Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Пояснительная записка
Цели урока:

  1. Информирование обучающихся о тоталитарных сектах, методах вербовки, способах психологического воздействия для удержания в секте, о влиянии сект на психическое и физическое здоровье человека.

  2. Профилактика вовлечения детей и подростков в деструктивные религиозные организации и культы.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием секты, методами вербовки.

  2. Развивать умение распознавать опасные для психического и физического здоровья организации.

  3. Воспитывать критическое мышление по отношению к навязчивым представителям новых религиозных учений и тоталитарных сект.

Место урока в программе предмета Православная культура: урок, посвященный технике религиозной безопасности, входит в программу предмета Православная культура 11 класса.

Актуальность: современную Россию захлестнула волна тоталитарных сект и псевдорелигиозных учений с Запада. Учащиеся 11 класса в скором будущем станут выпускниками и абитуриентами, многие из них уедут из родного города, то есть попадут в ситуации, характеризующиеся психологической нестабильностью, в таком состоянии человек становится подверженным чужому влиянию, особенно вербовщикам тоталитарных сект. Подросткам необходимо знать, что такое тоталитарная секта, ее организационная структура, способы вербовки, и какую опасность представляет секта для психического и физического здоровья человека.

Инновационная составляющая: поскольку при вербовке и удерживании в секте широко используются психологические методы воздействия, целесообразно проводить урок совместно с психологом.

Использование современных информационных технологий: компьютер, мультимедийный проектор, презентация слайдов, фотоматериалы, видеоматериалы.

Примечание: слайды презентации переключаются по щелчку. Для удобства демонстрации видеоматериалы вставлены в презентацию (слайды 27-31), чтобы запустить видеоролик, необходимо навести курсор на черный квадрат слайда и кликнуть по нему левой кнопкой мыши.

УРОК ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В 11 КЛАССЕ

ТЕМА: «НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ ХХ-ХХI ВВ.»

Ход урока



Учитель православной культуры. (Сл. 1) Наш урок посвящен технике духовной безопасности. Как защитить себя и своих близких от множества тоталитарных деструктивных религиозных групп, действующих на территории нашей страны? Для начала нам необходимо определиться с понятиями.

Вопрос 1. Что такое секта? (Сл. 2)

Ответы

Педагог-психолог. (Сл. 3-5) В самом начале наших занятий вы отвечали на некоторые вопросы, которые касаются сект. Сейчас я познакомлю вас с результатами. Знакомит с результатами анкеты.

Учитель православной культуры. (Сл. 6 -11) Этот респектабельный человек – гражданин США Джим Джонс, возглавлял секту «Народный храм». В ноябре 1978 года весь мир был потрясен, узнав о ее страшном конце. На жутких кадрах, помещенных в ведущих средствах массовой информации, были запечатлены тела мужчин, женщин и детей, в неестественных позах лежащие на поляне посреди тропического леса. Мертвые тела. Всего 912 человек. Они уверовали в своего лидера и последовали за ним в джунгли Гайаны, где приступили к строительству идеального города, а затем подчинились его приказу совершить самоубийство, выпив яд, или по меньшей мере не слишком сопротивлялись, когда им стреляли в затылок. Мнения детей не спрашивал никто: младенцам раствор впрыскивали в рот пипетками. Дети постарше доверчиво выпивали поднесенный им матерями сладкий напиток в одноразовых бумажных стаканчиках. Выпивали, чтобы через несколько секунд забиться в конвульсиях от страшных болей, раздиравших их внутренности, а затем затихнуть навсегда.

Так мир воочию увидел исходящую от тоталитарных сект смертельную опасность.

При массовом самоубийстве в октябре 1994 году Ордена Храма Солнца погибло 74 человека. Примерно две трети смертей были убийства, в том числе ритуальное убийство новорожденных.

