Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3


УДК 378[574:420:7/8] На правах рукописи


ДОСЫБАЕВА ГУЛЬНАРА КУСАИНОВНА

Особенности системы высшего образования США
13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики

и образования, этнопедагогика


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Республика Казахстан

Алматы, 2009

Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая

Научный руководитель доктор педагогических наук

Жампеисова К.К.


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук

Кусаинов А.К.

кандидат педагогических наук

Искакова А.О.


Ведущая организация Казахский университет международных

отношений и мировых языков

им. Абылайхана
Защита состоится 8 апреля 2009 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.05.01 по защите диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая по адресу: г. Алматы, пр. Достык, 13, 2-й этаж, конференц-зал

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского национального педагогического университета имени Абая по адресу: 050010, г. Алматы, ул. Казыбек би, 30, 3-ий этаж


Автореферат разослан 6 марта 2009 года


Учёный секретарь

диссертационного совета Кошербаева А.А.



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современную эпоху образование, особенно высшее, стало одной из самых обширных сфер общечеловеческой деятельности. Во всем мире высшее образование рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

В XXI веке перед высшим образованием стоят глобальные задачи, связанные с дальнейшей эволюцией мирового сообщества. В Казахстане, государстве, недавно вступившем на путь самостоятельного развития, вдвойне увеличивается ответственность высшей школы перед обществом; перед ней ставятся вопросы, решение которых позволит создать процветающее демократическое общество. Именно поэтому в Послании Президента народу Казахстана высшее образование определено как один из главных национальных приоритетов, как один из факторов, способствующих ввести Казахстан в число 50-ти развитых стран мира (Н.А. Назарбаев).

Стратегия вхождения РК в число 50-ти развитых стран мира должна учитывать, что в современном мире получает шанс стать процветающей страной такое государство, которое создает максимальный простор для развития творческих потенций человека, для выявления таланта и способностей людей и готовое поставить их на службу обществу. Наличие этих тенденций мирового образовательного пространства требует всемерного внимания к вопросам высокого качества высшего образования, обеспечивающего наилучшим образом подготовленных выпускников, способных завтра стать видными представителями какой-либо сферы общества – составить общественную, профессиональную, творческую элиту страны.

Анализ и изучение литературы по проблеме показал, что различные аспекты сравнительной педагогики и методика сравнительно-педагогических исследований рассматриваются в работах Шривер Йюрген, А.Н. Джуринского, Б.С. Гершунского, Б.Л. Вульфсона, З.А. Мальковой, В.А. Капрановой, Г.К. Нургалиевой, А.К. Кусаинова.

Образовательную политику высшего образования США исследуют Э.Ю. Каверина, О.М. Карпенко, В.А. Арапова, В. Бакмастер, А.И. Галаган, Д.Б. Джонстоун, Ю.Ю. Рывчина, О.А. Замулин, Б.Г. Капустин, Д.Л. Константиновский, Н.Е. Покровский, Ю.М. Почта, В.В. Радаев, А.Н. Карташевич, С.А. Носков, Т.И. Скикевич, Е.А. Штокман, А.Е. Штокман, Д.К. Стивенсон, А.Н. Джуринский, Н.В. Тихомирова, Л.В. Шилова, И. Галушкина, В.Б. Супян, Т. Чинаева, З. Чулановой, Л. Михайлова, В.К. Елманова, Т.Ю. Сайпулаева, Д. Ленор, Р. Рой, А. Савельева, А.В. Хорошилов.

В Казахстане проблемы высшего образования в США рассматриваются в работах А.К. Кусаинова, Д.А. Асильбекова, А.Б. Куспанова, Х.М. Рахимбека, К. Токтыбаевой, С.И. Керимкуловой; cреднего образования – в работах З.У. Кенесариной, А.О. Искаковой и др.

Проблемы качества образования исследуются в работах С. Филатова, Д.Н. Хамхановой, Е. Борисова, В. Сенашенко, Р. Ткач, И. Матвеевой, Б. Искакова и др., дистанционного обучения в США и в Казахстане – в трудах Н.В. Тихомировой, Л.В. Шиловой, И. Галушкиной, Д.М. Джусубалиевой, А.К. Мынбаевой.

