минимум пометок, так как обладают навыком выразительной речи.

Родина серебристой ели -Канада.

Продолжительность жизни этого дерева - 500-800 лет. и т.д.


II группа - слабые учащиеся

подготавливают текст, используя карандаш, проделывают работу полностью, но не в полном объеме.

Родина серебристой ели -Канада.

Продолжительность жизни этого дерева - 500-800 лет. Но серебристая ель, выращенная в питомнике под городом Нальчиком, еще молода.




Они делают сколько успеют, а доделывают во время чтения учащимися I группы, вслед за ними расставляя знаки

Давайте рассмотрим, что у нас с вами получится.

Начинает чтение - один из II группы (они уже успели подготовить первый абзац. Когда этот абзац прочитан, чтение прерывается)

Все согласны с таким чтение? Есть ли замечания?

Молодец. Справился с заданием. Их чнение тоже обсуждается и дается оценка чтению (делается это после прочтения текста целиком).

IV. Проверка домашнего задания.

Какие орфограммы и пунктограммы встретились в тексте? Прокомментируйте, пожалуйста.

От учащихся требовался ясный, Выращенная - в корнях с

четкий, связный комментарий; чередованием – раст-ращ -

при необходимости вносились рос- перед щ пишется буква а.

поправки.



Питомнике - в корне слова пишется безударная непроверяемая гласная и, правописание слова нужно запомнить.

Вырастил - в корнях с

чередованием- раст-ращ- - рос- перед щ пишется буква а.



Удостоенный - в суффиксе полного страдательного причастия пишется нн; в причастии перед нн пишется буква е, так как оно образовано от глагола на - итъ (удостоить).

Никак - в отрицательном наречии без ударения пишется приставка ни-.

Не всходили - отрицательная частица не с глаголом пишется раздельно.

Непривычных -не с полным прилагательным пишется слитно,

так как нет противопоставления,

нет зависимых слов, прилагательное

можно заменить синонимом без не.



Не подходящих - не с полным причастием

пишется раздельно, так как при

причастии есть зависимые слова.

Терпение - в корне слова пишется

Безударная проверяемая гласная е,

так как есть проверочное слово терпит.

Выращенных - в суффиксе полного

страдательного причастия пишется нн;

в причастии перед нн пишется буква е,

так как оно образовано от глагола

на -итъ {вырастить).

Далее учащиеся объясняют пунктограммы. Это выглядит так.



Родина серебристой ели -Канада.

В этом предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым, так как подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.



Но серебристая ель, выращенная в питомнике под городом Нальчиком, еще совсем молода.

В этом предложении обособляется согласованное, распространенное определение, выраженное причастным оборотом, так как оно стоит после определяемого слова.



Вырастил эту ель, сторгую и гордую, старый селекционер...

В этом предложении обособляется согласованное, нераспространенное определение, выраженное двумя одиночными прилагательными, связанными союзом и, так как оно стоит после определяемого слова.



V. Лексическая работа с текстом. Работают по группам. I группа (сильные ученики)

Задание на доске написаны: Работают самостоятельно,



  1. Что такое Канада? Где используя разделение труда;
    находится? (покажите на карте), если что-то не смогли сделать по

  2. Что такое "Нальчик", одиночке, затем обсуждают все
    "Мамаев курган", "Брестская вместе.

крепость"? Где они находятся?

  1. Найдите в "Толковом
    словаре" точные значения слов
    "питомник", "селекционер".

  2. Видели ли вы серебристую
    ель, найдите ее изображение.

На столах у них "Толковый

словарь" Ожегова, открытки из набора "Города-герои" и изображение (из пособий по биологии) серебристой ели.



II группа (слабые учащиеся)

Работает учитель: Упор делается на текст. Если



  1. Родина серебристой ели?. учащиеся не могут

  2. Почему было трудно сформулировать ответ сами, то
    вырастить ель у нас? тогда ищут его в тексте.

  3. Благодаря чему была
    выращена серебристая ель даже
    в непривычных для нее
    условиях?

  4. Где теперь можно увидеть
    это дерево?