Секта «Небесные врата»

Её члены верили в существование инопланетян и покончили жизнь самоубийством весной 1997 года, когда с земли стала заметна комета Хейла-Боппа. Какой-то интернетовский шутник написал, что в ее хвосте скрывается громадный космический корабль. Небесновратовцы заметили это сообщение и сообщили о нем своему лидеру. Он не колеблясь, сказал: “Пора! Мы, наконец, дождались своего часа”. Чтобы попасть на летающую тарелку сектанты приняли яд и легли в свои постели.

В первых числах марта 1999 г. название затерянного в тайге на юге Якутии городка Алдан стало известным всему миру. В местную больницу были госпитализированы дети, чьи родители были членами религиозной группу неопятидесятников. Результаты обследования детей показали, что их избивали, секли розгами и кололи острыми предметами. Многие были простужены. Дети смогли назвать лишь имена своих истязателей. Своих фамилий они также не знали. Зато они сообщили ужасное известие о том, что взрослые сектанты “забили Мишу” Дулова, 10-летнего сироту, отец которого до своей смерти входил в эту религиозную группу. Проведенная медицинская экспертиза позволила заключить, что смерть мальчика наступила в результате травматического шока. По одной из версий, ребенок воспротивился порядкам в общине и решил ее покинуть. За это взрослые “братья” его избили и выставили на мороз, где он и скончался от побоев и переохлаждения. По словам сектантов, так они боролись с грехами у детей.

Итак: (Сл. 12-13) Секта - это сравнительно небольшая группа людей, которая уверена, что лишь они спасутся, а все остальные погибнут и получают глубокое удовлетворение от осознания этого факта.



Тоталитарная секта — это группа, которая пользуется манипулятивными приемами, чтобы эксплуатировать своих последователей. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новичка в послушного, раболепного и подобострастного члена.

Вопрос 2. (Сл. 14) Как люди попадают в секты? Могут ли вас завербовать в секту? (Ответы учащихся)

Педагог-психолог. (Сл. 15) Вы отвечали на вопрос «Легко ли вас привлечь в секту?» Как мы видим, 1/3 из вас ответили «нет», примерно 2/3 затрудняются ответить, и 1 человек считает, что его привлечь в секту легко. Наша вера в собственную неуязвимость – это наша слабость, которой успешно пользуются вербовщики. Например, вербовщик говорит: "Слушай, ты же умный парень, вполне здравомыслящий и довольно прагматичный. Разве кто-то может заставить тебя что-нибудь сделать, если ты сам этого не захочешь? Принимай решение сам, но при этом постарайся уходить от стереотипов. Надеюсь, у тебя хватит ума не прислушиваться к "разоблачениям" о сектах, которые распространяют продажные средства массовой информации. Так, когда ты заглянешь к нам на лекцию?"

(Сл. 16) Кроме того, существуют наиболее удачные состояния человека для вербовки. Как вы думаете, в каком состоянии человек больше всего подвержен чужому влиянию? Это - состояния стресса и эмоциональной нестабильности. Люди испытывают стресс на работе и в школе, из-за семейных проблем, проблем со здоровьем, личных переживаний, при переходе на новую работу, смене местожительства, из-за финансовых неурядиц, хронического "безденежья", потери близких или в состоянии полной неопределенности. Обычно наши защитные механизмы помогают нам справляться со стрессом, но бывают периоды, когда люди особенно уязвимы, когда мы можем подпасть под чье-то влияние.

Механизмы затягивания в секты. (Сл. 17) Существует целый слаженный механизм затягивания в секты. Активно используются техники изменения сознания и психологического программирования, благодаря чему участники переживают "особые" ощущения. Большинство участников на этом останавливается, но всегда находится ряд людей, которых удается "обработать". Выпускников таких курсов чаще всего втягивают в сеть школы, вернее, секты. После этого им велят приводить в нее друзей, родственников, сотрудников, не распространяясь о деятельности и программе группы, а тем, кто не справится, грозят изгнанием. Деятельность таких групп стала причиной нервных расстройств, исковерканных судеб, разрушенных семей, краха карьеры у их последователей, а также самоубийств.