Следующую группу работ представляют исследования, касающиеся непосредственно системы образования в Казахстане, направлений и тенденций его реформирования и становления национальной модели образования. В этом плане представляют значительный интерес работы К. Кушербаева и Б. Дамитова, А. Ахметова, А.Е. Абылкасымовой, Х.М. Рахимбека, А.А. Нурмагамбетова. В них очень подробно, доказательно и поэтапно осуществляется анализ состояния, направлений и тенденций реформирования системы образования в Казахстане. Кроме того, авторы дают свое видение национальной модели образования, которая, на их взгляд, должна взять все лучшее из мирового опыта с учетом собственных культурных и образовательных особенностей.

Вопросы глобализации и интеграции, и мировых тенденций в системе образования освещаются в работах В.И. Андреева, В.А. Степанова, И.Г. Животовской, С.Л. Зарецкой, А.И. Галаган, И.В. Жуковской, Т.В. Черноморовой и др.

Однако во всех вышеназванных работах, вопросы значения и внедрения передового опыта и традиций западных вузов в отечественную педагогическую практику не получили однозначного и аргументированного решения.

Вместе с тем, всесторонний анализ работ вышеобозначенных ученых показал, что в мировом сообществе (США, Финляндия, Япония, Великобритания, Германия, Россия и пр.), как никогда раньше, полным ходом идет беспрецедентная по своим масштабам и направленности модернизация системы высшего образования.

Изучение опыта работы высшей школы Казахстана убеждают нас в том, что процесс перестройки высшего образования в соответствии с мировыми приоритетами протекает достаточно медленно. А между тем современный этап развития образования в мире характеризуется повышением интереса к опыту высшего образования в США, интенсивным использованием его в профессиональной подготовке будущих специалистов. Стремление Казахстана к интеграции в мировое образовательное пространство, к признанию наших дипломов и специалистов в странах цивилизованного мира обязывает нас проанализировать систему высшего образования США и выявить ее особенности, обратить внимание на то позитивное, что привнесено ими в развитие высшего образования в мире. Не просто зафиксировать позитивный опыт, а выявить и осмыслить его содержание, тенденции и возможность использования в практике вузов Казахстана.

Все вышеобозначенное свидетельствует о наличии очевидного противоречия между потребностью общества в приведении высшего образования РК в соответствие с мировыми тенденциями и реальным состоянием решения этого вопроса на практике. Данное противоречие определило проблему исследования: каковы тенденции и особенности развития высшего образования США. Отмеченная проблема и ее актуальность обусловили выбор темы настоящего исследования: «Особенности системы высшего образования США».

Цель исследования: разработка научно-обоснованных рекомендаций по использованию в Казахстане позитивного опыта высшего образования США.

Объект исследования: высшее образование США.

Предмет исследования: тенденции и особенности развития высшего образования США.

В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза: если использовать совокупный опыт высшего образования США в РК, то можно приблизить систему и качество подготовки специалистов в Казахстане до уровня мировых стандартов, т.к. американская система высшего образование является на сегодня наиболее успешной, продуктивной и конкурентоспособной.

В соответствии с проблемой, целью, гипотезой, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:


  1. Выявить тенденции и особенности развития высшего образования США.

  2. Раскрыть характерные особенности организации учебно-воспитатель-ного процесса и требования, предъявляемые к преподавательскому составу в ведущих вузах США.

  3. Разработать научно-обоснованные выводы и рекомендации по использованию положительного опыта США в области высшего образования РК.

Ведущая идея исследования: совершенствование процесса обучения и воспитания будущих специалистов в современной высшей школе Казахстана с помощью совокупного зарубежного опыта должно быть основано на существовании практически одинаковых приоритетных направлений, что станет базой для вхождения Казахстана в мировое образовательное пространство на равных.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют основные положения и принципы сравнительной педагогики – принцип диалектического подхода к рассмотрению многообразного педагогического опыта зарубежных стран, принцип объективности; системный, синергетический, комплексный, конкретно-исторический, культурологический подходы к развивающим системам.

Методы исследования: сравнительный, описательный анализ общенаучной, философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; сопоставительный, социологический анализ; систематизация и анализ количественных данных о развитии систем образования, выявление и анализ важнейших закономерностей и тенденций развития образования в исследуемых странах, сопоставление моделей высшего образования и образовательной политики в этих странах, теоретических установок и основных индикаторов совершенствования качества профессиональной подготовки будущих специалистов.

