– для учителя (результаты обучения). • П р е д м е т н ы е результаты: актуализация знаний о типах и стилях речи, об особенностях публицистического описания, об изобразительных средствах (эпитет, сравнение); обогащение лексики учащихся архитектурными терминами. • М е т а п р е д м е т н ы е результаты: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности. • Л и ч н о с т н ы е результаты: обогащение фоновых знаний учащихся, формирование интереса и уважения к русской культуре. |
– для учащихся. • Подготовка к домашнему сочинению – описанию архитектурного памятника с использованием картины С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли». |
3 недели назад я пришла в класс и сказала: «Вот картина художника Герасимова «Церковь Покрова на Нерли». Попробуйте описать её». И оказалось, что сделать это невозможно. Почему? Потому что вы не знали ничего об этом храме: ни где он находится, ни когда, кем и почему он построен; не было слов, чтобы назвать архитектурные элементы этого сооружения, не было объяснения тому, почему именно этот храм решил изобразить художник.
А между тем замечательный русский писатель Владимир Солоухин в своих «Камешках на ладони» написал: «В двадцатом веке обрушивается на человека огромное количество информации. Всего знать нельзя.
Однако есть понятия, вопросы… которые обязательны для каждого человека.
Ты можешь быть химиком, электриком…футболистом…генералом, но если ты русский человек, ты обязан знать, что такое «Слово о полку Игореве», Покрова на Нерли, Куликовская битва, рублевская «Троица», Кирилло-Белозерский монастырь, Крутицкий терем, устюжская чернь, вологодское кружево, Ки́жи, Остромирово евангелие, Владимирская божья матерь».
Согласимся с писателем: нам, русским людям, необходимо знать, что́ есть на нашей земле замечательного, и уметь говорить об этом. Зачем? Вопрос непростой. Пусть он пока будет риторическим для вас. А у меня на него давно есть ответ: для чувства самоуважения, национальной гордости, для ощущения того, что и ты являешься носителем русской культуры. Поверьте: чем дольше вы будете жить, тем больше вы будете ощущать потребность в этом.
Так как я больше всех люблю путешествовать, я готовил «Географическую страничку». [Сл.2] Представим себе, что мы садимся в автобус и едем [Сл.3]. Нам предстоит провести в пути 5 часов и проехать 360 км. Маршрут следования [Сл.4]: Тверь – города Московской области Клин, Ногинск – потом Владимирская область и сам Владимир, областной центр. Недалеко от Владимира есть село Боголюбово, а в полутора километрах от него и стоит храм Покрова на реке Нерль, в том месте, где она сливается с Клязьмой.[Сл.5] .(Работа с «Опорной карточкой»).
В середине ХII века во главе Суздальского княжества встал внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого князь Андрей Юрьевич. [Сл.7] Он перенёс столицу княжества во Владимир, а недалеко от столицы построил укреплённый княжеский замок Боголюбово — основную свою резиденцию, по названию которой он и получил прозвище Боголюбский. Само же название резиденции объясняется тем, что среди прочих русских князей Андрей Юрьевич выделялся благочестием: сам сочинял проповеди и молитвы, в благодарность за победы строил храмы и устанавливал церковные праздники.
Церковь Покрова на Нерли построена по его приказу в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году [Сл.8]. В этом походе сын Андрея Боголюбского, молодой князь Изяслав, получил тяжёлое ранение, от которого и скончался в 1165 году. В память об этих событиях Андрей Боголюбский и заложил Покровский храм. Место для его возведения указал сам. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили побежденные волжские булгары.
Храм был посвящен новому на Руси празднику - Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем Андреем и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле. По старинному поверью, Богородица держала в руках плат – покров, защитив город от врагов. (Праздник отмечается на Руси 14 октября). (Работа с «Опорной карточкой»).
Это небольшой храм (в плане 10 на 14 метров, высотой 30 метров) и очень красивый. В чём секрет его красоты? [Сл.11] С первого взгляда храм Покрова на Нерли по своей конструкции чрезвычайно прост - это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм . (Одноглавый – значит с одной главой – куполом, крестовокупольный – значит в плане образует крест, а над средокрестием возвышается купол, четырёхстолпный – значит с четырьмя несущими колоннами-столпами по углам). Нельзя, конечно, не сказать о том, что храм украшен луковичным куполом на высоком барабане, стены храма украшены арочным фризом (фриз – это верхняя часть здания, а арка – это дуга), пилястрами ( это прямоугольные выступы стены в виде вделанных в неё колонн), посредине стен проходит пояс из полуколонок, на арочном фризе расположены рельефы (выпуклые рисунки), изображающие [Сл.12]псалмопевца Давида, который в окружении птиц и львов прославляет Богоматерь под звон гуслей. Но подобное можно увидеть и на других русских храмах. Почему же именно об этом русский художник Игорь Грабарь сказал [Сл.13]: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом , созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства"?
Если заглянуть внутрь [Сл.15], там тоже испытаешь ощущение устремлённости ввысь.
И, конечно же, храм удивительно гармонично вписан в окружающую его природу. Вокруг - полный покоя и поэзии луговой простор с вольным воздухом, высоким небом и пышными травами. [Сл.16] .(Работа с «Опорной карточкой»).
