и образования, этнопедагогика
кандидата педагогических наук
Республика Казахстан
Алматы, 2009
Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая
Научный руководитель доктор педагогических наук
Жампеисова К.К.
Кусаинов А.К.
кандидат педагогических наук
Искакова А.О.
отношений и мировых языков
им. Абылайхана
Защита состоится 8 апреля 2009 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.05.01 по защите диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая по адресу: г. Алматы, пр. Достык, 13, 2-й этаж, конференц-зал
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского национального педагогического университета имени Абая по адресу: 050010, г. Алматы, ул. Казыбек би, 30, 3-ий этаж
Автореферат разослан 6 марта 2009 года
диссертационного совета Кошербаева А.А.
В XXI веке перед высшим образованием стоят глобальные задачи, связанные с дальнейшей эволюцией мирового сообщества. В Казахстане, государстве, недавно вступившем на путь самостоятельного развития, вдвойне увеличивается ответственность высшей школы перед обществом; перед ней ставятся вопросы, решение которых позволит создать процветающее демократическое общество. Именно поэтому в Послании Президента народу Казахстана высшее образование определено как один из главных национальных приоритетов, как один из факторов, способствующих ввести Казахстан в число 50-ти развитых стран мира (Н.А. Назарбаев).
Стратегия вхождения РК в число 50-ти развитых стран мира должна учитывать, что в современном мире получает шанс стать процветающей страной такое государство, которое создает максимальный простор для развития творческих потенций человека, для выявления таланта и способностей людей и готовое поставить их на службу обществу. Наличие этих тенденций мирового образовательного пространства требует всемерного внимания к вопросам высокого качества высшего образования, обеспечивающего наилучшим образом подготовленных выпускников, способных завтра стать видными представителями какой-либо сферы общества – составить общественную, профессиональную, творческую элиту страны.
Анализ и изучение литературы по проблеме показал, что различные аспекты сравнительной педагогики и методика сравнительно-педагогических исследований рассматриваются в работах Шривер Йюрген, А.Н. Джуринского, Б.С. Гершунского, Б.Л. Вульфсона, З.А. Мальковой, В.А. Капрановой, Г.К. Нургалиевой, А.К. Кусаинова.
Образовательную политику высшего образования США исследуют Э.Ю. Каверина, О.М. Карпенко, В.А. Арапова, В. Бакмастер, А.И. Галаган, Д.Б. Джонстоун, Ю.Ю. Рывчина, О.А. Замулин, Б.Г. Капустин, Д.Л. Константиновский, Н.Е. Покровский, Ю.М. Почта, В.В. Радаев, А.Н. Карташевич, С.А. Носков, Т.И. Скикевич, Е.А. Штокман, А.Е. Штокман, Д.К. Стивенсон, А.Н. Джуринский, Н.В. Тихомирова, Л.В. Шилова, И. Галушкина, В.Б. Супян, Т. Чинаева, З. Чулановой, Л. Михайлова, В.К. Елманова, Т.Ю. Сайпулаева, Д. Ленор, Р. Рой, А. Савельева, А.В. Хорошилов.
В Казахстане проблемы высшего образования в США рассматриваются в работах А.К. Кусаинова, Д.А. Асильбекова, А.Б. Куспанова, Х.М. Рахимбека, К. Токтыбаевой, С.И. Керимкуловой; cреднего образования – в работах З.У. Кенесариной, А.О. Искаковой и др.
Проблемы качества образования исследуются в работах С. Филатова, Д.Н. Хамхановой, Е. Борисова, В. Сенашенко, Р. Ткач, И. Матвеевой, Б. Искакова и др., дистанционного обучения в США и в Казахстане – в трудах Н.В. Тихомировой, Л.В. Шиловой, И. Галушкиной, Д.М. Джусубалиевой, А.К. Мынбаевой.
