Перейти на главную страницу
Проректор по учебной работе
__________Шабанов Г.А.
«__» __________ 201_г.
Москва 2012 г
Предмет психологии. Принципы психологии. Методология и методы психологической науки. Этапы становления психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности. Деятельность и психика. Сознание и деятельность. Психика и мозг. Деятельность и личность. Познавательная деятельность. Деятельность и действие. Способности и деятельность. Общение и деятельность.
Проблема личности в психологии. Теории личности. Человек и культура. Проблема мотивации. Структура личности в различных психологических теориях. Типология личности. Понятие характера и темперамента. Эмоции и чувства. Воля. Направленность личности.
Тема 2. Психология развития и возрастная психология
Возрастная психология Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Исторический очерк. Категория развития. Теории психического развития. Источники, движущие силы и условия психического развития. Механизмы развития личности. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис.
Методы возрастной психологии (методы общей психологии - беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, эксперимент, опрос, интервьюирование, социометрический метод; методы дифференциальной психологии - близнецовый метод; метод изучения продуктов психической деятельности). Методы развивающей работы психолога.
Периодизация. Понятие психологического возраста. Структура возраста (социальная ситуация развития, нормативные кризисы, ведущий тип деятельности, психические новообразования).
Отрасли педагогики и их характеристика. Перспективные направления развития педагогической науки и практики. Возрастание роли педагогики в создании демократического общества, воспитании гармонично развитого человека.
Образование как общечеловеческая ценность. Понятие о системе образования. Состояние образования в дореволюционной России и изменения в послереволюционные годы. Принципы и структура современной российской системы образования и пути обеспечения ее непрерывности. Демократизация, гуманизация и гуманитаризация образования в современных условиях. Единство образования и самообразования личности.
Содержание образования. Теории формирования содержания образования. Уровни профессионального образования. Образовательные цензы и государственные образовательные стандарты РФ. Формы получения образования. Возможности вариативного образования в России. Возможности вариативного образования в России. Государственно-общественное управление системой образования. Основные направления совершенствования образования в современных условиях.
Методы воспитания: методы воздействия и убеждения (беседы, лекции, диспуты, доклады, конференции); методы организации практической деятельности (выбор, планирование, мотивация, инструктаж, упражнение, отчетность); методы стимулирования (требования, оценка, контроль, поощрение или наказание, соревнование); исследовательские и диагностические методы (наблюдение, интервью, тестирование, анкетирование, экспертная оценка, эксперимент, анализ).
Принципы гуманистического воспитания: принцип непрерывного общего и профессионального развития личности, индивидуально-творческого подхода, профессионально-этической взаимоответственности, полисубъектного (диалогического) подхода, деятельностного подхода, личностного подхода.
Структура целей воспитания: общая цель воспитания; цель воспитания детей определенного возраста; цель воспитательной деятельности учебно-воспитательного заведения; цель изучения отдельной учебной дисциплины, проведения воспитательной работы определенной направленности; воспитательные цели отдельных занятий или мероприятий.
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания: персонификация, природособразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Национальное своеобразие воспитания. Система форм и методов воспитания. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
Коллектив как совместная деятельность детей. Функции коллектива: организационная, воспитательная, стимулированная. Структура коллектива. Типы учебно-воспитательного коллектива: первичный коллектив (постоянный и временный); классы, отряды; кружки, секции, клубы. Уровни формирования коллектива: нижний уровень - группа-конгламерат, затем группа-ассоциация, затем группа –кооперация, затем группа-автономия, высшей – группа –коллектив. Условия развития коллектива педагогическое требование, общественное мнение, организация перспективных устремлений воспитанников, организация самоуправления, накопление и укрепление традиций коллективной жизни. Традиция как характер коллективистских отношений и общественное мнение в данной области.
Объект, предмет и методологические основы психологии личности. Задачи психологии личности на современном этапе. Человек Индивид. Личность. Индивидуальность. Человек и его место в различных системах. Человек как индивид. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности. Личность в социогенезе. Персоногенез. Социально-исторический образ жизни и личность. Основные теории личности в отечественной и зарубежной психологии.
Личность как системное социальное качество. Структура, движущие силы и факторы развития личности. Личность и деятельность. Личность в системе социального взаимодействия и общения. Психологический анализ деятельности личности в различных формах социального взаимодействия.
Основные виды деятельности личности и их краткая характеристика. Ведущий вид деятельности. Действие. Психологическая структура отдельного человеческого действия. Межличностные отношения в процессе деятельности. Деятельностное опосредование межличностных отношений. Личность и индивидуальность. Личность и группа. Методы экспериментального исследования развития личности.
Предмет и методы социальной психологии, основные области исследования, краткий исторический очерк. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии. Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровни общения. Основные закономерности общения. Воздействие в процессе общения. Конфликт, функции, структура и динамика конфликта. Методы разрешения конфликтов.
Основные теории социальной психологии (психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения). Методы социально-психологического исследования (методы исследования -наблюдение, изучение документов, опросы, тесты, эксперимент; методы воздействия- методы оказания различных форм психической помощи; методы социально-психологического научения (тренинги).
