Перейти на главную страницу
Программа
«Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков»
Составитель:
Заместитель директора
по воспитательной работе
Шапошникова Л.Р.
п.Комсомольский
2011
Еще древние философы пророчили о том, как важно заботиться о своём здоровье и пропагандировали здоровый образ жизни. Из поколения в поколение передавалась мудрость наших прадедов.
Иногда меня спрашивают - "Ты куришь?". Я говорю - "Нет". На что мне отвечают - "Не пьешь? Ха, кто не курит и не пьет тот здоровеньким помрет!".
Я не знаю, что на это ответить. Конечно можно сказать что каждый выбирает сам для себя свой образ жизни. Но, где он здоровый образ жизни. Как он выглядит. Что есть, курить не курить, каким спортом заниматься для здорового образа жизни или не заниматься.
Автор программы – Шапошникова Л.Р заместитель директора по воспитательной работе.
Творческая группа: методическое объединение классных руководителей, психолог, совет профилактики.
Сроки реализации программы:
2010-2015 гг.
1 этап 2010-2011 – информационный этап.
Изучение научно – методической литературы, сбор информации, диагностика уровня воспитанности и склонности с употреблению психоактивных веществ, анкетирование учащихся, родителей и педагогов, составление информационно – аналитических справок.
2 этап 2011-2013 – этап когнитивного развития.
Выявление когнитивного развития у учащихся всех возрастных групп, профилактическая работа, мероприятия предупреждающие развитие аддитивного поведения, диагностика и мониторинг результатов профилактической работы.
Разработка и выполнение мероприятий, предупреждающие развитие аддитивного поведения, развитие потенциальных возможностей личности, создание необходимых условии для формирования здорового образа жизни.
Создание модели воспитанника высофункционального поведения. Участие в мероприятиях по совершенствованию высокофункционального поведения учащихся. Формирование у учащихся высокофункционального поведения.
Возрастная категория |
Микросреда |
Целевая подгруппа |
Учащиеся начального звена (1-4 классы) |
Школа, семья, учреждения дополнительного образования |
Учителя, родители, социальные педагоги, руководители кружков и секций |
Учащиеся среднего звена (5-8 классы) |
Школа, семья, учреждения дополнительного образования |
Учителя, родители, социальные педагоги, руководители кружков и секций |
Учащиеся старшего звена (9-11 классы) |
Школа, семья, учреждения дополнительного образования, молодёжные объединения |
Учителя, родители, социальные педагоги, руководители кружков и секций, сверстники и друзья |
Профилактика включает:
1. Создание школы, свободной от психоактивных веществ (направление школьной политики по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей).
2. Выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям психологов и специалистов наркологического центра).
3.Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов; сформировать группы лидеров-родителей). Сюда относится анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростка. (Приложение № 2)
4. Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школе).
Вторичная профилактика. Ориентирована на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых психоактивных веществ. Цель вторичной профилактики - раннее выявление начавших употреблять психоактивные вещества и помощь потенциальным алкоголика, наркоманам и токсикоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. Главная задача вторичной профилактики - не опоздать с принятием оздоровительных мер.
Структура программы профилактики.
Программа предполагает работу с детьми и подростками старшего (15-16 лет) и среднего (12-14 лет) возраста. Программа включает в себя четыре раздела:
Разделы программы
В начале и в конце программы предусматривается проведение "круглых столов" со всеми специалистами, работающими по программе, анализ и подведение итогов работы.
Методы работы, которые могут быть использованы в ходе профилактики, следующие:
Хорошо известно, какие необратимые последствия для физического развития подростка может иметь употребление психоактивных средств в период интенсивного роста организма. Но не менее серьезную травму употребление таких веществ наносит личности растущего организма. В результате, у человека возникает аморальная система мотивов поведения и ценностей. Поэтому не могут не тревожить данные статистики: за последние годы количество учащихся с аддитивным поведением возросло в 6-8 раз. Отсюда следует, что требуются безотлагательные меры, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию одурманивания подростков. Общеизвестно, что предупреждение любых недугов гораздо эффективнее, нежели лечение запущенной болезни. Как было уже сказано, одним из этапов профилактики аддитивного поведения является диагностика предрасположенности подростка к употреблению одурманивающих веществ. Более подробно этот вопрос рассмотрен в Приложении № 3.