Следующую группу работ представляют исследования, касающиеся непосредственно системы образования в Казахстане, направлений и тенденций его реформирования и становления национальной модели образования. В этом плане представляют значительный интерес работы К. Кушербаева и Б. Дамитова, А. Ахметова, А.Е. Абылкасымовой, Х.М. Рахимбека, А.А. Нурмагамбетова. В них очень подробно, доказательно и поэтапно осуществляется анализ состояния, направлений и тенденций реформирования системы образования в Казахстане. Кроме того, авторы дают свое видение национальной модели образования, которая, на их взгляд, должна взять все лучшее из мирового опыта с учетом собственных культурных и образовательных особенностей.
Вопросы глобализации и интеграции, и мировых тенденций в системе образования освещаются в работах В.И. Андреева, В.А. Степанова, И.Г. Животовской, С.Л. Зарецкой, А.И. Галаган, И.В. Жуковской, Т.В. Черноморовой и др.
Однако во всех вышеназванных работах, вопросы значения и внедрения передового опыта и традиций западных вузов в отечественную педагогическую практику не получили однозначного и аргументированного решения.
Вместе с тем, всесторонний анализ работ вышеобозначенных ученых показал, что в мировом сообществе (США, Финляндия, Япония, Великобритания, Германия, Россия и пр.), как никогда раньше, полным ходом идет беспрецедентная по своим масштабам и направленности модернизация системы высшего образования.
Изучение опыта работы высшей школы Казахстана убеждают нас в том, что процесс перестройки высшего образования в соответствии с мировыми приоритетами протекает достаточно медленно. А между тем современный этап развития образования в мире характеризуется повышением интереса к опыту высшего образования в США, интенсивным использованием его в профессиональной подготовке будущих специалистов. Стремление Казахстана к интеграции в мировое образовательное пространство, к признанию наших дипломов и специалистов в странах цивилизованного мира обязывает нас проанализировать систему высшего образования США и выявить ее особенности, обратить внимание на то позитивное, что привнесено ими в развитие высшего образования в мире. Не просто зафиксировать позитивный опыт, а выявить и осмыслить его содержание, тенденции и возможность использования в практике вузов Казахстана.
Все вышеобозначенное свидетельствует о наличии очевидного противоречия между потребностью общества в приведении высшего образования РК в соответствие с мировыми тенденциями и реальным состоянием решения этого вопроса на практике. Данное противоречие определило проблему исследования: каковы тенденции и особенности развития высшего образования США. Отмеченная проблема и ее актуальность обусловили выбор темы настоящего исследования: «Особенности системы высшего образования США».
Цель исследования: разработка научно-обоснованных рекомендаций по использованию в Казахстане позитивного опыта высшего образования США.
Объект исследования: высшее образование США.
Предмет исследования: тенденции и особенности развития высшего образования США.
В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза: если использовать совокупный опыт высшего образования США в РК, то можно приблизить систему и качество подготовки специалистов в Казахстане до уровня мировых стандартов, т.к. американская система высшего образование является на сегодня наиболее успешной, продуктивной и конкурентоспособной.
В соответствии с проблемой, целью, гипотезой, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- разработан спецкурс «Особенности системы высшего образования США», который может быть использован для студентов педагогических вузов, в системе ИПК преподавателей вузов, других учебных заведениях;
- разработаны рекомендации по усовершенствованию системы высшего образования в Казахстане в целом, профессиональной подготовке специалистов, в частности.
Материалы исследования позволили систематизировать и углубить имеющиеся представления о системе высшего образования США, требованиях, предъявляемых к преподавательскому составу по качественному предоставлению образовательных услуг;
В «Заключение» представлены научно-обоснованные выводы и рекомендации по использованию положительного опыта высшего образования США в РК.