Тема 8. Социальная педагогика
Социальное воспитание и социализация личности. Сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания. Жизнедеятельность институтов социального воспитания. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Особенности деятельности психолога по оказанию индивидуальной помощи ребенку в различных институтах воспитания.
Тема 9. Психодиагностика
Основные исторические этапы развития психодиагностики. Предмет, объект и задачи истории психодиагностики. Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация. Этапы исследования. Психологический диагноз. Объекты диагноза. Уровни диагноза. Психологический прогноз. Методология диагностики. Понятие методики, понятие теста. Функции методик и тестов: выделение и измерение. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминантность, репрезентативность. Стандартизированные и нестандартизированные психодиагностические методики.
Основные этапы обработки результатов. Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы. Кривая распределения. Значение частотности встречающихся величин. Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. Интерпретация материала.
Профессионально-этические нормы работы психолога. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач. Принципы профессионально-этического стандарта.
Тема 10. Психолого-педагогическая коррекция
Теоретические основы психоконсультирования. Цели и задачи психоконсультирования. Структурные компоненты психологического консультирования. Этапы и фазы консультирования. Техника и методы консультирования. Этика практического психолога. Групповые и индивидуальные формы работы.
Понятие психолого-педагогической коррекции. Сущность коррекционного процесса. Цели и задачи психолого-педагогической коррекции. Основные направления в психолого-педагогической коррекции. Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции. Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Групповые и индивидуальные формы работы.
Структура педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Основные понятия психологии воспитания. Психологические механизмы формирования личности. Психологические аспекты воспитательных технологий. Основные понятия психологии обучения. Концепции обучения и их психологическое обоснование. Учебная деятельность. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения. Соотношения обучения и воспитания. Проблемы дифференцирования и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения. Дистанционные технологии обучения.
Методы специальной психологии: основные и вспомогательные. Основные методы: наблюдение и эксперимент (лабораторный, естественный, обучающий). Вспомогательные методы: анализ продуктов деятельности, тестирование, беседа, анкетирование.
Классификация детей с проблемами в психофизическом развитии: клиническая, психолого-педагогическая.
Основные отросли специальной психологии: сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология, логопсихология, психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.
Основные исторические этапы развития специальной психологии. Особенность становления специальной психологии в России.
Тема 13. Психолого-педагогическое консультирование
Сущность конфликта. Структура конфликта. Модели конфликтов. Подходы и основания классификации конфликтов. Конфликты в различных сферах жизни и деятельности. Конфликты по вертикали, по горизонтали и по диагонали. Классификация конфликтов по их остроте, объекту, вовлеченности в конфликт и длительности. Социальные, внутриличностные и зооконфликты. Их взаимосвязи и особенности.
13.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб., Питер, 2001.
14.Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., Изд-во «Речь», 2004.
15.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2005.
16.Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: УРАО, 2000.
17.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001.
18.Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М., 2000.
19.Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
20.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004.
21.Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 2005.
22.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж, 2002.
23.Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – М., 2004.
24.Психология индивидуальных различий/ под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 2002.
25.Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека //Психология индивидуальных различий. –М., 2002.
26.Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб., 2001.
27.Азарнов H.H. и др. Психология управления. Учебник для вузов. - М., Альтекс, 2007.
28.Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект Пресс, 2003
29.Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. − М.: МПСИ, 2008.
30. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.- СПб.: Академический проспект, 2007.
31.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие.- М., 2001
32.Бочаров В.В. Антропология возраста.- СПб., 2001
33. Выготский Л.С. Психология развития ребенка.- М., 2003
34.Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2001
35.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М., 2000
36.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп.- М.: «Академия», 2007.
37.Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн.- М., 2001
38.Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., 2002
39.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.- М., 2001
40.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека.- М., 2000
41. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб., 2003
42.Мухина В.С. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты)..- Екатеринбург, 2007
43.Тихомиров О.К. Психология мышления.- М., 2002
44.Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход.- М., 2002
45.Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Борытко с соавт.- М., 2007
46.Педагогика: Учебник /под ред. Л.П.Крившенко.- М.,2008
47.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2-х кн. М., 2001
48. Новиков А.М. Методология учебной деятельности.- М., 2005
Порядок проведения устной части аттестационного испытания
психологии и педагогики Ю.Г. Гаубих
Ки. Этапы становления психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности. Деятельность и психика. Сознание и деятельность. Психика и мозг. Деятельнос
15 09 2014
1 стр.
Ки. Этапы становления психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности. Деятельность и психика. Сознание и деятельность. Психика и мозг. Деятельнос
15 09 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
Невский И. А известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой норм
01 10 2014
1 стр.
Государственным образовательным стандартом по специальности 014000 Медицинская физика, квалификация физик, утвержденным Минобразованием России «17» 03 2000 г
16 12 2014
8 стр.
Психолого-педагогическое образование (Психология и педагогика дошк обр.; Психология и социальная педагогика, очная, 2 года, 2011-2012)
27 09 2014
9 стр.
11 10 2014
1 стр.
10 09 2014
3 стр.