Научная новизна исследования:

  • раскрыты тенденции и особенности системы высшего образования США, яркое проявление которых делают ее конкурентоспособной во всем мировом образовательном пространстве;

  • выявлены характерные особенности организации учебно-воспитательного процесса в ведущих вузах США, а также требования к качественному отбору преподавательского состава и абитуриентов с учетом рыночных отношений;

  • разработаны научно обоснованные выводы и рекомендации по активному внедрению ряда преимуществ системы высшего образования США, учет которых позволит приблизить качество подготовки специалистов в Казахстане до уровня мировых стандартов.

Практическая значимость исследования:

- разработан спецкурс «Особенности системы высшего образования США», который может быть использован для студентов педагогических вузов, в системе ИПК преподавателей вузов, других учебных заведениях;

- разработаны рекомендации по усовершенствованию системы высшего образования в Казахстане в целом, профессиональной подготовке специалистов, в частности.

Материалы исследования позволили систематизировать и углубить имеющиеся представления о системе высшего образования США, требованиях, предъявляемых к преподавательскому составу по качественному предоставлению образовательных услуг;



Основные положения и выводы по теме диссертации могут быть использованы при реформировании системы высшего образования Казахстана, разработке требований к качественному отбору преподавателей и абитуриентов, разработке требований к качественной организации учебного процесса в вузах Казахстана, изучении курсов «История педагогики», «Педагогика», «Педагогика высшей школы».

База исследования: система высшего образования США; ведущие американские вузы, зарекомендовавшие себя в мировом образовательном пространстве.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на заседаниях и НУМКах кафедры педагогики КазНПУ им. Абая; на заседаниях Английского клуба при Университете Международного Бизнеса (UIB); на занятиях и заседаниях Казахстанско-Британского Университета; в сообщениях по основным аспектам исследования на международных научно-практических конференциях: «Экономические ориентиры на пути к ускоренной модернизации» (Алматы, 2005 год), «Наука и образование – ведущий фактор стратегии «Казахстан – 2030» (Караганда, 2005 год), «Проблемы и перспективы конкурентоспособной национальной экономики» (Алматы, 2006 год); в материалах научно-практической конференции студентов, магистрантов и профессорско-преподавательского состава Казахстанко-Британского технического университета (Алматы, 2005 год); на кафедральных методических советах, внутриуниверситетских научно-практических конференциях. Основные результаты исследования получили отражение в 8 научных статьях.

На защиту выносятся:

  1. Характеристика тенденций и особенностей развития системы высшего образования США.

  2. Инновационные подходы к качественному отбору преподавателей, абитуриентов и организации учебно-воспитательного процесса в ведущих вузах США.

  3. Научно-обоснованные выводы и рекомендации по внедрению в Казахстане ряда преимуществ американской системы высшего образования: децент-рализацию и академические свободы; разнообразие учебных учреждений, аналогов которых в Казахстане нет; многоступенчатую систему подготовки специалистов, отличную от казахстанской; традиции благотворительности, стимулируемые налоговым законодательством страны, позволяющие выпускникам и другим гражданам, различным бизнес-структурам поддерживать вузы, а также предоставлять благотворительные стипендиальные фонды, обеспечивающие талантливым студентам из семей со скромным достатком возможность обучения даже в самых дорогих учебных заведениях мира; систему социальной защищенности преподавателей предпенсионного и пенсионного возраста.

Достоверность и обоснованность результатов исследования были обеспечены: методологическими и теоретическими позициями автора; соответствием принципиальных положений исследования его целям и задачам; применением комплекса методов исследования, соответствующих предмету и задачам исследования; полученными результатами научно-исследовательской работы.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.

Во введении обоснованы актуальность и выбор темы исследования, охарактеризована степень разработанности проблемы в педагогической науке и практике. Определены цель, задачи исследования, объект и предмет, сформулированы гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, изложены положения, выносимые на защиту, представлены этапы проведенного исследования, приведены сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

В первом разделе «Состояние развития высшего образования США» выявляются тенденции и особенности развития высшего образования США, дается характеристика системы и структуры высшего образования США, раскрываются объемы ее финансирования.