Вопрос 3. Попробуйте перечислить основные признаки секты. (Сл. 18)

Учитель православной культуры. (Сл. 19) (Сл. 20-21) (Сл. 22,23) (Сл. 24,25)

1. Наличие лидера или гуруизм. Если религия (в ее подлинном смысле) характеризуется стремлением к связи с Богом, то в секте все начинается с лидера и им же заканчивается, все зацикливается на нем. Никакой связи с Богом (каким сектанты его себе представляют) помимо лидера в секте нет и быть не может. Такую роль играет гуру почти в каждой секте. Для иллюстрации напомню вам высказывание основателя кришнаизма Бхактиведанты Свами Прабхупады: “Если у вас есть проблемы с Богом, помочь вам может только гуру. Если же у вас есть проблемы с гуру, помочь вам уже не может никто”.

2. Метод. Возьмите любую сектантскую листовку и вы прочтете, что членство в организации:

  • улучшает здоровье;

  • повышает интеллект,

  • приносит удачу,

  • учит левитировать (летать по воздуху),

  • входить в состояние невероятного блаженства

  • достигать спасения и т. д., и т. п.

Приходите к нам, и мы вас научим…

3. “Эзотерический разрыв” или наличие обмана при вербовке. При поступлении в секту, при вербовке человеку никогда не сообщается об истинном содержании учения секты, о том, что будет потом. Поэтому попасть в секту в результате осознанного выбора невозможно. Люди, которые вербуют на улицах, лгут вполне сознательно, но, как они считают, делают это во благо вам. Это то, что они называют “небесным обманом. Тот, кто обманом выманил у вас деньги, или затащил в организацию, пребывает в уверенности, что это для вас же лучше. Принимая приглашение симпатичных людей, никто не может быть уверен, что в скором времени он будет совершать поступки, которые сейчас кажутся ему просто нелепыми. Может быть, он будет плясать по улицам города в оранжевом сари, приговаривая «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе» не менее, чем 1728 раз в день. Может быть, будет ходить по квартирам, распространяя журналы, купленные предварительно за свои деньги. Узнали кто это? Свидетели Иеговы. Что вам о них известно? Может быть, испытает необычное состояние, которое неопятидесятники называют схождением духа, а выглядит это как припадок душевнобольного. Или попав в организацию внешне похожую на привычную православную церковь, вскоре перестанет замечать ее откровенную бредовость, поскольку спасительное критическое мышление будет утрачено.

Лидеры сект прилагают немало усилий для того, чтобы подавить критическое восприятие и мышление. Этому способствует тотальный контроль всех аспектов жизни человека. Сколько часов спать. Например, в секте Богородичный центр руководители внушают адептам, что спать можно не более 4-х часов в сутки, и то это должен быть тонкий сон, иначе человек делается беззащитным перед астральными энергетическими вампирами, поэтому нужно просыпаться каждый час и читать молитвенное правило.

Регламентируется, что и сколько есть. Например, Виссарион, объявивший себя Христом, в начале каждого года объявляет, какую еду можно есть в наступившем году, чтобы не сбиться с нужных вибраций.

Лидеры определяют чем и сколько заниматься в течении дня. Вспомним упражнения сайентологов, когда человек по нескольку часов в день пересчитывает людей на улицах города, или сражается с бесчисленным количеством фраз и их отрицаний. Виссарионовцы помимо работы на стройке должны выучить определенное количество проповедей лидера, муниты собрать пожертвования, свидетели Иеговы распространить определенное количество журналов. И так в каждой секте.



А когда человек мало спит, мало ест и постоянно занят иссушающей ум работой, его внушаемость очень повышается, а критичность мышления резко снижается.

Педагог-психолог. Вопрос 4. Как вы думаете, оказывает ли влияние на психику участие в таких группах? Если оказывает, то какое? (Сл. 26) (Ответы учащихся) Далее - просмотр роликов с комментариями учителя и психолога.

