Перейти на главную страницу
13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
на кафедре педагогики и психологии НОУ ВПО
«Международный независимый эколого-политологический университет»
Научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент
Заостровцева Мария Николаевна
НОУ ВПО «Международный
независимый эколого-политологический университет»
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор
кандидат педагогических наук
ГОУ ВПО «Тверской государственный
университет
доктор педагогических наук, профессор
Маликов Рустам Шайдуллович
ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический
университет»
Защита состоится 10 ноября 2010 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 170100, г. Тверь, Студенческий пер., д. 12, ауд. 425.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Тверского государственного университета; с авторефератом – на сайте Тверского государственного университета universiti.tversu.ru
Автореферат разослан «___» октября 2010 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат психологических наук М.В. Мороз
Девиации становятся составной частью не только молодежного образа жизни, но и молодежной и подростковой субкультуры. Субкультура вообще – это понятие, которое можно рассматривать как совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующей в качестве культуры определённого слоя общества; особую форму организации людей (чаще всего подростков и молодежи), автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску. В педагогическом аспекте молодежную субкультуру можно рассматривать с позиции появления, формирования и функционирования неформальных молодежных объединений, работы педагогов и специалистов группы поддержки с ними.
Анализ различных подростковых и молодежных субкультур показывает, что те или иные виды и формы девиантного поведения у молодых людей являются в большей или меньшей степени значимым атрибутом (элементом) субкультуры, который может выступать как ритуал приобщения (инициации) к субкультуре, способ идентификации с ее представителями, элемент символического мира субкультуры, особая форма коммуникации в сообществе, форма протеста по отношению к «взрослой» культуре и др. Можно говорить о характерных для конкретной субкультуры девиантных проявлениях в поведении.
Субкультура граффити имеет свой сленг, описывающий процесс создания различных форм граффити, уровни граффитистской иерархии и пути продвижения. Феномен граффити не является 1) предметом искусствоведения, так как неформальные графические надписи и рисунки – это не искусство; 2) предметом литературоведения, так как граффити не литература; 3) предметом лингвистики, так как граффити – фрагментированный язык. По нашему мнению, изучение граффити относится прежде всего к педагогике, социальной педагогике, социальной психологии, криминологии, истории и в настоящее время является одной из разновидностей молодежной субкультуры.
Изучением психолого педагогических аспектов создания граффити занимались, в частности, зарубежные ученые. Исследования М. Кокореф, Р. Лачмана, Д. Бревера и М. Миллера в основном направлены на изучение возрастных, гендерных, статусных характеристик авторов граффити. Л. Райн и Л. Улман занимались изучением степени распространенности граффити как разновидности изобразительной деятельности. Исследования Х. Соломона и Х. Ягера, М. Шварца и Дж. Довидио связаны с выявлением отдельных личностных свойств авторов граффити. Е. Уэлси и Д. Бревер занимались вопросами гендерных и культурных различий авторов граффити, но только специально в отношении надписей и рисунков в общественных туалетах.
В нашей стране граффити как социальное явление изучено недостаточно, а имеющиеся публикации носят в основном историко этнографический характер. В работах С. А. Высоцкого и А. А. Медынцевой граффити рассматриваются как источники исторической значимости, в которых содержатся важные сведения об истории, культуре, письменности соответствующего периода и анализируются местонахождение надписей и рисунков, социальная принадлежность авторов, классификация граффити по тематическим группам, назначение надписей и рисунков.
Мы считаем, что исследование граффити является весьма важным для современной российской педагогической науки. Однако на сегодняшний день в России существует лишь несколько диссертаций, посвященных проблеме граффити. В исследовании М. И. Гуарамиа дается лингвистический анализ немецких граффити. В работе Н. И. Тюкаевой представлена языковая характеристика адресанта и адресата граффити. В психологическом исследовании И. А. Белкина надписи и рисунки рассматриваются как средство конструирования социокультурной реальности, так называемой психосемиотической системы, формирующей сознание индивидов, попадающих в сферу ее влияния. В педагогических исследованиях И. П. Башкатова, М. Н. Заостровцевой, Т. С. Стрелковой раскрыты социально-педагогические особенности возникновения, развития и функционирования подростково-молодежных граффити. Таким образом, недостаточно исследованными в отечественной науке остаются мотивы и предпосылки создания надписей и рисунков, особенности функционирования граффити, фактически отсутствуют диссертационные работы, посвященные профилактике их создания.