Во втором разделе «Способы получения качественного высшего образования в США и состояние развития высшей школы Казахстана» раскрываются особенности организации учебно-воспитательного процесса в вузах США, дается оценка деятельности преподавателей в вузах США и требований, предъявляемых к ним в рамках предпринимательской деятельности, раскрываются особенности последипломной подготовки специалистов в Казахстане, представлено состояние развития высшей школы Казахстана и возможности применения положительного опыта США в ее реформировании.

В «Заключение» представлены научно-обоснованные выводы и рекомендации по использованию положительного опыта высшего образования США в РК.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Анализ и изучение работ по сравнительной педагогике В.И. Андреева, В.А. Капранова, Б.Л. Вульфсона, А.К. Кусаинова, Г.К. Нургалиевой и других позволили предопределить:

  1. Углубленное изучение образовательно-воспитательной практики других стран не только помогает усовершенствованию систем обучения в каждом из государств, прогнозированию будущих моделей воспитания и образования в своей стране, но и способствует распространению идей гуманизма в образовательно-культурном пространстве.

  2. Совершенствование процесса обучения и воспитания будущих специалистов в современной высшей школе Казахстана с помощью совокупного зарубежного опыта должно быть основано на существовании практически одинаковых приоритетных направлений, что станет базой для вхождения Казахстана в мировое образовательное пространство на равных.

  3. Преобразующая функция сравнительного анализа должна определяться доведением результатов изучения положительного зарубежного опыта до уровня переноса и преобразования в практические рекомендации для преподавателей, а прогностическая функция – проявляться в выявлении тенденций, разработке конкретных методов обучения, оправдывающих себя на практике.

Все вышесказанное и стало основой для изучения нами опыта США в области высшего образования с целью совершенствования качества обучения и воспитания будущих специалистов в Казахстане. Главные методологические вопросы, которые стояли перед нами, – это в какой мере и в каких формах возможно и целесообразно использовать достижения этой страны в обозначенном аспекте. Как по-новому взглянуть на имеющийся отечественный опыт обучения и воспитания будущих специалистов с учетом зарубежного, переосмыслить его, найти пути использования передовых идей в практике высших школ Казахстана. При этом мы учитывали мнение ученых о том, что изучение, выявление позитивных и негативных сторон различных социальных и педагогических процессов, происходящих в области образования за рубежом, важны для получения практически полезных знаний как основы последующего научного обсуждения (осмысления) и как предпосылки для дальнейшего проведения экспериментальной работы на национальном уровне в интересах развития теории и практики отечественной педагогики.

Целенаправленное изучение работ О.А. Замулина, Б.Г. Капустина, Д.Л. Константиновского, Н.Е. Покровского, Ю.М. Почты, В.В. Радаева, А.Н. Карташевич, С.А. Носкова, Т.И. Скикевич, Е.А. Штокман, А.Е. Штокман, Д.К. Стивенсона, А.Н. Джуринского, Н.В. Тихомировой, Л.В. Шиловой, И. Галушкиной, В.Б. Супян, Т. Чинаевой, З. Чулановой, Л. Михайловой, В.К. Елманова, Т.Ю. Сайпулаева, Д. Ленор, Р. Рой, А. Савельевой, А.В. Хорошилова, А.К. Кусаинова, Д.А. Асильбекова, А.Б. Куспанова, Х.М. Рахимбека, К. Токтыбаевой и других по проблемам высшего образования США позволило нам уяснить следующее:



  • На сегодняшний день высшее образование наиболее динамично развивается в США. Образовательная стратегия в Америке, система высшего образования в частности, признана в мировом образовательном сообществе как наиболее эффективная, успешная.

  • Общей целью высшей школы США считается подготовка образованного, наделенного индивидуальной ответственностью, прагматичного человека, способного к систематическому мышлению, верным оценочным суждениям и творческой деятельности.