Педагог-психолог. Рассмотрим влияние секты на психику человека с точки зрения современной психологии. (Сл. 32)

(Сл. 33) Любая секта стремится разрушить индивидуальность человека и его самостоятельность в принятии решений. Все, что человек думает, помнит, осознает, чувствует и узнает, - это результат деятельности мозга. Каждый человек обучается и чувствует по-своему, потому что в его памяти остаётся определенная информация. Именно эта информация и определяет, как человек воспринимает окружающий мир, реальность. С помощью специальных упражнений человека можно ввести в особое состояние, когда он становится повышенно внушаемым, и полностью его перепрограммировать. Можно изменить систему представлений, сознание, восприятие реальности. Мозг как бы "переключается" и начинает работать иначе. Сознание человека изменяется и человек воспринимает лишь ту реальность, которую ему навязали. Начинается процесс автоматической фильтрации (Сл. 34): сигналы, которые не вписываются в его новые представления, не воспринимаются, а информация, которая хорошо увязывается с навязанной ему системой представлений, воспринимается как единственно верная. Применяя к людям методы нейрологического воздействия, секта "стирает" истинную личность и создает "новую" с "новым" сознанием.

Учитель ПК. Люди обычно попадают в секту, потому что они не знают, чем эта группа является на самом деле; вербовщики не говорят им честно и искренне об истинной природе секты; вербовщики не сообщают им о всех требованиях, которые будут предъявляться к члену группы; вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным; вербовщик является другом или членом семьи, и вы не верите, что он может обмануть вас.

Вопрос 5. Как удерживают в сектах? (Сл. 35) (Ответы учащихся)

Педагог-психолог. (Сл. 36)

  1. (клик !) Людям вводят установочную программу определенного поведения. Такая программа полностью определяет поведение и эмоции человека. Необходимо, чтобы люди в секте были неспособны мыслить логически и аналитически. К числу самых распространенных и эффективных приемов, относятся ритуалы остановки мыслей. Это могут быть молитвы, чтение мантр, медитации, пение псалмов, работа с дыханием или позиционные танцы, - что-то вроде психогимнастики. (ролик) Все эти вполне нормальные действия, которые в обычной жизни и даже в психотерапии важны и полезны, в деструктивных сектах приобретают извращенный характер.

  2. (клик !) Прививают зависимость. Люди, которых пристрастили к ежедневному выполнению многочасовых медитаций или пению мантр, фактически, приобретают психологическую и физиологическую зависимость от этого. Когда человек полностью расслаблен, мозг начинает выбрасывать в кровь особые химические вещества, которые вызывают состояние "кайфа", как при употреблении некоторых запрещенных наркотиков. Этим, отчасти, объясняется, почему многие наркоманы, ставшие членами секты Махараджи Джи "Миссия Божественного Света", в которой ежедневно практикуются многочасовые медитации, "избавляются" от наркотической зависимости.

  3. (клик !) Контролируют их эмоции. Членам секты внушают, что без группы они пропадут и останутся беззащитными перед лицом страшной опасности: они сойдут с ума, погибнут, станут наркоманами или самоубийцами. На групповых лекциях постоянно рассказывают страшные истории, которые якобы произошли с теми, кто вышел из секты. Человек начинает чувствовать страх при мысли о выходе из группы. Человек искренне считает, что только группа может обеспечить ему безопасность. Такие страхи лишают человека психологической возможности уйти из секты, даже если он чувствует себя в секте несчастным. Страх – сильнейший механизм управления людьми. Если эмоции человека контролируются, значит, его мысли и поступки тоже контролируются.

Практическое задание. (Сл. 37) Придумайте способы отказаться от сомнительного приглашения. (Учащиеся вырабатывают модели поведения отказа)

Учитель православной культуры. Если к вам подошли незнакомые люди с вопросами, предложениями или задушевными разговорами и вы почувствовали какую-то неловкость, отступите подальше, расстояние между вами должно быть не менее 1,5 метров, примите закрытую позу: скрестите руки, ноги, встаньте боком, никогда не говорите «да», удерживая взгляд, переведите свой взгляд на переносицу собеседника, он этого не заметит. Но лучше всего, если вы просто уйдете. Вас не станут догонять, а найдут себе более любопытную и менее осторожную жертву.