Анализ литературы по проблеме и несовершенство воспитательно профилактической практики позволили выявить ряд противоречий между: потребностью общества в повышении культуры и воспитанности подростков и ростом нелегитимных субкультурных проявлений в форме граффити; потребностью педагогической практики в научно обоснованных рекомендациях по изучению предпосылок, условий, мотивов возникновения, развития и функционирования подростковых граффити, их структуры, видов и неразработанностью этих вопросов, что снижает потенциальный профилактический эффект педагогического процесса; объективно обусловленной потребностью в разработке средств снижения уровня потребности подростков в создании граффити и фактическим отсутствием педагогических программ профилактики этого явления.
Актуальность изучения социально педагогических особенностей граффити, наличие существующих противоречий, концептуальная неразработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогическое обеспечение профилактики создания неформальных графических изображений и надписей как формы девиантного поведения подростков», проблема которого может быть сформулирована следующим образом: каковы теоретические подходы и методические разработки организации работы педагогов по профилактике создания неформальных графических изображений и надписей как формы девиантного поведения подростков?
Цель исследования – разработать и экспериментальным путем проверить модель профилактики создания неформальных графических изображений и надписей как формы девиантного поведения подростков.
Объект исследования: профилактика создания неформальных графических изображений и надписей как формы девиантного поведения подростков.
Предмет исследования: содержание и организация деятельности субъектов педагогического процесса по профилактике создания неформальных графических изображений и надписей как формы девиантного поведения подростков.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс профилактики создания неформальных графических изображений и надписей как формы девиантного поведения подростков будет эффективным, если:
– он опирается на основные направления организации профилактической работы: средовое, клинико-биологическое, личностно-ориентированное;
– концептуально разработана и поэтапно реализована модель профилактики создания неформальных графических изображений и надписей, включающая: цель, педагогические условия, интенсивность контактов коллективного педагогического субъекта, технологическое обеспечение процесса профилактики (педагогическое диагностирование, педагогическое оценивание, педагогическое прогнозирование, педагогическое моделирование, педагогическое программирование, педагогическое планирование, способы включения подростка в процесс профилактики), принципы профилактики, методы, основные формы, критерии эффективности профилактической деятельности, результат.
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и представить классификацию изображений и надписей неформального характера, создаваемых подростками.
2. На основе теоретического анализа охарактеризовать предпосылки и специфику проявлений девиантного поведения подростков, создающих неформальные графические изображения и надписи.
3. Выявить педагогические аспекты профилактики создания неформальных графических изображений и надписей как формы девиантного поведения подростков.
4. Разработать модель профилактики создания неформальных графических изображений и надписей как формы девиантного поведения подростков.
Для решения поставленных задач использованы следующие теоретические методы исследования: анализ педагогической, психологической, социологической, философской и криминологической литературы по проблеме граффити; эмпирические методы изучения и анализа граффити; видео и фотосъемка; педагогическое наблюдение; устный и письменный опрос учащихся и экспертов; анкетирование, тестирование, диагностирование, беседы с подростками, их друзьями и экспертами (индивидуальные и фронтальные); метод педагогического эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), статистические методы обработки результатов исследования.