В соответствии с данной целью перед американским высшим образованием стоит задача: осуществить широкий доступ к качественному образованию. Каждый студент не просто должен получить определенное, что называется, «нормальное» образование, окончив курсы или учебное заведение, важно, чтобы образование позволяло ему постоянно превосходить эту «норму», все время достигать большего, потому что мир вокруг постоянно развивается и ставит все новые и новые задачи. Поэтому и качество обучения должно быть выше. Это требование времени в американском вузовском сообществе обозначено так: нужно больше студентов, которые опережали бы себя и время. Один из механизмов решения этой задачи – программа American Competitiveness Initiative (Развитие американской конкурентоспособности») (И. Галушкина). На достижение данной цели и решение поставленных задач нацелена вся система высшего образования США.

Следуя данным положениям, мы решили выяснить: каковы особенности и тенденции развития системы высшего образования США, учет которых позволил бы приблизить систему и качество подготовки специалистов в Казахстане до уровня мировых стандартов.

В ходе исследования нами было выяснено: важнейшими тенденциями, характерными для системы высшего образования США, являются: глобализация, технологизация, компьютеризация, интернационализация, стремление посредством глобализации, технологизации, компьютеризации и интернационализации высшей школы, а также все увеличивающих объемов ее финансирования, как со стороны государственных, так и частных структур, укрепить свои позиции на мировом рынке образования.

Яркое проявление данных тенденций в системе высшего образования США делают ее высококонкурентной во всем мировом образовательном пространстве.

Свидетельством высокой конкурентоспособности системы высшего образования США, а следовательно, и качества образования в целом, можно судить по таким показателям, как то, что данная система дала миру наибольшее количество выдающихся специалистов и фундаментальных исследований, чем любая другая. В итоге Соединенные Штаты оставили далеко позади другие страны по числу лауреатов Нобелевских премий (168 человек); лучше, чем любая другая страна в мире, гармонирует с потребностями промышленности, с крупнейшими корпорациями, а также с большими и малыми фирмами; принимает к себе все возрастающие потоки студентов со всего мира на последипломную подготовку. Многие европейские светила в различных областях знаний считают за честь приезжать сюда и читать лекции. Получив высшее образование в США, можно рассчитывать на перспективную карьеру в любой стране мира (американские дипломы на мировом рынке труда сегодня находятся вне конкуренции).

Являясь мировым лидером по приему студентов из-за рубежа (cегодня в США получают образование более 600 тыс. иностранцев, что составляет почти половину от общего числа иностранных граждан, обучающихся за рубежом, и почти 3,5 % от общего студенческого контингента), американская система высшего образования показала себя весьма успешной для подготовки дипломированных специалистов, которые считаются лучшими или одними из лучших в мире в своих областях знаний.

Иностранных граждан привлекает в США: наличие профессоров с мировым именем и преподавателей, не только виртуозно владеющих своим предметом, но и сумевших сказать в нем новое слово; обучение по дисциплинам, наиболее востребованным на международном рынке труда; высокое качество большинства академических программ, их практическая направленность; наилучшие условия для научной работы; возможность пользоваться и работать в современных лабораториях и библиотеках, регулярно пополняемых новыми изданиями со всего света, отличная технологическая база и новейшая вычислительная техника; организация учебного процесса, а также быта и досуга студентов. К числу наиболее популярных специальностей, привлекающих зарубежных студентов, относятся бизнес, менеджмент, право, медицина, инженерные и естественные науки, физика, математика и информатика (Е.А. Штокман, А.Е. Штокман, Д.А. Асильбекова).

Сегодня в США под влиянием глобализации, технологизации, интернационализации, все усиливающихся рыночных отношений, а также стремления быть все время на гребне конкурентоспособности идет «активное преобразование всех университетов как государственных, так и частных, в экономические корпорации, которые управляются как корпорации, но корпорации особого рода – связанные с производством и распространением знаний. Отсюда все без исключения (государственные и частные) учебные заведения выступают самостоятельными игроками на рынке образовательных услуг, что принципиально меняет природу высшего образования США. Отныне оно становится предпринимательством со всеми вытекающими последствиями: все звенья университетской структуры самоопределяются по признакам конкурентоспособности и доходности» (О.А. Замулин и др.). В этой связи нельзя не отметить, что сегодня более 1 тысячи американских университетов и колледжей (или около 1/3 всех вузов) организовали кооперативное обучение с участием десятков тысяч фирм, банков, юридических контор, лечебных заведений и т.д., при которых студенты высших учебных заведений как государственных, так и частных проходят стажировку (Г.Е. Зборовский).