Целенаправленное изучение работ О.А. Замулина, Б.Г. Капустина, Д.Л. Константиновского, Н.Е. Покровского, Ю.М. Почты, В.В. Радаева, А.Н. Карташевич, С.А. Носкова, Т.И. Скикевич, Е.А. Штокман, А.Е. Штокман, Д.К. Стивенсона, А.Н. Джуринского, Н.В. Тихомировой, Л.В. Шиловой, И. Галушкиной, В.Б. Супян, Т. Чинаевой, З. Чулановой, Л. Михайловой, В.К. Елманова, Т.Ю. Сайпулаева, Д. Ленор, Р. Рой, А. Савельевой, А.В. Хорошилова, А.К. Кусаинова, Д.А. Асильбекова, А.Б. Куспанова, Х.М. Рахимбека, К. Токтыбаевой и других по проблемам высшего образования США позволило нам уяснить следующее:
Следуя данным положениям, мы решили выяснить: каковы особенности и тенденции развития системы высшего образования США, учет которых позволил бы приблизить систему и качество подготовки специалистов в Казахстане до уровня мировых стандартов.
В ходе исследования нами было выяснено: важнейшими тенденциями, характерными для системы высшего образования США, являются: глобализация, технологизация, компьютеризация, интернационализация, стремление посредством глобализации, технологизации, компьютеризации и интернационализации высшей школы, а также все увеличивающих объемов ее финансирования, как со стороны государственных, так и частных структур, укрепить свои позиции на мировом рынке образования.
Яркое проявление данных тенденций в системе высшего образования США делают ее высококонкурентной во всем мировом образовательном пространстве.
Свидетельством высокой конкурентоспособности системы высшего образования США, а следовательно, и качества образования в целом, можно судить по таким показателям, как то, что данная система дала миру наибольшее количество выдающихся специалистов и фундаментальных исследований, чем любая другая. В итоге Соединенные Штаты оставили далеко позади другие страны по числу лауреатов Нобелевских премий (168 человек); лучше, чем любая другая страна в мире, гармонирует с потребностями промышленности, с крупнейшими корпорациями, а также с большими и малыми фирмами; принимает к себе все возрастающие потоки студентов со всего мира на последипломную подготовку. Многие европейские светила в различных областях знаний считают за честь приезжать сюда и читать лекции. Получив высшее образование в США, можно рассчитывать на перспективную карьеру в любой стране мира (американские дипломы на мировом рынке труда сегодня находятся вне конкуренции).
Являясь мировым лидером по приему студентов из-за рубежа (cегодня в США получают образование более 600 тыс. иностранцев, что составляет почти половину от общего числа иностранных граждан, обучающихся за рубежом, и почти 3,5 % от общего студенческого контингента), американская система высшего образования показала себя весьма успешной для подготовки дипломированных специалистов, которые считаются лучшими или одними из лучших в мире в своих областях знаний.
Иностранных граждан привлекает в США: наличие профессоров с мировым именем и преподавателей, не только виртуозно владеющих своим предметом, но и сумевших сказать в нем новое слово; обучение по дисциплинам, наиболее востребованным на международном рынке труда; высокое качество большинства академических программ, их практическая направленность; наилучшие условия для научной работы; возможность пользоваться и работать в современных лабораториях и библиотеках, регулярно пополняемых новыми изданиями со всего света, отличная технологическая база и новейшая вычислительная техника; организация учебного процесса, а также быта и досуга студентов. К числу наиболее популярных специальностей, привлекающих зарубежных студентов, относятся бизнес, менеджмент, право, медицина, инженерные и естественные науки, физика, математика и информатика (Е.А. Штокман, А.Е. Штокман, Д.А. Асильбекова).