- уточнено и дополнено понятие подросткового граффити как формы девиантного поведения;
- раскрыта сущность и представлена классификация неформальных графических изображений и надписей, создаваемых подростками;
- разработаны педагогические условия реализации модели профилактики создания неформальных графических изображений и надписей подростками;
- обоснованы особенности педагогического обеспечения профилактики создания граффити как формы девиантного поведения подростков.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в непротиворечивых теоретико-методологических основаниях процесса профилактики неформальных графических изображений и надписей подростками;
- характеристике предпосылок и специфики проявлений девиантного поведения подростков, создающих неформальные графические изображения и надписи;
- разработке модели профилактики создания неформальных графических изображений и надписей как формы девиантного поведения подростков;
- выявлении сущности и специфики совместной деятельности классного руководителя, учителя-предметника и педагога-психолога как коллективного субъекта процесса профилактики создания неформальных графических изображений и надписей как формы девиантного поведения подростков на каждом из этапов (подготовительный, содержательный, технологический, реализационный, результативный).
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты, разработанная и реализованная в ходе опытно – экспериментальной работы модель профилактики создания неформальных графических изображений и надписей как формы девиантного поведения подростков могут быть использованы в практике общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, в деятельности социальных педагогов и работников, инспекторов отделов и комиссий по делам несовершеннолетних; при подготовке педагогов и психологов в педагогических вузах; на курсах повышения квалификации. Материалы исследования могут быть востребованы при разработке программ молодежной политики, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Положения, выносимые на защиту:
1. Подростковое граффити – это одно из важных средств проявления социальной активности и самореализации подростков. Имеет смысл условно выделить три класса подростковых неформальных графических изображений и надписей, отличающихся по тематике, сложности структуры и социокультурным функциям: надписи и рисунки, принадлежащие младшим подросткам: номинативные надписи, высказывания любовного и оскорбительного содержания; граффити старших подростковых групп, в основном связанные с музыкальными вкусами, а также сексуальными фантазиями и нецензурной лексикой; семантически и визуально сложные граффити, отличающиеся интеграцией нескольких смысловых сюжетов. В целом создание неформальных графических изображений и надписей следует рассматривать как разновидность молодежной субкультуры.
2. В качестве предпосылок создания неформальных графических изображений и надписей как формы девиантного поведения подростков следует рассматривать: нарушение эмоциональных и интеллектуальных отношений между родителями и детьми; недостаточную развитость у подростков положительно направленных интересов и склонностей; отчуждение от семьи, школы, общественной деятельности; неопределенность смысла и целей в жизни; влияние некоторых образцов субкультуры на выработку негативных стереотипов в формировании мировоззренческой позиции и поведении.
3. Понятие профилактики создания неформальных графических изображений и надписей как формы девиантного поведения подростков рассматривается как двусторонний взаимосвязанный педагогический процесс: с одной стороны – это создание оптимальных условий, способствующих устранению негативных влияний, а с другой – развитие личностной сферы подростков.
4. Педагогическое обеспечение профилактики создания неформальных графических изображений и надписей подростков осуществляется посредством реализации модели, включающей в себя: цель, педагогические условия, интенсивность контактов коллективного педагогического субъекта, технологическое обеспечение процесса профилактики (педагогическое диагностирование, педагогическое оценивание, педагогическое прогнозирование, педагогическое моделирование, педагогическое программирование, педагогическое планирование, способы включения подростка в процесс профилактики), принципы профилактики, методы, основные формы, критерии эффективности профилактической деятельности, результат.
5. Критериями, подтверждающими эффективность профилактической деятельности, выступают: устойчивый интерес к деятельности, овладение умениями и навыками для её осуществления, изменения в иерархии ценностных ориентаций подростков, склонных к созданию неформальных графических изображений и надписей; изменение степени участия подростков в их создании; изменение количественного соотношения конструктивных и деструктивных неформальных графических изображений и надписей в пространстве микрорайона города; уровень удовлетворенности классного руководителя, учителя предметника, педагога психолога в вопросах профилактики.
10 09 2014
3 стр.
25 12 2014
3 стр.
В рамках месячника профилактики правонарушений, бродяжничества, безнадзорности, девиантного поведения детей и подростков, в нашей школе прошли ряд мероприятий
16 12 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре общей педагогики Павлодарского государственного педагогического института
25 12 2014
2 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики фгбоу впо «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой»
16 12 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая
17 12 2014
3 стр.
14 09 2014
3 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая
25 12 2014
4 стр.