Основная идея кооперативной формы обучения состоит в том, что работа на производстве является неотъемлемой частью учебного процесса и должна систематически чередоваться с академическими занятиями в стенах учебного заведения. Особенно широкого распространения она достигла в технологических университетах и политехнических колледжах (В.И. Байденко, Л.И. Фалюшина).

Важнейшим преимуществом и особенностью системы высшего образования США является децентрализация управления высшим образование и академические свободы. В США нет государственной монополии на создание учебных заведений. Номенклатуру специальностей, по которым производится обучение, стандарты, типовые программы учебных дисциплин, правила приема студентов и аспирантов, порядок оплаты обучения, направления научных исследований и другие вопросы деятельности вузов определяют сами университеты и колледжи. Согласно американскому законодательству, вопросы образования находятся в компетенции штатов. В каждом штате имеется комиссия по образованию. Она вносит предложения по совершенствованию законов штата, регулирующих образование, определяет финансирование вузов. Независимость университетов, отсутствие официальных стандартов, структуры и содержания образовательных и типовых учебных программ позволяют вузам самостоятельно строить учебный процесс, выбирать, какие курсы считать обязательными и иметь ли таковые вообще, какую нагрузку на преподавателей считать нормальной и как оплачивать их труд, как организовать прием в вузы и по какой системе оценивать работу преподавателей и студентов. В США считается: без децент-рализации и наличия таких академических свобод невозможна здоровая конкуренция между штатами, и, соответственно между вузами, в предоставлении качественного образования.

Другой особенностью системы высшего образования США является разнообразие образовательных учреждений – от небольших 2-х и 4-х годичных колледжей с гуманитарным уклоном до крупных государственных и частных университетов, дающих элитное образование, а также специальных исследовательских и корпоративных университетов, аналогов которым нет в Казахстане, что позволяет студентам выбирать то учебное заведение, которое наилучшим образом отвечает их образовательным потребностям (Э.Ю. Каверина, Л. Михайлова, В. Бакмастер, Стивенсон Дуглас, В.К. Елманова, А.К. Кусаинов, А.Б. Куспанов).

Американские исследовательские университеты выполняют три основные функции:

1)предоставляют населению страны высшее образование;

2)проводят научные исследования;

3)внедряют в производство результаты научных исследований (Каверина Э.Ю).

Именно во взаимодействии этих трех функций, по мнению ученых, и заключается сила современного американского университета, что делает его наиболее приемлемым высшим учебным заведением в современных условиях.

Крупнейшими исследовательскими университетами являются, как правило, частные учебные заведения; неисследовательскими - государственные университеты штатов и крупных городов.

Как видим, высшая школа США включает широкий диапазон учебных заведений, в том числе и двухгодичные колледжи. Создание системы двухгодичных колледжей говорит о формировании не двухступенчатой, а трехступенчатой высшей школы, где первой ступенью является не четырехгодичный, а двухгодичный колледж.

Все исследователи отмечают, что качество образования в США обеспечивается прежде всего преемственностью различных уровней высшего образования (таблица 1).


следующая страница>


Особенности системы высшего образования США 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая

465.82kb.

17 12 2014
3 стр.


Гендерные идеи в истории педагогической мысли Казахстана 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика
418.21kb.

17 12 2014
3 стр.


Психолого-педагогические основы воспитательной работы с осужденными 13. 00. 01. Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая

701.41kb.

25 12 2014
4 стр.


Теоретико-методологические основы полиязычного образования 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре теории и методики психолого-педагогической и дошкольной подготовки Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова

713.06kb.

25 12 2014
3 стр.


Педагогическое управление межличностными конфликтами подростков в общеобразовательной школе 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика
425.79kb.

25 12 2014
3 стр.


Развитие способностей учащихся к гуманитарному творчеству в условиях общеобразовательных школ 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре педагогики Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова

455.56kb.

25 12 2014
3 стр.


Научно-педагогические основы формирования ответственности подростков в воспитательном процессе общеобразовательной школы 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре общей педагогики Павлодарского государственного педагогического института

394.45kb.

25 12 2014
2 стр.


Педагогические взгляды А. А. Диваева 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена в Южно-Казахстанском государственном университете им. М. О. Ауезова

421.16kb.

25 12 2014
2 стр.