4 уч-ся (Юманова С.). [Сл.17] («Литературно-поэтическая страница»). Писатели и поэты придумали много замечательных сравнений для церкви Покрова на Нерли. Одни называют её [Сл.18] парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени, другие уподобляют [Сл.19] лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания, третьи сравнивают этот архитектурный памятник с поэмой, запечатлённой в камне [Сл.20]. .(Работа с «Опорной карточкой»).
Мне понравилось стихотворение Льва Болдова «Храм Покрова на Нерли» (2001 г.):
Изморось. Голые ветви осенние.
Гул электрички вдали.
Привкус отчаянья. Пристань спасения.
Храм Покрова на Нерли.
Вот он – рукою дотронуться хочется
До белокаменных стен.
Полдень. Прозрачный покой одиночества.
Горькой гармони плен.
Этой усталой земли,
Нищими селами, рощами голыми –
Храм Покрова на Нерли!
Край, всем открытый ветрам.
Путь потерявшие, лишние, грешные –
Все мы придем в этот храм![Сл.21.1]
В детство, забытое здесь,
Молча шепчу я: «Помилуй мя, Господи,
Если ты всё-таки есть!
Дай мне наивных надежд воскресение,
Тихую мудрость пошли».
Изморось. Рыхлое небо осеннее.
Храм Покрова на Нерли. // [Сл.21.2]
Но есть и ещё одна причина. [Сл.2] Сергей Васильевич Герасимов вошёл в историю изобразительного искусства как художник, создавший много картин о жизни русского народа; их темами стали революция, Гражданская война и Великая Отечественная война, а также мирный труд русского народа. Широко известны его картины «Колхозный праздник», «Мать партизана». Герасимов писал портреты, проникновенные лирические пейзажи: «Зима», «Лёд прошёл» и другие. Во многих пейзажах художника значительную роль играет изображение древнерусской архитектуры. Одним из таких полотен и является «Церковь Покрова на Нерли». Сергей Васильевич считал, что в величавых и гармоничных формах древнего храма отразился характер русского народа. [Сл.3] Вот она, репродукция с картины С.В.Герасимова, и чудо-храм, о котором мы сегодня говорим.(Работа с «Опорной карточкой»).
― Мы с вами не раз писали сочинения по картинам и знаем, что каждая из них рождена определённым замыслом художника. А на раскрытие этого замысла «работают» все детали картины и её композиция.
В. Что такое композиция? (Построение).
В. Какие элементы композиции мы обычно выделяем, говоря о картине? (Передний план, задний план, центр, фон). [Сл.4].
― И, конечно, мы не должны забывать о названии картины! У Герасимова есть картина, которая называется «Пейзаж с церковью», а эта называется «Церковь Покрова на Нерли». [Сл.5] Сравните.
― В таком случае начнём наш разговор о картине с церкви.[Сл.6]
― Смотрите, как интересно получается: поместив храм в центр картины, художник словно говорит нам: «Вот что тут главное! Полюбуйтесь этим замечательным храмом!» А отнеся его на задний план, художник словно говорит нам: «Но посмотрите, где он стоит! Это заслуживает не только внимания, но и восхищения и, возможно, размышления». (Работа с опорной карточкой).
― Готового ответа здесь нет и быть не может. Наверное, у каждого человека возникнут свои ассоциации, свои размышления. У меня, например, философские мысли возникают: более 8 веков стоит этот храм на Нерли… Сколько же воды пронесла река мимо этих стен! Сколько поколений людей сменилось, сколько событий свершилось на этой земле! А красота-то эта уцелела! Ни у кого не поднялась рука на неё. Может быть, потому, что из поколения в поколение передавались любовь и уважение к этой красоте. Вот и мать привела свою дочку полюбоваться храмом. А может быть, наоборот, эта красота спасала людей от озлобления, от потери нравственности, вселяла в души любовь, веру, надежду. И люди берегли её. Мне кажется, что эти вещи связаны друг с другом. (См. «Опорную карточку». Может быть, сейчас вы ничего не напишете в последней части карточки, а дома постарайтесь подумать над последним вопросом и что-то написать.)
Поле безлюдное. Речка неспешная.
Край, всем открытый ветрам.
Путь потерявшие, лишние, грешные –
(Ответы уч-ся)
― Речь идёт об исторической памяти: поэт говорит о том, что мы должны знать свою историю, народ, к которому принадлежим, его мировидение, его представление о красоте, должны ощутить духовность русского народа, прикоснуться к ней. Если этого не случится с каждым из нас, у нас не будет будущего. Или оно будет очень неважным.
В. Как вы считаете, можно ли считать созвучными замысел картины С.В.Герасимова и стихотворение Льва Болдова? (Конечно. И художник, и поэт призывают нас сохранять русскую культуру).
В. Состоялось ваше знакомство с храмом? А с картиной С.В.Герасимова?
― Дома вы напишете сочинение. Тема обозначена в «Опорной карточке» (прочитайте вслух), материалы к сочинению собраны.
― Знаю, что вам всегда трудно начать сочинение, поэтому предлагаю возможное начало… [Сл.8].
_______________________________________________________________________.
_______________________________________________________________________.
_______________________________________________________________________.
ru.wikipedia.org›wiki/Церковь_Покрова_на_Нерли
https://www.museum.vladimir.ru/arch/bogolub/pokrov?menu=bogolub
ru.wikipedia.org›wiki/Герасимов,_Сергей_Васильевич
10 10 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
02 09 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
25 09 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.