Учитель православной культуры.

Часто бывает так, что мы, доверяя человеку, связываем его личность и его профессию. И переносим лимит доверия и на других представителей этой профессии. Например, нам помог хороший врач, и мы начинаем думать, что и другие врачи такие же профессионалы и им можно доверить свое здоровье. Если нам в жизни встретился хороший психолог, с которым у нас сложились доверительные дружеские отношения, например, Марина Александровна, у нас есть соблазн отнестись с доверием к другому человеку, который назовет себя психологом. Поэтому хочу вас предостеречь, что не всякий человек, представившийся психологом, действительно заслуживает доверия. Под видом психолога может действовать представитель тоталитарной секты.



Психолог: Существует множество психотерапевтических и "просветительских" сект, называющих себя школами, движениями и фондами. Процесс вербовки называется красиво – семинары, конференции, деловые встречи, тренинги, и проводиться это всё может в актовых залах дворцов молодежи, университетов или залах для деловых встреч фешенебельных отелей. Я вам рассказывала, как отличить действительно психологический тренинг от сомнительного мероприятия. Попробуйте вспомнить эти отличия. (Ответы учащихся)

Нередко в секты заманивают приглашением на тренинг. Тренинг может быть назван тренингом личностного роста, тренингом общения и т.д.

12 правил, или как не попасть на «плохой» тренинг?

Прежде, чем посетить какой-либо, тренинг надо:

•  Выяснить какая организация проводит тренинг (лицензирована ли её деятельность)?

Если вам заявляют, что тренинг проводит «Международная академия святого духа»«Институт света»«Академия парапсихологической наук»«Лаборатория эзотерического знания» и т. д., и т. п. – есть все основания насторожиться.

•  Кто будет вести тренинг, непременно выяснить образование этого человека: базовое, дополнительное (обязательно высшее психологическое, желательно наличие учёных степеней и сертификатов).

Отметьте заявления, типа: «они теоретики, а я практик, я приношу реальную пользу - лечу людей»«наука закоснела, она несостоятельна, пришло время новой психологии, новых людей». Если тренер считает себя разработчиком собственной теории, направления, либо концепции – спросите, насколько она обоснована, признана ли в научных кругах (если да, то кем) и на работах каких авторов зиждется. Так как основы психологии (социальной, личностной, возрастной и т. д.) заложены, практически невозможно создать собственное направление (школу, теорию), не опираясь на их опыт.

•  В рамках какой психологической школы проводится тренинг (гештальт-психология, трансактный анализ, психодрама, психоанализ)?

Запомните, что такие науки как парапсихология, трансцендентальная психология, эзотерическая психология и т. п., научной психологией не признаны, так как научно не обоснованы.

•  На что конкретно направлен тренинг (работа со страхами, с эмоциональной сферой и т. д.), каковы его цели?

Нужно добиться содержательного ответа, а не абстрактных слов о «счастье»«мира во всем мире»«путешествии в глубины своего Я» и «самосовершенствовании». Чем более размыты цели («Мы несем добро людям»«Мы стремимся улучшить человеческие отношения»«Если несколько миллионов людей пройдут через наши тренинги – ситуация в мире качественно изменится, люди станут добрее, милосерднее, ближе друг к другу»), тем больше возможностей направить тренинг в любое русло. Сравните цели с методами тренинга.

•  Критикуется ли организация, проводящая тренинг и её лидер? Отметьте заявления, типа: «И Иисуса вначале не признавали»«Все новое пробивает себе дорогу с большим трудом»«Некоторые сумасшедшие вообще утверждают, что мы какая-то секта»«Есть люди, стремящиеся все опошлить, облить грязью, к сожалению, и мы стали их жертвой». Непринятие критики, попытки выставить людей, критикующих организацию, злыми, закоснелыми и т. д., говорят сами за себя.