Итак, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
В настоящее время проблема распространения алкоголизма, наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества.
Анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части детей и подростков в незаконное употребление наркотиков и других ПАВ.
На сегодняшний день явно прослеживаются следующие тенденции:
Любое образовательное учреждение обладает следующими возможностями для организации профилактической работы с учащейся молодёжью:
№ |
Наименование мероприятия |
Время проведения |
Класс |
Ответственные |
1. |
Организация и проведение профилактических бесед совместно с сотрудниками РОВД |
В течение учебного года |
1-11 |
Зам.дир.по ВР, участковый инспектор |
2. |
Рейды по борьбе с курением |
В течение учебного года |
1-11 |
Зам.дир.по ВР, мед.работник |
3. |
Посещение учащихся на дому |
В течение учебного года |
1-11 |
Классные руководители, психолог |
4. |
День борьбы со СПИДом |
Декабрь |
7-11 |
Зам.дир.по ВР, мед.работник, психолог |
5. |
Систематические рейды в рамках программы “Всеобуч” |
В течение учебного года |
1-11 |
Совет профилактики |
6. |
Месячник по профилактике правонарушений |
Декабрь |
1-11 |
Зам.дир. по ВР, участковый инспектор |
7. |
Организация выезда «Группы риска» на ВИЧ и др. |
До октября |
1-11 |
Мед.работник, участковый инспектор |
8. |
Анкетирование детей “Группы риска” |
Январь |
5-9 |
Социальный работник, психолог |
9. |
Профилактические мероприятия в учреждениях культуры и образования. |
В течение года |
1-11 |
Директор школы, директор ДК |
10. |
Круглый стол «Молодежь в зоне риска» |
Апрель |
1-11 |
Зам.дир.по ВР, социальный работник |
11. |
День борьбы с курением |
Май |
7-11 |
Зам.дир.по ВР, участковый инспектор, совет профилактики |
12. |
Заседания комиссии “Профилактика правонарушений, беспризорности. Ранняя профилактика семейного неблагополучия” |
4 раза в год |
5-11 |
Зам.главы «Ахтубинский сельский совет», зам.дир.по ВР, совет профилактики |
13. |
Уточнение списков «Группы риска», неблагополучных семей |
Ежеквартально |
1-11 |
Инспектор по делам несовершеннолетних, мед.работник |
14 |
Знакомство учащихся с правилами поведения в школе |
Сентябрь |
1-11 |
Классные руководители |
15. |
Подростковый КВН – День молодежи |
Июнь |
1-11 |
Специалист по делам молодежи ,образования и культуры |
16. |
Тематические дискотеки |
Ежеквартально |
5-11 |
Зам.дир.по ВР, специалист по культуре. |
|
Профилактическая работа по борьбе с наркоманией и табакокурением | |||
16. |
Классный час на тему: “Опасные удовольствия” |
Сентябрь |
5-10 |
Классные Руководители |
17. |
“Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь”- профилактическая беседа |
Октябрь |
7-8 |
Мед.работник |
18. |
Профилактическая неделя по борьбе с наркоманией |
Декабрь, апрель |
5-11 |
Шапошникова Л.Р. |
19. |
Лекция на тему: “Причина одна, последствий - множество” |
Декабрь |
9-10 |
Совет профилактики
|
20. |
Выпуск школьной информационной газеты на тему: “Нет наркотикам!” |
Декабрь |
9-11 |
Классные руководители |
21. |
Проведение классных часов на тему: “Что такое алкоголь?” |
Март |
6-9 |
Классные Руководители |
22. |
Организация и проведение рейдов |
в течение учебного года |
5-11 |
Совет профилактики |
23. |
Конкурс на лучший рисунок или плакат, направленный на борьбу с курением |
Октябрь |
5-8 |
Учитель рисования |
24. |
Организация и проведение тренинговых упражнений |
В течение года |
5-9 |
Учитель физкультуры |
25. |
Проведение профилактических классных часов |
В течение года |
5-9 |
Классные руководители
|
26. |
Акция: “21 век – век без наркотиков” |
Март |
5-11 |
Зам. дир. по ВР Классные руководители, |
27. |
Анкетирование “Вредные привычки” |
Апрель |
5-6 |
Психолог |
К Программе
Например: "Методика первичной диагностики и выявления детей "группы риска".