Работа групп закончена

Проверяем работу I группы

Учащиеся по желанию или по распределению внутри группы отвечают на поставленные вопросы (в том числе показывают иллюстрации).

(Дополняют в том случае если

ответы на 1 и 2 вопрос

неполные).

VI. Мы переходим к непосредственной работе с текстом, его

смыслу и содержанию

Почему мы назвали эти предложения текстом? Докажите, что это текст:

Это текст, так как он состоит из нескольких предложений,
Озаглавьте текст (все варианты записываются на доске). Какова тема текста.

Сформулируйте основную мысль (идею) текста.

В каких предложениях она заключена?

А теперь вернемся к вашим заголовкам. На что указывают ваши заголовки - на тему текста или его идею? Какой из предложенных заголовков более удачный?

связанных между собой по смыслу и грамматически. "Ель", "Ель Ковтуненко", "Серебристая ель".


Нелегко было вырастить серебристую ель у нас в стране.

Можно достигнуть всего, если есть желание, знания, терпение. "Нелегок был его труд. Но терпение и опыт селекционера победили".

Из всех заголовков более точен "Ель Ковтуненко", так как он связан с темой текста.


Какой заголовок мы оставим? "Ель Ковтуненко' (с доски стираем все остальные)

Найдите в тексте ключевые слова, которые подтверждают тему и идею текста.

Составьте план текста. (Название текста уже записано на доске)



Ель Ковтуненко

"Серебристая ель, питомник, труд, селекционер, терпение, опыт, семена, всходы".




План

1.

2.



3.

Сколько пунктов будет в плане? Три.

Почему? В самом тексте можно выделить

Какие? 3 главные мысли:



  1. Родина серебристой ели -Канада.

  1. Трудности по выращиванию
    ели у нас в стране.

  2. Распространение ее по
    уголкам нашей страны.



Давайте вспомним о том, что формулировки плана должны содержать ключевые слова, соотноситься с темой и идеей текста. Отредактируйте пункты плана.

План:

  1. Родина серебристой ели
    Канада.

  2. Нелегкий труд селекционера
    Ковтуненко.

  3. Путешествие серебристой ели
    по стране.



Определите стиль текста

Используя памятку "Характеристика публицистического стиля речи", назовите признаки публицистического стиля речи, которые присутствуют в данном тексте (при необходимости поправляю, дополняю).

Это публицистический стиль речи.

Данный текст можно отнести к публицистическому стилю речи,

так как:


  1. он написан с целью сообщения значимой информации, привлечения
    внимания читателя и слушателя к событию в общественной и научной жизни страны, с целью внушения уважения к работе наших специалистов и гордости
    за их деятельность;

  2. этот текст представляет собой вероятно, статью в газете или журнале;

  3. для данного текста характерны логичность, образность, эмоциональность,
    оценочность, доходчивость изложения;

  4. этот текст имеет следующие лексические особенности: широко
    используются общеупотребительные слова общественной и профессиональной сферы (родина, жизнь, город, премия, труд, питомник, селекционер, семена, всходы, среда...) ; используются изобразительно-выразительные средства языка -эпитеты (строгая, гордая ель, крепкие всходы), олицетворения (тысячи всходов, почувствовавших родную среду, потянулись к солнцу; ель уехала, ель встала);

  5. в данном тексте используются следующие синтаксические особенности
    публицистического стиля: короткие предложения (родина серебристой ели - Канада.
    Нелегок был его труд); многочисленное использование причастных оборотов;
    использование однородных членов.

Обобщите, какие характеристики публицистического стиля присутствуют в данном тексте и проиллюстрируйте это

Определите тип речи

Докажите мне это (используя памятку "Типы речи").

Это текст повествование, так как в нем идет речь о конкретном событии. Композиция текста типична для повествования. Можно выделить экспозицию, завязку, развитие действия,

кульминацию и развязку.



Скажите, только ли повествование в этом тексте?

Нет. Здесь можно найти и элементы описания. Они присутствуют во втором абзаце. Именно там идет последовательное описание работы по выращиванию ели. Для описания вообще характерна параллельная связь между предложениями.