Сегодня в США под влиянием глобализации, технологизации, интернационализации, все усиливающихся рыночных отношений, а также стремления быть все время на гребне конкурентоспособности идет «активное преобразование всех университетов как государственных, так и частных, в экономические корпорации, которые управляются как корпорации, но корпорации особого рода – связанные с производством и распространением знаний. Отсюда все без исключения (государственные и частные) учебные заведения выступают самостоятельными игроками на рынке образовательных услуг, что принципиально меняет природу высшего образования США. Отныне оно становится предпринимательством со всеми вытекающими последствиями: все звенья университетской структуры самоопределяются по признакам конкурентоспособности и доходности» (О.А. Замулин и др.). В этой связи нельзя не отметить, что сегодня более 1 тысячи американских университетов и колледжей (или около 1/3 всех вузов) организовали кооперативное обучение с участием десятков тысяч фирм, банков, юридических контор, лечебных заведений и т.д., при которых студенты высших учебных заведений как государственных, так и частных проходят стажировку (Г.Е. Зборовский).
Основная идея кооперативной формы обучения состоит в том, что работа на производстве является неотъемлемой частью учебного процесса и должна систематически чередоваться с академическими занятиями в стенах учебного заведения. Особенно широкого распространения она достигла в технологических университетах и политехнических колледжах (В.И. Байденко, Л.И. Фалюшина).
Важнейшим преимуществом и особенностью системы высшего образования США является децентрализация управления высшим образование и академические свободы. В США нет государственной монополии на создание учебных заведений. Номенклатуру специальностей, по которым производится обучение, стандарты, типовые программы учебных дисциплин, правила приема студентов и аспирантов, порядок оплаты обучения, направления научных исследований и другие вопросы деятельности вузов определяют сами университеты и колледжи. Согласно американскому законодательству, вопросы образования находятся в компетенции штатов. В каждом штате имеется комиссия по образованию. Она вносит предложения по совершенствованию законов штата, регулирующих образование, определяет финансирование вузов. Независимость университетов, отсутствие официальных стандартов, структуры и содержания образовательных и типовых учебных программ позволяют вузам самостоятельно строить учебный процесс, выбирать, какие курсы считать обязательными и иметь ли таковые вообще, какую нагрузку на преподавателей считать нормальной и как оплачивать их труд, как организовать прием в вузы и по какой системе оценивать работу преподавателей и студентов. В США считается: без децент-рализации и наличия таких академических свобод невозможна здоровая конкуренция между штатами, и, соответственно между вузами, в предоставлении качественного образования.
Другой особенностью системы высшего образования США является разнообразие образовательных учреждений – от небольших 2-х и 4-х годичных колледжей с гуманитарным уклоном до крупных государственных и частных университетов, дающих элитное образование, а также специальных исследовательских и корпоративных университетов, аналогов которым нет в Казахстане, что позволяет студентам выбирать то учебное заведение, которое наилучшим образом отвечает их образовательным потребностям (Э.Ю. Каверина, Л. Михайлова, В. Бакмастер, Стивенсон Дуглас, В.К. Елманова, А.К. Кусаинов, А.Б. Куспанов).
Американские исследовательские университеты выполняют три основные функции:
1)предоставляют населению страны высшее образование;
2)проводят научные исследования;
3)внедряют в производство результаты научных исследований (Каверина Э.Ю).
Именно во взаимодействии этих трех функций, по мнению ученых, и заключается сила современного американского университета, что делает его наиболее приемлемым высшим учебным заведением в современных условиях.
Крупнейшими исследовательскими университетами являются, как правило, частные учебные заведения; неисследовательскими - государственные университеты штатов и крупных городов.
Как видим, высшая школа США включает широкий диапазон учебных заведений, в том числе и двухгодичные колледжи. Создание системы двухгодичных колледжей говорит о формировании не двухступенчатой, а трехступенчатой высшей школы, где первой ступенью является не четырехгодичный, а двухгодичный колледж.
Все исследователи отмечают, что качество образования в США обеспечивается прежде всего преемственностью различных уровней высшего образования (таблица 1).
17 12 2014
3 стр.
17 12 2014
3 стр.
25 12 2014
4 стр.
25 12 2014
3 стр.
25 12 2014
3 стр.
25 12 2014
3 стр.
25 12 2014
2 стр.
25 12 2014
2 стр.