Инструкция
"Тебе предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон твоей жизни. Если честно и обдуманно отвечать на каждый вопрос, то у тебя будет возможность лучше узнать самого себя.
Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечай на каждый вопрос следующим образом: если ты согласен, отвечай "да", если не согласен - ответь "нет". Если ты не живешь вместе с родителями, то отвечай на вопрос о семье, имея в виду тех людей, с которыми живешь.
Работай как можно быстрее, долго не раздумывай".
Показатель |
№ вопроса |
1. Отношения в семье |
3+; 13-; 18+; 19+; 26+; 27+; 32+; 38+;47+. |
2. Агрессивность |
7+; 12+; 24+; 25+; 30+; 40+; 41+; 45+; 46+. |
3. Недоверие к людям |
1-; 2-; 8+; 9+; 10-; 11+; 22+; 23+; 31+. |
4. Неуверенность в себе |
4+; 14+; 15-; 16+; 20+; 21+; 28+; 29+; 33+; 39+; 49+. |
5. Акцентуации: гипертимная, истероидная, шизоидная, эмоционально-лабильная |
34+; 42-; 50+; 5+; 35+; 43+; 17+; 36+; 48+; 6+; 37+; 44+. |
Показатель |
Высокие баллы (группа риска) |
1. Отношения в семье |
5 и более баллов |
2. Агрессивность |
5 и более баллов |
3. Недоверие к людям |
5 и более баллов |
4. Неуверенность в себе |
6 и более баллов |
5. Акцентуации: гипертимная, истероидная, шизоидная, эмоционально-лабильная |
2-3 балла по каждому типу акцентуации |
Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по каждой шкале. Суммарный балл по каждой из 5 шкал отражает степень ее выраженности.
Высокие баллы свидетельствуют о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:
Высокие баллы свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости.
Высокие баллы говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности и враждебности.
Высокие баллы свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе.
К группе риска относят следующие типы акцентуации характера:
К Программе
Вопросы |
Баллы |
1. Обнаружили ли Вы у ребенка: | |
1.Снижение успеваемости в школе в течение последнего года. |
50 |
2. Неспособность рассказать Вам о том, как протекает общественная жизнь в школе. |
50 |
3. Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям. |
50 |
4. Частую смену настроения. |
50 |
5. Частые синяки и порезы. |
50 |
6. Частые простудные заболевания. |
50 |
7. Потерю аппетита и похудание. |
50 |
8. Частое выпрашивание у Вас денег. |
50 |
9. Понижение настроения, негативизм. |
50 |
10.Самоизоляцию. |
50 |
11.Скрытность, уединенность. |
50 |
12.Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения. |
50 |
13. Гневность, агрессивность. |
50 |
14.Нарастающее безразличие к окружающему. |
|
15.Резкое снижение успеваемости. |
100 |
16.Татуировки, следы ожогов сигаретой. |
100 |
17.Бессонницу, повышенную утомляемость. |
100 |
18.Нарушение памяти. |
100 |
19.Отказ от утреннего туалета. |
100 |
20.Нарастающую лживость. |
100 |
21.Чрезмерно расширенные или суженные зрачки. |
200 |
22.Значительные суммы денег без известного источника дохода. |
300 |
23.Частый запах спиртного. |
300 |
24.Потерю памяти на события, происходившие в период опьянения. |
300 |
25.Наличие шприца, игл, ацетона. |
300 |
26.Наличие неизвестных таблеток, травы. |
300 |
27.Состояние опьянения без запаха спиртного. |
300 |
28.Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке. |
300 |
2. Слышали ли Вы от ребенка: | |
1. Высказывания о бессмысленности жизни. |
50 |
2. Разговор о наркотиках. |
100 |
3. Отстаивание своего права на употребление наркотиков. |
200 |
3. Сталкивались ли Вы со следующим: | |
1. Пропажей лекарств. |
100 |
2. Пропажей из дома денег, ценностей |
100 |
4. Случалось ли с Вашим ребенком: | |
1. Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках. |
100 |
2. Задержание в связи с вождением транспорта в состоянии опьянения. |
100 |
3. Совершение кражи. |
100 |
4. Арест в связи с хранением, приобретением наркотиков. |
300 |
5. Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения. |
100 |
Если Вы обнаружили более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость.