Это правильно.

Итог урока. Что мы сегодня на уроке делали с вами: Работали над выразительным чтением, определяли тему, идею текста, его стиль и отличительные черты текста.

Расскажите как же должен строиться текст, чтобы раскрыть тему, донести до читателя основную мысль? Нужно сначала определить тему и идею текста. Затем выбрать стиль речи, который наиболее четко выразит тему, идею текста и соответственно использовать выразительные средства этого стиля.

Домашнее задание:

Найти в газетах и журналах публицистические тексты, доказать что они таковыми являются. Подборка газет и журналов в кабинете русского языка и литературы.

Оценки за урок.
Приложение 1.

ТЕКСТ


Родина серебристой ели - Канада. Продолжительность жизни этого дерева - 500-800 лет. Но серебристая ель выр_щенная в питомнике под городом Нальчиком еще совсем молода.

Вырстил эту ель строгую и гордую старый селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко удосто_ый за это Государственной премии. Нелегок был его труд. (Н_)как (н_) всходили семена в (не) привычных (не) подходящих для них условиях. Но т_рпение и опыт селекционера победили. Последние три килограмма семян оставшиеся после гибели первых всходов он высадил в еловые опилки. И тысячи крепких всходов почувствовавших родную среду потянулись к солнцу.

Первая из выращ_ых в питомнике серебристых елей уехала на Днепрогэс.

Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля и на Мамаевом кургане и возле Брестской крепости.



(По В. Черткову)
Приложение 2.

Памятка
Особенности публицистического стиля речи
1. С какой целью говорим.

Информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чем-либо, внушение ему определенных идей, побуждением его к определенным поступкам.


2. В какой обстановке говорим.

В официальной обстановке, выступление в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях.


3. Речевые жанры.

Статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.




  1. Языковые средства выражения.
    Общественно-политическая лексика.




  1. Стилевые черты речи.

Логичность, образность, эмоциональность, призывность, лаконичность изложения при информативной насыщенности, доходчивость изложения.
6. Лексические особенности публицистического стиля.

Использование лексики, обозначающей понятия морали, этики, культуры, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека; использование штампов, клише, фразеологизмов, поговорок, пословиц.


7. Синтаксические особенности публицистического стиля речи.

Употребление коротких предложений. Использование вводных слов и предложений, однородных членов.




Жанры публицистического стиля речи (2 часа)
70.2kb.

24 09 2014
1 стр.


«Особенности публицистического стиля речи»

Всю эту работу мы будем выполнять на материале упражнения №309. Это упражнение было дано вам в качестве домашнего с заданием: списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания

127.67kb.

07 10 2014
1 стр.


Официально-деловой стиль публицистический стиль

Общая характеристика официально-делового стиля. Виды документов. Общая характеристика публицистического стиля. Стилистические фигуры публицистической речи

141.34kb.

15 10 2014
1 стр.


Средства выражения оценки в текстах газетно-публицистического стиля Актуальность

Цель исследования – выявление способов языкового выражения оценочности. Методы исследования – теоретический анализ научной литературы; текстологический и сравнительный анализ газет

70.92kb.

17 12 2014
1 стр.


«Обучение написанию сочинения-рассуждения при подготовке гиа в 9 классе»

Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Работа в группах создаст на уроке более комфортные у

93.98kb.

10 09 2014
1 стр.


Особенности языка и стиля поэзии разиля валеева
320.72kb.

16 12 2014
1 стр.


Урок русского языка в 8 классе Тема. Подготовка к сочинению описанию архитектурного памятника. Тип урока

П р е д м е т н ы е результаты: актуализация знаний о типах и стилях речи, об особенностях публицистического описания, об изобразительных средствах (эпитет, сравнение); обогащение

127.79kb.

10 10 2014
1 стр.


Разговорный стиль

Беседа, разговор, но возможно использование разговорного стиля и в некоторых жанрах письменной речи — личных дневниках, записках, частных письмах

80.45kb.

11 10 2014
1 стр.