•  Является ли тренинг 100% эффективным? Если вам, уверено отвечают «да» – у вас есть повод насторожиться. Попросите обосновать эффективность.

•  Руководствуются ли тренеры каким-либо правилами? Есть ли там пункт вроде: «тренер всегда прав»«тренера слушаться в любом случае». Заметьте, что профессиональные тренеры руководствуются профессиональным этическим кодексом психолога.

•  Подписывают ли участники тренинга, перед тренингом какой-либо документ, если да – то в чем его суть? Можно ли с ним ознакомиться?

Есть ли там пункт вроде: «что бы ни произошло на тренинге, ответственность за все несет сам участник тренинга, он сам виноват во всех возможных эксцессах». Групповая психотерапия подразумевает специалиста высочайшего класса, действующего психотерапевта с хорошей репутацией. Групповая психотерапия – отдельный вид психологической практики, длящийся месяцами, порой годами, но никак не обходящийся 2-3-мя днями.

•  Было ли так, что человеку после тренинга становилось хуже? Почему это происходило? Часто ли во время тренинга люди плачут (рыдают), рассказывая о своих проблемах, не случалось ли массовых истерик (рыданий), психотических срывов? Если да, то по какой причине они происходили и насколько оправданы?



Учитель православной культуры. Европейским школьникам в школах раздают листовки, в которых описаны признаки групп, которые должны настораживать. Пожалуйста, возьмите и посмотрите. Обратите внимание: даже если один признак кажется вам знакомым, будьте осторожны.

Профилактика попадания людей в деструктивные секты - это, прежде всего, деятельность, направленная на повышение уровня критического мышления. Только здоровая критика по отношению к той или иной группе и ее учению позволит избежать трагедии. Намного легче человека предупредить об опасности сектантства, чем пытаться вывести его из сектантского влияния.

(Сл. 39) (без комментариев)


Информирование обучающихся о тоталитарных сектах, методах вербовки, способах психологического воздействия для удержания в секте, о влиянии сект на психическое и физическое здоровье человека

Профилактика вовлечения детей и подростков в деструктивные религиозные организации и культы

154.74kb.

09 10 2014
1 стр.


Воздействие абиотических факторов на организмы и здоровье человека

Углубление и расширение экологических знаний абиотических факторах среды и их влиянии на живые организмы и здоровье человека

86.3kb.

11 09 2014
1 стр.


Характеристика основных средств и методов психологического воздействия на людей

Психологическое воздействие это воздействие на психическое состоя­ние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологиче­ских средств: вербальных

51.45kb.

24 09 2014
1 стр.


Посвящается моему другу великому тенору Валерию Миронову

Действительно, голос человека отражает его физическое, эмоциональное и духовное здоровье. Кроме того, известно, что богатство интонаций и звучания голоса передают почти половину ин

457.91kb.

14 12 2014
1 стр.


Коррекционно-педагогические задачи Психическое и физическое развитие

«Перфокарты» – соединить линиями: животные-детеныши, дары осени, геометрические фигуры

30.03kb.

14 10 2014
1 стр.


Психологическая травма реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие

Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие: обман, предательство, разочарование, несправедливость, насилие, смерть близкого человека, переживания потери, любой

93.39kb.

14 10 2014
1 стр.


Роль стрессорных нагрузок в здоровье человека

Попытаемся проследить особенности воздействия отдельных стрессорных нагрузок на старение и долголетие. Их понимание поможет уточнять методику их использования в конкретных случаях

79.38kb.

10 10 2014
1 стр.


Средства индивидуальной защиты органов дыхания Средства индивидуальной защиты кожи Медицинские средства индивидуальной защиты

Кроме того, сиз используются также для защиты от воздействия на организм человека тепловых потоков и дыма в условиях пожаров, от негативно влияющих на здоровье людей производственн

152.56kb.

16 12 2014
1 стр.