Приложение № 3
К Программе
В нашей школе с подростками 9 класса было проведено анкетирование. Им предлагалось ответить на вопросы анкеты с целью определения процентного соотношения одобрительного и отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ. Школьникам предлагались вопросы следующего характера.
1. Как Вы думаете, в Вашем классе подростки:
|
Никто |
1-2 чел. |
1/3 |
1/2 |
большинство |
а) курят сигареты, потребляют спиртные напитки |
|
30% |
70% |
|
|
б) потребляют наркотические вещества |
70% |
30% |
|
|
|
в) потребляют токсикоманические вещества |
70% |
30% |
|
|
|
|
Никто |
1-2 чел. |
1/3 |
1/2 |
большинство |
а) курят сигареты, потребляют спиртные напитки |
|
|
20% |
80% |
|
б) потребляют наркотические вещества |
30% |
70% |
|
|
|
в) потребляют токсикоманические вещества |
50% |
50% |
|
|
|
от своих одноклассников |
от своих друзей- ровесников |
От знакомых взрослых |
от торговцев наркотиками (молодых) |
от торговцев наркотиками (взрослых) |
|
|
100% |
|
|
ситуации |
Одобряю |
безразлично |
осуждаю |
а) в компании сверстников, где все потребляют |
|
50% |
50% |
б) для поднятия настроения и снятия напряжения |
|
30% |
70% |
в) когда скучно, от чувства одиночества |
|
50% |
50% |
г) чтобы почувствовать себя самостоятельным, вызвать уважение сверстников |
|
30% |
70% |
|
интересна |
Безразлична |
часто не соответствует действительности |
всегда правильная |
а) родителей |
|
80% |
20% |
|
б) учителей |
|
100% |
|
|
в) друзей |
20% |
80% |
|
|
г) передач радио, телевидения |
|
|
50% |
50% |
да |
редко |
Иногда |
часто |
нет |
|
10% |
10% |
|
80% |
|
с радостью соглашусь |
откажусь |
соглашусь, чтобы не обидеть |
а) принять алкоголь |
|
80% |
20% |
б) употреблять наркотики |
|
100% |
|
в) курить |
|
70% |
30% |
Да |
Нет |
10% |
90% |
Да |
Нет |
|
100% |
бывали и часто |
редко, но бывали |
иногда |
никогда |
|
10% |
10% |
80% |
Да |
Нет |
20% |
80% |
всегда |
Иногда |
нет |
20% |
10% |
80% |
Да |
Нет |
|
100% |
да |
Нет |
не знаю |
20% |
50% |
30% |
да |
Нет |
не знаю |
70% |
|
30% |
При ответе на вопрос о распространенности курения и потребления алкоголя среди учеников 9 класса выяснилось, что 1/3 курят и употребляют алкоголь, так считает большинство исследуемых - 70%. При ответе на вопрос о потреблении наркотиков и токсикоманических веществ мнения разделились: 70% считают, что никто в классе не употребляет одурманивающие средства, 30% считают, что это 1-2 человека. 100% исследуемых уверены в том, что подростки получают психоактивные вещества от знакомых взрослых. Мнения разделились также и при ответе на вопрос об употреблении одурманивающих веществ в различных ситуациях: примерно 1/2 подростков относятся к этому отрицательно, столько же - безразлично. К информации о психоактивных веществах, получаемой из разных источников, 50% относятся безразлично, столько же считают ее правильной.
По результатам ответов на оставшиеся вопросы можно сделать вывод, что большинство исследуемых подростков отрицательно относятся к потреблению психоактивных веществ, понимая их вредное воздействие (100% понимают, что не является нормальным употребление психоактивных веществ, даже если человек употребляет их в меру; 70% считают, что человек должен отказаться от всякого употребления спиртных напитков; 100% осознают вредное воздействие, которое оказывает потребление одурманивающих средств), но все-таки остается процент тех подростков, у которых не сформировано понятие о вреде одурманивающих веществ.
Итак, на основании полученных данных, можно сделать вывод, что большинство подростков отрицательно относятся к употреблению психоактивных средств (70%), но все- таки оставшаяся часть (30%) еще не осознают негативного действия таких веществ, поэтому есть вероятность предрасположенности включения подростков в так называемую "группу риска".
Помимо тестов группового характера, нами было проведено индивидуальное тестирование с учащимся 10-го класса. Существует немало тестов, позволяющих определить степень зависимости от табака и дающих возможность решить дилемму: можно ли прекратить курение самостоятельно или лучше обратиться к специалистам, добившимся наибольших успехов в преодолении никотиномании. Поэтому для проведения исследования использовался тест "Почему я курю?", разработанный А. Леоновым. Тест включает 18 высказываний, на которые можно дать 5 разных вариантов ответа: всегда (5 баллов); часто (4 балла); при случае (3 балла); изредка (2 балла); никогда (1 балл).
Если каждая из сумм баллов составляет одиннадцать и выше - это показатель сильной зависимости от курения.
Подросток, с которым проводился тест, набрал 11 баллов по шкале, характеризующей силу привычки к курению. Тестирование показало, что курильщик зависит от никотина, для определения степени зависимости был проведен уточняющий тест Фагерстрема.
4-5 баллов - средний уровень зависимости. Желательно использование препаратов замещения никотина.
6-10 баллов - высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать неприятные ощущения в организме. Справиться с ними помогут препараты замещения никотина.
Тестируемый подросток набрал следующие баллы при ответе на вопросы: 1- 1 балл. 2 - 1 балл. 3 - 1 балл. 4 - 2 балла. 5 - 0 баллов. 6 - 1 балл.
«Нам сегодня нужно подумать о том, как на современном уровне, без занудства и пошлости, пропагандировать здоровый образ жизни» Дмитрий Медведев
14 10 2014
1 стр.
В рамках месячника профилактики правонарушений, бродяжничества, безнадзорности, девиантного поведения детей и подростков, в нашей школе прошли ряд мероприятий
16 12 2014
1 стр.
Методические рекомендации подготовлены с целью обеспечения единообразия в проведении медицинских осмотров детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях отдыха и оздоровле
23 09 2014
1 стр.
Семья как патогенетически обусловливающий фактор неврозов у детей и подростков
09 09 2014
22 стр.
Целью проекта является вовремя устранить причины (риски) детского неблагополучия, не допустить фактов социально опасного положения семей и детей
01 10 2014
1 стр.
Он указывал, что мышцы не только обеспечивают изменение положения глаз в орбите, но и являются также механизмом, при помощи которого сознание получает информацию о пространственных
14 12 2014
1 стр.
Профилактика вовлечения детей и подростков в деструктивные религиозные организации и культы
09 10 2014
1 стр.
Программа предназначена для детей и подростков 10-15 лет. Срок реализации 5 лет
10 09 2014
1 стр.